Ненормативным актом налогового органа принимаемым по результатам проверки является тест

Опубликовано: 30.04.2024

1. Лицевой счет налогоплательщика является предельно __________________ документом.
• формализованным

2. Срок проведения камеральной проверки ограничен __________________ со дня представления декларации налогоплательщиком.
• 3 месяцами

3. Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является __________________ стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
• инвентаризационная

4. После завершения проверки налоговой декларации налоговый инспектор ставит в ней свою подпись и указывает дату
• завершения проверки

5. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании __________________ санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
• налоговой

6. Решение о приостановлении операций налогоплательщика — организации по его счетам в банке принимается:
• руководителем налогового органа или его заместителем

7. __________________ налоговая проверка — проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.
• камеральная

8. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста
• 16 лет

9. Нормативные акты, регулирующие порядок взаимодействия налоговых органов со сторонними организациями, имеют форму __________________ положений о сотрудничестве.
• межведомственных

10. Сумма излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, подлежат возврату налоговым органом не позднее
• 1 месяца

11. План проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков утверждается:
• руководителем налогового органа или его заместителем

12. Акт выездной налоговой проверки составляется в __________________ экземплярах.
• двух

13. При __________________ проверке каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в месяц.
• камеральной

14. При постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, заявление по установленной форме подается в налоговый орган по месту нахождения организации в течение __________________ после государственной регистрации.
• 10 дней

15. Анализ данных о налогоплательщике проводится сотрудниками инспекции в целях реальной оценки состояния __________________ учета и достоверности данных налоговой отчетности.
• бухгалтерского

16. В соответствии с НК РФ, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется физическим лицом не позднее 30 __________________ года, следующего за истекшим налоговым периодом.
• апреля

17. Обращения граждан на неправомерные действия руководителей структурных подразделений налоговой инспекции рассматриваются в срок до одного(-ой):
• месяца

18. __________________ кодексом РФ установлена ответственность физического лица за уклонение от уплаты налогов, совершенное в особо крупном размере.
• Уголовным

19. __________________ счет федерального бюджета находится в Банке России.
• Единый

20. Отдел прочих налогов и сборов с физических лиц налоговой инспекции производит исчисление налога на:
• имущество физических лиц

21. Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством __________________ РФ.
• финансов

22. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение __________________ со дня вручения или получения копии постановления.
• 10 суток

23. В течение __________________ с момента подачи налогоплательщиком всех необходимых документов налоговый орган обязан выдать свидетельство о постановке на учет и присвоить ИНН.
• 5 дней

24. __________________ анализ данных о налогоплательщике проводится по каждому налогоплательщику, включенному в план непосредственно перед началом выездной проверки.
• предпроверочный

25. Решение о взыскании задолженности по налогам должно быть принято в течение __________________ календарных дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
• 60

26. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении __________________ со дня совершения административного правонарушения.
• двух дней

27. Целью __________________ отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок является формирование списка налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке.
• предварительного

28. Общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается в срок не позднее __________________ года, следующего за истекшим налоговым периодом.
• 15 июля

29. Контроль за соблюдением Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин в денежных расчетах с населением» возложен на __________________ органы.
• налоговые

30. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, а также начисленных процентов, производится в валюте
• Российской Федерации

31. Решение о признании безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам принимается Федеральной налоговой службой по суммам __________________ и более.
• 20 млн. руб

32. Срок рассмотрения обращения граждан на неправомерные действия руководителей структурных подразделений инспекции может быть продлен не более чем на:
• 1 месяц

33. Начисление пени и штрафных санкций по НК РФ производятся в:
• рублях

34. Основной задачей отдела организации учета налогоплательщиков налоговой инспекции является контроль за соблюдением __________________ законодательства в части учета налогоплательщиков.
• налогового

35. __________________ счета налогоплательщика открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый бюджет (если налог подлежит зачислению в несколько бюджетов).
• лицевые

36. Пеня не начисляется на __________________ штрафы.
• административные

37. __________________ кодексом РФ установлен принцип казначейского исполнения федерального бюджета.
• Бюджетным

38. Не составляют налоговую тайну сведения о (об) __________________ номере налогоплательщика.
• идентификационном

39. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении уплаты налога и сбора, являются __________________ по региональным и местным налогам и сборам.
• финансовые органы субъекта РФ

40. Форма плана проведения выездных налоговых проверок утверждена:
• Федеральной налоговой службой РФ

41. На основании принятого решения о взыскании задолженности по налогам, налоговая инспекция выставляет в банк __________________ поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщика.
• инкассовые

42. Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие __________________ деятельность без образования юридического лица.
• предпринимательскую

43. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением законодательства
• о налогах и сборах

44. Нарушение порядка ведения кассовых операций должностными лицами влечет за собой наложение административного штрафа в размере
• от 40 до 50 МРОТ

45. Ответственность за нарушения, выявляемые сотрудниками Отдела оперативного контроля налогового органа, установлена:
• Кодексом РФ об административных правонарушениях

46. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ каждому налогоплательщику может быть присвоен:
• только один ИНН

47. Налоговая инспекция является __________________ организацией.
• бюджетной

48. Дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются __________________ судом.
• арбитражным

49. Дело об административном правонарушении рассматривается в __________________ срок со дня получения судьей протокола о правонарушении и других материалов.
• пятнадцатидневный

50. Непредставление организацией или уполномоченным лицом документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ, в налоговые органы признается __________________ правонарушением.
• налоговым

51. Требование об уплате налога — это адресованное налогоплательщику извещение об обязанности уплатить в __________________ срок неуплаченную сумму налога.
• установленный

52. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту:
• жительства

53. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе
• 18 лет

54. Задолженность по налогам, не погашенная в ходе процедуры банкротства за счет конкурсной массы, рассматривается как задолженность безнадежная к взысканию и подлежит списанию в соответствии с постановлением
• Правительства Российской Федерации

55. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица для постановки на учет одновременно с заявлением представляет свидетельство о:
• государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

56. Идентификационной номер представляет собой для налогоплательщика — организации __________________ цифровой код.
• десятизначный

57. Земельный налог исчисляется гражданами исходя из налогового(-ой, -ых) __________________ ставок земельного налога и налоговых льгот.
• базы

58. Налоговые органы обязаны соблюдать __________________ тайну.
• налоговую

59. План проведения выездных налоговых проверок должен быть утвержден руководителем налогового органа не позднее, чем за __________________ до начала квартала, следующего за отчетным.
• 10 дней

60. В случае ликвидации организации присвоенный ему __________________ номер налогоплательщика является недействительным.
• идентификационный

61. Записи в лицевых счетах производятся в __________________ порядке.
• хронологическом

62. Налоговая инспекция проводит совместно с __________________ органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
• правоохранительными

63. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение __________________ со дня уплаты указанной суммы.
• 3 лет

64. Налоговая инспекция возглавляется:
• руководителем

65. Задолженность по налогам и пени взыскивается с юридических лиц в __________________ порядке.
• бесспорном

66. Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за __________________ предшествующих года.
• 3

67. Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, приводит к применению __________________ санкций.
• налоговых и административных

68. В соответствии с Налоговым кодексом РФ в случае нарушения налогоплательщиком установленных сроков уплаты налога на просроченную сумму начисляется:
• пеня

69. Решение о взыскании задолженности по налогам должно быть доведено налоговой инспекцией до сведения налогоплательщика в течение __________________ с момента его принятия.
• 5 дней

70. Основным объектом камеральной проверки является __________________ декларация, представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию.
• налоговая

71. Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему
• налогового администрирования

72. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую тайну, наказывается в соответствии с __________________ кодексом РФ.
• Уголовным

73. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается:
• продолжение противоправного поведения

74. Разглашение налоговой, банковской или коммерческой тайны наказывается штрафом в размере __________________ МРОТ.
• от 200 до 500

75. Решение о приостановлении операций налогоплательщика — организации по его счетам в банке принимается руководителем налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками __________________ декларации в налоговый орган в течение 2 недель.
• налоговой

76. Сразу после прибытия на место проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю организации
• служебные удостоверения

77. Идентификационной номер представляет собой для налогоплательщика — физического лица __________________ цифровой код.
• двенадцатизначный

78. Требование об уплате налога и пени, доначисленных налогоплательщику в результате налоговых проверок, должно быть направлено в __________________ срок со дня вынесения решения по результатам проверки.
• десятидневный

79. Пеня начисляется на каждый(-ую) __________________ просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
• день

80. В случае установления факта неуплаты в установленный срок налога или пени налоговый орган выносит решение о направлении требования:
• об уплате налогов

Указанный документ служит основанием для взыскания с виновных лиц штрафов, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок вынесения решения

Логическим завершением мероприятий, выявивших признаки нарушений, выступает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако возможны ситуации, когда возражения налогоплательщика будут приняты и при производстве решится вопрос об отказе привлекать его к ответственности.

Нормы, устанавливающие правила вынесения такого документа, а также реализацию прав лиц на его обжалование, предварительные обеспечительные меры и другие моменты этой процедуры, предусмотрены ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предполагает соблюдение ряда норм налогового законодательства России. Неисполнение процессуальных правил позволит привлекаемому лицу успешно обжаловать принятый документ. Его исполнение окажется под угрозой.

Первой обязанностью лиц, у которых в производстве находится дело, является извещение налогоплательщика о месте и времени проведения разбирательства. Оно предусмотрено ч. 2 ст. 101 НК РФ.

Исполнение этой обязанности может быть осуществлено как посредством личного вручения, так и путем направления уведомления почтой, либо другими возможными способами.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений. Специальное понятие надлежащего извещения также не установлено.

Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка

Процедура предусматривает достаточно широкие права привлекаемого к ответственности лица. Они определяются ст. 101 НК РФ:

  • первая группа возможностей включает участие в производстве. Налогоплательщики могут это делать как лично, так и посредством представителя;
  • другие возможности связаны с ознакомлением с материалами, находящимися в производстве. Для этого требуется подать ходатайство, которое подлежит удовлетворению в 2-дневный срок. Способы получения информации в органах ФНС России определяются в ч. 2 ст. 101 НК РФ. Понятие «ознакомление» включает в себя как чтение, так и совершение выписок, а также снятие копий;
  • также в число прав этих лиц входит возможность представления возражений. При этом должен быть соблюден предусмотренный срок (месяц со дня получения акта проверки и 10 дней с момента получения акта, составленного по итогам дополнительных мероприятий).

К материалам налоговой проверки относятся все доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В число должностных обязанностей лиц, ведущих расследование, входит использование только допустимых материалов. Таковыми считаются все документы, полученные с соблюдением требований законодательства России.

Помимо письменных доказательств, возможно участие граждан. Привлечение эксперта, свидетеля или специалиста возможно на основании соответствующих требований как налогоплательщика, так и должностных лиц, ведущих расследование.

Правила рассмотрения материалов налоговой проверки

Круг субъектов, которым предоставлены полномочия при производстве по делу, ограничен. В состав таких должностных лиц входят руководитель ИФНС России или другого налогового органа, а также его заместитель.

Стандартное время рассмотрения акта проверки составляет 10 дней.

Если требуются дополнительные мероприятия (опрос свидетеля или другого лица, а также истребование документов у контрагентов налогоплательщика), то ко времени процедуры может быть добавлено не более 1 месяца.

Права и обязанности налоговых органов в отношении КГН могут быть реализованы в 2-месячный период. В указанных рамках, периоды отложения определяются налоговыми органами самостоятельно.

Рассмотрение дела по существу предполагает предварительное установление явки привлекаемого к ответственности лица. Если его присутствие обязательно, то разбирательство откладывается. Как правило, это не служит проблемой для того, чтобы наложить взыскание.

Процесс рассмотрения материалов предполагает ведение протокола. В нем отражаются данные об изучаемых и оглашаемых материалах проверки.

В ходе производства, в права и обязанности налоговых органов входит решение следующих вопросов:

  • о наличии факта нарушения законодательства РФ;
  • о том, предусмотрена ли для таких нарушений ответственность;
  • о наличии основания привлечь лицо к ответственности;
  • о возможности применения ряда норм, касающихся наказания. Имеются в виду основания освобождения от ответственности, а также обстоятельства смягчающего или отягчающего вину характера.

Итогом указанных процедур служит вынесение решения по делу.

Решение и его содержание

Итоговый документ может как предусматривать взыскание, так и обходиться без него. Варианты, которыми определяются меры ответственности, должен включать следующую информацию:

  • имеющие значение для дела обстоятельства, установленные проверкой;
  • контрдоводы налогоплательщика в пользу того, что исполнение им своих обязанностей было надлежащим, и их оценку;
  • ссылку на норму НК РФ, устанавливающую наказание за нарушение;
  • данные о размере недоимки, пеней, а также полагающийся к уплате штраф.

Если решение не предполагает привлечения ответственности, то оно должно содержать основания принятия. В случаях, когда проверкой подтверждена недоимка, ее необходимо указать вместе с размером пени.

Если законодательством об административных правонарушениях предусматривается отдельная ответственность, то в отношении проверяемого может быть оформлено соответствующее постановление, устанавливающее взыскание. Такие правила определяются нормами КоАП.

Возможны и признаки преступления. Если они обнаруживаются, то происходит приостановление исполнения решения, а материалы направляются в правоохранительные структуры. Если последние выносят постановление о прекращении расследования или об отказе в возбуждении дела, то налоговики отменяют указанное выше приостановление. Аналогичен и порядок в случае оправдательного приговора.

Основания для отмены решения налогового органа

Решение вступает в силу не сразу. Привлекаемому лицу дается месячный срок на обжалование документа в апелляционном порядке. Оспорить решение возможно путем подачи жалобы через орган, принявший первоначальное решение.

Итогом рассмотрения жалобы может стать как ее удовлетворение, так и отказ. Также заявление может быть удовлетворено частично. Кроме того, во вышестоящем исполнительном органе могут отменить решение и принять новое.

Любое решение, не связанное удовлетворением требований жалобщика переводит оспариваемый документ в статус действующего в части или полностью.

После неудачной апелляции, возможна подача исковых заявлений в суд. Эта жалоба направляется в соответствующую структуру по месту нахождения органа, принявшего решение. Требования к содержанию исковых заявлений при подаче и допустимые сроки содержатся в процессуальном законодательстве РФ.

Причины для отмены могут быть как фактическими, так и процессуальными, обусловленными грубым нарушением прав привлеченного лица.

Также основанием для отмены служит обвинительный приговор в отношении физлица, ранее привлеченного к налоговой ответственности.

Обеспечительные меры

Применение обеспечительных мер служит гарантией того, что лицо не уклонится от обязанности возместить предусмотренные решением суммы. Такое понятие известно по судебной процедуре. Истец подает заявление о принятии обеспечительных мер, если принятый акт нарушает его права. Закон устанавливает единственное основание такого решения.

Обеспечительные меры применяются, если есть достаточные основания полагать недобросовестность проверяемого субъекта. Отсутствие конкретизирующих условий нередко приводит к избыточному использованию такого института.

Часто принимается немедленное решение. Возможно обоснование заключается во внутренних инструкциях налоговиков, действие которых не придается огласке, признающих непринятие обеспечительных мер недопустимым. Однако, согласно закону, их введение является правом, а не обязанностью инспекции.

В зависимости от статуса принятого решения, выделяют предварительные обеспечительные меры (связанные с не вступившим в силу документом) и обеспечительные меры, направленные на исполнение действующего решения. Первый вариант связан с долгим сроком, предоставляемым для подачи жалоб. Предварительные обеспечительные меры позволяют подстраховаться от возможности реализации субъектом своих активов в период апелляции.

Существует и законная классификация. Ч. 10 ст. 101 НК предусматривает отдельные виды обеспечительных мер. К ним относится следующее:

  • запрет на реализацию, либо передачу в залог имущества. При применении обеспечительных мер такого типа устанавливается последовательность от более мягких к более жестким ограничениям, если имеет место неисполнение решения. Первый шаг касается недвижимости. Обеспечительные меры следующего уровня предполагают ограничение в отношении транспорта, а также ценных бумаг различных видов. Также они касаются предметов, составляющих дизайн офисов. Под следующие обеспечительные меры попадает все остальное имущество. Исключение составляют сырье, необходимые в производстве материалы, а также готовая продукция. Последний шаг устанавливает абсолютные ограничения. Они не будут отменены, пока цель не реализуется;
  • решение о применении обеспечительных мер может заключаться в приостановлении операций по банковским счетам. Такая информация доступна налоговикам, поэтому они наиболее часто прибегают к этому виду. Очень часто банковского счета касаются предварительные обеспечительные меры.

Решение о применении обеспечительных мер может быть комбинированным. Закон не ограничивает налоговиков выбором единственного вида.

Круг уполномоченных субъектов ограничен. Решение о применении обеспечительных мер может принять руководитель инспекции, либо его заместитель.

Аналогичен и порядок, когда они прекращают действие. Отмена обеспечительных мер осуществляется этими же лицами.

Возможна ли замена

Налогоплательщик может обратиться к налоговикам, предъявив ходатайство о принятии обеспечительных мер альтернативного характера.

Речь идет о добровольной замене указанных ограничений на банковскую гарантию с полным покрытием, залогом высоколиквидных ценных бумаг или иного имущества. Также возможно поручительство третьих лиц.

Если предъявляется гарантия, выданная банком, числящимся в специальном перечне, то замена должна осуществляться в обязательном порядке после оформления, поскольку обязательства кредитного учреждения надежны, а обеспечительными мерами, прекращения которых добивается налогоплательщик, компании наносится вред.

Исключение составляет проверка обоснованности возмещения НДС, по результатам которой Вы в любом случае получите либо акт об отказе в возмещении НДС (если инспекция отказывает в возмещении полностью или частично), либо решение о возмещении НДС (если инспекция возмещает его полностью).

Что касается порядка обжалования, сроков и процедуры обжалования, то они идентичны для камеральных и выездных проверок.

То есть, получив акт проверки с высокой долей вероятности Вашей компании придется пройти 3 этапа, каждый из которых имеет определенные особенности.

Если Вы исчерпали все возможности для досудебного обжалования, необходимо подавать заявление в арбитражный суд о признании незаконным решения налогового органа.

Данная процедура достаточно длительная. Судебное разбирательство может длиться 3-5 месяцев.

В это время налоговый орган вправе обратиться за взысканием налогов, пеней и налоговых санкций со счетов налогоплательщика в бесспорном порядке.

Для этого сначала выносится требование об уплате налога, а затем — если оно не оплачено в добровольном порядке — на счета налогоплательщика направляется инкассовое поручение.

Естественно, что подобный порядок взыскания не учитывает, что после признания незаконным решения налогового органа — возвратить излишне взысканные налоги занимает большое количество времени.

Единственным выходом из сложившейся ситуации мы видим в обращении в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер — в виде запрета на бесспорное взыскание данных сумм.

Другой важный момент заключается в том, что мало получить решение суда в вашу пользу. Нужно еще сделать так, чтобы инспекция его быстро и правильно исполнила.

Арбитражно-процессуальный кодекс устанавливает, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Однако, многие инспекции начинают ссылаться на то, что еще не прошел срок апелляционного обжалования и они будут подавать жалобы в вышестоящий суд и только после этого можно будет говорить об исполнении решения суда.

Неважно, намеренно или по незнанию, инспекция путает эти понятия, однако наш опыт дает возможность избежать подобного «недопонимания». Как правило, грамотно составленное письмо снимает все вопросы со стороны самых дотошных инспекторов и решение суда исполняется.

Подробнее об обжаловании решения налогового органа в судебном порядке Вы можете узнать здесь


Возражения по акту проверки

В соответствии с действующим законодательством налогоплательщик имеет право в течение 15 рабочих дней с момента получения акта проверки подать возражения по этому акту.

Однако не всегда такие возражения выгодно подавать. Дело в том, что по итогам рассмотрений возражений инспекция вправе принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формально они назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Однако, на практике, основной целью проведения дополнительных мероприятий является сбор доказательств, направленных на опровержение возражений налогоплательщика — назначение экспертиз, проведение опросов и т.д.

Поэтому, чтобы избежать подобных дополнительных мероприятий — иногда нет смысла подавать возражения, тем более что это не препятствует дальнейшему обжалованию акта проверки.

Подробнее об услуге подготовка возражений по акту проверки Вы можете узнать здесь

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган

Срок на подачу апелляционной жалобы строго ограничен — это 10 рабочих дней с момента получения решения по итогам проверки.

Кроме того, важно понимать, что подача апелляционной жалобы — это обязательная досудебная процедура. Если апелляционная жалоба не подавалась, обращение в арбитражный суд невозможно — суд просто оставит дело без рассмотрения.

Подробнее об услуге подготовка апелляционной жалобы Вы можете узнать здесь

Судебное разбирательство

Другие виды налоговых проверок:

Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

Это самый частый вид проверки. Чаще всего, это только арифметическая проверка декларации.

  • Возражения по акту проверки
  • Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган
  • Судебное разбирательство

Есть вопросы по налогам? Задайте их нашим экспертам и получите персональную консультацию

1. Камеральная налоговая проверка является:
а) формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации;
б) основным средством целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
в) оба варианта верны.

2. Цель внедрения систем автоматизированной камеральной проверки:
а) контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах;
б) отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначисления;
в) оба варианта верны.

3. Камеральная налоговая проверка – это:
а) проверка, проводящаяся по месту нахождения налогоплательщика на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у самого налогоплательщика;
б) проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;
в) проверка, проводящаяся по месту жительства налогового инспектора на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового инспектора.

4. Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен:
а) 3 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком;
б) 2 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком;
в) 5 днями со дня представления декларации налогоплательщиком.

5. Срок на начисление в карточках лицевых счетов во время камеральной налоговой проверки сумм налогов «по данным налогоплательщикам» (исключая НДС и налог на землю) ограничен:
а) 10 дней по квартальной отчетности и 5 дней по годовой;
б) 5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой;
в) 15 дней по квартальной отчетности и 1 месяц по годовой.

6. Цель камеральной налоговой проверки является:
а) перераспределения ВНП между населением;
б) инвентаризация наличия денежных средств у налогоплательщика;
в) контроль соблюдения налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах.

7. Последствия нарушения налоговым органом срока камеральной налоговой проверки:
а) не установлены;
б) установлены Налоговым кодексом РФ;
в) установлены Таможенным кодексом РФ.

8. Налоговым правонарушением признается:
а) отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов;
б) непредоставление налогоплательщиком запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов в пятидневный срок;
в) оба варианта верны.

9. Штраф за отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов составляет:
а) 30 руб. за каждый документ;
б) 50 руб. за каждый документ;
в) 80 руб. за каждый документ.

10. В случае направления налогоплательщику требования о представлении документов заказным письмом, налоговые органы считают его полученным по истечении:
а) 5 дней после отправки;
б) 6 дней после отправки;
в) 7 дней после отправки.

11. Результатом камеральной налоговой проверки при обнаружении налогового правонарушения является:
а) Акт камеральной налоговой проверки;
б) Справка камеральной налоговой проверки;
в) Протокол камеральной налоговой проверки.

12. Результатом камеральной налоговой проверки в случае, если ошибки не обнаружены является:
а) Акт камеральной налоговой проверки;
б) Справка камеральной налоговой проверки;
в) Инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе.


О дним из оснований для признания недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности является нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения проведенной в отношении налогоплательщика налоговой проверки. Учитывая, что это основание является безусловным, налогоплательщикам необходимо хорошо ориентироваться в стадиях указанной процедуры и знать свои права. В настоящей статье на основе действующего законодательства и судебной практики рассматриваются наиболее актуальные вопросы, которые могут возникнуть у налогоплательщиков и налоговых органов.

Изучаем законодательство

Оценивая развитие отечественного налогового законодательства, нельзя не отметить тенденцию к возрастанию в нем публичного интереса, направленного на создание условий для максимально беспрепятственного пополнения бюджета за счет налоговых поступлений 1 . Одно из наиболее важных проявлений эта тенденция находит в обширных полномочиях налоговых органов при осуществлении налогового контроля и прежде всего – в полномочиях по бесспорному взысканию сумм налогов, пеней и штрафов на основании вступивших в законную силу решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Из анализа соответствующих положений Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) следует, что такие полномочия налоговых органов главным образом включают в себя:

  • принятие обеспечительных мер, направленных на реализацию возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (п. 10 ст. 101 НК РФ);
  • приостановление операций по счету, т.е. прекращение банком всех расходных операций по счету (ст. 76 НК РФ);
  • обращение взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках (ст. 46 НК РФ);
  • взыскание налогов, пени и штрафов за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя (ст. 47 НК РФ).

В то же время логика юридического мышления подсказывает, что широкие публично-правовые возможности налоговых органов при исполнении решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть сбалансированы всесторонним обеспечением частных интересов налогоплательщиков на этапе принятия таких решений.

В этом смысле особая роль в обеспечении преимущественно частных интересов принадлежит процедуре по рассмотрению материалов налоговых проверок и принятию по его результатам решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Можно утверждать, что с 2007 года для этого заложен основной фундамент и отечественным законодателем. Согласно обновленным редакциям ст. 100 и 101 НК РФ на этапе подведения итогов налоговой проверки в отношении налогоплательщика применяются следующие важные меры, направленные на обеспечение его прав и законных интересов:

  • по результатам налоговой проверки проверяющими должностными лицами составляется акт, в котором фиксируются выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах и который обязательно вручается налогоплательщику для ознакомления и подготовки возражений;
  • акт налоговой проверки, поступившие на него возражения, а также иные материалы проверки подлежат обязательному рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с участием налогоплательщика;
  • принятые по результатам рассмотрения материалов проверки решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть обжалованы в вышестоящий орган, что приостанавливает вступление их в законную силу.

Подчеркивая важность таких мер, законодатель в п. 14 ст. 101 НК РФ специально указал, что неисполнение налоговым органом обязанности по обеспечению налогоплательщика возможностью представить свои объяснения, а также участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и, как следствие, служит основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим органом или судом. Указанное основание является безусловным, т.е. применяется в любом случае, даже при наличии безукоризненной доказательственной базы о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения.

Что должен содержать акт налоговой проверки?

Одним из существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является неисполнение налоговым органом обязанности по обеспечению налогоплательщика возможностью представить свои возражения по поводу выявленных нарушений.

Указанная обязанность считается надлежаще исполненной, если налоговый орган своевременно предоставит налогоплательщику акт налоговой проверки.

Согласно ст. 88 НК РФ акт камеральной налоговой проверки составляется должностными лицами налоговых органов в течение 10 дней после окончания проверки, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах.

В силу ст. 100 НК РФ акт выездной налоговой проверки составляется во всех случаях проведения выездной налоговой проверки в течение двух.

Читайте также: