Продление налоговой отчетности рк

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность


Правительство утвердило отсрочки по уплате налогов и сдачи отчетности в связи с эпидемией коронавируса. Постановление от 02.04.2020 № 409 было опубликовано в понедельник, 6 апреля.

Обратите внимание, что перенос сдачи декларации не означает автоматически перенос уплаты налога, даже если срок уплаты привязан к сроку сдачи отчета. Об этом прямо написано в постановлении.

Что продлили по отчетам

  1. Срок сдачи всей налоговой и бухгалтерской отчетности, срок сдачи которой приходится на март-май на три месяца. Кроме НДС.
  2. Отчетность по НДС за 1 квартал до 15 мая.
  3. Срок сдачи расчетов по страховым взносам до 15 мая.

Сроки по сдаче отчетности перенесены для всех организаций и ИП, вне зависимости от видов деятельности, перечней и реестров МСП. И для граждан тоже (3-НДФЛ).

Новые сроки сдачи отчетности в 2020 году

Минфин объяснил, для кого установлен срок сдачи бухотчетности 30 июня. Поэтому срок стоит 6 мая.

Вид отчетностиПоследний день сдачи отчета
Бухгалтерская отчетность за 2019 год 12 мая
Налог на прибыль за 2019 год 29 июня
Налог на прибыль за 1 квартал 2020 года 28 июля
Налог на прибыль за март 2020 года (при ежемесячной уплате) 28 июля
Налог на прибыль за апрель 2020 года (при ежемесячной уплате) 28 августа
Налог на прибыль за май 2020 года (при ежемесячной уплате) 28 сентября
Налог на имущество за 2019 год 30 июня
НДС за 1 квартал 2020 года 15 мая
Расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года 15 мая
6-НДФЛ за 1 квартал 2020 года 30 июля
УСН за 2019 год (организации) 30 июня
УСН за 2019 год (ИП) 30 июля
ЕНВД за 1 квартал 2020 года 20 июля
3-НДФЛ 30 июля
4-ФСС 15 мая

Перенос сроков уплаты налогов

Отсрочки по оплате налогов будут предоставляться не всем организациям и ИП, а только включенным в реестр малого и среднего предпринимательства и ведущим деятельность, попавшую в перечень правительства (наиболее пострадавшие отрасли). Подробнее о переносе в статье Новые сроки по налогам и отчетности. Правительство утвердило отсрочки, но не для всех.

В отдельную графу выделены организации, указанные в пункте 2 Указа Президента, обязанные работать в нерабочие дни. По мнению ФНС, они обязаны были сдавать отчетность в обычные сроки, потому что у этих организаций рабочие дни. А значит по этой логике, они обязаны уплачивать налоги тоже в обычные сроки.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

В обязанности налогоплательщиков входит своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства, установленные налоговым законодательством РК. Государство в лице налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика исполнения налоговых обязательств в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств использовать способы по его обеспечению и применять меры принудительного исполнения в порядке, устанавливаемом Налоговым кодексом РК (далее — НК РК).

В целях исполнения налоговых обязательств (ст. 31 п. 2 НК РК) налогоплательщик:

  1. встает на регистрационный учет в налоговом органе;
  2. ведет учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;
  3. исчисляет суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним, составляет и представляет органам налоговой службы налоговые формы, которые включают в себя налоговую отчетность (кроме налоговых регистров);
  4. уплачивает налоги и другие обязательные платежи.

Обратите внимание! Перечень налоговых обязательств, установленных НК РК, является исчерпывающим и не может дополнительно устанавливаться иными другими актами министерств, ведомствами.

  1. Налоговая отчетность, составленная на бумажном носителе, должна быть подписана налогоплательщиком (налоговым агентом) либо его представителем. Такая налоговая отчетность обязательно заверяется печатью налогоплательщика (налогового агента) либо его представителя.
  2. Налоговая отчетность, составленная на электронном носителе, должна быть заверена цифровой электронной подписью налогоплательщика (налогового агента).
  3. Налоговая отчетность составляется на казахском и (или) русском языках.

Налоговая отчетность включает в себя:

  • налоговые декларации;
  • налоговые расчеты и приложения к ним;
  • отчетность по мониторингу;
  • декларации по косвенным налогам по импортированным товарам;
  • заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Виды налоговой отчетности на основании ст. 63 НК РК:

  1. первоначальная — налоговая отчетность налогоплательщика, представляемая впервые;
  2. очередная — налоговая отчетность налогоплательщика, представляемая за налоговые периоды, следующие за налоговым периодом;
  3. дополнительная — налоговая отчетность налогоплательщика, представляемая им в добровольном порядке при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, к которому относятся данные изменения (дополнения);
  4. дополнительная по уведомлению — налоговая отчетность, представляемая налогоплательщиком при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную отчетность, заполняется налогоплательщиком после получения налогового уведомления, когда налоговым органом в результате камерального контроля выявлены нарушения;
  5. ликвидационная налоговая отчетность — налоговая отчетность налогоплательщика, представляемая при прекращении деятельности или реорганизации налогоплательщика, при снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.

Налоговая отчетность представляется налогоплательщиком в налоговые органы в сроки, установленные НК РК по выбору:

  • по почте заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе;
  • в электронном виде, допускающем компьютерную обработку информации с использованием криптографического ключа при подписании отчетности налогоплательщика;
  • в явочном порядке на бумажном носителе.

Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган в целях продления срока представления налоговой отчетности при условии представления ее в электронном виде, за исключением отчетности по мониторингу, по косвенным налогам при импорте товаров в РК с территории стран Таможенного союза.

Максимальный срок продления:

  • по КПН или ИПН — не более 30 календарных дней;
  • по другим налогам и другим обязательным платежам — не более 15 календарных дней.

Обратите внимание! Продление срока представления налоговой отчетности не распространяется на предоставление налогового расчета по авансовым платежам по КПН. Продление срока налоговой отчетности (ст. 72 НК РК) не изменяет срока уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений.

При допущении ошибок в заполнении налоговой отчетности (неверно указаны код налогового органа, вид налоговой отчетности, налоговый период и др.) либо при допущении ошибочной отправки налоговой отчетности, которая не подлежит отправке (например, неверно указаны статус резидентства, код валюты, номер или дата контракта на недропользование, ликвидационной отчетности) налогоплательщик вправе отозвать налоговую отчетность.

Налогоплательщик вправе (ст. 70 НК РК) вносить изменения и дополнения в представленную ранее в налоговый орган налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности. Обязательное условие правильного составления дополнительной налоговой отчетности: должен совпадать налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.

Внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность не допускается:

  • в период проведения комплексной и тематических проверок;
  • в период обжалования результатов налоговой проверки;
  • в части требования о возврате НДС;
  • по авансовым платежам по КПН за месяцы налогового периода, по которому уже наступили сроки уплаты текущих платежей;
  • позднее 20 января текущего налогового периода — по авансовым платежам по КПН, до сдачи декларации по КПН за предыдущий налоговый период;
  • позднее 20 декабря текущего налогового периода — по авансовым платежам по КПН, подлежащим уплате за период после сдачи декларации по КПН за предыдущий налоговый период;
  • в части изменения метода отнесения на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов юридического лица-нерезидента.

Налогоплательщик вправе приостановить и возобновить представление налоговой отчетности на основании налогового заявления, представляемого в налоговый орган по форме, установленной уполномоченным налоговым органом. В течение 3 рабочих дней налоговый орган рассматривает налоговое заявление и принимает решение о приостановлении налоговой отчетности налогоплательщика либо отказе, которое вручается налогоплательщику лично под подпись или иным образом, подтверждающим факт отправки и получения (ст. 73 НК РК).

Налоговый орган вправе вынести решение об отказе налогоплательщику в приостановлении представления налоговой отчетности в случаях:

  • наличия у налогоплательщика задолженности по налогам и другим обязательным платежам на дату подачи заявления;
  • непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности;
  • признания налогоплательщика бездействующим.

Обратите внимание! Срок приостановления представления налоговой отчетности не должен превышать сроков исковой давности.

Не позднее даты окончания текущего налогового периода налогоплательщик вправе возобновить деятельность и возобновить представление отчетности путем представления в налоговый орган налогового заявления.

Положения НК РК о порядке приостановления и возобновления представления налоговой отчетности не распространяются на:

  • ИП, применяющих специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, для субъектов малого бизнеса, работающих по патенту;
  • ИП или юридические лица, являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес и (или) фиксированного налога;
  • юридические лица — производители сельхозпродукции, продукции аквакультуры (рыболовства) и сельскохозяйственных кооперативов.

Эти положения не распространяются также на порядок и сроки представления налоговой отчетности по налогам на имущество, транспортные средства, земельному налогу, оплате за пользование земельными участками.

Налоговая отчетность считается непредставленной в органы налоговой службы, в случаях когда:

  1. не соответствует налоговым формам, установленным уполномоченным органом;
  2. не указан код налогового органа;
  3. не указан или неверно указан ИИН или БИН;
  4. не указан налоговый период;
  5. не указан вид налоговой отчетности;
  6. нарушена структура электронного формата, установленного уполномоченным органом;
  7. нарушены требования к цифровой подписи налоговой отчетности;
  8. нарушены другие требования, установленные п. 1 ст. 72, п. 2 ст. 270 НК РК.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности в сроки, установленные НК РК, — по истечении 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления, налоговый орган вправе (п. 1 ст. 611 НК РК) приостановить расходные операции по банковским счетам налогоплательщика.

Налоговая отчетность хранится у налогоплательщика в течение срока исковой давности. Если налогоплательщик — юридическое лицо реорганизовано, то обязательство по хранению налоговых форм за реорганизованное лицо возлагается на его правопреемников.

Налоговое законодательство РК устанавливает сроки исковой давности по налоговым обязательствам и требованию (ст. 46 НК РК):

  • минимальный срок — 5 лет;
  • максимальный срок — 7 лет.

Общий срок по налоговому законодательству составляет 5 лет. Течение общего срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговый орган вправе (п. 4 ст. 46 НК РК) начислить или пересмотреть исчисленные суммы налогов и других обязательных платежей по операциям с налогоплательщиком, признанным судом лжепредприятием, в пределах 5-летнего срока исковой давности, исчисляемого после вступления в законную силу приговора или постановления суда.

Налогоплательщик вправе (п. 6 ст. 46 НК РК) заявлять требования для проведения зачета и (или) возврата налогов, других обязательных платежей и пеней в налоговый орган в пределах 5-летнего срока исковой давности со дня окончания налогового периода, за исключением случаев возврата уплаченных сумм государственной пошлины.

Налоговое обязательство по представлению налоговой отчетности прекращается (ст. 54 НК РК) в следующих случаях:

налоговое обязательство юридического лица:

  • после ликвидации;
  • после реорганизации путем присоединения (в отношении присоединившегося юридического лица), слияния и разделения;

налоговое обязательство физического лица в связи:

  • со смертью;
  • с объявлением его умершим на основании вступившего в силу решения суда;
  • в случаях, порядке и условиях, установленных Законом РК «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества».

Актуальность информации: июль 2016 г.

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания


ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна

ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

Стоимость услуги - тенге с учетом комиссии.

от 5 марта 2014 года № 200

Утратил силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 28 августа 2015 года № 685

См. приказ Министра финансов РК от 27 апреля 2015 года № 284 «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан»

Стандарт государственной услуги
«Продление срока представления налоговой отчетности»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1. Общие положения

См. Регламент государственной услуги «Продление срока представления налоговой отчетности».

1. Государственная услуга «Продление срока представления налоговой отчетности» (далее - государственная услуга).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Стандарт государственной услуги разработан Министерством финансов Республики Казахстан (далее - Министерство).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Государственная услуга оказывается Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, Налоговыми управлениями по районам, городам и районам в городах, на территории специальных экономических зон (далее - услугодатель).

Прием уведомлений осуществляется:

1) услугодателем через центры приема и обработки информации или веб-приложение «Кабинет налогоплательщика» (далее - Кабинет налогоплательщика), информационную систему Сервисы обработки налоговой отчетности (далее - СОНО);

2) посредством веб-портала «электронного правительства» (далее - портал).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Порядок оказания государственной услуги

4. Сроки оказания государственной услуги:

1) продление срока представления налоговой отчетности, за исключением налоговой отчетности по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов Таможенного союза - в день приема уведомления, указанного в пункте 9 настоящего стандарта государственной услуги;

2) максимально допустимое время ожидания для сдачи пакета документов услугополучателем - не более 20 минут.

3) максимально допустимое время обслуживания услугополучателя - не более 20 минут.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

5. Форма оказания государственной услуги: электронная (полностью автоматизированная) и (или) бумажная.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

6. Результатом оказания государственной услуги является:

1) продление сроков представления отчетности по мониторингу, предоставляемой крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу;

2) продление сроков представления налоговой отчетности при условии ее представления в электронном виде, за исключением отчетности по мониторингу и налоговой отчетности по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза.

Дата публикации 16.09.2020

Введение с 16.03.2020 г. на территории Казахстана режима чрезвычайного положения (ЧС), а с 19.03.2020.

карантина на территории столицы и Алматы, существенно ударит по бизнесу. В течение месяца до прекращения действия режима ЧС предприниматели будут вынуждены нести убытки в связи со снижением спроса и приостановлением работы.

Между тем, обязанность по предоставлению налоговой отчетности и уплате платежей сохраняется, предприниматели могут рассчитывать только на некоторые послабления, но не на освобождение от платежей. В каком объеме и когда платить налоги в условиях ЧС казахстанским бизнесменам, узнайте в нашей статье

Когда подавать отчетность и можно ли не платить налог во время ЧС?

Несмотря на введение режима ЧС, обязанность по подаче деклараций и уплате налогов за казахстанскими компаниями и ИП сохраняется. НК РК предусматривает следующие меры поддержки бизнесменов:

  • создание СЭЗ;
  • налоговые преференции для инвесторов;
  • спецрежимы для СМП и аграриев.

Однако налоговое законодательство не предусматривает освобождения от исполнения налоговых обязательств при режиме ЧС.

Единственное, на что могут рассчитывать казахстанские предприниматели –получение отсрочки по уплате налогов, рассрочки налогового платежа и приостановление начисления пени.

Что касается срока подачи деклараций, то с целью минимизации контактов на время ЧС налогоплательщикам предоставлена отсрочка на 30 календарных дней по тем декларациям, срок предоставления которых совпал в периодом действия ЧС (16.03.2020- 15.04.2020 г.). Т.е. налоговую отчетность можно сдать и после 31 марта (в срок до 30 апреля), при этом заявление на продление сроков отчетности писать не нужно.

Штрафа за просрочку подачи отчета также не будет. Однако отчетность необходимо в этом случае предоставить в электронном виде. Это распространяется на формы: 100.00, 110.00, 150.00, 220.00, 230.00, 240.00, 700.00, 860.00, 870.00, 871.00, 920.00.

Предпринимателям следует иметь ввиду, что с 17.03.2020 -15.04.2020 г. будет приостановлен доступ к терминалам самообслуживания в Центрах по приему отчетности.

Кому и на какой срок положена отсрочка по уплате налогов?

Ст. 51 НК РК предусматривает отсрочку (рассрочку) по исполнению налогового обязательства всем налогоплательщикам, кто понес ущерб в результате ЧС и не может выполнить свои налоговые обязательства в срок (пп.1 п.2. ст. 51 НК РК).

Отсрочка предполагает перенос срока уплаты до полугода (при этом сумма уплачивается единовременно). Рассрочка –ежемесячную или ежеквартальную уплату равными долями в течение 3 лет.

Также можно отсрочить уплату, предоставив налоговой службе имущество в залог или банковскую гарантию (п.5 ст.49 НК РК).

Например, если срок уплаты КПН -10.04.2020 г., получить отсрочку можно будет до 10.10.2020 г. Уплату НДС за 1 квартал 2020 г. необходимо произвести до 25.05.2020 г., отсрочку же можно получить до 25.11.2020 г.

Однако, по налогам с зарплаты, выплаченной в марте 2020 г., оплату следует произвести до 25.04.2020 г. Если в связи с ЧС работники были отправлены в отпуск без содержания, а зарплата не начислялась и не выплачивалась, то обязанности по уплате также не возникает.

Как получить положенную законом отсрочку (рассрочку)?

Решение о предоставлении или об отказе в отсрочке принимает УГД по месту нахождения налогоплательщика или по месту оплаты налогов. Для получения отсрочки налогоплательщику нужно обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением и приложением пакета документов.

Перечень необходимых документов перечислен в п.3 ст.51 НК РК. Предоставить налогоплательщику отсрочку (или мотивированный отказ) налоговая служба обязана в течение 20 рабочих дней (п.5 ст. 51 НК РК).

В данный момент, в связи с режимом ЧС КГД МФ РК прорабатывает вопрос об упрощении процедуры получения отсрочки.

Налогоплательщикам следует помнить, что данная процедура носит заявительный характер, а значит, если не подать заявление, то автоматически отсрочка по причине ЧС предоставляться не будет.

Особые меры поддержки предусмотрены только для наиболее пострадавших сфер экономики.

Часть казахстанских бизнесменов, занятых в отраслях, которые предположительно наиболее пострадают в результате действия режима ЧС, власти решили освободить от некоторых налогов. Хотя мера по освобождению и не предусмотрена НК РК, учитывая сложившуюся ситуацию Правительство РК приняло Постановление №126 от 20.03.2020 г., которое вводит специальный «нулевой» поправочный коэффициент к ставкам налогов до 31.12.2020 г. включительно.

Так, на период с марта по декабрь 2020 г. от налога на имущество освобождаются (с применением поправочного коэффициента «0») юрлица и ИП, владеющие крупными торговыми объектами, ТРЦ, кинозалами, физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями.

От земельного налога на этот же период освобождаются производители сельхозпродукции (только по налогу с земель сельхозназначения).

От уплаты ИПН освобождаются ИП, работающие на общеустановленном режиме. Ранее, с 01.01.2020 г. уже были освобождены от налогов на трехлетний срок СМП на спецрежимах.

Кроме того, для аграриев и занятых в сфере торговли (крупные объекты и ТРЦ), культуры и спорта по всем налогам приостановлено начисление пени до 15.08.2020 г. Если оплату налога на имущество и землю можно не производить вовсе, то по остальным налогам сумма уплаты просто отсрочена. Отсрочка вкупе с отсутствием штрафных санкций должна способствовать стабилизации финансового положения пострадавших от кризиса бизнесменов. Сроки сдачи налоговой отчетности для этих же категорий налогоплательщиков перенесены на 3-й квартал 2020 г.

Какие еще меры поддержки бизнеса при ЧС предусмотрены властями?

Помимо закрепленной в НК РК возможности отсрочки налогового платежа, некоторые предприниматели смогут воспользоваться преимуществами освобождения от уплаты налогов и моратория на проверки, которые были введены еще с начала текущего года.

Напомним, что с января 2020 г. введено трехлетнее освобождение от уплаты налогов для СМП, которые применяют спецрежимы. На этот же срок предусмотрен мораторий на налоговые проверки этой категории предпринимателей. При этом к микробизнесу относятся ИП с численностью работников до 15 человек и годовым доходом до 30 000 МРП (79 530 000 тг.), а к малому бизнесу –до 100 человек и 300 000 МРП (795 300 000 тг.) соответственно.

На период режима ЧС будет приостановлена отправка уведомлений по результатам «камералок», сокращены до минимума выездные проверки, а ситуации по привлечению к ответственности за административные нарушения будут рассмотрены после отмены режима ЧС.

Предприниматели, выступающие поставщиками и подрядчиками в госзакупках, получат выплаты по уже оказанным услугам и работам в течение 5 дней после их приемки. Временно отменено включение поставщика в реестр неблагонадежных по причине неисполнения условий договора (если причиной стало влияние текущего кризиса). Также отменено внесение обеспечительного взноса и предоставление банковских гарантий по госзакупкам.

Кроме того, предпринимателям, имеющим кредиты, следует иметь ввиду, что в соответствии с п.3 ст.34 закона «О банках…» и п.6 ст.3 Закона «О микрофинансовой деятельности» кредиторы могут изменить условия займа в пользу заемщика при ЧС. Агентство по регулированию финансового рынка РК рекомендовало банкам и МФО предоставить ИП и субъектам МСБ отсрочку на срок до 90 дней, если у них произошло ухудшение финансового положения в связи с ЧС.

Эту меру поддержал и Президент, поручив разработать механизм по поддержке МСБ во время кризиса, а именно -приостановление выплат сумм основного долга и процентов по всем кредитам МСБ.

Также с 20.03.2020 г. приостанавливается начисление арендных платежей сроком на 3 месяца по объектам недвижимости, принадлежащим государству, местным исполнительным органам и объектам квазигосударственного сектора, и переданным в аренду субъектам МСБ.

Рассматривается также реализация следующих мер:

  • выделение 600 млрд.тг.на кредитование оборотных средств МСБ под 8% годовых;
  • предоставление МСБ отсрочки по уплате всех налогов на 3 месяца, без штрафных санкций;
  • временное снижение ставки НДС на продукты питания и продукцию аграрного сектора;
  • установление нулевых таможенных пошлин на ряд стратегически важных импортируемых товаров;
  • проработка вопроса об освобождении от арендной платы объектов коммерческой недвижимости.

Таким образом, предпринимателям следует в ближайший месяц внимательно мониторить изменения в законодательство, чтобы максимально использовать в свою пользу предоставляемые властями льготы в непростой для бизнеса период.

На что могут рассчитывать рядовые граждане?

Помимо мер поддержки предпринимательства, Правительство предусмотрело и поддержку работников, которые пострадали по причине кризиса, лишившись рабочего места или части заработка.

По поручению Президента, на время действия режима ЧС лица, лишившиеся дохода, смогут ежемесячно получать выплату в размере 1 МЗП (42 500 тг.) за счет государства. На эту помощь ориентировочно смогут рассчитывать около полутора миллионов казахстанцев. В настоящий момент прорабатывается механизм осуществления выплат. Специально созданные региональные штабы и Корпорация «Атамекен» в ближайшее время сформируют списки получателей.

Кроме того, многодетные семьи, инвалиды и другие социально уязвимые слои населения будут на регулярной основе получать бесплатные наборы, включающие в себя продукты питания и бытовую химию.

Также Президент призвал казахстанских работодателей максимально сохранять рабочие места, не допуская массовых сокращений работников.

Для создания дополнительных рабочих мест на реализацию программы «Дорожная карта» уже выделено на период кризиса 300 млрд. тг.. Планируется довести эту сумму до 1 трлн. тг, что создаст около 250 тысяч рабочих мест в регионах реализации программы.

Дата публикации 16.09.2020

Введение с 16.03.2020 г. на территории Казахстана режима чрезвычайного положения (ЧС), а с 19.03.2020.

карантина на территории столицы и Алматы, существенно ударит по бизнесу. В течение месяца до прекращения действия режима ЧС предприниматели будут вынуждены нести убытки в связи со снижением спроса и приостановлением работы.

Между тем, обязанность по предоставлению налоговой отчетности и уплате платежей сохраняется, предприниматели могут рассчитывать только на некоторые послабления, но не на освобождение от платежей. В каком объеме и когда платить налоги в условиях ЧС казахстанским бизнесменам, узнайте в нашей статье

Когда подавать отчетность и можно ли не платить налог во время ЧС?

Несмотря на введение режима ЧС, обязанность по подаче деклараций и уплате налогов за казахстанскими компаниями и ИП сохраняется. НК РК предусматривает следующие меры поддержки бизнесменов:

  • создание СЭЗ;
  • налоговые преференции для инвесторов;
  • спецрежимы для СМП и аграриев.

Однако налоговое законодательство не предусматривает освобождения от исполнения налоговых обязательств при режиме ЧС.

Единственное, на что могут рассчитывать казахстанские предприниматели –получение отсрочки по уплате налогов, рассрочки налогового платежа и приостановление начисления пени.

Что касается срока подачи деклараций, то с целью минимизации контактов на время ЧС налогоплательщикам предоставлена отсрочка на 30 календарных дней по тем декларациям, срок предоставления которых совпал в периодом действия ЧС (16.03.2020- 15.04.2020 г.). Т.е. налоговую отчетность можно сдать и после 31 марта (в срок до 30 апреля), при этом заявление на продление сроков отчетности писать не нужно.

Штрафа за просрочку подачи отчета также не будет. Однако отчетность необходимо в этом случае предоставить в электронном виде. Это распространяется на формы: 100.00, 110.00, 150.00, 220.00, 230.00, 240.00, 700.00, 860.00, 870.00, 871.00, 920.00.

Предпринимателям следует иметь ввиду, что с 17.03.2020 -15.04.2020 г. будет приостановлен доступ к терминалам самообслуживания в Центрах по приему отчетности.

Кому и на какой срок положена отсрочка по уплате налогов?

Ст. 51 НК РК предусматривает отсрочку (рассрочку) по исполнению налогового обязательства всем налогоплательщикам, кто понес ущерб в результате ЧС и не может выполнить свои налоговые обязательства в срок (пп.1 п.2. ст. 51 НК РК).

Отсрочка предполагает перенос срока уплаты до полугода (при этом сумма уплачивается единовременно). Рассрочка –ежемесячную или ежеквартальную уплату равными долями в течение 3 лет.

Также можно отсрочить уплату, предоставив налоговой службе имущество в залог или банковскую гарантию (п.5 ст.49 НК РК).

Например, если срок уплаты КПН -10.04.2020 г., получить отсрочку можно будет до 10.10.2020 г. Уплату НДС за 1 квартал 2020 г. необходимо произвести до 25.05.2020 г., отсрочку же можно получить до 25.11.2020 г.

Однако, по налогам с зарплаты, выплаченной в марте 2020 г., оплату следует произвести до 25.04.2020 г. Если в связи с ЧС работники были отправлены в отпуск без содержания, а зарплата не начислялась и не выплачивалась, то обязанности по уплате также не возникает.

Как получить положенную законом отсрочку (рассрочку)?

Решение о предоставлении или об отказе в отсрочке принимает УГД по месту нахождения налогоплательщика или по месту оплаты налогов. Для получения отсрочки налогоплательщику нужно обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением и приложением пакета документов.

Перечень необходимых документов перечислен в п.3 ст.51 НК РК. Предоставить налогоплательщику отсрочку (или мотивированный отказ) налоговая служба обязана в течение 20 рабочих дней (п.5 ст. 51 НК РК).

В данный момент, в связи с режимом ЧС КГД МФ РК прорабатывает вопрос об упрощении процедуры получения отсрочки.

Налогоплательщикам следует помнить, что данная процедура носит заявительный характер, а значит, если не подать заявление, то автоматически отсрочка по причине ЧС предоставляться не будет.

Особые меры поддержки предусмотрены только для наиболее пострадавших сфер экономики.

Часть казахстанских бизнесменов, занятых в отраслях, которые предположительно наиболее пострадают в результате действия режима ЧС, власти решили освободить от некоторых налогов. Хотя мера по освобождению и не предусмотрена НК РК, учитывая сложившуюся ситуацию Правительство РК приняло Постановление №126 от 20.03.2020 г., которое вводит специальный «нулевой» поправочный коэффициент к ставкам налогов до 31.12.2020 г. включительно.

Так, на период с марта по декабрь 2020 г. от налога на имущество освобождаются (с применением поправочного коэффициента «0») юрлица и ИП, владеющие крупными торговыми объектами, ТРЦ, кинозалами, физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями.

От земельного налога на этот же период освобождаются производители сельхозпродукции (только по налогу с земель сельхозназначения).

От уплаты ИПН освобождаются ИП, работающие на общеустановленном режиме. Ранее, с 01.01.2020 г. уже были освобождены от налогов на трехлетний срок СМП на спецрежимах.

Кроме того, для аграриев и занятых в сфере торговли (крупные объекты и ТРЦ), культуры и спорта по всем налогам приостановлено начисление пени до 15.08.2020 г. Если оплату налога на имущество и землю можно не производить вовсе, то по остальным налогам сумма уплаты просто отсрочена. Отсрочка вкупе с отсутствием штрафных санкций должна способствовать стабилизации финансового положения пострадавших от кризиса бизнесменов. Сроки сдачи налоговой отчетности для этих же категорий налогоплательщиков перенесены на 3-й квартал 2020 г.

Какие еще меры поддержки бизнеса при ЧС предусмотрены властями?

Помимо закрепленной в НК РК возможности отсрочки налогового платежа, некоторые предприниматели смогут воспользоваться преимуществами освобождения от уплаты налогов и моратория на проверки, которые были введены еще с начала текущего года.

Напомним, что с января 2020 г. введено трехлетнее освобождение от уплаты налогов для СМП, которые применяют спецрежимы. На этот же срок предусмотрен мораторий на налоговые проверки этой категории предпринимателей. При этом к микробизнесу относятся ИП с численностью работников до 15 человек и годовым доходом до 30 000 МРП (79 530 000 тг.), а к малому бизнесу –до 100 человек и 300 000 МРП (795 300 000 тг.) соответственно.

На период режима ЧС будет приостановлена отправка уведомлений по результатам «камералок», сокращены до минимума выездные проверки, а ситуации по привлечению к ответственности за административные нарушения будут рассмотрены после отмены режима ЧС.

Предприниматели, выступающие поставщиками и подрядчиками в госзакупках, получат выплаты по уже оказанным услугам и работам в течение 5 дней после их приемки. Временно отменено включение поставщика в реестр неблагонадежных по причине неисполнения условий договора (если причиной стало влияние текущего кризиса). Также отменено внесение обеспечительного взноса и предоставление банковских гарантий по госзакупкам.

Кроме того, предпринимателям, имеющим кредиты, следует иметь ввиду, что в соответствии с п.3 ст.34 закона «О банках…» и п.6 ст.3 Закона «О микрофинансовой деятельности» кредиторы могут изменить условия займа в пользу заемщика при ЧС. Агентство по регулированию финансового рынка РК рекомендовало банкам и МФО предоставить ИП и субъектам МСБ отсрочку на срок до 90 дней, если у них произошло ухудшение финансового положения в связи с ЧС.

Эту меру поддержал и Президент, поручив разработать механизм по поддержке МСБ во время кризиса, а именно -приостановление выплат сумм основного долга и процентов по всем кредитам МСБ.

Также с 20.03.2020 г. приостанавливается начисление арендных платежей сроком на 3 месяца по объектам недвижимости, принадлежащим государству, местным исполнительным органам и объектам квазигосударственного сектора, и переданным в аренду субъектам МСБ.

Рассматривается также реализация следующих мер:

  • выделение 600 млрд.тг.на кредитование оборотных средств МСБ под 8% годовых;
  • предоставление МСБ отсрочки по уплате всех налогов на 3 месяца, без штрафных санкций;
  • временное снижение ставки НДС на продукты питания и продукцию аграрного сектора;
  • установление нулевых таможенных пошлин на ряд стратегически важных импортируемых товаров;
  • проработка вопроса об освобождении от арендной платы объектов коммерческой недвижимости.

Таким образом, предпринимателям следует в ближайший месяц внимательно мониторить изменения в законодательство, чтобы максимально использовать в свою пользу предоставляемые властями льготы в непростой для бизнеса период.

На что могут рассчитывать рядовые граждане?

Помимо мер поддержки предпринимательства, Правительство предусмотрело и поддержку работников, которые пострадали по причине кризиса, лишившись рабочего места или части заработка.

По поручению Президента, на время действия режима ЧС лица, лишившиеся дохода, смогут ежемесячно получать выплату в размере 1 МЗП (42 500 тг.) за счет государства. На эту помощь ориентировочно смогут рассчитывать около полутора миллионов казахстанцев. В настоящий момент прорабатывается механизм осуществления выплат. Специально созданные региональные штабы и Корпорация «Атамекен» в ближайшее время сформируют списки получателей.

Кроме того, многодетные семьи, инвалиды и другие социально уязвимые слои населения будут на регулярной основе получать бесплатные наборы, включающие в себя продукты питания и бытовую химию.

Также Президент призвал казахстанских работодателей максимально сохранять рабочие места, не допуская массовых сокращений работников.

Для создания дополнительных рабочих мест на реализацию программы «Дорожная карта» уже выделено на период кризиса 300 млрд. тг.. Планируется довести эту сумму до 1 трлн. тг, что создаст около 250 тысяч рабочих мест в регионах реализации программы.

Читайте также: