Понятие налогового права предмет и метод налогового права рб

Опубликовано: 20.09.2024

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Курс лекций по налоговому праву

Лекция 1 Предмет и метод налогового права / Lecture 1 the scope and method of the tax law

0:30 – План лекции

02:05 – Цели и задачи курса

07:30 – Список литературы

16:25 – Понятие предмета налогового права – критерии

36:30 – Отношения, регулируемые налоговым законодательством

44:35 - Определение предмета налогового права

48:55 – Практическое значение предмета налогового права

57:50 – Изменение предмета налогового права. Проблема параллельного налогового права («распредмечивание»)

01:10:45 – Императивный метод налогового права

01:15:35 – Диспозитивный метод налогового права

Лекция 2 Понятия налога и сбора / Lecture 2 the Concept of tax and fee

01:45 – План лекции

02:25 – Литература по теме

07:35 – классификация определений налога

09:40 – историческое развитие понятия налога

15:15 – Анализ понятия налога

28:10 – Понятие законно установленного налога

37:55 – Соотношение понятий сбора, пошлины, парафискалитета

41:25 – Понятие сбора и его отличие от налога

01:02:30 – современные тенденции при определении сбора и налога (параллельное налоговое право)

Лекция 3 Источники налогового права / Lecture 3 Sources of tax law

02:26 – План лекции

02:55 – Литература по теме

04:07 – Характеристика системы источников налогового права

20:45 – Акты субъектов и местного самоуправления по налогам

23:05 – Проблемы подзаконного нормативного регулирования

35:50 – Международные акты по налогам

41:45 – неофициальные источники налогового права

42:20 – Характеристика разъяснений фискальных органов

46:20 – Проблема оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

52:38 – Оценка последствий оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

01:02:00 – Характеристика судебной практики. Окончание

Лекция 4 Толкование налоговых норм / Lecture 4 the Interpretation of tax provisions

00:35 – План, литература по теме

03:30 – способы толкования налоговых норм

05:36 – толкование в пользу налогоплательщика

20:25 – Толкование понятий в Налоговом кодексе

21:15 – Толкование отраслевых понятий, терминов, институтов

33:40 – Толкование понятий с налоговым содержанием

43:10 – Последствия несоблюдения отраслевого законодательства

50:40 – Методология толкования налоговых норм

58:31 – Применение зарубежных источников для толкования налоговых норм. Окончание

Лекция 5 Пробелы в налоговом праве и их последствия / Lecture 5 Gaps in tax law

0:32 – План Лекции пробелы и аналогия в налоговом праве

02:09 – Литература по теме пробелы и аналогия в налоговом праве

07:45 – Соотношение толкования и аналогии, значительность пробелов в налоговом праве

13:01 – Понятие пробела в налоговом праве и его отличие от других явлений (квалифицированное молчание, ошибочность регулирования)

28:15 – Способы обнаружения пробелов в налоговом праве

41:33 – Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве

47:15 – Аргументы за и против применения аналогии в налоговом праве

01:03:12 – Значение аналогии в налоговом праве. Принцип универсальности воли законодателя

01:07:31 – Алгоритм применения аналогии в налоговом праве (пределы аналогии, правила выбора нормы)

01:19:55 – Проблема отсутствия подзаконного акта, на который ссылается законодательная норма

01:28:22 – Варианты применения законодательной нормы в отсутствие подзаконного акта, на который ссылается норма

01:35:24 – Соотношение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, пробела и аналогии

01:39:03 – Тактика применения терминов пробел и аналогия в налоговом споре. Окончание

Лекция 6 Принципы налогового права / Lecture 6 Principles of tax law

0:30 – Общие замечания план

02:40 – Литература по теме

07:05 – Характеристика принципов, их функции

14:21 – Классификация принципов

24:40 – Принцип законности

31:37 – Принцип равенства

40:30 – Принцип экономической обоснованности

57:40 – Единство экономического пространства

01:00:22 – Тактика применения принципов в налоговом споре

01:04:45 – Примеры из практики

01:08:46 – Принцип определенности. Окончание

Лекция 7 Система налогов и сборов / Lecture 7 the system of taxes and fees

01:30 – План лекции

02:50 – Литература по теме

06:05 – Проблема Единого налога

14:20 – Понятие системы налогов и сборов

26:17 – Принципы построения системы налогов и сборов

37:30 – Нарушение системности при регулировании системы налогов и сборов

45:35 – Система налогов и сборов, закрепленная в Налоговом кодексе

55:45 – Классификация налогов

01:03:30 – Тенденции развития системы налогов и сборов

Лекция 8 Субъекты налогового права / Lecture 8. Subjects of tax law

00:27 – План Лекции

01:16 – Литература по теме

06:18 – Физические лица как субъекты налогового права

15:32 – Исполнение физическими лицами обязанностей налогоплательщика

28:12 – Прекращение обязанностей налогоплательщика у физического лица

34:42 – приобретение статуса налогоплательщика организациями

43:08 – Крупнейшие налогоплательщики, консолидированная группа налогоплательщиков

51:36 – Налоговые органы как субъекты налогового права

01:04:47 – Тенденции при определении полномочий налоговых органов

01:15:11 – Налоговые агенты как субъекты налогового права

01:20:28 – Тенденции в регулировании обязанностей налоговых агентов

01:29:09 – Банки как субъекты налогового права

Лекция 9 Налоговый контроль / Lecture 9 Tax control

00:27 – План лекции

01:25 – Литература по теме налоговый контроль

06:45 – Тенденции в налоговом контроле

30:00 – Формы налогового контроля

32:20 – Камеральная налоговая проверка (особенности, задачи)

38:28 – Тенденции при проведении камеральной налоговой проверки

50:14 – Выездная налоговая проверка (тенденции, особенности)

1:03:05 – Соотношение камеральной и выездной проверок

1:07:30 – Значение процедурных нарушение при проведении контроля

1:19:26 – Контроль за трансфертным ценообразованием

1:30:55 – Контроль цен в неконтролируемых сделках

1:39:13 – Налоговый мониторинг

Лекция 10 Налоговая ответственность / Lecture 10 Tax liability

00:25 – План лекции о налоговой ответственности

02:05 – Литература по теме налоговая ответственность

06:21 – Тенденции в развитии налоговой ответственности

09:25 – понятие налоговой ответственности

12:51 – Формализованность налоговой ответственности

18:08 – Соотношение пени и налоговой ответственности

37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности

52:22 – обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

57:13 – налоговые правонарушения

01:07:25 – Соотношение административной и налоговой ответственности

01:16:00 – Соотношений уголовной и налоговой ответственности

01:29:25 – Практические рекомендации при оспаривании налоговой ответственности

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 9. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА
9.7. Понятие и место налогового права в системе национального права

9.7. Понятие и место налогового права в системе национального права

Налоговое право по своему содержанию регулирует исключительно общественные отношения, связанные с взиманием налогов, т.е. порядком установления, взимания и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему государства.

Для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, важное значение имеет п. 1 ст. 1 НК, в которой, на легальном уровне, предпринята попытка очертить границы общественных отношений, наполняющих налоговое право. Данная налоговая правовая норма определяет следующее: «Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством».

На основе анализа налогового законодательства Республики Беларусь весь комплекс общественных отношений в сфере налогообложения можно подразделить на пять групп:

- отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов.

- отношения в сфере налогообложения (по исполнению налогового обязательства).

- отношения в сфере налогового контроля.

- отношения в сфере защиты прав субъектов налогообложения.

Под методом правового регулирования понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на определенные общественные отношения. Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер – выполнение налогового обязательства означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств.

Важным критерием при определении природы налогового права в системе права выступает метод правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования реализуется также в степени влияния на поведение участников общественных отношений, на характер их взаимосвязей. Следовательно, метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный на властном подчинении одной стороны другой и свойственен и другим отраслям права, например административному, но при регулировании налоговых отношений данный метод приобретает свою специфику, которая заключается в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. Круг государственных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы, относящиеся к финансово-кредитным органам государства. Другой чертой метода налогового права является широкое применение императивных (т.е. однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет доходов и имущества формирования государственного бюджета за счет доходов и имущества налогоплательщика.

Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта-налогоплательщика.

Широкое применение императивного метода правового регулирования в налоговой сфере обусловлено спецификой регулируемых посредством данного метода общественных отношений – налоговых, которые опосредуют основанное на властном предписании безвозвратное и безвозмездное изъятие государством части денежных средств у их собственников.

Императивный метод в регулировании налоговых отношений имеет свои особенности:

- преобладание позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого правового регулятора налоговых отношений. Поведение налогоплательщика и иных участников налоговых отношений обусловлено предписаниями, выраженными в нормативных налогово-правовых актах, принятых государством в лице его уполномоченных органов в одностороннем порядке. В отличие от юридических дозволений и запретов, позитивные обязывания предусматривают определенную модель поведения, которую должен реализовать субъект налогового права, вступающий в те или иные правовые отношения;

- ограничение правовой инициативы субъектов налогового права – это означает, что плательщик налогов не вправе по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание. Но это не исключает возможность проявления инициативы со стороны физических и организаций в сфере реализации их права на налоговые льготы;

- юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности. Государство, как субъект налогового отношения, наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения – налогоплательщик, т.е. государство в данном правоотношении выступает в качестве управомоченного субъекта, а налогоплательщик – в качестве обязанного.

- тесная связь с экономической политикой. проводимой государством.

Таким образом, исходя из специфики предмета и метода правового регулирования, налоговое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне рассмотреть характеристику и основные черты налогового права Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в том, чтобы:
· Дать характеристику основным понятиям налогового права;

· Раскрыть сущность и особенности налоговых правоотношений;

· Рассмотреть виды налогово-правовых норм;

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА.docx

Налоговое право является достаточно молодой отраслью национального права, что связано с «молодостью» самой налоговой системы Республики Беларусь. Совокупность налоговых платежей, организация налогового контроля, ответственность за нарушение налогового законодательства начали свое формирование в начале 90-хх гг. XX века, когда Республика была провозглашена самостоятельным государством. В современном цивилизованном мире налоги - основная форма доходов государства. За счет налоговых поступлений формируется около 90 процентов всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Налоги составляют основу жизни любого государства. Без налогов немыслимо существование самого института государства. Кроме того, в рыночной экономике налоги являются одним из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы. Они служат теми "кровеносными артериями", по которым происходит финансовое наполнение бюджета разных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию , формировать у всего населения, а в частности у белорусов осознанное представление, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага, способом перераспределения общественного продукта от богатых к бедным, а неуплата налогов - одно из самых тяжких преступлений.

Налоговое право является необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Помимо сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для воздействия государства на сферу экономики, политики и социальной защиты граждан. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогового права необходимо не только студентам экономических и юридических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне рассмотреть характеристику и основные черты налогового права Республики Беларусь.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

· Дать характеристику основным понятиям налогового права;

· Раскрыть сущность и особенности налоговых правоотношений;

· Рассмотреть виды налогово-правовых норм;

Структура работы представлена:

Введением,3главами, заключением, списком использованных источников.

Глава 1- Понятие и сущность налогового права.

Глава 2- Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь.

Глава 3 – Налогово-правовые нормы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА

1.1.Понятие и предмет налогового права

Налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения, возникшие в процессе движения денежных средств от плательщиков налогов в бюджет и во внебюджетные фонды.

Возникновение налогового права связано с необходимостью урегулировать общественные отношения по учету, исчислению и уплате в бюджет установленных законом налоговых платежей между государством в лице его органов и плательщиками. В качестве которых выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность и получающие от нее доход, а также физические лица, имеющие в собственности определяемый в налоговых нормах объект налогообложения.

Налоговое право состоит из двух частей:

  • общая - включает общие принципы построения налоговой системы, принципы налоговых отношений, понятие налога, права и обязанности налогоплательщиков и т.д.
  • особенная - включает в себя конкретные налоги с определением их плательщиков, объектов, ставок, льгот и порядка уплаты.

Налоговому праву, как и любой другой отрасли права, присущ самостоятельный предмет правового регулирования, выступающий в виде сложных и многоступенчатых общественных отношений.

Маньковский И.А. полагает, что предмет налогового права - урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие между государством в лице органов и плательщиками по поводу перераспределения в установленном порядке собственности последних в пользу государства.

Можно сказать, что предмет налогового права составляют налоговые правоотношения между:

  1. государственными органами и налоговыми органами на разных уровнях (например, органами УДФР КГК РБ, судом, прокуратурой и налоговыми органами);
  2. налоговыми органами и плательщиками по исполнению налогового обязательства, по реализации прав и обязанностей, по осуществлению контроля и др.;
  3. должностными лицами налоговых органов и плательщиками.

Вместе с тем характеристика налогового права с точки зрения его предмета не раскрывает в полном объеме понятие налогового права. Необходимо еще и наличие метода налогово-правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание средств, приемов и способов воздействия норм налогового права на участников общественных отношений по отчуждению частей собственности юридических и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) в государственный бюджет

1.2. Источники налогового права

Источниками права в юридической литературе признаются нормативные правовые акты, которые являются внешней формой выражения, обязательной для исполнения воли компетентного государственного органа. Обязательные для исполнения требования, закрепленные в нормативных правовых актах, обеспечиваются принудительной силой государства. Источники же налогового права - официально определенные внешние формы его выражения, то есть нормативные правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов; конкретные формы выражения налоговых норм.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь источники налогового права могут выступать в форме следующих нормативных правовых актов:

1. Конституция Республики Беларусь - основной Закон государства, нормативный документ, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий основные принципы правового регулирования общественных отношений в налоговой сфере.

2. Кодекс - кодифицированный нормативный правовой акт, состоящий из расположенных в определенной логической последовательности правовых норм, системно регулирующих какую либо отрасль права. Яркий пример Кодекса в налоговом праве - это, несомненно, Общая часть Налогового Кодекса республики Беларусь.

3. Закон - нормативный правовой акт, в котором закреплены принципы регулирования наиболее важных общественных отношений ( например, Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц).

4. Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт главы государства, имеющий силу закона (например, Декрет Президента Республики Беларусь № 28 от 17.12.2002г. «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий»).

5. Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт, издаваемый главой государства в целях реализации полномочий, предоставленных Конституцией Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь №419 от 30.06.2006г. «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений»).

6. Постановления Палат Парламента.

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь издаются в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством применительно к отдельным элемента налога.

8. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь (решения, заключения, регламент), Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в пределах компетенции указанных органов, предоставленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней законодательными актами Республики Беларусь (например, Постановление Пленума ВХС РБ «О практике рассмотрения заявлений в порядке приказного производства»).

9. Постановления республиканских органов государственного управления (министерства) и Национального банка Республики Беларусь - нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере налогообложения, принимаются в пределах компетенции соответствующего государственного органа и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы (Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь №124 от 29.12.2003г. «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами Республики Беларусь») .

10. Решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов в пределах предоставленной им компетенции, регулируют вопросы местного значения, имеют обязательную силу на территории, подчиненной принявшему их органу местного управления и самоуправления (например, Решение Витебского областного Совета депутатов от 29 ноября 2006 г. №221 «Об утверждении инструкций о местных налогах и сборах»).

11. Общепринятые принципы международного права - принципы, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности: налогового суверенитета, налоговой недискриминации, налогообложения на основе гражданства, резидентства, территориальности и др. Закреплены в Европейской социальной хартии.

12. Международные договоры - например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг).

Нормативные акты можно классифицировать следующим образом:

  • законодательные ( Конституция Республики Беларусь, Законы, Декреты, Указы); акты законодательства (постановления, инструкции, распоряжения).
  • общие нефинансовые законы (это законы, относящиеся к другим отраслям права, но содержащие налоговые нормы (например, Уголовный Кодекс РБ))
  • общие финансовые законы (Закон РБ «О бюджете РБ на 2007 год»)
  • общие налоговые законы (Закон РБ «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ)
  • специальные законы (Закон РБ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РБ «О подоходном налоге с физических лиц»)

С вступлением в силу НК РБ появился термин налоговое законодательство, под которым понимается система принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов, которая включает НК РБ и законы, регулирующие вопросы налогообложения; Декреты, Указы, распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения; Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принятые на основании и во исполнение НК РБ, законов, актов Президента РБ; нормативные правовые акты республиканских органов управления, органов местного управления и местного самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения. Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено НК РБ или Президентом РБ.

Система налогов и сборов Республики Беларусь. Признаки налога, его отличия от сбора (пошлины). Понятие, предмет и метод правового регулирования налогового права. Источники налогового права как форма его выражения во внешнем мире, их юридическая сила.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.03.2018
Размер файла 50,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие, предмет, метод и источники налогового права

Содержание

    1. Система налогов и сборов Республики Беларусь
  • 2. Понятие, предмет и метод правового регулирования налогового права
  • 3. Источники (формы) налогового права
  • Литература

налог беларусь источник

От классификации налогов на государственные и местные следует отличать сходную по внешнему выражению, но различную по существу, классификацию налогов по другому основанию, а именно: по уровню бюджетной системы.

В зависимости от уровня бюджетной системы, в который налоги и сборы подлежат зачислению, они подразделяются на республиканские, областные и местные.

Нередко государственные (общереспубликанские) налоги (по органу установления) отождествляют с республиканскими (по уровню бюджетной системы), а местные (по органу установления) с областными и местными (по уровню бюджетной системы).

Это недопустимо. Иногда уровень государственного органа, который устанавливает налог, действительно совпадает с уровнем бюджетной системы, в который этот налог подлежит зачислению (например, налог на прибыль организаций, установленный законодательным актом высшего законодательного органа и зачисляемый в республиканский бюджет), но так бывает далеко не всегда.

Так, подоходный налог с физических лиц установлен Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 "О подоходном налоге" и поэтому является государственным (общереспубликанским), в то же время этот налог подлежит зачислению в бюджеты областей и города Минска, поэтому по уровню бюджетной системы он является областным налогом.

То же целиком относится и к земельному налогу, и к государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в суды общей юрисдикции.

К республиканским налогам относятся: НДС (часть передаётся на местный уровень), акцизы, налог на прибыль и другие.

К областным - подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог, единый налог и другие.

К местным - целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города или района.

Таким образом, налоги классифицируются по семи и более основаниям. Для полноты и всесторонности восприятия налоговой системы Республики Беларусь необходима некая общая классификация, учитывающая одновременно несколько ранее названных оснований.

I. Общегосударственные налоги - налоги, устанавливаемые законодательными актами Республики Беларусь, обязательные для всех плательщиков Республики Беларусь.

Общереспубликанские налоги и сборы подразделяются на четыре группы:

1 Общереспубликанские косвенные налоги и сборы, выплачиваемые из выручки плательщика.

2 Общереспубликанские прямые налоги и сборы, относимые на себестоимость продукции.

3 Общереспубликанские налоги и сборы, выплачиваемые из налогооблагаемой прибыли или дохода.

4 Общереспубликанские налоги и сборы, составляющие упрощённую систему налогообложения Республики Беларусь.

1. Общереспубликанские косвенные налоги и сборы, выплачиваемые из выручки плательщика, - налоги и сборы, одновременно отвечающие следующим признакам:

а) включение суммы платежа в отпускную цену товара, работы или услуги;

б) возложение бремени фактической уплаты на покупателя товаров и заказчика работ и услуг, которыми могут являться как субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели), так и физические лица;

в) плательщиками этих налогов по общему правилу являются лица, реализующие товары, работы и услуги.

При этом следует иметь в виду, что, несмотря на то, что экономически бремя уплаты этих налогов ложится на покупателя, ответственность за неуплату этих налогов несёт исключительно плательщик (продавец, подрядчик, исполнитель).

Покупатель и заказчик не может быть привлечён к ответственности за неуплату этих налогов, даже в том случае, если продавец не предъявил к оплате соответствующие суммы косвенных налогов.

Наименование налога (сбора)

Бюджет (фонд), в который они подлежат зачислению.

налог на добавленную стоимость

организации и, в прямо установленных законодательством случаях, - индивидуальные предприниматели

республиканский бюджет, с передачей части сумм на местный уровень

организации и индивидуальные предприниматели

республиканский бюджет с передачей части сумм на местный уровень

налог с продаж автомобильного топлива

организации и индивидуальные предприниматели

республиканский дорожный фонд

сбор в Республиканский Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог - эти два налога выплачиваются единым платежом 3% от выручки

67 % суммы подлежит зачислению в Республиканский Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и 33% сумм - в дорожные фонды

сбор на формирование местных целевых бюджетных фондов жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, уплачиваемые единым платежом 1,15%

местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды, при местных бюджетах

2. Общереспубликанские, прямые налоги и сборы, относимые на себестоимость продукции - налоги и сборы, отвечающие следующим признакам:

а) суммы данных налогов выплачиваются организациями за счёт части выручки, которая составляет сумму затрат, относимых на себестоимость продукции;

б) суммы данных налогов, зачисленные в бюджет, подлежат отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг) наряду с затратами на приобретение сырья, материалов, оплату труда и другими.

Наименование налога (сбора).

Бюджет (фонд), в который они подлежат зачислению.

организации, индивидуальные предприниматели и иные физические лица

бюджеты областей и города Минска

обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости

организации и индивидуальные предприниматели

Государственный фонд содействия занятости

обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты

организации, индивидуальные предприниматели и отдельные категории иных физических лиц

Фонд социальной защиты населения

налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)

организации и индивидуальные предприниматели

бюджеты областей и города Минска

плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;

организации и индивидуальные предприниматели

бюджетные фонды охраны природы Республики Беларусь

дорожные налоги и сборы, в том числе сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автодорогам общего пользования; плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автодорогам общего пользования; плата за проезд по платным автодорогам и мостам;

организации и физические лица

3. Общереспубликанские налоги и сборы, выплачиваемые из налогооблагаемой прибыли или дохода, - налоги, отвечающие следующим признакам:

а) суммы этих налогов и сборов выплачиваются за счёт налогооблагаемой прибыли, которая складывается из суммы налога на прибыль и средств, остающихся в распоряжении предприятия;

б) суммы этих налогов не подлежат отнесению на себестоимость продукции;

в) возникновение обязательства по уплате этих налогов целиком зависит от финансовых результатов деятельности организация. В том случае, если организация не имеет балансовой прибыли, а как следствие и налогооблагаемой прибыли, вопрос об уплате налога на прибыль, дивидендов и налога на доход не встаёт.

Наименование налога (сбора)

Бюджет (фонд), в который они подлежат зачислению

налог на прибыль

республиканский бюджет с передачей части сумм местным бюджетам

налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним сумм

республиканский бюджет с передачей части сумм местным бюджетам

налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянные представительства

организации - нерезиденты Республики Беларусь

республиканский бюджет с передачей части сумм местным бюджетам

налоги на доходы в отельных сферах деятельности

организации (банки, страховые организации и юридические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами)

подоходный налог с физических лиц;

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и индивидуальные предприниматели, если иное не установлено в отношении них законодательством

бюджеты областей и города Минска

налог на недвижимость. Однако при этом следует отметить, что налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму налога на недвижимость, уплаченную со стоимости основных средств.

организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.

бюджеты областей и города Минска

налог на приобретение автотранспортных средств;

организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.

4. Общереспубликанские налоги и сборы, составляющие упрощённую систему налогообложения Республики Беларусь, - это налоги, отвечающие следующему признаку:

а) данные налоги заменяет для их плательщиков ряд других налогов.

Наименование налога (сбора)

Бюджет (фонд), в который подлежат зачислению его суммы.

единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

индивидуальные предприниматели и иные физические лица

бюджеты областей и города Минска

единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

бюджеты областей и города Минска

налог при упрощённой системе налогообложения субъектов малого предпринимательства.

бюджеты областей и города Минска

II. Местные налоги и сборы - это такие обязательные платежи, право на установление которых отнесено законодательными актами к компетенции Областных и Минского городского советов депутатов. При этом они могут зачисляться как в бюджет области, в которой они установлены, так и в городской бюджет.

Местные налоги и сборы подразделяются на две группы:

1. Местные косвенные налоги, включаемые в выручку от реализации товаров работ и услуг.

2. Местные налоги, уплачиваемые из средств, остающихся в распоряжении предприятия, т.е. прибыли, оставшейся после уплаты налога.

1. Местные косвенные налоги, включаемые в выручку от реализации товаров работ и услуг.

Наименование налога (сбора)

Бюджет (фонд), в который подлежат зачислению его суммы.

налог с продаж в розничной торговле;

организации и индивидуальные предприниматели

налог на услуги, оказываемые объектами сервиса: рынками, гостиницами, боулинг-клубами и др. объектами сервиса, определяемыми областными советами депутатов.

организации и индивидуальные предприниматели

2. Местные, прямые налоги, уплачиваемые из налогооблагаемой прибыли.

Наименование налога (сбора)

Бюджет (фонд), в который подлежат зачислению его суммы.

целевой сбор на восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугороднего сообщения.

организации и индивидуальные предприниматели

б) целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города или района.

организации и индивидуальные предприниматели

1. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь. Общая часть / А.Б. Дробыш, Л.Н. Добрынин, Е.А. Панасюк; Под общ. ред. канд. экон. наук О.А. Левковича, канд. юрид. наук Л.И. Липень. - Мн.: Дикта, 2003.

2. Ханкевич Л.А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. - Мн., 1999.

3. Маньковский И.А. Налоги и хозяйственная деятельность. / Под ред.В.И. Семенкова. - Мн., 1999.

4. Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь. - Мн.: ПТЧУП "Молодёжное", 2003.

5. Апель А.Л. Основы налогового права. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2001.

6. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, Т.И. Василевская и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц. - Мн.: Высшая школа, 2004.

7. Кравченко Т.Г. Налоговое право. Курс лекций. - Гомель.: ГГУ, 2002.

8. Химичева Н.И. Налоговое право. - М.: Бек, 1997.

9. Финансовое право: Учебник / Отв. ред.Н.И. Химичева.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 1999.

10. Петрова Г.В. Налоговое право. - М., 1997.

11. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляева С.Г. Основы налогового права. - М., 1995.

12. Мороз Л.Н. Налоги: Проблемы правового регулирования. /Под ред.В.И. Семенкова - Мн., 1999.

13. Налоги и налоговое право. Учебное пособие // Под ред. А.В. Брызгина. - М.: "Аналитика Пресс", 1997.

14. Налогообложение в международных экономических отношений.В.А. Дадалко, Е.Е. Румянцева, Н.Н. Демчук. - Мн., 2000. - 320 с.

15. Попов Е.М. Налоги и налогообложение в РБ: Учебное пособие. - Гомель.: ГКИ, 1997.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, предмет и метод налогового права, его принципы. Особенности налоговых правоотношений. Система налогового права и его место в системе права, отраслевые и межотраслевые связи. Внутригосударственные и международные источники налогового права.

презентация [104,9 K], добавлен 22.07.2015

Понятие, предмет, метод налогового права. Формирование публичного фонда денежных средств государства. Принципы налогового права. Нормативный правовой акт о налогах и сборах. Система налогового права и его место в системе права. Источники налогового права.

презентация [92,5 K], добавлен 22.07.2015

Понятие и значение налогового права в системе государственного контроля, принципы его деятельности. Методы правового регулирования налогообложения. Нормы и источники налогового права, их виды и степень важности. Структура системы налогового права.

контрольная работа [13,0 K], добавлен 16.08.2009

Элементы налоговой правовой нормы. Система, принципы и источники налогового права. Вопросы международного налогового права. Налоговое право как система научного знания и учебная дисциплина. Понятие, содержание и особенности налоговых правоотношений.

курсовая работа [29,4 K], добавлен 25.06.2009

Налоговое право в системе российского права, его основные понятия. Система налогов и сборов, налоговая система Российской Федерации. Понятие налогового правонарушения. Содержание принципов налогового права. Виды норм и источники налогового права.

курсовая работа [51,4 K], добавлен 10.03.2014

Читайте также: