Органы управления финансами кредитом налогами и сборами научная статья

Опубликовано: 07.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Коваленко В.С. Системы органов управления финансами в европейских странах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/08/12311 (дата обращения: 12.04.2021).

Управление финансами – деятельность государственных органов, направленная на разработку, контроль, проведение финансовой политики в стране. Финансовая политика – часть экономической политики, осуществляющая управление финансовыми ресурсами.

Управление финансами осуществляется с помощью специализированных органов, использующих специфический инструментарий в виде поощрений и санкций. Фактически органы управления можно классифицировать как:

а) органы общего управления финансами;

б) органы оперативного управления финансами.

Структура системы финансов в зависимости от объекта управления имеют следующую классификацию:

- управление финансами федеральных органов государства;

- управление финансами субъектов;

- управление финансами муниципальных образований;

- финансовый менеджмент (финансы хозяйствующих субъектов).

- Финансовое управление в качестве объектов выделяет:

- Государственные финансы (государственный и иные виды бюджета; внебюджетные социальные фонды, система государственного кредитования, операции на фондовом рынке);

- Страхование, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные фонды регионов, финансы предприятий[3].

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах осуществляется различными органами законодательной власти, регламентирующих стратегию осуществления финансовой политики. В Великобритании данная функция возложена на Парламент, который утверждает государственный бюджет, устанавливает размер налоговых ставок. Парламенты состоит из двух палат, занимающихся разработкой законодательной базы.

Управление финансами возложено на ряд органов, основным из которых является казначейство, оно же Министерство финансов, выполняющее следующие функции:

- разработка, формирование и реализация государственного бюджета;

- разработка налоговой политики;

- контроль над соблюдением финансового законодательства;

- эмиссия денежных средств;

- контроль денежного обращения;

- регулирование международных финансовых отношений;

- регулирование использования финансов государственными предприятиями.

Вопросы, связанные с регулированием таможенных и акцизных сборов, находятся в ведении управления таможенных пошлин и акцизов. Контроль над уровнем выполнения законодательства в области взимания прямого налога ведется управлением внутренних доходов. Выпуск и погашение займов, управление государственным долгом находится в руках Банка Англия.

Английский банк – особый институт, выполняющий роль центрального банка всего Королевства. В его ведении находится комиссия по денежной политике, которая непосредственно занимается регулированием кредитно-денежных отношений в стране. Руководит банком Совет Директоров, в состав которого входит управляющий, двое заместителей и 16 советчиков. Весь состав банка назначается королевским указом по утверждению Парламента.

Основные функции банка:

- Стабилизация курса валюты;

- Поддержание покупательной способности валюты;

- Стабилизация финансовой системы;

- Обеспечение безопасности финансовой системы;

- Поддержание эффективного функционирования финансового сектора;

- «Кредитор последней инстанции».

С 1866 года вплоть до настоящего времени контролем состояния финансов федеральных ведомств, разработкой рекомендаций по совершенствованию финансовой политики занимается управление государственного контроля. Глава данного контрольного органа назначается самим Правительством и не может быть снят с должности, за исключением особых случаев, когда обеими палатами Парламента было принято такое решение. Основные функции контрольного органа управления:

- удостоверение легальности осуществления деятельности в области финансовой политики правительственными ведомствами;

- анализ эффективности и целесообразности использования данными органами государственного бюджета[1].

Контроль деятельности рынка финансовых услуг находится в руках Financial Conduct Authority – неправительственного органа, появившегося в 2013 г, вследствие замены Financial Services Authority – управления по финансовому регулированию и надзору. Данный орган выполняет следующие функции:

- Регулирование работы компаний, задействованных в финансовом секторе;

- Контроль над применением минимальных стандартов;

- Маркетинг финансовых продуктов;

- Поддержание защиты потребителей;

- Обеспечение финансовой безопасности.

Важное значение в управление финансовыми ресурсами занимает банковская, страховая и пенсионная система Великобритании. В зависимости от характера своей деятельности банки Англии подразделяются на коммерческие и инвестиционные. Сектор страхования в Королевстве один из крупнейших и занимает лидирующие позиции после США и Японии. Огромная часть финансов Великобритании находится в руках пенсионных фондов, ведущих наибольшей массой активов.

Система управления финансами во Франции заложена в 1789 году, при принятии Декларации прав человека. Функция управления возложена на Национальное собрание. В качестве исполнительного органа власти выступает Парламент. Парламент имеет две палаты – нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые законы, а прежде – утверждение государственного бюджета, осуществляется двумя палатами парламента и подписывается главой государства. Парламент также утверждает отчеты об исполнении государственного бюджета, законы о налогах, устанавливают предельный размер (лимит) государственного долга.

Непосредственное управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета в ведение которого находится:

- разработка финансовой и налоговой политики государства;

- осуществление политики в области государственных расходов;

- контроль за соблюдением финансовых законов;

- составление проекта государственного бюджета и организация его выполнения.

Министерство финансов, в свою очередь, делится на множество ведомств. Одно из наиважнейших ведомств это управление внутренних доходов, которое выдает инструктивный материал в области прямых налогов и организует их поступления, осуществляет управление пошлинами и акцизами, готовит инструктивный материал по косвенным налогам и организует их поступления в бюджет.

Ведомство внутреннего займа и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных займов, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

Центральный Банк Франции – это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка, в полномочия которой входит эмиссия денежных средств, кредитование других банков и государства, поддержания курса валюты.

Контроль над исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная Палата, которая является органом, состоящим из неизменяемых магистров. Функции:

- толкование финансовых нормативных актов;

- контроль над законностью и эффективностью операций, проведенных правительственными ведомствами;

- предоставление помощи Парламенту и его палатам;

- контроль над выполнением отдельных платежных операций;

- установление правил ведения финансовых операций и отчетности в муниципальных учреждениях[2].

В Германии важную роль в систему управления финансами играет Министерство финансов. Большая часть его полномочий традиционна для аналогичных органов в других странах. Оно управляет налоговой, валютной и таможенной политикой в государстве, составляет, представляет в Федеральное правительство проект федерального бюджета и следит за его исполнением.

Органов законодательной власти является Бундестаг. Бундестаг – это однопалатный орган народного представительства Германии. Важнейшие функции Бундестага:

- утверждение федерального бюджета страны;

- выборы федерального канцлера и контроль над деятельностью правительства[5].

На заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке законов. На комитеты возложена основная работа по парламентскому контролю над деятельностью правительства. Это относится ко всем комитетам, начиная от комитета по внешней политике и кончая комитетом по бюджету.

В обязанности Федерального ведомства по финансам входит налоговый контроль субъектов федерации. Также стоит отметить, что именно этот орган управления финансами несет ответственность за налогообложение иностранных капиталовложений в экономику Германии.

Следующим органом финансового управления избирательной власти является федеральное управление государственным долгом. В компетенции данного органа власти находится деятельность по контролю за финансированием бюджетного дефицита, а также осуществление операций по выдаче и погашению государственных займов.

BaFin (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht) – это Федеральное управление финансового надзора Германии, являющееся основным органом надзора за финансовыми услугами, предоставляемыми на рынке страны.

Основными задачами работы BaFin является формирование надежного функционирования организаций, предоставляющих финансовые услуги.

- обеспечение стабильной, целостной и надежной работы немецкой финансовой системы;

- лицензирование финансовой деятельности;

- контроль над банками и другими финансовыми организациями, предполагающий надзор платежеспособности;

- сохранение доверительности инвесторов к финансовым рынкам;

- предотвращение ведения запрещенного финансового бизнеса;

- наблюдение за финансовой отчетностью компаний;

- защита прав потребителей и инвесторов;

- предотвращение отмывания денег, финансирования терроризма[4].

Немецкий федеральный банк – центральный банк Германии. В соответствии с Законом ФРГ о банковской деятельности и другими специальными законами на Бундесбанк возложены функции по регулированию денежного обращения и кредита. Он устанавливает процентные и дисконтные ставки; разрабатывает политику операций на кредитном и открытом рынках; устанавливает резервные требования к кредитным институтам; оказывает услуги в качестве финансового агента федерального правительства и правительств земель.

Таким образом, система органов управления приведенных европейских государств имеет схожую структуру. Это Парламент, Министерства, бюро и ведомства, системы банков, а также счетные палаты, занимающиеся осуществлением контроля по исполнению финансовых операций.

Библиографический список

  1. Дробозина Л.А. Финансы. Учебное пособие для вузов // URL.: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_137.html .
  2. Жмайло А.Ф. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. Учебное пособие для студентов СПО экономических специальностей, 2009 // URL.: http://finance-credit.news/finansy-kredit/242organyi-upravleniya-finansami-zadachi-67654.html
  3. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Структурированный учебник // URL.: http://economy-ru.com/munitsipalnyie-finansyi-knigi/upravlenie-finansami-veduschih-zarubejnyih.html/
  4. Шегурова В. П., Желтова М. Ф. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 209-212.
  5. Globfin / Мировая экономика, финансы, инвестиции // URL.: http://www.globfin.ru/articles/finance/gosfin.htm

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Функции финансовых органов

Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

  • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
  • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
  • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
  • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
  • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
  • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
  • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

Налоговые полномочия финансовых органов

Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

  • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
  • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
  • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
  • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
  • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
  • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
  • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
  • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

Письменные разъяснения финансовых органов

Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

  • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
  • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
  • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

Содержание

  1. Управление финансами предприятия
  2. Этапы управления финансами

Финансы – главный элемент в построении и развитии бизнеса, имеющий свои источники поступления и определенное назначение.

Чтобы денежные потоки грамотно распределялись и приносили бизнесу процветание, необходимо грамотное управление финансами, которое призвано обеспечивать полный контроль, регулирование и учет денежных средств на законодательном уровне, в соответствии с правилами, нормативно-правовыми и учредительными документами. Процесс управления имеющимися финансами затрагивает интересы собственника организации, государства и общественности.

От правильного распоряжения финансами зависит не только эффективность деятельности, но и рентабельность и ликвидность компании. Чтобы понять, что представляет собой управление финансами, следует ознакомиться с объектами и субъектами, принципами и этапами управления.

Управление финансами предприятия

Основополагающей функцией управления финансами является контроль и регулирование денежных отношений внутри организации, со страховыми и кредитными учреждениями, бюджетными и внебюджетными фондами.

Управление представляет собой процесс деятельности, нацеленный на развитие финансовой системы предприятия и достижение экономической стабильности.

В управлении финансами взаимодействуют субъекты и объекты управления.

Субъекты – это органы управления финансами, которые контролируют формирование, накопление и использование денежных средств на законодательном и нормативно-правовом уровне.

  1. Законодательные органы, занимающиеся созданием законов о финансовой деятельности, установлением бюджета и лимита на размер государственного долга; созданием или, наоборот, отменой определенных видов налогов;
  2. Исполнительные органы контролируют и регулируют соблюдение законодательства предприятиями. К ним относится Министерство финансов и его структурные подразделения, Государственная налоговая служба;
  3. Финансовые службы предприятия, управляющие собственными экономическими ресурсами. Управляющим субъектом являются руководитель, собственник, финансовый директор и главный бухгалтер. В больших компаниях эта компетенция отводится специальным структурам, где финансовыми потоками управляют отдельные специалисты;
  4. Страховые службы, регулирующие целевое использование средств из страхового резерва.

Комплекс всех управляющих органов именуется финансовым аппаратом.

Объекты – это различные формы денежных отношений, сопряженные с формированием, накоплением и использованием их субъектами управления.

  • Государственные финансы;
  • Внебюджетный фонд;
  • Финансы предприятий;
  • Страховые фонды.

Государственные финансы представляют собой денежные средства, предназначенные для политической сферы деятельности. Государственный бюджет распределяется строго в рамках стратегического плана экономики страны.

Внебюджетный фонд – это средства, накопленные региональной и федеральной властью. Распределяется в строго целевом назначении, в сферах, не обозначенных в государственном бюджете. Внебюджетным фондом управляют самостоятельные организации, занимающиеся решением вопросов по своему усмотрению: социальные нужды населения, отраслевые производства и т.д.

Финансы предприятий – это собственные денежные средства компаний. Формирование, накопление и назначение средств регулируется руководителем, финансовым директором и бухгалтером.

Страховые фонды – это взаимоотношения между компанией и страховыми организациями по поводу возмещения материального ущерба. Целевое использование страховых средств регулируется страховыми организациями.

Субъектами должны соблюдаться следующие принципы в управлении финансами:

  1. Принцип законности гласит о строгом соблюдении управляющих органов с законом, правилами и нормативно-правовыми документами.
  2. Принцип независимости означает владение независимостью органов управления в материальном, функциональном, организационном плане от иных физических и юридических лиц. Принцип должен быть прописан в регулирующем деятельность органов законодательстве.
  3. Принцип гласности состоит в разглашении информации населению и государству о текущем экономическом положении и применении экономических ресурсов.
  4. Принцип объективности объясняется точным и исчерпывающим информированием о текущем экономическом положении и применении денежных ресурсов, и их соответствии с законодательством, правилами и постановлениями управляющих организаций.
  5. Принцип ответственности должен соблюдаться всеми управляющими органами, который гласит о материальной ответственности за формирование и применение экономических ресурсов, и контроль над ними.
  6. Принцип плановости означает системный мониторинг результатов деятельности организации и возможных перспектив последующего финансирования.
  7. Принцип непрерывности состоит в непрерывном мониторинге результатов управления денежными потоками и контроле над выполнением задач в установленные сроки.
  8. Принцип эффективности операций по управлению финансами выражается в оперативности раскрытия отклонений от установленных нормативов и своевременное решение проблемы, и возмещение понесенных убытков.
  9. Принцип сбалансированности означает равное соотношение запланированных расходов к ожидаемым доходам из всех привлеченных источников.
  10. Принцип системности гласит о вовлечении в контроль над финансами всех участников и организаций системы управления.

Этапы управления финансами

Регулирование и контроль денежных потоков – необходимые инструменты для повышения эффективности и работоспособности организации.

Управление финансами происходит поэтапно. Каждый этап является обязательным и требует исполнения.

Этапы работы управляющих органов:

  1. Финансовый анализ деятельности предприятия;
  2. Финансовое прогнозирование доходов и расходов предприятия;
  3. Планирование экономических ресурсов и финансовой деятельности предприятия;
  4. Оперативное регулирование движения финансов;
  5. Контролирование финансового состояния предприятия;
  6. Учет экономических ресурсов предприятия.

Финансовый анализ деятельности предприятия – это изучение экономического положения компании на основе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

С помощью финансового анализа определяется оценка, экономические показатели и коэффициенты деятельности предприятия. Анализ требуется руководителю компании, банкам и инвесторам для понимания экономического состояния компании.

Финансовое прогнозирование доходов и расходов предприятия показывает перспективу результатов деятельности предприятия, определяет источники получения доходов и величину денежных расходов на прогнозируемый период времени.

Прогнозирование влечет за собой следующий этап управления – планирование.

Планирование экономических ресурсов и финансовой деятельности предприятия строится на составлении планов характеристик и объемов денежных потоков, и их источников получения.

На этом этапе составляются и утверждаются бизнес-планы, маркетинговые планы, планы по заработной плате, планы затрат и себестоимости и другие. Планирование ведется с целью оптимизации расходов и определения экономических результатов.

Оперативное регулирование движения финансов состоит в моментальном реагировании на отклонения от заданных параметров и принятии оперативного решения по исправлению ситуации.

Контролирование финансового состояния предприятия призвано передавать информацию управляющим органам о соблюдении законодательных, нормативно-правовых актов, и правил использования денежных средств. Один из методов контроля – аудит.

Учет экономических ресурсов предприятия показывает финансовое состояние предприятия на текущий момент: фактическое наличие денежных средств и резервов.

Для сокращения работ по регулированию финансами предприятия рекомендуется внедрение автоматизации.

Автоматизированная система управления (АСУ) – это комплекс экономических, административных и математических способов вычислительной техники, с помощью которой можно управлять денежными потоками.

АСУ состоит из взаимосвязанных подсистем:

  • организационно-экономическая;
  • информационная;
  • программная;
  • техническая;
  • организационно-правовая;
  • технологическая;
  • кадровая подсистема.

АСУ может проверять отчетности, имеет функцию финансово-кредитного регулирования, характеризует экономическое состояние и движение денежных средств.

* СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288.

Основными задачами Минфина России являются:

совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

Схема 29 Организация управления в области финансов, кредитного деля, налогов и сборов

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом страны;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке России и кредитных организациях), а также аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

В Положении подробно изложены функции Минфина, направленные на реализацию указанных задач.

Исключительная роль Министерства финансов страны вполне закономерна в условиях рыночной экономики. При этом важнейшая его функция — организация работы по составлению федерального бюджета, представляющего собой главный документ государства. При подготовке проектов федерального бюджета Министерство финансов должно учитывать положения Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 — 2001 годах, утвержденной постановлением Правительства от 30 июля 1998 г.*

* СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3905.

Рыночная экономика немыслима без существования такого ее сектора, как рынок ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»* главное внимание уделяет трем направлениям: эмиссии ценных бумаг, профессиональным участникам рынка, фондовому рынку и его регулированию. Закон дает возможность не только регулировать выпуск, но и отсекать от рынка ценные бумаги, выпускавшиеся по типу МММ. Все выпускаемые ценные бумаги должны отвечать определенным требованиям. Прежде всего необходимо зарегистрировать эмиссию. Следует раскрыть информацию о выпуске, показав в ней, в частности, данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента, бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец отчетного квартала.

В этой сфере важнейшее значение имеет также Федеральный закон от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»*. Его цели: обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставление иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников на рынке ценных бумаг.

* СЗ РФ. 1999. №10. Ст. 1163.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Она имеет территориальные органы. Согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента от 1 июля 1996 г.*, Комиссия:

* СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3357; 1999. № 28. Ст. 3472.

осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам его регулирования;

утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов;

разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

устанавливает: обязательные требования к операциям ценными бумагами; единые требования к порядку ведения реестра именных ценных бумаг; порядок лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства и нормативных актов о ценных бумагах, а также выполняет другие функции, указанные в Положении о ней.

Деятельность Комиссии, направленная на реализацию Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, должна исключить в дальнейшем случаи обмана, массового нарушения прав вкладчиков со стороны самозванных банков и других организаций, не получивших соответствующих лицензий.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — единственный в стране орган государственного денежно-кредитного и валютного регулирования.

* СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593; 1996. № 26. Ст. 3032; 1997. № 18. Ст. 2099; 1998. № 10. Ст. 1147; № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3472.

Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

является для кредитных организаций кредитором последней инстанции; организует систему их реформирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

от своего имени осуществляет эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства все виды банковских операций для выполнения основных задач Банка России;

осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление;

в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Таким образом, Банк России является, во-первых, органом государственного управления в пределах предоставленной ему компетенции и, во-вторых, одним из видов коммерческих банков.

Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России, назначаемый Государственной Думой, и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе.

Банк России по вопросам своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

В своей деятельности он руководствуется также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»*.

* СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1999. № 28. Ст. 3459, 3469, 3470

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), согласно постановлению Правительства от 3 сентября 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущим ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивающим государственное регулирование, межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. МНС является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с его осуществлением.

* СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4492.

МНС России имеет свои территориальные органы управления по налогам и сборам по субъектам Федерации, межрегиональные инспекции по налогам и сборам, инспекции по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции по налогам и сборам межрайонного уровня. Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.*

В компетенцию Министерства попадает всё, что облагается налогом, и все, кто обязан их платить. Налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и пени, выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Начиная с 1993 г. в нашей стране в соответствии с мировой практикой объектом налогообложения стал совокупный годовой доход и на граждан возложена обязанность заполнения налоговой декларации. Но данная обязанность относится не ко всем. Если человек постоянно работает на предприятии или в учреждении и не имеет других источников дохода, эту заботу берет на себя бухгалтерия. Декларацию обязаны заполнять прежде всего те, кто наряду с постоянным местом работы имеет еще и дополнительный заработок, и его доходы превышают определенную установленную законом сумму, а также те, кто не имеет постоянного места работы. Сокрытие доходов карается очень сурово: с виновного взыскивается налог, сумма, скрытая от налога, и, кроме того, штраф в размере той же суммы. Если нарушение было неоднократным, то штраф может достигать двух сумм, а если суд установит, что речь идет об умышленном правонарушении, — то и пяти скрытых сумм.

1 января 2000 г. вступил в силу Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»*. С этого дня должностные лица налоговых органов осуществляют контроль за соответствием крупных расходов граждан их доходам. Проверяется, уплачены ли налоги с доходов, на которые приобретена недвижимость, транспорт, акции, ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты, культурные ценности и золото в слитках. Налоговый контроль производится путем получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию указанного имущества, регистрацию сделок с ним, а также регистрацию прав на это имущество. Законом установлены порядок проведения проверок, обязанности соответствующих организаций и лиц, случаи и сроки представления гражданами специальных деклараций о своих доходах и расходах, что позволяет государству эффективно бороться с неуплатой налогов.

* СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3487.

Постановлением Правительства от 10 марта 1999 г.* на МНС России и его территориальные органы возложено ведение единого государственного реестра налогоплательщиков. Этот документ представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков. Информация о налогоплательщиках позволит обеспечивать полноту поступлений налогов от них в соответствующие бюджеты, в сотни раз ускорится обработка информации, отпадет необходимость заполнения налоговых деклараций.

* СЗ РФ. 1999. № 11. Cт.1307.

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России), согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента от 25сентября 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, защиты ее экономических интересов и непосредственно реализующим основные направления деятельности федеральных органов налоговой полиции.

* СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4590.

Основными задачами ФСНП России являются:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

государственная защита должностных лиц налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и их близких;

выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции.

ФСНП России и ее территориальные органы по субъектам Федерации, межрегиональные органы налоговой полиции, органы налоговой полиции районов в городах, районов, а также межрайонные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим и Директору Службы. Служба подчиняется непосредственно Президенту страны.

Для выполнения своих задач ФСНП России наделена широкими полномочиями: разрабатывает и представляет проекты законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность налоговой полиции; создает общереспубликанские справочно-информационные фонды; осуществляет формирование и ведение федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства РФ, который содержит сведения о фактах уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах.

Получив в 1996 г. право самостоятельно расследовать уголовные дела, налоговая полиция стала работать гораздо эффективнее по обеспечению собираемости налогов и приносить государству солидную прибыль*. ФСНП численностью более 38 тыс., укомплектованная большей частью кадровыми офицерами госбезопасности, имеет пока репутацию одной из наименее коррумпированных правоохранительных организаций. Она активно борется с преступлениями экономической направленности.

* Известия. 1999. 21 апр.

В России резко возросло число мнимых банкротов, просто подставных фирм-однодневок, утаивающих огромные суммы на счетах посредников. Поэтому постановлением Правительства от 6 января 1998 г. создан Федеральный долговой центр при Правительстве*. Он имеет территориальные отделения (филиалы, представительства). С их помощью постепенно будет погашаться задолженность организаций по налогам путем продажи арестованного налоговой полицией имущества.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее понятие финансов

Финансы являются неотъемлемой частью каждодневной жизни человека. Они представляют собой индикатор работы реального сектора экономики, показывают объемы выпуска и потребления, определяют уровень жизни населения и так далее. Благодаря финансам можно сформировать понимание текущей экономической ситуации на предприятии, в стране или в целом в мире.

Финансы описывают ту часть денежного обращения, которая касается накопления денежных фондов. Последние могут быть частыми – резервный капитал предприятий, личные вклады домашних хозяйств, либо государственными – бюджет. Финансы воздействуют на процесс воспроизводства, распределение национального продукта. С их помощью можно отследить степень влияния государства на рыночные отношения, увидеть общие тенденции экономического развития и роста внутри государства или отдельного хозяйствующего субъекта. Финансы позволяют субъектам вступать в хозяйственные отношения друг с другом и соблюдать собственные интересы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Органы управления финансами 450 руб.
  • Реферат Органы управления финансами 240 руб.
  • Контрольная работа Органы управления финансами 190 руб.

Принципами финансового обращения можно назвать:

  1. Создание единого правого поля для всех субъектов отношений.
  2. Унификация процессов обмена информацией и документами.
  3. Единство фискальной политики и кредитно-денежных отношений.
  4. Направленное применение денежных средств.
  5. Диверсификация источников доходов и инвестиций.
  6. Обеспечение баланса рынка.

Функционально финансы обеспечивают движение денежных средств через взаиморасчеты. Кроме того, они позволяют равномерно распределять общий национальный доход. С их помощью государство регулировать экономические процессы и явления в обществе, например, посредством увеличения или уменьшения субсидий, расширения или сокращения государственных закупок, изменений в фискальной политике. Информация по финансам позволяет понять текущее состояние экономики, тенденции в ней, риски, определить направления развития и роста. Финансы позволяют воздействовать не только на сферу денежного обращения, с их помощью можно вносить коррективы в политическую, экономическую и социальную области жизни общества.

Органы управления финансами на государственном уровне

Управление финансами является одной из важнейших задач государственной власти. От финансового благополучия национальной экономики во много зависит ее стабильность, возможности роста и развития. Важно понимать, что финансы проникают во все сферы жизни общества. Любые изменения моментально сказываются на субъектах, находящихся в связанных взаимоотношениях. В современном мире под влиянием глобализации и всеобщей интеграции стран в единое экономическое пространство финансовая стабильность является залогом устойчивости к кризисным тенденциям. Показателен пример финансового кризиса 2008 года, разразившийся из-за дисбаланса в кредитно-денежной системе США. В итоге это привело к структурным сдвигам не только в финансовой, но и в экономической жизни большинства стран мира.

Система финансовых отношений в России представляет собой совокупность отношений, складывающихся относительно управления, распределения и целевого использования денежных средств государства. Регулирование финансовых отношений предполагает следование основным целям и задачам финансовой политики в рамках соответствующего законодательства страны.

Субъектами управления выступают органы власти, которые различаются в зависимости от объектов управления. Например, может осуществляться регулирование финансового обращения на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. А так же, управление финансовыми средствами частого сектора, представленного предприятиями, различными организациями и некоммерческими фондами. Среди субъектов государственного управления выделяют:

  • Органы, отвечающие за законотворческую деятельность.
  • Органы, осуществляющие исполнение предписаний закона, и принятых в рамках финансовой политики решений.
  • Аппарат контроля над деятельностью финансовых и коммерческих организаций частого сектора.

На общегосударственном уровне управление финансовым обращением в России осуществляется Президентом, который является ответственным лицом за принятие решений по осуществлению внешней и внутренней политики страны. Так же в его обязанности входит формирование бюджетного послания и определение ведущих принципов финансовой политики будущего периода. Государственная Дума принимает законы, утверждает бюджет на будущий год, а также осуществляет контроль над исполнением. Правительство занимается более детальной проработкой федерального бюджета, а также государственным и внебюджетным фондом. Министерство финансов является исполнительным органом государственного управления. То есть, оно отвечает за непосредственную реализацию финансовой политики страны.

Частью финансовой системы являются налоговая и таможенная подсистема, руководство в которых осуществляется Федеральной налоговой и Федеральной таможенной службами.

Влияние органов управления на финансовое обращение

На региональном и муниципальном уровне существуют соответствующие организации, осуществляющие распределение финансов и контроль над их расходованием. Они отчитываются перед вышестоящими структурами. Так же в их сферу деятельности входит составление бюджета на будущие периоды, его согласование с центральными органами власти.

Можно сказать, что органы управления в финансовой сфере во многом определяют развитие рыночных отношений. Их влияние можно определить следующими положениями:

  1. Определение и следование приоритетным направлениям деятельности в государстве.
  2. Финансовое стимулирование позволяет активизировать работу региональных рынков.
  3. Формирование правил внутреннего ведения хозяйственной деятельности.
  4. Создание условий для эффективного функционирования социальных услуг (образования, медицины и другого).
  5. Поддержание курса национальной валюты.
  6. Осуществление управления государственным бюджетом.
  7. Обеспечение функционирования стратегических отраслей народного хозяйства.
  8. Создание условий безопасности в сфере экономической деятельности, соблюдение законности.

Благодаря управлению финансами со стороны государства, прежде всего, обеспечивается адекватное распределение средств между субъектами хозяйствования, решаются вопросы социального, экономического и политического характера, поддерживаются те области деятельности, которые не являются коммерчески выгодными.

Читайте также: