Закон 374 о внесении изменений в налоговый кодекс

Опубликовано: 11.05.2024

Большой пакет поправок в НК 2020-2021

Он предусматривает совершенствование налогового администрирования (контроля), а также уточнение отдельных положений Налогового кодекса РФ, затрагивающих вопросы налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на прибыль организаций, государственной пошлины, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.

Далее рассмотрим соответствующие изменения в НК РФ по каждому из этих элементов.

Изменения в налоговом администрировании

В части организации налогового контроля Закон № 374-ФЗ:

  • внёс в НК РФ корреспондирующие изменения в связи с введением в 2021 году казначейского обслуживания и системы казначейских платежей;
  • определил полномочия местных представительных органов по установлению своих налогов и сбора для формирования их бюджетов на 2021-2023 годы (изменение в ст. 12 НК РФ);
  • ввёл возможность использовать электронную доверенность, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью, или нотариально удостоверенную (в т. ч. приравненную) доверенность (см. об этом далее в статье);
  • увеличил пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3000 до 10 000 рублей для обращения налоговиков в суды за их взысканием с физлиц, не являющихся ИП (изменения в ст. 48 НК РФ);
  • с 23.12.2020 установил единые для физлиц и организаций условия и срок (1 год) направления требований об уплате недоимки и задолженности по пеням и штрафам, если сумма недоимки не превышает 3000 рублей (изменения в ст. 70 НК РФ);
  • уточнил нормы о возврате излишне уплаченных (взысканных, подлежащих возмещению) налогов на счета в банках, информация об открытии которых была получена налоговиками в соответствии с п. 1.1 ст. 86 НК РФ, в т. ч. в части сроков принятия решений о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам и зачета налогов, подлежащих возмещению, вне зависимости от вида налога (дополнены ст. 46, 47, 63, 77, 78, 79, 176, 176.1, 203.1 НК РФ);
  • с 23.12.2020 установил общие правила, согласно которым проценты, начисленные ИФНС на дату вынесения решения о возврате излишне уплаченного платежа, подлежат уплате плательщику на основании такого решения без соответствующего заявления (в остальных случаях заявление нужно), а также появились дополнительные возможности внесения изменений в налоговые декларации (расчеты) без применения действующей процедуры, основанной на истребовании ИФНС у плательщиков пояснений и подтверждающих документов;
  • исключил особенности принятия решений о проведении выездных проверок в отношении организаций из Сколково либо участников инновационных научно-технологических центров (ст. 89 НК РФ);
  • ввёл обязанность Пенсионного фонда сообщать в ФНС о ветеранах боевых действий из Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) (новые положения ст. 85 НК РФ);
  • в отношении поступивших от налоговых органов в другой орган власти сведений о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющих налоговую тайну, с 01.01.2021 распространяется режим запрета на разглашение, требования к специальному режиму хранения и доступа, ответственность за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение (изменения в ст. 102 НК РФ);
  • с 01.01.2021 не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору системы «Одно окно» соответствующих сведений в сфере ВЭД (новый п. 2.2 ст. 102 НК РФ).

Новый подход к доверенности

Как было сказано выше, введена возможность использовать электронную доверенность, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью, или нотариально удостоверенную (в т. ч. приравненную по нормам ГК РФ) доверенность в налоговых правоотношениях.

ФНС России утвердит:

  • электронный формат доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика подписывать отчетность;
  • порядок направления электронной доверенности по ТКС (с 01.07.2021).

Уже с 23 декабря 2020 года уполномоченный представитель ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП, может действовать по электронной доверенности с электронной подписью.

Поправили и саму норму о доверенности, которую выдает налогоплательщик-физлицо (п. 3 ст. 29 НК РФ). С 23.12.2020 здесь прямо указано, что для ИП и обычных граждан действуют одинаковые правила (ранее уточнения про ИП не было).

Изменения в сдаче отчётности

Перечень включает 6 обстоятельств:

  • в ходе мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  • физлицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок дисквалификации не истек ранее даты подачи отчётности;
  • дата смерти физлица наступила ранее даты подписания декларации (расчета) его усиленной квалифицированной электронной подписью (о смерти есть сведения в Едином госреестре записей актов гражданского состояния);
  • в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора/страховых взносов, налогового агента) и подписавшего декларацию (расчет), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о нём ранее даты сдачи отчётности;
  • в отношении организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (реорганизация/ликвидация/исключение по решению регистрирующего органа) ранее даты сдачи отчётности;
  • декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям (п. 5.3 ст. 174 НК РФ) или в расчете по взносам есть ошибки (например, показатели по физлицам не совпадают с общей суммой) (п. 7 ст. 431 НК РФ).

При установлении хотя бы одного из этих обстоятельств не позднее 5 дней уведомит о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной. Значит, камеральную проверку прекратят в день направления уведомления.

Если непредставленной сочли уточненную декларацию (расчет), то продолжат проверку предыдущей отчетности. При этом срок прекращенной камералки не учитывают.

Изменения в исчислении и уплате НДС

  • товары в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ;
  • и/или произведенные из них товары.

Соответственно, оговорено право на вычеты по НДС.

Статью 147 НК РФ дополнили пунктом, по которому место реализации данных товаров территория России, если в момент начала отгрузки и транспортировки они находятся в исключительной экономической зоне РФ.

Также введено освобождение от НДС ряда услуг, оказываемых оператором финансовой платформы.

Изменения по акцизам

Изменения по НДФЛ

  • уточнил перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения подоходным налогом;
  • определил особенности освобождения от НДФЛ доходов от продажи недвижимости, приобретенной по договорам долевого строительства;
  • уточнил порядок исчисления минимального предельного срока владения жилым помещением в случае его продажи (дополнен п. 2 ст. 217.1 НК РФ);
  • уточнил порядок обложения НДФЛ дивидендов, которые российская компания выплатила иностранной, а физлицо признало в декларации (новый подп. 1.1 п. 1 ст. 208 НК РФ с 2021 г.);
  • освободил от налогообложения доходы в натуральной форме при предоставлении во временное пользование жилых помещений и/или питания работникам медорганизаций, организаций соцобслуживания, если такие лица выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией;
  • с 01.01.2021 освобождение от НДФЛ оплаты проезда в отпуск и провоза багажа для работников из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей привели в соответствие с нормами по страховым взносам. Так, если отпуск за границей, должна не облагаться стоимость проезда до пункта пропуска через границу, в т. ч. международного аэропорта.

С 1 января 2021 года не должно облагаться НДФЛ возмещение расходов на оплату жилья, а не его бесплатное предоставление. Речь идет о компенсациях, которые установлены законодательством или решениями местных властей.

Изменения по вопросам избежания двойного налогообложения

  • порядок налогообложения доходов иностранных организаций – пайщиков от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ, по принадлежащим им инвестиционным паям пропорционально доле в праве общей собственности на имущество фонда; а именно – приравнял данный вид дохода к дивидендам;
  • к доходам инофирм от источников в РФ относятся доходы от реализации (в т. ч. погашения) инвестиционных паев закрытых ПИФов, относящихся не только к категориям рентных фондов и фондов недвижимости, а также к комбинированным и иным фондам, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимости, находящейся на территории России.

Изменения по налогу на прибыль организаций

  • уточнил правила применения нулевой ставки по дивидендам, выплачиваемым российскими организациями иностранным компаниям, фактическое право на которые имеют организации – налоговые резиденты РФ;
  • уточнил правила формирования налоговой базы некоммерческих организаций с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, а также уточнил перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению;
  • уточнил порядок расчета показателя для определения налоговой базы по доходам от долевого участия в других организациях;
  • установил порядок формирования остаточной стоимости нематериальных активов по аналогии с порядком для основного средства;
  • установил порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год;
  • исключил положения, позволяющие обходить запрет на применение «нулевой» ставки к прибыли от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимостью в РФ;
  • уточнил порядок признания внереализационных доходов при методе начисления (новый подп. 15 п. 4 ст. 271 НК РФ);
  • наделил регионы правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы (НИОКР, НМА) (как дополнительная возможность стимулировать у себя инновационную деятельность).

Организация не должна относить в доходы не только имущество, полученное безвозмездно от организации или физлица с долей не менее 50% (ранее – более 50%), но и аналогичные имущественные права. Это распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Изменения по уплате госпошлины

  • установил госпошлину за выдачу лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в связи с установлением нового вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;
  • для стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», их освободили от уплаты госпошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией давно возникших прав на недвижимость;
  • для снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, их освободили от уплаты госпошлины за регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физлицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилья, утраченного ими вследствие чрезвычайной ситуации.

За внесение сведений о юрлице в реестр операторов финансовых платформ размер установлена госпошлина в размере 35 000 рублей.

Изменения по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

  • оценку стоимости драгоценных металлов исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии – в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации драгкамней без учета НДС, уменьшенных на его расходы по их доставке;
  • обязанности для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов по восстановлению неуплаченных сумм НДПИ, не перечисленных в связи с применением пониженных налоговых ставок, в случае прекращения статуса участника – по основаниям, предусмотренным НК РФ.

Изменения по имущественным налогам

В части земельного, транспортного и налога на имущество Закон № 374-ФЗ внёс следующие изменения в Налоговый кодекс:

  • беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по имущественным налогам распространён на ветеранов боевых действий;
  • расширен перечень документов, передаваемых в налоговые органы физлицами через МФЦ («Мои документы»);

Это:

  • сообщениео наличии недвижимости и/или транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения физлиц;
  • заявление о гибели или уничтожении объекта по транспортному налогу.
  • усовершенствована процедура рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от плательщиков – физических лиц и организаций;
  • с 01.01.2021 установлен порядок налогообложения уничтоженных транспортных средств, предусматривающий прекращение исчисления транспортного налога не с момента снятия т/с с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено (новый п 3.1 ст. 362 НК РФ);

Чтобы налоговая перестала начислять налог, нужно подать заявление по форме ФНС, где указать месяц происшествия с авто. К нему можно приложить документы, подтверждающие гибель или уничтожение т/с. Если документов нет, ИФНС сама запросит сведения у органов и лиц, которые ими располагают.

Рассмотрев заявление, она уведомит, что налог больше не начисляют. Или что оснований прекратить начисление нет.

  • определён порядок взаимодействия налоговых органов и уполномоченных органов в целях администрирования земельного налога в отношении земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • установлен понижающий коэффициент при расчете налога на имущество физлиц в отношении вновь образованных объектов недвижимости;
  • введены новые правила перерасчета ранее исчисленных имущественных налогов физических лиц.

По информации ФНС, если у гражданина возникла налоговая льгота, которая ранее не была учтена при направлении ему налогового уведомления, с 23.11.2020 она будет применена с периода, в котором у налогоплательщика возникло право на эту льготу. При этом налоговый орган проведет перерасчет, уменьшающий налоговые платежи на сумму такой льготы. Это поправки в п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ.

С 2021 года также возможен перерасчет земельного налога или налога на имущество физлиц за предыдущие налоговые периоды, если он связан с уменьшением кадастровой стоимости объекта налогообложения. Соответствующие поправки внесены в п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ. Например, если кадастровая стоимость снизилась в связи с:

  • внесением изменений в акт об утверждении результатов ее определения;
  • исправлением ошибки;
  • установлением кадастровой стоимости недвижимости в размере её рыночной стоимости.

Кроме того, с 1 июля 2021 года в п. 2.1 ст. 52 НК РФ появится правило о том, что перерасчет транспортного налога физлица не делают, если он (независимо от оснований) влечет увеличение ранее уплаченного налога. То есть – ухудшает положение налогоплательщика. Это нововведение направлено на соблюдение законных интересов добросовестных автовладельцев, своевременно уплативших транспортный налог по полученному налоговому уведомлению (аналогичное ограничение перерасчетов уже применяют по земельному налогу и налогу на имущество физлиц).

Также Закон № 374-ФЗ внёс изменения касаемо расчета налогов по кадастру с 2021 года.

Теперь есть только 2 исключения, когда изменение кадастровой стоимости земельного участка или другой недвижимости учитывают в текущем и прошлых периодах:

СИТУАЦИЯ ПОЯСНЕНИЕ
Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной Для исчисления налогов рыночную стоимость применяют с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости (ранее пересчет налогов по рыночной стоимости был возможен с 1 января года, в котором плательщик обратился).

До 2021 года это касалось только ситуации, когда стоимость участка или другой недвижимости оспорена в комиссии или суде.

В декларацию по налогу на имущество за 2020 год организациям нужно включать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, которое юрлицо отражает в бухучете как основное средство. Соответствующие поправки в форму декларации утвердит ФНС.

С 2021 года налоговую обязали рассматривать уведомление о переходе на единую декларацию по неторговой недвижимости в течение 30 дней, а потом сообщить о результатах организации (новые положения п. 1 ст. 386 НК РФ).

Исключены все нормы о расчете налога на имущество физлиц по инвентаризационной стоимости: ст. 402 НК РФ с 2021 года утратила силу.

Изменения по страховым взносам

  • дополнил перечень периодов, за которые ИП не уплачивают за себя страховые взносы – периодами нахождения под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы;
  • синхронизировал перечень выплат от работодателя в пользу работников и не облагаемых страховыми взносами (ст. 422 НК РФ) с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ (ст. 217 НК РФ);
  • уточнены критерии о доле дохода IT-компаний в целях применения пониженных тарифов взносов.

Освобождение от взносов компенсации расходов исполнителю по гражданско-правовому договору (ГПД, ГПХ) закрепили с 01.01.2021 в отдельном новом подп. 16 п. 1 ст. 422 НК РФ. Это:

«Суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов.»

Формулировка стала более четкой: сюда добавили и оплату таких расходов.

Изменения по контролируемой задолженности

На 2020 и 2021 годы установлены специальные интервалы (п. 1.2 ст. 269 НК РФ) значений процентных ставок по контролируемой задолженности. Так, по долговому обязательству в рублях из сделки, признаваемой контролируемой, интервал составляет от 0% до 180% ключевой ставки ЦБ (ранее – от 75% до 125%).

Применять эти поправки можно с учетом особенностей определения величины задолженности и собственного капитала по правоотношениям, которые возникли с 1 января 2020 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 11 ноября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2020 года

(В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ)

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134; 2001, № 53, ст. 5016; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28, 31; № 18, ст. 2118; № 22, ст. 2563, 2564; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5519; 2009, № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5733; 2010, № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 45, ст. 5752; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7014; 2012, № 26, ст. 3447; № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; № 50, ст. 6954; 2013, № 9, ст. 872; № 23, ст. 2866; № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4049, 4081; № 40, ст. 5037, 5038; № 44, ст. 5645, 5646; 2014, № 14, ст. 1544; № 26, ст. 3372; № 40, ст. 5315; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6657, 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393, 1419; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; № 29, ст. 4358; 2016, № 1, ст. 6; № 7, ст. 920; № 15, ст. 2063; № 18, ст. 2486, 2506, 2510; № 22, ст. 3092; № 27, ст. 4173, 4174, 4176, 4177; № 49, ст. 6842, 6844; 2017, № 47, ст. 6848, 6849; № 49, ст. 7307, 7312, 7313, 7315; 2018, № 31, ст. 4819, 4821; № 32, ст. 5087, 5095, 5127; № 45, ст. 6828; № 49, ст. 7496, 7519; № 53, ст. 8416, 8472; 2019, № 18, ст. 2225; № 39, ст. 5375; 2020, № 5, ст. 492; № 13, ст. 1857; № 14, ст. 2032; № 40, ст. 6169) следующие изменения:

1) абзац пятнадцатый пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:

"счет Федерального казначейства - казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;";

2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 12 слово "городских" заменить словами "муниципальных округов, городских";

3) пункт 21 статьи 23 дополнить абзацем следующего содержания:

"Сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, указанных в настоящем пункте, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.";

4) пункт 3 статьи 2512-1 после слов "установленным настоящим Кодексом," дополнить словами "а также невыполнение участником регионального инвестиционного проекта обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений регионального инвестиционного проекта,";

5) абзац второй пункта 3 статьи 29 изложить в следующей редакции:

"Уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.";

6) в пункте 2 статьи 342 слова ", дают письменные разъяснения" заменить словами "дают письменные разъяснения налоговым органам,";

7) в абзаце первом пункта 3 статьи 46 первое предложение дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим пунктом", во втором предложении после слова "срока" дополнить словами "или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта", слова ", если иное не установлено настоящим пунктом" исключить, четвертое предложение после слова "истечения" дополнить словом "соответственно", после слова "налога" дополнить словами ", сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта";

8) в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 первое предложение дополнить словами "или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса", во втором предложении слова "указанного срока" заменить словами "указанных сроков", четвертое предложение после слова "истечения" дополнить словом "соответственно", после слова "налога" дополнить словами ", сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса";

а) в абзаце четвертом пункта 1 цифры "3 000" заменить цифрами "10 000";

в абзаце втором цифры "3 000" заменить цифрами "10 000";

в абзаце третьем цифры "3 000" заменить цифрами "10 000";

а) в абзаце втором пункта 21 слова "в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса," исключить;

в абзаце первом слова "передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг," и слова "по телекоммуникационным каналам связи или" исключить;

дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

"Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.";

абзац второй считать абзацем третьим и в нем слова "Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма" заменить словом "Форма", слово "утверждаются" заменить словом "утверждается";

абзац третий считать абзацем четвертым;

11) в подпункте 2 пункта 1 статьи 63 слова "подпунктом 2" заменить словами "подпунктом 1";

12) в пункте 1 статьи 70:

а) в абзаце первом второе предложение изложить в следующей редакции: "В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.";

13) в абзаце третьем пункта 31 статьи 77 после слов "(заместителем руководителя)" дополнить словом "уполномоченного", слова "по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета" исключить;

а) пункт 6 дополнить абзацами следующего содержания:

"Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.

Возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, особенности исчисления и уплаты которого установлены статьей 3101 настоящего Кодекса, может осуществляться на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, либо на указанный в этом заявлении налогоплательщика, открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.";

б) пункт 10 дополнить абзацами следующего содержания:

"Проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления налогоплательщика об уплате процентов.

В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом, подлежат уплате налогоплательщику по заявлению налогоплательщика.";

15) пункт 5 статьи 79 дополнить абзацем следующего содержания:

"Возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.";

абзац третий после слова "вложения" дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом", после слов "ее отправки" дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом";

абзац шестой дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом";

б) дополнить пунктами 41 и 42 следующего содержания:

"41. Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

6) обстоятельства, предусмотренные пунктом 53 статьи 174 либо пунктом 7 статьи 431 настоящего Кодекса.

42. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 4 и 6 пункта 41 настоящей статьи, налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.

Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

в абзаце третьем второе предложение изложить в следующей редакции: "При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.";

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

г) в подпункте 6 пункта 7 слова "и 23" заменить цифрами ", 23, 30";

17) абзац второй пункта 5 статьи 83 после слова "органами" дополнить словами "и лицами";

а) абзац третий пункта 94 после слов "31 декабря 2018 года," дополнить словами "о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения,";

б) дополнить пунктом 95 следующего содержания:

"95. Потребительские кооперативы обязаны сообщать сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.";

19) пункт 2 статьи 86 дополнить абзацем следующего содержания:

"Справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в случае, если в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.";

а) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:

"Налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

б) пункт 91 изложить в следующей редакции:

"91. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации (расчета), по которой налоговым органом в соответствии с пунктом 42 статьи 80 настоящего Кодекса налогоплательщику направлено уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной, прекращается в день направления указанного уведомления.

Если указанная в абзаце втором настоящего пункта налоговая декларация (расчет) была уточненной, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком налоговой декларации (расчету) камеральная налоговая проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения камеральной налоговой проверки по ранее представленной налоговой декларации (расчету) не включается срок камеральной налоговой проверки, прекращенной в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее представленной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.";

21) абзац третий пункта 2 статьи 89 признать утратившим силу;

22) пункт 1 статьи 892 дополнить словами ", а также выполнение участником регионального инвестиционного проекта обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений регионального инвестиционного проекта";

23) в статье 102:

а) дополнить пунктом 22 следующего содержания:

"22. Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности в целях осуществления функций указанного оператора в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" по его запросу сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям - участникам внешнеэкономической деятельности из налоговых деклараций по указанному налогу.";

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 1743 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.".

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413, 3429; № 49, ст. 4554; № 53, ст. 5051; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, № 1, ст. 2, 6; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2886; № 46, ст. 4435; № 50, ст. 4849; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 31, ст. 3231; № 34, ст. 3518, 3520, 3522, 3524, 3525; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; № 49, ст. 4840; 2005, № 1, ст. 9, 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104, 3117, 3118, 3129, 3130; № 43, ст. 4350; № 52, ст. 5581; 2006, № 1, ст. 12; № 10, ст. 1065; № 23, ст. 2382; № 27, ст. 2881; № 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4627, 4628; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 7, 20, 31, 39; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2461, 2462; № 22, ст. 2563; № 23, ст. 2691; № 31, ст. 3991, 4013; № 45, ст. 5416, 5417; № 46, ст. 5553, 5557; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 18, ст. 1942; № 27, ст. 3126; № 30, ст. 3591, 3614, 3616; № 42, ст. 4697; № 48, ст. 5504, 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6218, 6219, 6227, 6237; 2009, № 1, ст. 13, 19, 31; № 11, ст. 1265; № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст. 3582, 3598, 3625, 3639; № 30, ст. 3735, 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731, 5733, 5734, 5737; № 51, ст. 6153, 6155; № 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, № 15, ст. 1737; № 19, ст.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Сегодня поговорим о важных переменах в налоговом законодательстве. Их основа — принятый недавно Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В чём суть документа?

Положения закона нацелены на реализацию основных направлений налоговой политики. Предусмотрены меры по совершенствованию налогового администрирования, по уточнению отдельных положений Налогового кодекса, затрагивающих вопросы НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.

Среди многочисленных поправок выделим пять наиболее значимых.

Движимое имущество вновь станет налогооблагаемым?

Возможно, да, поскольку в декларацию по налогу на имущество организаций теперь нужно включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе в качестве объектов основных средств. Причём делать это придётся с отчётности за 2020 год. Скорее всего, поправка потребовалась для того, чтобы оценить стоимость движимого имущества у организаций.

Что же дальше? В основных направлениях налоговой политики указано на необходимость проработать возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной налоговой ставки налога. По мнению Минфина, это позволит не увеличивать налоговую нагрузку, а также исключить споры об отнесении объекта к недвижимости.

Когда отчётность будет считаться непредставленной?

Перечень таких обстоятельств закреплён в Налоговом кодексе. Это, к примеру, ситуация, когда декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям или расчёт по взносам содержит ошибки. Если проверяющие обнаружат хоть одно из подобных обстоятельств, они в течение 5 дней направят налогоплательщику уведомление.

Камеральную проверку прекратят в день направления уведомления. Если непредставленной посчитали уточнённую декларацию или расчёт, то возобновляют проверку предыдущей отчётности.

Положения вступят в силу 1 июля 2021 года.

Как изменилось налогообложение недвижимости?

Будет только два исключения, когда изменение кадастровой стоимости земельного участка или другой недвижимости учитывается в текущих и прошлых периодах:

1. Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной. Для расчёта налогов рыночная стоимость будет использоваться с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости. Пока в Кодекс не была внесена поправка, ФНС разъясняла: пересчёт налогов по рыночной стоимости возможен лишь с 1 января года, в котором налогоплательщик обратился в бюджетное учреждение;

2. Текущее или ретроспективное применение изменённой кадастровой стоимости предусмотрено Законом о кадастровой оценке.

Кроме того, если стоимость объекта недвижимости, включённого в региональный перечень, не определена на начало года, то по новым правилам налог платить нужно, но по среднегодовой стоимости. Это касается торговых, деловых центров, помещений в них, офисов, объектов общепита и бытового обслуживания. Ранее Минфин разъяснял, что в такой ситуации налог не платится вообще.

Какие выплаты освободили от страховых взносов?

В отдельном подпункте Налогового кодекса закрепили норму, согласно которой освобождаются от взносов суммы, выплачиваемые на возмещение фактически произведенных и документально подтверждённых расходов исполнителя по гражданско-правовому договору, а также оплата таких расходов.

Что взять на заметку физлицам?

Утрата автомобиля

Установлен порядок взаимодействия налогоплательщика с инспекцией в случае гибели или уничтожения транспортного средства, которое облагается транспортным налогом.

Чтобы налоговики перестали начислять налог, нужно подать заявление, желательно с подтверждающими документами. Если документов нет, инспекция сама запросит сведения у органов и лиц, которые ими располагают. Рассмотрев заявление, она уведомит налогоплательщика о том, что налог больше не начисляют, или об отсутствии оснований для прекращения начислений. Форму заявления должна утвердить ФНС. До этого налогоплательщик может подавать заявление в произвольной форме.

Имущественные налоги

С 2021 года будет возможен перерасчёт земельного налога или налога на имущество физлиц за предыдущие периоды. Пересчёт возможен, если, в частности, у гражданина возникла налоговая льгота, которая ранее не была учтена при исчислении налога. В этом случае льгота будет применена с периода, в котором у налогоплательщика возникло на неё право.

Также с 1 июля 2021 года в Налоговом кодексе появится правило о том, что перерасчёт транспортного налога физлица не проводится, если такой перерасчёт (независимо от его оснований) влечёт увеличение ранее уплаченной суммы налога, то есть ухудшает положение налогоплательщика.

Взыскание задолженности

Минимальная сумма налоговой задолженности физлица, при которой инспекция может обращаться в суд для взыскания, повышена с трёх тысяч до десяти тысяч рублей.

Дата публикации 29.12.2020

Документ:

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Напомним, с 01.01.2021 отменяется обязанность организаций по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (начиная с отчетности за 2020 г.). Кроме того, изменены сроки уплаты этих налогов организациями (начиная с уплаты налога за 2020 г.). Мы писали об этом здесь и здесь.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес дополнительные изменения по этим налогам, а также по налогу на имущество, вступающие в силу 1 января 2021 г. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Установлен случай, когда деловая и торговая недвижимость облагаются по среднегодовой стоимости

Как известно, орган исполнительной власти субъекта РФ до 1 января должен сформировать перечень объектов административно-делового и торгового назначения (пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ), облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости (далее – Перечень) (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Однако бывают ситуации, когда объект недвижимости назван в Перечне, но при этом его кадастровая стоимость так и не была определена в течение текущего налогового периода. По мнению контролирующих органов, по такой недвижимости налог на имущество вообще не платится, поскольку в НК РФ отсутствует порядок определения налоговой базы в этом случае (п. 12 ст. 378.2 НК РФ, письма Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999, от 27.09.2017 № 03-05-04-01/62799, доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 29.09.2017 № БС-4-21/19633@).

Законодатель исправил этот пробел. С 2021 г. такая недвижимость должна облагаться по среднегодовой стоимости. Это следует из новой редакции пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. "б" п. 45 ст. 2 Закона).

Информация о движимом имуществе в налоговой декларации

Напомним, до 2019 г. объектом обложения по налогу на имущество организаций было как движимое, так и недвижимое имущество. Однако с 2019 г. облагается только недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Несмотря на это, в налоговую декларацию по итогам 2020 г. и в дальнейшем необходимо включать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, которое учтено в бухучете организации в составе основных средств. Соответствующее изменение внесено в п. 1 ст. 386 НК РФ (пп. "а" п. 48 ст. 2, п. 13 ст. 9 Закона).

Это связано с тем, что Минфин России прорабатывает возможность возвращения к обложению движимого имущества организаций при одновременном снижении предельной ставки налога. В результате ожидается упрощение администрирования налога, снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам. (См. Приложение 3 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которые приведены на сайте финансового ведомства).

Как действовать, если кадастровая стоимость недвижимости изменилась в течение года?

Сегодня для недвижимости (в т. ч. земельных участков) действует общее правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости этой недвижимости в течение налогового периода (года) не учитывается при определении базы по налогу на имущество и земельному налогу (как в этом, так и в предыдущих налоговых периодах). Но из этого правила есть исключения. Эти исключения и порядок их влияния на величину налоговой базы неоднократно корректировались (см. п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ).

В 2021 г. изменение кадастровой стоимости имущества в течение года по-прежнему не будет учитываться при определении налоговой базы (пп. "в" п. 45, пп. "а" п. 49, пп. "б" п. 52 ст. 2 Закона).

При этом в качестве исключения из этого правила в НК РФ оставили только изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие установления его рыночной стоимости. Как и раньше, в этой ситуации налог пересчитывается исходя из новой кадастровой стоимости (внесенной в ЕГРН) с начала года, в котором была впервые применена ранее установленная кадастровая стоимость. Определяться новая кадастровая стоимость (в размере рыночной) будет в соответствии со ст. 22 или 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (см. п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ).

В отношении иных исключений из общего правила теперь нужно руководствоваться Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Так, 11.08.2020 вступила в силу новая редакция ст. 18 этого Федерального закона, в которой подробно прописали, с какой даты начинает применяться измененная по тем или иным основаниям кадастровая стоимость земельных участков и иной недвижимости. При этом действующие с 2019 г. правила учета для целей налогообложения изменения кадастровой стоимости из-за изменения характеристик объекта недвижимости (в т. ч. качественных и количественных), а также исправления технических и иных ошибок, перечисленные в п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, в 2021 г. не изменятся.

Отметим, что такое основание для исправления кадастровой стоимости, как ее пересмотр по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда из-за недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, с 2021 г. не применяется.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

23 ноября 2020 года Президент РФ подписал Федеральный закон №374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес существенные изменения в налоговое законодательство.

Большая часть поправок вступает в силу с 01 января 2021 года. Наиболее важные новеллы следующие:

  • с 23.12.2020 года повышается минимально необходимый порог для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам с 3000 до 10000 рублей (п. 1 ст. 48 НК РФ);
  • с 23.12.2020 года налоговые уведомления могут быть направлены налогоплательщику только двумя способами: по почте заказным письмом или в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Также налогоплательщику предоставлено право самостоятельно получить налоговое уведомление в любом налоговом органе или МФЦ (п. 4 ст. 52 НК РФ);
  • с 23.12.2020 года увеличивается с 500 до 3000 рублей минимально необходимая сумма для предъявления физическим лицам требования об уплате налога в течение одного года с момента выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ);
  • с 23.12.2020 года по общему правилу возврат суммы излишне уплаченного налога будет осуществляться на расчетный счет налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ);
  • с 01.07.2021 года устанавливаются случаи, когда налоговая декларация или расчет считаются непредоставленными. Например, подписание декларации неуполномоченным лицом, дисквалифицированным директором, подача декларации после регистрации прекращения юридического лица и т.д. (п. 4.1. ст. 80 НК РФ);
  • с 01.07.2021 года налоговая декларация по НДС будет считаться не предоставленной в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, что свидетельствует о нарушении порядка ее заполнения. Также установлен порядок действий налогоплательщика в указанном случае (п. 5.3. и 5.4. ст. 174 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года информация о выданных, приостановленных, аннулированных свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, должна будет публиковаться для всеобщего ознакомления в сети Интернет (п. 9 ст. 179.2. НК РФ);
  • с 01.01.2021 года в состав доходов от источников в Российской Федерации для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц будут включаться дивиденды, выплаченные российской организацией иностранной организации, распределенные впоследствии в пользу лиц, косвенно участвующих в российских организациях посредством соответствующих иностранных организаций (п. 1.1. ст. 208 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года будут освобождены от налогообложения НДФЛ суммы возмещения расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование (п. 1 ст. 217 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года будут освобождены от налогообложения НДФЛ суммы, выплаченные работодателем, на компенсацию стоимости проезда или перелета из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанной от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в случае отдыха за пределами территории России (п. 1 ст. 217 НК РФ);
  • с 23.11.2020 года исчисление минимального предельного срока владения жилым помещением или доли в нем, которые были приобретены налогоплательщиком по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством), по договору об участии в жилищно-строительном кооперативе, для целей освобождения от налогообложения НДФЛ при продаже указанных объектов осуществляется с момента полной оплаты соответствующего объекта недвижимости, а не с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика (п. 2 ст. 217.1. НК РФ);
  • с 01.01.2021 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не будут учитываться имущественные права в виде права безвозмездного пользования любым имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, а не только права в отношении государственного и муниципального имущества (пп. 16 ст. 251 НК РФ);
  • уточнен порядок получения инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
  • с 01.01.2021 года устанавливается возможность прекращения начисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением транспортного средства и на основании соответствующего заявления налогоплательщика (п. 3.1. ст. 362 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу на имущество организаций учитывается не только в случаях, предусмотренных НК РФ, но и законодательством о государственной кадастровой оценке (п. 15 ст. 378.2. НК РФ);
  • с 01.01.2021 года в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций надо будет включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года уточняется порядок рассмотрения налоговыми органами уведомления о предоставлении вычета по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 6.1. ст. 391 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года уточняется порядок рассмотрения налоговыми органами уведомлений о выбранных для предоставления льгот объектах налогообложения по налогу на имущество физических лиц (п. 7 ст. 407 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года конкретизируется порядок рассмотрения налоговыми органами заявлений налогоплательщиков о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц (п. 2.1. ст. 408 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года страховыми взносами не будут облагаться суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов (п. 1 ст. 422 НК РФ).

Читайте также: