В каком году россия присоединилась к конвенции по налогам 1998

Опубликовано: 26.04.2024

Конвенция
между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал
(Мадрид, 16 декабря 1998 г.)

ГАРАНТ:

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Испания, желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал,

согласились о нижеследующем:

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Мадриде 16 декабря 1998 года в двух экземплярах на русском, испанском и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае расхождения при толковании будет применяться текст на английском языке.

При подписании Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал нижеподписавшиеся согласились о нижеследующих положениях, которые являются неотъемлемой частью Конвенции:

I. а) В Испании, понимается, что ссылка на политические подразделения сделана в отношении " автономных сообществ ", а ссылка на местные органы власти относится к " местным органам ", которые определяются в соответствии с Испанской Конституцией от 27 декабря 1978 года и соответствующими законами.

b) В России, понимается, что политические подразделения означают субъекты Федерации, которые определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

II. Платежи, полученные в качестве возмещения за использование или предоставление права использования морских или воздушных судов на основе бербоут-чартера или контейнеров в международных перевозках, подлежат налогообложению только в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является получатель таких платежей.

Применительно к Испании, понимается, что дивиденды освобождаются от налога в том случае, когда вычет всей суммы испанского налога, относящегося к таким дивидендам, предоставляется действующим в настоящее время испанским законом или любым другим положением, которое может быть приняло в будущем, устанавливающим в основном аналогичный режим.

Понимается, что термин " дивиденды " включает доход от ликвидации компании.

V. В отношении статей 10, 11, 12 и 13

a) Независимо от положений настоящей Конвенции, компании, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, в капитале которой лица, не являющиеся резидентами этого Государства, владеют, прямо или косвенно, более 50 процентами участия, не будут предоставляться льготы, предусмотренные Конвенцией в отношении дивидендов, процентов, роялти и прироста стоимости имущества, возникающих в другом Договаривающемся Государстве. Настоящее положение не применяется, когда упомянутая компания осуществляет значительные коммерческие операции в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого она является, иные, чем простое участие в капитале или имуществе.

b) Компании, которая в соответствии с предыдущим подпунктом не имела бы право на преимущества Конвенции в отношении вышеупомянутых видов дохода, могут быть предоставлены такие преимущества, если компетентные органы Договаривающихся Государств договорятся в соответствии со статьей 25 настоящей Конвенции о том, что образование компании и осуществление ею операций основываются на обоснованных коммерческих причинах и, таким образом, не имеют своей основной целью получение таких преимуществ.

Понимается, что поездка артистов и спортсменов финансируется "в существенной мере" за счет средств государственных фондов, когда 75 процентов или более всех транспортных, гостиничных и суточных расходов оплачивается за счет фондов такого происхождения.

Понимается, что положения статьи 24 не препятствуют применению Договаривающимся Государством его внутреннего законодательства, касающегося недостаточной капитализации.

Применительно к России, понимается, что выражение "налоги любого вида и содержания" не включает таможенные платежи.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

Совершено в Мадриде 16 декабря 1998 года в двух экземплярах на русском, испанском и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае расхождения при толковании будет применяться текст на английском языке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (Мадрид, 16 декабря 1998 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 13 июня 2000 г. N 81-ФЗ

Конвенция вступила в силу 13 июня 2000 г.

Применяется в отношении налогов с 1 января 2001 г.

Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г., N 48, ст. 4633, в Бюллетене международных договоров, февраль 2001 г., N 2

(с изменениями на 13 июня 2009 года)

Документ с изменениями, внесенными:

* Конвенция вступила в силу 30 ноября 1998 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Итальянской Республики,

желая заключить Конвенцию для избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и для предотвращения уклонения от налогообложения, а также с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Лица, к которым применяется Конвенция

Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Конвенция

1. Настоящая Конвенция применяется к налогам на доходы и капитал, взимаемым от имени каждого Договаривающегося Государства или его политического или административного подразделения или местного органа власти, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода, общей суммы капитала или с отдельных элементов дохода или капитала, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, а также налоги на доходы от прироста стоимости капитала.

3. Существующими налогами, к которым применяется настоящая Конвенция, являются, в частности:

(а) применительно к Российской Федерации:

1 - налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

2 - подоходный налог с физических лиц;

3 - налог на имущество предприятий;

4 - налог на имущество физических лиц

(далее именуемые "российский налог");

(b) применительно к Италии:

1 - индивидуальный подоходный налог (l'imposta sul reddito delle persone fisiche);

2 - корпоративный подоходный налог (l'imposta sul reddito delle persone giuridiche);

3 - региональный налог на производственную деятельность ("l'imposta regionale sulle attivit produttive").

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2012 года Международным протоколом от 13 июня 2009 года. - См. предыдущую редакцию)

независимо от того, удерживаются они у источника или нет (далее именуемые "итальянский налог").

4. Настоящая Конвенция применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, взимаемым после даты подписания настоящей Конвенции в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.

Статья 3

1. В настоящей Конвенции, если из контекста не вытекает иное:

(а) термин "Россия" означает Российскую Федерацию и при использовании в географическом смысле означает ее территорию, включая внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также исключительную экономическую зону и континентальный шельф, где Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с нормами международного права и федеральным законодательством;

(b) термин "Италия" означает Итальянскую Республику и при использовании в географическом смысле означает ее территорию, включая внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, и включает любой район за пределами территориальных вод Италии, который в соответствии с нормами международного права и законодательством Италии в отношении разведки и разработки природных ресурсов может быть определен как район, где Италия может осуществлять свои права в отношении морского дна, морских недр и природных ресурсов;

(с) термины "Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают Россию или Италию, в зависимости от контекста;

(d) термин "лицо" включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц;

(е) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое для целей налогообложения рассматривается как корпоративное объединение;

(f) термины "предприятие одного Договаривающегося Государства" и "предприятие другого Договаривающегося Государства" означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;

(g) термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием, являющимся резидентом одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такое морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;

(h) термин "национальное лицо" означает:

(i) все физические лица, имеющие гражданство Договаривающегося Государства;

(ii) все юридические лица, товарищества и ассоциации, получившие такой статус в соответствии с действующим законодательством Договаривающегося Государства;

(i) термин "компетентный орган" означает:

(i) применительно к России - Министерство финансов Российской Федерации или его уполномоченных представителей;

(ii) применительно к Италии - Министерство экономики и финансов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2012 года Международным протоколом от 13 июня 2009 года. - См. предыдущую редакцию)

2. При применении настоящей Конвенции Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в ней, имеет то значение, если в зависимости от контекста не предусмотрено иное, которое придается ему законодательством этого Договаривающегося Государства в отношении налогов, к которым применяется настоящая Конвенция.

Статья 4

1. Для целей настоящей Конвенции термин "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в таком Государстве только в отношении дохода из источников, находящихся в этом Государстве.

2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его статус определяется следующим образом:

(а) оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жилищем. Если оно располагает постоянным жилищем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

(b) если Договаривающееся Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, где оно обычно проживает;

(с) если оно обычно проживает в обоих Договаривающихся Государствах или ни в одном из них, оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, национальным лицом которого оно является;

(d) если оно является национальным лицом обоих Договаривающихся Государств или ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного руководства.

Статья 5

1. Для целей настоящей Конвенции термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.

2. Термин "постоянное представительство", в частности, включает:

(а) место управления;

(f) шахту, скважину или любое другое место добычи природных ресурсов;

(g) строительную площадку или строительный, сборочный или монтажный объект, существующий в течение периода, превышающего 12 месяцев.

3. Считается, что термин "постоянное представительство" не включает:

(а) использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

(b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;

(с) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию исключительно для цели переработки другим предприятием;

(d) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

(е) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели рекламы, для предоставления информации, для научных исследований или любой другой аналогичной деятельности подготовительного или вспомогательного характера для предприятия.

4. Если лицо, иное чем агент с независимым статусом, в отношении которого применяется пункт 5, осуществляет деятельность в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого Договаривающегося Государства, то считается, что оно образует постоянное представительство в первом упомянутом Государстве, если оно имеет и обычно использует в этом Государстве полномочия заключать контракты от имени такого предприятия, за исключением случаев, когда его деятельность ограничивается закупкой товаров или изделий для этого предприятия.

5. Предприятие одного Договаривающегося Государства не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в таком другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

6. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства, контролирует или контролируется компанией, которая является резидентом другого Договаривающегося Государствая_ я. или которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (через постоянное представительство либо каким-либо иным образом), сам по себе не превышает любую из этих компаний в постоянное представительство другой.

Статья 6

Доход от недвижимого имущества

1. Доход, получаемый резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Термин "недвижимое имущество" определяется в соответствии с законодательством Договаривающегося Государства, в котором находится рассматриваемое имущество. Термин в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения общего законодательства, касающегося земельной собственности. Узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов, также рассматриваются в качестве недвижимого имущества. Морские, речные и воздушные суда не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

3. Положения пункта 1 применяются к доходу, получаемому от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества.

4. Положения пунктов 1 и 3 применяются также к доходу от недвижимого имущества предприятия и к доходу от недвижимого имущества, используемого для осуществления независимых личных услуг.

Статья 7

Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного представительства разрешаются вычеты расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.

Протокол подписан 5 июня 2018 года в Вене.

Проект федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокол к ней, подписанные в Москве 13 апреля 2000 года» (далее соответственно – законопроект, Протокол, Конвенция) внесён Минфином и МИД России.

Протокол подписан 5 июня 2018 года в Вене.

Изменения в Конвенцию обусловлены изменившимися условиями экономической деятельности, изменениями законодательства о налогах и сборах как в России, так и в Австрии, развитием двусторонних экономических связей и международных тенденций в области налогообложения, в частности, касающихся обмена информацией и борьбы со злоупотреблениями.

В целях стимулирования взаимных инвестиций и создания условий благоприятного режима налогообложения для организаций, задействованных в двусторонних российско-австрийских инвестиционных отношениях, уточняются положения статьи 10 «Дивиденды» Конвенции, устанавливающие 5-процентную ставку налога на дивиденды у источника (при условии владения не менее 10% капитала компании, выплачивающей дивиденды). Это позволит применять её не только в отношении крупных, но также средних и малых компаний. Эта статья также дополнена положениями, позволяющими облагать у источника выплаты доходы по паям паевых инвестиционных фондов, включая фонды недвижимости.

По инициативе Российской Стороны Протокол дополняет статью «Доходы от прироста стоимости имущества» Конвенции новым пунктом, положения которого позволяют осуществлять налогообложение доходов от отчуждения акций компаний или аналогичных прав в компании, более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, в том Договаривающемся Государстве, где расположено это недвижимое имущество.

В соответствии с современными требованиями международного сотрудничества в налоговой области изложена статья 26 «Обмен информацией» в новой редакции. Положения этой статьи будут полностью соответствовать требованиям ОЭСР, «Группы 20» и Глобального форума по транспарентности и обмену налоговой информацией и позволят России повысить эффективность обмена налоговой информацией между налоговыми органами России и Австрии по любым налогам.

В частности, Протокол содержит положения, не позволяющие отказать в предоставлении информации, запрашиваемой другим Договаривающимся Государством, только на основании отсутствия заинтересованности в такой информации у запрашиваемого Договаривающегося Государства для собственных налоговых целей, а также на основании того, что такой информацией располагают банки и другие кредитные организации, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие, или если такая информация относится к правам владения каким-либо лицом.

Протокол содержит положения, соответствующие требованиям Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS), ограничивающие злоупотребления положениями Конвенции. А именно положения, согласно которым резиденту Договаривающегося Государства не предоставляются в другом Договаривающемся Государстве льготы и преимущества, устанавливаемые Конвенцией, в виде снижения налоговой ставки или освобождения от уплаты налогов, в случае если одной из основных целей такого резидента было получение льгот.

Протоколом зафиксирован взаимный отказ от легализации и апостилирования любых документов и информации, выдаваемых и направляемых компетентными органами как России, так и Австрии для применения Конвенции.

Кроме того, Протокол приводит в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации названия российских налогов Конвенции.

В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» Протокол подлежит ратификации, так как содержит правила, отличные от предусмотренных российским законодательством.

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.


9 мин

Информационное письмо о начале применения РФ Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" (Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting, "Multilateral Instrument" или "MLI") c 01 января 2021 года.

1. MLI разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как «надстройка» над СИДН (соглашениями об избежании двойного налогообложения). Цель MLI – ограничить злоупотребления (двойное не-налогообложение, treaty shopping) положениями международных СИДН.

2. MLI изменяет или уточняет отдельные положения действующих СИДН (не заменяя при этом сами СИДН). Текст MLI содержит опции – варианты правовых решений отдельных вопросов трансграничного налогообложения. Такие опции применяются с учётом оговорок, которые вправе сделать государства при ратификации MLI. (Оговорки, сделанные РФ, содержатся в Федеральном Законе от 01.05.2019 N 79-ФЗ "О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения").

3. Согласно Информационному сообщению Минфина РФ («О вступлении в силу многосторонней «Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы. », Дата публикации: 20.12.2019) MLI содержит следующие требования минимального стандарта, которые будут применяться к СИДН:

замена существующих преамбул соглашений;

правила о взаимосогласительных процедурах;

требования по корректировке прибыли ассоциированных предприятий.

4. Как указано выше, Россия выбрала совокупность двух предусмотренных MLI механизмов ограничения льгот:

тест основной цели (principal purpose test, PPT). Тест основной цели позволяет национальным налоговым органам отказать в применении льгот по СИДН, если применение таких льгот было не только основной, но и одной из основных целей структурирования сделок.

упрощённое ограничение льгот (simplified limitation of benefits, S-LOB). Данный механизм заключается в требованиях о соответствии получателя дохода жестким, формально определенным критериям с возможностью предоставления льгот иным лицам, претендующим на получение налоговых преимуществ, компетентным органом лишь при условии, что будет доказано отсутствие у таких лиц, не выполняющих формальные критерии, основной цели получения льгот по СИДН.

5. Важно: Большинство стран для соглашений с Россией выбрали тест основной цели, поэтому механизм упрощённого ограничения льгот с такими странами не будет применяться.

6. Чтобы оценить, меняются ли правила налогообложения трансграничных операций резидента РФ с резидентом другой страны, нужно определить, вступила ли в силу MLI для этого государства и какие оговорки сделаны при ее ратификации в отношении СИДН этой страны с Россией. В данной связи Минфин РФ выпустил и разместил на своем официальном сайте очередное Информационное сообщение («О начале применения Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения», дата публикации: 20.01.2021), где перечислил страны, при осуществлении выплат в которые необходимо свериться с MLI, усложняющей применение льгот. Так, с 1 января 2021 конвенцию MLI нужно применять:

для налогов в полном объеме при работе с контрагентами из 27 государств. Среди них популярные у бизнеса Нидерланды, Люксембург (полный список 27 стран см. в Приложении 1);

для налогов у источника при работе с партнерами из 7 стран: Кипра, Чехии, Индонезии, Казахстана, Кореи, Португалии и Саудовской Аравии (для прочих налогов к резидентам данных стран конвенция будет применяться с 2022 года).

7. ОЭСР, со своей стороны, предлагает вспомогательные материалы к MLI, доступные по ссылке (короткий вариант ссылки – oe.cd/mli), включая матрицу для проверки статуса MLI и её отдельных положений.

ОЭСР рекомендует странам заново опубликовать имеющиеся СИДН с учётом изменений, вносимых MLI, для чего предлагает инструкцию.

8. Ключевыми для MLI являются положения об ограничении льгот, предусмотренных СИДН,- в частности, это касается освобождений от налога, удерживаемого у источника выплаты, и сниженных ставок налога в отношении облагаемых выплат (дивидендов, процентов, роялти и т.п.).

9. Упрощенные положения об ограничении льгот представляют собой формальный набор требований к лицу, претендующему на льготы по СИДН, – льготы должны быть предоставлены так называемым «квалифицированным лицам (физические лица, государство либо его политическое подразделение, лица, основной класс акций которых торгуется на бирже, некоторые некоммерческие организации и т.д.).

Помимо квалифицированных лиц льготы смогут применить лица, осуществляющие активную предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что Конвенция напрямую исключает из «активной предпринимательской деятельности» деятельность холдингов, предоставление группового финансирования (включая кэш-пулинг), осуществление или управление инвестициями (за исключением профессиональных участников рынка). Если резидент не является «квалифицированным лицом» и не имеет права на льготы по иным основаниям (предусмотренным MLI), то компетентный орган договаривающегося государства вправе предоставить льготы по СИДН, если такой резидент докажет, что ни его создание (приобретение или содержание в группе), ни осуществление им операций не имели одной из своих основных целей получение преференций по СИДН.

10. Для целей применения пониженных налоговых ставок в отношении дивидендов MLI вводит требование о непрерывном сроке участия в организации на протяжении 365 календарных дней. Это правило дополняет, но не отменяет действующие в СИДН условия.

11. MLI вносит существенные изменения в налогообложение постоянного представительства:

a) MLI сужает определение «подготовительной и иной вспомогательной деятельности». В случае выявления налоговыми органами злоупотреблений в действиях налогоплательщика в виде структурирования единого бизнеса таким образом, когда каждая из бизнес-единиц исполняет отдельные операции, носящие подготовительный или вспомогательный характер и по отдельности не приводящие к образованию постоянного представительства, такая структура в целом может быть признана постоянным представительством для целей налогообложения.

b) MLI ограничивает льготы, связанные с постоянными представительствами (отсутствием постоянного представительства):

если зависимый агент не только систематически подписывает договоры от имени компании, но также играет основную роль в их заключении, то такая деятельность образует постоянное представительство;

не приводят к образованию постоянного представительства виды деятельности, указанные в соглашениях, и деятельность, которая имеет подготовительный или вспомогательный характер. В остальных случаях образуется постоянное представительство и его доход облагается налогом;

запрещено разделение контрактов по времени с целью избежания образования постоянного представительства. Россия сделала оговорку, что данные нормы не будут применимы для нее в ряде СИДН, связанных с разведкой и добычей природных ресурсов (в частности, СИДН с Норвегией и Нидерландами).

страна источника дохода вправе получить налог от постоянного представительства, расположенного в третьем государстве. Правило применяется, когда такой доход облагается по пониженным ставкам в третьем государстве и освобождается от налогообложения в стране резидентства головного офиса. MLI предусматривает отказ в льготах по СИДН при выплате дохода резиденту страны СИДН из другой страны СИДН, если первая страна относит этот доход к постоянному представительству в третьей стране (где такой доход подлежит пониженному налогообложению).

12. Лица с двойным налоговым резидентством

Для определения налоговых обязанностей лиц с двойным налоговым резиденством Россия будет применять взаимосогласительные процедуры, но не тест «места эффективного управления».

13. Взаимосогласительные процедуры

Все споры между российскими и иностранными компетентными органами могут быть разрешены только в рамках взаимосогласительной процедуры.

14. Предупреждение о рисках и рекомендации

В связи с вышеизложенным сообщаем, что:

а) ранее не облагаемые налогами в РФ операции с Вашими иностранными контрагентами:

могут быть признаны облагаемыми налогом на доходы (прибыль);

могут стать объектом для самостоятельной уплаты НДС постоянным представительством в случае создания условий для его возникновения;

б) пониженные ставки налога на прибыль, установленные СИДН, могут оказаться неприменимыми.

Рекомендуем совместно с Вашими контрагентами оценить, насколько изменение правил налогообложения трансграничных операций по СИДН влияет на ваши взаимоотношения. Иностранные контрагенты должны, помимо прочего:

определить, вступила ли в силу MLI для государства их инкорпорации и какие оговорки сделаны при ее ратификации в отношении СИДН с Россией;

протестировать свою деятельность на предмет возникновения постоянного представительства в РФ с учетом новых подходов MLI;

провести тест основной цели в соответствии с положениями MLI.

Минфин РФ (в Письме от 28 июля 2020 г. N 03-08-05/65902) указывает, что законодатель не ограничивает налогоплательщиков каким-либо перечнем документов, необходимых для подтверждения соответствия принципу основной цели для целей применения льгот по СИДН, отдавая предпочтение содержательной части информации. При этом для такого подтверждения могут быть представлены документы, содержащие в том числе информацию:

о наличии и размере налоговой выгоды от применения международного договора, ожидаемой налогоплательщиком при совершении сделки (операции);

о наличии и оценке коммерческой (деловой) выгоды, ожидаемой налогоплательщиком при совершении сделки (операции);

о соотношении размера ожидаемой налоговой выгоды от применения льгот по международному договору и ожидаемой коммерческой (деловой) выгоды от совершения сделки (операции);

документы, обосновывающие наличие резидентства в одном из Договаривающихся Государств, отражающие структуру собственности и изменения в ней, характер и объем деятельности в стране резидентства.

С учетом отсутствия каких-либо практических разъяснений Минфина по применению MLI рекомендуем по вопросам, вызывающим сомнения, направлять письменные запросы в Минфин РФ, получать консультации из нескольких источников.

06.05.2020 на сайте Минфина РФ появилось информационное сообщение[1] о начале применения многосторонней Конвенции от 24 ноября 2016 года по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, далее – «MLI»). Конвенция начнет применяться с 1 января 2021 года.

Принятие конвенции направлено на борьбу c уклонением от уплаты налогов и со злоупотреблениями применения соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»), она также призвана ввести ограничения на злоупотребление использованием налоговых льгот. Конвенция была разработана Организацией экономического сотрудничества и развития («ОЭСР»).


Напомним, что Конвенция MLI была подписана еще в июне 2017 года. Россия ратифицировала ее в мае 2019 года. Среди стран, подписавших конвенцию, в том числе Кипр, Люксембург, Швейцария, Австрия, Великобритания, Голландия и иные часто используемые при создании международных структур. Необходимо отметить, что Россия не заключила СОИДН со Швейцарией, Германией и Швецией и не включила их в список стран, с которыми она планирует применять MLI. Это означает, что СОИДН с этими странами изменены не будут. Полный список стран, с которыми Россия планирует применять MLI, перечислен в Законе о ратификации MLI.

Обязательные положения

Благодаря Конвенции MLI стало возможным вносить изменения в уже действующие СОИДН. Страны-участницы конвенции сами выбирают набор статей конвенции, которые будут применяться к тем или иным отношениям. Однако есть и обязательный стандарт, к которому должны присоединиться все страны-участницы. Это положения, ради которых создавалась эта конвенция, в частности положения о злоупотреблении СОИДН и положения о разрешении споров. Россия при подписании конвенции выбрала самый широкий стандарт, т.е. будет использовать все возможности, предоставляемые конвенцией.

Конвенция вводит обязательный минимальный стандарт, который обязаны применять все страны-участницы конвенции. Это относится только к применению правил, предусмотренных Конвенцией. Обязательный минимальный стандарт может быть выполнен одним из трех способов.

  1. «Тест на основную цель» (Principle Purpose Test). Это запрет на использование льготы, если основной целью является ее получение. Соответственно, для применения льготных ставок необходимо доказать, что у транзакции была реальная экономическая цель, отличная от цели неуплаты налогов.
  2. «Тест на основную цель» и «Упрощенные положения об ограничении льгот (simplified LoB)». Для применения льгот для юридических лиц необходимо будет доказать, что доход возникает в связи с активной деятельностью компании, что фактически означает неприменение льгот для холдинговых, финансовых и инвестиционных компаний.
  3. Иные способы, не установленные МLI, которые могут быть предусмотрены в СОИДН или на уровне национального законодательства, направленные на неприменение льгот кондуитными компаниями, т.е. компаниями, не ведущими активную предпринимательскую деятельность, и созданным исключительно для целей получения налоговых льгот, предусмотренных СОИДН.

Ранее принцип наличия «деловой цели» в сделке на уровне национального российского законодательства закреплен не был, однако он был сформирован на уровне судебной практики и фактически применялся как налоговыми органами и судами. Таким образом, это понятие не является чем-то новым для правоприменительной практики России.

Опциональные положения, применяемые Россией

Опциональные положения применяются, если обе страны, между которыми происходит операционная деятельность компании, решили применять их к своим СОИДН.

Применение льготных ставок при выплате дивидендов. (Применимо в отношении СОИДН с Аргентиной, Арменией, Нидерландами, Кипром, Гонконгом, Люксембургом, Сингапуром)

Национальным законодательством стран устанавливается определенная ставка налогообложения. При этом СОИДН, как правило, предусматривают уменьшенную льготную ставку, если компания, получатель дивидендов, предоставит документы, подтверждающие, что она является налоговым резидентом страны-участницы СОИДН.

До применения MLI: условия для применения льготной ставки должны были выполняться на день выплаты.

Согласно правилам MLI: теперь для применения пониженных ставок, помимо уже установленных СОИДН критериев, требуется выполнение критерия о сроке владения долями участия компании, выплачивающей дивиденды. Срок владения долями участия должен составлять не менее 365 дней, включая день выплаты дивидендов..

Ограничения при отчуждении акций (долей участия) компаний владеющих недвижимостью (Применимо в отношении СОИДН с Нидерландами, Сингапуром, Австрией и другими странами).

До применения MLI: такое ограничение было установлено на уровне национального законодательства России. В большинстве СОИДН такого положения не было и соответственно данная норма применялась крайне редко, большей частью тогда, когда между странами не было заключено СОИДН.

Согласно правилам MLI: закрепляется, что доходы от реализации акций (долей) российских компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимым имуществом в РФ, должны облагаться налогом в РФ вне зависимости от того, что СОИДН может предусматривать освобождение от налогообложения данного дохода в РФ. Доля недвижимости в общих активах компании, чьи доли/акции были реализованы, должна быть определена за каждый из 365 дней, предшествующих реализации долей/акций

Постоянное представительство и зависимый агент. (Применимо в отношении СОИДН с Францией, Аргентиной, Арменией)

До применения MLI: положение о зависимом агенте применялись и ранее как на основе национального законодательства РФ, так и на основе большинства СОИДН. Концепция зависимого агента состоит в том, что факт наличия постоянного представительства иностранной компании на территории иностранного государства признается в том случае, если она действует на территории иностранного государства через другое лицо, которое не предоставляет агентские услуги на профессиональной основе.

Согласно правилам MLI: конвенция MLI предусматривает, что, если агент систематически заключает договоры от имени иностранной компании, такая деятельность является деятельностью зависимого агента и приводит к образованию постоянного представительства и необходимости уплаты налога в той стране, где действует агент с зависимыми статусом. Данное правило не распространяется на агентов с независимым статусом, которые действуют в рамках своей обычной деятельности, комиссионной, брокерской или агентской.

Вспомогательные и подготовительные услуги, Строительная площадка

До применения MLI: деятельность вспомогательного и подготовительного характера (их перечень определялся НК РФ и СОИДН) не приводила к образованию постоянного представительства.

Деятельность строительной площадки приводила к образованию постоянного представительства, если продолжалась в течение определенного срока обозначенного в СОИДН (обычно 6 или 12 месяцев)

Согласно правилам MLI: правило, согласно которому деятельность подготовительного и вспомогательного характера не приводит к образованию постоянного представительства, будет отменено.

Теперь вводится положение, согласно которому запрещено избежание статуса постоянного представительства для строительных площадок за счет дробления единой деятельности на отдельные контракты, длительность которых не превышает пороговых значений (обычно 6 или 12 месяцев) для признания статуса постоянного представительства.

Как теперь будут применяться СОИДН?

Для того, чтобы определить, будет ли действовать Конвенция MLI на практике необходимо определить, выбрали ли обе страны одинаковый режим присоединения к MLI. Проверить режим присоединения можно на сайте ОЭСР по ссылке https://www.oecd.org/tax/beps/mli-matching-database.htm.

В дальнейшем при налоговом планировании помимо анализа внутреннего налогового законодательства, действующих двусторонних СОИДН, необходимо будет также анализировать положения Конвенции MLI.

Вступление Конвенции в силу

Для России Конвенция вступит в силу с 1 января 2021 года и будет распространяться на те СОИДН, участники которых ратифицируют конвенцию до 1 октября 2019 г. или до 1 декабря 2019 г.

Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

SCHNEIDER GROUP сможет проконсультировать вас по вопросам применения СОИДН после вступления в силу МLI. В случае выявления потенциальных рисков по результатам анализа мы можем предложить варианты их решения.

По нашему мнению, на данном этапе целесообразным будет

  • Оценить возможные последствия изменений и рассмотреть варианты по минимизации их влияния
  • Рассмотреть возможные варианты изменения корпоративной структуры владения

SCHNEIDER GROUP поможет подготовить Вам защитную документацию, подтверждающую правильность применения налоговых ставок согласно СОИДН.

В сообщении на сайте Минфина РФ приведен следующий список стран, на отношения с которыми будет распространяться MLI с 01.01.2021

  1. Австралия
  2. Австрия
  3. Бельгия (старое соглашение)
  4. Канада
  5. Дания
  6. Финляндия
  7. Франция
  8. Исландия
  9. Индия
  10. Ирландия
  11. Израиль
  12. Латвия
  13. Литва
  14. Люксембург
  15. Мальта
  16. Нидерланды
  17. Новая Зеландия
  18. Норвегия
  19. Польша
  20. Катар
  21. Сербия
  22. Сингапур
  23. Словакия
  24. Словения
  25. Украина
  26. ОАЭ
  27. Великобритания

Читайте также: