Налог в барский бюджет

Опубликовано: 13.05.2024

С 1 января 2021 года в России больше не действует плоская шкала налогообложения. Теперь лица с доходами свыше 5 млн рублей в год будут платить НДФЛ в размере не 13, а 15%, передает «Лента.ру». Куда пойдут эти деньги, и помогут ли средства малообеспеченным россиянам?

Напомним, что до начала 2000-х годов в России была разная ставка НДФЛ для «богатых» и «бедных»: 12% для тех, чьи доходы составляли менее 50 тысяч рублей в год, 20% для россиян с доходом от 50 до 150 тысяч рублей в год, 30% для граждан с доходом свыше 150 тысяч.

Однако собираемость налогов была крайне низкой. Центр стратегических разработок во главе с Германом Грефом предложил уровнять всех жителей России и установить ставку НДФЛ в размере 13%. Также власти решили заменить различные взносы во внебюджетные фонды единым социальным налогом, снизив его суммарную нагрузку.

Как показала практика, реформа привела к позитивным результатам. В 2001 году собираемость НДФЛ увеличилась на 23,7% по сравнению с прошлым годом. В 2002-м рост составил 21,4%.

Не смотря на это разговоры о возврате прогрессивной налоговой ставки не утихали. Было три сценария. Первый – это обнуление НДФЛ для россиян с доходами в 1,2-1,5 минимального размера оплаты труда (МРОТ) и повышение сборов для граждан, которые получают свыше 1 млн рублей в месяц. В таком случае выпадающие доходы региональных бюджетов составили бы 150 млрд рублей.

По второму сценарию вместо массового обнуления НДФЛ для бедных предлагалось предоставлять льготы малоимущим только по запросу. И третий вариант – это полный отказ от льгот по НДФЛ для бедных и взамен помощь им посредством адресных субсидий. Но не один вариант так и не был реализован.


Правительство решило сделать красивый жест?

Пандемия коронавируса подстегнула власти вернуть прогрессивную шкалу налога, так как доходы россиян упали, а бюджет страны трещал по швам.

Однако сценарий был пересмотрен: в нем больше не было дорогостоящего обнуления НДФЛ для бедных. Вместо этого власти решил повысить ставку с 13 до 15% для россиян, которые в год получают 2-3 млн рублей дохода. По сути, это был бы налог на средний класс. Но после долгих обсуждений власти решили остановиться на цифре в 5 млн рублей. По подсчетам аналитиков, повышенный налог будут платить не более 1% работающих граждан России. А бюджет пополнится на 60 млрд рублей в год.

Во время встречи с волонтерами в декабре прошлого года Владимир Путин заявил, что деньги пойдут, в том числе, на лечение детей с редкими заболеваниями.

Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина отметила, что эти средства власти могли найти и раньше, если бы захотели. Ведь только на содержание государственных СМИ в прошлом году было потрачено в 1,5 раза больше – 90 млрд рублей.

Профессор Парижского университета Sciences Po, экономист Сергей Гуриев, комментируя решение властей, отметил, что 60 млрд – это капля в море в бюджете России, похожая больше на «ошибку округления». Эксперт пояснил, что в 2020 году плановые расходы бюджета составили 19,5 трлн рублей.

Само по себе повышение НДФЛ до 15% для 1% населения едва ли отразится и на бедных, добавила Суслина. Она объяснила, что с точки зрения социальной справедливости и стимулирования потребительского спроса наилучшим сценарием стал бы тот, который обсуждался еще в 2019 году.

Однако в таком случае государству пришлось бы искать триллионы рублей для возмещения выпадающих доходов региональных бюджетов.


Еще один вариант – это обложение налогами не доходов, а расходов богатых россиян. Эксперты уверены, что он более эффективен с точки зрения общего экономического развития страны. Также аналитики сошлись во мнении, что реформа в том виде, в котором она была принята, вряд ли серьезно отразится на кошельках богатейших россиян, но и бедным помочь не сможет.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Анализируем кэш-машину бесогона

Никита Михалков уже два года не публикует декларации о доходах. Он перестал это делать после того, как первый же его подобный отчёт в 2018 году вызвал резонанс: выяснилось, что режиссёр годом ранее заработал 529 млн рублей, а также у него есть 89 земельных участков, шесть жилых домов, шесть апартаментов, 11 нежилых зданий, несколько машин и даже вертолёт. «Секрет фирмы» проследил, как создавалась и росла бизнес-империя Михалкова, как менялись его предпринимательские интересы и как проекты с его участием постоянно оказывались в центре скандалов.

Лесное хозяйство: охота, древесина и мебельный заводик

Осенью 2019 года Михалков зарегистрировался как ИП. Основными видами деятельности он указал дополнительное образование детей и взрослых, а также издание книг, газет, журналов и производство кинофильмов.

Количество организаций, с которыми напрямую связано имя Никиты Михалкова, исчисляется десятками: согласно ЕГРЮЛ, в 22 он значится как учредитель, в шести — как руководитель

Широкой публике известно далеко не обо всех его организациях: о группе компаний «Тёмино» (названо в честь сына Артёма) так и вовсе знают в основном нижегородцы. Потому что находятся эти компании рядом с «барской дачей» Никиты Сергеевича — имением в деревне Щепачиха, буквально копирующем княжеские палаты: с усадьбой, домовой церковью, русской баней, конюшнями, домиком охраны, гостевыми избами, столовой прислуги, гаражом и пристанью.

Фото: mskagency.ru/Сергей Киселев

«Тёмино-Лесное» Михалков открыл ещё в 2009 году и арендовал с ней почти 30 000 га в Нижегородской области с правом ежегодной заготовки древесины в объёме 25 400 кубометров. Три года спустя Михалков основал ещё одну фирму — «Тёмино-Павловское» — для переработки лесоматериалов (производства фанеры, плит, деревянных конструкций и мебели).

В сентябре 2020 года на YouTube-канале «Нижегородский экопатруль» вышел ролик, в котором авторы обвинили структуры Михалкова в варварской вырубке леса. Михалков написал заявление в полицию с требованием найти и наказать тех, кто разместил этот ролик, «порочащий его честь и достоинство». В ноябре полицейские возбудили дело о клевете, сообщала Baza.

Согласно официальной отчётности компаний из группы «Тёмино», бизнес пока не слишком успешный.

Ещё в его группе компаний есть охотничье хозяйство «Тёмино-Северное», которое арендовало 37 000 га угодий. Состояние охотхозяйства до аренды было запущенное: Михалков возмущался, что зверьё всё перебитое и ему пришлось на три года «закрывать» угодья, завозить кабанов, лосей и глухарей. Некоторых кабанов доставили прямиком из Франции.

Депутаты нижегородского парламента согласовали строительство дороги к берегу реки, где живут лишь две пенсионерки и где (поблизости) начиналось строительство охотничьей усадьбы Михалкова. Траты обошлись бюджету в 12 млн рублей. Отдельные депутаты посчитали, что это расточительно — и потребовали от Никиты Сергеевича деньги вернуть, но махнули рукой — он утверждал, что финансирование не просил, потому что он и так достаточно обеспечен, чтобы сделать это за свой счёт.

«Цитадель» развлечений

Освоением леса бизнес-изыскания Михалкова в Нижегородской области не заканчиваются. Вслед за мебельной компанией он задумал новое «социально значимое» и «великорусское» дело: построить в чистом поле туристический объект, который понравится и местным, и гостям региона.

Проект «Цитадель» должен был стать рекреационно-оздоровительным центром и дать 150 рабочих мест Нижегородской области. Название центр получил по фильму Михалкова «Утомленные солнцем — 2. Цитадель».

«Снаружи всё страшного, сурового вида, а внутри — хайтек, со SPA и рестораном», — так описывал задумку Никита Сергеевич, пытаясь привлечь инвесторов. «Цитадель» включала в себя развлекательный центр, спорткомплекс, гостиницу (фонд — 150 номеров), общежитие для студентов. Из активностей — конюшня, гольф-клуб, футбольное поле, парк для скейтеров и даже горнолыжная трасса на высоком берегу Оки. А для самых взыскательных гостей — пристань в стиле XIX века. Вдруг кому яхту пришвартовать надо.

Проект сам Никита Сергеевич оценил в 7 млрд рублей, примерный срок реализации — три года. Объявлено о «Цитадели» было в 2016 году, но в начале 2017-го проект не попал в федеральную программу Ростуризма, а в июле 2017 года был заморожен «на неопределённый срок».

Вино и рестораны

В 2010 году Михалков стал партнёром по бизнесу Константина Тувыкина, купившего имение в Татти (Тоскана, Италия). Вилла с виноградниками площадью в 11 га стала местом рождения винодельни «Tenuta Dodici». В 2013 году в России в ресторане «Пробка» впервые попробовали вино Никиты Сергеевича. А зимой того же года вино появилось на рейсах «Аэрофлота» по направлению Москва — Сочи и Сочи — Москва: акцию провели для гостей Олимпиады.

За пять лет (с 2014 по 2019 годы) винодельня экспортировала в Россию 132 тонны вина почти на €400 000.

Винодельня производит 70 000 бутылок в год. Цены на бутылки михалковского вина колеблется от 1000 до 4000 рублей. Впрочем, экземпляры с большой выдержкой продаются и за 12 000.

В 2016 году Никита Сергеевич сообщил, что намерен заниматься виноделием не только в Италии, но и в Крыму. Правда, этот жест патриотизма пока ни к чему не привёл. Как и идея, возникшая у него годом ранее.

В 2015 году к винодельческому бизнесу мог присоединиться и ресторанный: вместе с Андреем Кончаловским Никита Сергеевич планировал создать отечественную альтернативу сети McDonalds. Ей должна была стать сеть кафе-кулинарий «Едим дома!», стоимость которой Михалков оценивал в 978,1 млн рублей. Деньги решили запросить у правительства, настаивая на социально-политическом характере бизнеса.

В пилотный проект планировалось включить две фабрики-кухни (в Подмосковье и Калужской области), больше 40 кафе и 90 кулинарий, а меню на 40% формировать из локальных продуктов, чтобы поднять фермерские хозяйства страны. Поставлять баранину, гречку, овёс и пшеницу готов был экс-мэр Москвы Юрий Лужков.

Не сложилось — денег правительство не выделило, сообщив, что бюджетной поддержки не будет: ищите в общем порядке. Спустя год деньги всё же нашлись — кредит в российском банке и частные средства. Запуск сети наметили на конец 2017 год, но он так и не состоялся.

Но на этом ресторанная история Михалкова не закончилась. В 2019 году Никита Сергеевич объявил о запуске франшизы Dodici Wine & Kitchen. Речь идёт о сети ресторанов, развивающейся под брендом Dodici и включающей в себя всего два заведения — в Москве и в Нижнем Новгороде.

По франшизе предполагается расширять сеть на другие города-миллионники. Условия: паушальный взнос — 2 млн рублей, роялти — 4% от выручки ресторана. Примерные инвестиции со стороны франчайзи в открытие одного ресторана составляют 10 млн рублей. Фишка заведений — поставки тосканского вина Михалкова. Эксперты оценивали затею как рискованную из-за отсутствия четкой концепции сети. За 2020 год новых заведений Dodici Wine & Kitchen не появилось.

Алмазное дело

В 2001 году на базе Кусинского завода по обработке алмазов запустилась компания «ЧелПром-Даймонд». С 2010 года в числе её сооснователей с долей в 10% значился Никита Михалков. Фирма специализировалась на бриллиантах мелких рассевов, работала на международном рынке, выпускала эксклюзивные ювелирные изделия в единичном экземпляре. Компания входила в десятку самых крупных в России алмазообрабатывающих предприятий.

В конце 2013 года ФСБ возбудила уголовное дело по факту незаконного оборота драгоценных камней на «ЧелПром-Даймонд». Претензии властей были к сделке на 40 млн рублей с иностранной компанией — по закону фирма не могла продавать алмазы за рубеж. Силовики изъяли в офисе компании 11 700 бриллиантов. В 2015 году Арбитражный суд признал компанию «ЧелПром-Даймонд» банкротом с суммой долга свыше 200 млн рублей.

По словам Михалкова, на заводе он никогда не был, а руководство в глаза не видел. Знакомые режиссёра говорили, что он туда попал просто «как человек широкой души» — не мог знакомым отказать, которые надеялись на его связи.

Налог на болванки

Наиболее резонансной бизнес-идеей Михалкова стала защита авторского права. В 2010 году созданная Союзом кинематографистов и Российским авторским обществом организация под названием «Российский союз правообладателей» (РСП) предложила брать компенсационный сбор в размере 1% с каждой проданной единицы звукозаписывающей техники и носителей (флешки, диски, планшеты, ноутбуки). В РСП Михалков занимает должность президента совета.

После долгих обсуждений Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия всё же одобрила эту идею.

За первые три года (2010–2013) РСП собрал 5,3 млрд рублей, заключив договоры с Canon, Sony, Casio, JVC, Fujifilm, LG, Sony Ericsson, Nikon и операторами сотовой связи. Правообладатели за те три года получили только 3 млрд.

В 2018 году РСП собрал 4,4 млрд рублей, из которых 2,8 млрд получили музыканты и кинематографисты, ещё 874 млн рублей союз перевёл в фонды поддержки культуры. Остальное ушло на деятельность самого РСП.

«Михалковский налог» много кому не понравился. В частности, в 2012 году Российское общество по смежным правам (РОСП) потребовало отменить регистрацию РСП, ссылаясь на то, что не все учредители организации — правообладатели. Вероятно, РОСП просто пытался отыграться за то, что в конкурсе на возможность собирать налог уступил Михалкову.

В начале 2020 года продавцы и импортёры электроники попросили Правительство России снизить платежи. Их аргумент: пользователи всё реже копируют музыку на устройства — они переходят на стриминговые сервисы, так что сбор можно вообще отменить.

Пока эта инициатива осталась без внимания, а РСП в то же время подал два иска к структурам сети электроники DNS на общую сумму 242 млн рублей — за неуплату сбора на «болванки». Стороны заключили мировое соглашение: DNS выплачивает деньги, а РСП не берёт процент с задолженности.

Никакого кино без Михалкова

Михалков с 1997 года возглавляет Российский союз кинематографистов (СК), при этом все двадцать с лишним лет его пребывание на высоком посту сопровождается скандалами. В 2009 году на переизбрании председателя СК большинство голосов были отданы Марлену Хуциеву, однако отдавать власть без боя Михалков не захотел: назвал съезд нелегитимным, собравшихся — «ослами, лилипутами, серыми мышами» и подал иск в суд. На пресс-конференции, посвященной скандалу, её участники сообщили, что Никита Сергеевич не отдаёт печать и ключи от сейфа. На Внеочередном съезде СК председателем вновь стал Михалков.

При этом власть себе Никита Сергеевич обеспечил пожизненную: сделал так, чтобы председатель союза мог избираться бесчисленное количество раз, отменил положение о досрочном снятии с должности, весь секретариат в СК стали назначать, а не избирать. Уходил он лишь в 2005 году, и то назвав это творческим отпуском, чтобы доснять «Утомленные солнцем — 2». Многие ждали, что это первый шаг к полноценному уходу из союза, но сих пор Михалков остаётся председателем СК РФ.

В киноиндустрии имя Михалкова можно услышать практически где угодно: собственная студия «Тритэ», на которой снимались практически все его картины, — лишь вершина айсберга.

Её дочерняя компания «Остров» занимается выпуском документальных фильмов, включая первую картину о президенте «Неизвестный Путин» (1999), картины об Олимпиаде-2014 «Кольца мира — 2». На это Михалков, по данным СМИ, получил контракт с Минкультом на 28 млн рублей.

В 2012 году у Никиты Сергеевича появилась и своя киноакадемия: социально- образовательный проект, предлагающий дополнительное профессиональное образование. При этом о государственном дипломе можно не мечтать — как сообщил Михалков, «академия не пошла под государственную систему образования — она слишком рутинна, а мы хотим быть свободными». По данным СПАРК, чистая прибыль академии за 2019 год составила более 1,2 млн рублей.

В 2014 году Михалков проявил интерес и к Ялтинской киностудии, оказавшейся на грани разорения. Помимо легендарного бренда в числе её активов целых 15 га земли примерно на $40–45 млн.

В 2017 году Михалков говорил, что там будет полигон для молодой режиссуры, ежегодно можно снимать 50–70 картин. Однако до сих пор активные действия не начаты — реставрация была запланирована на лето-2020, но пандемия спутала карты. На данный момент киностудия находится в составе ГБУ «Киномедиацентр».

Как режиссёр, Михалков часто получает деньги от Министерства культуры на безвозвратной основе. Причём из года в год ставки растут. Система распределения госсубсидий для кино не прозрачна, установила Счётная палата: эксперты могут голосовать за свои проекты, а провалы в прокате не учитываться.

Михалков — не только получатель, но и распределитель бюджетных денег. В феврале 2020 года Минкульт выдал Фонду культуры (Михалков в числе учредителей и глава совета) 2,8 млрд рублей. Это в 13 раз больше обычного. Деньги рассчитаны на три года — до 2022-го включительно. На что именно выделены средства, до конца не ясно: вcё ограничивается словами «на поддержку молодых талантов», «организацию фестивалей», «конкурсные проекты». Само содержание фонда обходится Минкульту в 54,5 млн рублей.

Ещё один бизнес Михалкова, связанный с культурой, — «АА студио», которая занимается выпуском мультипликационных фильмов (самый известный — «Паровозик Тишка»). Учредителей у организации было пять, доля Михалкова — 15%. По данным СПАРК, в 2019 году фирма получила 80,9 млн чистой прибыли, годом ранее — 102 млн.

В 2020 году в компании произошёл корпоративный конфликт: один из соучредителей, Артём Ованнисян, подал иск в арбитраж с требованием к компаньонам предоставить ему финансовые документы — бухгалтерские балансы, договоры и прочее. В феврале Ованнисян выиграл суд, но его компаньоны обжаловали это решение. Всё закончилось тем, что Артём продал свою долю (50%).

Патриотизм и православный бренд

Сейчас Михалкова можно отнести к группе православных патриотов — вместе с бизнесменом Константином Малофеевым (владелец телеканала «Царьград»), экономистом Сергеем Глазьевым и патриархом Кириллом. Малофеев демонстрирует поддержку Михалкову, считая, что тот говорит «гласом народа». Особенно на тему мирового заговора в виде коронавируса и попыток Билла Гейтса чипировать население Земли (в мае скандальный выпуск «Бесогона» на эту тему руководство телеканала «Россия 24» сняло с эфира). Теперь эта группа православных патриотов разрабатывает план спасения экономики страны на 500 страниц.

Михалков регулярно подчёркивает трепетное отношение к действующей власти. Он выступал за изменение Конституции, при этом отмечая в интервью телеканалу «Царьград», что текущая — это «жуткое наследие 90-х», а новая вернёт Россию в счастливые времена предыдущих тысячелетий и приведёт людей «к пониманию Божьей Силы».

Ультраправославные речи не мешают Михалкову делать деньги «на святом»: ещё в 2009 году он учредил компанию «Бесогон», а в марте 2011-го в ЖЖ (LiveJournal, «Живой журнал») появился аккаунт Никиты Сергеевича «nikitabesogon». Одновременно на YouTube возник канал «Besogon TV». Название — прямая отсылка к небесному покровителю Никите Бесогону. С 2014 года его изображение используется в одноименной телепрограмме Михалкова.

В 2019-м Михалков решил превратить святого в торговую марку и начал регистрировать изображение как товарный знак. В апреле Роспатент отказал ему из-за возможного оскорбления чувств верующих, а в ноябре Михалков обратился в Суд по интеллектуальным правам, настаивая, что персонаж «Бесогона» — малоизвестный, упоминался только в раннехристианской церкви. В начале января 2020 режиссёр всё же добился регистрации бренда.

В «святой мир» Михалков входит довольно активно: он почётный член Патриаршего совета по культуре РФ, сопредседатель совета Российского земского движения и член президиума Всемирного русского народного собора. Весной 2020 года в Сеть попала запись его разговора с митрополитом Тихоном (Шевкуновым), где Михалков увлеченно ругает режиссёра Константина Богомолова, называя того «ублюдком» и «провокатором». И «советует» митрополиту использовать свои лоббистские возможности и снять из репертуара театра им. Чехова постановку Богомолова «Идеальный муж».

Местные налоги и сборы полностью зачисляются в местные бюджеты.

Понятие местных налогов и сборов

Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.

Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.

Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.

Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.

Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.

Система местных налогов и сборов

Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.

Местные налоги представлены в виде налогов:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.

К местным сборам относят сборы:

  • Федерального уровня;
  • местного уровня.

В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.

Виды местных налогов и сборов

К местным налогам можно отнести следующие:

1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:

  • законы федерального уровня;
  • акты, издаваемые представительными органами на местах.

Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.

Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:

  • льготы по уплате налога;
  • основания предоставления льгот;
  • порядок предоставления льгот;
  • величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога на землю являются:

  • юридические лица – организации;
  • физические лица.

Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:

  • собственности;
  • пользования на постоянной основе;
  • пожизненного владения, передаваемого в порядке наследования.

Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.

Объектов уплаты налога на землю признается участок земли, который территориально относится к муниципальному образованию, где властями самоуправления введен в действие такой налог. Исключением из этого правила выступают участки земли, которые:

  • по законодательству РФ были изъяты из оборота;
  • по законодательству РФ были ограничены в обороте.

2. Налог на имущество физических лиц.

Субъектами уплаты имущественного налога являются граждане (не только российские), выступающие собственниками имущества, которое в соответствии с федеральным законом облагается налогом. К такому имуществу причисляют:

  • жилой дом, квартира либо комната;
  • дача;
  • гараж;
  • иные строения, сооружения и помещения, а также доли в праве собственности на вышеперечисленное имущество.

Исчисление размера налога зависит от налоговой базы, которая ежегодно по состоянию на 01.01. рассчитывается в соответствии с суммарной инвестиционной стоимостью.

К местным сборам относятся лишь сбор с торговли. Однако действие права установления местным самоуправлением территориально ограничен. Такой сбор может вводиться лишь на территории нескольких административно-территориальных единиц, а именно:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Структура местных налогов и сборов

В структуру местных налогов и сборов в широком смысле входит совокупность обязательных платежей, которые:

  • едины для всей территории РФ;
  • охватывают отдельные регионы;
  • имеют действие в рамках конкретного муниципального округа.

В узком смысле местными налогами и сборами признаются обязательные платежи, которые установлены органами самоуправления и взимаются только на территории муниципалитета в соответствующий бюджет.

Принципы местных налогов и сборов

Местные налоги и сборы существуют и действуют по общим принципам всей налоговой системы страны. К числу таковых относятся следующие принципы:

1. Принцип справедливости. При введении в действие того или иного налога в расчет должно приниматься наличие объективной возможности у целевой группы налогоплательщиков уплачивать налог (сбор);

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Обязанность уплачивать платежи в бюджет при наличии законных оснований лежит на неопределенном круге лиц, которые равны в своих правах и обязанностях. Не допустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременном взимании его с других при одинаковых условиях.

3. Принцип экономической обоснованности. Установление налогов не может носить стихийный и произвольный характер, а должен иметь обоснование с экономической точки зрения. Их введение не должно посягать на права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ.

4. Принцип единства экономического пространства РФ. Налоги (сборы), которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо либо косвенно влиять на свободу передвижения в пределах страны, как товаров (работ, услуг), так и финансовых средств. Любое препятствие допускаемой законом предпринимательской деятельности путем введения обязательных платежей запрещено.

5. Принцип соблюдения порядка установления налога (сбора). Налоги (сборы) которые не предусмотрены в НК РФ либо введены в действие с нарушением порядка не подлежат уплате.

6. Определенность налоговой обязанности. Нормативно при введении в действие обязанности по уплате в бюджет должны быть закреплены все элементы налогообложения. Формулировка налоговых правовых норм должна быть четкой, чтобы налогоплательщик четко знал за что, сколько, когда требуется уплатить в бюджет соответствующий налог.

7. Презумпция толкования налоговых сомнений в пользу налогоплательщика. При наличии размытых формулировок и сомнений в налоговых нормах их толкование осуществляется в пользу налогоплательщика.

Особенности местных налогов и сборов

Несмотря на схожесть местных налогов и сборов с общей характеристикой всей российской налоговой системы, местные налоги и сборы имеют свои отличительные особенности:

  • средства, поступающие в соответствующий местный бюджет, подлежат расходам исключительно на нужны самого муниципального образования;
  • налоги местного удержания аккумулируются в местном бюджете, вышестоящие бюджеты уровня региона или федерации распределяются в определенных пропорциях между всеми тремя уровнями, в том числе и местном.
  • решение о введении и взимании соответствующих платежей лежит сугубо на местных органах власти;
  • контроль за использование средств местного бюджета также осуществляется на местах органами самоуправления.
  • широкий спектр полномочий по правовому урегулированию местного налогообложения, который заключается в возможности снижать ставки по налогам, устанавливать тем или иным категориям плательщиков налога льготы и привилегии.

Порядок установления местных налогов и сборов

Введение в действие и отмена действия того или иного местного налога (сбора) осуществляется по правилам, предписанным отечественным налоговым кодексом, на основании законодательных решений органов осуществляющие представительские функции на базовом уровне. Такая компетенция органов местной власти закреплена 39 статьей федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этой норме местная власть вправе установить (отменить):

  • налоги (сборы) местного взимания;
  • льготные условия местного налогообложения отдельными категориями плательщиков.

Кроме того, могут быть предусмотрены разовые внесения средств в местный бюджет гражданами, проживающими на определенной территории в добровольном порядке.

Добровольность заключается в выражении гражданами своей воли на местном референдуме, собрании и т.д.

Взимание земельного и имущественного налога осуществляется также после принятия соответствующего решения на местном уровне. При этом такое решение не должно противоречить налоговому федеральному кодексу.

Еще

  • Ключевые слова:
  • росстат
  • спасибо ₽
  • хорошо
  • 34

А где НДПИ, где пошлины, где НДС?
Где профит компании работающей в регионе с московской пропиской. Где торговая маржа московских складов. Где банковский процент в московских банках.

  • 27 марта 2017, 23:29
  • Ответить

Еще

  • 27 марта 2017, 23:31
  • Ответить

Еще

  • 27 марта 2017, 23:33
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 08:41
  • Ответить

Еще

  • 27 марта 2017, 23:34
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 00:07
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 11:15
  • Ответить

Еще

Alex Fos, ну так и чего добыли в тюмени 1 бар нефти — при цене 100 долл как раньше — 70 вытащили НДПИ и Пошлинами если внутр потребление то НДС та же пошлина — ну и 30 осталось — и их поделили
но это база то уже 30 а не 100 будет — а чего базу опускать — 70 вывели как не бывало. а 30 по честному разделили и все по честному)))

так даже тушу можно делить — сразу пол туши отрезать себе — а потом вторую половину по чесноку делить )))))))

  • 28 марта 2017, 11:33
  • Ответить

Еще

  • 27 марта 2017, 23:30
  • Ответить

Еще

  • 27 марта 2017, 23:32
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 00:08
  • Ответить

Еще

  • 27 марта 2017, 23:35
  • Ответить

Еще

  • 27 марта 2017, 23:49
  • Ответить

Еще

  • 27 марта 2017, 23:56
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 00:03
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 00:04
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 00:04
  • Ответить

Еще

хм
да ты просто шерлок холмс
ватный шерлок холмс
осталось только посмотреть, какие компании платят налог






  • 28 марта 2017, 01:10
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 07:47
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 11:54
  • Ответить

Еще

Итак, РФ собрала 240 млрд.долларов налогов с 1330 млрд.долларов ВВП.
Итого 18% налоговая нагрузка. Это очень мало я вам честно скажу.
http://svspb.net/danmark/nalogov-v-vvp-stran.php

Такая собираемость налогов близка к странам Африки и failed states, где власти не могут контролировать ничего.

  • 28 марта 2017, 01:17
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 06:30
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:45
  • Ответить

Еще

Ресторатор,
близка к странам Африки и failed states, где власти не могут контролировать ничего.
— вы это про Японию? У неё такая же собираемость, как у России. (28.6% против 28.7%)

П.С. Прикольно наблюдать евроватные посты, когда бедолага в запальчивости даже не смотрит что публикует…

  • 28 марта 2017, 09:05
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:44
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 15:08
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 15:23
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 22:22
  • Ответить

Еще

  • 08 апреля 2017, 15:42
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:14
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 01:42
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 07:52
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 01:42
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 07:54
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 01:51
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 08:08
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 10:50
  • Ответить

Еще

Томская область отдаёт 65%, и удваивает долг ежегодно. Сейчас на проценты по выплатам на Томские облигации тратится больше чем на содержание дорог в области. А ещё в городе Томск, за 25 лет построили всего одну школу.

  • 28 марта 2017, 04:04
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 06:51
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 07:24
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 08:20
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 08:54
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 15:41
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 08:54
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:08
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:22
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:17
  • Ответить

Еще

Albus, нужно работать в этой конторе, чтобы знать детали. Это не означает, что прибыль = нулю.
Могли забрать чуть выше себестоимости.

Они с большой долей вероятности попутный газ в осушку отправляют и потом на продажу в регионе.

Могут делать дизтопливо в регионе и там же продавать.

Могут для более мелких компаний делать ремонт скважин, гидроразрывы пластов, бурение.

Деталей формирования бюджета компании — миллион.

Это все прибыль.

  • 28 марта 2017, 09:29
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:52
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:31
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:44
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 15:09
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 15:35
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:25
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:36
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:41
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:41
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 09:51
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 11:23
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 11:41
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 12:06
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 12:56
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 14:10
  • Ответить

Еще

Прибыль, которую генерирует регион, зачастую происходит благодаря кап. вложениям, пришедших из других регионов. В т.ч. из Москвы.

Поэтому позиция: "Мы тут дофига нефти добываем, зарабатываем немеряно, но потом отдаём всё кровопийцам в центр." однобокая-ущербная. Нужно учитывать сколько перед этим центр вложил, чтобы всё взлетело (это как минимум).

Понятно откуда она возникает, но это взгляд токаря.

  • 28 марта 2017, 18:13
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 22:26
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 23:21
  • Ответить

Еще

  • 28 марта 2017, 23:23
  • Ответить

Еще

Чтобы что-то появилось и начало приносить доход сначала надо вложить немало средств, сил, рук и мозгов.

Когда делают ракету или космодром или тот же НПЗ — там ого-го сколько людей со всей страны вкладываются.

Вообще интересная методичка у наших вечно-чем-то-недовольных:
1. Москва не создаёт предприятия в регионах? Все производства и промышленность сосредоточены в МО? Бюджет Москвы и МО 25% от всей страны? — Пу плохой! Потому что не создаёт рабочих мест и удушает промышленность регионов.

2. Москва инвестирует в создание производств, в геологоразведку, в инфраструктуру, в переработку? — Пу плохой! Потому что потом часть прибыли с этих предприятий приходится отчислять в центр.

То есть позиция очень удобная: если в регион идут инвестиции на развитие — это нормально и всегда мало. А когда эти инвестиции начинают работать и надо помаленьку отдавать должок в виде налогов — сразу вопли "грабят! режут! негодяи!".

Мы это уже в СССР проходили. Теперь видим чем эта щедрость оборачивается.

Рейтинг регионов России по налоговым отчислениям

Кто платит, а кто тратит: кормящие страну автономные округа, триллионы от Москвы и забирающий свое Татарстан
Фото: rkc56.ru

«Реальное время» анализирует налоговые отчисления регионов России в бюджет. Традиционно, некоторые регионы получают из федерального центра денег гораздо меньше, чем отчисляют. Другие же, напротив, получают в свой консолидированный бюджет больше, чем заработали. Однако многие стереотипы оказываются неоправданными. Например, Татарстан в сравнении с ХМАО платит налогов в четыре раза меньше, а обратно получает почти столько же, как и нефте-газовый «коллега». Москва перечисляет налогов больше всех (это к слову о том, что все деньги текут в Москву), но и процент возвращенных денег от нее выше, чем в среднем по России. Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула сидят на дотациях.

Больше всего отдают Москва, Санкт-Петербург и «углеводородные» регионы, включая Татарстан

Суммарно российские регионы, по данным аналитической службы «Реального времени», на 1 января 2017 года, перечислили в бюджеты разных уровней сумму в 12,77 трлн рублей. Эта цифра касается федеральных налогов и сборов, часть из которых попадает и в консолидированные бюджеты субъектов (включая доходы местных бюджетов). Отметим, что, по информации официального сайта Федеральной налоговой службы, к федеральным налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, а также акцизы, налоги на добычу полезных ископаемых и водный налог.

Безоговорочным лидером по выплаченным федеральным налогам стала российская столица — Москва. На начало 2017 года она заплатила 2,42 трлн рублей, что составляет 19% от всех выплаченных российскими регионами федеральных налогов. Кроме того, эта цифра больше, чем показатель всего Приволжского федерального округа, который выплатил всего лишь 2,05 трлн рублей.


По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Фото strana.ru

Огромное количество налогов платит и второй по величине город России Санкт Петербург — 829 млрд рублей. Конечно, это в три раза меньше, чем платит Москва, но по-прежнему больше, чем некоторые федеральные округа, например, такие, как Южный, Дальневосточный и Северо-Кавказский.

По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Он заплатил 1,6 трлн рублей федеральных налогов. Это больше, чем весь Северо-Западный или Сибирский федеральные округа.

Следом за этими тремя регионами находятся Ямало-Ненецкий автономный округ с 753,8 млрд рублей отчисленных федеральных налогов, Московская область с 620 млрд рублей и Татарстан с 396,7 млрд рублей. Татарстан, таким образом, оказался регионом, отчислившим самое большое количество налогов, помимо двух столиц, двух главных «углеводородных» регионов России, а также Московской области.

Меньше всего федеральных налогов по данным на начало года заплатили некоторые регионы Кавказа и Дальнего Востока. В частности, самый низкий результат у Ингушетии — 3,2 млрд рублей. Примерно такой же показатель у Калмыкии — 3,4 млрд рублей. Также мало заплатили Тыва, Еврейская автономная область и республика Алтай (4-5 млрд рублей).


Татарстан получает в консолидированный бюджет региона 167 млрд рублей, или 42% от уплаченных федеральных налогов. Фото Романа Хасаева

Татарстан и хорошо отдает, и хорошо забирает, а национальные автономные округа кормят Россию

Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона.

Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется — от 12% до 119%. Любопытно, что меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России — Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд рублей. Это лишь на 22 млрд рублей больше, чем получает в бюджет региона Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры — в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же — 147 млрд рублей.

Больше всего в региональный бюджет получает Москва — 1,35 трлн рублей, или 56% от уплаченных федеральных налогов. Это больше, чем получает любой из федеральных округов, кроме Центрального, в который, собственно, и входит Москва. На втором месте по отчислениям в консолидированный бюджет — Московская область с 374 млрд рублей, или 55% от уплаченных федеральных налогов. Замыкает тройку Санкт-Петербург с 337 млрд рублей, или 41% от уплаченных налогов. В пятерке, кроме того, Ханты-Мансийский округ и Татарстан (167 млрд рублей в консолидированный бюджет, 42% от уплаченных федеральных налогов).

Меньше всего из перечисленного в виде федеральных налогов получают обратно три сырьевых региона — ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ (13%) и Ненецкий автономный округ (14%). Также большая часть денег достается федеральному центру из налогов Оренбургской и Калининградской области (26% и 28%, соответственно), Томской области и республики Удмуртия (31% и 34%).


Магаданская область перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Фото webturizm.ru

На федеральной подкормке — Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула

Помимо этого, есть в стране и обратная ситуация — шесть регионов получают в свой консолидированный бюджет вообще больше, чем перечисляют федеральных налогов. Лидер по этому показателю — Магаданская область. Она перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Таким образом, получила она на 19% больше, чем перечислила.

На втором месте по этому показателю — Чечня. Она перечислила лишь 8,6 млрд рублей, а получила в консолидированный бюджет 9,6 млрд рублей — на 11% больше перечисленного. Еще один регион с похожей структурой бюджета — регион центральной части страны — Липецкая область. Перечислив 33 млрд рублей федеральных налогов, она получила в свой бюджет 34,3 млрд рублей — на 4% больше перечисленного. На четвертом месте регион, находящийся неподалеку от Магаданской области, – Чукотский автономный округ. Он перечислил федеральных налогов на 14,5 млрд рублей, а получил в бюджет на 1% больше — 14,7 млрд рублей. На тот же процент больше получила и республика Бурятия — 19,4 млрд рублей, при перечисленных 19,2 млрд рублей. Наконец, Тульская область перечислила федеральных налогов на 47,3 млрд рублей, а получила в свой бюджет 47,5 млрд рублей.

Поволжье: отдающий Оренбург и забирающий Нижний Новгород

Если подробнее взглянуть на ПФО, то всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. В федеральный бюджет из них пошли 1,08 трлн рублей, а в консолидированные бюджеты регионов — около 968 млрд рублей. Доля полученных доходов в бюджеты регионов составила, таким образом, 47% — меньше половины.

Лидером среди регионов Поволжья по уплаченным федеральным налогам стал Татарстан. Он перечислил 396,7 млрд рублей. В бюджет самого региона было перечислено 42% из этой суммы — 167,3 млрд рублей. Татарстан является лидером как по налогам, отправленным в федеральный бюджет, так и по налогам, полученным в консолидированный бюджет региона.


Всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. Фото delovoy-kirov.ru

Второе место в ПФО по перечисленным федеральным налогам и сборам у Самарской области — 304 млрд рублей. В бюджет региона было перечислено чуть больше, чем от Татарстана — 47%, или 144 млрд рублей.

На третьем месте расположился Башкортостан. Он перечислил 253,3 млрд рублей федеральных налогов и сборов. При этом здесь в консолидированный бюджет региона вернулся значительно больший процент, чем от Татарстана и Самарской области — 55%, или 139 млрд рублей.

Впрочем, и этот показатель не кажется очень большим на фоне Нижегородской области. Этот регион получил в свой бюджет 68% федеральных налогов и сборов — 137 млрд рублей из 201,6 млрд рублей. Высокий показатель также и у Ульяновской области — 66%, 33 млрд рублей и 50 млрд рублей федеральных налогов и сборов.

Меньше всего из поволжских регионов заплатили налогов республики Марий-Эл, Мордовия, Чувашия, а также Кировская и Пензенская области. Показатели их — от 16 до 39 млрд рублей. Любопытно, что во всех этих регионах доля федеральных налогов, полученных в консолидированный бюджет региона, довольно высока. В Марий Эл с самым меньшим объемом налогов, к примеру, 65%, в Пензенской области — 63%. Самые же меньшие доли полученных в консолидированный бюджет федеральных налогов и сборов у регионов с довольно средними экономическими показателями — Удмуртии и Оренбургской области. В свои консолидированные бюджеты они получили лишь 34% и 26% из перечисленных налогов, соответственно.


Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы. Фото evo-rus.com

Региональные налоги: половина результата ЦФО — заслуга Москвы

Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов — федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов — объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн рублей — лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн рублей составляют региональные налоги — к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд рублей). Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд рублей, а на третьем месте — Приволжский федеральный округ со 134 млрд рублей.

В лидерах по регионам, кроме Москвы, также Ханты-Мансийский автономный округ. Показатель этого региона составил около 60 млрд рублей. Также много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд рублей), Московская область (54 млрд рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд рублей), Краснодарский край (31,4 млрд рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд рублей).

Специальные налоговые режимы: Сахалин собрал налогов, как две столицы

Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам. Их объем составил 490 млрд рублей. На данный момент к ним относятся четыре режима. Это — упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения.

Примерно 92% этих налогов оказывается в консолидированных бюджетах субъектов. Среди федеральных округов лидером здесь неожиданно оказался не Центральный, в который входит Москва, а Дальневосточный. Здесь было собрано таких налогов на сумму в 132 млрд рублей, причем 111 млрд рублей из них в Сахалинской области. Показатель Москвы, второго региона России по налогам от специальных налоговых режимов, составил лишь 64 млрд рублей, а всего Центрального федерального округа — 128 млрд рублей. В других федеральных округах эти показатели и того меньше — в Приволжском федеральном округе — лишь 57 млрд рублей, а в Северо-Западном — 49 млрд рублей.

По регионам после Сахалинской области и Москвы находится Московская область с 25 млрд рублей. За ними следует Санкт-Петербург с 21,7 млрд рублей, далее — Краснодарский край с 19,3 млрд рублей. Показатель Татарстана — 8,2 млрд рублей. Он самый высокий по Поволжью, но ниже, чем в Ростовской и Свердловской областях.


Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам — их объем составил 490 млрд рублей. Фото nalog.ru

Местные налоги: Подмосковье впереди Москвы

220 млрд рублей, кроме того, регионы перечислили в счет местных налогов. К ним, согласно данным Федеральной налоговой службы, относятся всего три вида налогов — это земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор.

Тут в списке лидеров среди федеральных округов — уже без неожиданностей. Первое место — 97 млрд рублей — у Центрального федерального округа. Однако при этом лидером по регионам внезапно стала не Москва, а Московская область с 34,4 млрд рублей. Столицей в счет местных налогов были перечислены лишь 33,7 млрд рублей.

Второе место и 34 млрд рублей у Приволжского федерального округа, в лидерах — Татарстан с 8,8 млрд рублей и Самарская область с 5,4 млрд рублей. Третье место у Южного федерального округа с 22 млрд рублей, здесь лидер — Краснодарский край с 8,7 млрд рублей, а также Ростовская область с 7,7 млрд рублей.

Читайте также: