Плакат налог царский продналог советский

Опубликовано: 02.05.2024

«Полная победа социалистической системы во всех сферах народного хозяйства является теперь фактом». (Из доклада И. В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР, 1936 г.)

«Ваш “социализм”, при торжестве которого его строителям нашлось место лишь за тюремной решёткой, так же далёк от истинного социализма, как произвол вашей личной диктатуры не имеет ничего общего с диктатурой пролетариата». (Из письма Ф. Раскольникова И. В. Сталину.) 1


«Капитан Страны Советов ведёт нас от победы к победе!». Плакат. Художник Б. Е. Ефимов


«Из России нэповской будет Россия социалистическая». Плакат. Художник Г. Г. Клуцис

1 И. В. Сталин — революционер-большевик, фактический глава Советского государства с середины 1920-х гг., с чьим именем нередко связываются многие успехи и неудачи советской власти. Ф. Ф. Раскольников — видный революционер-большевик, дипломат, отказавшийся вернуться в СССР и написавший открытое письмо Сталину.

«Помню, когда объявили нэп, то буквально в течение суток витрины магазинов заполнились разнообразными товарами. Мы ходили от витрины к витрине, любовались этим изобилием, не веря своим глазам, ведь мы уже привыкли довольствоваться одной затирухой. Особенно поразили меня шоколад, торты, пирожные, глыбы шоколада». <Из воспоминании артиста Л. И. Райкина.)

«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека. ». (Из «Письма к съезду» В. И. Ленина, конец 1922 — начало 1923 г.)

«Характеристику Сталину, данную Лениным в так называемом “завещании”, надо считать абсолютно правильной и точной, подтверждённой всеми последующими событиями. Я подчёркиваю — правильной сейчас, потому что, когда мы познакомились с “завещанием” Ленина, внутренне мы не вполне готовы были к такой оценке, были убеждены, что Ленин не во всём был прав в личной характеристике Сталина». (Из воспоминаний А. И. Микояна.)


1. Переход к новой экономической политике. Недовольство крестьян политикой военного коммунизма расшатывало почву под ногами большевиков. В феврале 1921 г. В. И. Ленин предложил «удовлетворить желание крестьянства о замене развёрстки хлебным налогом». Выступление моряков Кронштадта заставило решать этот вопрос в срочном порядке. На X съезде РКП(б) в марте 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике (нэпу).

Продовольственная диктатура отменялась. Вместо продразвёрстки вводился продовольственный налог. Его размеры по сравнению с развёрсткой были значительно уменьшены. Крестьяне-бедняки от налога освобождались, кулаки подвергались повышенному обложению.

Вводились свободный обмен, продажа и покупка сельскохозяйственных продуктов. Таким образом большевики сделали «шаг назад» на пути к социализму — они пошли на восстановление товарно-денежных отношений. Нэп предусматривал также отказ от полной национализации промышленности. Мелкие и средние предприятия передавались в частные руки. При этом «командные высоты» в экономике оставались в руках государства. В Советскую Россию по мере возможности привлекался капитал из-за границы. Было разрешено создавать предприятия с участием иностранцев.

Введение нэпа переломило настроения в деревне. Крестьянин взялся за соху с надеждой на то, что времена продотрядов и конфискаций ушли в прошлое вместе с Гражданской войной. Однако переходу к сытой жизни помешал неурожай 1921 г. Огромную территорию — Украину, Поволжье, Северный Кавказ, Казахстан — поразила засуха. Более 20 млн чел. оказались на грани голодной смерти. Всемирно известный писатель М. Горький, патриарх Тихон обратились ко всем странам мира с призывами о помощи. Повсюду, в России и за границей, начался сбор денежных средств. Только американское правительство направило голодающим 28 млн пудов хлеба. Несмотря на все усилия, предотвратить последствия неурожая не удалось. По разным данным, от голода и болезней в 1921—1922 гг. умерли от 1 до 5 млн чел.

Необходимость борьбы с голодом советская власть использовала как предлог для нового похода на церковь. Был опубликован декрет об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Тех, кто сопротивлялся разграблению церквей и монастырей, ждали суд и расстрел.


«Налог царский. Продналог советский». Плакат (1922 г.)

Какие сферы экономики в годы нэпа государство сохранило за собой, а что передало в частные руки?

2. На вершине партийного аппарата. Нэп дал свободу «буржуям», поэтому многие члены РКП(б), красноармейцы, рабочие критиковали новые порядки. В. И. Ленин убеждал их в том, что это лишь временное отступление и советская власть ещё вернётся к «террору экономическому». Одновременно он не спешил хоронить нэп, говоря о его введении «всерьёз и надолго».

Пойдя на уступки в экономике, большевики не собирались терять контроль над государством. Нити управления сходились в главном органе РКП(б) — Политбюро. В начале 1920-х гг. в него входили В. И. Ленин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий, М. Н. Томский, кандидатами в члены Политбюро были Н. И. Бухарин, М. И. Калинин, В. М. Молотов.

РКП(б) всё более явственно делилась на всевластные «верхи» и безгласные «низы». В ней возникли группировки, члены которых говорили о росте бюрократизма, свёртывании внутрипартийной демократии. Однако голоса партийных оппозиционеров были заглушены. X съезд РКП(б) принял по инициативе Ленина резолюцию «О единстве партии», каравшую исключением из её рядов за фракционную деятельность.

Более жестокой каре подвергались политические противники большевиков. Монархисты и либералы уже ушли с исторической арены, теперь власть искореняла умеренных социалистов — меньшевиков и эсеров. Их руководители эмигрировали, а те, что оставались в России, оказались в тюрьмах. Функции борьбы с «антисоветскими элементами» были переданы заменившему ВЧК Объединённому главному политическому управлению (ОГПУ).


В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках. 1922 г.

Создателем и бессменным руководителем РКП(б) был В. И. Ленин, которого даже противники признавали одним из величайших политических деятелей в истории. Несмотря на то что он не занимал в партии никаких особых постов (был одним из членов ЦК и Политбюро), авторитет вождя был беспрекословным. Весной 1922 г. Ленин заболел и вынужден был удалиться отдел. Вернувшись к работе осенью, он обнаружил, что за это время И. В. Сталин «сосредоточил в своих руках необъятную власть».

Своим взлётом Сталин был обязан тому, что в апреле 1922 г. его избрали генеральным секретарём партии. (С октября 1917 г. он занимал в правительстве пост наркома по делам национальностей.) Поначалу должность генсека казалась незначительной. Но Сталин понял, что возможность управлять партийным аппаратом, назначать на руководящие должности верных людей, подбирать нужных делегатов на партийные съезды даёт безграничные возможности для восхождения на «советский Олимп».

Ленин после нового приступа болезни в конце 1922 г. мог лишь диктовать письма и статьи, которые позже были названы его «завещанием». Указывая, что Сталин «слишком груб», вождь предлагал назначить на должность генерального секретаря кого-нибудь другого. Но конкретного имени Ленин не назвал, указав на то, что у ближайших соратников (Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева, Н. И. Бухарина, Г. Л. Пятакова) есть как положительные, так и отрицательные черты. В итоге Сталин свой пост сохранил.

Почему Ленин потребовал смещения Сталина с поста генсека? Почему эта рекомендация не была выполнена?

3. Создание СССР. В годы Гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик, возникших на территории Российской империи. В 1920—1921 гг. между РСФСР и другими республиками были заключены договоры о финансово-экономическом союзе. После окончания Гражданской войны на повестку дня встал вопрос о создании единого государства.

Острые споры о том, каким будет новое государство, возникли в Политбюро ЦК РКП(б). И. В. Сталин предлагал включить Украину, Белоруссию и Закавказье в состав РСФСР на правах автономных республик. Таким образом, речь шла о создании унитарного государства. В. И. Ленин назвал идею автономизации в корне неверной. Он настаивал на равноправном объединении республик.


Герб СССР 1923 г.

Объясните символику данного герба.

Победила точка зрения Ленина. 30 декабря 1922 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Это произошло на 1 съезде Советов СССР, который состоялся в Москве. Делегаты от Белорусской ССР, ЗСФСР, РСФСР и Украинской ССР утвердили Декларацию и Договор о создании СССР. Был избран ЦИК СССР, председателем которого стал М. И. Калинин. В январе 1924 г. была принята Конституция СССР.

СССР объявлялся союзным государством, созданным на основе добровольного объединения равноправных и суверенных республик. Каждая республика имела свои законы, органы власти, судебную систему, обладала правом свободного выхода из Союза. В ведении верховных органов власти СССР (ЦИК, Совнарком) находились внешняя политика, оборона, руководство народным хозяйством, финансовая система. В 1924 г. было проведено административное размежевание в Средней Азии. Возникли Туркменская (1925), Узбекская (1925) и Таджикская (1929) ССР.

1. В чём заключались предпосылки объединения советских республик?

2. Охарактеризуйте принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР. Допишите самое известное положение, содержавшееся в Конституции СССР 1924 г.: «Ст. 4. За каждой из союзных республик сохраняется право. »

3. Какие варианты объединения рассматривались? Почему В. И. Ленин настоял на создании федерации, хотя до 1917 г. отрицательно относился к этой форме государственного устройства?

4. Экономика эпохи нэпа. Земельный кодекс 1922 г. провозглашал государство собственником земли. Для крестьян предусматривались общинная, хуторская и коллективная формы землепользования. Разрешалась аренда земли и использование наёмного труда. В 1923 г. был введён единый сельхозналог (продуктами либо деньгами). С 1925 г. налог взимался только деньгами.

В деревне поощрялось развитие кооперативов — по совместной обработке земли, сбыту продукции, закупке техники и т. д. Как полагали руководители РКП(б), через участие в кооперативах крестьяне будут преодолевать частнособственническую психологию, и в деревне прорастут ростки социализма. В. И. Ленин называл «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства» строем социализма.

Мелкие и средние предприятия передавались в собственность (либо в аренду) частным лицам и кооперативам. Быстрее всего частный капитал оживал в торговле и сфере быта. Вновь зашумели ярмарки, повсюду открывались новые магазины, столовые, кустарные мастерские. В 1923 г. в руках частников было сосредоточено 80% розничного товарооборота.

Государственные предприятия объединялись в тресты (Сахаротрест, Резинотрест, Центрбумтрест и др.). В руках государства остались финансы, транспорт, связь, а также внешняя торговля. К 1924 г. возникло около 500 трестов. Основой их работы стал хозрасчёт, т. е. показатель прибыльности. Рабочие стали получать сдельную зарплату — в зависимости от выработки. Было отменено снабжение по карточкам.

Государственным сектором руководил ВСНХ во главе с А. И. Рыковым. В августе 1923 г. была создана Государственная плановая комиссия (Госплан), которую возглавил Г. М. Кржижановский.

В октябре 1921 г. был образован Государственный банк. В 1922—1924 гг. нарком финансов Г. Я. Сокольников провёл денежную реформу. Вводилась твёрдая валюта — золотой червонец, равный десяти дореволюционным рублям (7,7 г золота).

В горнодобывающей, лесной и обрабатывающей промышленности, в торговле создавались предприятия с участием иностранцев — концессии. В 1920-х гг. было образовано 190 концессий.

Введение нэпа позволило стране через несколько лет выйти на довоенный уровень экономического развития. Объёмы промышленного производства в 1926 г. достигли показателей 1913 г., а в некоторых отраслях — машиностроении, добыче угля и нефти, а также в транспортных перевозках — были превышены. СССР начал производить турбины, тракторы, оборудование для нефтяной промышленности. Были восстановлены размеры посевных площадей и поголовье скота. В 1926 г. крестьяне собрали рекордный урожай — 76,8 млн т зерна.


Рекламные плакаты (1920-е гг.)

В годы нэпа сложилась многоукладная экономика. Одновременно действовали предприятия, основанные на государственной, коллективной, частной собственности. Удалось решить главную проблему 1920-х гг. — восстановить хозяйство страны. Однако по уровню производительности труда, технической оснащённости, производству товаров на душу населения СССР значительно отставал от крупнейших индустриальных держав.

Что представляли собой тресты и концессии в период нэпа?

5. Социализм в одной стране. В период болезни В. И. Ленина в Политбюро оформилась «тройка» в составе Каменева, Зиновьева и Сталина. Они хотели удалить с политической сцены наиболее вероятного претендента на ленинское наследство — Л. Д. Троцкого.

В январе 1924 г. умер Ленин. Председателем Совнаркома стал А. И. Рыков. Петроград был переименован в Ленинград. «Тройка» к этому времени практически полностью взяла под свой контроль управление партией и государством.

В конце 1924 г. Сталин, «развивая» идеи ленинизма, провозгласил лозунг «победы социализма в одной стране». На фоне угасания революционных процессов в странах Запада это положение было принято партией как руководство к действию. Данная новация стала поражением для Троцкого, который продолжал отстаивать идею мировой революции.

В 1925 г. Троцкий лишился постов наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета. К этому времени Каменев и Зиновьев, планировавшие использовать Сталина лишь как помощника в устранении своего главного противника, поняли, что просчитались. Генеральный секретарь обошёл всех. Он оказался не «выдающейся посредственностью», а волевым, целеустремлённым и коварным политиком. В конце 1925 г. на XIV съезде партии Каменев и Зиновьев выступили против Сталина. (На этом съезде РКП(б) была переименована во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков — ВКП(б).) Оппозиционеры лишились своих постов, а Троцкий в 1929 г. был выслан из СССР.


Карикатура Н. И. Бухарина на Г. Е. Зиновьева (1926 г.)

Членами Политбюро стали приверженцы Сталина — К. Е. Ворошилов, В. М. Молотов, В. В. Куйбышев. Зиновьева на должности руководителя Ленинградской партийной организации сменил С. М. Киров, а на посту главы Коминтерна — Н. И. Бухарин. Именно Бухарин считался в то время главным идеологом партии и являлся союзником Сталина в борьбе с оппозицией. Он говорил о том, что путь к социализму лежит через постепенное совершенствование нэповской модели. Бухарин предлагал создавать условия для развития крестьянского хозяйства, полагая, что кооперация и общественный сектор со временем вытеснят индивидуальных производителей. На этом фоне произойдёт «мирное врастание кулака в социализм».

Троцкий, а вслед за ним Каменев и Зиновьев предлагали ужесточить политику в отношении крестьянства, за счёт изъятия из деревни дополнительных средств начать форсированную индустриализацию. Одновременно они обвиняли Сталина в диктаторских замашках, призывая восстановить внутрипартийную демократию. Но эти призывы были тщетными: генеральный секретарь уже прочно держал в руках государственный штурвал.

Почему Троцкий потерпел поражение уже на первом этапе внутрипартийной борьбы?

Вопросы и задания

1. С помощью иллюстраций и эпиграфов в начале параграфа сформулируйте два главных вопроса урока.

2. Что способствовало и что мешало развитию экономики в годы нэпа?

3. Сравните экономическую политику большевиков в период военного коммунизма и нэпа, найдите не менее трёх сходных черт и не менее трёх различий.

4. Используя источники (мемуары и воспоминания), расскажите о жизни людей в период нэпа.

5. Какие государственные символы СССР вы знаете? Соберите дополнительную информацию об истории советской государственной символики и подготовьте сообщение (презентацию).

6. Составьте схему органов власти СССР по Конституции 1924 г.

7. Пользуясь ресурсами Интернета, ознакомьтесь с «Письмом к съезду» В. И. Ленина. Опираясь на материал предыдущих параграфов и дополнительные источники, составьте биографические справки о соратниках Ленина, упомянутых в письме.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ

1. В чём проявлялся «угар нэпа»? Почему нэпманы вели разгульный образ жизни?

2. Что такое «ножницы цен»? Почему они образовались в СССР в период нэпа?

3. Почему центральное правительство щедро передавало территории с русским населением в состав национальных республик? Что это были за территории?

4. Почему Сталин всегда пытался представить внутрипартийную борьбу как столкновение «генеральной линии партии» с разного рода «оппозициями» и «уклонами»?

5. Что такое «ленинский призыв» в партию? Какую роль он, по мнению многих исследователей, сыграл в победе Сталина во внутрипартийной борьбе?

Плакат, оформившийся как жанр в середине 19 века, довольно быстро был приспособлен под цели пропаганды и рекламы. К 1920-м годам был разработан визуальный язык, который ёмко и доходчиво излагал суть идей. В СССР всплеск плакатного искусства был связан с экономическими, социальными и политическими переменами, вызванными Новой экономической политикой (НЭП), провозглашённой в марте 1921 года.

Киноплакаты

Наследники театральных афиш, киноплакаты, выходившие в период НЭПа, приобрели новые черты, свойственные авангарду, но концептуально мало изменились. Это, как правило, коллаж из фигур главных героев фильма или спектакля, сопровождающийся названием картины и именами режиссёра и актёров.

По киноплакатам мы можем судить о репертуаре того времени. Сатира на дореволюционную жизнь, прославление диктатуры пролетариата, патриотизм и мечты о техническом прогрессе — таковы были основные темы, поощрявшиеся новой властью.

Агитационные плакаты и политическая пропаганда

Молодому советскому государству для восстановления после революции и Гражданской войны требовалось здоровое, грамотное, в том числе и политически, население. Для каждой прослойки общества были разработаны отдельные рекомендации по просветительской работе. Так, лекторам, выступающим перед крестьянством, то есть малообразованными людьми, предлагалось говорить чётко, ёмко, кратко, минут на 15. Продолжительные мудрёные речи, обилие информации, как считалось, могло дать негативный эффект и вызвать у аудитории раздражение и агрессию.

На плакатах, ориентированных на рабочих, используется авангардный стиль. Те, что обращались к жителям села, напоминали лубок.

Советский человек, по версии пропаганды, усердно трудится, правильно отдыхает в коллективе, занимается спортом и следит за своим здоровьем, читает, воспитывает детей. Вредные привычки (алкоголизм, курение), болезни, высокая детская смертность, беспризорники считались наследием прошлого, поэтому риторика пропаганды сводилась к противопоставлению старого (грязного, нездорового) новому (чистому, здоровому). Степень культурности определялась количеству употребляемого мыла. Эпидемии испанского гриппа, тифа, холеры, пришедшиеся на преднэповские годы, ещё были свежи в памяти, а потому плакаты о здоровом образе жизни повторяли классические советы о мытье рук, личной гигиене, дезинфекции, проветривании помещений.

Активными участниками пропагандистских плакатов становятся дети. Они позиционируются как цветы жизни, а их здоровье и счастливое детство — как залог светлого будущего страны. На плакатах дети устраивают митинги в защиту своих прав, требуют от взрослых отказаться от вредных привычек и обеспечить качественную среду. Дети же становятся носителями идеи просвещения и прогресса.

Новую роль в обществе приобретает женщина. Она всё ещё мать, которая ответственна за рождение и воспитание детей, то есть будущего всей страны. Но также современное общество видит женщину как участника политического процесса, полноценную личность.

Рекламные плакаты

С ростом производства товаров народного потребления возникла необходимость эти товары сбывать населению. Реклама, как известно, — двигатель торговли. Если дореволюционные плакаты напоминали поздравительные открытки или живописные картины, реклама времён НЭПа была приближена к агитплакату. Прямые линии, геометрические фигуры, минималистичный декор и чистые цвета — вместе они создавали образ чистой логики и однозначного утверждения, смысл которого сводился к тому, что покупать — дело правое. Реклама товаров стала ёмкой, хлёсткой, запоминающейся. Слоганы писали поэты, над дизайном работали фотографы, художники, архитекторы. Рекламный плакат был произведением массового искусства.

Один из самых ярких творческих тандемов 1920-х годов — Владимир Маяковский и Александр Родченко. После закрытия плакатного агентства «Окнах сатиры РОСТА», действовавшего в системе Российского телеграфного агентства в 1919—1921 гг., поэт и художник стали работать над рекламой для различных предприятий — от Моссельпрома до ГУМа. Маяковский предложил не только новый стиль речи, с которым реклама обращалась к потребителю, но и принципиально отличный от прошлого подход.

В конце 1920-х годов, сразу после отмены НЭПа, на первый план выйдут призывы вступать в ряды Красной армии и быть всегда готовым встать на защиту Родины. Слова «бей», «борись», «побеждай» используются не только в отношении пагубных привычек, но также против возрождённого образа врага.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

В госбюджете СССР налоги играли важнейшую роль. К началу нэпа было принято решение о ликвидации всех сборов. Исключения составил продналог, представляющий собой натуральное обложение крестьян. Сегодняшняя система налогов была образована в середине 1921 года

Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.

Ситуация в экономике существенно изменилась в начале тридцатых. Это время ознаменовалось прекращением работы налоговой системы как самостоятельной инстанции. Она стала важным элементом механизма центрального планового экономического регулирования.

Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений в госбюджет:

На бездетность и малосемейность.

Налог с оборота.

Налог с оборота в СССР — разновидность отчислений предприятий в госбюджет.

Он был введен после проведения реформы, в начале тридцатых. К плательщикам относились: гособъединения; предприниматели; кооперативы; оптовики; потребкооперация. Отчислялось около 86 % от суммы платежа.

Особенности сельхозналога

Сельскохозяйственный налог СССР представлял собой вид отчислений, которые взимались с физических лиц. Он вводился в средине 20 годов, и предназначался для замены натуральных и денежных налогов на отчисления с сельского хозяйства. С 01.01.24 выплачивался исключительно в денежном варианте.

К плательщикам относили владельцев приусадебных земельных участков. А также делать отчисления в госбюджет были обязаны лица, владеющие служебными земельными наделами в селах и деревнях. Объектом налогообложения был участок земли, независимо от размеров прибыли, которую получал владелец. Для обладателей единоличных хозяйств этот вид отчислений удваивался. Несельскохозяйственные земли в расчет не брались.

Отчисления для владельцев животных

Начало введения налога датируется 1923 г. В период нэпа было дано разрешение на внедрение поимущественного налога в городе. Это было обусловлено появлением нового класса «советских бизнесменов», которых называли нэпманами. Они предпочитали вкладывать средства в собственное имущество. Целью подобных действий было желание избежать необходимости делать отчисления в госбюджет. Властями молодой республики было принято решение ввести дополнительный налог. Облагалось имущество всех лиц, проживающих в городах. По мнению местных советов, было целесообразным ввести налог на животных, помогающих человеку в хозяйстве. Это коснулось рогатого скота.

С течением времени соответствующие выплаты стали обязательными для владельцев не только коров и пр. живности, но и собак, животных, использующихся для транспортировки грузов. Исключение составляли лошади. Размер налога утверждался местными советами. Он зависел от разновидности четвероногого. Крупный скот облагался большей суммой, нежели мелкий. Не платили его владельцы молодняка. Крестьянские животные не попадали под налогообложение. Они учитывались при уплате единого сельскохозяйственного налога. От соответствующих выплат были освобождены: Животные, принадлежащие семьям военных. Подопытные животные. Племенной скот. После временной отмены налог вернулся в измененном виде в 1963 г. Делать отчисления в госбюджет должны были владельцы животных, количество которых превышало норматив. В 1965 г. налог отменили. В самом конце шестидесятых на съезде ЦК КПСС был принят «Примерный колхозный устав», обязующий владельцев малых сельхозпроизводств избегать превышения установленных ограничений на содержание домашних животных.

Налог на бездетных граждан

Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет. Главной задачей такого вида отчислений являлось привлечение бездетных граждан к содержанию школ, садиков и детских домов.

Плательщиками были мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет), которые не имели детей. Народное название отчислений — «налог на яйца». Он не касался незамужних лиц женского пола. На этом фоне большинство мужчин вполне серьезно рассуждали о дискриминации по половому признаку. Ставка таких отчислений была строго дифференцирована. Ее размер зависел от уровня ежемесячной з/п плательщика: При з/п выше 91 р. — 6 %. При з/п 71–90 р. — 5 %. Лица, доход которых был меньше 70 рублей, освобождались от «налога на яйца». Размер налога для творческой интеллигенции, независимо от дохода, также составлял 6 %.

Освобождались от уплаты следующие категории советских граждан: Потерявшие детей при различных обстоятельствах. Молодожены (не платили в течение 12 месяцев после оформления брачных отношений). Военные. Жены военных. Студенты вузов до 25 лет. Студенты средних специальных заведений до 25 лет. Лица, имеющие инвалидность 1, 2 группы. Жены лиц с инвалидностью. Люди, страдающие гипофизарным нанизмом. Психически больные. Ремесленники, работающие на Крайнем Севере. Лица, усыновившие одного или нескольких детей.

«Жизнь» налога на бездетность длилась до 1992 г. В начале девяностых было принято решение об уменьшении ставки для людей, месячная з/п которых составляла менее 150 р. А также планировалось освободить от отчислений бездетных лиц мужского пола, состоявших в браке.

Особенности подоходного налога

В первой половине двадцатых было принято решение о введении имущественных отчислений. К плательщикам относились все советские граждане, а также АО, получающие доход. В основном эти отчисления касались недвижимого имущества. Подоходным он стал называться с 1924 г.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Уровень налогообложения имел зависимость от класса, к которому относился советский гражданин. Шкала подоходного налога в СССР всегда прогрессировала. Она неоднократно претерпевала изменения. Если человек получал менее 70 р./30 дней, он не делал отчисления в госбюджет. Выглядела ставка следующим образом:

Отчисления для тунеядцев

В мае 1961 г. Верховным Советом был ратифицирован специфический указ. Он предписывал «бороться с тунеядцами всеми возможными методами». А также власти страны разработали комплекс мер, призванных устранить трудовую незанятость.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

то время снимались агитационные игровые фильмы с участием великолепных советских актеров. Герой-труженик в них активно противопоставлялся советскому «мажору», который часто оказывался не просто тунеядцем, а вредителем, преступником. Лица, обвиненные в тунеядстве, не только подлежали общественному порицанию. За «паразитизм» им грозила реальная статья. Каждый член общества обязан был приносить пользу стране. Делать это можно было, только занимаясь трудом, обычно физическим. Понятия «замужняя домохозяйка» в шестидесятые не существовало. По мнению общественности, женщина должна была работать наравне с мужчиной. Исключение составляли те, кто вынашивал ребенка, и молодые мамы, находящиеся в лактационном периоде.

Воспитывать детей на дому разрешалось строго до трех лет. По достижении этого возраста ребенок передавался в ясли, детсад, а потом — в школу. Женщину, находящуюся в декретном отпуске, могли остановить на улице и спросить документы. От молодой матери требовалось доказать, что она не прогуливает работу, а занимается воспитанием детей. При необходимости родителей обязывали отдавать детей в круглосуточные сады. Маму и папу ребенок мог видеть только по субботам и воскресеньям. Тунеядцем признавалось лицо, не работающее четыре месяца подряд.

Постепенно был введен налог на тунеядство,

актуальный для следующих людей:

Работающих на дому белошвеек.

Поэтов и писателей, не являющихся членами Союза писателей.

Советская налоговая система предполагала, что 96 % отчислений шли в госбюджет. Оставшиеся 4 % перераспределялись в ПФ, на зарплаты и монетизацию производства. Каждый, кто не вносил свою долю в 96 %, признавался «паразитом».

Чтобы не попасть под статью, представители творческих профессий были вынуждены мести дворы и мыть подъезды. Был в этом всем и позитив: при СССР практически не было безработных. Лицо, закончившее вуз, обязательно устраивалось на место, получало приличную з/п. Многим бесплатно выдавалась жилплощадь.

Студенты были избавлены от поисков работы, рассылки резюме. Трудиться их устраивали по распределению. По окончании одного–двух лет они могли устроиться на любое другое предприятие по своему выбору.

Особенности транспортных отчислений

Транспортный налог в Советском Союзе взимался с начала двадцатых. Налогообложению подлежали: велосипеды; лошади; самодвижущиеся экипаж

Ставка налога для последних в первой половине тридцатых годов варьировалась от 15 коп. до 6 р./1 л. с. Последние ставки были установлены советским Верховным Советом 21.03.88. Размер налога для владельцев машин составил 50 коп./1 л. с. 18.10.91 был принят закон «О дорожных фондах». Для автолюбителей были установлены новые правила. Соответственно легковушки были впервые разделены на две категории: до 100 л. с. и от 100 л. с. Представители первой — платили в госбюджет 50 коп./1 л. с., ставка для относящихся ко второй составляла 1,3 р./1 л. с.

Налогообложение культур Впервые налог на плодовые деревья в СССР вводился в первой половине тридцатых.

После войны он повышался. 10.01.31 г. был рассмотрен вопрос о Северокавказской коллективизации. В молодых колхозах были выявлены грубейшие, на взгляд властей, непорядки. Полученный урожай распределялся не по трудодням, а по едокам. На этом фоне был введен налог на плодовые растения, которые произрастали в личных подворьях станичников. Отчисления делались в денежном эквиваленте.

Сельскохозяйственным налогом облагались не сами деревья, а их посадки.

По ним была вменена доходность. Каждый год она изменялась. Все зависело от области СССР. В середине сороковых в Новосибирском регионе доходность сотки культурных посадок оценивалась в 113 рублей. После этого необходимо было сделать отчисление в госбюджет в размере 11 %. Это составляло примерно 12,33 рубля. Налог на яблони был видоизменен и усилен при Н. Хрущеве. Целью принятия этого решения было повышение трудовой дисциплины населения. Таким образом планировалось пополнить и государственную казну.

Инициатива руководства страны не привела ни к чему хорошему. Деревья массово вырубались.

Как жили советские пенсионеры

14.07.56 зародилась советская пенсионная система. Это произошло после подписания соответствующего закона. В 1966 г. была внедрена обновленная система пенсионного обеспечения. Пенсия советским пенсионерам выплачивалась из госбюджета. Главным преимуществом такого подхода было то, что «минималку» получали все граждане СССР.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Пенсионный фонд был сформирован в 1990 году.

Советские плакаты. Часть 1: Общество и политика

Наглядная визуальная агитация была неотъемлемой частью жизни каждого советского гражданина. Он встречался с ней на улице, на работе, посещая места отдыха и магазины. Советские плакаты, без сомнения, можно выделить в отдельное направление в рамках соцреализма, их рисовали профессиональные художники (а иногда мировые знаменитости), а слоганы для них, зачастую, писали выдающиеся писатели и поэты. Рассматривая плакаты разных годов можно смело судить о внутренней и внешней политике СССР, и даже о некоторых мировых событиях.

Но, так как плакаты предназначались только для внутреннего потребления, почти всё, что создавалось советскими плакатистами остается неизвестным мировой публике, хотя многие работы вполне себе представляют художественную ценность. Мы постарались отобрать самые, на наш взгляд, интересные и показательные из них, и сделали подборку для наших читателей.

Плакаты 20-30-х годов

Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.

Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.

Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.

Клином красным бей белых

«Клином красным бей белых» — призыв бороться с белым движением. Плакат был нарисован художником Лазарем Лисицким – одним из основателей супрематизма.

Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей

Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей

Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.

Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.

Плакаты призывают женщин осваивать новые профессии.

Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство».

Советская власть стремилась уровнять в правах всех своих граждан. Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство» и осваивать новые профессии.

На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.

До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.

Плакаты провозглашают Москву «столицей мировой революции»!

Плакаты провозглашают советские профсоюзы «передовыми отрядами мирового рабочего движения»

Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!

В начале 20-го века Партия еще вынашивала планы мировой революции, и готовила к ней свой народ. Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!

Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.

Надпись на плакат прославляет Красную армию.

Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.

Один из первых плакатов с изображением лично Сталина.

Один из первых плакатов с изображением лично Сталина. Его называют «капитаном, который ведет страну от одной победы к другой»

Сталинская эпоха

Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.

«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»

«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»

Сталина называют символом «дружбы народов»

Сталина называют символом «дружбы народов» — одного из главных идеологических принципов Советского союза, согласно которому должен быть сформирован единый «советский народ», пренебрегая национальной и религиозной идентичностью.

«Любимый Сталин – счастье народа»

«Любимый Сталин – счастье народа»

В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.

«Строительство социализма»

Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием

Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием

Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.

Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.

С началом правления Сталина страна развивается «Пятилетками». Принимается план развития страны на этот срок, после его завершения принимался следующий план и так далее. Такая практика просуществовала вплоть до 1991 года.

Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.

Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.

Кстати, подобные слоганы были заимствованы Джорджем Оруэллом для его романа-антиутопии «1984». С помощью формулы 2+2=5 он наглядно демонстрировал политику «двоемыслия», которая господствовала в тоталитарном обществе.

Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику

Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.

А тут речь идет уже об уборке урожая.

А тут речь идет уже об уборке урожая.

В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.

Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат

Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат

«Свет в окне – помощь врагу»!

«Свет в окне – помощь врагу»! Во время войны действовали правила светомаскировки, по ночам во всех домах и на транспорте отключали свет, чтобы противнику было сложнее определять цели для бомбардировок.

Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.

«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет».

«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет». На заднем плане изображен Александр Невский – русский князь и полководец, во время сражения с немецкими рыцарями.

Хоть плакат и приписывает это выражение полководцу, на самом деле оно было придумано для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятого в 1938 году.

На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.

На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.

Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.

Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.

«Так будет с фашистским зверем»

«Так будет с фашистским зверем»

«Мы злому врагу все отрежем пути, из петли, из этой ему не уйти!»

«С Новым годом, ребята!»

«С Новым годом, ребята!»

Холодная война

Как известно, после войны отношения между СССР и странами запада сильно похолодели. Советская пропаганда не могла на это не отреагировать, появляются антиамериканские и антинатовские плакаты.

«Люди, будьте бдительны»

«Люди, будьте бдительны»

«НАТО»

«За Европу без ядерного оружия!»

«За Европу без ядерного оружия!»

Надпись гласит, что в США исчезает демократия, и создается полицейский режим.

Надпись гласит, что в США исчезает демократия, и создается полицейский режим.

Времена Брежнева

Брежневские времена в русской историографии принято называть «застоем». После шока Карибского кризиса стороны поняли всю опасность возможной войны, и милитаристская риторика поутихла. Подскочили цены на нефть, которую СССР успешно продавал. Приток денег в страну позволили обменять материальные блага на лояльность народа, за инакомыслие наказывали только тех, кто целенаправленно выступал против советского строя. Как следствие, с плакатов пропадает пропаганда коммунизма, и почти всё внимание уделяется социальным проблемам, повышению качества труда и энтузиазма рабочих.

«Как работал, так и заработал»

«Как работал, так и заработал»

«Качество – залог прогресса!»

«Качество – залог прогресса!», «Повышай личную ответсвенность!»

«Не лги никогда»

«Один ребенок – хорошо, два – лучше!»

«Один ребенок – хорошо, два – лучше!»

«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре»

«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре»

В Советском союзе проживало много т.н. «малых народов». Эти люди не хотели покидать места проживания своих предков, и вели традиционный для их культуры образ жизни. Власти всячески призывали их вливаться в советское общество, используя, в том числе, и плакаты.

Во времена Брежнева довольно популярной становится тема Космоса. К тому же, на этот период выпадает и знаменитая программа «Союз — Аполлон», в ходе которой произошла первая стыковка советского и американского кораблей на орбите земли.

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» – Юрий Гагарин.

“Orbiting Earth in the spaceship, I saw how beautiful our planet is. People, let us preserve and increase this beauty, not destroy it!” — Yuri Gagarin.

На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.

На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.

«рукопожатие в космосе»

Плакат посвящённый полёту Союз – Аполлон, который также известен, как «рукопожатие в космосе».

Перестройка

Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.

Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!

Анализ урока по истории России

учителя истории и обществознания ГБОУ «Школа № 1413»

Кондаковой Марины Юрьевны.

Тема урока : «НЭП, СССР и Сталин.» (параграф 10)

Учебник. «История России. Начало ХХ-начало ХХ I века».

О.В. Волобуева, С.П. Карпачева, П.Н. Романова-М., Дрофа, 2016г.

Этапы урока.

Тема урока : «НЭП, СССР и Сталин».

Исходное противоречие. Прочитать эпиграфы к параграфу и проанализировать слова из воспоминаний артиста А.И. Райкина о НЭПе. Какие изменения произошли в экономике страны по словам артиста? Привести примеры в подтверждение данных фактов. Эпиграф можно дополнить противоположным взглядом на НЭП историка С.В. Кулешова : «Ленинский вариант НЭПа можно сравнить в какой-то мере с переводом тюрьмы на хозрасчёт, когда полученные средства используются опять-таки на укрепление этой тюрьмы» и высказыванием учёного Ю.С. Борисова: «Именно в 20-е годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, плюрализма с успехами мирного сосуществования. Был открыт путь к ненасильственному миру, к строительству социализма в СССР.» Кто прав из этих учёных? Чья позиция близка к воспоминаниям артиста? На данные вопросы мы можем более точно ответить на определённых этапах урока.

Разбираем второй эпиграф к параграфу. Это высказывание Ленина из «Письма к съезду» и отрывок из воспоминаний А.И. Микояна. В чём смысл Ленинского завещания? Привести примеры из завещания, которые характеризуют личность Сталина, как недостойного руководителя страны. Почему, по словам А.И. Микояна, эти рекомендации не были выполнены? Разбирая данный эпиграф, можно использовать иллюстративный материал в учебнике “Ленин и Сталин в Горках в 1922г”.

Таким образом, с помощью эпиграфов в начале параграфа, мнений учёных, иллюстраций учащиеся должны сформулировать два главных вопроса урока.

Учебная задача. Почему НЭП мог возродить хозяйство страны в период с 1921-1929гг.? Почему преемником Ленина стал Сталин? Причины победы Сталина во внутрипартийной борьбе в 1920-е годы.

Организация учебной деятельности . Проводится совместная работа всего класса заполнением таблицы: «Основные мероприятия НЭПа». Учащиеся работают самостоятельно с первым и четвёртым абзацем параграфа: а) Переход к новой экономической политике; б) Экономика эпохи НЭПа. Таблица имеет сравнительную характеристику периода военного коммунизма и новой экономической политики.

Главные вопросы таблицы .

1)Замена продовольственной развёрстки продовольственным налогом.

2) Его значительное сокращение по сравнению с развёрсткой.

3) Разрешение крестьянам самостоятельно реализовать излишки продукции.

4) Проведение частичной денационализации с передачей в частную собственность мелкой и средней промышленности.

5) Развитие кооперации.

6) Применение иностранного капитала (посредством концессий).

7) Использование товарно-денежных отношений, отмена всеобщей трудовой повинности. Разрешение найма рабочей силы. Заполнение таблицы и выводы учащиеся выполняют самостоятельно, учитель направляет данную деятельность.

Анализ политики НЭПа и развитие партийного аппарата в 1920-е гг. разбираем с помощью работы в группах.

А ) Первая творческая группа работает с новыми понятиями на уроке по «Ленте времени» на странице 89 , выписывает новые понятия: нэп, нэпманы, продналог, трест, концессия, кооператив. Учащиеся открывают словарь понятий и терминов на стр. 354 и находят данные определения.

Б) Вторая творческая группа работает с основными персоналиями и выписывает в тетрадь следующие фамилии: Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, М.И. Калинин, Л.Б. Каменев, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л. Д. Троцкий, В.М. Молотов. Найти в тексте учебника на странице 91, кто из большевиков входил в состав Политбюро, а кто были кандидатами в члены Политбюро. Какие последствия имела резолюция Ленина «О единстве партии» на Х съезде РКП (б). Учащиеся будут отвечать на свои вопросы после вопросов о развитии НЭПа.

В) Третья творческая группа . Разбирает сущность плаката. «Налог царский, продналог советский» 1922г. С какими проблемами столкнулось советское правительство в период НЭПа? Сделайте вывод об итогах развития страны в 1920-е годы, используя четвёртый абзац учебника.

Таким образом, мы возвращаемся к началу урока к разбору двух точек зрения. Какая точка зрения учёного имеет положительную тенденцию на развитие страны в период НЭПа и почему? Учащиеся закрепляют свои ответы фактами из лекции и учебника. Находим ответы в четвёртом абзаце параграфа.

Ответы учащихся.

Введение НЭПа позволило стране через несколько лет выйти на довоенный уровень экономического развития. Объёмы промышленного производства в 1926 году достигли показателей 1913 года. Удалось решить главную проблему 1920-х годов -восстановить хозяйство страны.

По каким показателям СССР отставал от крупных индустриальных держав? Учащиеся высказывают свои мысли из текста параграфа. СССР в данный период отставал от крупных индустриальных держав по уровню производительности труда, технической оснащённости и производству товаров на душу населения.

Переходим ко второму главному вопросу урока. Почему преемником Ленина стал Сталин? Причины победы Сталина во внутрипартийной борьбе.

До сих пор не смолкают споры, почему в 1920-е годы победу в борьбе за власть одержал Сталин? Чтобы ответить на этот вопрос нужно проанализировать формирование личности Сталина и исследовать внутрипартийное развитие страны в данный период.

Ученики выписывают в тетрадь отрицательные факты в характеристике Сталина.

Краткую характеристику Сталину даёт один из учащихся. Сталин Иосиф Виссарионович (настоящая фамилия Джугашвили) в рядах партии с 1898 года, сын сапожника, учился в духовной семинарии, неоднократно арестовывался за революционную деятельность. Активный участник революции в октябре 1917 года. С апреля 1922 года – Генеральный секретарь ЦК РКП (б). Имел слабые ораторские способности, но, сделавшись Генеральным секретарём, сосредоточил всю власть в своих руках. Наладил слежку за собственным окружением, любое несогласие с его взглядами воспринимал как преступление против власти , был груб и жесток в обращении с людьми, но умел выжидать и создал благоприятные условия для расправы с конкурентами.

Почему именно Сталин победил в борьбе за власть? Разделимся на две группы.

1.Первая творческая группа. Работа с текстом учебника на странице 92, 95-96. Выделить черты и качества, которые помогли Сталину прийти к власти.

Ответы учащихся.

Сталин понял , что возможность управлять партийным аппаратом, назначать на руководящие должности верных людей, подбирать нужных делегатов на партийные съезды - всё это даёт безграничные возможности для восхождения на «советский Олимп». Сталин оказался не «выдающейся посредственностью, а волевым, целеустремлённым и коварным политиком».

2.Вторая творческая группа выписывает главные факты из этапов внутрипартийной борьбы, работая с учебником на страницах 95-96.

А) 1924г.- Сталин провозгласил лозунг «Победа социализма в одной стране». Данная новация стала поражением для Троцкого, который отстаивал идею мировой революции.

Б) 1925г. -Троцкий лишился постов наркома по военным и морским делам.

В) 1925г. -на Х IV съезде партии Каменев и Зиновьев выступили против Сталина о построении социализма в одной стране. Народ и зарубежные компартии признали Сталинские идеи, поэтому Зиновьев и Каменев в 1927 году были исключены из партии и лишены всех постов.

Г) 1929г. -Троцкий был выслан из СССР.

Таким образом, Троцкий, Каменев, Зиновьев обвинили Сталина в диктаторских наклонностях , призывая восстановить внутрипартийную демократию, но потерпели поражение в борьбе за власть.

Какие методы использовал Сталин в этой борьбе? Методы Сталина: исключал из партии, лишал постов.

Подведение итогов. Опираясь на иллюстративный материал в учебнике на странице 88 (Сталин- «Капитан страны Советов ведёт нас от победы к победам», Сталин-«революционер-большевик»), подводим итоги борьбы Сталина за власть.

Учащиеся самостоятельно выделяют главные причины победы Сталина:

1) В 1920-е годы в стране утвердилась однопартийная система 2) В годы НЭПа Сталин расправился с оппозицией, используя командные методы в руководстве

3) победил лозунг Сталина «Победа социализма в одной стране»

4) Личные качества Сталина, признание и любовь народа.

Этап контроля и коррекции .

Задание № 1 ( для первой творческой группы)

Поставьте события в хронологическую последовательность:

Письмо Ленина к съезду

Задание № 2 (для второй творческой группы)

Установите соответствие между политическими деятелями и занимаемыми ими должностями:

Деятели: Должности:

В. И. Ленин А) Генеральный секретарь ЦК ВКП(б)

Г. Е. Зиновьев Б) Председатель Совнаркома

Л.Д. Троцкий В) Председатель Коминтерна

И.В. Сталин Г) Нарком по военным и морским делам

Задание № 3 (для третьей творческой группы)

На основании таблицы сравните экономическую политику большевиков в период военного коммунизма и НЭПа, найдите не менее трёх сходных черт и не менее трёх различий.

Задание № 4. Открыть учебник на странице 150. Работа с документом. Найти и зачитать отрывок в документе, где сформированы факты победы Сталина во внутрипартийной борьбе с Троцким, Зиновьевым и Каменевым. Почему в борьбе за личную власть победу одержал Сталин?

Домашнее задание . Повторить лекцию в тетради, на странице 96 ответить на 4 вопрос. Используя источники (мемуары и воспоминания), расскажите о жизни людей в период НЭПа.

Читайте также: