Налоговая и кредитная политика государства корея

Опубликовано: 18.05.2024

Разделение Корейского полуострова на американскую и советскую зоны влияния. Население страны и ее административное деление. Планирование и реформирования налоговой политики и системы Кореи. Управление и мониторинг работы государственных учреждений.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.12.2013
Размер файла 166,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

при Правительстве Российской Федерации

Кафедра «Налоги и налогообложение»

Реферат на тему

«Налоговая система Республики Южная Корея»

к.э.н., доцент Грундел Л.П.

студент Э3-3 Хохлов В.Р.

Министерство Стратегии и Финансов

Первые упоминания о людях на корейском полуострове относятся к периоду до нашей эры. Этот регион пережил многое, и войны и успехи и смены династий. Корейский народ вырабатывал свою культуру и мощь, и заимствовал полезный опыт соседей.

20-ый век был самым тяжелым для населения. После русско-японской войны Корея перешла под протекторат японской империи, фактически под полное управление. И после Второй мировой войны, когда Корею освободили от японского владычества, страна оказалась в хаосе кровопролитной гражданской войны.

В результате Корея оказалась разделенной на два государства - Северную и Южную Кореи. Южная Корея как развитое капиталистическое государство представляет особый интерес. Ведь фактически это государство создано как синтез западной и восточной культуры, причем культуры не только в общем смысле, но так же культуры ведения бизнеса и государственного управления, в том числе и налогообложения.

После поражения Японии во Второй мировой войне Корейский полуостров был поделён на американскую и советскую зоны влияния. Линия разделения прошла по 38 параллели. Американские войска под началом генерал-лейтенанта Джона Ходжа высадились в районе Инчхона 8 сентября 1945 года. Ходж затем возглавил военное правительство страны.

Страна в то время находилась в плачевном состоянии, из-за нескольких причин. Во-первых, ещё чувствовались последствия японского колониального правления. Во-вторых, проамериканское правительство не было подготовлено к управлению страной -- многие из его действий в первое время имели дестабилизирующий эффект из-за незнания политической ситуации в Корее. В-третьих, в стране в то время было огромное количество беженцев с севера и людей, вернувшихся после войны в родные места.

В августе была образована Народная Республика Корея, объявленная вне закона сразу после высадки американских войск, после чего лидер Народной Республики, Ё Унхён ушёл со своего поста и сформировал Рабочую Народную Партию. Американская администрация также отказалась признать легитимность Временного правительства, которое возглавлял Ким Ку.

К окончанию войны два миллиона человек было убито, и страна была официально разделена на две части. После нескольких лет псевдо-демократии на Юге в 1972 году было введено военное правление. Последующие 15 лет проходили в борьбе между демократией и репрессивным военным правлением, которая приводила иногда к кровавым трагедиям, например, когда в 1980 году 200 участников студенческой демонстрации в Кванджу были убиты во время её жестокого подавления. К концу 80-х страна стала очагом конфликта, студенческие демонстрации сотрясали страну, и рабочие покидали свои места, чтобы присоединиться к ним. Среди выдвигаемых требований были требования демократических выборов, свободы прессы и освобождения политических заключенных. Правительство не справлялось с демонстрантами, гражданская война казалась неизбежной, когда, неожиданно, к всеобщему изумлению, президент Чун внезапно решил, что он согласен выполнить все требования протестующих. Восемь лет борьбы за демократию не прошли даром: в 1987 году в Южной Корее прошли демократические выборы. В 1992 году в стране был избран первый гражданский президент.

Экономика страны в этот период продолжала бурно развиваться, страдая, однако от глобальных экономических кризисов.

Население страны к концу 2011 года составляло 48860500 человек.

Рост населения - 0,2% в год.

ВВП по паритету покупательной способности 1554 триллиона долларов (2011.)

ВВП по официальным подсчетам 1 164 триллиона долларов.

Рост ВВП - 3,9% в год.

ВВП на душу населения 31700 долларов.

Трудоспособное население 2509 миллиона человек.

Уровень безработицы 3,4%

Налоги составляют 23% ВВП.

Южная Корея разделяется на 1 город особого статуса, 6 городов прямого подчинения со статусом, приравненным к провинциям и 9 провинций. Они, в свою очередь делятся на ряд более мелких образований, включающих: город, уезд, округ, большой район, посёлок, район и микрорайон, деревня.

Государственность Южной Кореи создавалась исходя из конфуцианских корней и послевоенного американского влияния. В результате получилось разделение власти на 3 ветви. Исполнительной властью руководит Президент избирающийся на 1 срок и назначающий премьер-министра при согласии Национального собрания (парламента). Национальное собрание представляет законодательную власть. 43 депутата избираются по мажоритарной системе с относительным большинством голосов в одномандатных округах, 46 - по национальным партийным спискам с 5-процентным заградительным барьером. Срок депутатских полномочий - 4 года.

Кабинет министров назначается президентом с рекомендации премьер-министра.

Состав верховного суда назначается президентом по рекомендации Национального собрания и судебного министра.

корейский налоговый административный государственный

Министерство стратегии и финансов контролирует финансовую политику правительства Южной Кореи. Оно публикует ежемесячный отчет по национальной экономике, известный как "Зеленая книга".

В настоящее время министерство возглавляет Юн Джинхён.

Министерство выполняет также правоприменительные функции. Оно курирует Национальный налоговый трибунал и Финансовую разведку.

Министерство было образовано в 1994 году путем слияния прошлого Бюро по экономическому планированию (основанного в 1961 г.) и Министерства финансов (основанного в 1948 г.). Его штаб-квартира располагается в правительственном комплексе в городе Квачон.

1. Планирование и координация средне- и долгосрочных социально-экономических целей в области развития и установление экономического направления политики на ежегодной основе

2. Эффективное распределение ресурсов и оценки эффективности исполнения бюджета

3. Планирование и реформирования налоговой политики и системы Кореи

4. Планирование и управление политическими курсами для казны, государственного имущества, государственного бухучета и государственного долга.

5. Координация политики в области валютных операций и международных финансов

6. Укрепление международного сотрудничества и продвижению межкорейского экономического обмена и сотрудничества

7. Управление и мониторинг работы государственных учреждений.

§ Национальная налоговая служба,

§ Таможенная служба Республики Корея,

§ Национальный статистический офис Республики Корея,

§ Служба государственных закупок.

Налоговое законодательство обеспечивается указами Президента, Министерства Экономики и Финансов. Также Национальная налоговая служба может выпускать административные приказы. При толковании налогового законодательства органами высшей инстанции являются суды. Местным органам власти конституцией дано право собирать местные налоги.

Корейская налоговая система включает в себя как национальные так и местные налоги, которые налагаются на провинции, округа и муниципалитеты. Местные налоги включают:

- налог на имущество,

- лицензии и регистрационный налог.

Национальные налоги, состоят из налога на интернет, таможенных пошлин, налогов на образование, международного налогообложения, которое состоит из прямых налогов и косвенных налогов, таким образом, является наиболее важным видом налога, подлежащего уплате в Южной Корее.

В 1990 году налоговая реформа была проведена для повышения справедливости налогового бремени, укрепления конкурентоспособности производственного сектора и финансирования образования и местного самоуправления.

Совместное предприятие, созданное в Корее с корейским партнером или полностью принадлежащее Корее дочернее предприятие, а также корейский филиал иностранной компании, рассматриваются как отечественные корпорации для налоговых целей.

Налоговые консультации могут быть получены от дипломированных бухгалтеров, многие из которых связаны или принадлежат международным адвокатским бюро.

Для большинства налогов в Южной Корее используется прогрессивная шкала.

Налоги в Корее делятся на национальные и местные. Национальные делятся на внутренние налоги и пошлины; местные налоги делятся на городские, региональные и муниципальные. Ниже идет классификация налогов.

1) По плательщикам

С физических лиц

С юридических лиц

налог на наследование и дарение,

налог на поддержку сельского хозяйства,

налог на недвижимость,

налог на приобретение,

налог на регистрацию,

налог на имущество,

налог на городское планирование,

налог на близкорасположенные удобства,

налог на местное образование,

местный налог на доход,

местный налог на потребление.

налог на прибыль корпораций (организаций),

налог на наследование и дарение,

налог на алкогольную продукцию,

налог на операции с ценными бумагами

налог на вред окружающей среде транспортом,

налог на поддержку сельской местности,

налог на недвижимость,

налог на образование,

налог на приобретение,

налог на регистрацию,

налог на лицензии,

налог на проживание,

налог на имущество,

налог на развлекательную деятельность,

налог на городское планирование,

налог для развития общины,

налог на региональное развитие,

налог на топливо,

налог на производство табачных изделий

2) По объекту обложения:

налог на дарение и наследство,

налог на доход корпораций.

налог на дарение и наследство,

налог на недвижимость,

налог на проживание

налог на имущество,

налог на городское планирование,

налог на развитие общины.

налог на алкогольную продукцию,

налог на операции с ценными бумагами,

налог на вред окружающей среде транспортом,

налог на образование,

налог на развлекательную деятельность,

налог на региональное развитие,

на производство табачных изделий,

налог на топливо.

3) По форме обложения:

налог на прибыль корпорации

налог на дарение и наследование,

налог на недвижимость.

налог на индивидуальное потребление

налог на алкогольную продукцию,

налог на операции с ценными бумагами.

4) По уровню власти:

налог на прибыль корпораций,

налог на дарение и наследование,

налог на недвижимость,

Налог на индивидуальное потребление,

налог на алкогольную продукцию,

налог на операции с ценными бумагами,

налог на вред природе от транспорта,

налог на образование,

налог на развитие сельской местности

налог на приобретение,

налог на регистрацию,

налог на лицензии,

налог на проживание,

налог на имущество,

налог на развлекательную деятельность,

налог на городское планирование,

налог на развитие общины,

налог на региональное развитие,

налог на топливо,

налог на местное образование,

налог на производство табачных изделий,

местный налог на доход,

местный налог на потребление.

5) В зависимости от адресности зачисления:

Налоги для пополнения бюджета

налог на лицензии,

налог на регистрацию,

налог на приобретение,

налог на дарение и наследование,

налог на регистрацию,

налог на операции с ценными бумагами,

налог на недвижимость,

налог на проживание,

налог на имущество,

налог на городское планирование

налог на прибыль корпораций,

налог на алкогольную продукцию,

индивидуальный налог на потребление

налог на вред окружающей среде от транспорта,

налог на образование,

налог на развитие сельской местности,

налог на развлекательную деятельность,

налог на региональное развитие,

налог на топливо,

налог на производство табачных изделий,

местный налог на потребление,

местный налог на доход.

6) По периодичности взимания:

налог на дарение и наследование,

налог на операции с ценными бумагами,

налог на приобретение,

налог на регистрацию.

налог на прибыль корпораций,

налог на алкогольную продукцию,

налог на вред окружающей среде от транспорта,

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Экономическое чудо за одно поколение: Южная Корея - пример для Украины

Может ли стать процветающей страна, не имеющая нефти, газа, и других полезных ископаемых, с бедным, необразованным населением, находящаяся в состоянии непрекращающейся войны, не имеющая сухопутной границы ни с одним дружественным государством? На этот вопрос можно ответить утвердительно на примере Южной Кореи.

Какие же полезные выводы из корейского опыта реформ может сделать Украина, которой пока никак не удается твердо стать на путь успешных экономических преобразований.

С чего начинались реформы

После установления военного перемирия в Корейской войне, стартовые позиции Южной Кореи, как независимого государства, были не просто плохие, а очень плохие:

  • В стране отсутствуют полезные ископаемые. Поэтому вариант экспорта ресурсов для пополнения бюджета не рассматривался изначально.
  • Из-за небольшой по площади территории и, преимущественно, гористой местности, активно развивать сельское хозяйство также затруднительно. Сельскохозяйственными продуктами страна не могла обеспечить даже себя, не говоря об их экспорте.
  • Почти вся промышленность осталась на территории КНДР . В Южной Корее для развития экономики хронически не хватало высококвалифицированных инженеров и рабочих.
  • Почти все население страны было бедным и безграмотным.
  • Южная Корея фактически была островом, что резко сужали ее экономические перспективы. Она не имела сухопутной границы ни с одной страной мира, кроме КНДР , с которой до сих пор находится в состоянии войны.

Корея в 50-х годах 20 века была одной из беднейших стран мира, ВВП на душу населения составлял всего 65 долларов. Для сравнения, в 2016 году ВВП на душу населения превышает показатель середины прошлого века в 428 раз. Феноменальный рост благосостояния корейцев и есть главный показатель успешности реформ.


Что удалось достичь

Сейчас Корея – высокоразвитая страна, член «Большой двадцатки», 11 экономика мира по размеру. Корея часто приводится в качестве примера успешного вмешательства государства в экономику.

Результаты успешных экономических реформ не могут не поражать:

Три причины успеха

По мнению профессора университета в Сеуле Джаспера Кима, достижению таких феноменальных экономических результатов при ограниченных природных ресурсах страны и крайне неблагоприятных стартовых условиях, способствовали 3 фактора:

  • Упор на собственные силы. Страна сделала ставку на свой единственный ресурс – людей. Все усилия были брошены на повышение уровня образования и профессиональной грамотности. Стране удалось подготовить армию высококвалифицированных инженеров и рабочих, которые и стали основой для экономического роста.
  • Цель оправдывает средства. Основоположник корейских реформ, президент Пак Чон Хи, пришел к власти в результате военного переворота в 1961 году. Президент Пак воспользовался своей властью для того, чтобы заставить богатых корейцев инвестировать в промышленность страны, в том числе в судостроительные верфи. Подобный стиль управления, возможно, вызывает много вопросов, но именно он и был нужен для того, чтобы восстановить разрушенную войной экономику.
  • Бизнес – дело семейное. Экономический успех Южной Кореи трудно представить без крупных конгломератов, получивших название “Чеболь”. Речь идет о группе формально независимых и самостоятельных фирм, фактически находящихся в собственности одной семьи и под единым административным и финансовым контролем. Глубоко укоренившийся в корейском менталитете принцип наследственной передачи власти обеспечивает стабильность, которую многие считают важным фактором корейского чуда. Самая известная южнокорейская корпорация “Самсунг” находится в руках одной семьи Ли с самого дня основания в 1938 году.

Главная цель реформ – экономический рост

У Южной Кореи также имеется и неудачный период реформирования в 1953-1961 годах. Тогда правительство поставило перед собой цель. Этот период был, в некоторой степени, похож на ситуацию в Украине: высокий уровень коррупции, низкий экономический рост, высокие импортные тарифы, в стране одновременно существовало несколько валютных курсов.

Оказалась неудачной политика импортозамещения, попытка обеспечить страну товарами за счет внутреннего производства провалилась, но она дала возможность нажиться приближенным к власти бизнесменам.

В этот период очень важной поддержкой стала американская финансовая помощь: 50% бюджета Южной Кореи финансировалось за счет американских кредитов, 70% оборонных расходов оплачивались при поддержке США . За счет американских денег покрывалось 70% импорта и 80% капиталовложений в Южной Корее.


С приходом к власти президента Пак Чон Хи в 1961 году, резко изменился подход к реформированию экономики: вместо политики импортозамещения, ставка была сделана на увеличение экспорта, и подчинение интересов крупного бизнеса государственным целям и задачам. Кардинальное отличие корейских реформ от украинских в том, что в Украине олигархи оказывают влияние на правительство, а в Южной Корее все наоборот.

Правительство оказывало широкую поддержку любому бизнесмену, который мог обеспечить расширение международных рынков сбыта для продукции корейского производства. Постепенно компании-неудачники отсеивались, зато шел бурный рост активов успешного бизнеса.

Крупный бизнес был подотчетен правительству с точки зрения выполнения планов по экспортной экспансии на мировой рынок. Выводить капиталы за границу не разрешалось, государственные ресурсы и частные капиталы были направлены на развитие промышленности и расширения экспорта. Власти активно поддерживали крупный бизнес, обеспечили их льготными кредитами, налоговыми послаблениями и госзаказами, и все ради быстрого роста производства и экспорта.

ВВП на душу населения вырос с 65 до 27800 долларов

Изменение политики экономических реформ привело к ошеломляющему результату, корейское правительство смогло «построить все из ничего».

На протяжении более двух десятилетий ежегодный рост ВВП составлял 9-10%, иногда поднимался и до 14% за год. ВВП на душу населения вырос с 65 до 27800 долларов.

Экспорт корейских товаров рос даже быстрее, чем ВВП — за 54 года он увеличился в 7000 раз. Сегодня Корея занимает восьмое место в мире по экспорту продукции. С каждым годом корейцы получали все больше валюты, что помогло развитию экономики страны. В 2015 году доходы Кореи от международной торговли составили 735 миллиардов – это половина ВВП страны.

По экспорту высокотехнологической продукции Корея занимает 5 место в мире, уступая Китаю, Германии, США и Сингапуру. В 2015 году экспорт технологических товаров принес корейским компаниям 142 млрд долл.

Корея – мировой лидер судостроения. Корейские судостроительные компании контролируют 40% мировых заказов на строительство морских судов.

Один из важнейших факторов корейского экономического чуда – высокие показатели трудоотдачи и производительности труда корейцев. В период бурного экономического роста у корейского работника было 1-2 выходных в месяц. В 90-е годы количество выходных увеличилось до 4-5 дней за месяц.

Сейчас у корейцев, как правило, 8 выходных дней в месяц. Снижение количества рабочих дней связано не только с ростом доходов и социальных стандартов в стране, но и с резко выросшей производительностью труда корейских рабочих. Даже японцы, которых считают трудоголиками, не могут сравниться с Кореей по производительности труда.

Суть корейского экономического чуда

Создать такие экономические условия, при которых товары и услуги национального производителя смогут захватить у конкурентов внешние рынки сбыта. Упор был сделан на крупный бизнес семейного типа, рост квалификации работников и производительности их труда.

Выводы для Украины

Многое из первого (неудачного) этапа реформ Южной Кореи можно наблюдать и в Украине. Неконтролируемая коррупция, лоббирование и необоснованный протекционизм для «своих». Правительство больше учитывает интересы олигархов и крупного бизнеса, часто вопреки интересам страны. Из-за неблагоприятного экономического и инвестиционного климата из Украины ежегодно выводится 10-15 млрд долларов. Если из страны бегут внутренние инвесторы, как можно рассчитывать на приход иностранных инвестиций?

Опыт корейских реформ показывает, что при желании нет ничего невозможного. Корея начинала свои реформы в условиях на много более тяжелых, чем те, в которых сейчас находится Украина. Но для проведения реформ нужна политическая воля, и стремление добиться поставленной цели не взирая на сложности.


Правительство Украины не должно прикрывать свое бездействие войной на востоке страны. Корея до сих пор находится в ситуации незавершенной войны с КНДР . Но это не помешало провести эффективные экономические реформы и добиться разительных результатов в росте экономики и повышении жизненного уровня населения.

Корейский опыт вполне можно применить и в Украине. Задача выхода экономики Украины на быстрый и устойчивый экономический рост может быть решена за счет:

  • Снижения уровня налогов. Ставка налогов в Корее остается долгие годы на рекордно низком уровне в 10%, что привело к росту иностранных инвестиций.
  • Жесткого государственного контроля над вывозом капиталов из страны. Украинский бизнес при поддержке государства вкладывает капиталы в производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг. Превращение Украины в производственную площадку для Евросоюза.
  • Повышение качества образования и профессионального уровня инженеров и работников. Деньги, вложенные в НИОКР , образование и рост профессиональной квалификации, принесут стране намного больше выгоды, чем попытка реанимировать неэффективные и неконкурентоспособные предприятия, построенные еще в советский период.

Банк Кореи (Bank of Korea) – это центральный банк Корейской Республики, основанный в июне 1950 года. С 1962 года банк является специальным юридическим лицом, не имеющим капитала.

Банк Кореи через мониторинг трейдеров Masterforex-V

Кредиты в коммерческих банках Южной Кореи

В 2019 году уровень ставок по ипотечным кредитам в Южной Корее снизился до минимального уровня в 3%. Это явление связано со снижением долгосрочной процентной ставки, которая является базовой для ипотечного кредитования. Но ставки по займам до 5 млн вон (до 4 305 долларов) возросли на несколько процентных пунктов.

Снижение ставок по кредитам для самозанятых и малого бизнеса обусловлено помощью правительства. Такие займы выдаются в основном через Индустриальный банк Кореи. Правительство страны намерено выступить поручителем по кредитам для бизнеса на общую сумму в 550 млн долларов. Данная мера направлена на стимулирование предпринимателей к найму новых работников, повышению зарплат и сокращения операционных издержек

Ставки по депозитам тоже снижаются. Еще недавно средний показатель составлял 1,75%, к концу 2019 года вклады размещались в среднем под 1,55%.

Лучшие и крупнейшие банки Южной Кореи

Лучшими и самыми надежными банками Южной Кореи являются:

  • Woori Finance Holdings – холдинговая компания, специализирующаяся на банковских и финансовых услугах. Это крупнейший банк страны по объему активов. Финансовое учреждение существует с 2001 года, оно образовалось в результате слияния четырех коммерческих банков. Имеет более 1100 отделений. Сайт: www.woorifg.com/kor/main/index.do
  • KB Financial Group – корейская финансовая группа, включающая KB Kookmin Bank. Совместно с дочерними компаниями предоставляет коммерческие банковские услуги физлицам, малым и средним предприятиям. Клиентам доступны депозиты до востребования, срочные вклады, корпоративные займы, потребительские кредиты, кредитные карты, а также брокерские услуги по фьючерсным сделкам. Сайт: www.kbstar.com/
  • Shinhan Financial Group – первый банк в Корее, образованный в 1897 году как Хансонский банк. Обеспечивает корпоративную, розничную, инвестиционно-банковскую деятельность, занимается страхованием, оказывает брокерские услуги. Имеет 9 дочерних банков и более 1000 филиалов. Сайт: www.shinhan.com/

Рейтинг АА относится к инвестиционному классу и означает высокую способность в плане своевременного и полного выполнения долговых обязательств.

Рейтинг Аа2 означает низкую степень кредитного риска.

Сравнение ключевой ставки 1,35% Банка Южной Кореи с ЦБ других стран мира

Ключевые ставки ЦБ мира по валютам форекс
Страна Центральный банк Валюта и ее тикер Ключевая ставка ЦБ Дата вступления Финансовый регулятор
Австралия РБ Австралии австралийский доллар (AUD) 0.75% 01.10.2019 ASIC
Великобритания Банк Англии фунт стерлингов (GBP) 0.75% 02.08.2018 FCA
Гонконг Управление денежного обращения Гонконга гонконгский доллар (HKD) 2% ноябрь 2019 SFC
Евросоюз Европейский центральный банк евро (EUR) 0% 12.12.2019 MiFID (требования ЕС), ACPR и AMF (Франция), BaFin (Германия), Consob (Италия), CySEC (Кипр), MFSA (Мальта), AFM (Нидерланды), FSAEE (Эстония), CMVM (Португалия), FSMA (Бельгия), CNMV (Испания), FCMC (Латвия)
Канада Банк Канады канадский доллар (CAD) 1.75% 4.12.2019 IIROC
Китай Народный Банк Китая юань (CNY) 4.15% 20.11.2019 CSRC, FinCom
Новая Зеландия Резервный Банк Новой Зеландии новозеландский доллар (NZD) 2% 11.08.2016 FSCL
Сингапур Денежно-кредитное управление Сингапура сингапурский доллар (SGD) 1.63% ноябрь 2019 MAS
США Федеральная резервная система США доллар США (USD) 1.75% 11.12.2019 NFA, CFTC, SEC
Швейцария НБ Швейцарии швейцарский франк (CHF) -0.75% 15.01.2015 FINMA
Япония Банк Японии японская йена (JPY) -0.1% 03.08.2016 JFSA
Другие валюты форекса в Европе
Беларусь НБ Республики Беларусь белорусский рубль (BYN) 9% ноябрь 2019 АРФИН
Болгария Болгарский Народный банк болгарский лев (BGN) 0% 2.12.2019 FSC
Венгрия НБ Венгрии венгерский форинт (HUF) 0.9% 17.12.2019 HFSA Hungary
Дания Национальный банк Дании датская крона (DKK) 0.05% 19.01.2015 DFSA Denmark
Молдова Национальный банк Молдовы молдавский лей (MDL) 5.5% 11.12.2019 Лицензионная палата
Норвегия Норвежский банк норвежская крона (NOK) 1.5% 19.12.2019 NFSA
Польша Национальный банк Польши польский злотый (PLN) 1.5% 4.12.2019 PFSA / KNF
Россия Банк России российский рубль (RUB) 6% 07.02.2020 Банк России(до 2013г. ФСФР)
Румыния Национальный банк Румынии румынский лей (RON) 2.5% 07.02.2020 ASF
Украина Национальный банк Украины украинская гривна (UAH) 11.0% 30.01.2020 НКЦПФР
Хорватия Хорватский Народный банк хорватская куна (HRK) 2.5% октябрь 2019 HANFA
Чехия Национальный Банк Чехии чешская крона (CZK) 2% 18.12.2019 CNB
Швеция Банк Швеции шведская крона (SEK) 0% 19.12.2019 FI (FSA Sweden)
Валюты форекса в Азии
Азербайджан ЦБ Азербайджанской Республики азербайджанский манат (AZN) 7.5% декабрь 2019 МБА
Армения ЦБ Республики Армения армянский драм (AMD) 5.5% 10.12.2019 Минфин
Вьетнам ГБ Вьетнама вьетнамский донг (VND) 6% октябрь 2019 SSC
Грузия НБ Грузии грузинский лари (GEL) 9% 11.12.2019 НБ Грузии
Израиль Банк Израиля израильский шекель (ILS) 0.25% 10.12.2019 ISA
Индия Резервный банк Индии индийская рупия (INR) 5.15% 04.10.2019 SEBI
Казахстан Национальный банк Республики Казахстан казахстанский тенге (KZT) 9.25% декабрь 2019 AFSA
Корея Банк Кореи вон (KRW) 1.25% 29.11.2019 FSC
ОАЭ Центральный Банк ОАЭ дирхам ОАЭ 2% ноябрь 2019 Dubai​ FSA
Таиланд Bank of Thailand тайский бат (THB) 1.25% 18.12.2019 Bank of Thailand
Турция ЦБ Турции турецкая лира (TRY) 12% 12.12.2019 CMB
Узбекистан Центральный Банк Узбекистана сум (UZS) 16% декабрь 2019 ЦБ Республики Узбекистан

Из таблицы видно, что ключевая процентная ставка Банка Южной Кореи 1,25% такая же, как в Таиланде, выше, чем в Евросоюзе (0%), но ниже, чем в Гонконге и Новой Зеландии (2%).

Веб-сайт Банка Южной Кореи

Адрес Банка Южной Кореи

67, Sejong-daero, Jung-gu, Seoul, 04514, Rep. of KOREA

Состоянию финансовой системы Южной Кореи могут позавидовать многие страны. Объём долга к ВВП страны составляет всего 35%. Для сравнения: семь государств среди крупнейших стран задолжали более 100% от прибыли. Среди них: Япония – 211%, Греция – 176%, Италия – 136%. Чем меньше отношение долга к ВВП, тем лучше для страны. Государственный долг не всегда сигнализирует о проблемах в экономике, но говорит о восприимчивости к внешнему воздействию.

Финансовое благополучие ещё не счастье

Сегодня даже сложно представить, что страна относительно недавно находилась в плачевном положении. В 50-х годах прошлого столетия ВВП был ниже, чем у многих африканских стран. Коррупция была привычным делом, не хватало электричества, в бюджете не было денег. Но осуществлённые реформы не прошли даром, и сегодня корейское государство называют мировым экономическим лидером. На его опыт равняются другие страны. Финансы Южной Кореи позволяют вкладывать инвестиции в науку, развивать новые технологии и сферу бизнеса.

Финансовая обеспеченность позволяет стране развиваться и занимать ключевые позиции во многих областях. Но на счастье её жителей «экономическое чудо» повлияло незначительно. Республика занимает 58 место в мире по «индексу счастья», и за последние 10 лет её положение не сильно изменилось. Корейцы рассчитывают на большую свободу выбора и ощущение защищенности. Результаты опроса сильно зависят от оптимизма людей. Например, Корею умудрилась обогнать Мексика, где продолжается война наркобаронов и правительства.

Феномен «экономического чуда»

Республика смогла достичь выдающихся результатов, несмотря на небольшой запас природных ресурсов. По мнению учёного Джаспера Кима, из университета Ихва (Сеул), причина в опоре на образование, сильную власть и семейные корпорации. Всё вместе позитивно повлияло на развитие страны и позволило сделать существенный рывок в её развитии и благосостоянии.

Приоритеты развития

Финансовая политика Кореи предусматривала ставку на главный ресурс – людей. Все силы были брошены на образование корейцев, и это вскоре дало свои плоды. Появились высококвалифицированные специалисты, которые стали основой процветающей экономики. Возможность перейти на новую ступень развития связывают и с Президентом Пак Чон Хи, правившим в 60-х. При нем выполнялась программа индустриального развития, которая дала блестящий результат. Одновременно Пак Чон Хи известен как сторонник сильной власти. Он сумел заставить богачей инвестировать в промышленную сферу. По словам профессора Кима, сегодня подобное управление не было бы принято народом, но тогда позволило сделать сильный рывок.

Семейный бизнес

Ещё один важный фактор – структура «чеболь». Это формально независимые фирмы, которые объединены под крылом одной семьи и единым контролем. Самая известная – «Самсунг». В подобных корпорациях власть передаётся по наследству. Для Запада подобный подход кажется диким, но он обеспечивает стабильность. По замечанию учёного Кима, в таких семьях с детства готовят детей занимать важный пост.

Сегодня 39% ВВП создает промышленность, 2% – сельское хозяйство. И это несмотря на то, что южная часть всегда была аграрной. Сместить акцент удалось, благодаря подходу государства: производителям готовой продукции предоставляли субсидии, высокооплачиваемые заказы, низкие налоги. Преференции доставались успешным бизнесменам, что положительно отражалось на конкуренции. Это поспособствовало появлению группы промышленных корпораций – например, Samsung или LG.

Основные рычаги влияния на состояние финансов РК

Ответственность за финансовую политику Республики несет Министерство стратегии и финансов. Каждый месяц специалисты ведомства публикуют отчёт по национальной экономике («Зелёная книга»). Министерство контролирует Финансовую разведку, а также выполняет следующие задачи:

  • Определяет социально-экономические цели страны, направление политики (ежегодно).
  • Распределяет ресурсы.
  • Оценивает эффективность пополнения бюджета.
  • Разрабатывает планы и изменения в налоговой системе.
  • Координирует положение в области валютных операций и международных финансов.
  • Управляет деятельностью госучреждений.

Развитие финансового сектора зависит от государственного регулирования. Продумываются пятилетние планы, налоговые и кредитные механизмы, политика ценообразования. Причина весомости государственного влияния в том, что основная часть дохода страны находится у государства. Распределяют деньги через госбюджет.

В 90-х Республика Корея столкнулась с кризисом в экономической системе. Чтобы стабилизировать положение, в 1993 году государство стало внедрять 100-дневный план по переходу на новую экономику. В этот период продумали пятилетний план и официально объявили о следовании этому курсу. Его задача заключалась в создании баланса между платежами и экономической стабильностью с повышением потребительских цен на 3%. Такой подход позволил стабилизировать ситуацию. Пятилетнее планирование продолжает использоваться и сейчас.

Структура финансовой системы

Финансы Южной Кореи делятся на государственные и финансы предприятий. Государственное направление объединяет национальный и местный бюджет. Национальный делится на федеральный, специальные бюджеты и правительственные производственные фонды. Местная структура объединяет бюджет столицы, городов, провинций. Примерно 70% доходов в бюджет приносят налоги. При продумывании бюджета правительство опирается на рекомендации Международного валютного фонда. Деньги из госбюджета направляются на деятельность государства, из специальных бюджетов – на расходы по определенным отраслям, производственные финансы отправляются предприятиям (в госсобственности).

Бюджеты последних лет направлены на увеличение рабочих мест, повышение расходов и новые источники экономического роста. Самые значительные траты предусматриваются для социального обеспечения, рынка труда и здравоохранения. На военные расходы тратится более 10% от общего бюджета государства. На оборонный сектор выделяют около 34 млрд долларов.

Ключевые направления

Финансовая политика Кореи направлена на следующие приоритеты: поддержку экспорт-ориентированных сфер, привлечение зарубежного капитала, оживление рынка недвижимости, внедрение IT-технологий. Страна стремится ежегодно повышать ВВП до 4% в год, увеличить средний доход на человека до 40 тыс. долларов в год и достигнуть отметки 70% занятых среди активного населения.

Ещё один важный момент – поддержка экспорта, который за полсотни лет увеличился в 7 тысяч раз. Этому способствовали государственные дотации. В 2014 году доходы от внешней торговли достигли 714 миллиардов. Республика занимает 8 место в мире по экспорту товаров.

Главные достижения страны

Сегодня Республика Корея считается высокоразвитой страной. В 2016 году ВВП достигло 1432 млрд долларов, и благодаря этому государство заняло 11 место в мире. Уровень безработных граждан удалось снизить до 3,5%. По степени легкости ведения бизнеса тоже высокие показатели – пятое место среди остальных государств. В списке Глобального индекса инноваций – 14 место. В гонке за иностранными инвестициями корейское правительство так же преуспело и привлекает около 200 млрд долларов за год.

Читайте также: