Привилегированное военное сословие освобожденное от налогов и наделенное землей

Опубликовано: 18.05.2024

Сегодня в России не существует сословного разделения, оно было упразднено после революции, в 1917 году. А что такое сословие в дореволюционной России, к каким социальным группам принадлежали наши предки и какие права и обязанности они имели? Давайте разберемся.

Что такое сословие в Российской империи?

Подобное разделение народа было официальным в дореволюционной России. И в первую очередь сословия разделялись на податное и неподатное. Внутри этих двух больших групп существовали свои подразделения и слои. Государством были предоставлены определенные права каждому сословию. Эти права были закреплены законодательством. Каждая из групп должна была выполнять определенные повинности.

Так что такое сословие? Так в России можно назвать категорию подданных, которая пользовалась особыми правами и имела свои обязанности по отношению к государству.

Когда появились сословия в России?

Сословное разделение начало возникать со времени образования русского государства. Первоначально оно представляло собой сословные группы, не особо различавшиеся между собой в правах. Преобразования в петровско-екатерининскую эпоху сформировали более четкие классовые границы, но при этом отличием русской системы от западно-европейской были гораздо более широкие возможности перехода из одной группы в другую, например, через государственную службу.

Сословия в России перестали существовать в 1917 году.

Основное отличие сословий в Российской империи

Основным заметным различием между ними было их право на привилегии. Представители неподатного сословия имели значительные привилегии:

  • не платили подушную подать;
  • не подвергались телесным наказаниям;
  • были освобождены от воинской повинности (вплоть до 1874 года).

Непривилегированное, или податное, сословие было лишено этих прав.

Привилегированные социальные группы

Дворянство было самым почетным сословием Российской империи, основой государства, опорой монарха, самым образованным и культурным слоем общества. И нужно понимать, что такое сословие было главенствующим в России, несмотря на его немногочисленность.

Дворянское сословие

Дворянское сословие разделялось на две группы: потомственное и личное. Первое считалось более почетным и передавалось по наследству. Личное дворянство можно было получить по порядку службы или особым высочайшим пожалованием, и оно могло быть наследственным (передаваться по наследству потомкам) или пожизненным (на детей не распространялось).

Духовенство - привилегированное сословие. Разделялось на белое (мирское) и черное (монашествующее). По степени священства духовное сословие делилось на три группы: епископ, священник и диакон.

Представители сословий

Принадлежность к духовному сословию передавалась по наследству детям, а также могла приобретаться вступлением в белое духовенство представителей других социальных групп. Исключение составляли крепостные крестьяне без увольнительной от владельцев. Дети священнослужителей по достижении совершеннолетия сохраняли принадлежность к духовному сословию только при условии поступления на священнослужительскую должность. Но они могли избирать и светскую карьеру. В этом случае они имели права, одинаковые с правами личных дворян.

Купечество также являлось привилегированным сословием. Разделялось на гильдии, в зависимости от которых купцы имели различные привилегии и права на торговлю и промысел. Запись в купечество из других сословий была возможна на временных основаниях при оплате гильдейских повинностей. Принадлежность к данной социальной группе определялась размером объявленного капиталла. Дети принадлежали к купеческому сословию, но при достижении совершеннолетия должны были самостоятельно записываться в гильдию для приобретения отдельного свидетельства или же становились мещанами.

Сословия в России

Казачество - особое полупривилегированное военное сословие. Казаки имели право корпоративного владения землями и освобождались от повинностей, но обязались нести военную службу. Принадлежность к казачьему сословию передавалась по наследству, однако записаться в казачьи войска могли и представители других социальных групп. Казаки могли достигать по службе дворянства. Тогда принадлежность к дворянскому сословию совмещалась с принадлежностью к казачеству.

Непривилегированные социальные группы

Мещанство - городское непривилегированное податное сословие. Мещане были в обязательном порядке приписаны к определенному городу, уезжать из которого могли только по временному паспорту. Платили подушную подать, обязаны были нести воинскую повинность, не имели права поступать на государственную службу. Принадлежность к мещанскому сословию передавалась по наследству. Ремесленники и мелкие торговцы также относились к мещанскому сословию, но могли повысить свое положение. Ремесленники записывались в цех и становились цеховыми. Мелкие торговцы со временем могли перейти в купеческое сословие.

Крестьянство - самая многочисленная и зависимая социальная группа, лишенная привилегий. Крестьянство разделялось на:

  • казенное (принадлежавшие государству или царскому дому),
  • помещичье,
  • посессионное (приписанное к фабрикам и заводам).

Представители крестьянства были прикреплены к своей общине, платили подушную подать и подлежали исполнению рекрутской и других повинностей, а также могли подвергаться телесному наказанию. Однако после реформы 1861 года они имели возможность перебираться в город и записываться в мещане при условии покупки в городе недвижимости. Эта возможность ими использовалась: крестьянин покупал недвижимость в городе, становился мещанином и освобождался от части налогов, при этом продолжая жить в деревне и заниматься хозяйством.

Что такое сословие

В начале XIX века, ко времени революции и упразднения сословной организации в России, многие границы и разделения между слоями общества заметно стерлись. Представители сословий имели гораздо больше возможностей перехода из одной социальной группы в другую. Также и повинности каждого сословия претерпели значительные преобразования.

Основными сословиями средневекового общества были феодалы и зависимые крестьяне. Ограниченно сохранялось и рабство или близкое к нему зависимое правовое положение отдельных групп населения. Все же личная зависимость и неравноправие в средневековом обществе были менее резко выражены. Сословные различия постепенно стирались.

Правовое положение населения и сословную организацию средневекового общества можно достаточно полно охарактеризовать на примере Франции.

Крестьянство. Правовое положение крестьян различалось по степени их зависимости от феодалов. Во Франции имелись две основные группы зависимых крестьян – сервы и вилланы . Сервы по большей части прикреплялись к земле и находились в личной зависимости от феодала. Сеньор имел над ними практически полную власть, и жаловаться на него они не могли. Феодал мог продать сервов с землей и даже без нее (но обязательно всей семьей).

Имущество умершего серва его наследники могли получить лишь после уплаты сеньору специального выкупа. Право сеньора на получение такого выкупа называлось «правом мертвой руки». Сервы были ограничены в праве выступать свидетелями на суде, самостоятельно предъявлять иски. Вступать в брак они могли лишь с согласия господина и после уплаты особой брачной подати. Кроме повинностей, общих для всех крестьян (налоги, барщина), сервы вынуждены были терпеть дополнительные поборы. По правовому положению сервы, таким образом, почти не отличались от крепостных крестьян в России.

Вилланы находились в лучшем правовом положении. Лично свободные, они могли покинуть своего сеньора, свободно вступать в брак, на них не распространялось «право мертвой руки». Повинности вилланов были связаны с держанием земли от своего сеньора и в основном определялись сложившимися правовыми обычаями.

К тяготам многочисленных повинностей сервов и вилланов добавлялись различные виды «заповедных прав» феодалов – баналитеты – исключительное право охоты, рыбной ловли, право требовать, чтобы крестьяне за особую плату мололи зерно только на мельнице сеньора, давили виноград в его давильнях и т. п. Особенно унизительным было право первой брачной ночи. Пользуясь административной и судебной властью в своем владении, сеньор мог наказать крестьянина, подвергнуть его пытке и т. д. Слабым ограничением произвола феодала были неопределенные нормы обычного права и господствующая мораль, весьма невысоко расценивавшая личность и достоинство крестьянина.

В XIII–XIV вв. во Франции растет движение за освобождение сервов от личной зависимости. К XV в. значительная часть сервов стала свободной. При абсолютизме отношения серважа составляли уже исключение. Крестьяне, однако, по-прежнему несли многочисленные повинности в пользу сеньоров, церкви, государства. Более того, к старым повинностям добавились новые. Накануне буржуазной революции во Франции существовало до 7 тыс. различного рода поборов с крестьян. Балы, празднества и охоты в Версале почти не прекращались, а крестьяне находились на последней ступени нищеты и унижения. Современник писал о них: «Они голы, как черви; черны, как негры, и питаются пищей животных».

Особенность правового положения крестьян в Англии – наличие смягченных форм феодальной зависимости. Крестьяне здесь раньше, нежели сервы во Франции, становятся лично свободными людьми, но в период абсолютизма положение крестьянства ухудшается, что связано с процессом первоначального накопления капитала. Крестьян массами сгоняли с занимаемых ими земель, лишали средств к существованию. Резко выросли бродяжничество и преступность. Под предлогом борьбы с этими явлениями в XV–XVI вв. была издана серия жестоких законов, получивших название «кровавого законодательства».

В Германии в силу замедленности темпов экономического развития образование класса феодально зависимого крестьянства в течение длительного времени тормозилось наличием сильной сельской общины. Соответственно и освобождение крестьян в Германии от крепостной зависимости относится к сравнительно позднему времени.

Феодалы. Если правовое положение крестьян характеризовалось степенью их зависимости от сеньоров, то правовое положение феодалов закреплялось в сословной системе.

Во Франции сословная организация оформилась к XIV в. К этому времени имелись три сословия: дворянство, духовенство и так называемое третье сословие, куда входили горожане, а позднее и свободные крестьяне.

Первые два сословия были привилегированными и замкнутыми в правовом отношении. Освобожденные от производительного труда, дворянство и духовенство ведали общими делами: управляли трудом, занимали административные должности в государстве, посвящали себя науке и искусству. Они присваивают и закрепляют за собой все больше особых прав и привилегий.

При сравнительной слабости центральной власти и неразвитости связей между частями государства в руках богатых землевладельцев и знати оказывалось право осуществлять на своих землях или в переданных им в управление округах административную и судебную власть, самостоятельно облагать население налогами, иметь свои вооруженные отряды. Эти права привели к фактической независимости крупных феодалов от королевской власти. Существовал также принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».

Сословия феодалов делились на группы, образуя своеобразную иерархическую пирамиду. На вершине пирамиды находился король. В высшую группу феодалов входили пэры – герцоги, графы, епископы. Следующую группу составляли бароны, виконты, аббаты. Ниже стояли рыцари.

Феодалы различных рангов были связаны между собой вассальными отношениями. Отношения между сеньором и вассалом оформлялись особым договором и совершением торжественного и пышного обряда – оммажа : вассал становился на колени перед сеньором, приносил ему клятву верности и присягал в том на Евангелии. Сеньор в свою очередь вручал вассалу инвеституру – право на земельное владение и власть над населением, сопровождая этот факт передачей ему символа власти (копья или перчатки, а для духовных феодалов – посоха и кольца).

Вассал обязан был оказывать сеньору уважение и помощь, не мог вступать в союз с его врагами, обязывался являться ко двору своего господина, оказывать ему материальную поддержку (в частности, обеспечивать приданым его старшую дочь, давать определенную сумму при посвящении в рыцари старшего сына и для выкупа сеньора из плена), принимать сеньора в своих владениях, участвовать в его военных походах и суде.

В свою очередь, отношения вассалитета накладывали определенные обязательства и на сеньора. Он должен был обеспечивать беспристрастный суд, помогать вассалу, защищать его от нападений. В случае нарушения сеньором своих обязательств вассал мог разорвать отношения вассалитета. Разумеется, такие идиллические отношения между сеньором и вассалом существовали лишь как абстрактный принцип. На практике повинности и «уважение» определялись прежде всего реальной силой феодалов.

По мере укрепления центральной власти правовые связи между феодалами разных групп ослабевают и заменяются отношениями подданства королю. Принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» перестает действовать. Прежние права феодалов на сбор налогов, на свой суд, вооруженные отряды и т. д. постепенно отменяются, а сами феодалы превращаются в служилое дворянство . За дворянами закрепляется преимущественное право на занятие государственных должностей, получение офицерских чинов. Они играют ведущую роль в управлении государством, занимают привилегированное положение в обществе, освобождаются от уплаты налогов. Распространенной становится система синекур , когда занятие той или иной должности и получение за это вознаграждения не связано с выполнением каких-либо реальных обязанностей. Так, во Франции накануне революции из 35 тыс. офицеров в армии находилось не более 9 тыс. Дворянские титулы покупает и буржуазия. Содержание титулованной знати стоило государству огромных средств. Вот почему во Франции двор короля прозвали «могилой нации».

Своеобразие развития права в Англии объясняет и особенности положения дворянства в этой стране.

Все группы феодалов здесь находились в прямой зависимости не только от своих сеньоров, но и от короля. Привилегии дворян не были столь велики (они не пользовались, например, как во Франции, правом не платить налоги), а сословная замкнутость не получила такого развития, как во Франции. Уже в XIII в. рыцарем мог стать каждый, приобретший земельный участок с доходом в 20 фунтов стерлингов в год. В период абсолютизма, как отмечалось, значительную прослойку английского дворянства составляли джентри (новое дворянство) – землевладельцы, использовавшие капиталистические методы ведения хозяйства.

Привилегированное положение в феодальном обществе занимало и сословие духовенства , эксплуатировавшее крестьян, живших на церковных землях. Кроме того, со всех крестьян церковь получала особую подать – «церковную десятину». Духовенство было свободно от уплаты большей части налогов государству, судилось своим судом. В период феодальной раздробленности высшее духовенство фактически не зависело от центральной власти. По мере централизации государства и благодаря Реформации права духовенства ограничиваются.

Основную массу третьего сословия поначалу составляли горожане. По мере того как города добиваются независимости от феодалов, горожане становятся лично свободными людьми. Даже крепостные крестьяне, поселявшиеся в городах, через год приобретали свободу («воздух города делает человека свободным»).

Однако горожане по сравнению с дворянством и духовенством находились в приниженном правовом положении. На них, в частности, возлагалась тяжесть налогового бремени. Дворяне и духовенство пренебрежительно относились к людям третьего сословия. Тем не менее французские короли, не сломив еще силу крупных феодалов, вынуждены были искать поддержки у городов. Наиболее богатые и знатные представители третьего сословия получали право заседать в Генеральных штатах, участвовать в решении финансовых вопросов. В период абсолютизма, когда Генеральные штаты уже не созывались, верхушка третьего сословия, используя силу денег, добилась для себя новых привилегий: получила право покупать и передавать по наследству государственные должности и дворянские титулы, превратилась в «дворянство мантии».

Существенное влияние на правовое положение горожан оказывали цеховая и гильдейская организации . Цехи и гильдии средневековой Европы возникли как своеобразные организационные формы разделения труда. Образование ремесленных цехов и купеческих гильдий преследовало цели организации взаимопомощи, ограждения данного вида промысла от конкуренции и т. д. В праве закрепляются привилегии на производство данного вида товаров только за членами определенных цехов. Например, в XIV в. во Франции был издан ордонанс, который установил, что «никто не может построить и оборудовать новую бойню в Париже, в его предместьях и местностях, прилежащих к ним, и не может выполнять ремесло мясника… за исключением мясников Большой бойни г. Парижа, а также мясников старинных боен, которые с самых древних времен существуют в Париже».

Цехи строго регламентировали все стороны производства и сбыта товаров – их количество и качество, технику производства, используемые материалы, стоимость товаров, число подмастерьев, учеников, продолжительность рабочего времени. Ученики и подмастерья подвергались жестокой эксплуатации мастеров. В цеховых уставах устанавливались тяжелые условия работы, непомерно продолжительный срок ученичества. Первоначально подмастерье еще мог надеяться стать членом цеха – нужно было выполнить образцовую работу и устроить щедрое угощение. Позже звание мастера, как правило, стало наследственным. Зачастую подмастерье мог стать мастером лишь женившись на дочери мастера.

Цехи и гильдии были во многом также общественными, политическими, религиозными и даже военными организациями. Со своими знаменами они участвовали в религиозных празднествах, в качестве особых боевых единиц выступали на войне и в караульной службе. Естественно, что организация управления в цехах приобрела весьма развитые формы. Так, цех имел правовой документ (статус, устав), которым определялась его внутренняя организация, права и обязанности членов. Повседневное управление им осуществлялось избираемым магистром. Важнейшие дела решали общие собрания членов цеха. Были свой суд, особые должностные лица, наблюдавшие за соблюдением установленных правил.

Упорядочивая производство и торговлю, цеховые уставы первоначально способствовали их развитию в городах, повышали силу городов в борьбе с феодалами. В дальнейшем мелочная регламентация и уравнительные начала производства и сбыта товаров стали тормозом развития производства и торговли.

date image
2014-02-02 views image
2667

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Социальные слои

С конца 15 века идет процесс складывания сословий.

· Великий Князь – глава государства;

· Удельные князья (братья, племянники Великого Князя);

· Служилые князья (самостоятельные государе, перешедшие на службу к Московскому Князю);

· Бояре (высшие чины-члены Боярской Думы, совокупность старинных служивых родов, составлявшая основную массу);

· Служилые люди: дворяне и боярские дети, т.е. мелкие феодалы, владения которых называли поместьями, а их самих помещиками;

· Служители церкви: белое духовенство (священники) и черное духовенство (архиереи и монахи);

· Верхушка городского населения – купцы.

Полупривилегированные слои (формирующиеся с 16 века):

Непривилегированные слои:

· Горожане, массу которых составляли посадские люди, объединявшиеся в тяговую общину,

· Городские ремесленники (они объединялись в слободы или сотни, платили налоги как производители продукции за городскую землю и выполняли общественную работу),

· Крестьяне: частновладельческие (они жили на землях вотчин и поместий и несли повинности в пользу феодала), черносошные (они проживали на окраинах страны, объединялись в общину и несли повинности в пользу государства) и дворцовые (они проживали и работали на великокняжеских землях)

· Вольные люди, не попавшие в какой-либо слой, из которых набирали служилых людей по прибору.

Правление Ивана IV Грозного

Иван IV стал наследником власти в трёхлетним возрасте. Из-за его малолетства правила его мать Елена Глинская. После ее смерти в 1538 году начинаются годы боярского правления, когда у власти менялись различные боярские группировки. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и разорению страны, к усилению произвола бояр – вотчинников на местах. Это вызвало широкое недовольство и открытые выступления против власти в 1547 году. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по централизации власти.

В 1547 году состоялось венчание Ивана IV на царство. В связи с этим повысился авторитет Ивана IV, так как титул царя приравнивался к титулу императора. Официально утвердился самодержавный характер уже не Московского, а Российского царя.

При Иване Грозном была создана Избранная Рада (неофициальное правительство из наиболее близких людей царю). В 1549 году был созван Земский собор, собрание представителей разных сословий и земель России. Он действовал более 100 лет. В это время в России существовала сословно-представительская монархия.

Реформы 1550 года:

· принят новый Судебник, согласно которому подтверждалось крепостное право, а также увеличивалось пожилое;

· наместникам разрешено вести суд только при участии избранных представителей из населения, дела служащих и дворян из суда бояр-наместников передавались в суды Московских приказов;

· изменен порядок местного управления: власть на местах становится выборной, вводится самоуправление;

· создание сословно-представительских органов: выборные губные и земские старосты;

· реформация войска: создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием.

В 1551 году был созван Стоглавый собор, его решения были записаны в ста главах. Согласно решению собора все церковные обряды унифицированы, создан общий русский пантеон святых.

В ответ на это Иван Грозный пошел на крайние меры. В 1565 году он вводит опричнину, особую политику для утверждения своей личной власти. Причинами опричнины являлись так же заговоры и недовольство политикой царя, отказ части бояр присягать сыну царя во время болезни Ивана IV (в 1553 году), смерть его любимой жены Анастасии, предательство и бегство в 1564 году в Литву командующего русскими войсками в ливонской войне, ближайшего соратника князя Андрея Курбского. В результате территория страны была поделена на опричнину (особый государев удел для охранения жизни царя) и земщину, где сохранялись старые порядки во главе с боярами. Опричнина началась с истребления боярской аристократии и продолжалась с 1555 года по 1572 год.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

Сословия в России в 19 веке – это интересный исторический и научный вопрос, который изучается и по сей день.

Очень увлекательно наблюдать за тем, как изменялось общество нашей страны с течением времени, как оно преображалось, получало все новые черты, приближалось к тому состоянию, в котором находится сегодня.

До XIX века в стране не было сословного общества, здесь действовали совершенно другие способы деления людей на разные слои. Но Петр I вместе со своим двором знати всячески стремились сделать Россию частью Европы. И именно оттуда в период первой половины 19 века царь заимствовал различные сословия. Рассмотрим подробнее, как это все выглядело.

  1. Образование сословий
  2. Сословия в России в 19 веке
  3. Привилегированные
  4. Дворянство
  5. Духовенство
  6. Купечество 1 и 2 гильдии
  7. Непривилегированные
  8. Крестьянство
  9. Мещанство
  10. Казачество
  11. Купечество 3 гильдии

Образование сословий

Сословная структура общества существовала в Западной Европе, а вот в нашей стране не существовало даже понятий, описывающих это явление.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

Первые свидетельства деления людей на сословия появились в России в конце 1780-х годах, но, как замечают многие историки, эта система так и не успела до конца установиться и получить то признание, которое у нее было на Западе.

В то или иное сословие человек попадал по тому, каким делом он занимался, какое имел образование, каким уровнем материального достатка отличался, какую имел родословную.

Схема принадлежности в тот или иной класс была достаточно запутанной и вызывает споры даже сейчас. Данный вопрос регулировался специальным сводом законов, выпущенным в нескольких увесистых томах.

Сословия в России в 19 веке

Как уже было сказано, русское общество не видело раньше сословного общества, поэтому Петр I полностью скопировал его с Запада, но с некоторыми особенностями и адаптацией под нашу местность.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

Те или иные слои общества относились к нововведениям по-разному, а некоторые личности так и не приняли этих изменений, поэтому только формально и вынужденно участвовали в реформах.

В целом, появились как классы своего рода аристократии, так и податные сословия – наиболее униженные категории населения, которые были вынуждены служить в армии, платить дань за каждого человека в семье, повиноваться многим дополнительным законам.

В таких условиях неудивительно, что начало бунтов против царской системы и поздний приход марксизма нашел очень благодатную почву.

Привилегированные

Сословия делились на привилегированные и непривилегированные. К первым относились такие категории граждан.

Дворянство

Достаточно старое сословие, которое зародилось еще в 17 веке во времена княжьего правления. Дворяне имели широкие полномочия, они составляли часть двора крупного князя или боярина.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

Получить титул дворянина можно было за особые успехи и заслуги на военной службе, по воле государя, в зависимости от своей родословной.

Стоит отметить: звание дворянина передавалось и по наследству, но только по мужской линии. Если же женщина дворянского рода выходила замуж за простого мужчину, то ему и ее детям звание дворян не передавалось.

Духовенство

Традиционная для православной страны каста населения, куда относились разного рода священнослужители, монахи, старцы и прочие.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

Социальный состав духовенства достаточно разнообразный. Сюда входили люди с самым разным уровнем материального достатка, так как здесь это не было определяющим фактором.

Делилось духовенство на две крупные категории: белое и черное. К первой части относилась приходская часть верующих, ко второй – монашество. На этих людей не распространялся призыв на службу в армию и телесные наказания.

Купечество 1 и 2 гильдии

К купцам первой гильдии относили тех, у кого был большой товарный оборот как внутри страны, так и за ее пределами. Купцы же 2-й гильдии занимались исключительно внутренней торговлей.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

У первых были достаточно расширенные полномочия и свобода действий. Что касается 2-й гильдии, то ее представители должны были платить дополнительные подати и даже призывались на военную службу в рекруты.

Все люди, относящиеся к этому сословию, имели право на самоуправление, многие свободы и права, они были вправе получать качественное образование.

Непривилегированные

Это сословие жителей Российской Империи было более обширно, нежели привилегированное. Его классовая структура выглядела следующим образом.

Крестьянство

Крестьяне были государственными и крепостными, но позже эти наименования претерпевали изменения. Положение крестьян было незавидным – крепостные не имели никаких прав и были совершенно несвободными во всех отношениях.

Что касается крестьян государственных, то они могли иметь землю в собственности общины, имели право на самоуправление.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

Все виды крестьян были обязаны служить в армии, отрабатывать так называемую барщину, уплачивать оброки, а также имели и другие виды повинностей перед своими владельцами и государством.

Если говорить кратко, то положение этого сословия было незавидным.

Мещанство

К этому сословию относились мастера различного профиля, ремесленники, а также представители мелкой городской торговли.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

Мещане имели право и на собственное самоуправление, и на получение образования, хотя и ограниченного по сравнению с тем, что давалось дворянам.

Никакие титулы здесь не действовали, и мещане были вынуждены платить все подати, которые только были в стране, подлежали рекрутству, составляя основу армии Российской Империи.

Прав у этих людей было немного, а вот обязанностей достаточно. Также они не имели возможности брать в собственность землю.

Казачество

В казаки мог податься кто угодно, об этой категории населения в свое время слагали легенды.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

Вольница, право собственности на землю, освобождение от каких-либо податей – все это было доступно казакам в полном объеме.

Единственное, что были должны государству казаки – это служить в армии, при этом имея свое собственное снаряжение.

Купечество 3 гильдии

В отдельное сословие некоторые исследователи относят купцов 3 гильдии. Это основные торговцы, которые обеспечивали городскую и уездную торговлю в стране.

Никаких особых отличий от других гильдий здесь нет, просто представители 3 гильдии также должны были служить в армии.

Ниже представлена таблица с кратким конспектом по данной теме.

Сословия в России в XIX веке классовая структура общества

Система сословий просуществовала недолго – восстание декабристов, надвигающаяся мировая война, большевики и многие другие потрясения быстро бросили страну в совершенно другую реальность.

Духовенство и дворянство занимали привилегированное положение. Служители церкви могли привлекаться к судебной ответственности только церковным судом и освобождались от военной службы, однако в целом привилегии этих двух сословий были связаны с их обладанием собственностью и их налоговым иммунитетом. К тому же они располагали рядом привилегий, касавшихся юрисдикции над крестьянами, работавшими на их землях. Освобождение от чрезвычайных налогов распространялось, однако, только на их главные усадьбы, а в конце рассматриваемого периода также на тех немногочисленных крестьян, которые не выплачивали арендную плату, а отрабатывали барщину на центральной усадьбе.

Глава 5 Сословия

Глава 5 Сословия Мир делится на материальную и метафизическую части. Человек — частица мира, и потому в нем присутствуют обе эти части, но доминирует что-то одно. У одних доминируют земные ценности, у других метафизические.Потребительская цивилизация пытается нас убедить

§ 1. Сословия

§ 1. Сословия Бояре и дворяне. Среди всех классов и сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов,

Привилегированные ордены

Привилегированные ордены ЭкземпцияТексты, определявшие жизнь орденов и их членов, не сводились только к уставам и статутам. Все военные ордены были поставлены под покровительство папы и пользовались maior libertas [наибольшей свободой (лат.)] (это означает, что они полностью

I. Сословия

I. Сословия Вся масса жителей Великого Новгорода и Пскова, составляя целое собрание концов и улиц, пользовалась в обширном смысле правами самоуправного государства; она разделялась на сословия, которых границы не были определены строгими юридическими правилами, но

18. СОСЛОВИЯ

18. СОСЛОВИЯ Отчего так упорно сохраняются сословные различия. Положение низших классов у нецивилизованных людей. Причины такого положения.Покончив с семейными отношениями и с женским вопросом в доисторические времена, мы обратимся теперь к общественным отношениям, а

СОСЛОВИЯ И ПРИВИЛЕГИИ

СОСЛОВИЯ И ПРИВИЛЕГИИ С правовой точки зрения, европейское общество XVIII в. оставалось сословным: юридический статус индивида, гражданские и политические права, которыми он обладал, зависели от его происхождения и принадлежности к тому или иному сословию. Определенные

Дополнительные привилегированные источники доходов

Дополнительные привилегированные источники доходов Еще один нерегулярный источник дохода дня годи представляла собой его доля в имуществе, изымаемом у объявленного вне закона. Такая процедура называлась «судом по изъятию имущества» (дисл. f?r?nsd?mr[399]) и осуществлялась

§ 2. СЛОЖЕНИЕ ШЛЯХЕТСКОГО СОСЛОВИЯ

§ 2. СЛОЖЕНИЕ ШЛЯХЕТСКОГО СОСЛОВИЯ Литовско-русская шляхта сложилась из весьма разнообразных элементов. Наверху ее стоят князья Рюриковичи, Гедиминовичи и пришлые татарские. В эпоху сложения государства происходило понижение княжеского достоинства. Уделы некоторых

Сословия в России

Сословия в России Дворянство представляло собой сословие, а сословия — это юридически оформленные образования: их состав, привилегии и обязанности определяет закон. Прежде чем двигаться дальше, стоит кратко рассмотреть правовой контекст, в котором существовало русское

в. Ревизия дворянского сословия

в. Ревизия дворянского сословия Уточнение границ великокняжеских владений при проведении волочной померы потребовало документальной проверки прав дворян на владение землей. Последняя акция означала для мелкого дворянства проверку самого их сословного статуса.

Губернии и сословия

Губернии и сословия В 1775 году Екатерина Великая разделила Русь на губернии. Сделано это было так.Собирали несколько сел и заявляли им:– Отныне вы не села, а города.Села чесали затылки и мямлили:– Ишь ты, города! А мы думали, что селами родились, селами помрем.Но, почесав,

СОСЛОВИЯ БЕЗ УГНЕТЕНИЯ

СОСЛОВИЯ БЕЗ УГНЕТЕНИЯ Возрождение традиционной России и строительство национального социализма немыслимы без восстановления сословности. Многими это требование воспринимается как некая «реакционная экзотика»— и в этом отчасти виноваты некоторые

Гражданство и сословия

Гражданство и сословия Римские граждане в главном были едины в своем правовом положении. Однако со временем, начиная с периода республики, традиционная принадлежность к слоям наиболее богатых граждан (и потому, в соответствии с римской политической цензовой системой,

Судьба «второго сословия»

Судьба «второго сословия» В феодальные времена земледельцы считались «вторым сословием». По своему положению в обществе они уступали лишь самураям. Ниже стояли ремесленники, а на последней ступени торговцы и ростовщики с их толстыми кошельками. Сам император доныне

§ 1. Сословия

§ 1. Сословия Бояре и дворяне. Среди всех классов и сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов,

Читайте также: