Принципы налоговой системы курсовая

Опубликовано: 18.05.2024

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Сущность налоговой системы России и принципы налогообложения Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются… Читать ещё >

    • Выдержка
    • Литература
    • Похожие работы
    • Помощь в написании

    Принципы, определяющие функционирование налоговой системы ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

    Содержание

    • ВВЕДЕНИЕ
    • ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ОСНОВ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
      • 1. 1. Развитие представлений о принципах построения налоговых систем и налогообложения в историческом аспекте
      • 1. 2. Понятие налоговой системы
      • 1. 3. Принципы формирования национальных налоговых систем
    • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      • 2. 1. Характеристика принципов налоговой системы
      • 2. 2. Функции налогообложения в экономической системе общества
      • 2. 3. Роль налогов
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    • ПРИЛОЖЕНИЕ

    Наибольший удельный вес той или иной налоговой группы, вида налога позволяет судить об их значительной роли в формировании доходов бюджета. Этот анализ проводится в динамике, в сопоставимых ценах, что позволяет определить значение налогообложения в проведении стабилизации бюджетной политики, выявить роль налогов в решении социальных задач.

    4. Сущность налоговой системы России и принципы налогообложения Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

    Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

    Налоги возникли вместе с товарным производством, разделение общества на классы и появление государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — справедливо подчёркивал К. Маркс. Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога, и, следовательно, налоговой системы в целом. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

    работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;

    хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

    За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с оной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

    А. Смит в своём классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определённость и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н. И. Тургенев , должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем это перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращён в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

    Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

    стоимость определённых товаров;

    добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

    имущество юридических и физических лиц;

    передача имущества (дарение, наследование);

    операции с ценными бумагами;

    отдельные виды деятельности;

    другие объекты, установленные законом.

    Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

    Налоговая система РФ предоставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

    Рис. 1. Принципиальные основы налогообложения и функционирования российской налоговой системы

    Рис. 2. Принципиальные основы построения функциональной системы бюджетно-налоговых отношений (основы бюджетно-налогового федерализма).

    3. Направления конечного действия системы налогообложения и раскрытие её роли в конкретной практике (с.29−30).

    Заключение

    На основе проделанной работы можно сделать некоторые выводы.

    Налоговые отношения развиваются под воздействием целого комплекса законов. Исторически государственные финансы и их масштабная часть — налоги регламентировались специальными юридическими нормами. С течением времени правоприменительная практика в области государственных финансов осмысливалась с территориальных позиций, устанавливались и её связи с экономическими тенденциями общественного развития, отслеживались закономерности и, в конечном счёте, формировались законы.

    Законность и чёткие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговедения связывает в органичное целое экономику и политику.

    В работе раскрыто понятие налоговой системы России, её сущность, рассказано о проблемах и перспективах её развития.

    Список литературы

    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)// Информационная система «Гарант».

    Налоговый кодекс Российской федерации (часть вторая)// Информационная система «Гарант» .

    Гражданский кодекс Российской Федерации // Информационная система «Гарант» .

    Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 09.

    07.99 г. № 155-ФЗ.// Информационная система «Гарант» .

    Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21.

    03.1991 г. № 943−1// Информационная система «Гарант» .

    Аронов А. В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый Вестник.-2001.-№ 5. — С. 36.

    Астапов К.Л. О реформе налоговой политики // Финансы.-2000.-№ 10. — С.

    Бирючев О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения // Финансы.-2001.-№ 7. — С.

    Волкова Н.Д., Лихтерман С. С. , Ревазов М. А. Налоговая система России. — М.: МГГУ, 1996.

    Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы.-2000. № 7. — С.

    Каширина М. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — М.: МГЭИ, 2001. — 198 с.

    Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. — М. Учебно-консультационный центр «ЮрИнфо

    Люсов А.Н./Налоговая система России. Налогообложение банков. — М.: Учебный центр «Банкцентр», 1994.

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 4.

    Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2000.

    Налоги. Учебник для вузов. изд. 4-е/Под ред. Черника Д. Г. — М.: Финансы и статистика, 1999 (https://referat.bookap.info, 29).

    Петрова Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. — 2-е изд. стереотип. — М.: Изд. НОРМА (Изд. группа НОРМА_ИНФРА-М), 2001. — 271 с.

    Черник Д.Г., Починок А. П. , Морозов В. П. Основы налоговой системы / Учебное пособие — 2-е изд., переработанное и дополненное — М.: ЮНИТИ-2000.

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 4. — С. 308.

    Важность и выгодность соразмерности податей умели ценить ещё во времена Римской империи. Один из губернаторов писал Тиберию, что он легко может увеличить налоги в своей провинции. Тиран отвечал, что хороший пастырь должен стричь овец своих, но не резать.

    КЛАССИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    Справедливость, равномерность, удобство, дешевизна

    Принципы построения российской системы налогообложения

    Эластичность налоговой техники и предупредительность налогового пр-ва

    Стремление к универсальному налогообложению (4 кл. правила)

    Однократность взимания налогов

    Стремление к обеспечению относ. равн-я эконом. интересов.

    Недопущение репрессивного хар-ра действий налоговых админ-й

    Единства с предоставлением в федеральном законе права субъектам РФ регулировать налоговый механизм в пределах региональной доли налогов и рег. льгот

    Включение исключительно налоговых форм перераспределения доходов

    Стабильность, устойчивость, запрет обратной силы налоговых законов

    Организационно-правовые принципы (подробнее см. рис. 2)

    Нейтральность, прозрачность и дискретность налогообложения (объект, ставки)

    Равнонапряжённость налогового бремени для всех субъектов налогового права

    Стремление к достижению относительного равновесия между налоговыми функциями

    Принципиальные основы и правовые условия организации бюджетно-налоговых отношений в России

    Формы (способы) реализации принципиальных установок при законодательном оформлении налоговой системы в России

    2. Разные ставки

    3. Разные доходы

    1. Разные налоги

    Полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов с верхним пределом для предотвращения конфискационных налоговых изъятий

    Федеральный центр определяет основной регламент взимания налогов, а на местах определяются ставки исчисления налогов, зачисляемых в территориальные бюджеты

    Свобода правовых действий на местах незначительно. Налоги распределяются по территориальным бюджетам на условиях, определяемых фед-м центром

    Частичное распределение централизованно определяемого перечня налогов, на основании которого региональные власти устанавливают перечень налогов для собственных бюджетов

    По функциональным признакам отнесены к налогам

    Платежи обособленного характера

    Критерии разграничения налогов и других форм обеспечения бюджета доходами

    Доходы от приватизации, реализации гос. Имуществ, и другие

    ПОШЛИНЫ На основе принуждения и безэквивалентном варианте.

    По отношению к расходам обезличены.

    Утверждаются фед. Законом.

    Являются экон. стимулом по отношению к воспроизводству.

    Базируются на фундаментальной эконом. Теории и стремятся к классическим принципам налогообложения.

    Обеспечивают повсеместный охват юр-х и физ-х лиц.

    Лишены абсолютной территориальной прикреплённости.

    Используются вне зависимости от конкретного расхода Лишены при исполнении бюджета дискреционной власти.

    В основном носят безвозвратный характер.

    1. Взыскиваются со встречным предоставлением услуги, ценности.

    2. Уплачиваются без принуждения.

    3. Процесс уплаты выражает монопольное право собственности гос-ва на данные ценности.

    4. Подвержены колебаниям рыночной коньюктуры.

    5. По своей природе являются своего рода компенсацией гос-ву за пользование фед-й собственностью.

    6. На порядок взимания влияет не только налоговые законы, но в основном Лесной, Земельный, Водный и др. кодексы и законы, регулирующие использование природных ресурсов.

    7. В большинстве своём носят антисоциальный характер, если взимаются при продаже товаров народного потребления.

    8. Ставки мобильны и зачастую определяются политическими соображениями.

    1. В основном на целевое финансирование коллективных потребностей (благоустройство городских территорий, содержание муниципальной милиции, озеленение территории, другие аналогичные цели) — при этом не менее 70% данных сборов должно быть использовано по назначению.

    2.Существует определённое соотношение между сбором, взимаемым с собственника, и стоимостью услуг, предоставляемых ему со стороны местных органов власти.

    3. Соблюдается соотношение между величиной затрат, понесённых местными органами власти, и размером устанавливаемого сбора.

    4. Не нуждается в фундаментальном теоретическом обосновании.

    5. Не выполняет функций, присущих системе налогообложения.

    6. Могут вводиться подзаконными актами.

    7. Часто изменяются и единовременны.

    1. Взимаются за конкретную услугу, оказанную плательщику по его просьбе.

    2. Услуга специфична и адресна, её предоставляет госорган: таможня, суд, арбитраж и др.

    3. Взимается без принуждения и вне законом установленных сроков (по мере обращения за услугой, кроме таможни). Но и в отношении таможни действует правило: не хочешь платить — не пересекай границу.

    4. Нет соотношения между суммой пошлины и стоимостью предоставляемых услуг.

    5. Не нуждаются в глубоком научном обосновании их экономической природы, функций и роли.

    6. Зачастую носят протекционистский характер.

    7. Обеспечивают охрану государственной собственности, препятствуя перемещению сырья и других национальных ценностей за границу.

    Через фискальную функцию

    Проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения

    Проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения

    Роль системы налогообложения

    Сферы экономической и социальной деятельности, где может выявляться роль налогообложения

    Общие конечные цели фискального действия системы налогообложения

    Достижение максимально возможного баланса между доходами и расходами бюджета государства

    Равномерное распределение сумм налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы

    Выравнивание регионального уровня социального обеспечения граждан и социальных выплат

    Достижение высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и каждом отдельном регионе

    Обеспечение потребностей науки, образования, культуры, здравоохранения, обороны и управления

    Регулирование спросаи предложения

    Развитие сферы малого и среднего бизнеса

    Выравнивание индивидуальных доходов граждан

    Регулирование экспортно-импортной сферы деятельности

    Стимулирование индивидуальной предпринимательской инициативы

    Сдерживание инфляции и роста цен

    Стимулирование технологического обновления производства, инвестиций, Проведение реструктуризации отраслей хозяйства

    Способствование созданию новых рабочих мест

    Развитие традиционных народных промыслов, прикладного творчества

    Через регулирующую функцию

    Сферы экономической и социальной деятельности, где может выявляться роль налогообложения

    Общие конечные цели фискального действия системы налогообложения

    Достижение максимально возможного баланса между доходами и расходами бюджета государства

    Равномерное распределение сумм налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы

    Выравнивание регионального уровня социального обеспечения граждан и социальных выплат

    Достижение высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и каждом отдельном регионе

    Обеспечение потребностей науки, образования, культуры, здравоохранения, обороны и управления

    Регулирование спросаи предложения

    Развитие сферы малого и среднего бизнеса

    Выравнивание индивидуальных доходов граждан

    Регулирование экспортно-импортной сферы деятельности

    Стимулирование индивидуальной предпринимательской инициативы

    Сдерживание инфляции и роста цен

    Стимулирование технологического обновления производства, инвестиций, Проведение реструктуризации отраслей хозяйства

    Способствование созданию новых рабочих мест

    Развитие традиционных народных промыслов, прикладного творчества


    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3


    Финансы и банковские услуги
    Налоговая система
    Курсовые работы
    Курсовые проекты

    Курсовая работа на тему:

    Налоговая система в РФ

    1. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ.. 5

    1.2. Этапы развития и функции налоговой системы.. 5

    1.2. Принципы организации налоговой системы.. 7

    1.3 Классификация налогов. 11

    2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета. 13

    2.1. Структура и динамика налоговых поступлений. 13

    2.2. Состояние задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации. 22

    2.3. Оценка характера воздействия налоговой системы на развитие производства и реальные доходы населения. 25

    3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.. 31

    3.1. Проблемы функционирования налоговой системы РФ на современном этапе развития. 31

    3.2. Перспективные направления развития налоговой системы.. 35

    Список использованной литературы.. 43

    Налог - необходимое условие существования государства. Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Государство использует налоги как один из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений развития экономики. При этом следует отметить, что устойчивого улучшения собираемости налогов нельзя добиться без целенаправленных усилий государства по формированию налоговой системы.

    Система налогообложения любого государства в силу динамики всего комплекса социально-экономических факторов активно изменяется и совершенствуется. Это характерно и для Российской Федерации. Разрабатываемые поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам существенно меняют перечень налогов по уровням налоговой системы, порядок их исчисления и взимания, нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты разного уровня и другие принципиальные моменты.

    Безусловно, налоговая система должна обеспечить стабильность, прогнозируемость доходов бюджетов всех уровней. Ради этого они созданы, ради этого уплачиваются налоги. Это обеспечение федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципалитетов. Это стоит на первом месте - фискальная функция, поскольку только ради этого платятся налоги и выполнение всех основных функций на всех уровнях власти. Вместе с тем, необходимо создать возможности для того, чтобы уровень налогообложения был таким, чтобы не мешал, не сдерживал, не обременял, не закрепощал наш бизнес. Поэтому совершенно не случайно Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию обозначил в качестве цели налоговой реформы переход к эффективной налоговой системе, ориентированной на обеспечение интенсивного экономического роста.

    Обобщая вышесказанное, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы функционирования налоговой системы в РФ. Однако в условиях реформирования налогового законодательства, исследования, проводимые в рамках данной работы, отличаются некоторой новизной.

    Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

    - изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;

    - определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;

    - рассмотреть основные виды налогов;

    - изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;

    - оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.

    - рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.

    Объектом исследования в данной работе является налоговая система РФ, предметом – конкретные показатели динамики налоговых доходов федерального бюджета за г. г.

    Теоретической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие налогообложение в РФ (в первую очередь - Налоговый кодекс РФ), статистическая отчетность Министерства по налогам и сборам РФ и публикации в периодической печати.

    1.2. Этапы развития и функции налоговой системы

    Под системой налогообложения понимается совокупность законодательных правовых норм, определяющих в данный момент в конкретном государстве перечень налоговых платежей, а также взаимоотношения сторон в процессе их взимания.

    Понятие «система налогообложения» более широкое, чем понятия «налоговая система» и «налоговое администрирование». В нормативных документах и специальной литературе налоговая система трактуется часто как совокупность налогов, сборов, пошлин и установленных правил их исчисления и взимания. Именно так изначально в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 2) налоговая система определялась как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. ».

    Налоговое администрирование - это направления и технология деятельности налоговых органов в сфере налоговых правоотношений для достижения целей налоговой политики конкретного периода.

    Таким образом, понятие «система налогообложения» характеризует в динамике всю совокупность процессов, результатом которых является формирование конкретных налоговых доходов бюджета и других денежных фондов государства. В этом состоит главная (фискальная) задача системы налогообложения любого государства.

    Налоги выполняют 5 следующих функций:

    1) регулируют товарно-денежные отношения;

    2) стимулируют экономическое развитие;

    3) усиливают научно-технический прогресс;

    4) распределяют доходы;

    5) обеспечивают содержание государственного аппарата (фискальная функция).[1]

    В РФ система налогообложения прошла несколько этапов своего развития.

    Первый этап ( гг.) - это период ее «запуска» и становления на основе принятия в декабре 1991 г. Закона "Об основах налоговой системы в РФ" и соответствующих законов по конкретным видам налогов, период адаптации к рыночным условиям новых правоотношений. Высокий уровень инфляции, структурные изменения в экономике страны обусловливали нестабильность налогового законодательства, отмену одних и появление новых налогов. К числу серьезных недостатков системы налогообложения относилось использование начисляемых в зависимости от выручки предприятий «оборотных» налогов, неточность и неоднозначное толкование многочисленных нормативных актов Госналогслужбы России, наличие многочисленных льгот и налоговых освобождений, а так же сравнительная легкость и безнаказанность невыполнения налоговых обязательств плательщиками.

    Система налогообложения этого периода имела ярко выраженный фискальный характер, что обусловливало постоянный рост налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, рост масштабов теневой экономики. Многочисленные поправки, вносимые в налоговое законодательство, решали лишь отдельные частные вопросы и не меняли его основ. Система налогообложения все в большей степени становилась тормозом экономического развития страны.

    Второй этап становления системы налогообложения в РФ связан с вступлением в действие с 1 января 1999 г. части первой («общей») и с 1 января 2001 г. части второй («специальной») Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс РФ является федеральным конституционным законом, регламентирующим правовой, экономический и организационный порядок функционирования системы налогообложения. Появление кодекса означало комплексную и качественную перестройку налогообложения в РФ.

    Часть первая Налогового кодекса формирует базовые моменты налогообложения в РФ: состав и структуру налогового законодательства, условия его применения и согласованности с нормативными законодательными актами других отраслей права, дает определения налогов и сборов, принципы их деления на федеральные, региональные и местные, устанавливает их перечень. Соответствующие статьи части первой Налогового кодекса характеризуют участников налоговых отношений, их права и обязанности, виды налоговых нарушений и применяемые санкции.

    Часть вторая Налогового кодекса фактически является сводом федеральных законов, каждый из которых «расписывает» порядок исчисления и взимания того или иного налога, предусмотренного системой налогообложения в РФ. В 2005 г. планируется завершить работу над частью второй Налогового кодекса. После завершения работы над частью второй Налогового кодекса РФ, с 2006 г. планируется «период налоговой стабильности», в течение которого законодательство о налогах и сборах существенно меняться не будет.[2]

    В Налоговом кодексе РФ впервые законодательно закреплены принципы, на которых строится система налогообложения в РФ. Этому вопросу посвящен следующий раздел данной работы.

    1.2. Принципы организации налоговой системы

    Налоговая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по установлению налогов и сборов и принятие мер по их собираемости. Рассмотрим базовые, основополагающие принципы налоговой политики.

    1. Всеобщность и равенство налогообложения, обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги. Данный принцип является конкретизацией ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы».

    Обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех лиц, признаваемых налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах плательщиками. Эта общая норма применительно к практике налогообложения конкретизируется в ст. 23 Налогового кодекса как обязанность налогоплательщика "уплачивать законно установленные налоги", т. е. только те, которые предусмотрены налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного кодексом. В противном случае налогоплательщик в соответствии со ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" вправе "не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц".[3]

    2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Данное ограничение соответствует закрепленным в Конституции РФ принципам равенства всех форм собственности, свободы экономической деятельности (ст. 8) и равенства прав и обязанностей иностранцев, лиц без гражданства и российских граждан (ст. 62).

    3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание. Они не могут быть произвольными. Это означает, что законно установленный налог в обязательном порядке имеет экономический смысл и реальное основание для взимания в виде появившегося дохода, прибыли, приобретения имущества, прироста его стоимости и т. д. Практическое значение этого принципа состоит в том, что он законодательно ограничивает потребность государства в денежных ресурсах, его стремление вводить новые налоги для пополнения казны.

    4. Не допускается установление налогов и сборов, ограничивающих или препятствующих законной деятельности налогоплательщиков, нарушающих единое экономическое пространство РФ, т. е. таких, которые прямо или косвенно препятствуют свободному перемещению по территории РФ товаров, работ, услуг и капиталов. Это вытекает из норм Конституции РФ, которая гарантирует единое экономическое пространство страны и не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 и 74).

    5. Федеральные налоги и сборы могут устанавливаться, изменяться или отменяться только путем внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

    Из данного принципа системы налогообложения вытекает важнейший практический вывод: не законным, а следовательно не подлежащим уплате, должен признаваться любой налог, введенный нормативным актом законодательной власти субъекта РФ и представительным органом местного самоуправления, если он не предусмотрен Налоговым кодексом. Данный принцип определяет также место правовых актов исполнительных органов власти в налоговых отношениях издание ими нормативных актов "по собственной инициативе" не допускается, изданные имеют силу только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

    Акты законодательства о налогах и сборах должны быть определенными, понятными, содержать характеристику всех элементов, необходимых для исчисления налогов. В противном случае налог не считается законно установленным, а плательщик получает право его не платить.

    6. Особое место среди принципов современной системы налогообложения в РФ занимает норма, в соответствии с которой все неустраненные сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика («презумпция невиновности»). Важно отметить, что правильность «толкования» устанавливается в судебном порядке.

    Из данной нормы вытекает важнейший момент для практики налогообложения. Он состоит в том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствую-щих о факте налогового правонарушения и виновности лица, возлагается на налоговые органы (ст. 108 Налогового кодекса РФ). Второй момент заключается в том, что в случае нарушения порядка проведения той или иной процедуры, предусмотренной Налоговым кодексом РФ (выемка документов, налоговые проверки, приостановление операций по счетам налогоплательщика организации и др.), документально оформленные ее результаты не имеют законной силы.[4]

    Законодательно установленные принципы налогообложения в РФ определяют структуру и содержание собственно налоговой системы. Она имеет три уровня: федеральный, региональный и местный, каждый из которых представлен одноименной группой налогов, установление и введение которых является налоговой компетенцией органа власти соответствующего уровня.

    1.3 Классификация налогов

    Установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения: объекта налога, налоговой базы, налогового периода, ставки, порядка исчисления и сроков уплаты. Ввести налог - это установить последний из необходимых элементов налогообложения. По федеральным налогам момент установления и введения, как правило, совпадает, если заранее не предусматривается временной лаг. Иное дело в части региональных и местных налогов. Они устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом РФ), а вводятся законодательными актами субъектов федерации, которые содержат все элементы налогообложения.

    Поэтому федеральные налоги это те, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Их ставки устанавливаются Федеральным собранием РФ, или в ряде случаев, для оперативного реагирования, о чем выше было сказано, Правительством РФ.

    Региональные налоги устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ, которые определяют такие элементы налогообложения, как порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, льготы. То есть в данном случае представительные органы власти субъектов РФ имеют довольно широкую налоговую компетенцию. Региональные налоги и сборы после введения обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

    Местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления также обладают определенной налоговой компетенцией в части определения ставок, порядка и срока уплаты налогов, форм отчетности.

    Главное событие, которое произошло в начале 2005 г. – это отмена Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исчерпывающий перечень налогов, которые нужно будет платить после 1 января 2005 года, закреплен в новой редакции статей 12-15 Кодекса.

    По сравнению с ныне действующим списком (ст. 19-21 Закона N 2118-1) он стал короче на восемь пунктов (приложение 1). Однако, сокращение количества обязательных платежей с 23 до 15 на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство сборов, предусмотренных Законом N 2118-1, также останутся, только формально их выведут за рамки налоговой системы.

    Фактически были отменены только два налога - на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный). Причем бизнес, связанный с размещением и распространением рекламы, с 1 января 2005 года региональные власти могут включить в состав видов деятельности, облагаемых "вмененным" налогом. Такое право предусмотрено для них в новой редакции главы 26.3 Налогового кодекса.

    От уплаты некоторых налогов освобождены предприятия, применяющие специальные налоговые режимы. В перечень спецрежимов входят:

    - единый сельхозналог (глава 26.1 Налогового кодекса РФ);

    - упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса );

    - единый налог на вмененный доход (глава 26.3 Налогового кодекса РФ;

    - система налогообложения для участников соглашений о разделе продукции (глава 26.4 Налогового кодекса РФ).

    Сейчас в Государственной Думе в стадии рассмотрения находятся последние две главы Налогового кодекса, которые осталось принять. Речь идёт о налоге на жилое имущество, на жилую недвижимость, а также о налоге на наследование и дарение.[5]

    2.1. Структура и динамика налоговых поступлений

    На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (табл. 2.1):

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:58, курсовая работа

    Краткое описание

    Данная курсовая работа состоит из 2 глав, в первой рассматривается теория относительно понятия и сущности как принципов права, так и принципов налогового права в системе российского права. Во второй главе рассматриваются отдельно по группам принципы налогового права.

    Содержание работы

    Введение…………………………………………………………………3 – 5
    Глава первая. Сущность принципов налогового права………………….6
    1. Сущность и система принципов права……………………………6 – 11
    2. Сущность принципов налогового права и их место в системе принципов права……………………………………………………………12 – 14
    Глава вторая. Система принципов налогового права……………………15
    1. Общеправовые принципы………………………………………….15 - 19
    2. Отраслевые принципы……………………………………………..20 – 22
    3. Принципы законодательства о налогах и сборах………………. 23 – 24
    Заключение………………………………………………………….25 – 26
    Список использованной литературы…………………………………………. 27

    Содержимое работы - 1 файл

    курсовик.docx

    Глава первая. Сущность принципов налогового права………………….6

    1. Сущность и система принципов права……………………………6 – 11

    2. Сущность принципов налогового права и их место в системе принципов права…………… ………………………………………………12 – 14

    Глава вторая. Система принципов налогового права……………………15

    1. Общеправовые принципы……………………… ………………….15 - 19

    2. Отраслевые принципы…………………………… ………………..20 – 22

    3. Принципы законодательства о налогах и сборах………………. 23 – 24

    Список использованной литературы…………………………………………. 27

    Юридическая природа общих принципов является фундаментальной теоретической и практической темой научных исследований в области общей теории права, значение которой в XXI веке постоянно возрастает. Это связано прежде всего с объективными экономическими, социальными и политическими процессами, происходящими во всём мире и, в частности, в России, а также с правопониманием, которое отнесено к исходному вопросу общей теории права. 1 В России длительное время господствовал и продолжает доминировать в настоящее время легизм, по существу ограничивающий всё право нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти. В связи с этим в настоящее время также и российское гражданское право в основном сводится к федеральным нормативным правовым актам, содержащим нормы гражданского права.

    Вместе с тем в современный период в Российской Федерации активно развивается интегративное правопонимание. Смысл интегративного правопонимания состоит в том, что необходимо не противопоставлять различные типы правопонимания, а выработать интегральное правопонимание на основе различных типов правопонимания (например, социологического, легистского, естественно-правового и либертарного), содержащее в себе только устоявшиеся веками выводы и предложения, подтвержденные долголетней, стабильной и эффективной правореализационной практикой. С позиции интегративного правопонимания действительные принципы российского права должны, во-первых, отражать сущность российского права, а не других социальных регуляторов (неправа). Во-вторых, принципы российского права с объективной неизбежностью вырабатываются не только в нормативных правовых актах, но и в иных формах российского права, поскольку они являются элементом единой взаимосвязанной и взаимозависимой системы форм международного и национального права, реализующихся в Российской Федерации. Последнее не исключает выработки законодателем и закрепления в нормах права дополнительных и (или) иных принципов российских нормативных правовых актов в Конституции РФ, кодексах и иных федеральных законах.

    В современных условиях можно констатировать тенденцию к стабилизации отечественной правовой системы. Это обусловлено тем, что законодатель осуществил модернизацию профилирующих и специальных отраслей права. Также наблюдается процесс формирования комплексных отраслей права. Свое развитие получили и подотрасли ряда отраслей права, прежде всего, финансового. В связи с этим представляет научный интерес и выяснение той роли, которую в обновлении российской правовой системы играют основные принципы права. При этом особый интерес представляет данный вопрос в контексте взаимодействия права и экономики, когда право выполняет роль средства государственного управления экономикой, в том числе в такой сфере как налогообложение. Также важно выяснить, как основные принципы российской правовой системы могут действовать в рамках отдельной отрасли права, выступая в качестве главных, определяющих, важнейших структурных связей в объекте соответствующего правового регулирования.

    Целью данной работы является наиболее подробное рассмотрение принципов российского права. Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:

    • в ы я в л е н и е с у щ н о с т и п р и н ц и п о в п р а в а ;
    • в ы д е л е н и е о т д е л ь н ы х в и д о в п р и н ц и п о в р о с с и й с к о г о п р а в а ;
    • в ы я в л е н и е с у щ н о с т и п р и н ц и п о в н а л о г о в о г о п р а в а ;
    • о п р е д е л е н и е и х м е с т а в с и с т е м е п р и н ц и п о в п р а в а ;
    • р а с с м о т р е н и е с и с т е м ы п р и н ц и п о в н а л о г о в о г о п р а в а .

    При написании курсовой работы мы использовали общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и частно-научные (формально-юридический) методы исследования.

    Структура работы включает в себя введение, 2 главы, включающие 5 параграфов, заключение и список использованной литературы.

    Глава первая. Сущность принципов налогового права

    1. С у щ н о с т ь и с и с т е м а п р и н ц и п о в п р а в а

    Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений. 2 Принципы права являются объединяющими связями, основой происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности (правовой природы) решений органов государства и действий граждан, формируют правовое мышление и правовую культуру. Формы существования принципов права разнообразны: в виде исходных положений правовых теорий и концепций, как правовые ориентиры субъектов права, содержания правовых норм или их групп, требований правового регулирования, правовых ценностей и т.д. Принципы права в формально-юридическом аспекте находят отражение в нормах права, благодаря их формулированию в статьях нормативно-правовых актов или детализации в группе норм права и отображения в соответствующих статьях нормативно-правовых актов 3 .

    Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системо-образующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования 4 .

    В зависимости от функционального назначения и объекта отображения принципы права подразделяются на социально правовые и специально правовые (рис. 4).

    Рис. 4. Классификация принципов права

    Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена и в зависимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права.

    Общеправовые (общие или основные) принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят 5 :

    1. п р и н ц и п г у м а н и з м а - д о м и н и р о в а н и е в ф о р м у л и р о в а н и и и ф у н к ц и о н и р о в а н и и п р а в о в о й с и с т е м ы н е о т ъ е м л е м ы х е с т е с т в е н н ы х п р а в и с в о б о д ч е л о в е к а;
    2. п р и н ц и п р а в е н с т в а г р а ж д а н п е р е д з а к о н о м , с о г л а с н о к о т о р о м у в с е г р а ж д а н е н е з а в и с и м о о т н а ц и о н а л ь н о с т и , п о л а , р а с ы , р е л и г и о з н о й и и н о й п р и н а д л е ж н о с т и, д о л ж н о с т н о г о п о л о ж е н и я и м е ю т р а в н ы е о б щ е г р а ж д а н с к и е п р а в а и о б я з а н н о с т и , н е с у т р а в н у ю о т в е т с т в е н н о с т ь п е р е д з а к о н о м ;
    3. п р и н ц и п д е м о к р а т и з м а , о з н а ч а ю щ и й , ч т о п р а в о , з а к о н о д а т е л ь с т в о а д е к в а т н о о т о б р а ж а е т в о л ю н а р о д а ( о б щ у ю в о л ю ), ф о р м и р у е т с я ч е р е з д е м о к р а т и ч е с к и е и н с т и т у т ы н а р о д о в л а с т и я;
    4. п р и н ц и п з а к о н н о с т и ( п р а в о з а к о н н о с т и ) - о с у щ е с т в л е н и е в с е х ф о р м г о с у д а р с т в е н н о й д е я т е л ь н о с т и, ф у н к ц и о н и р о в а н и е г р а ж д а н с к о г о о б щ е с т в а н а о с н о в е и в с о о т в е т с т в и и с т р е б о в а н и я м и п р а в а , е с т е с т в е н н ы м и п р а в а м и и о б я з а н н о с т я м и ч е л о в е к а ;
    5. п р и н ц и п с п р а в е д л и в о с т и , к о н к р е т и з и р у ю щ и й т р е б о в а н и я с п р а в е д л и в о с т и п р и м е н и т е л ь н о к п р а в о в ы м ф о р м а м д е я т е л ь н о с т и г о с у д а р с т в а, е г о о р г а н о в и д о л ж н о с т н ы х л и ц , п р а в о в о й д е я т е л ь н о с т и у ч а с т н и к о в, р е г у л и р у е м ы х п р а в о м о т н о ш е н и й и в ы р а ж е н н ы й в р а в н о м ю р и д и ч е с к о м м а с ш т а б е п о в е д е н и я , и в с т р о г о й с о р а з м е р н о с т и ю р и д и ч е с к о й о т в е т с т в е н н о с т и д о п у щ е н н о м у п р а в о н а р у ш е н и ю.

    Читайте также: