Полномочия органов мвд россии и следственных органов в сфере налогового администрирования

Опубликовано: 01.05.2024

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Комментируемая статья регулирует порядок осуществления полномочий органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений, закрепляя право органов внутренних дел участвовать в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами.

Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 утвержден порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

Данным Приказом, в частности, также утверждена форма запроса налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

ФНС России в письме от 24.08.2012 N АС-4-2/14007@ поручила нижестоящим налоговым органам в обязательном порядке инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

В письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 указано, что в случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 НК РФ и подпунктом 28 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Как отмечено в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N А41-22718/08, НК РФ не запрещает участие органов внутренних дел в налоговых проверках (совместных проверках) по запросам самих органов внутренних дел, а также не запрещает использовать полученные от таких органов документы, связанные с деятельностью налогоплательщика при проведении налоговых проверок, в том числе документы, полученные органами внутренних дел раньше начала проведения налоговой проверки.

Объяснение, полученное в порядке, установленном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", не может служить надлежащим доказательством фактов, указанных в акте проверки и решении налогового органа. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, должны быть подтверждены мероприятиями налогового контроля в порядке, установленном статьями 90 - 99 НК РФ.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 04.02.1999 N 18-О, и с учетом статей 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции РФ результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

На это указано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 N А41-44551/11.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 30.10.2012 N А35-104/2012 суд пришел к выводу о том, что действующим налоговым законодательством предусмотрено участие сотрудников органов внутренних дел только в рамках проведения выездной налоговой проверки (статья 89 НК РФ), о чем в обязательном порядке указывается в решении налогового органа о проведении выездной проверки, как это предусмотрено положениями Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказами от 30.06.2009 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 495 и Федеральной налоговой службы N ММ-7-2-347.

Как отметил суд, протокол обследования помещений, сооружений, зданий, участков местности, транспортных средств и изъятия документов проведен вне рамок выездной налоговой проверки, составлен работником УМВД России по субъекту РФ, который не является должностным лицом налогового органа.

С учетом изложенного суд указал, что данный протокол не может быть принят судом в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения, поскольку в силу части 3 статьи 64 и статьи 68 АПК РФ является недопустимым доказательством.

В Постановлении ФАС Московского округа от 17.07.2012 N А41-24972/10 отмечено, что оперуполномоченный УФСИН России по субъекту РФ допрашивал гражданина на основании запроса налогового органа, что не нарушает норму закона.

В Постановлении от 09.10.2012 N Ф09-9203/12 ФАС Уральского округа, оценив объяснения и показания работников, полученные сотрудником органов внутренних дел и сотрудниками налогового органа, признал их допустимыми доказательствами. Объяснения работников, полученные сотрудником органа внутренних дел, включенным в состав проверяющих лиц, получены в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а не в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 32, 82, 36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», положениями Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2010 № 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий сооружений.

Суд первой инстанции по настоящему делу, отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствовался, в частности положениями статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности от 12.08.1995 № 144-ФЗ и исходил из того, что порядок привлечения к участию в проведении выездной налоговой проверки сотрудника органов внутренних дел инспекцией соблюден.

требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 21, подпунктом 11 пункта 1 статьи 31, статьей 33, пунктом 1 статьи 36, пунктом 2 статьи 56, пунктом 3 статьи 82, статьями 89, статье 95, 100, 101, статьей 113, 120, 122 подпунктом 22 пункта 3 статьи 149, статьей 253 Налогового кодекса Российской Федерации.

Полномочия органов внутренних дел и следственных органов как субъектов налогового контроля определены НК РФ.

Правовая характеристика полномочий и функций следственных органов и органов внутренних дел в реализации налоговых правоотношений

В соответствии с налоговым законодательством сотрудники следственных органов, равно как и представители органов внутренних дел и прокурор вправе принимать участие в осуществлении налоговых мероприятий, в частности проверок, по запросу должностных лиц налоговой службы.

В случае выявления нарушений налогового законодательства сотрудники ОВД РФ и прокурор, участвовавший в проверке или контролирующем мероприятии, обязаны сообщить о факте несоблюдения норм закона в соответствующие налоговые структуры.

На уведомление налоговых органов отводится срок в 10 дней. В свою очередь сотрудники налоговой службы обязаны принять законное решение относительно выявленного правонарушения в виде привлечения виновного лица (лиц) к юридической ответственности.

Случаи обязательного привлечения сотрудников ОВД, прокурора или следственных органов к рассмотрению налогового правонарушения

Федеральная налоговая служба РФ определила ряд случаев, когда привлечение сотрудников ОВД или прокурора к проведению налоговых действий является обязательным.

К таким случаям относятся:

  • выявление обстоятельств, которые свидетельствуют о неправомерном возмещении НДС, акциза;
  • выявление неправомерных действий налогоплательщиков во время осуществления процедуры признания лица банкротом;
  • подозрение на преднамеренное или фиктивное банкротство плательщика налогов;
  • выявление преступных схем, разработанных неблагонадежными плательщиками налогов с целью уклонения от их оплаты;
  • осуществление налогоплательщиком действий, направленных на уклонение от проверок, произошедшие после того, как нарушитель узнал о намерениях сотрудников налоговых органов провести контролирующие мероприятия. Как правило, под уклонением от проверок подразумеваются попытки нарушителя выехать за пределы страны, сменить руководителя или учредителей, провести реорганизацию предприятия или даже его ликвидацию. Во избежание подобного исхода, позволяющего правонарушителю избежать ответственности, привлечение сотрудников ОВД и следственных органов неизбежно.

Основные функции и задачи ОВД

Органы внутренних дел – система структурных подразделений, деятельность которых направлена на противодействие преступности и борьбу с нарушениями законодательства, включая налоговое. Основной функцией ОВД является обеспечение общественного порядка и гарантия безопасности граждан.

Что касается налоговых правоотношений, то в перечень основных функций и задач сотрудников органов внутренних дел входит:

  • оказание содействия должностным лицам, а также другим сотрудникам налоговых органов в реализации их правомерной деятельности;
  • проведение необходимых уголовно-процессуальных действий и обеспечение их законности.

Функции Департамента экономической безопасности в налоговых правоотношениях, его структурные звенья

Во главе системы ОВД России стоит МВД РФ. Полномочия по выявлению правонарушений в сфере налогового законодательства возложены на специальный Департамент, основной задачей которого является обеспечение экономической безопасности государства (ДЭП МВД РФ).

ДЭП – это самостоятельное структурное подразделение, являющееся частью центрального аппарата Министерства Внутренних Дел.

Основные характеристики Департамента, его функции и задачи:

1. Оперативное подразделение криминальной милиции;

2. Наделен полномочиями для проведения оперативно-розыскных работ;

3. Включает такие структурные подразделения: оперативно-розыскные бюро, специальные центры по проверке плательщиков налогов.

Наряду с Департаментом экономической безопасности, полномочиями для выявления налоговых нарушений наделены региональные отделения криминальной милиции, специализирующиеся на раскрытии налоговых преступлений.

Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях

Перечень задач, функций и полномочий, присущих должностным лицам органов внутренних дел, а также следователю во время участия в осуществлении налоговых действий, установлен специальным нормативно-правовым актом, законом РФ «О милиции». Так, во время выездных проверок сотрудники ОВД вправе:

  • обеспечить доступ сотрудников налоговой службы на территорию, принадлежащую правонарушителю, в установленных законодательством случаях;
  • произвести осмотр помещения правонарушителя в соответствии с предписаниями процессуального законодательства;
  • принять все меры, чтобы воспрепятствовать совершению административного проступка либо преступного деяния как со стороны лица, нарушившего налоговое законодательство, так и со стороны сотрудников налоговых органов;
  • провести проверку документов, удостоверяющих личность участников правоотношений;
  • обеспечить законность проведения личного досмотра и досмотра автомобиля правонарушителя;
  • проверить документы налогоплательщика, имеющие отношение к делу, при необходимости произвести их изъятие;
  • провести проверку лицензионных и других разрешительных документов;
  • произвести ревизию деятельности налогоплательщика-правонарушителя;
  • опросить участников налоговых правоотношений.

Налоговые полномочия сотрудников следственных органов, в частности следователя

При расследовании дел о нарушениях налогового законодательства, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, сотрудники следственных органов (следователь), а также прокурор вправе:

  • вызывать в отделение милиции граждан или должностных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении налогового правонарушения, если их дела находятся в производстве данного подразделения;
  • оказывать содействие налоговым органам в осуществлении принудительного привода лиц, нарушивших налоговое законодательство, в случаях, предусмотренных материальными и процессуальными нормами права, и в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов, в частности при таких обстоятельствах, когда налогоплательщики отказываются добровольно явиться в органы налоговой службы или ОВД РФ;
  • следователь вправе проводить уголовно-процессуальные действия, такие как обыск, выемка, личный досмотр и т. д., а также обеспечивать правомерность данных мероприятий и соблюдение норм закона при их осуществлении;
  • производить задержание нарушителей налогового законодательства, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступного действия, а также обеспечивать их содержание под стражей в установленный судебными и другими нормативно-правовыми актами срок.

Кроме этого, сотрудники следственных органов (следователь) вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, выполнение которых необходимо для полноценного рассмотрения дела и выявления допустимых и относимых доказательств.

Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов для осуществления выездных налоговых мероприятий

Привлечение сотрудников органов внутренних дел, прокурора и следователя осуществляется на основании запроса, направленного в ОВД из налоговых органов. Запрос направляется в случаях, предусмотренных законодательством.

Существует ряд обстоятельств, наступление которых требует обязательного привлечения сотрудников органов внутренних дел к расследованию нарушения налогового законодательства.

Задачи и полномочия руководителя следственного органа, а также его сотрудников, в частности следователя и должностных лиц ОВД, установлены законодательством, а именно законом РФ «О милиции». Права и полномочия прокурора определены законом «О прокуратуре РФ».

9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования

В свою очередь, по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Процедура (порядок) проведения органами внутренних дел проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, а также перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении таких проверок закреплены в Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утв. Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. № 177.

Проверки проводятся сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование соответствующих преступлений и административных правонарушений.

В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.

Проверка организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах проводится в срок не более 30 дней.

Началом срока проведения проверки является день вынесения постановления о ее проведении.

По результатам проведения проверки проверяющими составляется акт проверки организации или физического лица в 3 экземплярах.

Окончанием срока проведения проверки является день подписания акта о ее проведении.

Органы внутренних дел и их должностных лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам при проведении выездных налоговых, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

15. Налогоплательщик, его права и обязанности

15. Налогоплательщик, его права и обязанности Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет

Лекция 2 Общие положения налогового права России

Лекция 2 Общие положения налогового права России 2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность

2.1. Понятие налогового права как отрасли права

2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные

9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность

9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и

4.4. Обязанности работников и работодателей в сфере охраны труда

4.4. Обязанности работников и работодателей в сфере охраны труда Обязанности работников и работодателей в сфере охраны труда закреплены ст. 212, 214 ТК РФ. Они отражают положения разд. IV Конвенции МОТ № 155 (1981) «О безопасности и гигиене труда и производственной среде»,

39. Права, обязанности и ответственность страховых брокеров

39. Права, обязанности и ответственность страховых брокеров Страховой брокер – это юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя и осуществляющее посредническую деятельность по страхованию от своего имени на

Права и обязанности учредителя

Права и обязанности учредителя Право участника общества с ограниченной ответственностью на долю в уставном капитале фирмы определено статьями 93 и 94 ГК РФ. Именно эта доля (либо ее часть) может продаваться. Учредители, как мы знаем, не имеют права собственности на

Права и обязанности заемщика

Права и обязанности заемщика ЗАКЛЮЧАЯ кредитный договор с банком, ипотечный заемщик получает определенные права и одновременно берет на себя ряд обязательств. Часть его прав и обязанностей регулируются кредитным договором, а часть – российским

5.1.1.1. Права и обязанности учредителя

5.1.1.1. Права и обязанности учредителя Право участника общества с ограниченной ответственностью передать право на свою долю в уставном капитале к другому лицу или выйти из общества определено статьями 93 и 94 ГК РФ.Учредители, напомним, не имеют права собственности на

Права и обязанности нанимателя

Права и обязанности нанимателя Снимая квартиру, арендатор платит сразу три арендные ставки: одну – в оплату жилья за месяц вперед, вторую – в залог, третью – в качестве комиссионного вознаграждения агентству. Первые две получает хозяин квартиры.Немногие риски, которые

Права и обязанности риэлтора

Права и обязанности риэлтора Снимать или сдавать квартиру, минуя агентство, опасно. Во-первых, на рынке действуют «информационные» агентства, которые ищут и накапливают у себя открытые предложения по аренде и выдают их за собственную информацию. При этом цены они

Зафесов Руслан

С интересом прочел в «АГ» заметку адвоката Анатолия Рипинского «Одной “перестановкой” подследственности проблем с налоговыми преступлениями не решить».

Вряд ли кто-либо из экспертов в сфере экономических преступлений согласится с тезисом, что проблемы, возникающие при налоговых расследованиях, возможно решить одной только сменой органа предварительного расследования. При этом для меня осталось не до конца очевидным, какие именно обсуждения изменения уголовно-процессуального законодательства, в том числе в вопросах подследственности, имеет в виду автор статьи. Да и вопрос о полной передаче полномочий по расследованию налоговых преступлений следователям МВД представляется, на мой взгляд, весьма спорным.

При этом можно с полной уверенностью утверждать, что руководство Следственного комитета РФ вряд ли добровольно согласится на такую уступку – прежде всего потому, что расследование налоговых преступлений генерирует для СКР положительные показатели в работе. Так, в интервью газете «Известия» заместитель председателя СКР Елена Леоненко, курирующая расследование налоговых преступлений, привела результаты работы ведомства на данном направлении. За 10 лет работы СКР в бюджет государства по налоговым преступлениям было возмещено 208 млрд руб.; стоимость имущества, на которое был наложен арест, составила 67 млрд руб., а в последние четыре года следователям удается в среднем возмещать 50% от причиненного ущерба.

Таким образом, благодаря полномочиям расследовать налоговые преступления СКР сегодня может не только отчитаться о количестве уголовных дел, направленных в суд, но и указать сумму денежных средств, возмещенных бюджету в сегодняшнее непростое время.

В рассматриваемой статье автор, к сожалению, при констатации того, что в последние годы наблюдается рост количества возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям, не привел ссылки на статистические данные. Кроме того, одной из причин роста количества уголовных дел автор считает «кардинальное изменение с 2014 года порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям», хотя, на мой взгляд, ничего революционного в порядке их возбуждения не произошло. В 2014 г. законодатель лишь вновь признал результаты оперативно-разыскной деятельности надлежащим поводом для возбуждения уголовных дел по налогам, вследствие чего произошел определенный скачок количества уголовных дел – с 1836 в 2014 г. до 2962 дел в 2015 г.

Другой тезис автора, когда он объясняет причину роста уголовного преследования по налоговым преступлениям, звучит как «отсутствие прямой зависимости принятия решения о возбуждении уголовного дела от вступившего в силу решения налогового органа». На практике действительно встречаются случаи возбуждения уголовных дел при наличии не вступившего в силу решения налогового органа или вообще без него, но поводом для возбуждения подобных дел являются результаты ОРД, пусть и основанные на материалах незавершенной налоговой проверки.

В п. 9 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику соответствующего решения налогового органа, после чего дается еще месяц на его обжалование в вышестоящий налоговой орган. В свою очередь, материал по факту нарушения налогового законодательства направляется в следственные органы в течение 10 дней после истечения двухмесячного срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 32 НК). В связи с этим материалы, направляемые налоговым органом следователю, всегда основаны на вступившем в законную силу решении налогового органа.

Интересно и то, что главной причиной увеличения количества возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям автор статьи считает передачу полномочий по расследованию СКР, что, на мой взгляд, весьма спорно, поскольку в течение нескольких лет после изменения подследственности расследование налоговых преступлений либо осуществлялось выходцами из МВД, либо в любом случае было далеко от идеала. Таким образом, полагаю, что изменение подследственности может лишь негативно повлиять на процесс расследования.

Действительно, если сравнивать количество уголовных дел в 2019 г. с показателями работы в 2011 г., то количество возбужденных уголовных дел возросло почти в полтора раза. Однако на практике за 2019 и 2020 гг. сотрудники СКР отмечают пусть незначительное, но снижение количества возбужденных дел, что не свидетельствует о том, что совершать налоговые преступления стали меньше.

Данное обстоятельство объясняется двумя факторами: общим снижением количества налоговых проверок из-за все большего внедрения цифровых технологий при осуществлении налогового администрирования и серьезным увеличением пороговых сумм неуплаченных налогов, за неуплату которых наступает уголовная ответственность.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время нет никаких оснований говорить о неуклонном росте показателей налоговых преступлений – как раз наоборот: ситуация в этой сфере уголовного права стабилизировалась, и связано это с не чем иным, как с более системным подходом налоговых и следственных органов, а также появлением новых цифровых технологий. Таким образом, если раньше следователи возбуждали 100 уголовных дел, из которых только 50 содержали необходимую доказательственную базу и имели судебную перспективу, то сегодня возбуждается всего 60 дел, из которых 50 – перспективны.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 января 2018 года N 1

Об органах предварительного следствия в системе МВД России

В целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации -

Далее - "органы предварительного следствия".

1.1. Типовое положение о следственном управлении (отделе) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу , следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации , главном следственном управлении (управлении, отделе) министерства внутренних дел по республике, главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 1).

Далее - "СУ (СО) УТ МВД России по ФО".

Далее - "СУ (СО) ЛУ МВД России на транспорте".

Далее - "ГСУ (СУ, СО) территориального органа МВД России на региональном уровне".

1.2. Типовое положение о следственном управлении управления внутренних дел по административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве (приложение N 2).

1.3. Типовое положение о следственном управлении управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям (приложение N 3).

1.4. Типовое положение о следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственном управлении (отделе, отделении, группе) управления, отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте, следственном отделе (отделении, группе) линейного отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственном управлении управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве, следственном отделе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" (приложение N 4).

1.5. Типовую структуру следственного управления (отдела) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственного управления (отдела) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации, следственного управления (отдела) министерства внутренних дел по республике, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 5*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.6. Типовую структуру главного следственного управления министерства внутренних дел по республике, главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 6*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.7. Типовую структуру следственного управления управления внутренних дел по административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве (приложение N 7*).

Далее - "СУ УВД по АО ГУ МВД России по г.Москве".

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.8. Типовую структуру следственного управления управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям (приложение N 8*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

1.9. Типовую структуру следственного управления (отдела) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственного управления (отдела, отделения, группы) управления, отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте, следственного отдела (отделения, группы) линейного отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственного управления управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве, следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" (приложение N 9*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Установить, что:

2.1. В структуре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с утвержденной типовой структурой создается:

следственная часть - в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу;

главное следственное управление - в территориальном органе МВД России на региональном уровне I и II категорий;

следственное управление при штатной численности не менее 26 единиц;

следственный отдел при штатной численности не менее 8 единиц;

следственное отделение при штатной численности не менее 4 единиц;

следственная группа при штатной численности не менее 2 единиц.

2.2. В составе следственного подразделения территориального органа МВД России в соответствии с утвержденной типовой структурой может создаваться:

следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности, действующая на правах: управления - при штатной численности не менее 26 единиц, отдела - при штатной численности не менее 8 единиц, отделения - при штатной численности не менее 4 единиц;

управление - при штатной численности не менее 26 единиц, в структуре которого создается не менее 3-х отделов и может вводиться не более двух должностей заместителей начальника управления, при этом вторая должность заместителя начальника управления совмещается с должностью начальника отдела;

отдел - при штатной численности не менее 8 единиц, в структуре которого могут создаваться отделения, группы и может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника отделения;

отделение - при штатной численности не менее 4 единиц, в структуре которого могут создаваться группы;

группа - при штатной численности не менее 2 единиц.

2.3. За счет имеющейся штатной численности СУ (СО) УТ МВД России по ФО, СУ (СО) ЛУ МВД России на транспорте, ГСУ (СУ, СО) территориального органа МВД России на региональном уровне, СУ УВД по АО ГУ МВД России по г.Москве в их структуре могут создаваться специализированные следственные подразделения, осуществляющие расследование преступлений общеуголовной направленности по определенным приоритетным направлениям деятельности.

2.4. Соотношение количества должностей старших исполнителей - старших следователей по особо важным делам, старших инспекторов по особым поручениям и приравненных к ним должностей к следователям по особо важным делам, инспекторам по особым поручениям и приравненным к ним должностям, а также количества должностей исполнителей - старших следователей, старших специалистов и приравненных к ним должностей к следователям, специалистам и приравненным к ним должностям устанавливается не более 1:1.

2.5. Положение абзаца четвертого подпункта 2.2 в части норматива штатной численности отдела в составе следственного подразделения территориального органа МВД России подлежит применению в отношении существующих подразделений численностью менее 8 единиц по мере освобождения должности начальника такого подразделения в установленном порядке.

3. Установить, что:

3.1. Никто, кроме специально уполномоченных на то законом лиц, не вправе проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве следователей, давать по ним указания, оценивать процессуальные действия, а также решения следователей и руководителей следственных органов, не отмененные в установленном законом порядке.

3.2. Информация по вопросам оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия может представляться в другие подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, иные правоохранительные и надзирающие органы лишь при прямом указании на это в законодательстве Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

3.3. Руководитель следственного органа несет ответственность за соблюдение подчиненными следователями порядка учета и хранения вещественных доказательств, установленного законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

3.4. При исполнении служебных обязанностей сотрудникам органов предварительного следствия разрешается ношение гражданской одежды.

3.5. Перечень информации по уголовным делам, представляемой руководителями следственных органов в Следственный департамент МВД России, определяется заместителем Министра - начальником Следственного департамента МВД России или его заместителями при делегировании им соответствующих полномочий.

4. Начальникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в целях повышения эффективности деятельности органов предварительного следствия:

4.1. В шестимесячный срок привести ранее изданные правовые акты в соответствие с настоящим приказом.

4.2. Выделять для хранения вещественных доказательств и изъятых в ходе предварительного следствия материальных ценностей, исходя из их специфики, объемов и габаритов, помещения, в том числе отдельные специальные помещения, предназначенные для хранения предметов (средств, веществ), которые могут причинить вред другим предметам или для которых требуются особые условия хранения и (или) площадки, специально оборудованные для обеспечения их сохранности, контроля за размещением и перемещением на территории, закрытия доступа посторонних лиц. По согласованию с начальником следственного подразделения назначать лицо, ответственное за хранение и учет принятых вещественных доказательств и ценностей, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449 "Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам" .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 20, ст.2915.

4.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации принимать меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников органов предварительного следствия, по их защите при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи со служебной деятельностью, а также их близких.

4.4. Рационально использовать служебное время следователей, исключив их привлечение к проверкам несения службы нарядами патрульно-постовой службы, соблюдения паспортного режима, патрулированию, рейдам, охране общественного порядка при проведении массовых (культурных, спортивных) мероприятий и выполнению других несвойственных функций, не связанных с исполнением уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, сосредоточив все силы и средства органов предварительного следствия на расследовании преступлений.

Обеспечить привлечение следователей к осмотрам мест происшествий в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, подпункта 35.3 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденного приказом МВД России от 12 апреля 2013 г. N 200дсп , и подпунктов 6.1 и 7.1 Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом МВД России от 29 апреля 2015 г. N 495дсп , и других нормативных правовых актов МВД России.

Приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. N 200дсп "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 10 июня 2013 года, регистрационный N 28761).

Читайте также: