Распределении и контроле налогов между всеми участниками финансовых отношений

Опубликовано: 29.04.2024

1.1. Финансы как экономическая категория

В обыденной жизни понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» – это не тождественные понятия. «Денежные отношения» – более широкое понятие, тогда как финансы – лишь часть денежных отношений.

Как известно, деньги – это всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. Поэтому возникновение денег связано с появлением товарного производства. В условиях товарного производства деньги выполняют множество функций. Они выражают стоимость товара, служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут также использоваться в расчетах между странами.

Денежное выражение стоимости товара есть его цена. В свою очередь, в категории «цена» представлены определенные взаимоотношения между продавцом и покупателем, когда при обмене товара на деньги некоторое количество денег возвращается к собственнику товара.

Деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг. Собственник денежных средств может передавать их другим лицам на условиях платности и возврата по истечении определенного времени. В таком случае возникают кредитные отношения.

Работник, нанимаясь и трудясь на предприятии, получает заработную плату. В таком случае между работником и работодателем также возникают денежные отношения.

Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь деньги – получаешь товар; если выполняешь определенную работу – получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит – платишь процент и т. п. Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения.

Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяйственной жизни, как государство. Государству для выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались в основном за счет перераспределения созданного продукта, через налоги. Само наличие государства обязывало граждан и хозяйствующих субъектов отдавать часть своих доходов на общие нужды. Так возникли денежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать эквивалентными.

Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для каждого налогоплательщика, будь то хозяйствующий субъект или гражданин, установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько получил взамен от государства в виде общественных благ, было невозможно. В таком случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера.

В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. Эти фонды государство использовало на финансирование армии, содержание госаппарата, осуществление экономической и социальной политики. По мере того, как возрастала роль государства, расширялись прежде всего его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. Сегодня в бюджетах большинства развитых стран сосредоточено до половины всего национального ВВП.

В результате перераспределения формировались не только централизованные фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.

Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название финансов.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

Такой подход отражен и в самом термине «финансы» (finances – денежные средства). Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В русский язык этот термин перешел в XVIII в. и в течение долгого времени употреблялся как синоним понятию «казна». Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов»[1].

В изданном в начале XIX в. Академией наук толковом словаре отмечалось: «Финансы, фр. Государственная казна, собираемая с подданых для содержания Государства и всех частей оного, как-то: Государева дома, армии, флота, государственных министерств и других статских чинов и пр. пр.»[2]

После опубликования в 1889 г. профессором Санкт-Петербургского университета В.А. Лебедевым работы «Финансовое право» под финансами стали понимать не только государственные доходы, но и все материальные и личные средства, которыми располагает государственная власть[3].

Более широкая трактовка финансам была дана в работах С.Ю. Витте. В Конспекте лекций о Народном и Государственном хозяйстве он определяет финансы не только как доходы государства, но и его расходы, включая государственный долг[4].

В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.

При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы – это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане.

Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что финансы как экономическая категория – это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:

1) это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта;

2) их наличие обусловлено существованием государства как органа управления;

3) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

4) основой их существования и формирования является сфера материального производства;

5) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

1.2. Функции финансов

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.

Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т. п.);

• дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

• неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия – дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

4) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства. Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

Активно использовать финансы в качестве средства регулирования экономики правительства развитых стран начали со времени Великой депрессии 1929–1933 гг. Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственных финансов в XX столетии является английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т. п.).

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы – это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной власти, то речь идет прежде всего о проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями.

Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными ведомствами. В большинстве развитых стран существуют также общественные формы контроля за целевым использованием бюджетных средств.

1.3. Финансовая политика государства и финансовый механизм

Все перечисленные выше функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме.

Финансовая политика – это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе, как это происходило в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.

Финансовая политика государства включает следующие элементы:

• политика внешних и внутренних заимствований;

• политика в области международных финансов. Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемости бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:

• совокупность организационных форм финансовых отношений;

• порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

• методы финансового планирования;

• формы управления финансами и финансовой системой;

Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются понятия «финансовые отношения» и «денежные отношения»?

2. Дайте определение финансов как экономической категории.

3. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?

4. Что такое финансовая политика государства и каковы ее главные задачи?

5. Что включает в себя понятие «финансовый механизм»?

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

  1. денежные и товарные отношения
  2. совокупность экономических отношений
  3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
  4. денежные доходы предприятий и государства
  5. общественные фонды потребления
  6. бюджет государства

Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

  1. стимулирующая
  2. распределительная
  3. воспроизводственная
  4. контрольная
  5. воспитательная
  6. кредитная

Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

  1. золото
  2. золото и серебро
  3. бумажные деньги
  4. акции, облигации
  5. всеобщий эквивалент
  6. кредитные деньги

Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

  1. концентрированное выражение экономики
  2. бюджетная политика
  3. налоговая политика
  4. социальная финансовая политика
  5. таможенная политика
  6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

  1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
  2. совокупность различных финансовых отношений
  3. совокупность учреждений и рынков
  4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
  5. форма организации банков и страховых контор
  6. центральный банк и министерство финансов

Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

  1. регулирование финансового рынка
  2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
  3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
  4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
  5. механизм регулирования доходов работающего населения
  6. контроль за перемещением денег в другие страны

Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

  1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
  2. денежные средства олигархов
  3. денежные средства государства
  4. денежные средства субъектов федерации
  5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
  6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

  1. Центральный банк РФ
  2. Министерство РФ по налогам и сборам
  3. Министерство государственного имущества
  4. Счетная палата РФ
  5. Государственная Дума и Совет Федерации
  6. Федеральное казначейство

Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

  1. основной финансовый план страны
  2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
  3. система сбора налогов с предприятий и населения
  4. роспись доходов и расходов прошлого года
  5. система распределения расходов будущего года
  6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

  1. единство бюджетной системы РФ
  2. сбалансированность бюджета
  3. самостоятельность бюджетов
  4. разграничение доходов и расходов по уровням
  5. теневой характер доходов бюджета
  6. непрозрачность расходов бюджета

Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

  1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
  2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
  3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
  4. бюджет субъекта РФ
  5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
  6. Федеральный бюджет РФ

Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

  1. налоги на предприятия и организации
  2. налоги на физические лица
  3. неналоговые доходы бюджета
  4. акцизные налоги
  5. внешнеторговые пошлины
  6. подоходный налог с пенсионеров

Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

  1. состав доходов бюджета
  2. состав расходов бюджета
  3. кредиты Центрального банка
  4. займы у иностранных правительств
  5. группировка доходов и расходов бюджета
  6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

  1. расходы на национальную оборону
  2. расходы на содержание государственного аппарата
  3. расходы на решение социальных задач
  4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
  5. расходы на содержание промышленных предприятий
  6. обслуживание внешнего государственного долга

Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

  1. превышение доходов над расходами
  2. разница между доходами и инвестициями
  3. превышение расходов над доходами
  4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
  5. разница между ВВП и национальным доходом
  6. разница между доходами и внешним долгом государства

Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

  1. расходы на образование и здравоохранение
  2. расходы на физическую культуру и спорт
  3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
  4. расходы на содержание областной администрации
  5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
  6. трансферты населению

Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

  1. Парламентом (Госдумой) страны
  2. Председателем правительства
  3. Счетной палатой
  4. Министерством финансов
  5. Советом безопасности
  6. Съездом партии «Единая Россия»

Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

  1. превышение расходов над доходами
  2. равенство доходов и расходов
  3. превышение доходов над расходами
  4. сумма ВВП и национального дохода
  5. сумма заработной платы и прибыли
  6. разница между ВВП и госбюджетом страны

Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

  1. безвозмездно и безвозвратно
  2. на условиях возвратности
  3. на условиях кредитования
  4. убыточным организациям и предприятиям
  5. людям с низкими доходами
  6. территориям с низкой налоговой базой

Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Федеральный дорожный фонд
  4. Фонд экологии
  5. Фонд помощи сельскому хозяйству
  6. Фонд Горбачева М.С.

Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

  1. лизинговые компании
  2. факторинговые компании
  3. ломбарды
  4. кредитные потребительские кооперативы граждан
  5. жилищные кооперативы
  6. все взятое вместе

Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

  1. защита имущественных интересов юридических лиц
  2. защита имущественных интересов физических лиц
  3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
  4. защита интересов пенсионеров
  5. защита интересов безработных
  6. защита интересов граждан с низкими доходами

Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

  1. акции
  2. облигации
  3. векселя
  4. чеки
  5. банкноты
  6. фьючерсы

Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

  1. НДС
  2. акцизы
  3. налог на прибыль организации
  4. эмиссия денег
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. налог на недвижимость

Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

  1. на 1 год
  2. на 3 года
  3. на 6 месяцев
  4. на 5 лет
  5. на 10 лет
  6. пожизненно

Финансы

Учебное пособие

Финансы - это историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Термин «финансы» (фр. finance, от лат. financia) возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Специалисты не пришли к единому мнению по определению термина «финансы». Мы придерживаемся определения В.М. Родионовой, согласно которому, финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач .

• денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов;

• субъекты обладают разными правами (государство обладает особыми полномочиями);

• в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет;

• регулярное поступление средств в бюджет обеспечивается налогами, сборами и другими платежами обязательно-принудительного характера с помощью фискального аппарата (управление государственным бюджетом, правительственными расходами и налогообложением).

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают отношения финансовые. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей.

Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансы - это, прежде всего, денежные отношения, а финансовые ресурсы - часть денежных средств, они функционируют только в денежной форме.

Под финансовыми ресурсами принято понимать денежные доходы, поступления и накопления экономических субъектов, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся на потребление и дальнейшее накопление.

Финансовые ресурсы предприятия (или его активы), сопоставленные с их источниками - обязательствами и собственным капиталом - характеризуют его финансовое положение, которое всегда можно оценить по балансу.

Финансовое положение предприятия в первую очередь определяется его обеспеченностью денежными ресурсами, необходимыми для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.

Таким образом, финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов производится за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Несмотря на то, что финансовые ресурсы имеют денежную основу, они не составляют всю сумму денежных средств. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме, функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Чтобы выделить финансовые ресурсы из ряда экономических категорий необходимо рассмотреть их признаки:

• финансовые ресурсы не могут существовать вне отношений собственности. Это часть денежных средств, находящаяся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления;

• денежные средства являются финансовыми ресурсами, если опосредуют процесс производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного управления.

Рассмотрим финансовые ресурсы с позиций источников образования, видов, направлений использования для различных субъектов хозяйствования (табл. 1.1).

Классификация и область использования финансовых ресурсов

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Функции финансовых органов

Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

  • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
  • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
  • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
  • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
  • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
  • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
  • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

Налоговые полномочия финансовых органов

Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

  • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
  • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
  • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
  • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
  • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
  • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
  • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
  • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

Письменные разъяснения финансовых органов

Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

  • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
  • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
  • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

Критерии контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в 2020 году

Глава 14.4 раздела V.I НК РФ определяет критерии контролируемых сделок. В вопросах трансфертного ценообразования, кроме того, необходимо знать и про международное регулирование, основанное на документах ОЭСР.

Основная цель внутреннего и международного регулирования контролируемых сделок — добиться прозрачности совершения операций, не дать вывести средства из-под налогообложения как в результате перемещения за пределы страны, так и вследствие спланированного занижения налогов через операции с аффилированными лицами. Базовый критерий для признания сделки контролируемой — взаимозависимость сторон операции, возможность влиять на результаты и принятие решений.

Взаимозависимость участников не связана с их гражданско-правовым статусом: она возможна и в отношениях юридических лиц, и физлиц, и ИП. Подробно критерии взаимозависимости описаны в статье 105.1 Налогового кодекса. Обобщенно можно выделить основные векторы взаимоотношений, указывающие на потенциальное наличие аффилированности:

  • владение юрлицом или «физиком» долей в организации, размер которой дает ему право голоса и влияния на процесс принятия решений;
  • наделение физлица должностными полномочиями, дающими ему возможность определять ход деятельности организации;
  • физические лица выступают родственниками по отношению друг к другу.

Взаимозависимость — это базовый необходимый критерий для контролируемых сделок, но некоторые сделки признаются контролируемыми и в отсутствии взаимозависимости. Такие операции приравнены к сделкам с взаимозависимыми лицами, далее о них расскажем подробно.

По субъектам контролируемые сделки можно разделить на:

  • сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами;
  • сделки между взаимозависимыми резидентами РФ;
  • сделки с взаимозависимыми лицами, не являющимися нерезидентами РФ.

Рассмотрим каждую категорию подробнее.

Сделки взаимозависимых резидентов

Для этой группы сделок в 2020 году действует следующий суммовой критерий дохода за год: превышение размера дохода в 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Иными словами, только если сделки между взаимозависимыми резидентами, соответствующие установленным критериям, принесут доход за год более 1 млрд руб., они могут быть признаны контролируемыми. До этого порога даже при наличии всех остальных критериев сделка контролируемой не является. Ниже мы подробно рассмотрим, как считать годовой доход по сделкам.

Но для признания операции между российскими сторонами контролируемой, в первую очередь, должно иметь место одно из обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Например, резиденты должны применять разные ставки по налогу на прибыль или освобождение от этого налога, быть плательщиками ЕСХН или ЕНВД, т.е. использовать «облегченные» способы уплаты налогов.

Подробный список условий для сделок резидентов смотрите далее в отдельной таблице.

Запомните! Если вышеперечисленные в п.2 ст.105.14 НК РФ условия не соблюдаются, к примеру, операции совершаются двумя российскими взаимозависимыми компаниями, работающими по общеустановленной системе налогообложения, не использующими специальные режимы и льготы по налогу на прибыль, сделки не считаются контролируемыми, даже при сумме в 100 млрд р.

Подытожим: для признания сделок между резидентами РФ контролируемыми необходимы три обстоятельства:

  • Взаимозависимость участников;
  • «Льготное налогообложение» одного/нескольких участников (пункт 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ);
  • Доход по операциям по всем этим сделкам с взаимозависимым контрагентом составил более 1 млрд р. за год.

Также предусмотрен ряд случаев, при которых сделки, подходящие под приведенные критерии, не причисляются к контролируемым (пункт 4 статьи 105.14 НК РФ).

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

В НК РФ выделены операции, которые считаются приравненными к взаимозависимым. Для них действует суммовой критерий — доход должен превысить 60 млн р. за год. Перечень таких сделок указан в пункте 1 статьи 105.14 Налогового кодекса:

  • Внешнеторговые операции, предметом которых выступают товары мировой биржевой торговли. К товарам здесь относятся нефть и продукты переработки, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгметаллы и камни (подпункт 2 п. 1, пп. 5, 6 ст. 105.14 НК РФ). Список кодов товаров установлен приказом Министерства промышленности и торговли РФ (далее — Перечень кодов). Министерство финансов отмечает (письмо от 23.04.2020 No03-12-11/1/33445), что черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни не относятся к мировой биржевой торговле, их коды отсутствуют в Перечне, поэтому в 2020 году во внешнеэкономических операциях ценовое регулирование по ним не осуществлялось. Однако сделки с ними могут признать контролируемыми по другим причинам;
  • операции с взаимозависимыми лицами, когда между ними используется «прокладка» в виде формального невзаимозависимого посредника (подпункт 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ);
  • операции, совершенные с резидентами офшоров или лицами, зарегистрированными на их территории (список установлен Приказом Министерства финансов от 13 ноября 2007 No108н). По этим операциям не важно, выявлены или нет признаки взаимозависимости. Чтобы отнести сделки в ряд контролируемых достаточно наличия регистрации, места жительства или резидентства в оффшоре одного из участников.

Таким образом, для квалификации сделок в качестве контролируемых при «условно взаимозависимых сделках» должно выполняться одновременно три условия:

  • сделки относятся к сделкам, приравненным к взаимозависимым;
  • годовой доход по сделкам с каждым таким лицом превышает 60 млн руб.;
  • сделка не относится к «неконтролируемым», указанным в п.4 ст.105.14 НК РФ.

Напоминаем, что независимо от вышеприведенных критериев сделка может быть отнесена судом к контролируемым. Основанием будет являться установление судом обстоятельств, свидетельствующих о факте того, что операция относится к группе однородных сделок, где цель — формально исключить признаки контролируемой сделки у рассматриваемой операции (п.10 ст.105.14 НК РФ). Эта норма нужна для предотвращения ситуаций, где действительное содержание операции позволяет отнести ее к контролируемым, однако имеют место попытки создать видимость того, что она контролируемой не является.

Сделки с взаимозависимыми нерезидентами РФ

Таблица «Критерии контролируемых сделок в 2020 году


«Неконтролируемые» сделки

Отдельно в п. 4 ст. 105.14 НК РФ законодатель закрепил перечень операций, не относящихся к контролируемым:

  • Операции внутри консолидированной группы налогоплательщиков. Здесь исключаются сделки с полезными ископаемыми, облагаемые по ставке в процентах и сделки, где доходы (расходы) учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • Операции, стороны по которым зарегистрированы в одном субъекте России и не имеют обособленных подразделений в других субъектах или за границей. При этом стороны не уплачивают налог на прибыль в бюджет иных субъектов и не имеют убытки по итогам года. Осуществляемые операции не должны содержать критерии, определенные пп. 2 — 7 ст. 105.14 НК РФ (специальные режимы, освобождение от налога на прибыль, лицензия на добычу углеводородов на недавно открытом месторождении в море);

Согласно позиции Министерства финансов (см. письма от 11.05.2018 No03-12-11/1/32942, от 24.11.2015 No03-01-18/68227) сделка не может быть признана контролируемой из-за убытков, обнаруженных по итогу отчетного периода, а также по сделкам с особой (не общей) ставкой налога на прибыль.

  • межбанковские кредиты или депозиты, выданные на срок, не превышающий недели;
  • сделки с выдачей гарантий или поручительств российскими компаниями, не имеющими статус банка;
  • беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими резидентами. При этом резидентом должен быть и действительный бенефициар займа;
  • цессия (уступка требования) банком в ходе мероприятий, направленных на предупреждение банкротства согласно плану Центробанка или ч. 1 ст. 5 ФЗ от 29.07.2018 No263-ФЗ;
  • операции в рамках военного и технического сотрудничества России с другими странами;
  • операции, связанные с добычей углеводородного сырья на новом месторождении в море, в отношении одного месторождения.

Порядок расчета доходов

Для выяснения, достигнуты ли суммовые критерии контролируемой сделки, анализируется информация за календарный год. Если признаки взаимозависимости появились не с начала года, необходимо считать доход только за период взаимозависимости, — указывает Министерство финансов в письме от 21.03.2017 No03-12-11/1/16105.

Отметим, что данные суммируются по всем сделкам с каждым лицом отдельно. Иными словами, достичь порога в 1 млрд или 60 млн руб. необходимо по каждому основанию и каждому взаимозависимому контрагенту, а не суммарно с разными.

Если доход не учитывается в целях налога на прибыль (например, ст. 251 НК РФ), он не участвует в расчете. Например, сумма выданного или полученного займа, не учитывается при расчете суммового критерия, т.к. такие доходы указаны в ст.251 НК РФ и не включаются в налоговую базу налогу на прибыль. В составе «контролируемых доходов» в данном примере, могут включаться только проценты по займу.

Кроме того, Министерство финансов неоднократно подчеркивало: в расчет не надо включать поступления, не являющиеся результатом контролируемых сделок. Примеры:

  • нереализованные курсовые разницы, возникшие в результате переоценки валютных ценностей и требований (обязательств) в иностранной валюте в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю;
  • дивиденды, от владения долей в организациях, иные поступления от такого долевого участия;
  • санкции за нарушение договора. Их закрепление в договоре не должно преследовать цель формирования условий для отнесения сделок к неконтролируемым (письма Министерства финансов от 17.07.2013 No03-01-18/28094, от 16.08.2013 No03-01-18/33535).

Федеральная налоговая служба России может проверять «рыночность» доходов, используемых для расчета указанных суммовых порогов — 1 млрд р. и 60 млн р. (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

Уведомление подают все участники контролируемой сделки. Исключение: комиссионер, действующий от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала); тогда уведомить обязан принципал. Уведомление о контролируемой сделке подается каждым участником в территориальную инспекцию по месту своего нахождения. Если участник относится к категории крупнейших налогоплательщиков, уведомление направляется по месту постановки на учет в этом качестве.

Территориальный налоговый орган в десятидневный срок отправит полученное уведомление ФНС России для его проверки (п. 5 ст. 105.16 НК РФ).

Срок для представления уведомления по сделкам за 2020 год — не позже 20 мая 2021 года.

Если участник не успел подать уведомление вовремя, то его могут оштрафовать согласно ст. 129.4 НК РФ. Штраф составляет 5 000 р.

Штраф фиксированный, на него не влияет количество контролируемых сделок (п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017- далее Обзор). Статья 129.4 НК РФ также устанавливает штрафные санкции, если представленное уведомление недостоверно. Сумма штрафа составляет 5 000 р. Президиум ВС РФ отметил: недостоверные данные могут стать причиной для ответственности, если из-за них нельзя корректно идентифицировать операцию (п. 10 Обзора).

Если налогоплательщик представит уточненное уведомление до того, как налоговая обнаружит нарушение, то ответственность для него не наступит.

Проверка цен

Цена выступает одним из основных способов манипуляции, используемых взаимозависимыми лицами для снижения налоговой нагрузки. Проверку осуществляет только ФНС, неоднократно отмечавшая: рыночность цен в контролируемых сделках не подлежит камеральной или выездной проверке.

5 методов проверки по контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Все методы применяются последовательно: тот, который ниже по списку применяется, если не получается использовать указанный выше. Фактически метод зависит от содержания операций.

Метод сопоставимых рыночных цен в приоритете для определения соответствия, кроме случаев приобретения товара для его последующей перепродажи без переработки не взаимозависимым лицам. В этом случае применяют метод цены последующей реализации (п. 3 ст. 105.7, п. 2 ст. 105.10 НК РФ).

При методе сопоставимых цен цена по контролируемой сделке сравнивается со сделками с независимыми участниками. В частности, метод идеально подойдет, если сам налогоплательщик совершает аналогичные сделки как с взаимозависимыми, так и не с независимыми контрагентами или если в отношении предмета сделки в открытом доступе есть информация о ценах, или если предметом сделки являются биржевые товары.

При методе цены последующей реализации у перепродавца не должно быть нематериальных активов, существенно влияющих на валовую рентабельность (п. 2 ст. 105.10 НК РФ). Сравнивается валовая рентабельность при перепродаже приобретённого в ходе контролируемой сделки товара с рыночными значениями этого показателя (п. 1 ст. 105.10 НК РФ).

Если применение ни одного из перечисленных методов невозможно, то применяются последовательно затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли.

Затратный метод, указывает законодатель, может применяться в отношении:

  • выполнения работ (услуг) лицами, являющимися взаимозависимыми с продавцом (при отсутствии нематериальных активов, влияющих на рентабельность затрат продавца);
  • реализации сырья / полуфабрикатов взаимозависимым с продавцом покупателям;
  • долгосрочных договоров по товарам (работам, услугам), заключенных между взаимозависимыми лицами;
  • услуг по управлению денежными средствам, выполнению обязанностей единоличного исполнительного органа организации (п. 2 ст. 105.11 НК РФ).

Исследуются данные о затратах по контролируемой сделке в сравнении с рынком (п. 1 ст. 105.11 НК РФ).

Метод сопоставимой рентабельности основан на сравнении данных о рентабельности участника контролируемой сделки с рентабельностью независимых участников рынка (п. 1 ст. 105.12 НК РФ).

Метод распределения прибыли будет использован, если данных для других мало или под контролем участников контролируемой сделки есть нематериальные активы, значительно влияющие на рентабельность (ст. 105.13 НК РФ).

Если налоговая установит нерыночность цен, то «заниженные» налоги доначислят. Также будут начислены пени (п. 4 ст. 105.3 НК РФ). Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности (ст. 129.3 НК РФ). Штраф варьируется от 30 000 р. (минимум) до 40 % от суммы доначисленных налогов.

Налоголательщик, обнаружив несоответствие цены контролируемой сделки рыночной, может применить «рыночную» цену самостоятельно (п. 3 ст. 105.3 НК РФ), чтобы уберечь себя от налоговых санкций и пеней.

К сведению! Самостоятельное доначисление налогов с «рыночной базы» производится по итогам года одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ) или в этот же срок, если организация не платит налог на прибыль. Возникшая недоимка должна быть уплачена до 28 марта, а по НДФЛ — не позднее 15 июля. До истечения установленного срока пени не начисляются. При необходимости корректировок НДС и НДПИ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) нужно представить «уточненки» за периоды, в которых были применены «нерыночные» цены. К уточненным декларациям нужно приложить пояснения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой доначисляются налоги (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

На налогоплательщике лежит бремя доказывания обоснованности выбранного метода определения цены. В противном случае налоговая может применить другой метод и получить иной результат (см., п. 1 Обзора судебных споров в отношении налогового контроля в области трансфертного ценообразования, направленного Письмом ФНС России от 02.09.2019 № СА-4-7/17555@).

Кроме того, законодатель также предоставил налогоплательщику возможность уменьшить негативные последствия посредством проведения так называемых симметричных корректировок (ст. 105.18 НК РФ), когда:

  • контрагенту был доначислен налог (уменьшен убыток) по итогам проверки цен ФНС России, соответствующее решение исполнено контрагентом. Симметричные корректировки осуществляются на основе уведомления, полученного от ФНС России, о возможности проведения таких корректировок;
  • контрагент самостоятельно провел корректировку своих налоговых обязательств с учетом рыночных цен. Основанием для корректировок будет подтверждение подачи контрагентом уточненной налоговой декларации и погашения недоимки (пп. 1, 2 ст. 105.18 НК РФ).

В ходе симметричных корректировок налогоплательщик при исчислении обязательств использует скорректированные цены. Если основанием для корректировок является получение уведомления от ФНС России, то налогоплательщик их отражает в налоговой отчетности за период получения уведомления. Если обязательства корректируются в связи с самостоятельно проведённым контрагентом пересчетом, то налогоплательщик их также симметрично отражает в декларациях (то есть также подает уточненные декларации за соответствующие корректируемым обязательствам периоды). Результаты корректировки отражаются только в декларациях, данные регистров налогового учета и первичных документов не исправляются (п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

Читайте также: