Повышение налогов на частные грузоперевозки введение современных

Опубликовано: 03.05.2024

За 2019-2020 годы правительство стрясет с мелких предпринимателей дополнительные 7,4%

Неприятной новостью для предпринимателей стали недавние заявления Минэкономразвития — в 2020 году на 4,9% повысится единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вырастет торговый сбор и вдобавок подорожает заменяющий налоги патент. В нынешнем году рост этих же налогов уже составил 2,5%. Для ЕНВД это грядет самое значительное повышение с 2015 года, когда налог подняли сразу на 7,5%. Примечательно, что с 2021 года Минфин не собирается продлевать действие ЕНВД на территории России, поскольку крупный бизнес уходит от налогообложения, прячась под личиной мелкого. Однако малое предпринимательство на это время станет для правительства «дойной коровой» — раз уж налог скоро отменять, то почему бы не стрясти с бизнесменов побольше денег?

В самом Минэкономразвития утверждают, что предлагали заморозить индексацию налогов для малого бизнеса, однако с ними не согласилось Министерство финансов. По данным ведомства, ЕНВД в России применяют около 280 тысяч организаций и 1,8 миллиона индивидуальных предпринимателей.

Исходя из важности темы, фракция «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект об изменении порядка вступления в силу новых актов налогового законодательства. Предлагаемые поправки в Налоговый кодекс (НК) должны повысить предсказуемость изменений законодательства о налогах. Эсеры считают, что необходимо установить запрет на введение новых сборов в период с 1 сентября по 31 декабря, чтобы у налогоплательщиков не возникла ситуация, при которой им приходилось бы в течение последнего месяца года приспосабливаться к новым правилам.


Михаил Емельянов
Михаил Емельянов

«Мы считаем, что у нас осталось не так много точек роста при такой экономической политике, которую проводит правительство. Экономический рост должен быть, и он насущно необходим! Малый бизнес как раз и может быть той точкой роста при адекватном к нему отношении. Правительство же ведет себя неадекватно. Очередное повышение налогов удушает малый бизнес, поэтому мы и хотим ввести мораторий», — прокомментировал инициативу первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов.

Ранее с резкой критикой новой инициативы Минэка выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Я бы давно уже освободил от налогов малый и средний бизнес и сделал бы все для того, чтобы обложить крупными налогами миллионеров и миллиардеров», — высказался он на пресс-конференции по федеральному бюджету 8 октября и вновь призвал ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

Однако пока малый бизнес от налогов не освобожден, имеем то, что имеем. Одной рукой государство декларирует всяческую поддержку начинающим и мелким предпринимателям, а другой — повышает им налоги и вводит косвенные сборы. Так или иначе любое повышение нагрузки на бизнес, а в данном случае — повышение так называемой вмененки (ЕНВД), в конечном итоге отразится на потребителе, и сейчас объясним почему.

Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Dailystorm - Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Что такое ЕНВД, патентная система налогообложения и торговый сбор

Единый налог на вмененный доход оплачивается предпринимателями с потенциально возможного дохода. В зависимости от региона, его ставка составляет от 7% до 15%. Перечень предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, достаточно широк. Ежедневно услугами такого бизнеса пользуются миллионы россиян:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • ремонт, техническое обслуживание и автомойка;
  • автопарковка и автостоянка (за исключением штрафстоянки);
  • автоперевозка пассажиров и грузов, но не более 20 транспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • общественное питание с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров;
  • гостиницы общей площадью не более 500 квадратных метров и другое.

Почти с тем же самым мы имеем дело, когда говорим и о патентной системе налогообложения. Ее выбирают предприниматели, которые имеют не более 15 наемных рабочих и снова в тех же сферах: услуги ремонта, ателье, парикмахерские, сдача недвижимости в аренду и прочее.

Торговый сбор пока что введен только в Москве, но его имеют право ввести еще два города федерального значения — Санкт-Петербург и Севастополь. Им облагаются организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются торговлей в магазинах, киосках, палатках, на рынках и на складах, после приобретения клиентом товара в интернет-магазине.

Проще говоря, автомобилистам придется теперь платить больше за шиномонтаж или на автомойке, нуждающимся в стрижке — раскошелиться еще на 5%, дороже станет отремонтировать телефон или другие бытовые приборы, подорожают услуги лечения домашних питомцев, такси, общепит, ну и, естественно, вырастут цены на продукты в небольших ларьках.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Dailystorm - Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

«Мы вынуждены поднимать цены для населения»

Как объяснил Daily Storm один из владельцев малого предприятия в сфере услуг, теперь, чтобы платить меньше налогов, придется сокращать площадь занимаемого помещения, от которого и зависит сумма ЕНВД.

«Но если я сокращу площадь занимаемого помещения, то я целенаправленно сокращу и обороты своего бизнеса. Мне придется сократить свои основные фонды, оборудование, поскольку мне же его надо где-то содержать, а соответственно — уменьшаю количество своих клиентов. Вот и вся математика!» — жалуется он.

Собеседник отмечает, что растущая налоговая нагрузка сказывается негативно не только на самом бизнесе, но и на потребителе.

«Подняли ставку НДС в прошлом году — что произошло? Подорожали грузоперевозки. Почему? Потому что бензин стоит денег и в него тоже входит НДС. Если подорожала логистика, значит, подорожает и стоимость товаров, которые перевозятся по всей стране. Я должен был заплатить этот процент за логистику, значит, чтобы компенсировать затраты, я накидываю этот процент на выходную стоимость. Конечно, повышение цен в цепочке ложится на потребителя, который выплачивает мои издержки по всей цепочке», — объясняет предприниматель, как цены напрямую зависят от решений правительства.

Одна из главных проблем российского бизнеса заключается в том, что даже те поблажки, которые дает государство, на деле превращаются в хождение по мукам. Вот, к примеру, есть такая полезная вещь для новоиспеченных предпринимателей, как налоговые каникулы — возможность не платить налоги два года после регистрации бизнеса. Однако оказывается, что право на налоговые каникулы нужно доказать.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

«Ты должен грызть контролирующие органы, чтобы они вспомнили, что есть вообще есть такая вещь, — рассказал о своем опыте наш собеседник. — Налоговики дерут нас за все. Не сдал отчетность? Не заплатил налоги вовремя? Получи штрафы, получи пени. Ничего не платишь? Не из чего пока платить, поскольку нужно закупить все необходимое для работы, платить зарплаты и за аренду помещения? И тут на тебя подают в суд, накладывают арест на банковский счет. Неважно, есть ли у тебя налоговые каникулы или нет — пойди докажи для начала, что имеешь на них право».

Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Dailystorm - Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Нужно понимать, что рекордное с 2015 года повышение коэффициента-дефлятора, а вслед за ним и рост ЕНВД, стоимости патента и торгового сбора на 7,4% в 2020 году повлечет для россиян лишь новые издержки. В условиях стагнирующей экономики, которая за восемь месяцев 2019 года показала рост ВВП на 1,1%, в условиях сжатия платежеспособного спроса и падения уровня жизни, повышение налоговой нагрузки на предпринимателей нанесет удар в первую очередь по жителям регионов, где и так экономят каждую копейку.

Член президиума Столыпинского клуба и экспертного совета «Деловой России», экономист и финансовый аналитик Владислав Жуковский в разговоре с Daily Storm назвал лукавством заявления властей, согласно которым население не заметит повышения налогов для предпринимателей.


Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский
Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский

«Все это абсолютная ложь, о чем бы ни говорили. Всегда все издержки производителя товаров и услуг оплачивает конечный потребитель. Все это раскручивает маховик инфляции и провоцирует рост цен, что, естественно, негативно сказывается на платежеспособности населения», — говорит Жуковский.

Экономист отметил, что все издержки без исключения не получится возложить на плечи россиян, а это значит, рост налогов приведет к закрытию тысяч предприятий малого бизнеса по всей России, особенно вне крупных городов.

«У них оборот в основном несколько сотен тысяч рублей в год, в лучшем случае — несколько миллионов. Денег на финансирование оборотного капитала не будет, на капитальные вложения точно не останется. Сюда же присовокупим возросшую в прошлом году с 18% до 20% ставку НДС. Большинство микропредприятий закупают товары у юридических лиц, оплачивая в цене товара этот самый НДС. Сюда же добавляем кадастровую оценку недвижимости, рост тарифов на электроэнергию, газ, отопление и многое другое. После чего получаем, что власти делают все возможное, чтобы в России просто не было малого бизнеса», — объясняет он.

Единственный положительный эффект от повышения налогов — пополнение федерального бюджета. Однако в данном случае не совсем понятно — зачем? Повышение налоговой нагрузки для малого бизнеса на несколько процентов не принесет в казну существенных денег — в лучшем случае несколько десятков миллиардов рублей. Для государства это не так много, но для каждого владельца малого бизнеса это существенные затраты. Что уж говорить про россиян, к которым снова залезают в и так уже прохудившийся карман.

Напомним, в начале октября Федеральное казначейство сообщило, что консолидированный бюджет январе-августе 2019 года исполнен с профицитом почти четыре триллиона рублей. Доходы консолидированного бюджета за этот период составили около 25,7 триллиона рублей, расходы — примерно 21,7 триллиона.

Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Dailystorm - Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Официальный пресс-центр

  • 5Koleso
  • Мнение
  • 19 февраля 2019

Наступивший год принес компаниям немало дополнительных расходов, и не последнюю роль в «ансамбле» разного рода отрицательных факторов играет рост НДС с 18 до 20 %. Подорожание услуг по перевозке (по прогнозам — вплоть до 10 %) в нынешнем году поставит многие виды бизнеса перед фактом — надо экономить. Что поможет оптимизировать расходы?


Карманы, полные печали

Для начала разберемся, какое влияние оказал и еще окажет рост налоговой нагрузки на бизнес в целом и конкретно на транспортную сферу? Как подсчитали аналитики Центробанка, повышение НДС принесет бюджету 1,7 трлн рублей в 2019–2021 годах, но оно же уменьшит рост ВВП на 0,4% и ускорит инфляцию до 5–5,5%. За увеличение поступлений в бюджет очевидно придется заплатить бизнесу и гражданам. Ведь НДС закладывается в цену практически любых товаров и услуг. Основная дополнительная налоговая нагрузка после повышения этого налога придется на население. По расчетам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, россияне дополнительно выложат из кошельков 460 млрд рублей. При этом повышение налоговой нагрузки на предприятия составит около 130 млрд рублей в рамках промежуточного потребления (то есть на ресурсы, вводимые в процессы производства).

Налог на социально значимые товары, включая продукты первой необходимости, товары для детей, медицинские товары, не изменился — остался 10%. Перевозка пассажиров плюс часть других льготных категорий, как и сейчас, не будет облагаться этим налогом вовсе.

Впрочем, НДС — это налог косвенный, и его повышение повлияет на стоимость товаров с льготной ставкой и без оной. В частности, производство аграрной продукции станет более затратным из-за роста цен на оборудование, удобрения, логистику. Наиболее значимое влияние повышения НДС на цены ожидается в высокотехнологичных отраслях, машиностроении, сфере производства оборудования, ведь чем выше себестоимость, тем ощутимее подорожание.

Увеличение коснулось и неплательщиков этого налога, которые не могут брать в зачет НДС затраты на топливо, покупку запчастей и новой техники. При этом они часто являются субподрядчиками у более крупных компаний — плательщиков НДС, а это вызовет рост цен повсеместно. Ведь крайне малое количество фирм занимается полным циклом производства и продажи собственного товара, практически каждая компания связана с необходимостью пользоваться услугами сторонних фирм.

Например, для того чтобы самостоятельно заниматься доставкой товара, обычной компании нужно покупать топливо, тратиться на ремонт транспорта, закупать упаковочные материалы. И на каждый вид покупаемой продукции (если она не относится к льготной) бизнесмены будут платить повышенный на 2% НДС. В итоге для клиентов этой компании стоимость услуг будет увеличена далеко не на 2%.

Нагрузка растет

Что касается самих транспортных услуг, то рост НДС, в первую очередь, скажется на небольших компаниях, работающих на упрощенной системе налогообложения (как на международных, так и на внутрироссийских перевозках), считает финансовый директор транспортной компании Intertransavto (ITA) Александр Левкович.

gravatar@2x

Александр Лашкевич

директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК Деловые Линии

«Повышение НДС прибавит к ценам на рынке 3–5% на перспективу в ближайшие полгода. Но это не произойдет в одночасье. В настоящее время рынок использует запасы прошлого года, закупленные с НДС в 18%».

Если говорить о росте себестоимости услуг, то надо упомянуть и возросшие в 1,5 раза акцизы на топливо, и выросший НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), которые стимулируют рост стоимости топлива. Все эти факторы способны дать рост до 7–8% с учетом отмены корпоративных скидок топливными компаниями.

Повышение НДС наряду с ростом акцизов сыграло роль в подорожании топлива. Ведь в цене литра бензина различные сборы, акцизы и налоги составляют в среднем 68%. Почти все крупные нефтекомпании в наступившем году уже подняли цены на популярные виды топлива на АЗС, мотивируя это ростом налоговой нагрузки и инфляцией.

Другой значимый фактор, который влияет на ситуацию на рынке, — отмена с 1 января льготы по транспортному налогу для плательщиков по системе «Платон». В конце прошлого года Отраслевой совет союзов и ассоциаций (объединяет крупнейшие автотранспортные предприятия и союзы автоперевозчиков) в официальном обращении предупредил правительство о негативных последствиях для рынка принятых властями решений. Отмена льгот по «Платону» наряду с повышением НДС приведет к существенному росту стоимости автоперевозок и подстегнет инфляционные процессы в 2019 году, заявили участники рынка.

«Совокупность всех факторов, а это рост трех налогов, входящих в цену топлива, отмена льготы по транспортному налогу, увеличение платы за проезд по федеральным трассам, рост числа платных автодорог, — все это приведет к увеличению тарифов на перевозки», — указал представитель «Деловых Линий». По экспертным оценкам, речь может идти о 10%‑ном увеличении тарифов по совокупности всех указанных факторов, заявил Лашкевич.

Другие участники рынка и эксперты также говорят о возрастании стоимости на этом рынке в размере от 1 до 10 % — в зависимости от направления и специфики перевозок. Некоторые транспортные компании еще до начала года начали корректировать тарифы на транспортные услуги, которые не менялись достаточно долго.

Оптимизируй это

Чтобы повышение закупочной стоимости на необходимые для работы товары не сказалось на конечной цене продукта и не отпугнуло покупателей, российским компаниям придется оптимизировать расходы. Часть игроков, вероятно, будут пытаться уйти в разного рода серые схемы, предполагает представитель ГК «Деловые Линии».

«Однако в условиях тотальной цифровизации отрасли и улучшения налогового администрирования все «серые» схемы становятся очевидными и будут караться очень жестко», — напомнил эксперт.

Уйти в «серую» зону или зарабатывать меньше при сохранении объемов — выбор каждого перевозчика, но крупные игроки рынка с серьезной репутацией всегда будут работать в рамках закона, отметил финансовый директор Intertransavto. Только мелкие перевозчики, по его оценке, могут перейти в «серую» зону, либо продолжать работать при снижении маржинальности, либо совсем уйти с рынка.

В современных условиях существует немало законных способов оптимизации расходов. В частности, все большую популярность набирает сегмент сборных грузов. За последние три года, по данным экспертов, доля таких поставок выросла в два раза. Перевозка сборного груза будет однозначно дешевле комплектного отправления, но срок доставки при этом может не отличаться, отметил Александр Левкович (ITA). Компания осуществляет экспресс-перевозки сборных грузов из ЕС в Москву и Петербург по стоимости обычной отправки и гарантирует доставку на следующей неделе (после загрузки), рассказал о собственном опыте эксперт. «При этом в пересчете на одну палету стоимость сборных отправлений получается выше, чем в комплектном грузе, но в комплексе перевозка в составе сборных грузов все равно будет дешевле», — указал он. Это связано с тем, что спрос на сборную перевозку возникает при необходимости перевезти небольшие партии.

Если говорить о перевозках сборных грузов, то клиенты могут выбирать палетные отправки, так называемый HTL, когда транспортное средство делится между 2–5 крупными клиентами, добавил Александр Лашкевич. Это, по его словам, позволяет задать график перевозки, поскольку нет необходимости ждать накопления груза на все транспортное средство, параллельно это высвобождает складские площади. Крупные компании с собственными складскими площадями могут принимать решение более длительных сроках движения груза, то есть агрегируют у себя груз клиента и отправляют транспортное средство максимально загруженным. В этом случае экономия происходит на эффекте масштаба. Она будет зависеть от многих переменных, но при расчетах можно закладывать размер оптимизации от 5 до 10%.

Совместная закупка полной машины несколькими компаниями имеет смысл только в том случае, если загрузка предполагается в одном-двух местах, которые находятся недалеко друг от друга и проходят таможенное оформление на одном СВХ, отметил Александр Левкович. Это позволяет позиционировать перевозку как комплектную, разместив общий заказ от одной из компаний, которая выступит для других экспедитором. «Но такая перевозка будет связана с дополнительными движениями документов и денег, а также отнесением части риска по грузу на этого условного экспедитора. В иных случаях в этом нет экономического эффекта», — утверждает эксперт.

Для крупных клиентов оптимизация достигается за счет передачи части или комплекса логистических услуг на аутсорсинг (3PL), указывает Лашкевич. Комплексная логистика включает в себя логистический консалтинг, управление цепями поставок, складские услуги, кросс-докинг, управление складом клиента, а также услуги региональной, краевой и городской доставки. Передача части или всего комплекса логистических услуг на аутсорсинг, приводит данные представитель «Деловых Линий», позволяет заказчику сократить затраты на организацию собственной логистики до 30%, оперативно масштабировать объем услуг и складской площади под свои задачи.

Перевозка под колпаком

Основные технологии, которые сейчас внедряются в транспортную и логистическую сферы, связаны как с оптимизацией маршрутов и ресурсов автомобилей, так и с мониторингом передвижения транспортных средств. Компании ищут сферы, в которых можно сократить расходы — это простои, холостые пробеги и неэффективное использование ресурсов перевозчика. Как и на сколько можно сократить транспортные расходы с помощью системы мониторинга?

Как отметил исполнительный директор компании «МониторингАвто» Сергей Cкнарин, система мониторинга транспорта позволяет отслеживать любые перемещения, действия с автомобилем и эксплуатационные характеристики машины — от местоположения и маршрута до открытия и закрытия дверей. Благодаря анализу данных, собранных системой, руководство автопарка может снизить затраты на его обслуживание на 38%.

Основываясь на анализе данных, руководители получают возможность повысить эффективность работы транспорта компании. А именно, выявить нарушителей рабочего процесса, воровство, сливы, нецелевые поездки и т. д. Это значит — перестать переплачивать нечестным водителям зарплату за неотработанное время, платить за украденное топливо и поездки «на дачу» и тому подобное.

Во-вторых, система позволяет рассчитать реальный расход топлива для всего автопарка, то есть экономить на закупке топлива. Также можно выявить оптимальные по затратам рейсы и машины — повысить эффективность каждой отдельной поездки. Еще немаловажное — предотвращение кражи и порчи техники, а также груза, что позволяет сохранить лояльность партнеров и заказчиков. И наконец, можно контролировать технику в аренде и арендаторов на предмет невыплат по договоренностям.

Финансовый директор Intertransavto Александр Левкович отмечает преимущества системы мониторинга: она позволяет осуществлять постоянный контроль за действиями водителей и, при поддержке информационной системы, повышать качество планирования. Это приводит к росту оборачиваемости и сокращению расходов, связанных с отклонениями от маршрута, указал эксперт.

Александр Лашкевич (ГК «Деловые Линии») привел пример экономии: система контроля манеры движения водителя позволяет сократить расход топлива до 10%. Мониторинг скоростного режима транспортного средства приводит к снижению аварийности, а здесь прямая связь и с тарифами страхования, с простоями, затратами на ремонт и тому подобное. Также системы позволяют прогнозировать ремонт техники, что дает полезный эффект для планирования и оптимизации затрат, добавляет эксперт.

Из-за роста себестоимости перевозок некоторые перевозчики будут отказываться от подобных услуг в попытке сократить свои расходы, не исключает Сергей Скнарин («МониторингАвто»). «Но, как показывает практика, это недальновидно с их стороны. Стоимость обслуживания системы не так велика по сравнению с тем, сколько можно сэкономить, используя все ее возможности», — отметил он.

Чаще всего такие компании довольно быстро закрываются, поэтому на рынке систем мониторинга это отразится слабо, делает вывод эксперт. С другой стороны, по его словам, основными потребителями услуг систем мониторинга были и остаются компании, руководители которых заинтересованы в оптимизации трудозатрат, автоматизации различных процессов, и понимают преимущества внедрения инноваций. «Такие компании, наоборот, будут подключать больше машин к системе слежения, чтобы сократить расходы, которые значительно вырастут из-за изменения НДС и стоимости топлива», — резюмировал Скнарин.

«По итогам 2018 года вы видим, что существенно выросла доля компаний, заинтересованных в системах мониторинга транспорта и анализе данных», — сообщил исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов. По его данным, прирост подключений к системе Omnicomm Online составил более 37%, при этом в компании получают большое количество запросов от потенциальных партнеров на установку комплексных решений по мониторингу транспорта и контролю топлива. В первую очередь, в таком сотрудничестве заинтересованы логистические операторы, добывающие компании с высокими требованиями к точности данных даже на маршрутах без стабильного GPS-сигнала, указал эксперт.

Плановая экономика

Эксперты также отмечают важность грамотного планирования на пути к экономии. Для оптимизации расходов необходимо контролировать выполнение и соблюдение регламентов, указывает представитель Intertransavto. Очень важно, по его словам, заранее планировать перевозки, так как срочные отправления и доставки just in time в большинстве случаев обходятся грузовладельцу дороже.

«Грамотное долгосрочное планирование также позволяет клиентам сократить затраты на грузоперевозки: если клиент заявляет годовой объем перевозок и подтверждает это в контракте, он получает не только гарантию машин под свой объем, но и более выгодные ставки, нежели при разовой перевозке», — заявил Александр Левкович. В качестве инструментов снижения расходов есть комплексные решения от различных производителей, напомнил он. Так, системы планирования заправок и маршрутизации заказов позволяют сокращать переменные затраты.

Полная цифровизация цепочки снабжения даже на отстроенных в компаниях процессах позволяет получить дополнительные 20–50% оптимизации, говорят эксперты. Правда, и дроны, и автономные контейнеры — это больше будущее, чем настоящее. Для использования таких технологий, к примеру, сегодня есть и административные, и технологические барьеры. И все же перспективы развития в этом направлении достаточно заманчивы: это и минимизация расходов на доставку, и сокращение временных затрат.

Минпромторг хочет с 2021 года увеличить базовую ставку транспортного налога на автомобили экологического класса Евро-3 и ниже. В министерстве уточняют, что инициатива касается только коммерческого транспорта. Сейчас на федеральном уровне такие ставки установлены только исходя из мощности двигателя, но регионы могут дифференцировать ставки по году выпуска или классу. При этом депутаты предлагают вовсе запретить эксплуатацию коммерческого транспорта ниже классов Евро-0 и Евро-1. Таких, по данным ГИБДД, как минимум 468,2 тыс. машин по всей России, без учета автомобилей, по которым нет данных об экологическом классе (2,6 млн штук грузовиков).

В Минтрансе воздерживаются от комментариев.

В Минпромторге «Ъ» уточнили, что в соответствии с имеющимися поручениями правительства министерство совместно с федеральными органами исполнительной власти готовит предложения по увеличению ставок транспортного налога в отношении коммерческой техники экологического класса 3 и ниже.

Ее количество, по оценке Минпромторга, превышает 3 млн штук. Такая техника ежедневно наносит непоправимый ущерб экологии и здоровью граждан РФ, считают там, а предлагаемая мера позволит повысить привлекательность новых и более экологичных транспортных средств, что в свою очередь окажет позитивное воздействия на окружающую среду.

Этот налог — региональный. Сейчас базовые ставки транспортного налога устанавливаются на федеральном уровне исходя из мощности двигателя. Также НК РФ разрешает регионам устанавливать дифференцированные ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а «также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса».

«Давайте скажем “нет” через два года автомобилям, которые работают на коммерческой основе, (с экологическим классом) Евро-0 и Евро-1, давайте мы их в историю сдадим, им по 35-37 лет, а мы покупаем, покупаем запчасти», — сказал он (цитата по ТАСС).

По данным ГИБДД на конец 2018 года (последние актуальные данные), в РФ зарегистрировано почти 60,6 млн транспортных средств. Из них легковых автомобилей (всего 47,4 млн машин) класса Евро-0 — 2,1 млн штук, первого — 651,5 тыс. машин, второго — 2,6 млн машин, Евро-3 — 4,8 млн машин. При этом экологический класс не установлен у 14,3 млн автомобилей. Грузовиков в РФ зарегистрировано 6,5 млн штук. Из них для 2,6 млн машин не установлен экологический класс. К Евро-0 относятся 397,2 тыс. автомобилей, Евро-1 — почти 89 тыс. машин, Евро-2 — 576,8 тыс. штук, Евро-3 — 1 млн машин.

В КамАЗе «Ъ» сказали, что концерн против какого-либо запрета на эксплуатацию автомобилей низкого экологического класса.

«Мы за экономические меры стимулирования вывода из эксплуатации таких грузовиков и создания условий безболезненного перехода эксплуатантов техники на более высокий экологический класс, — поясняют там, — а что это будет — вопрос обсуждения экспертного сообщества и заинтересованных ведомств». В КамАЗе добавляют, что поддерживают инициативу Минпромторга. В группе ГАЗ говорят, что правительство не может не реагировать на факт стремительного устаревания парка и решает проблему безопасности пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов.

Сейчас процент выбытия старого автопарка в коммерческом сегменте очень низкий — 3% в год, тогда как нормальный уровень выбытия составляет не менее 7%, поясняют там. В результате доля машин старше 10 лет в парке коммерческого транспорта превышает 70% от общего объема и остается критически высокой, что представляет собой и экологическую (объем загрязняющих выбросов), и экономическую (эксплуатация автопарка в серой зоне) проблему, отмечают в «Соллерсе». Кроме того, при использовании в частных перевозках устаревший автопарк ещё и представляет собой потенциальную угрозу безопасности для пассажиров, заключают в концерне.

С точки зрения безопасности подобные инициативы, направленные на то, чтобы так или иначе ограничить эксплуатацию «старых» автомобилей, верные, считает директор по маркетингу автодилера «Авилон» Андрей Каменский. Но он отмечает, что государству необходимо поддержать собственника, на которого ложится дополнительная нагрузка. Подобную идею непросто реализовать без специальных стимулирующих программ, которые бы помогли способствовать обновлению автопарка, поясняет господин Каменский: это может быть возобновление ранее доказавших свою эффективность госпрограмм по обновлению автомобильного парка, в рамках которых автовладельцы при сдаче старой машины получали бы скидку на новую.

«У Минпромторга всегда была позиция, что обновления парка нужно добиваться стимулирующими мерами, но вместе с тем министерство само же похоронило наиболее эффективную меру — программу обновления парка, а без неё с этой задачей они никогда не справятся», — добавляет он.

Ольга Никитина, Иван Буранов.

Главные автомобильные новости недели — в видео ниже.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)


Конечно, мы не будем говорить о том, что курс на повышение налогов стартовал именно в 2020 году.

Думаю, что все понимают, что такой поворот в сторону «налогового усиления» начался намного раньше. Достаточно вспомнить ужесточение правил исчисления НДФЛ при продаже недвижимости, начиная еще с 2014 года, повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2018 году, а также различные «кадастровые» поправки по имущественным налогам для бизнеса, да и для граждан.

Однако представляется, что в 2020 году эта тенденция в налоговой политике окончательного сложилась, сформировалась, закрепилась и, будем надеяться, что достигла своего апогея.

Ради объективности отметим, что государство предпринимало некоторые шаги по смягчению налоговой политики (льготы компаниям из IT-сферы, да и снижение страховых взносов для МСП с 30 до 15% можно оценить только положительно), однако общая тенденция «на повышение» — очевидна.

Как было записано в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (внесены в Госдуму Правительством РФ 30.09.2020), власти наметили структурный маневр в налоговой системе, суть которого — «снижение прямых налогов на труд сферы МСП за счет ресурсных налогов».

Конечно же, виной всему стала сложная экономическая обстановка в стране, вызванная как первой так и второй волной короновирусной инфекции, которая потребовала от государства мобилизации всех резервов, способных улучшить бюджетную ситуацию.

Так, 23 сентября на встрече с сенаторами Совета Федерации Президент РФ В.В. Путин озвучил цифры, доходы бюджетной системы снизились более чем на 11%, расходы же увеличились на 23%. Такие своеобразные «ножницы» и стали главным поводом и побудительным мотивом для того, чтобы налоговая политика настоящего времени целиком развернулась на «повышение».

Первым «под нож» пошел НДФЛ, который стал взиматься с доходов по банковским вкладам, а также с доходов по некоторым ценным бумагам.

Но более того, власти приняли решение об отказе от плоской шкалы НДФЛ, установив повышенную ставку в размере 15% для доходов свыше 5 млн руб. Таким образом, политике мягких налогов для населения, которая реализовывалась в России на протяжении почти 20 лет, пришёл конец (боюсь предположить, но мне кажется, что в будущем власти еще ни раз обратят свои взоры к НДФЛ, чтобы его повысить или со стороны ставки, или со стороны величины дохода, или льгот).

Кроме того, осенью было принято решение о повышении НДПИ для некоторых видов полезных ископаемых (введение рентного коэффициента в размере 3.5 (!) (Федеральный закон № 342-ФЗ), повышены на 20% акцизы на табачную продукцию, началась отмена налоговых льгот для нефтяной отрасли, был дал старт пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Мальтой, Голландией и Гонконгом.

Забегая вперед, могу еще отметить отказ властей от продления очень комфортного и привычного для малого бизнеса специального налогового режима «ЕНВД», который действовал в России еще с 1998 года. Причем никакой логики, кроме фискальной, в действиях чиновников в данном случае не найти.

Можно предположить, что такая тенденция сохранится и укрепится в налоговой политике России и в 2021 году, а также в среднесрочной перспективе, вопрос только в масштабах этой политики и в динамике процесса.

Вот уже и в самом начале 2021 года заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявляет о том, что «потенциала к существенному снижению налоговой нагрузки, а для серьезных стимулирующих мер нужно именно существенное снижение, у государства просто нет», что, на мой взгляд означает, что налоги не только не будут снижаться, но и будут повышены.

Кстати, о повышении налогов в России в течение 2-3 лет говорят и аналитики «Банк оф Америка».

Читайте также: