Коррупция в налоговой сфере

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ Федеральной налоговой службы от 19 января 2010 г. № ММ-7-4/12 “Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах”

В соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 № 282, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в налоговых органах (далее - Программа).

2. Назначить Административное управление (И.В. Акунова) ответственным за координацию работ по выполнению мероприятий Программы.

3. Заместителям руководителя ФНС России, начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня принять Программу к неуклонному исполнению и обеспечить еe реализацию.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Е.В. Козлову.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.П. Мокрецов

Программа
противодействия коррупции в налоговых органах
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 19 января 2010 г. № ММ-7-4/12)

См. Методические рекомендации по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений, утвержденные приказом ФНС России от 31 декабря 2009 г. № ММ-7-4/737)

Общие положения

Настоящая Программа противодействия коррупции в налоговых органах (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 № 282.

Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568, Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», приказ ФНС России от 25.08.2009 № ММ-7-4/430@ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте России от 10.09.2009 № 14751).

Цели Программы

Исключение возможности проявления коррупции, ее влияния на работников налоговых органов.

Создание системы противодействия коррупции в налоговых органах.

Формирование у работников налоговых органов антикоррупционного сознания.

Задачи Программы

Оценка существующего уровня коррупции и коррупционного поведения работников налоговых органов.

Разработка и внедрение механизмов, противодействующих коррупции в налоговых органах.

Выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению коррупции в налоговых органах.

Предупреждение коррупционных правонарушений в налоговых органах.

Мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики.

Основные мероприятия Программы

Совершенствование организации деятельности налоговых органов по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд.

Проведение анализа должностных обязанностей работников налоговых органов, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.

Внедрение системы внутреннего антикоррупционного контроля, в том числе применение технических средств контроля при организации работы должностных лиц налоговых органов, функциональные обязанности которых связаны с совершением коррупционно опасных действий (предоставление государственных услуг и исполнение функций, связанных с непосредственным взаимодействием с организациями и гражданами).

Совершенствование обратной связи с потребителями государственных услуг.

Совершенствование информационно-коммуникационных технологий в налоговых органах, позволяющих сократить имеющиеся причины и условия, порождающие коррупцию.

Совершенствование системы информационного взаимодействия налоговых органов с подразделениями правоохранительных органов.

Система программных мероприятий

Программа основывается на реализации мероприятий антикоррупционной политики по следующим основным направлениям.

Обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного гражданского служащего с государственной службы.

Оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих.

Обеспечение реализации обязанности государственных гражданских служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Информирование правоохранительных органов о признаках коррупции в налоговых органах.

Анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей степени подвержено риску коррупционных проявлений.

В целях недопущения коррупционных проявлений в налоговых органах должен быть проведен анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих налоговых органов, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.

В частности, исполнение таких должностных обязанностей может быть связано с:

непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям;

осуществлением контрольных и надзорных мероприятий;

подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением государственных закупок;

подготовкой и принятием решений в области лицензирования;

осуществлением регистрационных действий;

подготовкой и принятием кадровых решений, в том числе - с назначениями на государственные должности, замещение которых связано с риском коррупционных проявлений.

Сбор и анализ информации о фактах и признаках коррупции в налоговых органах, оценка и выработка мер по их устранению.

Проверка персональных данных, представляемых кандидатами на должности государственной гражданской службы, соответствия деклараций о доходах, наличия конфликта интересов.

Совершенствование системы внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих налоговых органов.

В сфере компетенции налоговых органов находится возможность создания собственной системы внутреннего контроля деятельности работников налоговых органов, выработке механизмов взаимопроверки документов, сопровождающих заключение договоров, контрактов на поставку товаров или выполнение услуг и т.п., создании морально-психологического климата, формирующего отношение к фактам коррупции как явлению безнравственному, несовместимому со статусом государственного гражданского служащего, требующему не только морального осуждения, но и информирования об этих фактах непосредственного руководства, подразделения, координирующего работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае необходимости и правоохранительных органов.

Отдельным направлением внутреннего контроля является система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц налоговых органов и их близких родственников на основе анализа сведений о доходах и имуществе, принадлежащем работникам налоговых органов и их близким родственникам на праве собственности, предоставляемых ими в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершенствование организации деятельности налоговых органов по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд.

Для совершенствования деятельности налоговых органов в этой сфере необходимо продолжение работы по оптимизации процедур закупок для государственных нужд, предполагающих:

установление процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;

установление и использование максимального числа процедур, расширяющих свободную конкуренцию поставщиков продукции для государственных нужд;

устранение случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за подготовку и принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля над проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных гражданских служащих.

Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществляется путем внутреннего аудита.

Совершенствование обратной связи с потребителями государственных услуг.

В целях совершенствования обратной связи с потребителями государственных услуг в налоговых органах должна проводиться экспертиза жалоб и обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях.

Предусматривается установка в общедоступных местах зданий территориальных органов Федеральной налоговой службы специальных почтовых ящиков для сбора обращений и жалоб от граждан и организаций, а также «телефонов доверия».

Предусматривается осуществление работ по развитию предоставления пользователям «Интернет» сайта налоговых органов интерактивных услуг по возможности обращения в налоговые органы.

В результате реализации Программы в налоговых органах должна быть создана и внедрена системная программа этического образования работников налоговых органов.

Основная задача этического образования работников налоговых органов - разъяснение им основных положений международного законодательства, законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, вопросов ответственности за коррупционные правонарушения.

Целесообразно проведение семинаров и тренингов по вопросам этики, формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны работников налоговых органов, организаций и граждан.

В рамках повышения квалификации работников налоговых органов необходимо запланировать проведение обучения по таким программам дополнительного профессионального образования, составляющим разделом которых являются вопросы, связанные с антикоррупционной деятельностью и урегулированием конфликта интересов.

Совершенствование информационно-коммуникационных технологий в налоговых органах, позволяющих сократить имеющиеся причины и условия, порождающие коррупцию.

В рамках реализации данного направления налоговые органы обеспечивают максимальную автоматизацию административно-управленческих процессов с целью возможного сокращения непосредственных контактов работников налоговых органов с гражданами и организациями при исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг).

Должна быть создана система мониторинга коррупционных проявлений в налоговых органах с использованием электронной почты от граждан и организаций.

Индикаторы оценки эффективности Программы

Число выявленных или предупрежденных коррупционных правонарушений со стороны работников налоговых органов.

Количество граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в налоговых органах.

Соотношение числа выявленных коррупционных правонарушений и количества граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в налоговых органах.

По указанным показателям достижения результатов реализации программы в налоговых органах должен осуществляться постоянный мониторинг.

Источники финансирования Программы

Программа реализуется за счет средств, предусмотренных на финансирование текущей деятельности налоговых органов. Дополнительными источниками средств на реализацию программных мероприятий могут являться средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование мероприятий административной реформы.

Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы

Формирование системы противодействия коррупции и ее внедрение в налоговые органы.

Снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами.

Повышение качества и доступности государственных услуг.

Уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.

Укрепление доверия граждан к налоговым органам.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2010 - 2012 годы.

Первый этап реализации Программы - I квартал 2010 года - разработка и принятие необходимого методического обеспечения, должностных регламентов.

Второй этап реализации Программы - II - IV квартал 2010 - 2012 годы - реализация основных мероприятий Программы в налоговых органах.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы возлагается на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего функции профилактики коррупции в ФНС России, и на руководителей (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальников (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня.

Ответственным за реализацию Программы является Административное управление и должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Приказ Федеральной налоговой службы от 19 января 2010 г. N ММ-7-4/12 "Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах"

Текст приказа официально опубликован не был


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 13.11.2018 2018-11-13

Статья просмотрена: 1249 раз

Библиографическое описание:

Чугунова, А. А. Проблемы деятельности налоговых органов в разрезе коррупционной, кадровой и экономической составляющих / А. А. Чугунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53722/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассматриваются: проблема коррупции в налоговых органах России, проблема кадровой составляющей и своевременности внесения в бюджет установленных налогов, взносов и сборов.

Ключевые слова: налоги, государственная служба, коррупция, кадровый состав, бюджет

Выявим проблемы деятельности налоговых органов посредствам SWOT-анализа:

Сильные стороны налоговых органов

Слабые стороны налоговых органов

Налоговый Кодекс принят в 2001 году

Налоговые начисления увеличиваются

Налоговые поступления увеличиваются

Экономическая ситуация — благоприятная

Политика Государства — централизована

Репутация и авторитет как федерального органа исполнительной власти

Недостаточное финансирование налоговых органов

Распространенная бюрократия в стране

Большая текучка кадров

Высокий уровень коррупции

Возможности налоговых органов

Угрозы, сопутствующие деятельности налоговых органов

Реформирование в области налогового контроля и администрирования

Усовершенствование и доработка налогового законодательства

Рост авторитета органов налогового контроля

Пересмотр финансирования налоговых органов

Пересмотр законодательства и ужесточение мер за правонарушения в области налогового законодательства.

Осуществление разъяснительных работ и семинаров с налогоплательщиками.

Отсутствие разумной политики привлечения налогоплательщиков

Не совершенные методы защиты баз данных и источников информации налоговых органов

Уклонение от уплаты налогов различными доступными способами.

Отток квалифицированных кадров

Проведенный SWOT-анализ показывает основные проблемы и существенные недоработки в системе функционирования налоговых органов, такие как: слабое законодательство, недостаточное финансирование налоговых органов, большая текучесть кадров и большая нагрузка. Все эти важные недостатки приводят к:

1.Увеличению коррупционных деяний в сфере налогообложения.

2.Повышенная текучесть кадров, прошедших обучение и получивших высокую квалификацию в период работы в системе налоговых органов.

3.Уменьшению налоговых поступлений.

Коррупция в государственных структурах России, представляет собой большую угрозу социального характера: прямо или косвенно влияет на общественные ценности, устои государственности, общественный менталитет. Так в общественной среде и государстве возникает вероятность наступления экономических, политических, и социальных рисков. Коррупционная составляющая так же влияет на уровень развития гражданского общества, государства, ведет к нарушению рыночных отношений, снижению их эффективности. В результате недобросовестной конкуренции возникают монополии и снижается эффективность функционирования экономики страны.

Д. А. Медведев отмечал: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества».

Социальное противоречие, относящийся непосредственно к коррупционной деятельности в государственных структурах проявляется в потребности общества во власти, которая имеет со стороны граждан довольно высокую степень доверия, частных предпринимателей, различных социальных групп, слоев, классов, объединений и общественных объединений. В последние годы коррупция в государственных структурах приобрела политический характер и стала очень серьезным препятствием состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации, а государство, как показывает опыт, в нынешних реалиях ещё не может осилить такую важную проблему, как коррупция.

Согласно части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

Как отмечает В. В. Лунев — Главный научный сотрудник сектора уголовного права и криминологии ИГП РАН, «ежегодно в стране совершается до 7 млн. коррупционных деяний».

В настоящее время в сфере налогового контроля, можно выделить два основных направления проявления коррупции:

‒ налогоплательщик сам инициирует дачу взятки сотруднику налоговых органов, для предотвращения налоговых проверок, сокращения налоговой базы и прочее.

‒ сотрудником налоговых органов используется служебное положение — вымогание взятки, например, предлагая взамен избежание налоговых проверок, отсутствие в итоговых документах о налоговой проверке некоторых выявленных правонарушений, уменьшение сумм налоговых штрафов, незаконное возмещение НДС и прочее. Сотрудники налоговых органов, тем же порядком могут находить некоторые «недостатки» в бухгалтерских сводах и налоговой отчетности учреждений и для возможного решения проблемы предлагают им обратиться за консультационными услугами в конкретную организацию, которая после «поделится» с налоговиками.

Важной и первостепенной задачей деятельности налоговых служб является — снижение уровня коррупции. Для решения указанной проблемы должно быть реализовано как долгосрочные стратегические мероприятия, так и принимать экстренные конкретные меры.

Значительную роль в функционировании и взаимодействии структур государственной службы несет ее трудовой резерв. Его компетентность и профессионализм определяют на практике использование возможностей управления с целью установления необходимого правового порядка в государственном устройстве и обществе.

Наличие постоянного и имеющего высокую квалификацию персонала напрямую обеспечивает продуктивность работы, как любой организации, так и государственных органов, в нашем случае — налоговых органов.

Результат профессионального функционирования государственных гражданских служащих в РФ в большинстве своем напрямую зависит от их правового положения в период её осуществления, ровно как и в необходимости и обязательстве направления их на переобучение, аттестацию, повышение квалификации, в кадровый резерв и т. д. Поэтому мы можем прийти к выводу в повышении качества, модернизации и укреплении совершенствования российского законодательства, которое определяет правовое положение гражданских служащих, а также непосредственно приобретает особо важную значимость на сегодняшний момент.

Именно кадровый состав являются фундаментом, основой для практических и теоретических принципов, приёмов и методов управления. Каждому управленцу необходимо понимать, что все вопросы управления предприятием целиком и полностью принимаются во внимание и зависят от квалификации и структуры кадров. Из чего вытекает следствие — не беря во внимание особенности кадрового устройства объекта управления, не получится определить ни одного точного и правильного способа управления. Принцип, отлично работающий для одной структуры, возможно, может быть не подходящим применительно к иной структуре. Итак, возможный положительный результат и как следствие эффективность деятельности возникает только в случае изучения со всех сторон и непрерывного совершенствования персонала организации.

На сегодняшний момент объем работ на каждого налогового инспектора весьма большой, а на рынке труда служащие государственных органов являются весьма востребованными. Поэтому возникает существенный отток высококвалифицированных специалистов в коммерческие структуры, где есть возможность получить больший доход, чем в структурах ФНС России. Все это и ведет в основе своей к несоответствию нагрузки на сотрудников налоговых органов и оплаты их труда соответственно, что в свою очередь в близлежащей перспективе приведет к существенному замедлению темпов роста объемов налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоги, сборы, взносы занимают основную часть источников, которые наполняют бюджеты всех уровней. Их собираемость — это один из важнейших показателей эффективности налоговой сферы, как главного результата ее деятельности. Налоги являются важным звеном экономической системы государства, от которого зависит благосостояние, как отдельного гражданина, организации так и всего государства в целом. В этой связи налоги и их собираемость определяются как фактор и движущая сила, влияющие на ситуацию в экономике нашей страны. Из этого следует, что поступление в бюджет государства установленных законодательно налогов, взносов и сборов вовремя и в полном объеме является главной задачей налоговых органов.

Отличительными признаками налога в российском законодательстве являются безвозвратность, обязательность, законодательный и целевой характер налога.

Законодательный характер налогов — в соответствии с законами налоги могут вводиться и отменяться.

Так, по состоянию на 1 января 2018 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1 078,9 млрд. руб., что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Этот факт ведет к ограничению объёма финансовых ресурсов и негативно влияет на экономику государства. Примерно около 10 % ВВП теряет Российская Федерация в связи с уклонением и неуплатой налогов.

Российское законодательство в части налогов, слишком громоздко, его нормы распределены по многочисленному количеству нормативных, законодательных актов. Кроме того, в эти самые акты регулярно вносятся соответствующие поправки и дополнения. В этой связи изменчивость и сложная система налогового законодательства и являются причинами проблем правового характера уплаты указанных задолженностей перед Российской Федерацией.

Экономические причины неуплаты налогов вызваны высокими налоговыми ставками, что в свою очередь не позволяет отдельным налогоплательщикам своевременно и в полной мере платить все налоги. Первопричина этого факта в том, что законодательство Российской Федерации, обязывающее платить такие высокие налоги, обходит стороной текущее экономическое положение страны, рассчитывая на предприятия, которые ведут торгово- закупочную деятельность, у которых имеется надежный и постоянный высокий доход. Конечно, такие предприятия имеют возможность без задержек и в полном объеме платить все налоги в бюджетную систему РФ. Но существуют и другие предприятия, являющиеся производителями, которые используют в осуществлении деятельности старое оборудование и у них отсутствуют оборотные средства, а производимую продукцию им трудно реализовать в связи с ее не конкурентной ценой. Таких предприятий в России довольно большое количество.

Итогом вышесказанного является несостоятельность предприятий и вследствие этого невозможность заплатить налоги, предусмотренные законодательством.

При таких обстоятельствах получается, что отсутствие финансовых средств и вследствие этого уклонение от уплаты налогов становится процессом неизбежным. Но все-таки есть в настоящее время возможные способы для снижения объемов этих явлений. Для этого необходимо ввести комплекс мер по усовершенствованию законодательства Российской Федерации, так же нужно ужесточить контроль и регулярно проводить мероприятия по повышению налоговой культуры граждан страны в целом.

  1. В. В. Лунеев, «Коррупция в России» / В. В. Лунеев // «Государство и право», 2007. — № 11. — с. 24.;
  2. А. М. Беляев, П. П. Шсвель, «Некоторые проблемы профессионального развития гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации» // Научно-информационный журнал «Армия и общество». — 2012. — № 2 (30). — С. 125–130.;
  3. Тематический выпуск: Взыскание задолженностей по налогам с организаций (Пронин, М. С. Пронин) («Горячая линия бухгалтера», 2006, n 9);
  4. С. А. Голубчикова, «О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов» // Налоговый вестник № 4, 2008. — 45–49 с.

Игнатова Полина Игоревна – студентка магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

Научный руководитель Кузякин Юрий Петрович – доктор юридических наук, профессор Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррупции в налоговых органах. Отмечается проблематика данного вопроса на международном уровне. Дается краткое разъяснение возникновения коррупции и взяточничества в России. Раскрываются основные способы получения взятки в налоговых правоотношениях. Также в статье указываются основные методы воздействия в борьбе со взяточничеством.

Ключевые слова: Коррупция, налоговые органы, взятка, НДС, меры воздействия.

Проблема коррупции в России существует долгие годы и уже является как бы ее неотъемлемой частью, характерной чертой ее культуры.

По статистическим данным международного движения Transparency International Россия ежегодно входит в перечень стран, наиболее пассивно борющихся с коррупцией в стране. Являясь страной, подписавшей Конвенцию Организации экономических содружеств и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Россия обязана наказывать компании, зарегистрированные в ее юрисдикции, за коррупционные практики в других странах. В докладе Transparency International «Экспорт коррупции» за 2017 г. Россия была включена в группу стран, которые не принимают необходимых мер для борьбы с подкупом иностранных должностных лиц и набрала 29 баллов из 100, заняв 135 место в Индексе восприятия коррупции 2017.

Зародившись еще на Древней Руси в виде мздоимства, трансформируясь и совершенствуясь коррупция росла вместе с государством, проходя все вехи истории.

Основным толчком массового развития коррупции стал период приватизации. Режим строгого ограничения СССР пал и многие получили возможность заполучить капитал, злоупотребив своими полномочиями. При этом приватизация была проведена таким образом, чтобы простой люд не смог принять должного участия в ней.

В современной России одной из наиболее коррумпированных сфер является налоговая, т.к. возможность злоупотребления своими полномочиями достаточно велика. Существуют определенные механизмы получения дополнительной финансовой поддержи со стороны населения для ФНС.

Одним из широко известных и наиболее распространённых способов является вымогательство взятки со стороны налогового органа в обмен на не выявление каких-либо нарушений. Порой эти самые нарушения просто выдумываются и предъявляются налогоплательщику как существующий факт, которого можно избежать при определенных условиях. Ярким примером стало дело о получение взятки в размере 3 млн рублей. И.О. руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ Балашихи. По данным газеты Коммерсант [4] в 2011 г. исполняющая обязанности руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ по городу Мария Урникис требовала денежные средства у нефтеперерабатывающей компании, сообщив ей, что та якобы имеет налоговую задолженность в 25 млн рублей. За «минимизацию и смягчение результатов выездной налоговой проверки» размер отступных изначально составлял 5 млн рублей, однако в ходе переговоров и.о. руководителя «сжалилась» и заявила цену в 3 млн рублей. Раскрыть преступление удалось при «активном участии службы безопасности ФНС России».

К сожалению, при такой схеме вымогательства в большинстве случаев налоговым органам на руку играет пассивная позиция налогоплательщика, у которого прочно засела мысль, что гораздо легче заплатить, нежели подавать жалобу и инициировать разбирательство по данной проблеме.

Еще одной коррупционной схемой, используемой налоговыми органами, на сегодняшний день, является незаконное возмещение НДС. Схема довольна проста и представляет собой обычную процедуру возмещения налога, т.е. фирма представляет в налоговые органы данные по операциям, по которым имею право на возмещение налога из бюджета, как правило, суммы значительных размеров. Налоговики проводят проверку по подтверждению действительности операций и НДС возмещается. Самое интересное выявляется вследствие проведения дальнейшего расследования, когда обнаруживается, что фирмы являются однодневками и, очевидно, что заявленные операции существуют только на бумаге. В качестве примера, можно привести громкое дело Магнитсткого, согласно информации из открытых источников, С.Л. Магнитскому удалось раскрыть крупную аферу возмещения НДС на 5,5 млрд рублей. Возмещение налога проводилось в 28-ой ИФНС по г. Москве.

Исходя из приведенного выше примера, можно сделать вывод насколько велики потери бюджета, если рядовая инспекция проворачивает махинации на суммы более 5 млрд рублей.

Из наиболее распространенных схем коррупции налоговых органов можно привести в пример следующую: налоговая инспекция проводит рядовую проверку налоговой отчетности, в которой выявляет «недостатки». Как решение возникшей проблемы налоговики рекомендуют обратиться в определенную организацию за консультацией. Следствием обращения налогоплательщиком в оговоренную фирму является получение прибыли не только фирмой, но и рекомендовавшим ее налоговым инспектором. Подобную схему довольно сложно доказать и поэтому она является более «законной, правомерной».

Проблема коррупции является насущной и В. В. Путин в своем послании [5] Федеральному Собранию, в частности, предлагает:

  • отказаться от принципа тотального, бесконечного контроля. Задача должна заключаться в отслеживании ситуации, предупреждении преступления там, где существуют действительные признаки и риски нарушения.
  • предусмотреть для малого бизнеса надзорные каникулы. В ситуации, когда предприятие заработало надежную репутацию в течение предыдущих трех лет, предлагается в следующие 3 года освободить предприятие от государственного и муниципального контроля.

Однако, больший упор в антикоррупционных мерах сделан на сферу гособоронзаказа.

Последняя мера носит спорный характер и влечет определенные риски. Отсутствие контроля может увлечь деятельность фирмы в теневой сектор экономики и совершение ею правонарушений.

Безусловно, борьба с коррупцией в России — это процесс длительный и в некоторой степени болезненный. Он требует не только затрат на прорабатывание методик, но и искоренение привычек, формирование высокой налоговой ответственности. Проблему, которая веками сидит в нас, ставшей неотъемлемой чертой представления нашей страны, невозможно искоренить при отсутствии жесткого контроля и справедливых мер ответственности. Так представляется целесообразным устранить «лазейки», двойственные формулировки, в частности, внесение изменений в нормы правил проведения налоговых проверок или рассмотрения жалоб по результатам их проведения. Уточнение норм, касающихся налоговой ответственности, в части наложения штрафа на усмотрение налогового органа. Совершенствование административного законодательства, в первую очередь, применительно к диспозициям налоговых правонарушений и альтернативным санкциям. Принятие мер, направленных на дальнейшее удаление налоговых органов от налогоплательщиков друг от друга, уменьшение их непосредственного контактирования с помощью компьютеризации.

Стоит также отметить важность повышения чувства гражданского долга у населения и чувства служебного долга у налоговых органов. Активное привлечение граждан к сотрудничеству с правоохранительными органами. Также важна разумная кадровая политика руководства органов ФНС, а при возникновении случая получения взятки, принятия строгих мер для устранения систематизации подобных преступлений.

Коррупционные риски поджидают на каждом шагу, и борьба с коррупцией является задачей не только Правительства страны, но каждого гражданина. В первую очередь, дача или получение взятки – это нарушение прав и свобод человека и гражданина, но отсюда возникает обязанность в борьбе с этим фактором. К сожалению, в большинстве случаев возникает только пособничество и активное распространение, и развитие такой болезни как коррупция.


Фото: ссылка

Антикоррупционные расследования «Завтра» приносят свои плоды.

В опубликованной «Завтра» статье «Будни московских налоговиков: взятки, вымогательства, государственная измена» я рассказывал о конфликте, возникшем между Инспекцией Федеральной Налоговой Службы №19 г. Москва и двумя московскими фирмами, ООО «Мизука» и ООО «Метцгер», к которым налоговики предъявили налоговые претензии на сумму 180 миллионов рублей. В статье прозвучали резкие оценки действий сотрудников ИНФС №19, возглавляемых заместителем начальника инспекции Ф.А. Косовым. Спектр высказанных оценочных суждений и обвинений был достаточно широк – от вымогательства взяток до измены Родине. Поэтому дальнейшие действия инспекции после публикации статьи внушают осторожный оптимизм.

Напомню вкратце суть конфликта. Основателями и руководителями ООО «Мизука» и «Метцгер» являются Джавад Шехриа и его супруга Екатерина Налетова. Господин Шехриа – россиянин пакистанского происхождения, гражданин России, постоянно проживающий в нашей стране с начала 90-х годов. Помимо коммерческой деятельности, Шехриа имеет активную гражданскую позицию и ведет огромною работу по сотрудничеству в различных сферах между Россией и Пакистаном. Джавад является основателем и председателем крупнейшей законной организации пакистанцев в России, Межрегиональной общественной организации «Землячество пакистанцев в России», (Business Association for Cooperation with Pakistan – BACP), а также заместителем председателя «Делового совета по сотрудничеству с Пакистаном». Он является участником многочисленных конференций, переговоров, встреч на высшем, в том числе и государственном, уровнях. Буквально на днях господин Шехриа провел встречу в Сухуми с Главой МИД Абхазии Дауром Кове, на которой обсудили установление торговых, культурных и социально-экономических связей. Встреча происходила под флагом России.

В конце 2017 года в офис Шехриа нагрянули сотрудники ИФНС №19 с выездной налоговой проверкой по всем налогам и сборам за период с 2014 по 2016 года. Получив все затребованные документы, налоговики вроде бы остались удовлетворены и на 10 месяцев «забыли» о существовании организаций. В октябре 2018 года сотрудники ИФНС вновь пришли в офис фирм и стали производить массовое изъятие документов, а еще через два месяца инспектор С.А. Алпатов предъявил руководству фирм сумму, которую, по его мнению, недополучил бюджет – более 102 миллионов рублей. Что характерно, эту сумму, оказывается, недоплатили не сами фирмы, а их поставщики, которые, опять по мнению Алпатова, являются «недобросовестными контрагентами».

Одновременно Алпатов предложил за взятку 13 миллионов снизить сумму налоговых претензий до 16 миллионов рублей. Все дальнейшее, естественно, происходило под контролем оперативников ФСБ, куда с заявлением обратился представитель Джавада Шехриа. В итоге, при получении взятки вымогатели были задержаны с поличным, и три взяткополучателя, инспектор ИФНС №19 Сергей Алпатов, инспектор ИФНС №29 Никита Лукьянов и безработный москвич Дмитрий Орман осуждены к 9 годам колонии строгого режима со штрафом 26 миллионов рублей каждый. К сожалению, у этой истории появилось шокирующее продолжение.

Практически сразу после вынесения приговора, появился еще один, на этот раз измененный, акт налоговой проверки (ВНП), в котором сумма претензий к ООО «Мизука» и «Метцгер» возросли почти в 2 раза, до 180 миллионов рублей, что, по мнению юристов организаций, было надуманным и явилось актом мести со стороны оставшихся на свободе в качестве свидетелей налоговиков. Руководство фирм обратилось с жалобой в ИФНС №19 на незаконные действия ее сотрудников.

В жалобе было отмечено, что выездная налоговая проверка производилась с многочисленными нарушениями российского законодательства. Изъятие документов произошло только через 10 месяцев после начала проверки, оригиналы документов изымались коробками, без обязательного по закону описания каждого документа и снятия с них копий. Незаконность таких действий неоднократно подтверждалось решениями судов во многих регионах России. Сам акт ВНП, как и подпись представителя Шехриа, был частью оперативной комбинации ФСБ по документированию факта коррупции. Подпись представителя Шехриа была поставлена на «чистый» последний, на тот момент единственный, лист акта, который, по требованию Алпатова, являлся гарантией необращения Джавада в правоохранительные органы. Акт ВНП, по мнению юристов, был составлен и подписан задним числом уже после ареста вымогателей. На нем отсутствуют необходимые подписи двух проверяющих, что априори делает его недействительным и незаконным.

После публикации в газете «Завтра» этих фактов, в адрес ООО «Метцгер» на бланке Заместителя руководителя ИФНС №19 за подписью советника государственной гражданской службы 2-го класса Т.А. Цветковой поступило информационное письмо, в котором в ответ на жалобу Джавада Шехриа с требованием отменить результаты выездной налоговой проверки (ВНП) ООО «Мизука» и «Метцгер», информируется о «сторнировании», то есть полной отмене первоначальных требований, содержащихся в Требовании № 65680 от 20 ноября 2020 года на сумму более 40 млн. рублей.


двойной клик - редактировать изображение

К сожалению, ИФНС №19 отменила налоговые претензии пока только к одной фирме господина Шехриа, но уже одно это внушает осторожный оптимизм. Мы знаем, как государственные органы не любят признавать ошибки. Адвокат Джавада Шехриа Ольга Лукманова заявила:

«Мы ожидаем, что аналогичное решение будет принято и по компании «Мизука»».

Лукманова заявила, что ее доверитель считает претензии налоговиков надуманными и связывает их появление с коррупционными проявлениями в инспекции. Почти двукратное увеличение же суммы претензий госпожа Лукманова связывает с обвинительным приговором бывшему инспектору ИФНС № 19 Сергею Алпатову, многие из коллег которого являлись фигурантами антикоррупционного расследования ФСБ и Следственного комитета, но в результате остались в статусе свидетелей.

Я продолжу отслеживать развитие этой ситуации с надеждой на ее благополучное разрешение, тем более появилась уверенность в том, что в ФНС России есть честные и ответственные сотрудники, умеющие признавать и исправлять ошибки.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Человек уволился из налоговой после 15 лет службы. Основная причина увольнения — «надоело заниматься коррупцией». Изложенные им факты достойны внимания каждого.

На работу в налоговую устраиваются в основном по протекции. У вас тоже возникает вопрос – зачем? Когда за работу там новый сотрудник получает копейки – около 12.5 тысяч, со временем – под тридцать, и это если удастся выбиться в начальники. Раньше было хуже, сейчас оклад повысили. В Москве есть доплаты от муниципальных властей. На Урале их не было. Есть премии, но их прибирают к рукам начальники, что уже само по себе коррупционная составляющая. Но никого это не волнует. Есть и дисциплинарные взыскания, причем сразу – без премии на пару лет. Пришедшие по блату на что рассчитывают?! Разумеется, на теплое местечко, где с ними поделятся высокой прибылью. Это же налоговая. Понятное дело, там должны быть большие деньги.

От некоторых инспекторов прямо требуют со стороны начальства нарушить закон – под угрозой взыскания и увольнения. К примеру, помочь с банкротством той или иной фирме, которая не заплатила налоги и оставила без денег, попросту кинула, множество людей. Бизнесмен потом откроет другую фирму, и все шито-крыто. Помогают просто так – полагаете? Уверен, что нет.

И главное, все законы о коррупции в ведомстве легко обходятся теми, кому нужно. Система сокрытия доходов и переписывания всех наличных активов на подставные лица давно отлажена. Ловят коррупционеров не благодаря системе ФНС, а благодаря заявлениям в ФСБ. О рядовых сотрудниках не говорим, но в последнее время задержаны руководители Управлений по Курганской, Нижегородской и Тюменской областям. Они пришли в налоговую не работать, а воровать, и были очень удивлены и даже возмущены арестами.

Главное, что важно понять, налоговая система в России сегодня абсолютно неэффективна. Если завтра кончится нефть и газ — экономика умрет, бюджет на налоговых поступлениях не выживет. И виной тому в том числе и непомерная коррупция.

При этом антикоррупционная борьба в ведомстве ведется с размахом, все сотрудники сдают декларации в электронном виде, отчитываются о каждом приобретении, и внезапно, оформив наследство, могут попасть под подозрение в коррупции, находясь в постоянном напряжении. Но реальные коррупционеры-миллионеры из налоговой встроены в систему, и им точно ничего не грозит.

Маленький пример. Новый глава налоговой Михаил Мишустин в самом начале карьеры закупил мощные серверы у московской компании. И потом все региональные отделения обслуживались только ей. В том числе и в регионах. С одной стороны, наверное, так и должно быть в идеале – крупный заказчик, крупный поставщик. Но при этом появляется монополия услуг. И деньги налогоплательщиков перетекают таким образом только в один глубокий карман. Между прочим, на внедрение новых технологий в налогообложении освоены миллиарды.

Опять же, казалось бы, внедрены ИТ-технологии, проведена модернизация. Но бюрократия в ведомстве дичайшая. Абсолютное большинство рабочего времени сотрудников тратится на заполнение многочисленных отчетов. Если работник не справляется – есть система штрафов и лишения премии.

Главное достижение команды Мишустина – автоматизация налоговой отчетности. Сделано с умом. Но сегодня можно говорить, увы, о подтасовке данных через эту систему. Задолженности с предприятий списываются. Таким образом отчетность по сбору налогов улучшается. А собираемость налогов нет. Причем, налоги пытаются взыскать с успешно работающих предприятий, даже если они просят дать им время, отсрочку, чтобы подняться на ноги. Но есть часть предприятий из специального списка, неприкасаемые, которые работают, но считаются в системе безнадежными, и их не проверяют по указанию руководства.

Вспоминаются слова директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, который сказал, что «он (Мишустин) видит, что огромное количество людей налогов не платит, и он ничего с этим сделать не может. Борьба с неуплатой налогов является нерентабельным занятием, почему её практически не ведут».

Алексей Кудрин в последнее время часто говорит о «налоговой реформе», но одной реформой добиться изменений в налоговом ведомстве не получится – оно неэффективно. Тут, видимо, всю налоговую службу нужно разогнать и создать заново, взяв за основу системы нефтегазовых ОАЭ и Катара, где, между прочим, налоги идут на всех граждан, а не только на содержание королевских семей.

Если уж у нас без содержания «королевских семей» никак нельзя, так давайте наконец сделаем так, чтобы налоговая служба работала на благо всего народа.

Читайте также: