Приказ о проведении налоговой проверки

Опубликовано: 30.04.2024

Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.

Понятие выездной налоговой проверки и порядок ее проведения

Выездная налоговая проверка представляет собой один основных способов контроля и учета существующего порядка налогообложения тех или иных органов, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их непосредственного нахождения.

Выездная налоговая проверка проводится в четком соответствии с основными требованиями и нормами, установленными действующим НК РФ, нарушения которых недопустимы, так как возникает риск аннулирования.

Ее результаты, основания, эффективность, последствия и действия будут считаться полностью правомерными только в том случае, если был соблюден установленный порядок и критерии, а все мероприятия контроля проведены без единого нарушения, рисков и возражения, в установленный период.

Выездная налоговая проверка и анализ, как правовая процедура, имеет одну основную суть – обеспечение максимального контроля процедуры налогообложения, предусмотренной НК РФ, а также проверка документов налогоплательщиков, рисков, их анализ, отбор, составление возражения и иные необходимые действия налоговой службы.

Чтобы ответить на вопрос о том, как проходит выездная налоговая проверка и сопровождение по месту нахождения юридических органов, либо физических лиц, следует обратиться к положениям действующего НК РФ.

Выездная налоговая проверка и сопровождение осуществляются исключительно уполномоченными лицами, которые, в ходе данного мероприятия, осуществляют проверку, отбор и анализ документов, имеющих отношение к процессу исчисления налогов физических или юридических лиц за определенный период, например, когда шла реорганизация. Тогда главным документом для проверки станет декларация.

Проверяются учредительные документы органов, справка, приказы, различные формы и виды бухгалтерской отчетности, налоговая декларация, счет-фактуры, порядок их заполнения, возможные нарушения, объект налогообложения, риск, возражения и иные критерии предприятия, например, реорганизация и грамотность ее проведения.

Проведение выездной налоговой проверки и установленный порядок допускают, что в это время могут быть осуществлены различные дополнительные мероприятия и действия, если такая необходимость присутствует.

Данные мероприятия могут заключаться в направление письменных запросов в иностранные органы на предмет налоговых сведений, составление запросов руководителя в банк, расчет рисков и иные действия.

Реорганизация лица, например, ООО, также является основанием для проведения проверки. При этом ООО должно получить уведомление и заполненный документ, где будут указаны цели проверки, риск, а также иная информация.

Во время проверки ООО, будет изучена уточненная налоговая декларация, объект недвижимости, причины, по которым проводится реорганизация ООО, возможное продление, риск и иная информация.

Уточненная декларация представляет собой документ с внесенными изменениями. Уточненная декларация на объект налогообложения ООО подается повторно в налоговый орган. Декларация является наиболее важным налоговым документом, риск неправильного заполнения которого очень высок.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Письменное решение о проведении выездной налоговой проверки является основным документальным основанием, которое делает данные мероприятия действительно правомерными и законными, исключая риск нарушения и возражения.

Нередко возникают ситуации, когда налоговые инспекторы пренебрегают своей непосредственной обязанностью по раннему составлению и подготовке данного решения и его своевременному вручению налогоплательщику по месту его регистрации.

Однако эти действия составляют большой риск и являются грубейшим нарушением, которое ведет к тому, что все полученные после такого мероприятия результаты будут признаны недействительными, включая найденные нарушения, возражения и иные критерии.

Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть составлено и принято только той налоговой инспекцией, к чьей компетенции принадлежит конкретный налогоплательщик, по месту учета, иначе существует риск нарушения.

Такие документы должны содержать все требуемые данные и сведения касаемо физических лиц, юридических органов, а также индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков.

В список данных сведений можно отнести: данные по месту нахождения объекта и субъекта контроля, риск и анализ предмета проверки и указание состава физических лиц, которые входят в проверяющую группу руководителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки на объект, в обязательном порядке, должно содержать данные руководителя. На нем должна стоять подпись руководителя налогового органа, либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями.

Решение о проведении выездной проверки на объект должно полностью соответствовать существующей форме и положениям, установленными НК РФ и иными нормами права.

Права налоговых органов при проведении выездной проверки

Каждый налоговый инспектор отдела выездных проверок, в ходе осуществления данного мероприятия, наделяется рядом определенных прав, предусмотренных положениями действующего НК РФ и иными нормами налогового права. В список основных прав налоговых органов входят:

  • отбор, анализ и изучение существующих документов налогоплательщиков, имеющих отношение к исчислению установленных налогов и бухгалтерской отчетности. В эти документы входит налоговая декларация, ее анализ, справка и т.д.;
  • составление и сопровождение документов по результатам проведенной проверки физических лиц или юридических органов, предприятия, например, ООО, выявление нарушения и возражения на соответствующий предмет;
  • проверка процедуры исчисления налогов предприятия, контроль и выявление возможного нарушения и возражения в определенный налоговый период;
  • истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщиков, их анализ, сопровождение и иные действия, в том случае, если они необходимы для уточнения тех или иных особенностей существующего налогообложения физических лиц, либо юридических органов, предприятия.

В компетенцию уполномоченных физических лиц могут входить и иные формы права, а также действия, которые не противоречат положениям НК РФ и соответствуют действующему налоговому законодательству.

В том случае, если права налогоплательщиков были нарушены незаконными действиями сотрудников налоговых органов, разрешение данной ситуации входит в компетенцию судебных органов.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Законодательство РФ и действующие положения НК РФ устанавливают определенные ограничения, касающиеся максимального срока проведения выездной налоговой проверки и на иные действия и формы.

Общий период от дня начала проверки до получения документов с ее результатами не может превышать полутора лет.

Общее время, сопровождение, продление, снижение и срок проведения выездной налоговой проверки может зависеть от множества условий и дополнительных обстоятельств, например, объема существующих документов и информации организации, сложности проведения определенного мероприятия и иных нюансов, которые оказывают непосредственное влияние на величину временного периода, на выявление нарушения или возражения.

Время непосредственной проверки и контроля каждого филиала, имеющегося у главного предприятия налогоплательщика, например, ООО, составляет один календарный месяц. Продление или изменение срока и формы входит в компетенцию действия налогового инспектора, но, как правило, данные права, формы и критерии применяются достаточно редко.

Установленные правила действующего НК РФ предусматривают, что в тех ситуациях, когда какие-либо нарушения и возражения были случайно обнаружены уполномоченным лицом во время отбора документов, в период после окончания проверки руководителя, данные нарушения и возражения не могут быть учтены и приняты к рассмотрению.

Приостановление выездной налоговой проверки

Приостановление выездной налоговой проверки, в соответствии с положениями НК РФ, означает временное приостановление действий уполномоченного налогового органа по проведению исследования и изучения внутренней деятельности той или иной организации, а также отбора документов по месту проверки.

Приостановление проверки, как юридическая процедура, также имеет свои допустимые сроки, порядок, правила, критерии, формы и иные нюансы. Общее приостановление может быть осуществлено на срок, не превышающий полугода с первого дня остановки.

Допустимый срок может быть увеличен на три дополнительных месяца в особых случаях, по приказу руководителя.

Например, если налоговый орган отправил письменный запрос в иностранную организацию, но, в течение установленного периода, по каким-либо причинам, не получил ответ от руководителя по месту запроса.

Точный срок, на который осуществляется приостановление, определяется приказом руководителя налогового органа, который учитывает причины, задачи, цели, оценки, возможность риска, и иные критерии, по которым данное приостановление стало необходимым.

Все допустимые основания, виды, анализ оценки и иные критерии указаны в НК РФ, к ним относятся:

  • действия по истребованию необходимых документов для отбора у других лиц или у органов, получение которых требует определенного времени и нуждается в продлении, например, декларация ООО и т.д.;
  • получение информации от иностранного учреждения или предприятия на объект налогообложения;
  • проведение необходимых экспертиз, оценки, результаты и виды которых очень важны для грамотного осуществления проверки и контроля рисков;
  • перевод документов и отбор, предоставление которых было осуществлено налогоплательщиком, на русский язык, например, декларация ООО или иностранного учреждения, в случае, если идет его реорганизация;
  • иные действия, анализ, виды, задачи и критерии, которые занимают определенный временной период и ведут к тому, чтобы приостановка проверки на тот или иной объект была осуществлена.

Заполненный акт выездной налоговой проверки на объект, например, ООО, всегда должен быть передан на руки налогоплательщику, в соответствии с нормами НК РФ.

Повторная выездная налоговая проверка

Положениями действующего НК РФ определены конкретные условия, задачи, риск и критерии, при которых может быть осуществлена повторная выездная налоговая проверка физических лиц и организаций – налогоплательщиков, например, если существующая декларация имела определенные ошибки.

В повторной проверке налогоплательщиков участвует прошедший временной период, анализ, отбор и контроль которого уже был осуществлен ранее.

Оформление повторной проверки означает фактическое снятие ограничения и запретов, касающихся того, что в отношении одного налогоплательщика не могут быть осуществлены две и более выездные проверки в течение годового периода, по месту учета.

Следовательно, уточненная повторная проверка по месту учета может проводиться вне зависимости от того факта, сколько до этого проверок уже было осуществлено.

Действующий НК РФ предусматривает два главных основания, по которым может быть назначена повторная уточненная проверка по месту учета.

Во-первых, она может быть осуществлена в случае принятия такого решения руководителя вышестоящей организации в определенный временной период.

Во-вторых, повторная проверка допустима, когда результаты первой были обжалованы в уполномоченном органе. Обжалование может быть осуществлено любым заинтересованным лицом. Обжалование составляется в письменной форме и подается в судебный орган. Положительное обжалование ведет к полному аннулированию результатов.

Особенности проведения выездных налоговых проверок

Существующая концепция системы планирования выездных налоговых проверок направлена, прежде всего, на соблюдение норм НК РФ и защиту интересов налогоплательщиков – физических, либо юридических лиц.

Эффективность данной концепции, а также ее основания, цели, задачи, последствия и оценки подтверждены существующей практикой.

Уточненная выездная налоговая проверка, сопровождение, отбор и контроль, в обязательном порядке, проводятся на территории налогоплательщика и его предприятия. В отдельных случаях, она может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Соответствующее решение руководителя, где составляется данная уточненная информация, выносится в установленный срок.

Во время проверки налогоплательщиков и отбора документов, каждый из них может быть проверен по нескольким налогам.

Непосредственный предмет, объект и назначение выездной налоговой проверки выражаются в осуществлении контроля правильности налогового исчисления, проверки рисков, а также своевременности уплаты установленных налогов на объект.

Контроль, оформление и сопровождение выездной проверки может распространяться только на определенный период деятельности той или иной организации или иных налогоплательщиков. Этот период равен трем годам.

По окончании проверки всегда составляется особый документ уведомление – акт выездной проверки налоговой службы. Акт выездной проверки содержит все необходимые сведения об осуществлении данного мероприятия контроля, а также о полученном результате.

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, проводимым ФНС. В ходе любого мероприятия налогового контроля проводится проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах. Предмет контроля – исчисление и уплата налогов и сборов. При этом, выездная проверка является особым порядком проверки организации.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ «Кацайлиди и партнеры» уже сегодня.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС. Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:

  1. Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
  2. Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
  3. Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
  4. Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
  5. Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов

Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:

выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась

выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ПОЛЕЗНО: читайте также про защиту себя при налоговой проверке по ссылке

Порядок выездной налоговой проверки

Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:

  1. Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
  2. Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
  3. Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.

Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.

Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.

Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.

В рамках выездном проверки могут быть назначено проведение дополнительных мер налогового контроля. Возможно проведение процедур:

  • Инвентаризация – проводится для проверки достоверности данных учета.
  • Осмотр – осматриваются помещения, связанные с объектом налогообложения.
  • Истребование документов или информации.
  • Выемка – в целях сбора доказательств нарушения закона о налогах и сборах.
  • Экспертиза – привлечение эксперта для формирования определенных выводов, если деятельность проверяемого ЮЛ специфична или в иных случаях.
  • Допрос – проведение опроса свидетелей с целью выявления фактов, имеющих значение для проверки.
  • Вызов в качестве свидетеля – вызов для дачи показания дл выявления имеющих значение для проверки доказательств.
  • Получение экспертного заключения — включение экспертом в заключение выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены.
  • Привлечение переводчика

Срок проверки – 2 месяца – может быть продлен до 4 месяцев и до полугода. Основания и порядок продления срока установлен Приказом ФНС 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. При этом, срок проверки исчисляется с даты решения налоговой о ее проведении до последнего дня.

Проведение проверки, а именно процесса исследования документов приостанавливается на срок не более 6 месяцев (общий срок по всем приостановления) на основании руководителя налоговой инспекции по причинам:

  1. Необходимости истребования документов
  2. Проведения экспертиз
  3. Перевода документов

Возобновление проверки после приостановления возможно только на основании решения. Выездная налоговая проверка, если она проводится за тот же период по тем-же налогам, является повторной.

Налогоплательщик в ходе проверки предоставляет все документы, связанные с предметом проверки. Выемка документов проводится инспекторами для предотвращений их сокрытия.

Инспекторы, проводя проверку, могут осуществлять инвентаризацию о осмотр помещений и территорий. Результаты налоговой проверки оформляются в справке в последний день.

ВАЖНО: необходимо подготовиться к налоговой проверке, чтобы все прошло с наименьшими рисками для Вашего бизнеса, читайте подробнее по ссылке

Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки

В течение двух месяцев со дня составления справки по итогам выездном проверки, налоговым органом составляется акт налоговой проверки.

Возражение на акт выездной проверки может быть представлено в налоговый орган любой организацией в случаях:

  1. Несогласия с выводами, фактами, предложениями, изложенными в акте на основании п. 6 ст. 100 НК РФ.
  2. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
  3. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в дополнении к акту.

Возражения на акт проверки подаются в срок не более 1 месяца со дня получения акта в проверяющую налоговую. К возражениям могут быть приложены документальные подтверждения информации, на которую ссылается организация.

Возражения на дополнение к акту подаются в течение 15 дней в проверяющую налоговую.

НК РФ устанавливает, что возражения должны подаваться в письменной форме, с указанием на оспариваемый акт налоговой. В акте должны содержаться опровержения налоговых претензий с обязательной мотивировкой.

АКЦИЯ: мы составим Вам возражение за 24 часа или вернем деньги, подробнее смотрите ВИДЕО

Возражение подается разными способами:

  1. на бумажном носителе почтой;
  2. в электронной форме через госуслуги или иного оператора документооборота;
  3. лично или через представителя налоговой инспекции

Возражения рассматриваются в ходе процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки. Прежде, чем приступить к рассмотрению по существу материалов проверки, руководитель инспекции:

Объявляет, кто рассматривает дело и какие материалы рассматриваются

Устанавливает факт явки. В случае неявки устанавливается извещение лица о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Если лицо уведомлено, отсутствует, его присутствие является обязательным, рассмотрение откладывается. Если уведомлено, отсутствует, но его присутствие не является обязательным, то рассмотрение проходит в его отсутствие. Если лицо не извещено, рассмотрение откладывается.

  • Проверяет полномочия лиц
  • Выносит решение об отложении, если это необходимо

Досудебное оспаривание выездной налоговой проверки

Налоговое законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок для оспаривания решения налоговой любого уровня.

Оспаривание организацией акта по результатам проверки проходит в порядке обжалование ненормативных актов налоговой в соответствии с АПК РФ.

В ходе обжалование акта налоговой по итогам проверки, который в силу не вступил, организацией может быть подана апелляционная жалоба. Она адресуется в течение 2 месяцев с даты получения акта в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, вынесшую решение. В жалобе в обязательном порядке указываются реквизиты оспариваемого решения и причины, по которым решение не является законным. Вышестоящим налоговым.

Жалоба на вступивший в силу ненормативный акт налоговой не имеет специального названия, подается в течение года. Рассматривается без участия лица, которое обжалует акт.

Порядок рассмотрения апелляционной жалобы и жалобы не имеет отличий. В ходе рассмотрения можно заявить дополнительные доводы.

Жалобы рассматриваются в течение 15 дней. По итогам рассмотрения вышестоящим налоговым органом выносят следующие решения:

  1. Оставить без удовлетворения
  2. Отменить ненормативный акт налоговой
  3. Отменить решение налоговой полностью или в части
  4. Отменить и принять новое

Обжалование выездной налоговой проверки в суде

Дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения налоговой инспекции на основании искового заявления организации об оспаривании ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения соответствует порядку рассмотрения дел искового производства.

АПК предъявляется требования к содержанию иска об оспаривании ненормативного акта:

  1. Наименование инспекции и акта
  2. Реквизиты акта, который оспаривается
  3. Законные основания
  4. Доказательства

Не забудьте: необходимо приложить текст оспариваемого акта.

Дело рассматривается в трехмесячный срок с даты принятия искового. В процессе вызываются истец, ответчик и иные лица.

По итогам рассмотрения дела судом выносится решения о:

  • решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
  • об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Обжалование решения налоговых органов, выносимых по результатам выездной проверки, являются необходимым шагом организации. Наш адвокат по налоговым спорам участвует в налоговой проверке организации, оспаривает решение налоговой в любой доступной форме, в т. ч. в судебном порядке.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

В условиях развернувшейся эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19, а также предпринятых противоэпидемиологических мероприятий, Правительство РФ приняло ряд мер по поддержке экономики Российской Федерации. В настоящей статье мы рассмотрим меры, связанные с проведением выездных налоговых проверок.


25 марта 2020 года Президент РФ, выступая с обращением[1] к гражданам Российской Федерации озвучил ряд мер поддержки российской экономики, которые необходимо принять в ближайшем будущем, в частности меры в области налогового администрирования.

Налоговые проверки являются инструментом налогового контроля государства за соблюдением налогового законодательства.

01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2] (далее по тексту – ФЗ № 102). Ко второму чтению законопроекта данного закона в Государственной Думе по инициативе Правительства РФ в законопроект был внесен ряд существенных поправок, расширяющих полномочия Правительства РФ в сфере нормативного регулирования налоговых правоотношений.

Стать 4 Налогового кодекса Российской Федерации[3] (далее по тексту – Налоговый кодекс, НК РФ), в редакции вышеуказанного закона, была дополнена пунктами 3-5.

Подпункт 1 пункта 3 данной статьи наделил Правительство РФ правом в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающим в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных Налоговым кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87 НК РФ одной из налоговых проверок является выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка, по общему правилу, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение налогового органа.

Налоговый кодекс регламентирует срок проведения выездной налоговой проверки, срок оформления результатов проведённой налоговой проверки, а также срок рассмотрения материалов налоговой проверки, выявившей нарушения налогового законодательства, срок рассмотрения замечаний на акт налоговой проверки.

02.04.2020 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»[4] (далее – по тексту – Постановление № 409), пункт 4 которого был посвящён мерам налогового контроля.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Постановления № 409 подлежит приостановлению вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами до 31 мая 2020 г. включительно.

Здесь необходимо отметить, что в Российской Федерации действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утверждённая Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@[5] (далее по тексту – Концепция), в соответствии с которой проведение выездной налоговой проверки налоговым органом является заранее спланированным на основе критериев Концепции мероприятием, в отношении налогоплательщика, соответствующего критериям риска, определённым в Концепции.

Одним из принципов планирования проведения выездных налоговых проверок является принцип обоснованности выбора объектов проверки.

Как указано в абзаце 6 пункта 2 Концепции в соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Иными словами, проведение выездной налоговой проверки осуществляется в отношении налогоплательщика, который соответствует критериям риска, указанным в пункте 4 Концепции, либо налоговый орган располагает информацией о возможных налоговых правонарушениях, совещённых налогоплательщиком.

Таким образом, применённая мера о приставлении вынесения решений о проведении выездной налоговой проверки, по своей сути не является реабилитирующей мерой в отношении налогоплательщика, она лишь отсрочивает применение уже запланированных налоговым органом мероприятия налогового контроля.

Аналогичный вывод можно сделать и о других мерах, указанных в пункте4 Постановления № 409

Абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок приостановлено до 31 мая 2020 г. включительно.

Согласно пункту 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Также необходимо отметить, что срок проведения выездной налоговой проверки может быть приостановлен в соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ по основаниям, указанным в данном пункте.

Согласно абзацу 8 данного пункта общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Принимая вышеизложенные нормы, согласно которым проведение выездной налоговой проверки может составить значительный промежуток времени, приостановление её проведения в соответствии с абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 на срок в 2 месяца, по нашему мнению, не представляется для налогоплательщика мерой снижения тяжести бремени налогового контроля.

В соответствии с абзацем 4 пункта 4 Постановления № 409 до 31 мая 2020 г. включительно приостановлено течение сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в редакции Постановления Правительства России от 24 апреля 2020 г. № 570[6]).

Данной нормой приостановлено течение ранее нами указанного двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки, а также сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Налогового кодекса.

Речь идёт о сроке оформления результатов проведённой налоговой проверки и срока рассмотрения материалов налоговой проверки, выявившей нарушения налогового законодательства, рассмотрения замечаний на акт налоговой проверки

В соответствии с пунктом 6.1 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"[7] в последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Дата составления указанной справки имеет определяющее значение для срока оформления результатов проверки, так как в силу пункту 8 статьи 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется до дня составления справки о проведенной проверке, а в силу пункта 1 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть составлен в течении двух месяцев со дня составления указанной справки.

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту.

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, сведения о нарушениях налогового законодательства, выявленные в ходе проведённой выездной налоговой проверки и рассматривает возражения на акт налоговой проверки, в случае их поступления.

Таким образом, абзацем 4 пункта 4 Постановления № 409 приостанавливаются срок на составление акта по результатам налоговой проверки, срок на подачу возражений на акт налоговой проверки, срок на рассмотрение налоговым органом данных возражений, а также сведений о выявленных налоговых правонарушениях.

14.04.2020 на официальном сайте ФНС было опубликовано Письмо № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020[8], в котором была конкретизирована дата начала течения вышеуказанных процедурных сроков.

Указанным письмом ФНС разъяснила, что течение процедурных сроков по вручению актов камеральных налоговых проверок, представлению возражений на акт налоговой проверки, рассмотрению дела о налоговом правонарушении, проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, составлению дополнения к акту налоговой проверки, вручению дополнения к акту налоговой проверки, представлению возражений на дополнение к акту налоговой проверки и принятию соответствующих решений, производится с учетом нерабочих дней, предусмотренных соответствующим Указом Президента РФ, и начинается с ближайшего первого рабочего дня.

Необходимо также отметить о возможности проведения налоговым органом некоторых мероприятий в рамках выездной налоговой проверки в период её приостановления, в частности проведения экспертизы и истребования документов, запрошенных до приостановления проверки, у налогоплательщика.

В соответствии с частью 1 статьи 95 НК РФ в необходимых случаях при проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок назначается экспертиза.

При этом назначенная экспертиза в силу подпункта 3 пункта 9 статьи 89 НК РФ является основанием для приостановления проведения выездной налоговой проверки.

В Письме ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@[9] разъясняется, что приостановление проведения выездной налоговой проверки по одному из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 89 Кодекса, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля, являющихся иными основаниями для приостановления проведения проверки, а также проведению мероприятий налогового контроля, не являющихся основаниями для приостановления проведения проверки, за исключением мероприятий налогового контроля, подразумевающих действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (ознакомление с подлинниками документов на территории (в помещении) налогоплательщика, проведение осмотра или выемки).

Таким образом, принимая во внимание, что проведение выездных налоговых проверок приостановлено пунктом 4 Постановления № 409, налоговый орган не ограничен в проведении мероприятий налогового контроля, в частности назначения и проведения экспертизы, за исключением мероприятий налогового контроля, подразумевающих действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика.

Однако, здесь необходимо отметить, что в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 95 НК РФ в Постановлении о назначении экспертизы указывается на материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта, а в силу пункта 4 данной статьи эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Согласно абзацу 5 подпункта 3 пункта 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Таким образом, отсутствие необходимых для проведения экспертизы материалов у налогового органа может послужить объективным препятствием для проведения экспертизы.

Однако, необходимо обратить внимание, что ВАС РФ в пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"[10] разъяснил, что приостановление проведения выездной налоговой проверки не препятствует налоговому органу осуществления действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.

Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

Также ВАС РФ указал, что в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.

Принимая во внимание разъяснения исчисления процедурных сроков, данные в Письме № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020, режим нерабочих дней не распространяется на сроки проведения вышеуказанных мероприятий налогового контроля, в частности проведения экспертизы.

09.04.2020 ФНС было выпущено Письмо № СД-4-2/5985@ «О постановлении Правительства Российской Федерации»[11] (далее по тексту – Письмо № СД-4-2/5985@) в рамках которого налоговый орган также дал ряд разъяснений о исчислении сроков мероприятий налогового контроля, приходящегося на период приостановления проведения выездных налоговых проверок.

Так, если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки, налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел после окончания срока, установленного пунктом 4 Постановления № 409.

Приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 101 Кодекса, не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 Кодекса, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные Кодексом процедуры соблюдены.

В вышеуказанных случаях процедурные сроки начинают течь с 01.06.2020 г.

Рассматривая меры, предпринятые Правительством РФ, необходимо отметить, что до принятия Постановления № 409 ФНС был вынесен Приказ Федеральной налоговой службы от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции"[12] в соответствии с пунктом 1 которого территориальным налоговым органам было приказано приостановить до 1 мая 2020 года в отношении всех налогоплательщиков вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение, для чего в соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ, вынести решения о приостановлении проведения проверки.

Однако, указанный приказ лишь предписывал территориальным налоговым органам приостановить проведение налоговых проверок и вынесения решения по ним, в то время как абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 указанные проверки приостанавливались императивно по всей Российской Федерации, в силу действия дискретных полномочий Правительства РФ, основанных на подпункте 1 пункта 3 статьи 4 НК РФ (в редакции ФЗ от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Впоследствии в Письме № СД-4-2/5985@, после принятия Правительством РФ Постановления № 409, ФНС разъяснила, что приостановления, предусмотренные в соответствии с пунктом 4 Постановления № 409, и их возобновление 01.06.2020 не требуют их оформления решением налогового органа.

Меры, предпринятые Правительством РФ, в области налогового администрирования, сложно определённо назвать налоговыми послаблениями.

Приостановление течения сроков проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, по существу, лишь отсрочивает завершение мероприятий налогового контроля и подведение их результатов, но не является реабилитирующей мерой.

[1] Обращение Президента Российской Федерации к гражданам.

[2] Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая).

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

[5] Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

[6] Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 570 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409".

[7] Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок".

[8] Письмо № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020

[9] Письмо ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@

[10] Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

[11] Письмо Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@ "О постановлении Правительства Российской Федерации"

[12] Приказ Федеральной налоговой службы от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 сентября 2011 г. Регистрационный N 21895

В целях реализации положений пункта 14 части 1 статьи 14, пункта 17 части 1 статьи 44, статей 58 и 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6159; 2010, N5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413; 2011, N 1, ст. 31), а также совершенствования работы по организации служебных проверок в Федеральной налоговой службе приказываю:

1. Утвердить Инструкцию об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе согласно приложению.

2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной налоговой службы М. Мишустин

Инструкция об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе

I. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе (далее - Инструкция) разработана в целях реализации положений пункта 14 части 1 статьи 14, пункта 17 части 1 статьи 44, статей 58 и 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и определяет порядок организации и проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) Федеральной налоговой службы и территориальных органов Федеральной налоговой службы, а также составления и представления заключений по их результатам.

1.2. Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного государственного гражданского служащего.

1.3. По результатам служебной проверки, в случае установления в действиях гражданского служащего дисциплинарного проступка, представителем нанимателя принимается решение о применении дисциплинарного взыскания в соответствии с требованиями статьи 57, частей 4, 5 статьи 58 Федерального закона.

1.4. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

При этом днем завершения служебной проверки считается день утверждения письменного заключения по ее результатам лицом, принявшем решение о проведении служебной проверки.

II. Организация служебной проверки

2.1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя;

по письменному заявлению гражданского служащего.

2.2.0 проведении служебной проверки издается приказ, который подписывает:

в отношении заместителей руководителя Федеральной налоговой службы, руководителей управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации Министр финансов Российской Федерации;

в отношении гражданских служащих структурных подразделений Федеральной налоговой службы, заместителей руководителей управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы, заместителей начальника межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы, начальников инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня руководитель Федеральной налоговой службы;

в отношении гражданских служащих структурных подразделений управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, заместителей начальников инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня руководитель управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации;

в отношении гражданских служащих структурных подразделений инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня начальник инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня.

2.3. Поручение о проведении служебной проверки руководитель Федеральной налоговой службы может давать в отношении всех гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах, кроме заместителей руководителя Федеральной налоговой службы, руководителей управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

2.4. Основанием для служебной проверки, проводимой по решению представителя нанимателя, является служебная записка, содержащая информацию о признаках дисциплинарного проступка, совершенного гражданским служащим, или письменное заявление гражданского служащего, которые докладываются:

в Федеральной налоговой службе - руководителю Федеральной налоговой службы;

в территориальном органе Федеральной налоговой службы - руководителю (начальнику) территориального органа Федеральной налоговой службы.

При наличии оснований для проведения служебной проверки в отношении заместителей руководителя Федеральной налоговой службы, руководителей управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации информация докладывается руководителем Федеральной налоговой службы Министру финансов Российской Федерации для принятия им решения о проведении в отношении указанных должностных лиц служебной проверки.

Служебная записка о проведении служебной проверки представляется представителю нанимателя в отношении конкретного гражданского служащего.

2.5. Проведение служебной проверки поручается подразделению налогового органа по вопросам государственной службы и кадров (далее - подразделение кадров) с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа налогового органа, в котором проходит государственную службу гражданский служащий.

Представитель нанимателя помимо указанных участников служебной проверки вправе дополнительно привлекать для проведения проверки служащих других подразделений налогового органа.

Проведение служебной проверки в отношении начальников инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня может поручаться представителем нанимателя подразделению кадров управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, в непосредственном подчинении которого находится инспекция.

2.6. Подразделение кадров разрабатывает проект приказа Федеральной налоговой службы (территориального органа Федеральной налоговой службы) о проведении служебной проверки, который должен содержать:

основание для ее проведения;

должность, фамилию, имя, отчество гражданского служащего, в отношении которого назначается служебная проверка;

состав участников комиссии для проведения служебной проверки;

указание гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, представить объяснения по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей.

2.7. При наличии оснований в приказ о проведении служебной проверки включается пункт о временном отстранении гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от замещаемой должности государственной гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности.

2.8. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки.

При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

2.9. Подразделение кадров налогового органа, в котором гражданский служащий проходит службу, осуществляет ознакомление его с приказом о проведении служебной проверки под роспись.

При невозможности ознакомления гражданского служащего с приказом о проведении в отношении него служебной проверки (отказ от ознакомления, отсутствие на службе) составляется акт (приложение N 2), а копия приказа направляется по месту проживания гражданского служащего заказным письмом.

III. Проведение служебной проверки

3.1. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

вина гражданского служащего;

причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3.2. Участники служебной проверки имеют право запрашивать и получать от гражданских служащих и иных лиц, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, документы (копии документов), материалы, акты, справки, объяснения, заключения специалистов, экспертов, по вопросам, требующим специальных знаний, иные документы по вопросам, отнесенным к их компетенции.

3.3. Структурные подразделения налогового органа в рамках служебной проверки обязаны предоставлять запрашиваемые документы (копии документов), материалы, акты, справки, объяснения, заключения в срок, устанавливаемый руководителем служебной проверки.

3.4. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

3.5. Участники служебной проверки вправе получить объяснение в письменной форме от проверяемого лица или иных лиц, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки. При этом лицу, от которого затребовано объяснение, разъясняется предусмотренное статьей 51 Конституции Российской Федерации право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (приложение N 1).

В случае отказа гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от дачи письменного объяснения об этом составляется акт (приложение N 2).

3.6. Участники служебной проверки обязаны обеспечить сохранность материалов служебной проверки и полученных сведений.

Доступ третьих лиц к делопроизводству, связанному с проведением служебных проверок, разрешается только по указанию руководителя Федеральной налоговой службы, руководителя подразделения кадров Федеральной налоговой службы, руководителя (начальника) территориального органа Федеральной налоговой службы и сотрудника, в должностные обязанности которого входит обеспечение безопасности.

3.7. В случае установления в действиях государственного гражданского служащего признаков уголовно наказуемого деяния соответствующая информация подлежит незамедлительному направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией для рассмотрения и принятия решения в порядке статей 144 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

IV. Оформление результатов служебной проверки

4.1. По результатам служебной проверки готовится письменное заключение, которое подписывается руководителем подразделения кадров и участниками служебной проверки (далее - Заключение).

Вводная часть Заключения содержит дату и номер приказа налогового органа о проведении служебной проверки, состав участников служебной проверки (с указанием должности, инициалов, фамилии), инициалов, фамилии, должности гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, и основание проведения служебной проверки.

Описательная часть Заключения включает в себя период совершения государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка, по которому проводится служебная проверка, факты и обстоятельства его совершения, с указанием нарушенного нормативного правового акта, к каким последствиям привели нарушения, сумма причиненного бюджету ущерба (при наличии), какие приняты меры по возмещению ущерба бюджету, а также наличие или отсутствие вины в действии (бездействии) гражданского служащего.

Резолютивная часть Заключения содержит выводы о виновности (невиновности) гражданского служащего, в отношении которого проведена служебная проверка; предложения о применении (или о неприменений) к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с конкретным указанием вида взыскания, предусмотренного статьей 57 Федерального закона; рекомендации предупредительно-профилактического характера.

4.2. В случае если участник служебной проверки не согласен с выводами и (или) содержанием Заключения (отдельной его части), он вправе изложить свое особое мнение в письменной форме, которое приобщается к Заключению.

4.3. По результатам служебной проверки подготовка проекта приказа о применении дисциплинарного взыскания осуществляется кадровым подразделением:

Федеральной налоговой службы в отношении гражданских служащих структурных подразделений Федеральной налоговой службы, заместителей руководителей управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы, заместителей начальника межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы, начальников инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня;

управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в отношении гражданских служащих структурных подразделений управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, заместителей начальников инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня;

инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня в отношении гражданских служащих структурных подразделений инспекций Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления.

4.4. Копии документов о начале служебной проверки, ее результатах приобщаются к личному делу гражданского служащего.

4.5. По окончании служебной проверки формируется индивидуальное дело служебной проверки в соответствии с номенклатурой дел, в которое помещаются:

служебная записка или письменное заявление гражданского служащего, послужившие основанием для проведения служебной проверки;

копия приказа о проведении служебной проверки;

объяснения, заявления, ходатайства и иные документы гражданского служащего;

копия должностного регламента гражданского служащего;

документы, материалы, справки, объяснения, заключения специалистов, экспертов и иные документы, имеющие отношение к проведенной служебной проверке;

копия Заключения по результатам служебной проверки;

копия ответа гражданскому служащему, если служебная проверка проводилась по его заявлению;

копия приказа о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания по результатам проведения служебной проверки (в случае принятия решения о применении дисциплинарного взыскания).

Оригинал Заключения помещается в соответствующее дело подразделения кадров согласно номенклатуре дел налогового органа.

4.6. Листы индивидуального дела служебной проверки нумеруются, составляется внутренняя опись документов дела, которая заверяется участником служебной проверки от подразделения кадров.

4.7. Индивидуальное дело служебной проверки формируется с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

4.8. Индивидуальное дело служебной проверки хранится в подразделении кадров в течение двух лет, после чего подлежит сдаче в архив в установленном порядке.

Читайте также: