Налог на экспорт и на импорт

Опубликовано: 12.05.2024

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Особенности налогообложения

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Налог на добавленную стоимость при экспорте

Налогообложение ВЭД

Как и во внутренней деятельности, НДС по ВЭД — самый сложный налог. При экспорте товаров есть несомненный плюс — ставка НДС равняется 0%: экспортные операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Не забывайте подтверждать право на применение «нулевой» ставки — предоставляйте в налоговую вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие вывоз товара за территорию РФ:

  • внешнеторговый контракт;
  • таможенную декларацию;
  • копию транспортных и товаросопроводительных документов.

При экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию пакет документов для подтверждения другой:

  • договор, согласно которому в страну ЕАЭС импортируют продукцию;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные и товаросопроводительные документы.

Подробно перечень необходимых для подтверждения документов расписан в статье 165 НК РФ. На сбор всех документов у вас есть 180 календарных дней со дня помещения товаров на таможенную процедуру экспорта.

Ставка 0% не освобождает вас от обязанности сдавать декларации по НДС и не лишает права на вычет входящей суммы налога. Просто при заполнении декларации укажите ставку 0%.

Вы имеете право на возмещение или зачет НДС. При успешном возмещении заявленную сумму перечислят на ваш расчетный счет. При зачете сумму к возмещению можно учесть в качестве предстоящих обязательных платежей. Не забывайте пользоваться этим правом — это поможет вам сэкономить. Получив аванс не забудьте начислить на эту сумму НДС. Размер базы определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки или получения оплаты.

Важно! Законодатель обязывает вести раздельный учет НДС по экспортным и внутренним операциям. Раздельный учет «входного» НДС по товарам или услугам нужен только экспортерам сырьевых товаров (абз.3-4 п.10 ст.165 НК РФ).

Внимательно определяйте момент формирования налогооблагаемой базы по НДС. Это будет самая ранняя из дат:

  • момент отгрузки товаров или услуг или передачи имущественных прав;
  • момент получения полной или частичной оплаты.

Налог на добавленную стоимость при импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Все ввозимые в Россию товары облагаются НДС. Статья 146 НК РФ не щадит никого: уплачивать его должны все импортеры, даже освобожденные от НДС, и лица на налоговых спецрежимах. Но некоторые категории импортируемых товаров налогообложению не подлежат, они перечислены в статье 150 НК РФ.

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание уделите импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налог на прибыль при экспорте и импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Прибыль по ВЭД облагается налогом по ставке 20%. Доход — это результат экспорта, так как мы продаем товар иностранному контрагенту. Импорт дохода не приносит — это наши расходы.

При экспорте продукции партнеры будут перечислять вам иностранную валюту. Для целей налогообложения необходимо пересчитать ее по курсу Центрального Банка.

Затраты на импорт — это расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому к их расчету подходите внимательно. Все затраты, связанные с импортом товаров, вплоть до затрат на услуги таможенного брокера, должны иметь подтверждающие документы. Только тогда их можно признать в качестве расходов.

Оплачивать товары и услуги вы будете иностранной валютой. Для расчета налоговой базы пересчитайте все затраты по курсу ЦБ РФ.

При ВЭД будут возникать курсовые разницы,которые могут быть вашим доходом или расходом. Подробнее про курсовые разницы можете прочитать в нашей статье о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД.

Акцизы на импортный товар

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Акцизы — это косвенный налог, который уплачивается на таможне. Если товар прибыл из стран ЕАЭС и не подлежит обязательной маркировке, оплачивайте акциз в налоговую. Маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция.

Акцизом облагается таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на таможенную пошлину. Уплачивает налог лицо, декларирующее груз. Ставки акциза бывают трех видов: адвалорная, специфическая или комбинированная.

  • Адвалорные. Ставки в процентах от стоимости реализованных товаров. В чистом виде в Российском законодательстве отсутствуют.
  • Специфические (твердые). Ставки в рублях за физическую единицу товара. Это самый распространенный вид. Например, сигары облагаются акцизом в размере 207 рублей за 1 штуку, а табак по ставке 5 808 рублей за 1 кг.
  • Комбинированные. Объединяет специфические и адвалорные ставки. Например, сигареты и папиросы облагаются акцизом по ставке 1 890 рублей за 1 000 штук плюс 14,5% от максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук.

Полный перечень ставок по акцизам изложен в статье 193 НК РФ. На стоимость ввозимого груза с учетом акциза в дальнейшем начисляется налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров. Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади.

Чтобы избежать ошибок в налогах при ВЭД, воспользуйтесь облачным сервисом Контур. Бухгалтерия. С его помощью вы сможете вести бухгалтерский и налоговый учет ВЭД и внутренней деятельности. Первый месяц работы в сервисе бесплатен.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе



Беседу провела Светлана Ромашова,
корреспондент

Начисление и уплата налога на добавленную стоимость при экспортно импортных операциях имеют свои особенности. У компаний, которые ввозят или вывозят товары из России, возникает множество вопросов по уплате НДС на таможне и по вычетам налога. Всегда актуальна тема сбора пакета необходимых документов для подтверждения и определения срока подачи документов в налоговую инспекцию и обоснования нулевой ставки. Свои нюансы в начислении, уплате и возврате НДС есть при экспорте и импорте из стран таможенного союза. Все специфические особенности применения НДС мы обсудили с Анной Николаевной Лозовой, ведущим советником отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

В некоторых случаях уплаченные суммы НДС включаются в стоимость импортируемых товаров

Анна Николаевна, давайте начнем с импорта. В каких случаях НДС, уплаченный на таможне, не принимается к вычету, а включается в стоимость импортируемых товаров?

Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию России, не принимаются к вычету при исчислении платежей в бюджет по этому налогу, а учитываются в стоимости таких товаров в нескольких случаях. Так, НДС включают в стоимость товаров налогоплательщики, которые используют ввозимые товары в операциях, освобождаемых от НДС в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса, а также в операциях по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации 1 . Кроме того, налог, уплаченный при ввозе товаров, учитывается в их стоимости, если товары используются для осуществления операций, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса. Право на вычет НДС не имеют лица, не являющиеся плательщиками НДС в соответствии с Налоговым кодексом, а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате этого налога.

Компания имеет право на вычет НДС при импорте, если соблюдены определенные условия

Компания имеет право на вычет НДС при импорте, если соблюдены определенные условия

Прежде всего, право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию России, имеют только организации и индивидуальные предприниматели — плательщики этого налога. И для принятия к вычету НДС по ввозимым товарам необходимо одновременное выполнение ряда условий 2 .
Как известно, НДС принимается к вычету в случае, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, в том числе для перепродажи, и ввезенные товары приняты к учету в соответствии с первичными документами. Кроме того, плательщик должен располагать документами, свидетельствующими об уплате налога (плательщиком либо иным лицом, действующим по его поручению), таможенной декларацией, а также другими документами, подтверждающими ввоз товаров на таможенную территорию России.
В целях принятия НДС к вычету сумма налога отражается налогоплательщиком в книге покупок, в соответствии Правилами заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость 3 . Право на вычет НДС, уплаченного таможенному органу, возникает в налоговом периоде, в котором вышеперечисленные условия выполнены.

Если компания ввезла товары для перепродажи, но заплатила иностранному продавцу только часть стоимости контракта, может ли компания-импортер получить вычет НДС?

Вычет НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию России, не ставится в зависимость от их оплаты поставщику. Поэтому, несмотря на факт частичной оплаты, фирма вправе принять НДС к вычету в полном объеме при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом 4 .

Налоговая база по импортному НДС определяется в российских рублях

Как рассчитать НДС при импорте, если стоимость товаров в контракте указана в валюте, а оплата производилась в рублях?

Налоговая база по НДС при ввозе товаров на территорию России определяется на основе таможенной стоимости ввозимых товаров. На основании Соглашения об определении таможенной стоимости товаров 5 таможенной стоимостью ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза товаров является цена сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза. Поэтому для целей определения таможенной стоимости, а следовательно, и налоговой базы по НДС, компании необходима информация о размере суммы денежных средств в российских рублях, которая будет фактически уплачена за ввозимые товары. Следует отметить, что положения статьи 78 Таможенного кодекса таможенного союза о пересчете иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин и налогов в этом случае не применяются.

Импорт из стран ТС можно подтвердить документами, установленными российским законодательством

Анна Николаевна, поговорим об особенностях импорта из стран таможенного союза. Какими документами (транспортными и товаросопроводительными) можно подтвердить импорт из этих стран?

Налогоплательщикам, импортирующим товары в Российскую Федерацию из государств — членов таможенного союза, следует применять установленные российским законодательством образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, используемых при импорте в Россию из государств — членов таможенного союза при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками. Образцы форм содержатся в приложениях к письму Минтранса России 6 , доведенному до сведения налогоплательщиков письмом ФНС России 7 . Замечу, что образцы транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Республики Казахстан и Республики Беларусь при перемещении товаров на территорию Российской Федерации, тоже приведены в письмах ФНС России 8 .

Давайте перейдем к экспорту. Какими документами нужно подтверждать нулевую ставку НДС при экспорте?

Перечень представляемых в налоговую инспекцию документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт в государства дальнего зарубежья, предусмотрен Налоговым кодексом 9 . Так, на сегодня тремя обязательными документами, представляемыми одновременно с налоговой декларацией по НДС, являются контракт с иностранным лицом на поставку товаров, таможенная декларация и транспортные (товаросопроводительные) документы с отметками таможенных органов.

Срок отсчитывается с момента попадания товаров под процедуру экспорта

А с какого момента начинается отсчет срока 180 дней для представления документов?

Такой срок, предусмотренный для сбора документов, исчисляется с даты помещения реализуемых товаров под таможенную процедуру экспорта, о чем свидетельствуют отметки таможенного органа, оформлявшего вывоз товаров 10 .

Если документы по экспорту не собраны в срок, нужно начислить НДС

Если компания не соберет нужный пакет документов в указанный срок, по какой ставке начислять и как платить НДС?

Если полный пакет документов не собран в срок, о котором мы говорили, момент определения налоговой базы по экспортируемым товарам привязан к дате отгрузки (передачи) товаров 11 . При этом по вопросу определения даты отгрузки товаров, в том числе при реализации товаров на экспорт, в целях применения НДС можно руководствоваться письмом Минфина России от 28 июля 2011 года № 03-07-09/23. В нем указано, что датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю. В данном случае НДС начисляется по ставкам 18 или 10 процентов с учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Компании-экспорте­ры выставляют счет-фак­туру покупателю не позднее пяти дней со дня отгрузки

Как в таком случае оформить счет-фактуру?

Что касается составления счетов фактур, которые составляют компании при реализации товаров на экспорт, то они выставляются продавцами не позднее пяти дней со дня отгрузки экспортных товаров покупателям 12 . При этом в таких счетах-фактурах ставка НДС указывается в размере 0 процентов независимо от наличия у продавцов товаров документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки НДС. В случае неподтверждения правомерности применения нулевой ставки налога и налогообложения указанных операций по ставкам 18 или 10 процентов ранее выставленные счета-фактуры не корректируются.

Анна Николаевна, а если компания поставляет товары на экспорт и внутри России, как распределить суммы НДС?

Правила ведения раздельного учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт, Налоговым кодексом не установлены. Поэтому данный порядок разрабатывается компанией самостоятельно с учетом особенностей деятельности и отражается в приказе по учетной политике организации.
Так, например, некоторые налогоплательщики-экспортеры используют порядок раздельного учета сумм НДС, аналогичный порядку для налогоплательщиков, реализующих как облагаемые, так и не облагаемые НДС товары (работы, услуги) 13 . При этом использование иного порядка не противоречит налоговому законодательству.

Сноски:
1 ст. 147, 148 НК РФ
2 ст. 171, 172 НК РФ
3 Правила, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137
4 ст. 171, 172 НК РФ
5 Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25.01.2008
6 письмо Минтранса России от 24.05.2010 № ОБ-16/5460
7 письмо ФНС России от 08.06.2010 № ШС-37-3/3693
8 письма ФНС России от 17.12.2010 № ШС-37-3/17909, от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424
9 п. 1 ст. 165 НК РФ
10 п. 9 ст. 165 НК РФ
11 п. 9 ст. 167, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ
12 ст. 168 НК РФ
13 п. 4 ст. 170 НК РФ

Ведущая рубрики

  1. Экономические связи России
  2. Валютный контроль
  3. Торговля с Казахстаном и Республикой Беларусь
  4. Импорт и экспорт: работа с Финляндией

Торговля – одновременно выгодный и рискованный вид бизнеса. Наиболее удачливы те, кто смог найти надежных оптовиков, не меняющих кардинально цену на товар по несколько раз за месяц, или работает напрямую с поставщиками. Уникальность и востребованность продукта тоже имеет значение.

Особым видом торговой деятельности является внешнеэкономическая, т.е. направленная на деловые связи с другими странами. На самом деле импорт и экспорт разделяются на большое количество различных типов сделок. Рассмотрим основные из них и в первую очередь связанные со странами-партнерами ближнего зарубежья: Белоруссией, Казахстаном и Финляндией.

Экономические связи России

Благодаря заключению международных договоров, вступлению в союзы нашей страны российские юридические лица получают различные преференции. Налоговый и Таможенный кодексы также предлагают определенные льготы. Естественно, основные партнеры – это наши ближайшие соседи. Но и на широкой мировой арене мы не последние.

Вот несколько различных крупных союзов, в которых участвует РФ или ее соседи: Беларусь, Казахстан и Финляндия:

  • Всемирная торговая организация (ВТО). В новостях о ней часто упоминают. В апреле 2020 года ее членами являются более 160 государств. Белоруссия не входит в ВТО, по крайней мере пока, переговоры ведутся.

Вступление во всемирную организацию означает принятие особых торговых и таможенных правил. Законодательство страны должно отвечать международным стандартам, а условия, предоставленные одному государству, распространяются на все, поскольку каждый имеет право на одинаковые условия.

В России высока доля импортных товаров, ее вступление в союз открыло рынок для многих зарубежных поставщиков. В частности, и американских партнеров, хотя отношения с США у нас не простые.

  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В состав союза входят 5 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Есть государства, ведущие активные переговоры о вступлении. Смысл ЕАЭС в открытом и свободном торговом пространстве. Между странами также налажено свободное перемещение капитала (т.е. привлекаются инвестиции) и людей (значит, беспрепятственно границу пересекают рабочие и специалисты). Между членами ЕАЭС сложились хорошие отношения и в политическом смысле, поэтому санкции, которыми те же США или Европа пытались лишить нас поставок, положительно сказались на торговле с более радушными деловыми партнерами.
  • Европейский союз (ЕС). Как понятно из наименования, входят в него страны Европы, объединенные торговой и таможенной политикой. Из тех государств, что нас интересуют, в него входит только Финляндия. Для большинства стран общей является и валюта – евро (что упрощает расчеты). Для российских организаций, которые заключают контракты в евро, а затраты осуществляют в рублях, сделка может оказаться выгодной, даже по сравнению с долларовой.

Пример: курс на 9 апреля 2020 года составляет 1 доллар = 73,70 руб., 1 евро = 80,63 руб. Соответственно, если заключить договор на сумму 1 000 евро, то в рублях получим 80630, а если на 1 000 долларов, то 73700. Разница в 6930 на такой небольшой сделке, а когда речь идет о сотнях тысяч? Подразумевается, что товар мы покупаем по одной и той же цене в рублях. Вот если делать закуп в валюте, можно и проиграть на курсе.

  • Союзное государство (Союз России и Республики Беларусь). Это своеобразный симбиоз из двух государств, имеющий общие органы управления (парламент, высший государственный совет, совет министров и т.д.) и даже флаг и гимн. Последних, кстати, нет до сих пор. Положительная динамика торговых и политических отношений (несмотря на разногласия, периодически возникающие по поводу поставок газа) позволяет вести торговлю с Белоруссией, опираясь на похожие правила ведения учета и налогообложения. Порой, найдя в интернете информацию по каким-то операциям, не сразу понимаешь, что читаешь белорусский сайт. Да и учет ведется часто в аналогичных программах.
  • БРИКС (BRIKS). Аббревиатура образована от первых букв англоязычных названий стран, входящих в союз: Brazil (Бразилия), Russia (Россия), India (Индия), China (Китай), South Africa (ЮАР). Мощное сообщество, в первую очередь, потому что в него входят активно развивающиеся страны с высокими показателями ВВП (за исключением ЮАР, у нее уровень значительно ниже, зато она обладает определенными ценными ресурсами). Китай ведет активную международную торговлю, и я постараюсь вернуться к теме торговли с ним в следующих статьях.

Образованы и другие сообщества, например, БЕНИЛЮКС (аналогично БРИКС образовано от первых букв стран, входящих в него – Бельгия, Нидерланды и Люксембург), СНГ (входят в т. ч. Россия и Белоруссия); АТЭС ( APEC по-английски, Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество). Существуют зоны свободной торговли (ЗСТ), такие как ЗСТ стран СНГ. Все они оказывают влияние и на остальные союзы, поскольку интересы многих стран регулярно пересекаются.

Основной смысл международной торговли – поставка в другие страны товаров, которые там востребованы и могут поставляться по выгодным ценам, аналогично импорт – ввоз таких товаров в Россию. Появляется конкуренция, приходится совершенствовать продукцию, гибко подходить к ценообразованию. В идеале. Реально может быть совсем по-другому.

Валютный контроль

Конечно, государство не может пройти мимо сделок, расчеты по которым проводятся в валюте, а по экспортно-импортным операциям обычно так и бывает. Рубль все же не настолько устойчивая денежная единица, чтобы его готовы были принять в оплату. За исключением, пожалуй, Белоруссии.

Кстати! Союз России и Республики Беларусь подразумевает создание единой валюты. Стать ею изначально должен был российский рубль, но стороны разошлись во мнениях, в т. ч. относительно того, где должна происходить эмиссия. В результате вопрос в 2020 году так и не решен, хотя в феврале 2019 года президент Лукашенко высказался за создание единой валюты – рубля.

Итак, какие же деньги приняты в рассматриваемых нами странах:

  • Белоруссия – белорусский рубль.
  • Казахстан – казахстанский тенге.
  • Финляндия – евро.

Соответственно, контракты между странами обычно заключаются с обязательным указанием в них валюты расчетов, одно из важных условий – составление всей документации на двух языках, поскольку требования к бухгалтерскому учету таковы, что документы, составленные на другом языке, должны иметь построчный перевод на русский. Логично будет изначально подготовить два варианта документации.

Валютные расчеты возможны и внутри страны, но для них есть определенные ограничения. Также существуют ограничения по расчетам между резидентами и нерезидентами.

  1. Граждане РФ.
  2. Физические лица – иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство.
  3. Юрлица (их подразделения, находящиеся за пределами РФ), которые созданы по российскому законодательству, кроме иностранных юрлиц, зарегистрированных по Федеральному закону № 290-ФЗ от 03.08.2018.
  4. Сама Российская Федерация, ее субъекты, представительства за рубежом.

  1. Физлица, не подпадающие под определение резидентов (см. выше).
  2. Юридические лица и иные организации, которые созданы на основании иностранного законодательства, расположенные за пределами РФ и их подразделения на территории Российской Федерации.
  3. Представительства иностранных государств (консульские, дипломатические и т.п.), межгосударственные и межправительственные организации в России.
  4. Иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» № 290-ФЗ.
  5. Иные физические и юридические лица, которые не отнесены к резидентам.

Под контролем сделки не только по экспорту-импорту, но и по переводу денег заграницу. Если вы открыли счет в иностранном банке, например, чтобы облегчить расчет с иностранными партнерами, то обязаны сообщить о нем в ФНС, аналогично нужно подать уведомление о закрытии или изменении реквизитов. Сделать это нужно в течение месяца после совершенного действия или изменений.

Важно! Ежеквартально, в течение 30 дней после окончания отчетного периода, необходимо представлять в ФНС отчет о движении средств организации на иностранном счете.

Для стран ЕАЭС открытие и ведение счета будет не таким проблематичным, т. к. страны союза обмениваются информацией автоматически. Весомая причина не пытаться скрыть наличие счета в другом государстве.

Когда средства зачисляются на ваш счет:

  • Если сумма сделки составляет менее 200 000 в рублях, достаточно предоставить банку информации по коду операции (КВО), он состоит из 5 цифр и его определяют с помощью Приложения № 1 к Инструкции № 181-И.
  • Если сумма контракта более 200 тысяч, но менее 6 млн рублей (для экспорта, для импорта — менее 3 млн), то дополнительно к КВО придется предоставить сам контракт и дополнительные документы: счета, акты, накладные и т.д.
  • Если сумма равна или больше предельных значений (6 и 3 млн соответственно), то придется зарегистрировать контракт с присвоением ему уникального номера.

Потребуется предоставить банку справку о валютных операциях. Все сведения можно получить, обратившись в свой банк, он же поможет разобраться в нюансах документального оформления. При списании операции аналогичны. Если перевод осуществляется в рублях, а не в валюте, то в платежном поручении необходимо поставить КВО в начале поля «назначение платежа», в следующем виде: , где 11100 – код валютной операции по Инструкции № 181-И.

Чтобы поставить на учет контракт, необходимо подать в банк заявление, при внесении изменений в договор сообщить об этом, как и при завершении сделки (после закрытия контракта банк снимет его с регистрации). О некоторых особенностях бухгалтерского учета валютных операций вы можете прочесть в статье по ссылке.

Торговля с Казахстаном и Республикой Беларусь

Работа с Казахстаном и РБ на ввоз товаров упрощена, поскольку страны входят в ЕАЭС, нет пошлин и таможенного оформления, не нужно уплачивать НДС на таможне. Организация, производящая закупку самостоятельно, должна рассчитать налог и перечислить в свою налоговую инспекцию.

Обратите внимание! НДС должны рассчитать и уплатить даже организации на УСН или другом спецрежиме и освобожденные от уплаты в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

Но для начала необходимо заключить договор. Как говорилось выше, он оформляется на двух языках. Поскольку законодательная база у нас разная, потребуется учесть особенности зарубежного законодательства, чтобы не допустить его нарушений при составлении текста контракта. Не забудьте зарегистрировать контракт в банке, если его сумма превысила 3 млн рублей.

Если импортируемый товар не облагается НДС, то и платить ничего не придется. Например, оборудование, перечисленное в специальном Перечне. Расчет НДС для облагаемых налогом товаров происходит при принятии к бухгалтерскому учету по формуле:

  • СТ-стоимость товара;
  • А- акцизы (если есть);
  • % — это процент НДС (10, 20).

Срок уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за постановкой на учет товара, в то же время требуется заполнить декларацию. Форма утверждена в 2017 году и продолжает действовать в 2020-м. Кроме того, одновременно придется в 4-х экземплярах (+ электронный или только один электронный, но заверенный ЭЦП) заполнить еще один документ – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Два экземпляра после заверения заявления ФНС передадите поставщику.

Кстати! Проверить движение вашего заявления и его статус можно с помощью сервиса на сайте ФНС России.

Подробная информация по документам, в том числе тем, что необходимо представить в ФНС в качестве подтверждения проведенных сделок, находится в Договоре о ЕАЭС (пункт 20, приложение 18).

Как быть с уплаченным НДС по импорту? Есть два варианта в зависимости от системы налогообложения организации:

  • Применяющие УСН и другие спецрежимы, а также те, кто освобожден от уплаты по статье 145 НК, не могут вернуть налог и включают его в себестоимость.
  • Организации на общей системе при соблюдении условий (НДС уплачен, товар принят к учету и будет реализовываться по сделке, облагаемой налогом, ФНС заверила заявление на ввоз) может получить вычет.

Не забудьте, что товары должны иметь необходимые сертификаты, паспорта и другие аналогичные документы. Это относится в равной степени к экспорту.

Экспорт в Казахстан и РБ

При экспорте в страны ЕАЭС применяется ставка 0% НДС (пп. 1.1, п. 1 ст. 164 НК РФ). Для ее подтверждения придется собрать пакет документов:

  • контракт;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа страны-получателя (см. импорт, в данном случае его должен заполнить казахстанский партнер);
  • документы, подтверждающие вывоз товаров с учетом п. 13 ст. 165 НК РФ.

Срок для подтверждения ставки — 180 календарных дней (см. п. 9 и п. 10 ст. 165 НК).

Налогоплательщик вправе получить вычет по экспортируемому товару (пункт 3 статьи 172 НК), но, если это вызовет возврат налога из бюджета, придется пройти камеральную проверку: предоставить дополнительные документы, подождать, пока проверку пройдут поставщики. Учитывая нулевую ставку на экспорт, некоторые предпочитают не заявлять вычет по НДС.

Еще один важный момент. Отказаться от применения ставки 0% нельзя, подробнее о причинах вы можете прочитать в материале «При экспорте товара в страны ЕАЭС компания обязана использовать ставку 0% НДС».

Импорт и экспорт: работа с Финляндией

Северная страна не входит в ЕАЭС, поэтому правила ввоза-вывоза товаров, оказания услуг и выполнения работ отличаются от описанных выше. Востребованными товарами для импорта были и остаются:

  • Автотранспорт.
  • Оборудование.
  • Бумага.
  • Кондитерские изделия (конфеты, мороженое, шоколад и т.д.).
  • Бытовая химия.
  • Одежда и обувь.
  • Косметика.

Процедура начинается с заключения контракта, правило о двуязычии действует и здесь. Обязателен и перевод полученных документов – накладных, счетов и т.д. При ввозе импортных товаров придется пройти таможенное оформление: заполнение декларации, уплату сборов. Эти затраты включаются в себестоимость.

При любых операциях с другими странами есть две сложности: определить место реализации и правильно учесть в рублях все суммы. По поводу курса рубля к валюте – учитываем курс на дату принятия к учету товара, за исключением случаев, когда он поставляется по предоплате, тогда берем курс валюты на дату поступления аванса (только в той части поставки, которая на него приходится).

Важно! После того как операция отражена в бухгалтерском учете, не производится перерасчет указанных сумм, даже если изменяется курс (ст. 2 п. 10 ПБУ 3/2006).

Однако курсовые разницы возникают, например, при пересчете обязательств, подробнее об учете курсовых разниц в материале по ссылке. Определение места реализации нужно смотреть по договору (что касается товаров), там наверняка прописано, когда осуществляется переход права собственности.

По услугам и работам все сложнее. Для правильного определения нужно обратиться к статье 148 НК РФ. Например, если организация или ИП находится в России и выполняет консультационные, юридические, бухгалтерские и иные подобные услуги, то местом оказания будет территория РФ.

Сумма контракта, имеющая значение для валютного контроля и постановки на учет в банке, такая же, как при торговле в рамках ЕАЭС, т.к. валютное регулирование проводится по единым правилам. Напомню, для экспорта сумма должна быть больше или равна 3 млн, а для импорта — 6 млн рублей.

Операции импорта облагаются НДС по соответствующей ставке, расчет ведется исходя из стоимости товаров, включая акцизы, таможенные сборы и иные платежи при ввозе в РФ. Оплатить налог нужно уже в таможенную службу. Вернуть уплаченный налог можно только после представления в инспекцию ФНС документов по сделке, в том числе таможенной декларации и платежных документов на сам налог.

Экспортные операции

По экспорту действуют общие правила, поэтому применяется та же система и ставка в размере 0%, что и при поставке товара в Казахстан, Белоруссию или другую страну ЕАЭС.

Здесь снова придется обратиться к определению места реализации. Если им является территория РФ, то российская организация-экспортер становится налоговым агентом и обязана заплатить НДС в свою инспекцию.

Расчет НДС по всем правилам (фото: contrastwerkstatt - Fotolia.com).

НДС – инструмент, позволяющий государству пополнять казну за счёт части добавленной стоимости, возникающей на каждом этапе производства товаров и услуг. Положения, связанные с этим налогом, регламентируются гл. 21 НК РФ и распространяются на всех плательщиков НДС, к которым относятся:

  • юридические лица;
  • ИП, работающие на ОСНО, а также «упрощенцы» с выручкой свыше 2 млн.руб. за последние 3 месяца;
  • производители и продавцы подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в последнем случае представляют особую сложность. Это связано с особенностями международных торговых операций: товар, пересекающий границу, облагается налогами по обе её стороны. А как при этом считать НДС, как избежать двойного налогообложения – в этих нюансах должен обязательно разбираться бухгалтер фирмы, вышедшей на международный рынок.

Когда возникает обязанность по уплате НДС?

В целях исчисления НДС по экспортно-импортным операциям фактом приобретения товара считается не момент пересечения им границы, не поступление его на склад, а время получения или перечисления оплаты за данную продукцию. С этого момента у компании возникает обязанность по уплате НДС.

Нередки случаи, когда оплаченный товар был повреждён или утерян при транспортировке. Как разрешаются такие казусы? Если предприятие может подтвердить этот прискорбный факт, предоставив соответствующие документы компетентных органов (полиции, таможни, санэпиднадзора и т.д.), от уплаты налога оно будет освобождено. Импортные товары, перемещаемые по закупкам в пользу государства, НДС не облагаются.

Что такое двойное налогообложение?

Двойное налогообложение – это ситуация, когда с одной и той же экспортно-импортной операции налоги взимаются, как минимум, дважды: с продавца и с покупателя товара при таможенном оформлении, а затем ещё и внутри страны при дальнейшей реализации. Не допустить многократной фискальной нагрузки на участников ВЭД позволяют двусторонние соглашения между странами, связанными торговыми отношениями, о взаимном зачёте налогов во избежание двойного налогообложения.

Так, при продаже продукции российского производства в Германию, уплата НДС возлагается на фирму-экспортер, немецкий же покупатель от платежа в бюджет своей страны освобождается. Аналогичное правило действует и при операции в обратном направлении – такой порядок предусмотрен соглашением, заключённым между ФРГ и РФ в мае 1996 г. Подобные договоренности имеются и с другими государствами, но не все из них действуют в реальности по ряду бюрократических причин.

НДС на импорт

Как известно, импорт – это ввоз приобретённой за рубежом продукции на территорию страны. В то же время эта же операция считается экспортом для другой стороны сделки. В момент поступления груза на границу получатель обязан произвести его растаможку. Для импортера это означает оплату таможенных пошлин и НДС, после чего покупатель сможет забрать свой товар.

НДС по импортным операциям исчисляется от стоимости товара, увеличенной на сумму таможенных и акцизных сборов по формуле:

НДС = (декларационная стоимость товара + таможенная пошлина + сумма акциза) * х %,

где х – ставка налога, которая в большинстве случаев составляет 18 % (за исключением отдельных товаров и услуг, которые облагаются по ставке 10 % и 0 %).

Такая формула расчёта НДС на импортные товары приводит к удорожанию их стоимости за счёт включения таможенных платежей. При дальнейшей реализации иностранной продукции, являющейся объектом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, импортёр снова сталкивается с необходимостью уплатить данный налог в государственный бюджет. Если сумма налога, внесённая при растаможке, превышает налог, исчисленный при продаже товара, организация может претендовать на возврат получившейся разницы.

Формула расчета НДС и особенности ее применения (фото: David GALLARD - Fotolia.com).

Что для этого необходимо.

  1. Поставить импортный груз на учёт.
  2. Собрать первичные сопроводительные документы к товару (счета-фактуры, накладные, договор о поставке, таможенная декларация, выписка с банковского счёта об оплате таможенного НДС).
  3. Подать декларацию по НДС в налоговую инспекцию с приложением перечисленной документации.

Возврат НДС из бюджета – задача непростая. Нужно быть готовым к долгой и тщательной камеральной проверке. Стоит отметить, что вся сделка по импорту должна быть полностью легальной и прозрачной, заключена напрямую с иностранным продавцом без каких-либо посредников, а оплата растаможки – только с банковского счёта импортера.

Возмещение импортного НДС возможно в следующих формах:

  • зачёт по имеющимся у налогоплательщика долгам перед бюджетом;
  • возврат причитающихся средств по реквизитам расчётного счёта организации;
  • зачисление суммы в счёт будущих налоговых платежей;
  • возврат или зачёт части запрошенной суммы.

Экспортный НДС

Вывоз товара за рубеж позволяет делать учёт экспортного НДС по ставке 0%. Это означает, что сумма, полученная от реализации продукции, не облагается налогом на добавленную стоимость, поскольку продажа произведена не внутреннему покупателю, а иностранному партнёру. Однако для применения нулевой ставки продавец обязан доказать факт перемещения товара за пределы страны в режиме экспорта.

Основанием для возмещения экспортного НДС является предоставление в налоговые органы пакета документов:

  • контракт на поставку продукции зарубежному контрагенту;
  • банковская выписка о поступлении оплаты по договору;
  • таможенная декларация с отметкой таможни о перемещении груза;
  • сопроводительные документы, также отмеченные на таможенном пункте пропуска.

Указанные документы в течение 180 дней с момента получения оплаты от покупателя должны быть переданы в ИФНС вместе с декларацией по НДС. При нарушении сроков либо неполном комплекте подтверждающих документов НДС по экспортным операциям к зачёту не принимается. В этом случае налоговая вправе сделать доначисление по налогу по ставке 10 или 18 % и вменить организации пени, уведомив налогоплательщика в 10-дневный срок об отказе в возмещении с указанием причины.

Неправомерное получение возврата НДС из бюджета является мошенничеством, чем и объясняются достаточно жёсткий подход налоговых органов к проверке импортно-экспортных операций и частые отказы в возмещении. Участник ВЭД при наличии обоснованных возражений может подать апелляцию на решение ИФНС или обратиться в арбитраж для защиты своих интересов в судебном порядке.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Читайте также: