Государство уменьшает налоги для снижения инфляции

Опубликовано: 20.09.2024

В каких направлениях надо действовать

Для успешной борьбы с инфляцией надо комплексно действовать в двух направлениях:

  1. 1. Принять срочные антиинфляционные меры.
  2. 2. Взять стратегический курс на укрепление экономики государства.

Суть данного метода проста – срочные меры снизят темпы роста инфляции, а сильная экономика сможет эффективно противостоять будущим инфляционным атакам на государство. Хотите узнать, что конкретно надо делать? Нет проблем! Давайте начнём с первого пункта – срочных антиинфляционных мер.

Срочные меры по снижению инфляции

Люди просыпаются утром и узнают, что доллар подорожал в три раза. Что они делают? Правильно – все начинают в панике избавляться от своих сбережений. К чему это ведёт? А это ведёт к ещё большему росту инфляции. Хотите узнать, почему так происходит? Прочитайте статью: Как происходит обесценивание денег. Если вкратце, то всему виной лишняя ничем не обеспеченная денежная масса.

В этот момент государство должно предпринять срочные меры по снижению темпов роста инфляции:

    Ограничить приток новых денег в экономику. Основной канал, по которому в экономику поступают деньги – это кредиты. Чтобы его перекрыть, надо сделать так, чтобы брать кредиты стало невыгодно. Для этого Центробанк повышает ключевую ставку, а вслед за ним коммерческие банки повышают годовую процентную ставку по кредитам. В результате становится выгоднее класть деньги на депозит, чем брать в кредит.

Надо понимать, что это снизит не только темпы инфляции, но также и экономическую активность в стране – все перейдут в режим сбережения средств, что приведёт к экономическому спаду.

  • Контролировать банковскую систему. Если вы читали статью о последствиях инфляции, то наверняка знаете, что она наносит удар по деньгам. А деньгами управляют банки. Надо установить контроль над финансовыми потоками в стране. Нельзя допустить выдачи безвозвратных кредитов, также следует обеспечить кредитование банками стратегически важных отраслей экономики.
  • Взять под контроль цены на социально значимые товары. В период бурного роста инфляции, государство должно контролировать цены на хлеб, муку, подсолнечное масло и другие товары первой необходимости. Людей надо успокоить – дать им понять, что ситуация под контролем и скоро всё наладится.

    Но просто зафиксировать цены на эти товары или ограничить процент наценки будет недостаточно. Надо ещё и поддержать с/х производителей: предоставить им льготное кредитование, снизить для них налоги, регулировать закупочные цены на потребляемые ими ресурсы и т.д. В общем, надо создать все необходимые условия для рентабельной работы этих предприятий в условиях кризиса. Контролировать деятельность экспортёров. Для кого государство сдерживает рост цен на социально значимые товары? Для своего же населения. То есть, по таким ценам эти товары должны продаваться только на внутреннем рынке, а также их должно быть в достаточном количестве.

    Что могут сделать предприимчивые «умники-спекулянты», которым плевать на свою страну и людей? Они могут скупать товары по низким ценам и экспортировать за рубеж. Естественно, государство должно усиленно контролировать деятельность экспортёров, и полностью нейтрализовать спекулянтов.

    Надо понимать, что принятие срочных антиинфляционных мер не выведет страну из кризиса, а лишь замедлит темпы обесценивания национальной валюты. Для полного решения проблемы надо менять стратегический курс государства. Как это сделать? Читаем дальше!

    Стратегические методы борьбы с инфляцией

    Рост темпов инфляции свидетельствует об уязвимости экономики страны. Решение проблемы напрашивается само собой – надо срочно укреплять экономику. В этом помогут стратегические методы борьбы с инфляцией:

      Выполнение поставленных целей по инфляции. Во время кризиса, государство обязано в кратчайшие сроки взять ситуацию под контроль. И первое, что нужно сделать – вернуть финансовые ориентиры бизнесу и населению. Для этого надо своевременно давать точную информацию по реальным и планируемым показателям инфляции на текущий год. Это ускорит процессы восстановления экономики и укрепит доверие общества к власти. Однако надо понимать, что:

    Цели по инфляции должны быть правдивыми.
    Иначе власть полностью утратит к себе доверие, и страну захлестнёт очередная волна кризиса. Изменение бюджетной политики. Падение экономики ведёт к нехватке денег в бюджете государства. Эмиссия необеспеченной денежной массы не решит проблему – будет лишь запущен процесс обесценивания денег, и продолжится рост инфляции.

    Как вариант, можно обратиться за финансовой помощью к странам с более сильной экономикой, но это путь в долговую яму. Потому надо, прежде всего, пересмотреть бюджетную политику государства – уменьшить расходы и увеличить доходную часть бюджета. Например, заморозить финансирование неперспективных проектов, сократить раздутый государственный аппарат, провести структурную перестройку производств, обеспечить поступление в полном объёме налоговых платежей и т.д.

  • Создание комфортных условий для развития бизнеса. Предприниматели – это мощная движущая сила, способная реанимировать экономику и вывести страну из кризиса. Что надо сделать? Как минимум – просто не мешать им работать, а как максимум – создать благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса (поддержка на законодательном уровне, ликвидация бюрократических барьеров, борьба с коррупцией, умеренное налогообложение и т.д.).
  • Курс на импортозамещение. Следует уделить особое внимание развитию собственных производственных предприятий – именно они производят ВВП, и именно они снижают зависимость страны от импорта. А чем меньше эта зависимость, тем устойчивее экономика к внешним потрясениям.
  • Вот мы и рассмотрели основные методы борьбы с инфляцией. На первый взгляд они кажутся простыми и понятными, но реализовать на практике их бывает достаточно сложно. Тем не менее, в нашей жизни нет ничего невозможного! Главное – никогда не сдаваться!

    Тест по обществознанию Экономика и государство для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

    Задания с выбором ответа

    1. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?

    1) изменение ставки банковских резервов
    2) оформление лицензии на частные услуги
    3) регулирование налогообложения
    4) покупка иностранной валюты частными лицами

    2. Бюджетно-налоговая политика современного государства направлена на

    1) сокращение частных предприятий
    2) рост числа инвестиционных фондов
    3) регулирование государственных расходов и доходов
    4) увеличение денежной массы

    3. К мерам государства, связанным с исключением отрицательных последствий внешних эффектов, не относится(-ятся)

    1) разработка стандартов безопасности
    2) субсидирование (для вредных последствий)
    3) рекламные кампании
    4) убеждение

    4. Сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных государственных органов — это

    1) внутренний государственный долг
    2) внешний государственный долг
    3) государственный бюджет
    4) генеральное соглашение

    5. Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета?

    А. Дефицит государственного бюджета может погашаться за счёт продажи государственных ценных бумаг.
    Б. Дефицит государственного бюджета может погашаться за счёт снижения таможенных пошлин.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    6. Верны ли следующие суждения о политике учётной ставки процента?

    А. Повышение учётной ставки процента способствует повышению инфляции.
    Б. Понижение учётной ставки процента способствует подъёму производства.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    7. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

    А. Государство уменьшает налоги для снижения инфляции.
    Б. Государство увеличивает налоги для оживления экономики.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    8. В стране В. государственный бюджет оказался дефицитным. Укажите условие, при котором это могло произойти.

    1) превышение государственных доходов над расходами
    2) увеличение налогов
    3) сокращение налогов
    4) уравновешивание государственных доходов с расходами

    9. В государстве С. разрабатываются законы, на основе которых можно наказывать фирмы, уличённые в монополизации, действуют организации которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации. Какую экономическую задачу, решаемую в государстве С., иллюстрирует этот пример?

    1) учёт побочных последствий нерыночных ситуаций
    2) защита основ рыночной экономики
    3) производство общественных товаров и услуг
    4) разработка программ помощи нуждающимся

    10. В стране М. существуют бюджетный дефицит и государственный долг, которые правительств о стремится устранить. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что правительство страны М. пытается осуществить эту задачу путём финансового оздоровления экономики?

    1) увеличение численности аппарата управления
    2) увеличение инфляции
    3) рост расходов на оборону
    4) ликвидация убыточности и дотаций

    Задания с кратким ответом

    1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

    Схема . направление экономической политики

    2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «монетарная политика».

    Налоги, норма обязательных кредит, Центральный банк, денежная масса.

    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

    3. Установите соответствие между примерами государственного регулирования и его видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Примеры государственного регулирования

    A) развитие государственного сектора в экономике
    Б) понижение учётной ставки процента
    B) увеличение налогов
    Г) расширение государственных заказов
    Д) уменьшение нормы обязательных резервов

    Виды государственного регулирования

    1) прямое
    2) косвенное

    Ответы на тест по обществознанию Экономика и государство для 11 класса
    Задания с выбором ответа
    1-1
    2-3
    3-2
    4-3
    5-1
    6-2
    7-4
    8-3
    9-2
    10-4
    Задания с кратким ответом
    1. Стабилизационное
    2. налоги
    3. 12212

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

    Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

    Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

    Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

    Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

    Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

    При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

    Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

    При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

    «Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

    Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

    Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие «встроенных стабилизаторов» объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

    Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

    Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

    В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

    Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

    Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

    Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

    Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

    Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

    Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:


    ,

    где МРС – предельная склонность к потреблению.

    Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

    При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

    Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

    МР налогов = МРг – 1.

    Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

    МР налогов = МРС (1 – МРС).

    Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

    Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

    Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

    Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

    Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

    Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

    Способы борьбы с инфляцией

    Каждой страной для регулирования экономики и процесса инфляции используется свой комплекс инструментов. Исследователями выделено несколько основных подходов в борьбе с инфляцией.


    Рисунок 1. Уровень годовой инфляции в РФ.

    К таким подходам относятся:

    1. Активная бюджетная политика. Суть ее в увеличении налогов и сокращении расходов. Это приводит к ликвидации или минимализации дефицита бюджета и совокупного спроса. Деловая активность постепенно снижается и инфляция постепенно затухает. Но в таких мероприятиях есть и иная сторона – уровень инвестиций падает, что приводит к падению темпов производства. Это приводит к застойным процессам в экономике, росту безработицы из-за сокращения трудового коллектива на производственных мощностях;
    2. Регулирование цен, заработной платы и кредитов. Это делается для контроля монетарного предложения с целью устранения бюджетного дефицита. В этом способе также имеется существенный недостаток – усиление социального напряжения из-за урезания зарплаты и оптимизации функций персонала;
    3. Денежно-кредитное регулирование. Управляет этим процессом Центральный Банк, который в идеале должен быть независимой структурой. Именно он регулирует денежное предложение. ЦБ устанавливает резервную норму и ключевую ставку, что имеет прямое влияние на объем монетарной массы, находящейся в активном обращении и на активность в кредитной сфере.

    Методы преодоления инфляции

    К прямым методам относятся:

    1. Жесткий контроль государства кредитной отрасли;
    2. Заработная плата и цены регулируются государством;
    3. Регулируется внешняя торговля, осуществляется жесткий валютный контроль и ограничение операций с иностранной валютой.

    Если экономическая система находится не в сильно запущенном положении, то предпочтительнее использовать непрямые методы:

    1. Валютное вмешательство ЦБ, которое имеет краткосрочное влияние на национальный курс иностранной валюты;
    2. Проведение открытых операций (торговля государственными облигациями на внутреннем рынке);
    3. Центральный Банк регулирует размер ключевой ставки;
    4. Коррекция нормы обязательного резерва в коммерческом банке.

    Не нашли что искали?

    Просто напиши и мы поможем

    Надо отметить, что в экономике России применение непрямых методов может не дать желаемого результата, ведь рыночная экономика еще находится в процессе развития. К примеру, рынок облигаций развит недостаточно, то есть и какие-либо операции в этой сфере не принесут ожидаемого результата.

    Денежные реформы бывают трех типов (по методу реализации):

    • Изъятие и обмен денег по курсу дефляции. Проводится это для уменьшения массы денег в обороте;
    • Частичное или полное временное замораживание счетов в банке для предпринимателей и населения;
    • Комбинирование первых двух методов.

    К денежным методам относятся:

    • Аннулирование потерявшей ценность национальной валюты и замена ее новой – нуллификация;
    • Возобновление предыдущего курса национальной валюты – ревальвация;
    • Падение официального курса национальной валюты – девальвация. Проводится, в основном, для стимулирования экспорта;
    • Масштабирование цен – деноминация или «метод зачеркивания нулей».

    Центральными банками многих стран с целью понижения уровня инфляции часто используется метод таргетирования. Для этого прогнозируется уровень инфляции и денежное предложение, к которому государство стремится, не обращая внимания на цикличные веяния в экономике.

    Сложно разобраться самому?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Существует теория предложения, согласно с которой при инфляции спроса правительством разрабатываются меры по увеличению совокупного предложения. В этом случае спрос растет вместе с производственными объемами, что приводит к макроэкономическому балансу, стабилизирующем цены. Это достигается только посредством эффективной политики государства в сфере стабилизации. К методам такой политики относятся снижение налогов, кредитирование на льготных условиях, мягкое государственное вмешательство в рыночные процессы, развитие малого и среднего бизнеса.

    Высокий уровень инфляции препятствует экономическому развитию государства, понижает уровень дохода людей, негативно сказывается на процессе привлечения инвестиций. Борьба с такой инфляцией – процесс долгий и затратный.

    Все перечисленные выше подходы имеют свои плюсы и минусы. Поэтому назвать хоть один из них универсальным невозможно. Ведь само явление инфляции очень сложное и многогранное, несмотря на простоту внешнего проявления. Умеренный рост инфляции не всегда является негативным явлением, часто вовсе наоборот, она стимулирует экономическое развитие.

    Тест по обществознанию

    «Роль государства в экономике»

    1. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?

    1) изменение ставки банковских резервов
    2) оформление лицензии на частные услуги
    3) регулирование налогообложения
    4) покупка иностранной валюты частными лицами

    2. Бюджетно-налоговая политика современного государства направлена на

    1) сокращение частных предприятий
    2) рост числа инвестиционных фондов
    3) регулирование государственных расходов и доходов
    4) увеличение денежной массы

    3. К мерам государства, связанным с исключением отрицательных последствий внешних эффектов, не относится(-ятся)

    1) разработка стандартов безопасности
    2) субсидирование (для вредных последствий)
    3) рекламные кампании
    4) убеждение

    4. Сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных государственных органов — это

    1) внутренний государственный долг
    2) внешний государственный долг
    3) государственный бюджет
    4) генеральное соглашение

    5. Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета?

    А. Дефицит государственного бюджета может погашаться за счёт продажи государственных ценных бумаг.
    Б. Дефицит государственного бюджета может погашаться за счёт снижения таможенных пошлин.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    6. Верны ли следующие суждения о политике учётной ставки процента?

    А. Повышение учётной ставки процента способствует повышению инфляции.
    Б. Понижение учётной ставки процента способствует подъёму производства.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    7. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

    А. Государство уменьшает налоги для снижения инфляции.
    Б. Государство увеличивает налоги для оживления экономики.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    8. В стране В. государственный бюджет оказался дефицитным. Укажите условие, при котором это могло произойти.

    1) превышение государственных доходов над расходами
    2) увеличение налогов
    3) сокращение налогов
    4) уравновешивание государственных доходов с расходами

    9. В государстве С. разрабатываются законы, на основе которых можно наказывать фирмы, уличённые в монополизации, действуют организации которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации. Какую экономическую задачу, решаемую в государстве С., иллюстрирует этот пример?

    1) учёт побочных последствий нерыночных ситуаций
    2) защита основ рыночной экономики
    3) производство общественных товаров и услуг
    4) разработка программ помощи нуждающимся

    10. В стране М. существуют бюджетный дефицит и государственный долг, которые правительств о стремится устранить. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что правительство страны М. пытается осуществить эту задачу путём финансового оздоровления экономики?

    1) увеличение численности аппарата управления
    2) увеличение инфляции
    3) рост расходов на оборону
    4) ликвидация убыточности и дотаций

    Задания с кратким ответом

    1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

    2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «монетарная политика».

    Налоги, норма обязательных кредит, Центральный банк, денежная масса.

    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

    3. Установите соответствие между примерами государственного регулирования и его видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Примеры государственного регулирования

    A) развитие государственного сектора в экономике
    Б) понижение учётной ставки процента
    B) увеличение налогов
    Г) расширение государственных заказов
    Д) уменьшение нормы обязательных резервов

    Виды государственного регулирования

    Задания с выбором ответа
    1-1
    2-3
    3-2
    4-3
    5-1
    6-2
    7-4
    8-3
    9-2
    10-4
    Задания с кратким ответом
    1. Стабилизационное
    2. налоги
    3. 12212

    Читайте также: