Общая характеристика работы налоговой инспекции по учету налогоплательщиков

Опубликовано: 16.04.2024

Тема № 4

Организация работы налоговых органов

По учету налогоплательщиков

1.Общая характеристика работы налоговых органов по учету налогоплательщиков

2.Государственная регистрация юридических лиц и их постановка на учет в налоговых органах

3.Государственная регистрация физических лиц. И их постановка на учет в налоговых органах

4.ИНН налогоплательщика: порядок и условия присвоения, применения и изменения. КПП налогоплательщика

Общая характеристика работы налоговых органов

по учету налогоплательщиков

Учет налогоплательщиков – это первый этап налоговой работы, поскольку прежде чем собирать налоги, необходимо определить круг тех, кто должен их уплачивать. Фактически процесс учета плательщиков – это непрерывный процесс, который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия или смертью гражданина.

Учет плательщиков нельзя сводить только к определенной совокупности формальных, технических процедур по включению сведений о плательщике в базу данных ЕГРН, по получению и составлению некоторого количества стандартных документов.

Практика работы показывает, что налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в базу данных ЕГРН недостоверных данных, что резко снижает эффективность всей работы по сбору налогов.

Работа по учету плательщиков включает в себя выполнение ряда процедур, достаточно жестко регламентируемых по формам и способам их выполнения, а также – срокам, в течение которых они должны быть выполнены. Для осуществления этой работы в налоговых инспекциях создаются специальные подразделения – Отдел регистрации и учета налогоплательщиков. Внутри этого отдела участки работы распределяются между налоговыми инспекторами по направлениям:

- учет юридических лиц;

- учет физических лиц;

- учет индивидуальных предпринимателей;

- работа по учету счетов налогоплательщиков.

Может существовать специализация и по отдельным технологическим операциям – например, один сотрудник принимает документы на постановку на учет и проводит их первичный анализ, а другой – вводит их в базу данных, печатает и выдает свидетельство о постановке на учет; один сотрудник специализируется на постановке на учет налогоплательщика, а другой – на внесении изменений в дела уже действующих. В любом случае обеспечивается взаимозаменяемость сотрудников хотя бы в рамках одного направления работы отдела.

К основным процедурам, связанным с учетом плательщиков, можно отнести следующие:

– получение от плательщика пакета документов, необходимых для постановки на учет, их проверка, включение информации о налогоплательщике в базу данных и присвоение ему идентификационного номера (ИНН).

– получение от плательщика информации о внесении изменений в первоначально предоставленный пакет документов и включение информации, об изменении документов налогоплательщика в базу данных.

– получение и включение в базу данных сведений о налогоплательщиках из иных источников (не от налогоплательщика).

– выдача плательщику Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также – различных справок, необходимых для осуществления им хозяйственной деятельности.

В соответствии с НК, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц – по месту жительства, для предприятий без образования юридического лица – по месту нахождения или по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (см. рисунок 4.1).

Заявление о постановке на учет организации или предпринимателя подается в налоговый орган по месту нахождения в течение 10 дней с момента государственной регистрации, по месту нахождения филиала – в течение месяца с его создания, по месту нахождения имущества и транспортных средств – в течение 30 дней со дня их регистрации.

В течение 5 дней с момента подачи плательщиком всех необходимых документов налоговый орган обязан поставить его на учет, присвоить ИНН и выдать свидетельство о постановке на учет.

Таким образом, НК РФ устанавливается весьма жесткие сроки постановки на учет, как для плательщиков, так и для налоговых органов.

2. Государственная регистрация юридических лиц
и их постановка на учет в налоговых органах

Государственная регистрация юридических лиц регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Организации регистрируются в налоговом органе по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, либо по месту нахождения иного органа (лица), имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Осуществляя государственную регистрацию организаций, налоговые органы не только проводят прием и проверку предоставленных документов, но и ведут Единый государственный реестр юридических лиц [ЕГРЮЛ], делают под соответствующим номером запись о данном юридическом лице и присваивают ему государственный регистрационный номер. Факт государственной регистрации удостоверяет выдаваемое организации Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Налоговый орган, зарегистрировавший организацию, заводит регистрационное дело юридического лица, в которое включает все вышеуказанные документы по формам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.02 г. № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» (в ред. 2010 г.).

Схема государственной регистрации юридических лиц в налоговом органе приведена на рисунке 4.2.

После государственной регистрации налоговый орган ставит юридическое лицо на учет в качестве налогоплательщика. С 1 июля 2002 г. в этой процедуре произошли изменения. Приказ МНС России от 09.08.02 г. № БГ-3-09/426 внес ряд новшеств в порядок постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица: госрегистрация юридических лиц и постановка их на учет осуществляется по принципу «одного окна». Не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации, налоговым органом составляется выписка из государственного реестра, в которую включаются сведения, установленные Правилами ведения ЕГРЮЛ.

Юридические лица для постановки на учет подают следующие документы: заявление; копия Свидетельства о государственной регистрации, заверенная налоговым органом, осуществившем государственную регистрацию юридического лица; выписка из государственного реестра и сведения, содержащиеся в регистрационном деле юридического лица. Постановка на учет налогоплательщика осуществляется не позднее пяти дней со дня государственной регистрации с присвоением ИНН и соответствующего кода причины постановки на учет (КПП).В тот же срок налогоплательщику выдается (направляется по почте) Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В налоговом органе заводится учетное дело налогоплательщика. Все налогоплательщики - организации, поставленные на учет, включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Процедура постановки на учет юридического лица в качестве налогоплательщика показана на рисунке 4.3.

Юридические лица, в состав которых входят обособленные подразделения, а также имеющие в собственности имущество, расположенные не по месту нахождения головной организации, ставятся на учет также и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и по месту нахождения имущества. Поэтому налогоплательщикам – организациям присваивается не только основной ИНН, но и код причины постановки на налоговый учет (рисунок 4.4).

3. Государственная регистрация физических лиц.
И их постановка на учет в налоговых органах

Постановке на учет в налоговом органе подлежат также физические лица-предприниматели, частные нотариусы, охранники, детективы. Процедура их постановки на учет в налоговом органе осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Процедура государственной регистрации физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, представлена на рисунке 4.5.

Частные нотариусы, детективы и охранники подают в налоговый орган по месту жительства заявление и выданную им лицензию (или иной документ, удостоверяющий их право на ведение деятельности). Документы, удостоверяющие личность физического лица и подтверждающие регистрацию по месту жительства, предъявляются лично. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физическое лицо в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов. Физическому лицу присваивается ИНН и выдается свидетельство о постановке на учет. Процедура постановки на учет физических лиц – индивидуальных предпринимателей приведена на рисунке 4.6.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 14 апреля 2021 г. № ЕД-7-22/342@ “О Порядке формирования и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц”

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации и приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков" приказываю:

1. Утвердить Порядок формирования и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Дополнить ведомственный классификатор документов, используемый налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с утвержденным приказом ФНС России от 20 октября 2020 года № ЕД-7-19/765@ "Об утверждении порядка ведения ведомственного классификатора документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий", информацией о справочнике крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц.

3. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин) обеспечить соблюдение Порядка.

4. Управлению по крупнейшим налогоплательщикам (Е.В. Суворова) обеспечить соблюдение Порядка и методологическое сопровождение формирования и ведения перечня крупнейших налогоплательщиков - физических лиц.

5. Управлению информационных технологий (В.П. Кулешов) обеспечить координационное сопровождение подведомственных организаций по соблюдению Порядка ведения справочника крупнейших налогоплательщиков - физических лиц.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, средства информационной безопасности, - в части пунктов 3 и 5, на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу Межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №№ 1 - 7, 9, 10 и Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №№ 1 - 13, - в части пунктов 2 и 4 настоящего приказа.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В. Егоров

УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от "___" _____________ г.
N ___________________

Порядок формирования и ведения
справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации -
физических лиц (далее - Порядок)

1. Общие положения

1.1. Основной целью создания и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц является повышение оперативности обработки и достоверности информации, необходимой для решения задач налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков - физических лиц, а именно обеспечение:

сбора сведений по крупнейшим налогоплательщикам - физическим лицам;

автоматизации процесса учета крупнейших налогоплательщиков - физических лиц;

формирования аналитических таблиц по крупнейшим налогоплательщикам - физическим лицам на основе информационного ресурса "Расчеты с бюджетом";

формирования и представления информации, отражающей состояние расчетов с бюджетом крупнейших налогоплательщиков - физических лиц, на основе информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России, на которые возложены функции администрирования крупнейших налогоплательщиков - физических лиц.

1.2. Справочник крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц (КРУПФЛ) является составной частью системы классификации и кодирования технико-экономической информации; разработаны в соответствии с Положением о Единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации ФНС России, утвержденным приказом МНС России от 02.06.2003 N БГ-3-13/285, и относятся к ведомственным справочникам ФНС России.

1.3. Основанием для разработки справочника являются абзац 3 пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации и приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков".

2. Состав и структура справочника крупнейших налогоплательщиков
Российской Федерации - физических лиц

2.1. Объектами справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц являются сведения по крупнейшим налогоплательщикам Российской Федерации - физическим лицам.

2.2. Справочник КРУПФЛ состоит из одной таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" (КРУПФЛ).

Таблица "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" содержит сведения по всем крупнейшим налогоплательщикам Российской Федерации - физических лицах, в том числе даты включения физического лица в перечень крупнейших налогоплательщиков и исключения физического лица из перечня крупнейших налогоплательщиков (при исключении из перечня).

2.3. Ключом таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" (уникальным описателем строки таблицы) является сочетание полей ФИД и даты включения в перечень крупнейших налогоплательщиков, а также даты начала действия записи сведений о физическом лице.

2.4. Имя файла для загрузки в формате АСВК для таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" - KRUP_FL.ТХТ. Формат представления таблицы в электронном виде соответствует требованиям приказа МНС России от 02.06.2003 N БГ-3-13/285.

2.5. Структура и состав реквизитов справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц приведены ниже:

N поля Имя поля Формат Наименование краткое Наименование Примечание, источник
1 Fam T(60) Фам Фамилия физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
2 Name T(60) Имя Имя физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
3 Otch T(60) Отч Отчество физического лица Указывается согласно данным ЕГРН (при наличии)
4 DR D(10) ДР Дата рождения физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
5 INN Т(12) ИНН ИНН физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
6 FID T(38) ФИД ФИД физического лица Указывается согласно данным ЕГРН
7 KODNO1 Т(4) Код НОМУ Код НО по месту учета КН Указывается код НО по справочнику СОУН по месту постановки (будущей постановки) на учет налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика
8 KODNO2 Т(4) Код НОМН Код НО по месту жительства КН Указывается код НО по справочнику СОУН по месту жительства физического лица.
9 DPN D(10) ДатаВключения Дата включения физического лица в Перечень КН Указывается дата включения физического лица в Перечень КН
10 DTN D(10) ДатаНачала* Дата начала действия записи Указывается дата начала действия записи (дата из официального письма Управления по крупнейшим налогоплательщикам)
11 DTK D(10) ДатаОкончания* Дата окончания периода действия записи Указывается дата окончания периода действия записи (дата из официального письма Управления по крупнейшим налогоплательщикам)

2.6. В режиме добавления записи формируется новая запись таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" с обязательным заполнением поля "ДатаНачала".

2.7. В случае исключения физического лица из справочника крупнейших налогоплательщиков заполняется поле "ДатаОкончания". Запись физически из таблицы "Сведения о крупнейших налогоплательщиках физических лицах" не удаляется.

2.8. В случае внесения изменений в сведения о крупнейшем налогоплательщике заполняется поле "ДатаОкончания" существующей записи о крупнейшем налогоплательщике. Запись физически из таблицы не удаляется. В режиме добавления записи формируется новая запись таблицы с измененными сведениями о крупнейшем налогоплательщике и обязательным заполнением поля "ДатаНачала".

3. Формирование, передача и поддержание в актуальном состоянии
справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации -
физических лиц

3.1. Управление по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России не позднее 5 дней с даты утверждения или изменения перечня крупнейших налогоплательщиков - физических лиц (далее - Перечень КН ФЛ) направляет исполнителю государственного контракта на оказание услуг по сопровождению автоматизированных информационных систем ФНС России (далее - Исполнитель ГК по сопровождению АИС) Перечень КН ФЛ. Перечень КН ФЛ направляется официальным письмом с приложением электронных документов в формате электронной таблицы с указанием даты ввода в действие Перечня КН ФЛ с соблюдением требований информационной безопасности. Состав показателей Перечня КН ФЛ приведен в приложении к настоящему порядку.

3.2. На основании полученной информации Исполнитель ГК по сопровождению АИС в течение трех рабочих дней обеспечивает заполнение (актуализацию) справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц в формате требований АСВК ФНС России (без размещения в ФАП ФНС России) и передает ее в Управление по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России.

3.3. Управление по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России в течение 1 рабочего дня с даты получения актуальной версии справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц в формате АСВК осуществляет передачу актуальной версии Справочника в формате АСВК с технологического почтового ящика Управления информационной безопасности ФНС России (ib@nalog.ru) на технологический почтовый ящик контура безопасности ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (mi5119kd@f51.nalog.ru). В теме сообщения указывается "KRUP_FL". Передача осуществляется без сопроводительных писем.

3.4. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в течение 1 рабочего дня с даты получения актуальной версии справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц в формате АСВК осуществляет:

- его актуализацию в программном комплексе АИС "ФЦОД" и СЦВ НСИ АИС "Налог-3";

Размещение и актуализация справочника КРУПФЛ, содержащего данные для служебного пользования, должны соответствовать требованиям информационной безопасности. Для просмотра справочника в СЦВ НСИ АИС "Налог-3" используется отдельная роль доступа к справочнику.

- передачу актуальной версии справочника КРУПФЛ в УФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10.

Передача актуальной версии справочника КРУПФЛ осуществляется по телекоммуникационным каналам связи с технологического электронного почтового ящика ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (mi5119kd@f51.nalog.ru) на технологические электронные почтовые ящики УФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10, оснащенные средствами криптографической защиты информации и технологической электронной цифровой подписью. В теме сообщения указывается "KRUP_FL". Передача осуществляется без сопроводительных писем.

3.5. УФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10, территориальные налоговые органы ФНС России в течение 1 рабочего дня с даты получения актуальной версии справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации - физических лиц в формате АСВК осуществляют актуализацию справочника в децентрализованном программном комплексе "Ведение Списка КН Регионального (местного) уровней".

Приложение
к Порядку формирования и
ведения справочника крупнейших
налогоплательщиков
Российской Федерации -
физических лиц

Перечень крупнейших налогоплательщиков - физических лиц
по состоянию на

(первый день отчетного месяца отчетного года)

Сведения о физических лицах

N п/п Фамилия физического лица Имя физического лица Отчество физического лица (при наличии) Дата рождения физического лица ИНН физического лица ФИД физического лица Дата включения физического лица в Перечень КН Код НО1* Код НО2**

*) Код НО1 - указывается код налогового органа по справочнику СОУН по месту постановки (будущей постановки) на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

**) Код НО2 - указывается код налогового органа по справочнику СОУН по месту жительства физического лица (код инспекции ФНС России или код УФНС по субъекту РФ).

Обзор документа

ФНС урегулировала вопросы формирования и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков-физлиц. Приведены его состав и структура. Регламентирован порядок передачи информации между Управлением по крупнейшим налогоплательщикам ФНС, ФКУ "Налог-Сервис", региональными УФНС, Межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам N 10 и территориальными налоговыми органами.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Информационное сообщение

Письмо ФНС России от 19.10.2007 № СК-6-09/798@
О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2007 № 03-11-02/249 «О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (далее – письмо Минфина России № 03-11-02/249).

Одновременно сообщается следующее.
Приказ МНС России от 19.12.2002 № БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 08.01.2003 № 4097) (далее - приказ № БГ-3-09/722) применяется в части установления форм № 9-ЕНВД-1 "Заявление о постановке на учет организации - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход" и № 9-ЕНВД-2 "Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход".

Письмо МНС России от 10.04.2003 № ММ-6-09/421 «О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» не применяется.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:
- доведение настоящего письма до нижестоящих налоговых органов и применение его в работе;
- информирование налогоплательщиков о порядке постановки на учет, приведенном в письме Минфина России № 03-11-02/249.

Приложение: письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2007 № 03-11-02/249 «О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» - на 4 л.

Письмо Минфина России от 01.10. 2007 г . N 03-11-02/249
О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

В связи с поступающими запросами о порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единого налога на вмененный доход), введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

В связи с этим указанные налогоплательщики подают (направляют по почте с уведомлением о вручении) в налоговые органы заявление о постановке на учет организации - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, или заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя - налогоплательщика единого налога на вмененный доход (далее - Заявление о постановке на учет) по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее пяти дней с начала осуществления предпринимательской деятельности.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории нескольких районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, производится в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, осуществляющих: развозную торговлю; разносную торговлю; распространение и (или) размещение наружной рекламы; распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

2. Одновременно с заявлением о постановке на учет организация - налогоплательщик единого налога на вмененный доход, не состоящая на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, установленному Кодексом, представляет копии заверенных в установленном порядке документов:

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

свидетельства о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001 или свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., по форме N Р57001, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

3. Одновременно с заявлением о постановке на учет индивидуальный предприниматель - налогоплательщик единого налога на вмененный доход, не состоящий на учете в данном налоговом органе по какому-либо основанию, установленному Кодексом, представляет копии заверенных в установленном порядке документов:

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001 или свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р67001, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, а также документа, удостоверяющего личность.

4. В случае представления заявления о постановке на учет законным или уполномоченным представителем налогоплательщика одновременно с подачей документов, указанных в п.п. 2 и 3 настоящего Письма, представляются копии заверенных в установленном порядке документов, на основании которых он осуществляет свои полномочия в соответствии с законодательством о налогах и сборах и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет налогоплательщика единого налога на вмененный доход по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению указанным налогом, выдает ему (направляет по почте) уведомление о постановке на учет по форме N 1-3-Учет или по форме N 2-3-Учет, утвержденным Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

6. Снятие с учета налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению указанным налогом, производится при прекращении осуществления видов предпринимательской деятельности, установленных нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на основании поданного (направленного по почте с уведомлением о вручении) организацией или индивидуальным предпринимателем заявления о снятии с учета (в произвольной форме с указанием даты прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход).

О снятии с учета налоговый орган уведомляет налогоплательщика по форме N 1-5-Учет или по форме N 2-4-Учет, утвержденным Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

7. Налоговые органы по месту осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем видов предпринимательской деятельности, установленных нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, обязаны в трехдневный срок с момента постановки на учет или снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя уведомить об этом факте налоговые органы по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д. ШАТАЛОВ.

Читайте также: