Проверка правильности уплаты налогов и сборов аудит практическое занятие

Опубликовано: 15.05.2024


К аудиту относятся все процессы и явления, которые отражаются в документации и связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. Аудитор проводит проверку, используя основные методы, чтобы в итоге получить аудиторские доказательства и сделать соответствующий аудиторский вывод. К основным методам проведения аудиторской проверки относятся:

Название метода Значение
Инспектирование На основе такого метода проверки, используются документы ведения материальных активов. Таким образом, аудитор получает достоверные аудиторские доказательства, которые соответствуют характеру и предоставленному источнику.
Наблюдение Аудитор визуально наблюдает за работой и правильностью ее выполнения другими лицами.
Запрос Аудитор делает письменный или устный запрос на проведение проверки.
Подтверждение Получение ответа, в письменном виде, с целью подтверждения правдоподобности информации. К примеру, аудитор делает запрос на подтверждение по дебиторской задолженности.
Пересчет Осуществляется проверка правильности арифметических расчетов показателей, которые отражаются в первичной документации, при этом аудитор, делает такие расчеты, самостоятельно
Аналитический Такой метод предполагает проведение анализа и оценки информации, полученной в ходе аудита. Проверяются финансовые и экономические показатели исполнителя, для выявления, возможных ошибок в составлении хозяйственных операций.

Собственные методические приёмы аудиторского контроля могут быть так же задействованы в проверке, но если они прошли не одну практику на основе достижений в экономической науке.

Какой метод выбрать при аудиторской проверке

Перед тем, как начать аудиторскую проверку, уполномоченное лицо, то есть аудитор, определяет методику выполнения аудита, отталкиваясь от основных положений ФСАД 7/2011. Изначально осуществляется отбор элементов, которые подлежат проверке, затем проводится аудиторское тестирование. Такое средство контроля, предполагает достижение поставленных целей аудита, после чего заинтересованные лица, могут получить качественные аудиторские выводы. Элементы для аудиторского тестирования, выбираются из проверенных источников информации, что в дальнейшем послужит как аудиторское доказательство. В ходе выбора элемента проверки аудитор так же выбирает метод организации проверки: сплошной, выборочный, аналитический, комбинированный.

Конечно, нужно учитывать, что выбор определенного метода зависит и от сочетания в процессе тестирования элемента, поэтому он определяется исходя из:

  • определенные обстоятельства, которые могут увеличить риск неправдоподобности данных бухгалтерской отчетности;
  • реализация выбранного метода в практике;
  • эффективность результатов после проведения аудиторской проверки по выбранному методу.

В некоторых случаях, аудитору при проверке, достаточно финансовых показателей и устного общения с персоналом. Таким образом, он может оценить общее положение деятельности организации, и ограничиться выборочной проверкой. Но чаще всего, аудиторы предпочитают пользоваться сплошным методом проверки.

Метод сплошной проверки, необходим для точности теста, где:

  • небольшое количество элементов имеет большую стоимость;
  • присутствует значительный риск, но использование другого метода, не сможет дать достаточных аудиторских доказательств;
  • эффективность сплошной проверки при вычислении

Перед выбором специфического элемента аудитор должен понимать, что определенные элементы, которые находятся в обороте по счету, не могут считаться как аудиторская выборка. К тому же, аудиторские выводы, не будут относиться ко всем отобранным элементам. Таким образом, ревизия определенных элементов не имеет аудиторских доказательств, в отличие от совокупности всех элементов. Но аудиторская проверка проводится для того, чтобы получить выводы по всех отобранных элементах. Поэтому аудиторы в проверке, могут использовать внешние методологические положения с других наук, таких как:

  • математическая теория и ее основные методы;
  • экономическая теория, с использованием теории оценки капитала;
  • теория бухгалтерского и финансового учета, с использованием процентного соотношения, финансового анализа и прогнозирования на будущий период;
  • коммуникативно-информационная теория, где аудитор может контактировать с третьими лицами, для составления аудиторского заключения;
  • информационные технологии, которые позволяют использование техники, компьютерных систем и базы данных;
  • управленческая теория и менеджмент, предусматривают планирование и контроль;

Применение аналитических процедур в аудиторской проверке

Цель аудиторской проверки - это получение уместных и надежных аудиторских доказательств. Аналитические процедуры при проверке способствуют не только проведение качественной аудиторской проверки, но и сокращают все необходимые затраты на проверку. Задача каждой аудиторской проверки состоит из изучения производственной деятельности, оценки финансового положения, достоверности финансовой информации проверяемого объекта. Выполнение аналитических процедур, позволит аудитору разобраться у финансовой деятельности проверяемой организации, понять какие могут быть изменения в работе и дальнейшая его перспектива.

Метод аналитических процедур, нужен для сравнения финансовых показателей и информации. Сравнивать можно:

  • показатели предыдущих периодов;
  • прогнозирование;
  • другие показатели организации, что относятся к одной хозяйственной деятельности

Благодаря такому методу, аудитор сможет выявить область, которая имеет значение для проведения аудита. Период на проведение аналитических процедур, объём информации и показатели, зависят от объёма данных бухгалтерской отчетности.

Заключение аудиторского вывода, состоит из правдивых финансовых и бухгалтерских отчетов, на основе которых формируется мнение и обосновываются на аудиторских доказательствах. Наличие достоверных аудиторских доказательств, формируют определенные выводы с учетом возможного аудиторского риска, и является основанием для создания аудиторского заключения. В случаях, когда аудитор находит какие-то отклонения, но они не подтверждены доказательствами, проверяющий должен исследовать подобные искажения и убедиться в объективности и правильности данных. Важную роль играют аналитические процедуры, как в теории, так и в практике, потому что от их использования, будет зависеть качество проверки и результата. Это объясняется тем, что в аудиторской проверке, много внимания уделяется особо «опасной» сфере деятельности, после чего, в дальнейшем можно предотвратить все возникшие проблемы и следующая проверка снизит издержки и сократит их объём. Аналитические процедуры необходимы аудитору для планирования, создания рамок общего объёма аудиторских процедур. Они помогают провести проверку, по существу, и охватить общий обзор проверки финансовой отчетности, при завершении проверки.

Такой подход подразумевает поиск в работе проверяемого лица неправильное или правильное отражение фактов в бухгалтерском учете и в финансовой деятельности, выявление причин найденных ошибок, рисков, которые требуют пристального внимания проверяющего. Применение аналитических процедур, может совершаться на любых этапах аудита:

  • этап планирования, возможность оценить риски финансовой деятельности, возможные искажения в финансовой отчетности;
  • проверка для получения аудиторских доказательств на основе финансовых документов;
  • заключительный этап, где проводится оценка собранного материала и правдивости финансовой отчетности

Перед планированием аудита, и выбором метода, можно использовать аналитические процедуры, для точного понимания деятельности проверяемого объекта, а также его области, которые подвержены риску. По стандарту №20 «Аналитические процедуры», применение их при проверке позволит достичь поставленных целей, на основе профессионального суждения проверяющего. Каждый аудитор, проводя проверку, должен учитывать такие факторы:

  • выполнение аналитических процедур и рассчитывать на их результат;
  • особенности проверяемого лица, его информация и сведения;
  • проверяющая документация, отчетность должна быть достоверной и уместной;
  • полученные знания и навыки предыдущих проверок, может повлиять на итоговый результат или сопровождаться внесением корректив в финансовую отчетность

В процессе работы аудиторы полагаются на использование аналитических процедур, ближе к концу проверки. После чего формулируется аудиторский вывод на основе финансовой отчетности и мнению аудитора о работе сотрудников, их правильное ведение и отражение хозяйственных операций. Существует несколько задач, что могут повлиять на аналитические процедуры:

  • характеристика работы проверяющего лица;
  • общая оценка финансовой деятельности и ее непрерывная работа;
  • возможность искажения данных в бухгалтерской и финансовой отчетности;

Аудиторская проверка, обычно происходит следующим образом: изначально определяются цели, далее выбирается вид и метод выполнения процедуры, затем осуществление самой процедуры, и в заключении проводится анализ всех результатов. Аудиторские доказательства основываются на основе применения аналитических процедур, при этом оценивается степень и надежность данных. Чтобы понять, что аудитор не сомневается в результатах, это определяется следующим образом:

  • рассматриваются счета бухгалтерского учета и отдельные части финансовой отчетности;
  • иные аудиторские процедуры, которые смогут дать тот же самый результат;
  • точность, после применения аудиторских процедур;
  • оценка возможности возникновения ситуации рисков

Как правило, очень часто, аудиторы не сомневаются в достоверности информации и данных, после проведения аналитических процедур, тем более, если все средства внутреннего контроля, проверяемого объекта, находится в непрерывном действии. Бывают случаи и отклонений или несовпадений результатов, после проведения аналитических процедур, возникает противоречие информации или ее отличие, от предполагаемых величин. Проверяющие расценивают подобные отличия, объяснением причин с руководящей стороны. Изучение возникших отклонений, исходит из запроса на проверку, ответ на который дает руководитель, поэтому все вопросы и ответы оцениваются как предмет правдивости. В случае, необходимости, могут быть использованы и применены другие аудиторские процедуры. Так же, во время проведения аудиторской проверки, аудитор может совершать анализ соотношения и закономерности на основе аналитических процедур. Аудитор изучает все причины возможных отклонений, ведет сравнительную характеристику всей предоставленной информации. Аудиторская проверка, профессионального уровня, прежде всего, заключается в правильном выборе процедур, а также способов их использования на практике. Существует несколько способов использования аналитического метода, их классифицируют за таким критериями:

Критерии сравнения Информация
Сравнение финансовых показателей Сравниваются финансовые показатели и другая информация с предыдущими периодами;
Результативность работы проверяемого лица;
Получение информации о других организациях аналогичной деятельности;
Взаимосвязь Наличие образцов информации, после предыдущих аудиторских проверок;
Бухгалтерские и финансовые данные;
Проведение анализа Сравнительная характеристика;
Общий анализ с привлечением сложных методик статистики;
Уровень анализируемых сведений Финансовые отчеты других отраслей организации;
Определение элементов финансовой информации;
Стадии выполнения аудита с использованием аналитических процедур Планирование работы аудитора, с учетом времени и объёма работы;
Проведение аудиторской проверки по основным зонам деятельности, где использование аналитического метода сможет дать более эффективный результат, с минимальным риском;
Заключительная стадия аудита и общий анализ финансовых показателей в отчетности

Аналитические процедуры могут применяться к финансовым и не финансовым показателям. Кроме этого, исходя из таблицы, видно, что провести аналитические процедуры можно несколькими способами, но все же можно выделить и более популярные с их числа, это не количественные аналитические процедуры, обычное сравнение информации, особо сложный анализ, с использованием других аудиторских методик. Все результаты проверки, где наблюдалось отклонения, а также результаты с использованием аналитического метода, проверяющее лицо, должно отражать в рабочей документации. Позже они используются для получения аудиторских доказательств и для формирования аудиторского заключения. Информация по итогу составляется в письменной форме, и предоставляется заказчику. Аудитор так же, должен быть готов к тому, что даже при использовании аналитического метода процедур, по окончании проверки, могут возникнуть некоторые вопросы, которые требуют дополнительных процедур исследования.

Количественные аналитические процедуры

Не количественные аналитические процедуры, необходимы для общего понятия ведения хозяйственной деятельности в сфере бухгалтерского учета. Они отталкиваются от специфики работы организации, что в принципе и позволяет понять степень освоенности, законности и знаний бухгалтерского учета на предприятии, его правильное применение. Исходя из этого, и формируется аудиторский вывод. Кроме плюсов таких процедур, есть и свои недостатки, как субъективность. Это объясняется тем, что применение процедур аудита, позволит определить только статьи со значительными изменениями. Применять простые количественные аналитические процедуры, позволяют формировать связь между бухгалтерскими счетами. К количественным процедурам можно отнести следующие:

  • сравнительная характеристика фактических и плановых показателей;
  • прогнозирование аудитором;
  • коэффициентное соотношение фактических и нормативных показателей;
  • сравнение фактических показателей с показателями другой отрасли;
  • сравнительная характеристика с другими показателями, которые не фигурируют в финансовой отчетности;

Таким образом, можно сказать, что основная задача аналитических процедур заключается в методе сравнения. Сравнительная характеристика информации или показателей, может сильно отличаться, потому аудиторы, должны обратить внимание на нетипичную разницу. В основе количественных процедур лежит так же методика статистического анализа, что в свою очередь, позволит получить достоверность результатов. Но в практике, такие процедуры используются крайне редко, потому что для их совершения, необходимы профессиональные знания.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Фирмы, подпадающие под обязательный аудит, должны представить вместе с годовой отчетностью аудиторское заключение. «Московский бухгалтер» попросил ревизоров рассказать о типичных ошибках, всплывающих при проверках, и о курьезных ситуациях, выявленных специалистами.

Кому нужен обязательный аудит

Налоговое законодательство обязывает компании представлять в инспекции бухгалтерскую отчетность в соответствии с законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ст. 23 НК). Кроме баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки компании должны сдать в инспекцию аудиторское заключение. Представить его обязаны только фирмы, подлежащие обязательному аудиту (закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ). Это предприятия, получившие в течение года выручку свыше 50 000 000 рублей или сумма активов баланса которых превышает 20 000 000 рублей, а также банки, открытые акционерные общества, страховые компании, биржи и другие финансовые учреждения.

А что грозит предприятию, подлежащему обязательному аудиту, которое не подаст в инспекцию заключение. За отсутствие данного документа фирму оштрафуют на 50 рублей, должностных лиц – от 300 до 500 рублей. При этом остается спорным вопрос, должны ли инспекторы принимать отчетность без заключения аудиторов. Так, в пункте 5 статьи 15 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ установлено, что налоговики не вправе отказать в принятии отчетности. В то же время судьи в постановлении КС от 1 апреля 2003 г. № 4-П указали, что аудиторское заключение входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Следовательно, контролеры вправе признать ее недостоверной и не принять документы.

Неясным остается вопрос, проводить ли аудиторскую проверку упрощенцам, если они зарегистрированы как открытое акционерное общество. С одной стороны, фирмы, применяющие УСН, освобождены от ведения и сдачи бухгалтерской отчетности. При этом, согласно положениям пункта 3 статьи 88 закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ОАО должно ежегодно приглашать аудитора для проверки и подтверждения годовой отчетности. Таким образом, эта компания подлежит обязательному аудиту вне зависимости от системы налогообложения.

Зачем бухгалтеру проверка

Некоторым фирмам вовсе не нужен качественный аудит. Их главная цель – получить положительное заключение о годовой бухгалтерской отчетности. Проведение аудита – это не просто составление формального заключения, а реальная помощь бухгалтеру.

Директор департамента аудита группы компаний «Русконсалт» Анна Лукавецкая считает, что аудит включает не только контроль достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий. При этом специалисты дают рекомендации по рационализации расходов, оптимизации налогов и снижению предпринимательских рисков. Аудитор исследует состояние учета и отчетности компании «со стороны», что позволяет выявлять те ошибки, которым, возможно, не придавали значения, и дает советы по их устранению. Положительное заключение для бухгалтера является подтверждением качества его работы, а при учете всех рекомендаций, выданных ревизорами, – гарантией оптимизации налоговых рисков компании.

Кроме того, руководитель отдела общего аудита и консалтинга ООО «АКФ Бизнес-Аудит» Ольга Черевадская считает, что аудит поможет проверить деятельность рядовых работников бухгалтерии на своих участках и распределить обязанности между ними. Сторонний контроль также может выявить неточности компьютерной программы, с помощью которой ведется учет.

Нельзя не отметить, что во многих компаниях к бухгалтерии все еще относятся как к чему-то обязательному, но мешающему делу. Если сотрудник данного отдела что-то требует, то считается, что это надо лично ему. При этом он отвечает за правильное ведение учета, составление отчетности, наличие всех необходимых документов. Доходит до того, что работнику приходится самому делать недостающую «первичку», а затем подписывать ее у ответственных лиц, часто не имеющих прямого к ней отношения. В этом случае ревизор поможет донести до руководства то, что бухгалтер не только не в состоянии объять необъятное, но и не обязан этого делать. Ведь основная функция финансовой службы – учет и контроль. А для того чтобы работа велась в соответствии с законодательством, нужна исполнительская дисциплина в каждом подразделении. Таким образом, внешние контролеры помогут не только наладить документооборот, но и повысить статус бухгалтера.

Выбираем аудитора

При выборе аудиторов нужно соблюдать принцип независимости. Ревизоры не могут занимать в проверяемой компании каких-либо должностей, быть близкими родственниками учредителей или сотрудников фирмы. Аудируемая организация не может быть учредителем компании контролеров и наоборот. Кроме того, у этих фирм не должно быть общих собственников. Выбранные специалисты не вправе заниматься восстановлением и ведением бухгалтерского учета в течение трех лет. Последнее ограничение можно обойти, если договор на бухгалтерское обслуживание будет оформлен как на оказание консультационных услуг.

Будьте внимательны: у аудиторской компании должна быть обязательная лицензия на ведение деятельности. Лицензирование ревизоров прекращается только с 1 июля 2007 года (закон от 29 декабря 2006 г. № 252-ФЗ – этот документ вы найдете в справочной правовой системе КонсультантПлюс). При выборе проверяющих организация должна обращать внимание на их профессионализм, деловую репутацию, стаж работы на рынке аналогичных услуг, количество в компании аттестованных специалистов. Многие фирмы предпочитают обращаться к аудиторам по отзывам своих знакомых либо начинают работу с такими специалистами с разовых консультаций и, лишь убедившись в их компетентности, заключают договор на обязательный аудит.

Ревизоры обычно сами предлагают организациям типовой договор на проведение проверки. Однако, прежде чем подписать его, нужно внимательно прочитать каждый пункт документа. Так, в договоре нелишне будет указать срок выполнения работы и зафиксировать количество часов, которые аудиторы должны потратить на проверку. Особенно это актуально, если стоимость услуг рассчитывается исходя из повременной оплаты. Специалисты в основном проводят выборочную проверку, то есть анализируют только лишь часть документов. При желании в соглашении можно прописать, что наиболее проблемные участки ревизоры проверят сплошным методом. Правда, при этом стоимость услуг, скорее всего, возрастет.

Один из разделов договора должен быть посвящен ответственности аудитора. В нем нужно предусмотреть конкретные суммы, которые заплатит проверяющая организация в случае, если работа будет проведена некачественно. К примеру, если после аудита на предприятие придут налоговики, обнаружат ошибки, то ревизоры будут обязаны возместить убытки. Однако в такой ситуации взыскать с аудиторов можно только штрафы, а суммы доначисленных налогов и пеней придется заплатить проверяемому предприятию. Так, судьи в постановлении КС от 17 декабря 1996 г. № 20 указали, что фирмы должны сами перечислять деньги в бюджет, а не перекладывать эту обязанность на других.

Заставить аудиторов возместить убыток можно, если понесенные потери стали результатом неправильных рекомендаций, данных проверяющими. Однако через суд достаточно сложно взыскать эти суммы. Так как деятельность аудитора заключается не в составлении, подаче отчетности и проверке правильности уплаты налогов, а в контроле достоверности отражения хозяйственных операций в учете компании. Следовательно, проведение аудита не освобождает руководство предприятия от ответственности.

При выборе ревизоров нужно узнать, застраховали ли они свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора. В этом случае убытки будет оплачивать страховая организация.

Ревизоры могут требовать

При обязательной проверке аудиторы вправе потребовать любые финансовые документы, относящиеся к исследуемому году. Если запрашиваемые сведения не будут представлены, то аудиторы могут не выдать заключение.

В первую очередь ревизоры смотрят учредительные документы – для того чтобы понять специфику компании, оценить основные финансовые показатели, узнать, имеет ли организация филиалы, представительства, обособленные подразделения. Как объяснила Ольга Черевадская, в ходе аудита необходимо подтвердить соответствие устава, учредительного договора, протоколов собрания акционеров, лицензии на осуществление деятельности требованиям законодательства. Ведь именно они устанавливают право любой компании вести предпринимательскую деятельность. Можно представить, во что обернется фирме ведение лицензируемой деятельности без соответствующего разрешения. Так, наказание для предприятия за ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения – от 40 000 до 50 000 рублей (статья 14.1 КоАП). При этом возможна также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Кроме того, такой горе-бизнесмен может быть привлечен и к уголовной ответственности с лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 171 УК).

Также обязательной проверке подлежат порядок и своевременность формирования уставного капитала. И, конечно же, в обязательном порядке изучается учетная политика компании. Соответствует ли она требованиям нормативного законодательства и следует ли фирма ее положениям. Ведь именно этот документ регулирует порядок ведения учета в конкретной компании.

Кроме того, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма “Тата Злата”» Татьяна Гибина пояснила, что для проверки правильности начисления и уплаты НДС аудиторы смотрят счета-фактуры, Книги покупок и продаж. Для контроля законности получения и совершения платежей специалисты исследуют выписки банка и платежные поручения. Чтобы узнать, должным ли образом фирма ведет кассовые операции, ревизоры проверяют приходные и расходные кассовые ордера, кассовые книги.

Помимо представления документов контролерам могут понадобиться и устные разъяснения по возникшим в ходе проверки вопросам. Ревизоры вправе обследовать фактическое наличие у компании имущества, отраженного на его балансе, то есть провести инвентаризацию.

В случае обнаружения нарушений законодательства аудиторы могут дать рекомендации по их устранению. В такой ситуации бухгалтер должен сам решить, принимать их или нет. Заместитель руководителя департамента аудита ООО «Аудит – новые технологии» Алексей Александров рассказал, что предложения, подготовленные аудиторами в ходе проверки, как правило, выполняются бухгалтерией компании до подписания финансовой отчетности, так как эти рекомендации позволяют:

  • составить отчетность, отвечающую требованиям правил бухгалтерского учета, и, как следствие, избежать модификации аудиторского заключения;
  • своевременно внести исправления в бухгалтерский и налоговый учеты и тем самым повысить достоверность отчетности, уменьшить налоговые риски;
  • ввести изменения в процесс сбора, отражения информации о хозяйственных операциях в системе бухгалтерского и налогового учетов и усилить контрольные процедуры.
Ошибки

При проведении проверок аудиторы обнаруживают массу погрешностей в учете компании.

Самые распространенные

Анна Лукавецкая: «Очень часто при проведении аудита выявляется типичная ошибка бухгалтера: несоответствие положений учетной политики компании требованиям действующего законодательства. Кроме того, не всегда к проверке представляют график документооборота, рабочий план счетов, формы регистров налогового учета, используемые организацией в текущей деятельности».

Генеральный директор ООО «Аудиторская фирма “Тата Злата”» Татьяна Гибина причисляет к наиболее распространенным ошибкам неправильную классификацию и определение размера постоянных и временных налоговых обязательств и активов. Также при проверке зачастую обнаруживаются принятие к вычету НДС, который должен быть включен в расходы для целей налогообложения прибыли; полное или частичное отсутствие первичных документов по учету основных средств.

Заместитель руководителя департамента аудита ООО «Аудит – новые технологии» Алексей Александров рассказал, что наиболее типичные ошибки, выявляемые аудиторами, можно условно разделить на несколько типов.

Первый – это погрешности на уровне составления отчетности, связанные с классификацией активов и обязательств по их видам, срокам обращения и погашения, оценкой, полнотой раскрытия информации. Бухгалтеры зачастую относят к финансовым вложениям активы, не удовлетворяющие критериям ПБУ 19/02. К примеру, причисляют бездоходные векселя и беспроцентные займы к дебиторской задолженности. Или, наоборот, депозитные вклады в банках под проценты часто неверно классифицируют как денежные средства. Некорректная оценка статей отчетности, как правило, связана с недостатками сформированной учетной политики. В ходе проверок мы выявляем неполное раскрытие информации по операциям с аффилированными лицами, по спорной дебиторской и кредиторской задолженностям, в том числе по налогам и сборам; не урегулированной в судебном порядке на момент подписания составленной отчетности.

Второй тип – это погрешности, связанные со своевременным, полным и достоверным отражением на основании имеющихся первичных документов, на счетах бухгалтерского учета факторов финансово-хозяйственной деятельности.

Ольга Черевадская пояснила, что самые распространенные ошибки связаны с отсутствием документов. Мы видим, что в бухгалтерском учете проводки есть, а оснований для них нет. Очень часто это связано с компьютеризацией учета. Бухгалтер заполняет все необходимые бланки, которые формируют проводку, но при этом электронные документы не распечатывает и не подписывает. При этом он забывает, что, в соответствии с законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, документ становится первичным только при содержании определенных реквизитов. Одним из них является подпись должностного лица, которая может быть проставлена только на бумаге. Другая типичная «компьютерная» ошибка – слепое доверие к бухгалтерской программе. Нельзя забывать, что ее используют как инструмент для облегчения труда, но техника не может заменить бухгалтера.

Самые серьезные

Татьяна Гибина выделила наиболее грубые ошибки, выявляемые при проверке. Это неправомерное отнесение затрат на расходы при исчислении налога на прибыль. Несоблюдение условий принятия к вычету НДС при реализации и при ее отсутствии в налоговом периоде. Неперечисление налога на прибыль компаниями, выплачивающими доходы иностранной организации.

Ольга Черевадская: «Главное, не надо забывать, что важно не количество выявленных ошибок, а их влияние на отчетность. Ведь грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета является искажение любой статьи или строки отчетности не менее чем на 10 процентов (ст. 15.11 КоАП). При этом нельзя игнорировать погрешности, незначительные на первый взгляд. Недочеты могут свидетельствовать о системности, а это приведет к серьезным искажениям в будущем».

Самые курьезные

Алексей Александров: «Вспоминается история, рассказанная знакомым аудитором, который в годы перестройки и становления рыночных отношений увидел в журнале-ордере одного предприятия следующую запись:
Дебет “Воров” Кредит “Коров”
– 100 рублей – отражен факт кражи коров».

Ольга Черевадская: «При проверке компании по производству мороженого выяснилось, что на фабрике отсутствует оборудование, на котором можно изготавливать этот продукт. Зато есть линии, на которых делают колбасу. С одной стороны, все верно: нет документов – нет имущества на балансе. Тогда откуда мороженое? Но бывают и не такие чудеса. Например, фирма выпускает бетон. У нее есть для этого практически всё: работники, сырье, поставщики и покупатели. Нет только завода по изготовлению строительного материала. Из всех документов в наличии имеются договор поставки и монтажа завода, а также платежка на аванс поставщику оборудования.

Бывает и наоборот: есть все документы, но смотреть на них без улыбки нельзя. Так, при проверке командировочных расходов московской компании обнаружено, что средством проезда работника к месту является такси. При этом затраты на такой вид транспорта превышают стоимость билета на самолет от Москвы до Владивостока. Да и место командировки – не ближнее Подмосковье, а такие города, как Уфа, Пенза, Кемерово. А что можно сказать о представительских расходах, когда группа товарищей из пяти человек “израсходовала” ящик коньяка и торт. Трудно вообразить, что они “напредставляли”. Экономическую обоснованность таких “расходов” сложно объяснить».

Татьяна Гибина вспоминает, как при проверке обнаружилось, что бухгалтер включал затраты на ремонт арендуемого помещения в расходы для целей налогообложения прибыли по мере оплаты и поступления первичных документов. Через полгода руководство переделало договор аренды задним числом, не предупредив об этом бухгалтера. По новому соглашению, затраты на ремонт признавались неотделимыми улучшениями и подлежали возмещению. В этом случае бухгалтер имел право относить эти суммы на расходы для целей налогообложения только после поступления возмещения от арендодателя. Но деньги еще не перечислены, а прибыль уже занижена!

Наказание для предприятия за ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения – от 40 000 до 50 000 руб. При этом возможна конфискация орудий производства, продукции и сырья.

В соответствии с проектом закона аудиторская деятельность – это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий, состояния платежей, общего состояния хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, оценка его активов и пассивов, иных сторон хозяйствования, осуществляемая независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами в двух направлениях:

-проведение объективного анализа состояния дел хозяйствующего субъекта, когда этого требует в обязательном порядке закон или уполномоченные на то государственные органы (обязательная аудиторская проверка);

-по собственной инициативе хозяйствующего субъекта, когда он нуждается в оценке состояния своих дел с помощью независимого анализа или когда он стремится подтвердить надлежащий уровень хозяйствования и надежность своего положения перед другими участниками оборота (инициативная проверка).

Данные направления отслеживаются и при проведении аудита налогов, который является составляющей частью аудиторских проверок:

-проведения объективного анализа налоговых платежей, для подтверждения соответствующих статей отчетности, отражающих реальную задолженность перед бюджетом, а также правильность исчисления и уплаты налогов, что находит свое отражение в анализе налоговых деклараций;

-инициативный анализ налоговых платежей, как составляющей части финансовых потоков, с целью выявления нарушений законодательства и последующей налоговой экспертизой для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а также построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.

Эти же направления легли в основу построения двух методик проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии.

За основу построения методологии проведения аудиторской проверки налогов взят принцип аналогии построения аудиторской проверки в целом.

Основные цели аудита:

установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности.

Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов, аудитор действует как в публичных интересах, оценивая деятельность предприятия для получения информации всеми заинтересованными субъектами хозяйствования, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчетности;

установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Таким образом, проводя аналогию с основными целями аудита, при проведении аудита налогов можно выделить следующие основные цели:

установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

В соответствии с целями определяются и основные задачи при проведении аудита налогов:

проверка системности учета и правильности формирования налогооблагаемых баз;

правильность применения налоговых ставок и льгот;

анализ корректности заполнения налоговых деклараций и своевременности уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды;

определение уровня контроля при поступлении информации в вертикальном и горизонтальном направлениях;

проверка степени информированности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты, о текущих изменениях в налоговом законодательстве и правильность понимания нормативно-правовых актов.

После определения целей и задач для проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии необходимо выяснить, что же собой представляет сам объект аудиторского исследования.

Под объектом аудита понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно.

Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, обладающими многими другими характеристиками. Это требует по отношению к объектам определенной классификации для целостного представления о предмете аудита и установить, что будет являться объектом при проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии и какими характеристиками он будет обладать.

Если рассматривать налоговые платежи как объект аудиторской проверки, то при оценке их качественных и количественных характеристик следует иметь в виду, что:

по виду налоги представляют собой расчеты, осуществляемые с бюджетом и внебюджетными фондами;

расчет налогов это постоянный процесс на протяжении всего времени деятельности предприятия, поэтому анализ будет зависеть от целей аудиторской проверки (при подтверждении статей отчетности – учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в прошедшем и настоящем времени; при минимизации налоговых платежей и построении схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством – учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в настоящем и будущем времени);

по характеру оценки состояния налоги относятся к объектам с количественными характеристиками;

по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита налоги постоянно находятся в поле зрения аудиторского внимания.

Системность классификации объектов определяет использование специфических приемов, составляющих метод аудиторской деятельности.

Метод аудита – это совокупность приемов, используемых для оценки состояния изучаемых объектов.

Используемые приемы можно определить в три группы:

определение состояния объектов в натуральном виде;

При проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии основными приемами являются сопоставление и оценка.

Особое внимание надо обратить на методы документальной проверки, как наиболее часто используемые в аудиторской практике, относящиеся к группе сопоставлений.

Пред проведением аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии, с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.

Для успешного выполнения этих задач необходимо:

изучить систему внутреннего контроля проверяемой единицы;

ознакомится с мерами, принятыми для выполнения рекомендаций предыдущего аудитора;

составить план проверки, утвержденный директором аудиторской фирмы и директором проверяемого предприятия;

подготовить документацию необходимую для проведения аудита;

составить квалифицированное аудиторское заключение, если результаты проверки предоставляют такую возможность.

Содержание и основная целевая установка анализа налоговых платежей - оценка и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной налоговой политики.

При аудите по налогам и сборам необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

Конституция Российской Федерации, ст. 57.

Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2.

Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2.

Федеральный закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 29.07.98г. №43н (с последующими изменениями).

«План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению», утв. приказом Минфина России от 31.10.00г. №94н.

Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утв. приказом МНС РФ от 29.12.00г. №БГ-3-07/465.

Федеральный закон от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.04.93г. №4741 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 11.02.02г. №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:

первичные документы бухгалтерского учета;

регистры бухгалтерского учета;

расчеты, справки, сведения;

договоры с контрагентами;

протоколы решений общего собрания учредителей, акционеров;

протоколы решений совета директоров;

приказы исполнительной дирекции;

учетная политика организации в целях налогообложения;

другие, например, первичные налоговые документы, регистры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:

проверка начисления и уплаты федеральных налогов;

проверка начисления и уплаты региональных налогов;

проверка начисления и уплаты местных налогов.

Ниже представлена приблизительная программа аудита расчетов по налогам и сборам.

Перечень аудиторских мероприятий

Аудит учетной политики в области расчетов по налогам и сборам.

Проверка наличия приказа руководителя о принятии учетной политики.

Проверка соответствия учетной политики требованиям законодательства, характеру деятельности экономического субъекта.

Проверка полноты раскрытия, способов ведения учета расчетов.

Анализ рабочего плана счетов.

Проверка формирования налоговой базы.

Регистры бухгалтерского учета, расчетно-платежные ведомости

Анализ начисленной заработной платы и прочих платежей работникам организации.

Правомерность включения в налогооблагаемую базу платежей.

Проверка правильности применения налоговых ставок.

Рег. документы, свидетельства о постановке на учет в ПФР, уведомление о применении ЕНВД

Анализ применяемых ставок в соответствии с законодательством

Проверка правомерности применения льгот.

Анализ правомерности применяемых льгот в соответствии с законодательством

Проверка правильности исчисления налогов и сборов.

Регистры бухгалтерского учета, расчетно-платежные ведомости

Проверка правильности исчисления налогов и сборов в соответствии с полученной налоговой базой, льготами и ставками.

Проверка правильности составления и своевременности сдачи отчетности.

Проверка составления и предоставления деклараций по всем признакам.

Проверка правильности и своевременности уплаты страховых взносов.

Плат. поручения, выписки банка

В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменения следует документировать с указанием даты внесения исправлений и разработкой соответствующих инструкций по выполнению новых аудиторских процедур.

Выводы аудита по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, - это фактический доказательный материал для составления аудиторского отчета (письменной информация руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор может применять следующие способы получения доказательств:

пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);

Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

На проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаружены различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:

не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам.

отсутствует утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения.

не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам.

отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотрудники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в вопросах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов.

не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора.

использование налоговых льгот без оснований.

На заключительном этапе аудита подготавливается письменная информация (отчет) для клиента. В процессе осуществления аудита аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию. Кроме того, в письменном отчете могут содержаться конкретные предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица или лица, которому оказываются сопутствующие аудиту услуги.

Если аудит расчетов по налогам и сборам, в том числе по страховым взносам и связанным с ним отчислениям, проводится в составе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, то выявленные искажения следует оценивать в контексте всего бухгалтерского (финансового) учета аудируемого лица. При этом, в отличие от налогового аудита, смысловой акцент аудиторы делают именно на бухгалтерском, а не на налоговом учете.

65.Оценка аудитором результатов проверки. Аудиторское заключение: виды, состав и содержание.

АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.

По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:

• состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);

• правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);

• правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

• правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);

• правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);

• полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);

• правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., Главная книга, Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

Учитывая нестабильность налогового законодательства РФ, аудитор еще на стадии предварительного этапа аудиторской проверки должен выяснить, какие налоги должен платить аудируемый объект, насколько полно он выполняет свои обязательства и какими нормативными документами пользуется при расчете налогов.

Полезно также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия налоговыми органами. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам с продаж, налогу на доходы физических лиц, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.

Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом»; по сборам во внебюджетные фонды (социальное страхование, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу и сбору на соответствующих субсчетах указанных счетов.

Поскольку налогооблагаемая база для косвенных налогов (акцизов и НДС) связана с оценкой реализации продукции, то при аудите косвенных налогов проверяющий опирается на данные проверки учета реализации продукции.

Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли предприятия, заработной платы персонала).

В соответствии с действующим налоговым законодательством учет реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может осуществляться одним из двух методов: по начислению или кассовым методом. Доходы от внереализационных операций подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания) независимо от поступления денежных средств. Расходы по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты.

В заключение аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 и 69 с данными синтетического учета в Главной книге и в отчетности.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии указания на него в расчетно-платежных документах отдельной строкой.

Выявленные в ходе проверки нарушения регистрируются в рабочей документации аудитора.

Налогооблагаемой базой для расчета сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц является фонд начисленной заработной платы. При проверке правильности учета этих налогов необходимо, во-первых, проверить правильность учета заработной платы и выделения той ее части, которая облагается соответствующими начислениями. Аудитор руководствуется правилом, что начисления на заработную плату проводятся по всем основаниям, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, используемой для расчета пенсий, выплат отпускных пособий и больничного листа.

При аудите начисления сборов во внебюджетные фонды аудитор учитывает формы договора, заключенного с физическим лицом и как следствие – те социальные гарантии, за предоставление которых организация несет ответственность. Например, выплаты по договору подряда не учитываются при определении базы для начислений в фонд социального страхования.

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» учет расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), должен обеспечиваться системой налогового учета организации.

Основным источником информации являются налоговая декларация и регистры налогового учета.

При проверке аудитору следует учитывать наличие различий между правилами бухгалтерского и налогового учета. В этой связи основными источниками информации на данном этапе проверки являются аналитические регистры учета.

Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, определен ст. 253 Налогового кодекса РФ. К данным расходам относятся расходы, связанные с изготовлением, производством, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном состоянии; расходы на освоение природных ресурсов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, обязательное и добровольное страхование, прочие расходы.

Проверяя расходы, связанные с производством и реализацией, аудитор должен знать, какие расходы учитываются для целей налогообложения, а какие не принимают участия в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Кроме перечисленных, к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; расходы на оплату услуг по охране имущества; расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на канцелярские товары; расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты и информационных систем; расходы на текущие исследования конъюнктуры рынка и другие расходы.

Определенная группа расходов, которая связана с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитывается при налогообложении в пределах установленных законодательством норм и условий. Такие ограничения действуют в отношении командировочных и представительских расходов, некоторых видов расходов на рекламу, расходов работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, по пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, а также расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров учитываются для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

а) услуги должны оказываться российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию;

б) подготовку, переподготовку проходят работники, которые числятся в штате организации;

в) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации работника и соответствует деятельности организации.

В ходе аудита особого внимания заслуживают расходы предприятия, которые в соответствии со ст. 270 Налогового кодекса не учитываются для целей налогообложения. К ним относятся расходы, связанные с приобретением и созданием амортизируемого имущества; материальная помощь, премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения; оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам; надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха, лечения сотрудников; платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, и некоторые другие расходы.

По итогам проверки аудитор формулирует выводы о качестве организации налогового учета расходов, связанных с производством, реализацией продукции (работ, услуг); соблюдении норм налогового законодательства в части определения расходов, участвующих в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

• нарушение сроков платежей по налогам.

1. Задачи аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

2. Тестирование средств внутреннего контроля при аудите расчетных операций с бюджетом и внебюджетными фондами.

3. Аудит системы бухгалтерского учета расчетов с бюджетом.

4. Оценка и факторы внутрихозяйственного риска при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

5. Аудиторские процедуры при аудите расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

6. Аудит платежей налога на добавленную стоимость.

7. Аудит платежей налога на прибыль.

8. Аудит платежей в государственный пенсионный фонд.

1. При проверке правильности расчета налога на прибыль основным источником информации являются:

а) данные отчета о прибылях и убытках;

б) регистры налогового учета;

в) регистры бухгалтерского учета.

2. Учет расчетов по уплате налогов ведется на счете:

3. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор использует в качестве базы для пересчета начислений:

а) общую величину фонда оплаты труда;

б) общую величину фонда оплаты труда за минусом сумм, выплачиваемых за счет чистой прибыли организации;

в) только ту часть фонда оплаты труда, которая является базой для начислений.

4. Для проверки правильности уплаты косвенных налогов аудитор должен изучить данные, характеризующие:

а) величину имущества организации;

б) реализацию продукции (работ, услуг);

в) величину расходов на оплату труда.

5. В учетной политике организации выбран метод начисления налога на добавленную стоимость по оплате. В этом случае сумма налога на добавленную стоимость с реализованной, но не оплаченной покупателем продукции в бухгалтерском учете:

а) не учитывается;

б) отражается на счете 68;

в) отражается на счете 76.

6. При проверке правильности начислений в государственные внебюджетные фонды аудитор учитывает:

а) форму договора, заключенного с работником;

б) срок договора, заключенного с работником;

в) трудовые функции работника, предусмотренные договором.

7. Из перечисленных ниже налогов к косвенным относятся:

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

б) налог на имущество.

8. Для исчисления налога на прибыль установлены нормативы для включения в расходы:

а) всех расходов на рекламу;

б) некоторых видов расходов на рекламу;

в) расходов на рекламу в прессе, радио– и телевещании.

9. Какие из перечисленных видов расходов принимаются для исчисления прибыли в полном объеме:

а) сумма компенсации за неиспользованный отпуск;

б) сумма компенсации командировочных расходов;

в) сумма компенсации за использование личных легковых автомобилей.

10. Суммы выплаченной работнику материальной помощи при расчете налога на прибыль организации:

а) учитываются в полном объеме;

б) учитываются в пределах установленного норматива;

Классификация налогов, единый социальный налог. Налог на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на прибыль и имущество организаций. Организация аудита по налогам и сборам. Нормативные документы, регулирующие аудит. Ошибки при проведении аудита.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 24.11.2010
Размер файла 690,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • 1
  • 2
  • 3

7. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению», утв. приказом Минфина России от 31.10.00г. №94н.

8. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утв. приказом МНС РФ от 29.12.00г. №БГ-3-07/465.

9. Федеральный закон от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 02.04.93г. №4741 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 11.02.02г. №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».

2.2 Источники информации

Источниками информации по аудиту начисления и уплаты налогов при расчете с физическими лицами являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИИ статинформом Госкомстата России. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы:

* Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) - составляется на каждого члена трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.

* Личная карточка (ф. №Т-2) - заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.

* Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) - составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.

* Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) - применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.

* Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) - составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения.

По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13). Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Для учета выработки и сдельной заработной платы применяются следующие первичные документы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.

Независимо от формы первичные документы содержат в себе, как правило, следующие реквизиты (показатели): место работы (цех, участок, отделение); время работы (дата); наименование и разряд работы (операции); количество и качество работы; фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих; норы времени и расценки за единицу работы; сумму заработной платы рабочих; шифры учета затрат, на которые относится начисленная заработная плата; количество нормо-часов по выполненной работе.

По учету расчетов с персоналом по оплате труда применяются расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетная ведомость (ф. № Т-51), платежная ведомость (ф. №Т-3) и лицевой счет (ф. № Т-54). В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты заработной платы. В ней указывают фамилии и инициалы работников, их табельные номера, суммы к выдаче и расписку в получении заработной платы. Расчетно-платежные ведомости или замещающие их расчетные и платежные ведомости применяют для расчетов с работниками за целый месяц. Лицевые счета представляют собой документы, на лицевой стороне которых записываются необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), а на обратной стороне - все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц. По эти данным легко рассчитать средний заработок за любой период.

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1).

2.3 План и программа аудита

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и свободной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:

1) проверка начислений и уплаты федеральных налогов.

2) проверка начислений и уплаты региональных налогов.

3) проверка начислений и уплаты местных налогов.

Общий план аудита учредительных документов и расчетов с учредителями.

Проверяемая организация ООО «Вым пел»

Период аудита с 01.01 по 31.12.08

Количество человеко-часов 300

Руководитель аудиторской группы Иванов И. И.

Состав аудиторской группы Иванов И. И, Петров И. Я.

Читайте также: