Роль государства в экономике налоги конспект

Опубликовано: 19.09.2024

Содержание:

Функции государства

Организационная функция – осуществляется путём принятия законов осуществляется управление народом. Чтобы законы осуществлялись, требуется наличие денежных средств.

Социальная функция – государство обязано разделять доход таким образом, чтобы обеспечить минимальный уровень своим гражданам, также сюда относится помощь людям, неспособным обеспечить свою жизнедеятельность трудовым путём. Основой социальной функции представлены внебюджетные организации, такие как: Пенсионный фонд, фонд медицинского страхования. Социальная функция отвечает за качество и уровень образования и здравоохранения.

Экономическая функция – уровень и темпы развития производства:

  • Денежные вложения в образование и научные исследования;
  • Финансовые вложения в предотвращения экологических проблем и поиск новых источником энергии;
  • Воздействие на формирование доходов и функционирование рынков путём перераспределения финансовых ресурсов для корректировки механизма рынков.

Функции государства в смешанной экономике

Государство несёт ответственность за контроль и выполнение заданных экономических функций, которые оказывают укрепление рыночной системы, распределяют финансы ради социальных потребностей общества – правовая и социальная деятельность, конкуренция, распределение доходов и ресурсов.

Макроэкономический уровень государства – разработка и закрепление правовых основ экономики, принципы макроэкономического развития, осуществление антимонопольной политики для нормализации рыночного механизма, осуществление экономической политики, воздействующей на регулирование экономической деятельности и достижению целей; улучшение рыночного механизма, справедливое распределение доходов между населением и обеспечение социальной защиты.

Командная экономика – полное руководящее планирование, характерное распределение ресурсов и производимых товаров, осуществление контроля за ценовой политикой.

В условиях рынка государство предпочитает не вмешиваться в деятельность рынков и предприятий, вмешательство осуществляется в том случае, если возникают непредвиденные обстоятельства, мешающие действию рынка (война, инфляция, дефолт).

Современные экономические теории одобряют и признают необходимость вымешивания государства в рыночную систему для регуляции экономики. Выделяют функции:

  1. Улучшение деятельности рыночных отношений (закрепление нормативно-правовой базы).
  2. Прогнозирование развития государства;
  3. Регулирование использования природных ресурсов и защита окружающей среды;
  4. Контроль демографических процессов;
  5. Обеспечение населения образованием, здравоохранением, правами и защитой;
  6. Разрешение конфликтов между субъектами производственно-экономических отношений;
  7. Выработка новых программ и методов экономического развития.
  8. Направление производства на конечный результат, соблюдение интересов организации.

Задачи государства для выполнения функций

  1. Обеспечение безопасности рыночной экономики от борьбы конкурентов и монополий, путём антимонопольных законов.
  2. Производство первоочередных продуктов и услуг.
  3. Осуществление прогнозов на нерыночные ситуации, т.е. – ситуации, которые не разрешатся рыночным механизмом. Государству необходимо устранять вредные и улучшать полезные последствия. Так, для устранения проблем используются рекламные кампании, разработка ГОСТов, приёмы убеждения.
  4. Поддержка незащищённых и нетрудоспособных слоёв населения.

Существуют программы, используемые государством:

  • Финансовая поддержка нуждающимся (талон питания, пособия, субсидии).
  • Ликвидация нищеты и экономической несправедливости (запреты на трудоустройство по расовому, возрастному, половому признаку).
  • Помощь категориям населения (многодетные семьи, стипендии, авторские права).

  • 25-01-2019, 05:28
  • ЕГЭ по обществознанию / Экономика ЕГЭ
  • pushkin
  • 20 716
  • 0

2.12 Роль государства экономике.

I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства.

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие:

  • стимулировать экономический рост;
  • создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу
  • поддержание сбалансированного общественного производства
  • повышение эффективности общественного производства
  • экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё;
  • справедливое распределение дохода
  • стабильность цен
  • недопущение инфляции
  • сохранение природной среды
  • обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов);
  • заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу);
  • оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

Экономические функции государства:

1) Стабилизация экономики
2) Защита прав собственности, частной собственности, защита прав потребителей.
3) Регулирование денежного обращения
4) Перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (например, пенсии, пособия, субсидии)
5) Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками
6) Контроль над внешнеэкономической деятельностью
7) Производство общественных благ и т.д.(например, финансирование строительства медицинских центров, обеспечение охраны правопорядка, организация работы общественного транспорта
8) Компенсация внешних (побочных) эффектов
9) Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы
10) Финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды.
11) Финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания.
12) Защита конкуренции
13) Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.


II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике.

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития.

Стабилизационное направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику.

Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

III. Общественные блага.

Благо — то, что удовлетворяет человеческую потребность.
Виды благ:
1. экономические - их запасы ограничены (нефть, газ)
2. неэкономические - к ним есть свободный доступ (солнце, воздух)
3. общественные - их предоставляет государство (транспорт, связь)

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

IV. Фискальная и монетарная политика.
Методы государственного регулирования
Финансово-экономические методы управ­ле­ния вклю­ча­ют налоговые, бюджетные, инвестиционные, кредитные, венчурные, страховые, кон­троль­ные и це­ле­вые методы, а также си­сте­му государственно-частного парт­нер­ства и сти­му­ли­ро­ва­ния роста до­хо­дов населения.

Правовые методы опи­ра­ют­ся на си­сте­му нор­ма­тив­ных актов, тре­бо­ва­ни­ям ко­то­рых в обыч­ных усло­ви­ях долж­ны сле­до­вать все субъ­ек­ты хо­зяй­ствен­ной деятельности. Речь идет, например, о пра­во­вых нормах, опре­де­ля­ю­щих усло­вия за­клю­че­ния контрактов, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния предприятий; вза­им­ных обя­за­тель­ствах в об­ла­сти тру­до­вых отношений; нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ни­ях к ка­че­ству и сер­ти­фи­ка­ции опре­де­лен­ных тех­но­ло­гий и про­дук­ции и т. п.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, косвенное — экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике.

Монетарная политика — экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объёма наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.
Пред­ста­ви­те­ли тео­рии мо­не­та­риз­ма при­дер­жи­ва­ют­ся по­зи­ции со­кра­ще­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на экономику.
Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками.

Фискальная политика - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Тема урока: Роль государства в экономике

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: определить в чем проявляется роль государства в экономике

Задачи урока: раскрыть понятие налог и его виды; охарактеризовать основные виды налогов;
сформировать представление о мерах государства по распределению налогов

Планируемые результаты

Владеть понятиями налог, косвенный налог, прямой налог, бюджет, государственный бюджет; уметь показывать на конкретных примерах виды налогов; характеризовать основные меры государственной распределения налогов

Познавательные
Объяснять, как знания о налогах влияет на повседневную жизнь граждан; характеризовать связь налоговых поступлений и финансовой политики государства; объяснять различия между профицитным и дефицитным бюджетом

Регулятивные
Составлять план действий; владеть навыками самоконтроля» осознавать качество и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные
Осуществлять диалог с учителем и одноклассниками; решать образовательные проблемные ситуации, возникающие в ходе учебной деятельности.

Осознание актуальности информации урока для определения собственной позиции по отношению к уплате налогов; осознание необходимости личной готовности к самостоятельной творческой деятельности; личностная оценка понятий: неравенство, общественные блага

Образовательные ресурсы: Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова]; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2015 г, презентация, видеофрагмет, тематический кроссворд, рабочий лист урока, материал для создания проекта, материал для рефлексии

Содержание деятельности урока

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Этап мотивации к учебной деятельности

Предлагает работу с источником информации – фотоколлажем

Что объединяет виды деятельности данной иллюстрации?

Разгадывают загадки, отвечают на вопросы.

Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

К какой сфере общества относятся термины, которые Вы назвали, по иллюстрации?
Ответ: экономика.

Давайте вспомним основные термины данного раздела, с которым Вы познакомились на предыдущих уроках.
Предлагает тематический кроссворд для определения уровня знаний обучающихся по разделу.

Решение тематического кроссворда. Определение индивидуальных затруднений в ходе выполнения задания

Этап выявления места и причины затруднения

Какие термины вызвали затруднения?
Каким способом Вы вышли из затруднения?

Участвуют в обсуждении

Этап построения проекта выхода из сложившейся ситуации

Для поставки темы урока предлагает рассмотреть картину.
Определите сюжет фото. Выделите главные проблемы экономики.

Подводит к формулировке темы урока.


Роль государства в экономике

Какова цель нашего урока?
(изучить понятие доход, источники его формирования и его неравенства).
Обращает внимание, что работают на рабочих листах в целях экономии времени.
Предлагает вопросы для изучения:
1. Зачем экономике государство
2. Налоги и их виды
3. Государственный бюджет

Изучают картину, формулируют главную мысль автора картины.

Формулируют тему урока. Фиксируют тему в рабочем листе.

Ставят цель урока.

Реализация построенного проекта

Зачем экономике государство

Представляет разные точки зрения на данный вопрос на основе фотоколлажа.
Какие задачи необходимо решать государству в экономике?
Давайте ознакомимся с задачами государства в экономике?

Вопрос: где государство берёт источники денежных средств для решения данных экономических задач?

Налоги и их виды.
Предлагает ознакомиться с источниками доходами в виде ролевой игры «Эксперты».
Эксперт №1 «Понятие налоги и их особенности»
Поставьте цель вашего общего задания: например, изучить ------ и его --------
Задание №1.
Сформулируйте определение понятия налог, используя текст учебника ст. 195
Задание №2
Изучите определение, приведенное ниже и сформулируйте особенности налога.
Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.
Представьте ответ в виде схемы: «Особенности налога», представьте на доске.
Обратите внимание, что участвовать в ответе должны все представители группы

Эксперт №2 «В мире истории налогов»
Представьте информацию о видах налогов из истории разных стран. Проговорите их, разделив между собою.
1. Одна из самых известных реформ Древней Руси была проведена княгиней Ольгой, которая ввела уроки и погосты
2. Пётр I ввёл налог на бороды, чтобы пополнить казну и приучить подданных ежедневно бриться.
3. Налог на мир, который до сих пор удерживается в Гвинейской республике. Каждый год без войны оценивается в 700 бельгийских франков.
4. Налог на тень. Он взимается в Венеции с 1993 года. Под налог попали навесы и зонтики, тень от которых падает на коммунальную собственность
Обратите внимание, что участвовать в ответе должны все представители группы

Эксперт №3 «Прямые налоги»
Используйте ст. 196 найдите ответы на вопрос. Отвечая, используйте алгоритм: например, прямой налогов взимается с …….
1. С чего взимается прямой налог?
2. Кто является плательщиком налога?
3. С каких источников дохода взимается налог?
4. Какова единая ставка налога?
5. С каких источников не взимается налог?
Дополнительный материал. Из Налогового кодекса РФ. Не подвержены обложению налогом: пенсии; пособия по безработице; вознаграждения донорам; алименты;

Обратите внимание, что участвовать в ответе должны все представители группы

Эксперт №4 «Косвенные налоги»
Используйте ст. 196. Найдите ответы на вопрос. Отвечая, используйте алгоритм: Косвенный налог - это

1. Что такое косвенный налог?
2. Какие товары облагаются косвенным налогом?
3. Что такое таможенная пошлина?
4. В виде чего существуют косвенные налоги?
Дополнительный материал. Из Налогового кодекса РФ. Таможенная пошлина – плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи
Обратите внимание, что участвовать в ответе должны все представители группы

Эксперт №5 «Применение налогов»
Используйте ст. 197 ответьте на вопросы:
1. Что финансирует государство за свет поступления налогов?
2. Какие споры ведутся по вопросу совершенствования налоговой системы?

Отвечая, используйте алгоритм: Государство за счет финансирования ----- -

Эксперты №6 «Создай свой налог»
Задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания курса и применение этих знаний в жизненных ситуациях.

В процессе создания своего налога следует отразить основные элементы налога:

1. Название налога;

2. Объект налогообложения;

3. Сроки уплаты налога;

4. Налогоплательщики налога;

5. Налоговая ставка (или определенная сумма или процент);

Предлагают варианты решения.

Изучение материала в форме деловой игры: изучение материала, распределение ролей

Изучение материала в форме деловой игры: изучение материала, распределение ролей

Работа в парах и мини - группах

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Презентация итогов работы групп.
Объясняет понятие бюджет, государственный бюджет.
Обращает внимание на понятие дефицитный и профицитный

Записывают в рабочей тетради термин

Этап включения в систему знаний и повторения

Закрепление.
Давайте подведем итоги:
1. Что такое налог?

2. Какие виды налогов Вам известны?
3. Как государство распределяется налоговыми поступлениями?
4. Что означает термин государственный бюджет?
5. Как знания о налогах могут повлиять на повседневную жизнь гражданина?

Отвечают на вопросы, определяют уровень знаний

Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание

Предлагает дифференцированные задания:
1. Творческая работа «Государственный бюджет»
А) заполнить листы «статьи дохода и расхода» с помощью информации в учебнике
Б) заполнить листы «статьи дохода и расхода» с помощью информации, содержащейся в иных источниках
2. Выберите задание для выполнения:
А) Прочтите текст и выполните задания.
Отдельные предприятия и граждане стремятся уклониться от уплаты налогов. Что заставляет их так поступать? Какие виды наказаний предусмотрены за подобные действия? На основе, каких источников Вы узнали данную информацию?
Б) Приведите примеры общественных благ, которые могут быть обеспечены гражданам государством, но не могут быть переданы в введении частных фирм.

Осуществляют выбор домашнего задания

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Так как мы с вами изучили такие понятия как дефитный и профицитный бюджет, я вам предлагаю заполнить наш специфический бюджет.
У каждого из вас есть небольшой жетон, который мы используем для заполнения.

Осуществляют оценку своего состояния на уроке

5. Роль государства в экономике

Государство – это очень сложный социальный феномен.

Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:

1) некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;

2) другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.

На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет);

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:

а) нелегко взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);

б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:

б) рекламные кампании;

в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);

г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Для этого государство использует следующие три программы:

1) программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);

2) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);

3) программы помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

1) инструменты микрорегулирования – налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;

2) инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика и т. д.;

3) инструменты интеррегулирования – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.

Государственное регулирование может быть двух видов:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

5. Роль денег в рыночной экономике

5. Роль денег в рыночной экономике На протяжении всей истории человечества роль денег в экономике возрастала, в сегодняшнем обществе все товары, услуги, природные ресурсы, а так-же способность людей к труду приобретают денежную форму. Таким образом, на современном этапе

Роль государства

Роль государства Металлический стандарт со 100%-ным резервированием:Главным образом надзор за выполнением нормы о 100%-ном резервировании депозитов до востребования. Кроме того, возможно, чеканка монеты, принуждение к выполнению договоров и т.д.Свободная банковская

1.5. Роль государства: международный опыт

1.5. Роль государства: международный опыт Во многих развитых странах повышение финансовой грамотности является элементом государственной политики. Высокий интерес к теме личных финансов и ФГ отражен в ряде государственных программ [24] . Решением задач в этом направлении

15. Роль денег в рыночной экономике

15. Роль денег в рыночной экономике Роль денег в рыночной экономике значительно повышается и существенно отличается от роли в условиях административно-командной экономики.При переходе от административно-командной к рыночной модели экономики изменились формы

23. Роль государства в мировой экономической системе

23. Роль государства в мировой экономической системе Государство занимает особое положение в мировой экономической системе и выполняет специфические функции на национальном и международном уровнях. Располагая большой финансовой мощью, государство использует широкий

16. Роль государства в антикризисном управлении

16. Роль государства в антикризисном управлении Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно—технического и производственного

Укрепить экономическую роль государства

Укрепить экономическую роль государства И последнее, связанное с несовершенством государственного регулирования финансово-экономических отношений.Это несовершенство государственного регулирования касается как мировой финансово-экономической системы в целом, так и

5. Роль государства в экономике

5. Роль государства в экономике Государство – это очень сложный социальный феномен.Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:1) некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;2)

7. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике

7. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.Поэтому сущность социальной политики государства заключается в

2. Функции государства в национальной экономике

2. Функции государства в национальной экономике В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий.

42. Функции государства в национальной экономике

42. Функции государства в национальной экономике В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий.

Экономическая роль социалистического государства.

Экономическая роль социалистического государства. Объективные экономические законы, действующие при социализме, познаются и используются социалистическим государством в практике коммунистического строительства. Успех хозяйственной политики зависит прежде всего от

5 Роль государства и структурная политика

5 Роль государства и структурная политика Необходимость осуществления такого маневра еще раз ставит вопрос о роли государства в экономике вообще и особенно на этапе модернизации. Как известно, это также центральный вопрос дискуссий между двумя основными группами

Роль государства-предпринимателя

Роль государства-предпринимателя Для стран Западной Европы, и прежде всего тех, которые составляют «ядро» Евросоюза, издавна характерна высокая степень экономической активности государства. В итоге длительного исторического развития в них сложилась совокупность

Роль государства

Роль государства Легче держать вожжи, чем бразды

Конспект пробного урока

Тема урока: Роль государства в экономике.

Класс: 8В (обществознание)

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: смешанный

Цель: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Образовательная – сформировать представление о государстве как субъекте экономических отношений

Развивающая – формировать такие умения как: выстраивать причинно-следственные связи, работать с экономическими понятиями, источниками информации, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал.

Воспитательная – формирование таких качеств как: ответственность, неравнодушие к собственному народу, сопереживание, предприимчивость.

Используемые методы и приемы: Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение.

Оборудование: Мультимедиа аппаратур, авторская презентация, созданные на базе Microsoft Office Power Point, учебник«Обществознание» А. И. Кравченко М., 2010.

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова, домашнее задание.

1. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.

1. Основные экономические функции государства.

2. Налоги и налогообложение.

3. Государственный бюджет.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос по вопросам к § 14 учебника Кравченко.

– Стоит ли учиться предпринимательству?

– Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?

– Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?

3. Изучение нового материала

1. Основные экономические функции государства

Учитель объясняет новый материал.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника Кравченко на с. 116. Учитель комментирует схему на с. 117 учебника.

Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.

Фискальная политика – деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.

Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.

Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.

Внешнеэкономическая деятельность – это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт – импорт».

Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.

Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.

Вопрос для учащихся: Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?

Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.

2. Налоги и налогообложение

Без налогов государство существовать не может.

Вопрос для учащихся: Можете ли вы сказать определение термина «налог»? Учащиеся вспоминают или читают в тексте учебника определение налога.

Налогообложение – это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Читайте также: