Почему государство не любит тех кто не платит налоги

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России
Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? И что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

«У нас в России нет чувства налогоплательщика, то есть вас почему-то мало интересует, куда тратят деньги», — отметил в начале марта глава Счетной палаты, а в прошлом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. А без заинтересованности гражданского общества в том, как реализуются национальные цели, трудно достичь высоких результатов, добавил он. Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? Чем отличаются от нас более сознательные жители других стран? И главное, что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

Кудрин в тренде

Однако та же организация рассчитывает и другой показатель — уровень участия общественности в процессах формирования и контроля исполнения бюджета. И тут наши результаты хуже: по итогам 2017 года Россия набрала 13 баллов из 100. Это, конечно, лучше, чем у Таджикистана (7 баллов) или Турции (0 баллов), но хуже, чем у Новой Зеландии (59 баллов), Южной Кореи (39 баллов) или Грузии (22 балла).

Виновато тяжелое прошлое

Виновато монгольское иго, считает адвокат и член философского общества РАН Рустам Чернов. «До вторжения монголов русские княжества развивались по полисному европейскому типу, в них было все то, что сейчас присутствует в европейской традиции: народовластие, выборность должностей, система налогообложения», — указывает Чернов.

Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.

На смену Золотой Орде пришло Московское царство (возвышение которого связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских), затем революция с ее продразверсткой и коллективизацией, потом советский режим, где практически не было частной собственности. «С начала XIII века русский народ просто не имеет возможности осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства», — считает Чернов. Он добавляет, что «монгольская традиция власти» сохраняется в России и сегодня. Поэтому, чтобы переломить ситуацию, важно изменить само государственное устройство, передав распределение части бюджетных средств в руки самоуправления.

Но, возможно, пришло время перейти из реальности «Заплати налоги и спи спокойно» на следующий этап — когда человек ответственен за собственное завтра. Как это сделать?

Федеральный бюджет не для всех

Что касается «секретных» статей бюджета, то они могут не раскрываться при публикации, но не при рассмотрении в конгрессе — скрыть содержание любых статей от депутатов невозможно. «Само же количество „секретных“ статей минимально, как и возможность „перепрограммирования“ ассигнований: если в бюджете заложен авианосец, на этапе исполнения бюджета его нельзя „разменять“ на 30 танков и 50 истребителей», — поясняет Ермоленко.

В России же парламент при формировании федерального бюджета выполняет, скорее, роль декорации, считает управляющий директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах. Вряд ли возможен контроль непосредственно со стороны населения, поскольку оно практически не участвует в наполнении федеральной казны — основные средства поступают от крупнейших экспортеров.

Впрочем, контроль федерального бюджета со стороны населения и не нужен. «Федеральные проекты трудно мониторить, — говорит Табах. — Мы не в состоянии оценить, насколько адекватны расходы, например, на Сирию и прочую геополитику. А вот оценить расходы на укладку плитки в состоянии».

Так что с вопросом, на что потрачены деньги, следует идти не в Госдуму, а в мэрию. «Кстати, в Москве больше половины бюджета уже формируется за счет НДФЛ, налогов на имущество и на транспорт. К этому показателю приближаются и некоторые другие регионы», — отмечает Табах.

Власть — советам!

Для этого, считает Подниек, важно развивать простую и доступную информационную среду, информированность о задачах, которые стоят перед этим образованием (районом или селом), задачах, которые решены за счет собранных налогов, и о программах развития, к которым налогоплательщики могут присоединиться для решения этих задач. Поможет и отмена навязывания различных централизованных услуг: например, надо дать родителям самим выбирать поставщика школьного питания, добавляет Муратова.

Особенности национальной сознательности

Уж точно не тем, что их граждане с радостью платят налоги. Никто не любит расставаться со своими деньгами, поэтому собираемость налогов, подчас довольно высоких, во многом держится на понимании, что в случае уклонения от уплаты наказание будет очень суровым. Так что проблема уклонения от уплаты налогов не решена окончательно ни в одной стране. Однако помимо вынужденной ответственности платить налоги у этих стран есть еще кое-что общее.

Например, содержание локальных участков образцовых немецких дорог лежит на плечах местных жителей. «Если в коммуне не хватает средств на оплату ремонта дороги, то жители выплачивают эти деньги из своего кармана, — рассказывает финансовый консультант Елена Казакевич. — Это ли не самая эффективная система отслеживания бюджетных средств на местном уровне? Житель заплатил налоги, зная, что часть из них пошла в местный бюджет, но при этом в местном бюджете нет средств. Появляется вопрос: куда они делись?»

В странах с высокой налоговой культурой граждан обычно и налоговое бремя довольно высоко. Типичным примером могут служить скандинавские страны. Большие налоги возвращаются гражданам высокой степенью социальной защиты. С одной стороны, это примиряет людей с большими налогами, а с другой — побуждает их внимательно относиться к тому, на что тратятся их деньги. Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов.

Длинная рука Дяди Сэма

«В Соединенных Штатах каждый гражданин обязан раз в год самостоятельно подавать налоговую декларацию и выплачивать рассчитанные на ее основе налоги, — рассказывает Виталий Манжос. — В целом это похоже на то, как в России уплачивают налоги индивидуальные предприниматели». Это принципиально отличается от российской практики, где подоходный налог наемного работника выплачивает работодатель.

«В США каждый платит свои налоги сам. И четко представляет себе, сколько денег забирает из его кармана Дядя Сэм», — говорит генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Безусловно, чувство налогоплательщика у гражданина лучше развито там, где налоги платит он сам, а не его работодатель», — уверена директор по развитию бизнеса фискальных решений «Атол» Юлия Русинова.

Значит ли это, что сознательность россиян повысится, если мы начнем сами платить за себя налоги? Все не так однозначно.

Каждый платит за себя сам

Система, существующая в России, вполне эффективна и удобна как для работодателя, так и для работника, практически единогласно подтвердили опрошенные Банки.ру эксперты. Ведь в реальности на сознательность граждан влияет не только и не столько то, кто уплачивает налоги — работодатель или сотрудник. Например, в Германии, как и в России, работник получает зарплату, уже «очищенную» от налогов. «Однако сотрудник получает также и так называемую карту зарплаты, в которой прописывается, какие именно суммы удерживаются из заработной платы работника и куда они идут — в федеральный, региональный или местный бюджеты», — обращает внимание Елена Казакевич.

«Нет прямой зависимости между самой налоговой системой и сознательностью граждан, — считает партнер ФБК Legal Александр Ермоленко. — Системы могут не отличаться принципиально. Разница, как ни странно, лежит в политической плоскости. То есть мы можем зафиксировать отличия не на этапе сбора налогов, но главным образом на этапе дальнейшего взаимодействия граждан и государства, получения государственных услуг, контроля за действиями госорганов, работы политических и неполитических объединений, активности парламентских партий».

Но какие конкретные действия помогли бы россиянам взрастить в себе чувство налогоплательщика?

Контроль и высокие технологии

Целевые или из общего котла — важно, чтобы за расходованием бюджета велся четкий контроль. На всех уровнях, в том числе со стороны СМИ. «За рубежом существуют сайты, на которых налогоплательщики могут ознакомиться со списками осуществленных программ и проектов, которые финансировались из бюджета города, региона или государства. В РФ такие события полноценно освещаются редко», — отмечает Елена Муратова.

Однако для эффективного контроля бюджетных расходов одной гражданской активности недостаточно, нужны еще и определенные технологии. Например, машинная обработка большого объема неструктурированных данных. «Такая обработка должна выявлять закупочные процедуры с искаженными названиями, упрощать анализ информации и помогать экспертному сообществу быстрее обнаруживать различные нарушения», — говорит Юлия Русинова.

«Большинство транзакций, совершаемых сейчас в госсекторе, безболезненно переводятся с помощью современных информационных и финансовых технологий в добровольный и прозрачный формат. Без всяких революций, уличных протестов и погромов», — считает Артем Матвеев.

В России многое уже есть

«За прошедшие годы мы стали свидетелями (и неважно, заметили мы или нет) того, что вокруг нас формируется полноценная инфраструктура, на базе которой может быть реализован процесс по ознакомлению, управлению и контролю за „общественными финансами“, — говорит Василий Кисленко из „Налогии“. — Это портал „Открытое правительство“, портал „Российская общественная инициатива“, официальные сайты финансовых органов с реализованным функционалом обратной связи, программы поддержки местных инициатив, территориальное общественное самоуправление, проекты „Народный бюджет“ и многое другое». Кроме того, в России уже внедряются программы под общим названием «инициативное бюджетирование», добавляет Виталий Манжос.

Теоретически многое уже есть, но готовы ли на практике чиновники отчитываться перед населением, а не только перед вышестоящим начальством? И готово ли население строго отслеживать общественные траты?

С тем, что вырастить в нас «чувство налогоплательщика» — задача малореалистичная, соглашается и Александр Ермоленко. «Пока мы, скорее, делаем наоборот: государство глубоко заинтересовано в социальном иждивенчестве — так меньше спроса, в противном случае придется гораздо больше стараться, ведь настоящие граждане, налогоплательщики, несравнимо более требовательны, — говорит эксперт. — Не заинтересованы в новом подходе и мы сами, поскольку контроль — это большая, притом постоянная общественная работа, к которой мы непривычны. Кроме того, начав что-то менять в этом вопросе, дальше мы уже не сможем остановиться. Во всех странах и всегда это приводило к появлению настоящей политики и конкуренции в сфере государства, что также не добавит нам всем спокойствия. И трудно сказать, кто этого больше боится — государство или граждане».

Содержание статьи

    1. Почему НДФЛ никто не отменял?
    2. Кто не платит НДФЛ?
    3. С чего не взимается НДФЛ?
    4. Как вернуть или уменьшить сумму налога?


С 2019 года в налоговое законодательство введено такое понятие, как «единый налоговый платеж», ЕНП (ст. 45.1 НК). Он распространяется, в том числе на НДФЛ и является ДОБРОВОЛЬНЫМ . Добровольность – ключевое, что заинтересовало граждан. Все массово начали задаваться вопросом: «А нужно ли платить НДФЛ в условиях, когда он является добровольным?». Отвечаем – НУЖНО! И вот почему.

Почему НДФЛ никто не отменял?

Дело в том, что ЕНП – это не новый налог и не освобождение от НДФЛ, а лишь способ его уплаты. Его смысл в том, что можно частично или полностью заплатить подоходный налог добровольным авансом, еще до того, как ФНС пришлет налоговое уведомление на уплату (ч. 6 ст. 228 НК).

Как это работает? Например, вы получили подарок по дарственной. Или банк рефинансировал вам кредит и тем самым освободил от части долга. Так или иначе, это доход и с него нужно уплатить НДФЛ. Но вы не намерены ждать, пока ФНС насчитает налог и пришлет уведомление, и решили заплатить его авансом добровольно – теперь у вас есть такое право.

Но запомните: этот механизм не распространяется на налоги, которые у вас должен удерживать налоговый агент. Например, работодатель – ваш налоговый агент, он как и раньше, «откусывает» вам от зарплаты 13 процентов налога, и переводит их в бюджет, в это схеме ничего не поменялось (ч. 1 ст. 226 НК).

Впрочем, некоторым все же удается не платить налоги.

Кто не платит НДФЛ?

Итак, мы выяснили, на что идут 13 процентов от зарплаты – на уплату подоходного налога. Это обязательно, отказаться от его уплаты нельзя. Хотя некоторым все же удается. И законно, и незаконно. Среди них:

  1. Граждане, не имеющие доходов. Нет доходов – нет и налогов, все просто!
  2. Граждане, работающие неофициально. Тот же случай, что выше. С тем лишь отличием, что у первых нет дохода фактически, а у вторых – только формально, их работодатели не выполняют функции налоговых агентов и не передают сведения в ФНС, поэтому у налоговиков и нет претензий.
  3. Предприниматели и самозанятые. В отличие от первых двух категорий, третья платит налоги от своего дохода, но не НДФЛ. Например, для ИП существуют разные налоговые режимы. Самый распространенный – это УСН, он предусматривает уплату 6% от дохода. Похожая ситуация у самозанятых. Вместо НДФЛ самозанятый платит НПД в размере 4-6% (ст. 10 ФЗ № 422 от 27.11.2018). И касается это только профессионального или предпринимательского дохода, если деньги получены от иных источников – они также платят НДФЛ 13%.
  4. Граждане, получающие доходы, которые освобождены от НДФЛ. Тут тоже все просто. Есть много видов дохода, с которых налоги не взимаются.

С чего не взимается НДФЛ?

В соответствии со ст. 217 НК, существует 83 вида доходов, необлагаемых подоходным налогом. В их числе:

  • пособие беременным, выплаты на ребенка и иная госпомощь;
  • пенсии;
  • алименты;
  • доход от дарения недвижимости и ТС между близкими родственниками;
  • наследство;
  • доходы от продажи овощей и фруктов, выращенных дома без привлечения наемного труда;
  • стипендии;
  • доходы, полученные в качестве возмещения судебных расходов;
  • субсидии и прочие.

Как-либо оформлять освобождение не нужно, все это происходит автоматически, без вашего участия – налоговая просто ничего не начисляет на эти доходы.

Как вернуть или уменьшить сумму налога?

Даже если вы работаете официально, у вас нет возможности скрыть от государства свою зарплату и она – единственный ваш доход, не расстраивайтесь. Есть еще один способ, как не платить 13% от зарплаты. По крайней мере, частично. И имя ему – налоговый вычет. Это такая специальная льгота, которая уменьшает налоговую базу по НДФЛ (сумму дохода, на который начисляется налог), тем самым снижая сумму самого налога.

Работает это так: представим, ваша зарплата – 60 тыс. рублей, а сумма предоставленного вычета – 15 тыс. рублей. 60 - 15 = 45 тыс. рублей. Вот только на эти деньги будет рассчитываться налог, остальные 15 тыс. от него освобождены.

Вычеты бывают разные:

  • Стандартный (ст. 218 НК). Включает уйму категорий граждан (от чернобыльцев до родителей с детьми), для каждой из которых предусмотрен свой вычет. Например, если у вас есть 1 ребенок – вам положено 1400 руб. вычета ежемесячно.
  • Социальный (ст. 219 НК). Предоставляется в сумме расходов потраченных на благотворительность, на переводы в НПФ (не более 120 тыс. руб./год), на медицинскую помощь (без ограничений по сумме), на образовательные услуги (не более 50 тыс. руб./год) и ряд других трат.
  • Имущественный (ст. 220 НК). Предоставляется единожды лицам, которые получили доход от продажи или понесли крупные расходы на покупку имущества – недвижимости, транспорта и прочего. Сумма вычета зависит от вида дохода или расхода и купленного/проданного имущества. Например, при продаже квартиры – 1 млн руб., а при покупке – уже 2 млн!

Использовать вычет можно через обращение в налоговую, путем подачи декларации. Тогда ФНС рассчитает и вернет часть излишне уплаченного налога на ваш счет в банке.

Второй способ – через работодателя. В этом случае, перед тем как высчитать 13 процентов от зарплаты, бухгалтерия сначала посчитает вычет. В итоге из вашей зарплаты НДФЛ будет удержан в меньшей сумме. Или совсем не будет удержан – все законно и просто!


Истинные причины налоговых нарушений лежат глубже, чем жадность компаний и безответственность граждан. Экономический обозреватель форума инвесторов WMForum высказывает свою точку зрения!

1. Неэффективное использование бюджета

Оплата налогов – это коллективный договор общества с правительством, на основании которого граждане делятся с чиновниками частью своих доходов в обмен на то, что чиновники оказывают коллективные услуги своим гражданам. Это юридическая защита гражданских прав и экономических интересов граждан, обеспечение всесторонней безопасности каждого гражданина, создание качественной инфраструктуры для комфортной жизни, соблюдение утвержденной на всенародном референдуме Конституции и других законов страны, оказание качественных медицинских и социальных услуг, а также независимое регулирование единых правил развития бизнеса. Простыми словами – это обеспечение достойной и качественной жизни каждого гражданина своей страны.

Но когда собираемые налоги тратятся чиновниками неразумно, без соблюдения истинных интересов реальных граждан, а иногда даже наоборот – с ущемлением их интересов и гражданских прав, то у каждого здравомыслящего человека возникает вопрос: почему я должен еще и платить за столь низкое качество госуслуг? И пока представители власти не научатся относиться к своей работе более ответственно, как к сервису, призванному служить гражданам своей страны, уровень качества которого должен соответствовать уровню собираемых налогов и акцизов, эта причина будет являться объективным препятствием собираемости налогов. Ведь это ненормально, когда чиновники и топ-менеджеры госкомпаний закупают кровати и унитазы с позолотой, в то время когда мы через SMS собираем деньги на лечение больных детей.

Таким образом, руководству страны важно понять, что главное не сумма собираемых налогов, а рациональность и эффективность их использования. И это действительно крайне важно.

2. Непрозрачность бюджетных расходов

Эта причина, в свою очередь, является следствием первой. Чем больше бюджетных расходов и расходов госкомпаний скрывается от контроля населения – тем ниже уровень доверия экономически грамотных людей к своему правительству. Правительство демотивирует общество, когда вместо того, чтобы увеличить прозрачность государственных расходов и повысить экономическую грамотность граждан, неаргументированно прикрывается требованиями мифической безопасности и еще больше скрывает расходы. А общество делает шаг к деградации, когда министр образования заявляет, что «стране больше не требуется так много людей с высшим образованием».

3. Сложность системы налогообложения

Многоступенчатая система налогообложения, предусматривающая сборы денег с граждан и бизнеса за каждое их действие, а иногда даже бездействие, особенно сильно демотивирует людей, обладающих предпринимательским мышлением. А ведь именно эти люди способствуют экономическому развитию страны. Сначала мы должны сами позаботиться о том, где и как заработать деньги себе на жизнь, потратив много своего времени и сил. Государство, к сожалению, давно не способно помочь в этом своим гражданам, кроме тех, кто входит в узкий круг близких чиновников. Когда же людям удалось найти работу и заработать деньги, они платят свой первый налог от суммы всего полученного дохода. Но это только начало.

Каждая наша покупка включает НДС или акциз, по сути, дублирующий налог с продаж, который продавец включает в стоимость товара и, разумеется, вынужден перекладывать на конечного потребителя. Далее следует налог на имущество. Покупая автомашину или недвижимость, мы не только платим налог на приобретаемое имущество в момент покупки, но и ежегодно выплачиваем налог в пользу государства, тем самым многократно увеличивая стоимость использования этого имущества. И это не считая оплаты услуг ЖКХ и ремонтов, которые тоже оплачиваются дополнительно.

Аналогичная система налогообложения у бизнеса. Ну а система «исключений» для избранных компаний и лиц, близких к членам правительства, вместо жесткого соблюдения единого подхода создает предпосылки развития коррупции «на ровном месте». Мы часто с самых высоких трибун кричим о недопустимости использования системы двойных стандартов, но вся наша экономика и даже право построены именно на этом.

Кроме того, наши чиновники уже несколько десятилетий продолжают с умными лицами обосновывать необходимость такой сложной системы налогообложения и бухгалтерского учета, вместо того, чтобы инициировать переход на современный и понятный тип налогообложения и учета, построенный на простом принципе «карманов». Это общее международное понимание входящего и исходящего денежных потоков. В этом случае вы платите налог или от оборота, или от разницы между суммами поступлений и расходов (того, что вы положили себе в карман, и того, что из него потратили).

4. Отсутствие стратегии развития страны

Все мы знаем, что рыба ищет, где глубже, а человек или бизнес – где лучше. Все страны, добившиеся успеха на мировом рынке, создавали условия особой привлекательности для бизнесов, способствующих развитию этих стран. У каждой страны должна быть своя уникальная стратегия развития. Целеполагание и фокусировка – это основа основ любого дела. Невозможно двигаться куда-либо, не имея единого согласованного вектора развития. Иначе все движутся в разных направлениях, буквально раздирая экономику на части.

По мере того как государство формирует свое видение будущего – прозрачную и понятную для каждого гражданина цель, показывающую перспективы развития страны, формируется стратегия. Стратегия – это путь достижения согласованной цели. Причем цели, принимаемой всеми гражданами, что очень важно. В рамках разработки стратегии развития формируется такая система налогообложения, которая будет наиболее привлекательной для представителей того сектора экономики, на который государство решило делать ставку. Именно это, в сочетании со стабильностью государственных гарантий, и позволяет привлечь в страну лучшие умы и инвестиции, способствующие успешной реализации разработанной стратегии, и как следствие – достижению глобальной цели развития государства.

5. Безнаказанность и коррупция

Здесь все очень кратко и просто. В свете последних политических заявлений давайте признаемся хотя бы сами себе, что многие из нас думают так: «Зачем платить налоги, если время от времени парвительство проводит налоговые амнистии, тем самым давая понять гражданам, что своевременно налоги платят только глупцы и люди со слабыми нервами?». Своевременно платить налоги стараются те, кто мотивирован страхом наказания за несоблюдение закона. Именно для них (нас) и был придуман популистский лозунг: «Заплати налоги и спи спокойно». Таким образом, мелкие должники с крепкими нервами предпочитают просто скрываться от надзорных органов – от амнистии до амнистии. А крупные неплательщики знают, что всегда можно откупиться, заплатив часть задолженности.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

В этой статье — обзор способов совсем не платить налоги или платить поменьше. Универсального метода нет, потому что в каждом бизнесе нужно разбираться отдельно: что за сфера, какой регион, сколько сотрудников и расходов. Прежде чем менять налоговый режим, переезжать в регион со льготами или увеличивать расходы, поговорите со своим бухгалтером.

Олег Никитин

Способ 1. Уйти на налоговые каникулы

Налоговые каникулы — это возможность не платить налоги два налоговых периода. Каникулы бывают только для предпринимателей на упрощенке и патенте.

Налоги: 0 рублей в двух налоговых периодах. Два налоговых периода — это не всегда два года, давайте на примере:

1 января 2019 года Алена зарегистрировала ИП, она выбрала упрощенку. Ее налоговые каникулы будут идти два года: 2019-й и 2020-й — в это время ей не нужно платить налоги;

Если Алена зарегистрирует ИП 1 ноября 2019 года, каникулы будут короче: ноябрь и декабрь в 2019 году и весь 2020 год;

Допустим, Алена решила купить патент в Краснодаре на два месяца — он стоит 1000 рублей. Налоговый период будет равен сроку патента, это два месяца. Раз у Алены каникулы, она получает бесплатно свой патент и еще один на такой же срок, в сумме четыре месяца — это два налоговых периода.

Если в регионе есть каникулы для патента, выгоднее брать патент сразу на год, чтобы каникулы шли два года.

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году. Каникул от взносов нет.

Кому подходит: новым ИП в некоторых регионах по некоторым видам деятельности.

Подробно о налоговых каникулах мы рассказывали в другой статье.


Налоговые каникулы для ИП

Способ 2. Зарегистрировать ИП в регионе со льготами

На упрощенке «доходы» ставка обычно 6%, а на упрощенке «доходы минус расходы» — 15%, их так и называют: упрощёнка 6% и упрощенка 15%. Но есть регионы со ставками ниже — о них и поговорим.

Налоги: от 0% до 5% для упрощенки «доходы» и от 0% до 10% на упрощенке «доходы минус расходы».

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году.

Кому подходит: тем, кто только задумывается о своем бизнесе и готов переехать в регион со льготами.

Чтобы совсем не платить налоги, нужно найти регион со ставкой 0% для вашего бизнеса, сделать в нем прописку и там же зарегистрировать ИП. Вот для примера несколько таких регионов.

Регион
Ставка на упрощенке «доходы»
Вид деятельности

оптовая и розничная торговля автомобилями, мотоциклами и их ремонт

здравоохранение и предоставление социальных услуг;

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

сбор и утилизация отходов;

производство бумаги и бумажных изделий.

выращивание овощей, трюфелей и грибов;

производство кожи и кожаных изделий.

выращивание зерновых культур;

разведение овец и коз;

производство безалкогольных напитков и пищевых продуктов;

научные исследования и разработки.

Если со ставкой 0% нет ничего подходящего, можно поискать города с 1%, 3%, 5%. О поиске льготных регионов мы подробно писали в другой статье — она о разработчиках, но принцип един.

Как разработчику сэкономить на налогах

Способ 3. Работать на патенте

Патент — дополнительная система налогообложения. Это значит, что нельзя работать только на патенте, но его можно добавить к упрощенке или общей системе.

Патент получают в том городе, где ведут бизнес. Если магазин, кафе или ветеринарная клиника в Челябинске, патент нужно оформлять в челябинской налоговой. Те, у кого бизнес в нескольких городах, оформляют по патенту на каждый город.

Налоги: 6% от налоговой базы. Налоговая база — не реальный заработок, а потенциально возможный доход, который рассчитывает налоговая. Но об этом можно не думать, потому что в налоговой сразу называют финальную цену: столько-то рублей за патент на месяц и столько-то за патент на год.

На патенте налог не зависит от дохода. К примеру, в Челябинске есть две парикмахерские, «Светлана» и «Катюша». Обе работают на патенте. За год «Светлана» заработала 20 млн рублей, а «Катюша» полмиллиона, но за патент они заплатят одинаково: 13 260 рублей.

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году.

Кому подходит: ИП, у которых меньше 15 сотрудников, подходящий регион и вид деятельности.

Нет единой фиксированной цены на патенты для всех предпринимателей во всех городах. Например, в грузоперевозках цена зависит от региона и количества фур.

Сумма задолженности по налогам за 2019 год сократилась на 6,2%, или 120 млрд рублей. Фото: iStock

Ситуацию с долгом отражает международный индекс DTI (англ. debt-to-income - отношение долга к поступлениям). Сейчас он самый низкий за всю историю наблюдений - 6%. "Если бы DTI сегодня находился на уровне двухлетней давности (9,2%) - долг в бюджет был бы почти на 900 млрд рублей больше. Снижение индекса оказывает прямое влияние на наполнение бюджета", - пояснил замруководителя ФНС Константин Чекмышев.

Фото: iStock

Фото: iStock

По итогам 2019 года налоговая служба также впервые не зафиксировала увеличения долга по имущественным налогам граждан. Не платят налоги вовремя минимум россиян. В большинстве регионов их число не превышает 1-5% населения.

В ФНС отмечают, что это в том числе результат создания условий для того, чтобы граждане могли быстро и удобно платить налоги. Сейчас это можно делать в личном кабинете и с помощью специальных электронных сервисов на сайте ФНС, введя УИН (уникальный идентификационный номер, указанный в налоговом уведомлении), заполнив платежное поручение.

Еще один механизм - так называемый единый налоговый платеж. Он появился в 2018 году и представляет собой аналог электронного кошелька. Налогоплательщик пополняет его заранее, а налоговые органы, когда приходит срок, самостоятельно разносят суммы на существующие обязательства.

Уже сейчас сумма таких платежей достигает одного миллиарда рублей. С начала 2020 года режим стал доступен для уплаты не только имущественных налогов, но и НДФЛ. В дальнейшем его можно распространить на платежи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, считают в ФНС.

Налоговая служба проводит акции по информированию о способах уплаты налогов и последствиях неисполнения этой обязанности. Уже запущены дополнительные меры по напоминанию о долге в личном кабинете. Изменения в законе позволят уже весной начать информирование о задолженности через смс, если гражданин дал на это свое согласие, напоминают в ФНС.

"При росте исполнения обязательств добросовестными гражданами и бизнесом особо важно обеспечить максимальное воздействие на тех, кто действительно не платит налоги. Это простой принцип справедливости: те, кто платит, должны быть уверены, что это сделают все", - отмечает Чекмышев.

Он напоминает, что налоговая служба в этом вопросе действует последовательно: от убеждения и более мягких юридических действий мер к мерам ответственности. Сначала выставляются уведомления, требования об уплате, но если на это нет реакции, начинается взыскание.

"Если речь идет о долгах юридических лиц и предпринимателей, по закону мы обязательно должны сначала обратиться в банки, - указывает замруководителя ФНС. - Конституционный суд еще 10 лет назад прямо сказал, что обязательное взыскание за счет средств должников в банке до направления документов судебным приставам - это часть системы гарантий соблюдения прав налогоплательщиков, ведь передача взыскания долга приставу создает риски новых обременений и негативных последствий для должников".

Для выбора срока мер взыскания в ФНС внедрили автоматизированное ранжирование - научили систему отличать кассовый разрыв от злоупотреблений. "При отсутствии признаков недобросовестного поведения, вывода активов мы максимально долго (насколько позволяет закон) ждем исполнения обязательств до передачи долга судебным приставам. И наоборот, если такие признаки, цифровые маркеры, есть, немедленно используем все возможности для взыскания долга", - поясняет Константин Чекмышев.

По его словам, здесь важен принцип следования долга за активами и имущественной ответственности за действия по уклонению от уплаты. "Организованное налоговой службой проектное сопровождение таких ситуаций демотивирует совершать злоупотребления, способствует повышению платежной дисциплины. При этом, если объективно нет возможности платить налоги в срок, мы всегда готовы на законных условиях предоставлять рассрочки, заключать мировые соглашения", - подчеркивает замглавы налогового ведомства.

За последние три года число таких процедур увеличилось в 13 раз. Только в 2019 году от мировых соглашений бюджет получил более 12 млрд рублей. Ежегодные поступления от, казалось бы, совсем бесперспективной процедуры - банкротства - сейчас составляют более 130 млрд рублей в год.

Долг не всегда нужно взыскивать принудительно - иногда он возникает и в результате ошибок. Такие долги ФНС нацелена урегулировать совсем по-другому, минимизируя конфликты.

В 2019 году налогоплательщики уплатили с ошибками 1 трлн рублей. Налоговики сами направили их на нужные счета. В этом же незаметном для налогоплательщиков ключе идет работа по проведению зачетов - это урегулирование долга за счет переплаты по другим обязательствам плательщика.

В совокупности урегулированных таким образом сумм долга уже больше, чем взысканных. Развивать эту практику помогут принятые в прошлом году поправки о снятии ограничений на проведение зачетов между разными видами налогов. Они вступят в силу 1 октября.

"По сути, это приближает нас к ситуации, когда минимизируются риски для налогоплательщика, связанные с необходимостью исполнения обязательств по различным налогам и уровням бюджетов. Главным будет наличие в консолидированном бюджете суммы платежа в целом. Это еще один шаг к упрощению расчетных отношений, формированию единого сальдо расчетов налогоплательщика и государства", - резюмирует Константин Чекмышев.

На упрощение взаимоотношений налогоплательщиков с государством направлены изменения, которые начнут действовать с 1 апреля: с этой даты не будут выставляться меры взыскания по долгам менее трех тысяч рублей. В большинстве случаев неуплата таких сумм не связана с уклонением от обязательств, поясняют в ФНС.

Читайте также: