Стимулирующая и антистимулирующая роль налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Эксперты NIE Journal исследуют вопрос о том, «Как должна выглядеть налоговая политика в стране?» На вопросы отвечали эксперты, на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности России .

Налоговая политика занимает важнейшее место развития экономического роста и промышленного производства. Правительство РФ и Госдума предпринимают важные шаги в этом направлении. ТПП РФ во многом согласна с нововведениями, однако при этом Палата разрабатывает дополнительный набор стимулирующих промышленность мер для направления в Правительство РФ.

Если возникают вопросы, по данной теме, напишите эксперту WhatsApp +79169906144 – Бесплатно

Когда цена напрямую зависит от курса валюты

Так, по словам Дмитрия Курочкина, остается открытым вопрос с действующими предприятиями промышленности, которые нуждаются в техническом перевооружении. В условиях экономического кризиса это стало практически невозможно осуществить, поскольку современное оборудование и станки – импортные, либо укомплектованы импортными деталями и их цена напрямую зависит от курса валюты. Если учесть, что за последние 2 года курс рубля упал в два раза, то и стоимость обновления основных средств для промышленников увеличилась в 2 раза.

Инвестиционной льгота

Это подводит к необходимости возврата к прямой инвестиционной льготе – когда часть налоговой базы по налогу на прибыль освобождается от налогообложения, если инвестируется на расширение или восстановление основных фондов производственного назначения по заданным законодателем направлениям, пояснил вице-президент Палаты.

По его словам, уменьшение налоговой нагрузки по налогу на прибыль даст возможность промышленникам сконцентрировать средства на обновлении производственных мощностей и позволит увеличить бюджетные поступления от роста оборотных налогов (акцизы, НДС).

Эксперты ТПП РФ предлагают также освободить от налога на имущество объекты основных средств, находящихся на консервации и реконструкции.

В целях стимулирования развития импортозамещающих производств ТПП РФ предлагает предоставить налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество для вновь создаваемых организаций на период становления такого производства.

Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин в своем выступлении подробно остановился на предложениях по улучшению налогового климата для бизнеса в стране.

По мнению экспертов, проводимая в России в настоящее время налоговая политика сосредоточена на реализации фискальной функции налогообложения, в то время как потенциал стимулирующей функции налоговой системы, создающей условия для инвестиционных вложений в развитие производства, остается практически нереализованным.

Константин Бабкин напомнил, что текущий уровень налоговой нагрузки на бизнес крайне высок. По данным Мирового банка, за 2014 г. суммарная доля налогов и сборов в прибыли компаний до уплаты налогов составляет в России 47 процентов, против среднего значения 41,2 процента в странах ОЭСР. При этом российская система налогообложения не предусматривает масштабных налоговых льгот и преференций, которые активно реализуются в странах-членах ОЭСР, в частности для стимулирования налогоплательщиков вкладывать получаемую прибыль в развитие производства.

В этой связи предлагается ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль в форме уменьшения суммы уплачиваемого налога в размере 50 процентов затрат компаний на модернизацию имеющихся основных фондов, вложения в НИОКР. Введение предлагаемых стимулирующих налоговых мер позволит в автоматическом режиме регулировать налоговую нагрузку предприятий в зависимости от их инвестиционной активности, уточнил Константин Бабкин.

К важной составляющей налоговой нагрузки на бизнес, оказывающей на промышленное развитие сдерживающий эффект, относятся транспортные налоги и платежи, напомнил председатель Совета.

На сегодняшний день некоторые налоги и платежи являются избыточными и дублирующими друг друга и значительно повышают логистические издержки предприятий, снижая их конкурентоспособность. Транспортную составляющую налоговой нагрузки на промышленность необходимо снизить, сократив количество сборов до одного – транспортного налога, который будет включать в себя плату за проезд.

В целях повышения эффективности работы системы строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования предлагается также пересмотреть подход к наполнению дорожных фондов РФ. Существующая система финансирования дорожных фондов подразумевает наполняемость этих фондов за счет сбора маркированных налогов и платежей (транспортный налог и топливные акцизы). Между тем годовые отчеты фондов свидетельствуют, что такая система неработоспособна. Так, дорожные фонды лишь на 33 процента финансируются за счет транспортного налога и топливных акцизов. Плата за проезд по платным участкам федеральных трасс не покрывает даже операционных затрат на их содержание.

Целесообразно пересмотреть данную систему в сторону прямого финансирования фондов из федерального и региональных бюджетов. Это позволит ликвидировать маркировку налогов и платежей и установить их ставки на эффективном уровне (без привязки к наполняемости соответствующих фондов), отметил докладчик.

В целях увеличения возможностей для стимулирования промышленного развития в субъектах РФ необходимо существенно реформировать систему распределения налоговых доходов между федеральным и региональным бюджетами.

На текущий момент доходы распределяются в отношении 2 к 1. На 1 рубль доходов федерального бюджета приходится всего 50 копеек доходов регионального бюджета. В целях стимулирования регионального развития необходимо повысить долю для наполнения их бюджетов в налоговых доходах.

Текущая фискальная политика стимулирует продажу и вывоз национального богатства, а не создание и экспорт национального продукта. В результате наблюдается сворачивание обрабатывающих производств и рост добычи нефтегазового сырья в России. Для изменения ситуации необходимо развивать российскую налоговую систему таким образом, чтобы уровень налоговой нагрузки был обратно пропорционален глубине переработки и степени локализации продукции.

В этой связи необходимо установить различные ставки возмещения НДС в зависимости от сектора промышленности. Это позволит осуществить гибкое регулирование, как ценовой конкурентоспособности российской продукции, так и уровня локализации производств.

В целях стимулирования развития экономики требуется провести «обратный налоговый маневр», предусматривающий не просто возврат к старой системе (снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и рост экспортных пошлин), а существенное повышение привлекательности нефтепереработки относительно экспорта сырой нефти, рассказал Константин Бабкин.

По его словам, для этого необходимо обнулить НДПИ и топливные акцизы, а на объем выпадающих доходов бюджета увеличить экспортные пошлины.

В рамках текущего законодательства в 2015 г. нефтяной отраслью было выплачено 2,5 трлн. рублей НДПИ, 300 млрд. рублей топливных акцизов

и 2,2 трлн. рублей экспортных пошлин. Суммарно 5 трлн. рублей. В рамках «обратного налогового маневра» всю эту сумму предлагается переложить на экспортеров сырой нефти и темных нефтепродуктов (в первую очередь мазута). Для этого необходимо поднять экспортную пошлину на указанную продукцию на 1213 рублей. Это, с одной стороны, повысит привлекательность углубления переработки и производства светлых нефтепродуктов, с другой стороны, сохранит рентабельность экспорта сырой нефти в положительной области (рентабельность снизится с 57 процентов до 10-15 процентов) даже при текущих ценах на нефть.

По словам сопредседателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и бизнес-омбудсмена Бориса Титова, Президент РФ Владимир Путин дал поручение продолжить разработку концепции «Экономика Роста» и ее преобразование в среднесрочную программу «Стратегия Роста» на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ. Ожидается, что проект стратегии будет представлен Экономическому совету при Президенте в декабре этого года, уточнил он.

«Стратегия Роста» фактически становится одним из двух программных документов, выбор между которыми Президент намерен сделать в ближайшие месяцы. Альтернативное направление представлено разработками Центра стратегического планирования (ЦСП) под руководством Алексея Кудрина. «Стратегия Роста» создается на средства бизнесменов, для которых обретение экономической определенности стало необходимым условием.

В основе «Стратегии Роста» лежит математическая модель развития. Борис Титов подчеркнул, что расчеты базируются не на информации Росстата, как обычно, а на реальных данных Федеральной налоговой службы. Благодаря техническим возможностям ведомства, они оперативно обновляются и позволяют анализировать множество параметров деловой активности. Кроме этого, анализом охвачена база данных сайта госзакупок, планируется подключить базу данных Федеральной таможенной службы.

Уже сегодня разработчики «Стратегии Роста» готовы выдать наглядную картину прироста/сокращения добавленной стоимости, прироста/сокращения общего числа рабочих мест, прироста/сокращения производительности труда и количества высокопроизводительных рабочих мест с 2011 по 2015 годы – в разрезе по конкретным отраслям и конкретным регионам, отметил бизнес-омбудсмен. Для каждого региона, соответственно, может быть создан индивидуальный рецепт оживления экономической активности на базе комбинации системных решений.

В дискуссии по теме заседания приняли участие Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ, Георгий Самодуров, президент Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент», Валерий Королёв, начальник управления инвестиций и инноваций торгово-промышленной палаты Ростовской области и другие.

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный». Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Дискреционная налогово-бюджетная политика — комплекс мер, посредством которых законодательная власть манипулирует системой налогообложения и государственными расходами в целях под держания высокого уровня экономической активности. Сюда можно отнести группы законов о налоговой ставке, введении новых налогов и пошлин.

Данные меры воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. С точки зрения кейнсианцев, дискреционная налоговая политика оказывает непосредственное влияние на совокупные расходы, поскольку изменение любой составляющей совокупного спроса ведет к изменению уровня доходов.

Для правительства важно закрепить, стабилизировать совокупный спрос. Для этого можно прибегнуть к введению неизменного налога, который будет приносить в казну государства одинаковый доход вне зависимости от национального дохода.

Итак, правительство имеет два метода борьбы со спадами: либо понижать налоги, либо увеличивать государственные расходы. Что же эффективнее? Практика показала, что наибольший стимулирующий эффект дает политика государственных расходов. Через нее можно непосредственно влиять на совокупные расходы. Динамика же налогов затрагивает величину располагаемого дохода, поэтому ее воздействие на национальный доход косвенно.

Таким образом, дискреционная стимулирующая политика подразумевает снижение ставки налогообложения или повышение доли государственных расходов. Обратный смысл имеет сдерживающая налоговая политика: происходит снижение госрасходов либо повышение ставки налогов.

Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным дефицитом, вызванным превышением государственных расходов над доходами. Она направлена на борьбу с циклической безработицей, что очень важно при изучении проблемы занятости в стране

Цели фискальной политики

Виды фискальной политики

Экономическая наука выделяет следующие виды фискальной политики:

Выделяют стимулирующую и сдерживающую дискреционную налогово-бюджетную политику:

1. Стимулирующая– при борьбе с экономическим спадом. Увеличивают государственные расходы, снижают налоги.

2. Сдерживающая – на фазе «перегрева» экономики. Снижают государственные расходы, увеличивают налоги.

В коротком периоде фискальная политика сопровождается 3-я эффектами

1. Эффект мультипликатора государственных расходов

2. Эффект мультипликатора налогов

3. Эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.

Дискреционная налогово-бюджетная политика осложняется следующими моментами:

1. Достаточно сложно определить на какой конкретно фазе экономического цикла находится экономика.

2. Существует временной лаг (разрыв) между принятием решения и воздействием его на экономику.

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов:

Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Однако в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное воздействие на совокупные расходы, налоги оказывают меньшее воздействие, т.к. государственные расходы - это одна из составляющих совокупных расходов, а налоги - фактор, влияющий на одну из переменных потребления, значит, налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на сокращение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего роста налогов, чем рост государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупног предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорциональн по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое обоснование направлений развития стимулирующей и антистимулирующей функций налоговой системы России и разработка практических рекомендаций по их реализации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы налогообложения
1.1. Понятие и сущность налогов
1.2.Функции налогообложения и роль налогов в экономике
1.3.Сущность, цели и принципы налоговой политики
1.4. Основные характеристики налоговой системы
Глава 2. Налогообложение в России
2.1. Особенности налоговой политики России
2.2. Эффективность налоговой системы России
Глава 3. Проблемы налогообложения в России, пути его совершенствования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

Можно выделить три подфункции регулирующей функции: стимулирующую, антистимулирующую, воспроизводственную.

-Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. В законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.); понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), прочие налоговые льготы. Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование: финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство; малых форм предпринимательства; занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

В частности, в целях стимулирования развития строительства жилья, в соответствии со ст.2 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, в том числе используя систему налоговых льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Согласно ст.2 Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» основными направлениями государства в этой сфере признано льготное налогообложение.Такие же положения предусмотрены в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и в других законодательных актах.

-Антистимулирующая подфункция напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

-Воспроизводственную подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

Все перечисленные функции, возможно, разделить на две группы: фискальную (первая функция) и экономическую (все остальные). Наличие экономической функции означает, что налоги, как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения.

1.3. Сущность, цели и принципы налоговой политики

Налоговая политика - это комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между ней и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится.

Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы – изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

Совокупный уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер. Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения, поскольку препятствует созданию новых предпринимательских структур и обрекает на массовые банкротства уже существующие. В результате продолжается спад производства, а значит, резко сокращаются поступления в бюджет, что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии: иного выхода, кроме дополнительной эмиссии денег, в этих условиях не предвидится. Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения, одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентно способных предприятий и отраслей, закрепляющей существующую нерациональную структуру производства. С другой стороны, необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага, влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

В основе формирования налоговой политики лежат две взаимно связанные части: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства, а также использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности. И если до недавнего времени считалось, что высокий уровень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц.

1.4. Основные характеристики налоговой системы

Выработать единый подход к построению оптимальной налоговой системы очень сложно, поскольку социально-экономические условия различных стран существенно отличаются и требования, предъявляемые к налогообложению, зачастую носят противоречивый характер. Известный экономист Джозеф Стиглиц выделяет пять основных характеристик, которым должна соответствовать налоговая система государства: экономическая эффективность; справедливость; административная простота; гибкость в изменяющихся экономических условиях; политическая ответственность. Рассмотрим их более подробно.

Экономическая эффективность налогообложения подразумевает его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике. Эффективность распределения ресурсов в современной экономике обеспечивается действием рыночных сил. В то же время налоговая система выступает по отношению к рынку как внешний, корректирующий механизм. Если она оказывает искажающее воздействие на поведение экономических агентов, эффективное размещение ресурсов может не достигаться. Например, при избыточном налогообложении производства капитал может уходить в другие сферы экономической деятельности, включая теневую, что в конечном итоге негативно отражается на темпах экономического роста.

Справедливость. При определении понятия “справедливость налоговой системы ” принято рассматривать два его аспекта:

1. Горизонтальное равенство налоговой системы обеспечивается в том случае, если одинаковые во всех отношениях индивиды несут равную налоговую нагрузку. Данное правило соблюдается в том случае, если налоговая система не содержит элементов, дискриминирующих одного налогоплательщика по отношению к другому (например, по признаку расы или вероисповедания).

2. Принцип вертикального равенства предусматривает, что определенные категории налогоплательщиков должны иметь больший или, наоборот, меньший уровень налоговых обязательств. Можно выделить три различных критерия, позволяющие определить, кто должен платить больше налогов и насколько:

а) возможность уплачивать налоги ;

б) уровень экономического благосостояния;

в) экономический потенциал налогоплательщика. Обладая высоким человеческим потенциалом (его способности, навыки, уровень образования и трудового стажа), налогоплательщик может использовать его не полностью. Он будет платить низкие налоги за счет того, что уровень его доходов будет ниже. Поэтому государство вводит налоги , которые ориентируют налогоплательщика на более полное использование его экономического потенциала. Примером может служить налог на имущество, который основывается на оценке его стоимости вне зависимости от того, как используется эта собственность;

г) выгоды, получаемые от государственных расходов . Налоги формируют бюджет государства, который в свою очередь расходуется на финансирование различных общественных программ. Однако, не все налогоплательщики получают от этих программ одинаковые выгоды. Если государство финансирует строительство железной дороги, то люди, ежедневно пользующиеся ею, получают большие выгоды, чем те, кто предпочитает ездить на автомобиле. Государство финансирует производство общественных благ, а их свойства таковы, что оценить выгоды отдельных потребителей сложно или практически невозможно. Но в отдельных случаях, когда оценка выгод возможна, этот принцип может успешно применяться. Например, налоги на владельцев автотранспортных средств могут направляться на целевое финансирование ремонта дорог.

Административная простота. Задачей государства является построение такой налоговой системы , издержки функционирования которой были бы минимальны. При этом выделяются два вида издержек – прямые и косвенные. Прямые издержки представляют собой расходы на содержание государственных налоговых органов - приобретение оборудования, выплату заработной платы и т.п. Они ежегодно утверждаются в составе бюджетных расходов . Косвенные издержки включают в себя затраты на ведение бухгалтерского и статистического учета на предприятиях, на заполнение налоговых форм и деклараций, оплату юридических услуг по вопросам налогового права и т.п. Уровень прямых и косвенных издержек определяется множеством факторов, прежде всего структурой налоговой системы , ее стабильностью, технической оснащенностью налоговых органов, подготовленностью налогоплательщиков к ведению налогового учета. Чем больше налогов взимается в стране, тем выше, при прочих равных условиях, затраты на содержание налоговой системы . На объем издержек влияет и качество налогового законодательства. Если законом предусмотрено большое количество льгот для различных категорий налогоплательщиков, косвенные издержки будут расти вследствие поиска “лазеек” для ухода от налогов . Нечеткость налогового законодательства порождает массу споров и судебных разбирательств, в результате чего не только возрастают прямые и косвенные издержки, но и ухудшает общий экономический климат в стране.

Кризисные ситуации последних лет, оказавшие большое влияние на мировую экономику, привели к снижению экономической и деловой активности. Одной из основных причин возникновения кризисной ситуации эксперты часто называют снижение эффективности работы финансовых рынков в результате усиления спекулятивной активности. В российской налогово-бюджетной системе сформировалась повышенная централизация налогов. При этом федеральный центр пытается предоставить регионам автономию путем передачи дополнительных полномочий. Регионам сегодня предлагается максимально использовать имеющиеся у них налоговые возможности по администрированию налогов и весь спектр налоговых инструментов, но при одновременном сокращении федеральных трансфертов. Тенденцией налоговой политики является меньшая активность по работе с собственной налоговой базой тех регионов, которые зависят от дотаций. Несмотря на активное использование многими регионами всех возможных налоговых инструментов по управлению налоговой базой, остается ряд проблем, связанных с отсутствием или недостаточным объемом полномочий, а также нормативно-правовым регулированием отдельных вопросов со стороны федеральной власти. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что данная тема курсовой работы является актуальной. Целью данной курсовой работы является проанализировать стимулирующую и антистимулирующую роль налоговой политики России. Объектом работы является налоговая политики. Work5 берёт изготовление курсовых работ на себя.. Предмет курсовой работы – стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность налогообложения; - изучить стимулирующую и антистимулирующую роль налоговой политики; - изучить основные характеристики налоговой системы; - проанализировать стимулирующую и антистимулирующую роль налоговой политики России; - рассмотреть эффективность налоговой системы России; - определить проблемы и пути совершенствования налоговой политики в России. Теоретической и методологической основой данной курсовой работы стали: труды ведущих зарубежных и отечественных специалистов, множество периодических изданий в сфере налогообложения, данные опроса экспертов. В данной работе были использованы следующие методы исследования: аналитический, программно-целевой, нормативный метод, методы сравнительного анализа, изучение литературных источников. Данная работа включает три главы, введение, заключение и библиографический список.

На основании проведенного в данной курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы: 1) В современной юридической литературе, посвященной проблемам налогового права, понятие налогообложения встречается очень часто. Ученые исследуют налоогообложение субъектов малого предпринимательства, ценных бумаг, инвестиционной деятельности и т. д.Понятия «налог» и «налогообложение» - взаимосвязанные, но различные. Налогообложение в экономическом смысле определяется как объективный экономический процесс обобществления части созданных в производстве и приращенных в обращении финансовых ресурсов в пользу всего общества. Налогообложение как процесс воплощается в таком понятии, как «налоги», обретая тем самым свое вещественно-предметное содержание. Стимулирующая роль состоит в создании c помощью налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и отдельных видов деятельности. Стимулирующая роль реализовывается через систему налоговых преференций для этих категорий. Антистимулирующая роль заключается в создании c помошью налогообложения определенных преград, барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Необходимо заметить, что налоги сами по себе дестимулируют развитие всякого производства, но, если повышать ставки налогов для отдельных видов деятельности, то можно целенаправленно ограничить собственно их распространение; 2) В России сегодня сложилась довольно парадоксальная ситуация в сфере налоговых доходов регионов. Федеральный центр демонстрирует фактическую централизацию налоговых поступлений. Кроме того, остается крайне запутанной система различных трансфертов, субсидий (их сегодня свыше 130) и каналов перетока федеральных бюджетных средств в региональные бюджеты. Такая ситуация блокирует возможности региональных бюджетов оперативно перераспределять средства для текущих нужд. Под действием санкций налоговая политика остается одним из важнейших государственных инструментов регулирования экономики. В таких условиях государство стремится переориентировать налоговую политику, создав необходимые условия для привлечения иностранных инвесторов, а также всячески поддерживать развитие предпринимательства в России и экспорта продукции за рубеж. На сегодняшний день Правительством РФ разработан план по развитию налоговой политики на 2016–2018 годы. Сразу следует отметить, что какой-либо масштабной реформы налоговой системы в РФ не планируется, а приоритетным направлением, как и ожидалось, является повышение эффективности налоговой системы в условиях экономических санкций. В условиях сложного исполнения федерального бюджета регионам предлагается самостоятельно искать источники финансирования расходных обязательств (причем, большая часть которых определена федеральными нормативно-правовыми актами). Таким образом, федеральный центр в определенной степени отпускает регионы в автономное плавание, из года в год передавая дополнительные расходные полномочия. При этом субъектам Российской Федерации нужно передавать и дополнительные источники финансирования региональных бюджетов, коих при текущем уровне дефицита федерального бюджета не имеется; 3) Для большинства регионов России актуальны следующие меры по мобилизации доходов в бюджет: - выявление фактов занижения налоговой базы по налогу на прибыль; - анализ высокого уровня вычетов по НДС; - установление случаев выплаты зарплаты работникам ниже среднеотраслевого уровня; - легализация неоформленных трудовых отношений; - повышение эффективности функционирования автоматизированной системы фото-видеофиксации нарушений законодательства о безопасности дорожного движения; - выработка мер, направленных на повышение налоговой отдачи от добычи общераспространенных полезных ископаемых; - увеличение поступления акцизов на алкогольную продукцию; - продвижение законодательных инициатив.

1. Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель. - СПб.: Питер, 2012. - 768 c. 2. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c. 3. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: Учебное пособие / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О Тихонова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 599 c. 4. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: Учебное пособие / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 599 c. 5. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким. - М.: Юрайт, 2013. - 154 c. 6. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 334 с. 7. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В. К. Бурлачков. - Москва: URSS: Либроком, 2013. - 239 с. 8. Гнатюк, С.Н. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / С. Н. Гнатюк. - Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. - 350, [1] с. 9. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учебное пособие для бакалавров / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. - Москва: Омега-Л, 2014. - 254 с. 10. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: учебник / С. Г. Капканщиков. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: КноРус, 2016. - 406 с. 11. Киселева, Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс: [учеб. пособие] / Е.А. Киселева. - 2-е изд. - М.: Кнорус, 2014. - 379 с.. 12. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: Амалфея, 2013. – 311 с. 13. Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2015. – 432 с. 14. Макроэкономика: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. - Москва: КноРус, 2016. - 313 с. 15. Макроэкономика: учебник для высших учебных заведений / В. В. Амосова и др.]; под редакцией Д. Ю. Митропольского, Т. Г. Бродской. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2014. - 363 с. 16. Макроэкономика: учебник для бакалавров / [Л. М. Капица и др.]. - Москва: Юрайт, 2014. - 403 с. 17. Розанова, Н.М. Макроэкономика: учебник для магистров / Н. М. Розанова. - Москва: Юрайт, 2013. - 813 с. 18. Симкина, Л.Г. Макроэкономика: учебное пособие / Л. Г. Симкина. - Москва : КноРус, 2016. - 336 с. 19. Скрябин, О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. - М.: МИСиС, 2013. - 88 c. 20. Слобцов, И.А. Микроэкономика. Макроэкономика (для бакалавров) / И.А. Слобцов, О.В. Шашкова. - М.: КноРус, 2013. - 472 c. 21. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2012. - 686 c.

Стимулирующая роль заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

В частности, в целях стимулирования развития строительства жилья, в соответствии со ст.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, в том числе используя систему налоговых льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Согласно ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства" основными направлениями государства в этой сфере признано льготное налогообложение. Такие же положения предусмотрены в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и в других законодательных актах. [18]

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, например посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов мотивации для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве. [9, с. 23]

Благодаря наличию стимулирующей функции налогов государство имеет возможность косвенно воздействовать на функционирование рыночной экономики с целью обеспечения ускоренного развития определенных ее секторов и отраслей. Не всегда желательный с точки зрения общества уровень производства тех или иных товаров может быть обеспечен в результате действия рыночных сил. Если товар представляет собой чистое общественное благо, данная проблема может быть решена только путем прямой организации их производства на государственных предприятиях. По отношению к смешанным общественным благам в ряде случаев достаточно лишь корректировки объема их выпуска с помощью косвенных мер. Как правило, с помощью налоговой системы достигается стимулирование следующих видов деятельности: непроизводственное строительство; осуществление затрат на развитие производства (включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); малое предпринимательство; благотворительная и природоохранная деятельность; создание предприятий, обеспечивающих занятость для определенных категорий населения (например, инвалидов).

Стимулирующая функция реализуется с помощью системы налоговых льгот, предоставление которых увязывается с определенными признаками налогоплательщика или объекта налогообложения. Налоговые льготы - это законодательно установленные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. В соответствии с российским законодательством нормы, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Это означает, что закон должен ставить в равные условия всех налогоплательщиков, относящихся к одной и той же категории или осуществляющих определенный вид деятельности. Для избирательной поддержки определенных предприятий и организаций должны использоваться не налоги, а государственные расходы.

Можно выделить следующие основные виды налоговых льгот:

· установление необлагаемого минимума объекта налогообложения (пример - стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц);

Это интересно:

Осуществление налогового планирования и антикризисный эффект от использования различных налоговых режимов на предприятии
Государство в своей налоговой политике нередко прибегает к волевым решениям, носящим, как правило, преимущественно фискальный характер. В результате отсутствия устойчивой системы экономических и правовых условий для роста налогооблагаемой базы интересы собственников, интересы налогоплательщиков ото .

Аналитические методы оценки эффективности фискальной политики
Учитывая, что для российской экономики еще не сформированы ретроспективные динамические ряды, достаточные для проведения корректных эконометрических расчетов, можно воспользоваться другими способами оценки эффективности фискальной политики. К числу подобных альтернативных подходов можно отнести мет .

Налогоплательщики НДС
В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: – организации; – индивидуальные предприниматели; – лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, опр .

Читайте также: