Налоговая декларация и налоговый контроль

Опубликовано: 02.05.2024

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

  • +
    –
    Глава 13. Налоговая декларация (ст. 80 - 81)
    • Статья 80. Налоговая декларация, расчеты
    • Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты
  • +
    –
    Глава 14. Налоговый контроль (ст. 82 - 105)
    • Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
    • Статья 83. Учет организаций и физических лиц
    • Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
    • Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц
    • Статья 85.1 Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
    • Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
    • Статья 86.1. (утратила силу)
    • Статья 86.2. (утратила силу)
    • Статья 86.3. (утратила силу)
    • Статья 87. Налоговые проверки
    • Статья 87.1. (утратила силу)
    • Статья 88. Камеральная налоговая проверка
    • Статья 89. Выездная налоговая проверка
    • Статья 89.1. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
    • Статья 89.2. Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта
    • Статья 90. Участие свидетеля
    • Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
    • Статья 92. Осмотр
    • Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
    • Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
    • Статья 93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)
    • Статья 94. Выемка документов и предметов
    • Статья 95. Экспертиза
    • Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
    • Статья 97. Участие переводчика
    • Статья 98. Участие понятых
    • Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
    • Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки
    • Статья 100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
    • Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
    • Статья 101.1. (утратила силу)
    • Статья 101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке
    • Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
    • Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
    • Статья 102. Налоговая тайна
    • Статья 103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
    • Статья 103.1. (утратила силу)
    • Статья 104. Заявление о взыскании налоговой санкции
    • Статья 105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций

>
Налоговая декларация (ст. 80 - 81)
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Она представляется в установленные сроки каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик по своему усмотрению может выбрать один из двух способов предъявления декларации:

  • лично с получением обязательной отметки о дате представления на копии налоговой декларации;
  • отправка заказного письма с описью вложения (датой представления декларации будет считаться дата отправки заказного письма).

Приведенные правила не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Если при заполнении декларации налогоплательщик допустил ошибки, ведущие к занижению суммы налога, он обязан внести необходимые дополнения и изменения. Необходимо внимательно относиться к дате подачи заявления о дополнениях и изменениях, так как эта дата определяет порядок применения финансовых санкций.

В зависимости от даты подачи заявления возможны три ситуации:

  • первая - если заявление подано до истечения срока подачи декларации, финансовые санкции не применяются;
  • вторая - заявление подано после истечения срока подачи декларации, но до срока уплаты налога. В данном случае санкции не применяются, если заявление подано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговыми органами обстоятельств, ведущих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
  • третья - заявление подано после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога. Санкции не применяются, если заявление подано до момента, как указано выше, но при условии, что до подачи заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Налоговый контроль проводится должностными лица* ми налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции. При этом они пользуются правами и несут такую же ответственность, как и налоговые органы.

Налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, а также органы налоговой полиции взаимно обмениваются информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Важным правилом налогового контроля является его осуществление только налоговыми и таможенными органами, а также органами государственных внебюджетных фондов. Это означает, что иные государственные органы, например органы налоговой полиции, федерального казначейства, другие министерства и ведомства, а также органы местного самоуправления, не вправе осуществлять налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий и т. д.

Основными этапами налогового контроля являются:

  • учет налогоплательщиков (ст. 83-86 НК РФ);
  • проведение налоговых проверок (ст. 87-100 НК РФ); "0> производство по делу о налоговых правонарушениях (ст. 101-105 НК РФ).


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Налоговая декларация заполняется по унифицированной форме.

Понятие налоговой декларации

Налоговая декларация представляет собой официальный документ налогоплательщика, в котором содержатся сведения обо всех объектах налогообложения, о его регулярных доходах и расходах, а также иные особенности – имеющийся налоговый вычет, различные пояснения, порядок уплаты, штраф и т.д.

В состав налоговой декларации могут входить и иные сведения и пояснения, в зависимости от конкретной ситуации, например, от определенной деятельности организации – объекта налогообложения.

Расчет налога или сбора представляет собой процедуру по установлению точной суммы, необходимой для перечисления и последующей уплаты уполномоченному лицу – единой налоговой организации, в установленный срок.

Налоговый расчет авансового платежа, в соответствии с действующими положениями НК РФ, является официальным заявлением физического лица – налогоплательщика, которое содержит в себе сведения обо всех имеющихся у него объектах налогообложения.

Помимо этого, сюда также входят сведения о доходах и расходах физического лица, об их источниках, о налоговой базе, об авансовом платеже и его размере, а также иные особенности и пояснения, влияющие на дальнейшее исчисление и схему уплаты авансового платежа.

Расчет, проверка, составление сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом – это письменный документ, содержащий в себе сведения налогового агента в отношении физических лиц, которые получили определенные доходы и объекта налогообложения. В эти сведения также входит вычет, возврат, особенности и значение вычета, срок, порядок уплаты вычета, возмещение и т.д.

Согласно положениям НК РФ, различные документы, пояснения, бухгалтерская отчетность и налоговая декларация физических лиц могут быть сданы в ФНС как в электронной форме, так и на бумажном носителе, в установленный срок. Их составление, проверка объекта, возврат вычета, возмещение, процедура рассмотрения могут быть осуществлены как лично налогоплательщиком, так и через агента.

Представление налоговой декларации в налоговый орган

Действующие правила налогообложения и положения НК РФ предусматривают, что налоговая декларация объекта, как важная правовая отчетность, подтверждающая доходы физических лиц и организации, и их значение, суть, особенности рассмотрения, подлежит сдачи в ФНС четко в установленные сроки. Нарушение срока может повлечь за собой возврат документа, штраф и иную ответственность.

Электронная или письменная формы налоговых деклараций предполагают, что данная отчетность может быть представлена в ФНС лично налогоплательщиком, либо через его представителя – агента, обладающего соответствующими полномочиями.

Электронная отправка или возврат, а также проверка вычета и объекта, осуществляются только на официальном сайте.

Касаемо налогообложения организации, сдача электронной или письменной налоговой декларации может быть осуществлена как лично руководителем данной организации, так и главным бухгалтером учреждения, а также официальным представителем, в установленный срок.

При этом будет считаться, что отправка и сдача отчетности произошли в тот день, когда она была представлена в ФНС на бумажном, а не на электронном носителе.

Если налоговая отчетность физического лица или организации подается в ФНС посредством почтового отправления, в конверт обязательно должна быть вложена опись, в которой указаны все документы, разделы, сумма вычета, его значение, возмещение, сведения и пояснения, направляемые в данное место.

При таком способе отправки, сдача отчетности будет закреплена за тем днем, который будет указан в почтовом отправлении.

Какие налоговые декларации не подлежат представлению в налоговый орган

Действующее законодательство и НК РФ устанавливают, что не вся отчетность объекта налогообложения и документы о доходах по налогам и сборам могут быть сданы в налоговый орган по желанию физического лица, либо руководства организации.

Прежде всего, сдачи в ФНС не подлежат те налоговые документы и отчетность по сборам, где указаны налоги, от уплаты которых налогоплательщики были освобождены, в связи с введением особого налогового режима, приказа и т.д.

Сюда также относятся случаи, когда определенная деятельность налогоплательщика подразумевает освобождение от необходимости уплаты некоторых налогов, например, НДФЛ и т.д.

Единая упрощенная форма налоговой декларации применяется в отношении налогоплательщиков, не осуществляющих никаких финансовых операций, имеющих значение, в результате которых могли бы произойти какие-либо движения денежных средств, необходимые для полноценного налогообложения физических лиц или индивидуального предпринимателя.

Форма единой налоговой декларации, особенности и требования ее оформления, а также допустимые сроки сдачи, проверка, возврат, штраф, его сумма и ответственность утверждаются ФНС.

Налоговая отчетность физических лиц НДФЛ или индивидуального предпринимателя подлежит сдачи в ФНС в электронной, либо письменной форме, по месту учета налогоплательщика или налогового агента.

Способ отправки и представления налоговой декларации, а также сведения, указываемые в ней

Положения НК РФ предусматривают два законных и правомерных способа для сдачи единой отчетности в ФНС. Наиболее распространенным считается личное посещение отделения ФНС, где можно сдать все необходимые документы и пояснения, подтверждающие выполнение налоговых обязательств налогоплательщиком.

Все виды налоговых деклараций могут быть сданы именно этим способом, сюда также входит и налоговая декларация по налогу на прибыль, которую можно сдать лично либо через агента.

Менее затратным по времени считается способ передачи декларации посредством электронной отправки. Данная процедура подачи не требует никаких дополнительных действий, ее может выполнить каждое уполномоченное лицо, включая агента.

Положения НК РФ устанавливают определенный порядок заполнения налоговой декларации, а также дополнительные требования, особенности и пояснения к ее содержанию. Документы налогообложения и налоговая отчетность физического лица либо индивидуального предпринимателя, должна содержать следующие указываемые подтверждающие сведения и разделы:

  • данные и пояснения о самом документе – его название и тип;
  • сведения о налоговом органе – его наименование, местонахождение и иные указываемые данные;
  • данные о физическом лице, либо организации, являющейся налогоплательщиком;
  • контактные данные, по которым можно связаться с налогоплательщиком;
  • особенности, касающиеся порядка предоставления и подачи электронной или письменной декларации – ее возврат, штраф, сумма, ответственность и т.д.;
  • особенности порядка исполнения требования для уплаты декларационного платежа, его проверка, сумма, возврат, разделы и т.д.;
  • особенности предоставления в ФНС декларации консолидированной группы налогоплательщиков, их ответственность, проверка, общая сумма, возврат, штраф, если имеется.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации

Налоговая отчетность, в обязательном порядке, должна быть заполнена с учетом правил и пояснений действующего НК РФ. Если документы содержат ошибки, исправления, неточности, либо нарушена процедура оформления, сотрудник ФНС осуществит возврат данного документа, для исправления всех неточностей и повторной подачи.

Возврат или штраф за непредоставление, его сумма, а также иная ответственность, обязательно должны быть подкреплены соответствующими доказательствами, после того, как будет осуществлена проверка электронной или письменной отчетности НДФЛ.

Перед сдачей должна быть проведена подготовка и проверка налоговых деклараций и справок НДФЛ, для того, чтобы избежать совершения ошибок, указания не точных данных о доходах, порядке уплаты и т.д.

Декларация заполняется на основании точных имеющихся сведений. Утвержденная НК РФ форма НДФЛ предполагает указание пояснений в отношении тех или иных цифр в том случае, если это требуется. Сведения о доходах рассчитываются на основании подтверждающих документов – бухгалтерская отчетность, справки НДФЛ и т.д.

Ответственность за составление и значение указанных сведений, за исправления, неточности оформления, несоблюдение того или иного требования, а также за подтверждающие документы, полностью лежит на лице, занимавшимся заполнением налоговой декларации.

В ответственность также входит и срок сдачи единой налоговой отчетности в ФНС, установленный положениями НК РФ. Ответственность, как правило, представляет собой определенный штраф, сумма, порядок вычета и особенности уплаты которого будут зависеть от того, какие именно требования налогового законодательства были нарушены.

Все нарушения выявляет проверка, полученные результаты которой позволяют установить тот или иной штраф.

Особенности представления налоговой декларации

НК РФ и действующим законодательством разработана единая процедура подачи налоговой отчетности и сведений о доходах и сумма вычета объекта налогообложения, в электронной, либо письменной форме. Указанные сведения о доходах, подтверждающие документы, исправления, справки НДФЛ подлежат подачи лично налогоплательщиком, либо через его агента в установленные сроки.

Срок исполнения требования предоставления отчетности в отношении того или иного объекта должен быть четко соблюден. Несвоевременное представление налоговой декларации влечет за собой определенную ответственность в отношении налогоплательщика или его агента.

Бухгалтерская отчетность о доходах заполняется и подается, ориентируясь на место расположения объекта либо на место учета налогоплательщика или агента.

В случае внесения изменения в подтверждающие документы, например, справки НДФЛ, все исправления, новая сумма вычета и данные о доходах объекта, а также иные особенности, включая штраф, должны быть представлены в налоговый орган в 10-ти дневный срок со дня утверждения данных изменений.

Внесение изменений в налоговую декларацию и документы НДФЛ может быть осуществлено как лично налогоплательщиком, так и через его агента.

Ответственность и штраф за непредоставление единой отчетности, его сумма, размер и порядок уплаты, а также иные требования установлены положениями действующего законодательства.


Рассказываем в тезисах, как свою работу сейчас видят налоговики — со слов заместителя руководителя УФНС по СПб Ю.В. Костецкой.

«Сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок. Важна чистота среды предпринимателей и добросовестность бизнеса.

Что сейчас в приоритете в работе налоговых

Во-первых, аналитическая, превентивная работа. Главная задача — это предупреждение налоговых правонарушений, а не выявление и наказание.

Доначисление по проверке — это не самоцель, цель — это обеспечение полного поступления налогов в бюджет.

Главная задача налоговых органов — побуждать налогоплательщика добровольно, в срок и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги. Желательно, чтобы это происходило не в рамках контрольных мероприятий, а самостоятельно и добровольно.

Во-вторых, налоговые органы не пытаются скрывать от налогоплательщиков имеющиеся сведения о возможном нарушении последними налогового законодательства. Если раньше налогоплательщики узнавали о своих нарушениях только при получении акта проверки, то сейчас налоговый орган не делает из выявленных нарушений тайн.

Налогоплательщики информируются посредством уведомлений, информационных писем, рабочих совещаний в налоговом органе.

Инспекции придерживаются в своей работе принципа открытого диалога с бизнес-сообществом.

В-третьих, в круг интересов налоговых и правоохранительных органов входит отработка, или иначе — борьба с так называемыми «площадками» — это группы юридических и физических лиц, предоставляющие услуги по «бумажному» НДС и обналичиванию денежных средств в интересах своих Заказчиков. В рамках отработки «площадок» вычисляется весь круг лиц, занимающихся незаконной деятельностью, и принимаются меры по «купированию» деятельности «площадок, а также побуждению выгодоприобретателей к уточнению своих обязательств.

Если уточнения не будет, то проводится следующий комплекс мероприятий:

  • включение в план ВНП (сейчас в СПб проводится 59 ВНП участников «площадок», с предполагаемой суммой доначислений в 6 млрд руб.);
  • внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений;
  • передача в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел по ст.ст.173, 172, 210 УК.

ФНС вышла с инициативой о внесении в УК изменений в части усугубления ответственности для организаторов площадок — как соучастников по ст. 199 УК.

В-четвертых, новые технологии позволяют сместить вектор контрольной работы с проверки отдельных налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды в целых секторах экономики. Это выравнивает условия конкуренции в целых сегментах рынка.

ФНС реализовала уже несколько таких пилотных проектов в сфере бытовой электроники, транспорт, сельхозпродукция. В 2017-2018 гг. ФНС провела отраслевой проект в сфере экспорта зерновых культур, растительного масла и внутренней переработки с/х сырья.

На рынке создана система саморегулирования. Удалось выдавить с рынка те технические компании, которые действовали на этом рынке, в том числе и посредством проведения мероприятий с участием МВД, ФСБ и отказом самих участников рынка от таких «серых» схем.

В 2019 г. создана саморегулируемая организация — Ассоциация клининговых и фасилити операторов. Деятельность АКФО направлена на обеление клининговых услуг.

По результатам ее деятельности сейчас назначено 18 ВНП, на сумму доначислений 1 млрд руб.

Что нужно знать про вызовы в налоговые органы

Прежде всего, не нужно рассматривать вызов в налоговый орган как принудительную меру. Обсуждение выявленных рисков — это прежде всего диалог, в ходе которого можно услышать позицию налогового органа, понять какие моменты тревожат налоговый орган, определить возможные последствия для бизнеса. И, соответственно, представить пояснения и документы, которые могли бы позволить налоговому органу разобраться и снять возникшие вопросы. Либо добровольно уточнить налоговые обязательства, без назначения ВНП.

Кроме того, нужно реагировать на те вызовы, которые осуществляет инспекция и лучше разобраться с рисками компании до назначения ВНП. Вызов в налоговую инспекцию — это всегда звонок, что стоит обратить внимание на те риски, которые есть в ее деятельности.

И конечно, у вас всегда есть возможность записаться на прием в налоговую инспекцию и проговорить все имеющиеся у компании риски.

О предпроверочном анализе

В первую очередь, в план выездных проверок включаются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об участии в налоговых схемах.

Сумма по предполагаемым нарушениям налогового законодательства по заключениям предпроверочного анализа зачастую отличается от фактического доначисления сумм по результатам выездных проверок. И суммы доначислений увеличивается в 2 — 3 раза, а иногда в 6 и более раз.

Представление уточненной налоговой декларации не гарантирует 100% отказ налогового органа от мероприятий налогового контроля. Это не индульгенция.

Если налоговому органу поступит иная информация об участии компании в иных схемах ухода от налогов, то налоговый орган оставляет за собой право выйти на внп.

«Должная осмотрительность» — это условная норма, не имеющая четких критериев. Первое, что важно — это фактическое исполнение обязательства по договору первым контрагентом. Также проверяется нетипичность сделки: запрашивается локальный ненормативный акт, которым регулируется выбор контрагентов. Если в нарушении данного акта не соблюдается стадийность согласования сделки, то это свидетельствует о нетипичности операции. Или вместо постоянных поставщиков вводится какой-то сомнительный контрагент.

В договорах с контрагентами нужно предусмотреть условие о налоговой оговорке и взыскать убытки (ВС назвал доначисление налогов по вине контрагентами — убытками). По длящимся договорам можно предусмотреть ситуацию, когда у налогового органа появились к контрагенту претензии, а у компании — незакрытые обязательства по договору, и включить возможность проведения зачета в счет уплаты доначисленного налога, то есть все последующие платежи в адрес контрагента будут за минусом сумм НДС, который тот не доплатил в бюджет.

Вина организации для выбора пункта статьи 122 НК определяется через вину ее должностных лиц.

При любых реорганизационных действиях налогоплательщиков налоговый орган обязан оценить все риски и оценить возможность выйти на ВНП. Схемы по «вливанию» работающей компании в техническую, чтобы вместе «умереть» или, наоборот, выделение компании и передача ей всех рисков, чтобы основная компания работала дальше — все это уже видно налоговой и отслеживается АИС.

Про налоговую реконструкцию

Ст. 262 НК предусмотрено обложение налогом прибыли, то есть доходы минус расходы. Письмо ФНС от 10.03.2021 вызывает много вопросов, планируется обсудить его с представителями юридической практики и судейским составом в мае-июне.

Возможность реконструкции зависит от того, с какими обстоятельствами налоговый орган сталкивается в ходе ВНП:

  • реальность самой сделки — «Дом построен. Дом стоит»;
  • определяем понесенные налогоплательщиком расходы. Для этого необходимо, чтобы налогоплательщик предоставил документы о понесенных расходах. Налоговый орган не может взять сумму расходов «из воздуха» — важна активная роль налогоплательщика: насколько он готов раскрыть информацию о реально понесенных им расходах.

Если налогоплательщик сам исполнил сделку, то есть его расходы: амортизация, ГСМ, з/п, которые уже учтены в его расходах, то в данном случае реконструировать нечего. Если сделка безтоварна, значит, реконструкции тоже быть не может, поскольку изначально налогоплательщик не понес.

Непредоставление документов и попытка противодействия налоговому органу будет рассматриваться в части умышленных действий налогоплательщика. Противодействием будет считаться:

  • непредоставление документов;
  • попытка сменить место учета;
  • попытка ликвидироваться.

Эти действия будут рассматриваться в ключе умышленных действий и приведет к еще большим доначислениям и уголовной ответственности.

Про ВНП

Нужно выстраивать диалог с налоговым органом в ходе проверки. Нужна обратная связь с налогоплательщиком:

  • в СПб 84% всех ВНП проводится при участии правоохранительных органов, так как средняя эффективность ВНП в Питере составляет более 166 млн руб;
  • значение для включение план ВНП имеет суммарное количество рисков компании, а не принадлежность ее к микро, малому или среднему бизнесу;
  • вопрос о субсидиарной ответственности будет подниматься".

image_pdf
image_print

Определение налоговой декларации дается в статье 80 НК РФ. Это документ, составленный в соответствии с утвержденной формой, в котором налогоплательщик указывает сведения об объектах налогообложения, ставках, применяемых вычетах и сумме налога.

Для каждого вида обязательных платежей разработана отдельная форма декларации. Налогоплательщик подает те отчеты, в отношении которых у него имеется объект налогообложения — доход (в соответствии с системой налогообложения), имущество, операция.

Какие бывают декларации

В зависимости от предназначения, декларации подразделяют на несколько групп:

  1. Подтверждающие доходы и расходы (или только доходы). В таких отчетах налогоплательщик указывает суммы, которые он получил и истратил в отчетном периоде, имеющие отношение к исчислению определенного налога. К этой группе относится большинство налоговых деклараций.
  2. Подтверждающие право на получение вычета или льготы. Примером служит декларация, которая подается гражданином для возмещения НДФЛ в связи с тем, что он осуществил определенные виды расходов.
  3. Нулевые. Подается налогоплательщиком при отсутствии налоговой базы. Даже если организация или ИП не ведет деятельности, от обязанности подавать нулевые декларации это не освобождает.

Однако не каждый налогоплательщик подает декларацию по тем налогам, которые он уплачивает или должен уплачивать. Например, работодатель выполняет обязанности налогового агента по НДФЛ в отношении своих сотрудников. Поэтому в общем случае физические лица декларацию по НДФЛ не подают — для этого есть другие формы отчетности, которые обязан сдавать работодатель. А вот если гражданин получил в отчетном периоде иные доходы, например, оказал кому-то услугу за плату , не имея статус ИП, у него возникает обязанность самостоятельно уплатить НДФЛ и подать декларацию.

Как отчитаться перед ФНС

В большинстве случаев у налогоплательщиков есть выбор между подачей декларации на бумаге, в том числе посредством Почты России, и предоставлением ее в электронной форме. Но есть исключения.

Так, декларация по НДС должна направляться налогоплательщиками строго в электронной форме посредством электронного документооборота с ИФНС, осуществляемого через операторов. Для крупных работодателей, у которых среднесписочная численность работников за прошлый год составила 100 человек и более, также установлена обязанность подавать налоговую отчетность в электронном виде. Правило действует и на компании, организованные в текущем году, если численность работников в них 100 и более человек.

На нашем сайте вы можете найти пошаговый порядок заполнения большинства налоговых деклараций:

Следует обратить внимание, что каждая декларация имеет собственный срок и периодичность представления. Некоторые из них, например, декларация 3-НДФЛ, декларации по УСН, подаются 1 раз в год. Но есть и декларации, которые следует подавать за каждый квартал (например, декларация по НДС, по ЕНВД) либо за каждый месяц (для некоторых плательщиков это декларация по налогу на прибыль).

Контроль и ответственность

Правильному заполнению деклараций следует уделить особое внимание, ведь именно на их основе исчисляются и уплачиваются налоги. А это является предметом контроля со стороны государства, поскольку именно налоговые платежи составляют основу госбюджета.

Каждая декларация после ее подачи проходит камеральную проверку. В ее ходе налоговый орган на основании имеющихся у него данных контролирует правильность сведений и исчисления налога. Если выявляются ошибки, налогоплательщик ставится об этом в известность. У него могут быть запрошены пояснения, документы, а также в его отношение могут быть инициированы другие мероприятия налогового контроля.

За непредставление налоговой декларации в срок налагается штраф в соответствии со статьей 119 НК РФ. Его размер составит 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не менее 1000 рублей и не более 30% от суммы налога. Если налог не был уплачен в срок, то может быть наложен штраф по статье 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы.

Читайте также: