Налоги при ярославе мудром

Опубликовано: 30.04.2024

Если Золотое Царство на Руси началось с приходом Рюрика, можно уверенно утверждать, что
домашнее рабство, возникшее ранее в славянских племенах, Рюрик значительно приумножил и укрепил. Но, .

Но, усмиренные жесткой княжеской рукой, смерды стали исправно платить дань, а кто-то из них, занимаясь торговлей или другими ремёслами, даже разбогател.
Так в первом Царстве – государстве подросла первая буржуазия со своими производственными отношениями.
Но ее рост душили не только суровые феодальные налоги.

Так, Чтобы построить на своем дворе кузницу, кожевенную, бондарную или гончарную мастерскую и начать товарное производство, мастеровому человеку требовались большие деньги. А занять их можно было только у ростовщиков под 500% годовых, что для любого начинающего ремесленника, в случае неудачи, могло обернуться пожизненным рабством.

Конечно, сельский пахарь в крайней нужде мог занять в рост под эти проценты, например, мешок-другой посевного зерна. Ведь, из каждого зёрнышка вырастает колос, в котором два - три десятка таких же зерен. А вовремя занятый мешок хороших семян, это десятки мешков прибыли.
Из них пять мешков (500%) он, во-первых, должен вернуть своему «благодетелю». Во-вторых, заплатить оброк феодалу. И, в-третьих, весь год худо-бедно кормить свою семью. При хорошем урожае это реально. Однако ремесленник - не землепашец. Он добывает свой хлеб более трудоемким способом. И такие проценты для него слишком высоки.
*** ***
Так однажды, одному очень искусному мастеру, для расширения кустарного производства, понадобились десять рублей серебром на строительство личной кузницы. Понятно, что в те времена серебро стоило очень дорого.

Казалось, он всё рассчитал правильно. Кузницу на своем дворе он построит за один месяц и, трудясь весь год, заработает, как минимум, 25 рублей серебром. Из них на 6 рублей он сможет весь год кормить свою семью. Другие 6 рублей в год он отдаст местному феодалу за право заниматься своим ремеслом. За 2 рубля с полтиной он наймёт молодого подмастерья,- без помощника кузнечных дел мастеру не обойтись. Закупка металла на следующий год тоже 6-7 рублей. А оставшиеся 4-5 рублей станут его личным накоплением.

Но, вот беда,- через год он не сможет отдать ростовщику 500% годовых, что составит целых 50 рублей серебром. В лучшем случае, экономя на здоровье близких, он вернёт только 15 рублей. Но это - всего 50% годовых, а не 500%, как требует ростовщик. И если их не выплатить, то через год его долг возрастет до 175 рублей серебром, (50руб. – 15руб.) х 5 = 175руб.

Не каждый феодал сможет сразу собрать столь огромную сумму. Ремесленник же за такой долг будет продан в рабство вместе со всей семьей. А деньгами за их продажу ростовщик - «благодетель» покроет свои «убытки».

Подобная правовая практика, разоряющая честного производителя товаров, сегодня называется «дефолтом». А тогда под его угрозой прозябало в нищете и рабстве, практически всё трудовое население Киевской Руси.

Такая "экономическая свобода" длилась вплоть до прихода великого князя Ярослава Мудрого. Только он смог грамотно разобраться в ситуации процентных ставок. И, когда (под страхом смерти. ) повелел ростовщикам снизить их до 50% годовых, бурный рост древних ремёсел не заставил себя долго ждать.
Так мастеровой люд оказался при деньгах, а налоги в княжескую казну потекли рекой.
*** *** ***
(*** Некоторые историки доказывают, что такие реформы на Руси провел Владимир Мономах, но автор в праве изложить свою версию событий.)

*** *** ***
Однако, оказавшись на фоне обуржуазившейся черни, князья и бояре схватились за голову. Если дело пойдет так и дальше,- наступит средневековый капитализм. А делиться властью с неотесанными смердами не хотелось. .
. Думали бояре, думали и, наконец, придумали «великую мудрость». .


БОЯРСКАЯ МУДРОСТЬ ИЛИ ИСТОРИЯ «КОЖАНОЙ КОПЕЙКИ»

Византийские миссионеры и купцы возили тогда на Русь множество товаров. Помимо церковной и прочей утвари, они торговали своим недавним изобретением – кожаными иконами с тесёмочкой. Внушая нашим предкам религиозные чувства, они предполагали, что каждый христианин должен носить эту икону на шее.
И древний наш народ действительно стал носить на шее иконы, но сразу превратил их в разменную денежку.

Икона имела свою определенную стоимость, а значит, могла обмениваться на другие товары или выдаваться в форме сдачи. Карманов на одежде тогда еще не было, а хранить на шее десяток – другой износоустойчивых денежных знаков оказалось очень практично. .

«Мудрость» многочисленных внуков и правнуков великого князя Ярослава заключалась в том, чтобы изготовить эти иконы в своем отечестве. Благо, больших затрат такое дело не составило.
Нарезать ровные квадратики из кожи не трудно. Дальше, свинцовой печатью оттиснуть на них красочное изображение, скажем, св. Девы Марии или Георгия Победоносца, сможет каждый икономаз (художник). А тесемочку для православной шеи приделает любая дворовая девка.

*** ***
В начале, когда на древний рынок обрушился шквал инфляционных денег, в выигрыше остались те, кто его устроил,- власть предержащие феодалы. Однако, сорвав огромный товарный куш, они в итоге проиграли собственное государство.

В первый день, пахнущие свежей краской, мелкие деньги ни у кого особого беспокойства не вызвали. Удивило только то, как князья, бояре и их подручные холопы-вышибалы, повторяя «подвиг» легендарного богача Садко, спешно скупали всё подряд целыми возами, но расплачивались только новенькими иконами.

На второй день обворованный рынок в панике взвинтил цены на всё, что у него ещё осталось. Торговцы не доверяли даже кунам и серебру, хотя видели, что господа по-прежнему платят мелкой кожаной «монетой». .

Началось повальное разорение ремесленников. Плакали даже очень богатые купцы, не зная, куда девать целые возы "выручки" - наторгованных кожаных денег, цена которых упала ниже кожаных заплат на штанах неимущего сословия.

А когда начались кастрюльные бунты, феодалы вдруг поняли, что, перекупщиков на их товары не найти. При взлетевших до небес ценах, серебра нет даже у ростовщиков. А всё население пытается расплатиться только никчемными «иконами».
. Надо заметить, что в ту пору золото на Руси считалось редкой иностранной диковинкой, и в товарно-денежном обмене оно практически не участвовало.

Гниющие горы товаров в забитых доверху закромах лежат у князей и бояр без движения, а оголодавшая чернь злобно крушит опустевшие торговые ряды, в надежде раздобыть хоть какой-нибудь еды.

Возникла большая смута. И, спустя какое-то время, экономически ослабленное Золотое Царство Руси, оказавшись легкой добычей для иноземцев, рассыпалось в прах под копытами монгольской конницы.

*** *** ***
Города и сёла пылали пожарами, а убегающих от врага мирных жителей убивали или брали в полон, отправляя на азиатские невольничьи рынки. Великие князья, стоя на коленях, слезно вымаливали пощаду. Клялись служить ордынскому хану, платить дань; за что и получали золотой ярлык на княжение.

Так распалось Золотое Царство Киевской Руси, а на его месте
зародилось Царство Серебряное, живущее под гнётом Золотой Орды.

За ним настало Царство Медное, коим 300 лет управляла династия царей Романовых.
За тем возникло Царство Железное, - СССР, которое, разумеется, тоже рухнуло.
. . . .
*** *** ***
Нынче же все мы живём в Глиняном Царстве - Буржуазного строя,
в экономической неразберихе коего все завязли по самые уши.
И, конечно же, наше правительство, не имея государственной мудрости, наступает на
те же грабли, что и древние бояре. История этих господ ничему не учит.

. И что мудрят. (с бензином, с акцизами, с повышением цен, штрафов и т.д., с "Платоном", в конце концов. Ведь, даже малейшее повышение платы за перевоз тонны груза сразу вызовет такую инфляцию, что никому мало не покажется. Однако власть придержащие господа уверенно заявляют, будто таким образом они (вопреки всем законам экономики. ) соберут средства для сокращения бюджетного дефицита. Нефигаси, господа буржуины.
Вон, спросите у Рыжкова (старшего), т.е., у Николая Ивановича, как он, будучи министром,
хотел бюджетную дыру СССР прикрыть повышением цены на хрусталь, ковры, телятину и прочее, что, якобы, пользуется буржуазным спросом. И что вышло.
А вышло всё хуже, чем "как всегда"!
Видать, и эти (новые) господа тоже хотят (опять. ) страну прос***.
Ну, никакого экономического контроля, над их подобострастием (перед лёгкой наживой) пока, к сожалению, нет.
Значит ждите очередной виток обнищания населения и, разумеется, новые кастрюльные бунты. в лучшем случае.
*** *** ***

1200г. Печатный станок, первым изобрёл И.Гутенберг

1400г."Кастрюльные бунты,шквал инфляционных денег", добавлю от себя + "Желтые жилеты" и распалось Золотое Царство.Не только правительству, не хватает"государственной мудрости", согласен и здесь. Спасибо ещё раз.В.Шепелин.

Да уж! Если ничего не покупать, то цены кажутся сносными. Но если эту инфляцию сейчас не остановить, то "Жёлтые жилеты" с лозунгами: "Долой французов из российского правительства" появятся уже этой осенью. Надеюсь, что Президент этого не хочет.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Политический строй:

Социально-экономическое развитие:

Период ХI-ХII веков в экономическом отношении можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В ХI веке продолжается подъем экономики Киевской Руси. Он происходил на фоне продолжавшегося расширения ее территории за счет дальнейшего освоения Восточно-Европейской равнины. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития. Повсеместно распространяется пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хозяйстве. Даже на самых отдаленных окраинах Киевской Руси сложились боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост городов, на Руси накануне монгольского вторжения было около 300 городов. Городское население было представлено ремесленниками, которые селились в слободах по специальностям. В отличие от Западной Европы, городские ремесленники Киевской Руси не объединялись в цехи. Своего расцвета ремесленное производство достигло в ХI-ХIII веках, когда насчитывалось несколько десятков специальностей. В результате развития внешней торговли на Руси появились деньги; их чеканкой почти не занимались, а использовали арабские и византийские монеты из золота и серебра. Гораздо большее распространение имели серебряные и медные слитки, на которых ставились княжеские клейма с указанием веса. Так, с ХI века известна единица “гривна” – слиток серебра весом в один фунт, или примерно 400 г. Из “Русской правды” можно сделать вывод, что уже в ХI веке на Руси были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте встречаются такие понятия, как “одолжение по службе”, “отдача денег в кредит”, “процент”, “торговля в кредит” и т.д. Основная масса населения Руси в ХI-ХII веках – свободные общинники (“люди”)– жила в сельских общинах и обязана была платить дань князю. Община имеет уже не родовой, а территориальный характер. “Людьми” называли как городское, так и сельское свободное население Древнерусского государства. Известны также такие категории населения, как смерды, закупы, рядовичи, изгои, челядь, холопы. Смерды – крестьяне, жившие на землях вотчинников (князей или бояр) и обязанные платить вотчиннику оброки и выполнять различные повинности (По другим данным, смердами называли свободных крестьян-общинников, обязанных платить дань князю). Закупы – категория зависимого населения; как правило, закупами становились разорившиеся общинники, получавшие от феодала участок земли и инвентарь. Кабальные закупы должны были в обмен на “купу” (помощь в натуральной форме или деньгами) работать в имении господина. Рядовичи – также слой лично зависимых людей, они служили феодалам по ряду (договору). Изгоями называли лиц, вышедших из своей социальной группы (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и др). Рядовичи и изгои, а также закупы, подвергались телесным наказаниям, были неполноправны в суде, а также сами не отвечали за некоторые преступления. Холопы и челядь представляли собой категории населения, по своему социальному положению близкие к рабам. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопкой или холопом, а также добровольной продажи себя или своих детей в рабство. Дети холопов становились холопами. Они не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопы были полностью бесправны. В ХII веке холопство усложняется: оно делится на полное (обельное) и неполное. Часто холопы занимали ответственные посты в княжеском управлении. Категории городского населения известны под следующими наименованиями: люди, мужи, гости (иностранные купцы), купцы, черные люди. Формируется княжеский домен – земли, которыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчины – наследственные земельные владения, которые князь давал своим дружинникам. Таким образом, в ХI веке начинает формироваться, наряду с княжеской, боярская вотчина. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на кормления – сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам – боярам и церкви – право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве. В этот же период появляются монастырские вотчины. Так на Руси формируется феодальное землевладение, а также население, обязанное платить подати своему господину. Возникает новая форма зависимости – личная. Основной формой экономической зависимости крестьян он землевладельцев был натуральный оброк. Княжеские и боярские вотчины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. В данный период каждый князь имел еще свою дружину. К концу ХII века она начинает называться двором; вместо слова “дружинник” появляется другое - “дворянин”. Постепенно начинает формироваться, наряду с вотчинным, поместное или условное землевладение. Князья, бояре, монастыри приглашали на службу младших княжеских и боярских детей, разорившихся феодалов. Из таких “служилых людей” начал формироваться слой поместного дворянства. По отношению к крестьянам они имели те же права, что и феодалы. За выполнение службы землевладельцы давали им участки земли – условное владение на период службы собственнику земли. После окончание срока службы поместье могло быть отобрано.

Князь Ярослав по прозванию Мудрый правил в Киеве удивительно долго для XI столетия, если вспомнить, что он отвоевал отцовский престол, будучи уже зрелым мужем. Таким долголетием князь был обязан не только хорошему здоровью, но и разумной политике. Прежде всего, Ярослав Владимирович повелел составить краткий свод законов для наведения порядка в Древнерусском государстве. Последнее тогда еще толком не оформилось, разобщенные славянские племена не всегда ладили, живя по разным правилам. Больше всего хлопот власти доставлял обычай кровной мести, именно его киевский князь постарался ограничить и даже обернуть себе на пользу, чтобы получать от родовых раздоров немалую прибыль.

Портрет Ярослава Мудрого
Портрет Ярослава Мудрого

В ранней «Русской Правде» в основном описываются различные по тяжести преступления, которые полагалось искупать большими денежными штрафами. Лиходея обязывали выплачивать компенсацию потерпевшему или его родне, а также вносить деньги в княжескую казну за нарушение порядка. Преступивший закон заглаживал вину, расставаясь с гривнами, серебряными слитками установленного веса. В землях восточных славян те когда-то ходили наравне с монетами и были очень удобными для крупных торговых сделок. В Киеве отливались гривны весом около 160 граммов в форме ромба с вытянутыми и обрезанными краями. Поверхность местных слитков пористая, ведь расплавленное серебро мастера заливали в специальные земляные формы, где тут же вскипали остатки воды. У новгородских гривен традиционно более вытянутая форма и больший вес (чуть более 200 граммов). В прочих русских городах тоже выпускались собственные серебряные слитки. Обратите внимание, что гривна – это не только денежная единица, но и мера веса в Древней Руси, поэтому не стоит удивляться такой фразе, как, например, «полгривны золотом».

Ярославу Мудрому было куда выгоднее взимать с преступников деньги, чем бесплатно наблюдать побоища на собственных землях. Не осмелившись полностью запретить кровную месть, он ее существенно ограничил. Теперь за убитого или покалеченного родича по княжеской воле были вправе мстить только его родные братья, сыновья, дядья, племянники или отец. Да и те могли чинить расправу не самовольно, а лишь по приговору княжьего суда. Закон запрещал всем прочим близким пострадавшего или убиенного проливать кровь преступника.

Князь Ярослав редко вершил суд лично, чаще перепоручая это дело ябедникам, доверенным лицам, ведавшим сбором податей и правосудием на местах. Любопытно, что при этом на истца ложились обязанности по выяснению личности подозреваемого и сбору доказательств его вины. Если речь шла о краже, то обворованный за три дня до обращения в суд обязывался громко и четко заявить о пропаже в людном месте, подробно описав похищенное. Даже Киев в XI веке был небольшим городом, и сокрытие любой хоть сколько-нибудь ценной вещи осложнялось, потому что горожане могли указать на вора. Одним словом, прежде чем взывать к правосудию, человек должен был примерно представлять, кого обвинять в своем несчастье, и собрать нескольких свидетелей.

Древнюю Русь не обошел распространенный в остальной Европе «Божий суд». Когда свидетели заявляли прямо противоположное, или следствие заходило в тупик по иным причинам, ябедник мог назначить испытание водой или огнем. Первое проводили при исках от 2 гривен в серебре до полгривны в золоте. Ежели обвиняемый или потерпевший ничем не подкреплял правоты, его опускали на веревке в ближайший освященный водоем. Случись человеку всплыть, он признавался виновным, но если начинал тонуть, его вытягивали назад полностью очищенным от подозрений. При тяжких преступлениях или разбирательствах на крупные суммы подвергали испытанию каленым железом или переходом через высокий костер. Если ожоги заживали без осложнений, княжеский суд считал это достаточным оправданием. В пустяковых делах ограничивались приведением человека к присяге на Святом Писании. Судебные поединки на Руси не прижились.

И. Билибин, Суд во времена русской правды (1907)
И. Билибин, Суд во времена русской правды (1907)

Статьи «Русской Правды» о розыске беглых преступников и пропавших вещей могут показаться нам чем-то диким, но то было нормально для XI века. Когда люди князя гнались за вором, и след обрывался возле какого-то селения, то у местных выбор: или помогать искать злодея, или складываться всей общиной на возмещение ущерба обворованному и на изрядный штраф в пользу князя. Если же преследователи теряли след в безлюдных местах, то дело на этом считалось закрытым.

В современном праве убийство, совершенное во хмелю, считается еще более тяжким преступлением. Но в Древней Руси душегубство, содеянное сгоряча, во время пира или ссоры, давало лиходею право на помощь его общины, где царила круговая порука. Соплеменники выплачивали виру за убитого, если провинившийся собрат до того не уклонялся помогать им в подобных случаях. Когда же человека лишали жизни с холодной головой и безо всякой причины, община передавала убийцу в руки княжеского суда.

Ярослав Мудрый изыскал способ получать выплаты максимально быстро и при этом экономить на содержании своих людей. Вирник, сборщик штрафов, и несколько княжеских дружинников селились в городах и весях рядом с преступником и жили за его счет до погашения долга. Князь предписывал заканчивать дело в одну неделю, но его люди частенько задерживались. Им полагался богатый стол, куда обязательно включалась баранина или говядина, хлеба, сыры, а также ведро хмельного кваса в день. Сверх того хозяин обеспечивал надлежащий уход коням дружинников и кормил тех лишь качественным овсом. Такие траты изрядно облегчали мошну даже состоятельному человеку, и тот стремился поскорее отдать князю положенные гривны, чтобы избавиться от его прожорливых ратников.

В память тысячелетия «Русской Правды» Центробанк России выпустил специальную серебряную монету номиналом в 3 рубля. Центр лицевой стороны занимает геральдический двуглавый орел, по сторонам от скипетра и державы проставлены проба и вес драгоценного металла. Для реверса выбрали фрагмент новгородского монумента в честь тысячелетия России. Рядом с Ярославом Мудрым стоит его внук - князь Владимир Мономах (1113-1125) с раскрытой книгой в руках. Последний славен переработкой «Русской Правды», изрядно устаревшей к началу XII столетия.

3 рубля «Тысячелетие Русской Правды» (2016 г.)
3 рубля «Тысячелетие Русской Правды» (2016 г.)

  • Металл: серебро 925-й пробы;
  • Масса: 33.94 г;
  • Диаметр: 39 мм;
  • Монетный двор: Санкт-Петербург;
  • Гурт: рубчатый;
  • Год чеканки: 2016.

Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром

Принятие христианства князем Владимиром имело огромные последствия для страны. Данное событие заложило основы будущего расцвета Руси. Но проявился этот расцвет в полной мере лишь при потомках Владимира.

После смерти Владимира в 1015 году вновь разгорелась борьба за власть между его сыновьями. Наиболее агрессивным в этой борьбе был Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Народ очень любил Бориса и Глеба за их праведный образ жизни и потому эти люди стали первыми русскими святыми мучениками, а сам Святополк получил в народе прозвище «Окаянный».

Ярослав, как считается, был человеком очень умным, знал языки, проявлял качества талантливого правителя, за что и получил в народе прозвище «Мудрый».

Еще в 1016 г., будучи князем Киевским, Ярослав создал первый письменный свод законов Древней Руси – «Русскую Правду». Изначально «Русская Правда» распространялась только на Новгород, но как только Ярослав Мудрый стал правителем всей Руси, так и «Русская Правда» стала общерусским законом. Это был еще один очень большой шаг в деле укрепления единства страны.

В 30-егг. XI в. Ярослав разбил печенегов, освободив Русь от постоянных набегов этих кочевых народов. В честь этого события в то же время были построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве.

Власть Ярослава была настолько сильной, что он впервые в истории православной Руси позволил себе самостоятельно назначить митрополита всея Руси без ведома византийского патриарха (раньше митрополиты нам всегда назначались из Византии). Так первым русским митрополитом стал священнослужитель Иларион. Иларион известен не только как первый русский митрополит, но и как автор выдающегося памятника литературы Древней Руси – «Слово о законе и благодати» (примерно 1037 г.).

У Ярослава Мудрого, помимо всего прочего, было много дочерей, которых он с удовольствием выдавал замуж за европейских королей и принцев, тем самым укрепляя авторитет Руси на международной арене и свои собственные связи с европейскими правителями. Наиболее известной является младшая дочь Ярослава Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I. Династические браки также стали немаловажным фактором расцвета Древней Руси в первой половине XIвека.

Таким образом, в годы правления Ярослава Мудрого, Руси достигла расцвета во всех сферах: экономической, социальной, политической и духовной. Желая предотвратить ссоры между своими сыновьями, Ярослав перед своей смертью разделил земли Руси между потомками с той целью, чтобы каждый имел свое княжество, его развивал и не имел желание что-то отнять у брата. Но после смерти Ярослава все получилось с точность наоборот: опираясь на полученные княжества, сыновья Ярослава Мудрого начали воевать друг с другом, с целью захватить еще больше земель, власти и богатства, и вся вторая половина XI века стала периодом постоянных междоусобиц и отсутствием единства и стабильности в стране.

19.160. Эпоха Ярослава Мудрого

Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики

После смерти Владимира началась междоусобица среди его сыновей.

  1. Ярослав (сын Рогнеды)
  2. Мстислав (сын Рогнеды)
  3. Изяслав (сын Рогнеды)
  4. Святослав (сын чешской княжны Мальфриды)
  5. Святополк (сын вдовы Ярополка)
  6. Борис (сын византийской принцессы Анны)
  7. Глеб (сын византийской принцессы Анны)

Ряд исследователей полагают, что князь Владимир имел намерение передать престол любимому сыну Борису, в обход остальных. В тот момент, когда Борис узнал о смерти отца и захвате престола Святополком, он как раз возвращался из похода и уже успел достигнуть берегов реки Альты. Борис с необычайным смирением отнесся к известию о том, что Святополк собирается убить его и брата Глеба. Дружина Бориса убеждала князя собрать войско и выступить против старшего брата, однако Борис повел себя довольно инфантильно, став просто дожидаться убийц от Святополка. Возможно, что христианская идея о «непротивлении злу насилием» настолько глубоко засела в душу впечатлительному молодому князю, что он решил принять свою судьбу, какой бы страшной она не была. А может Борис просто был задавлен горем из-за смерти любимого отца. Сейчас мы не имеем возможности объяснить причины бездействия Бориса в такой важный исторический момент, однако итог был очевиден – князь был жестоко убит людьми Святополка.


Другой брат Святослав пытался бежать в Венгрию, но был схвачен людьми Святополка и умерщвлен. Братья Изяслав Полоцкий и Мстислав Тмутараканский оставались в этом конфликте нейтральными, что спасло им жизни. Историки говорят о том, что возможно даже существовал договор между Святополком и Мстиславом о разделе сфер влияния. Как бы то ни было, Мстислав продолжал заниматься расширением территории Руси в Азовском регионе.

Единственным из братьев, кто набрался смелости выступить открыто против Святополка, стал Ярослав. Война между братьями продолжалась 4 года, оба использовали наемные войска из других стран. Ярополк – нанял варягов, Святополк – прибегал к слугам печенегов. После своего первого поражения Святополк отправился в Польшу – просить помощи у короля Болеслава I. Польский король был заинтересован в расширении своего влияния на восток, поэтому дал Святополку войско, с которым тот смог отвоевать Киев у Ярослава в 1018 году. Ярослав был вынужден бежать в Новгород.

Однако дружба Святополка с польским королем была недолгой, вскоре Болеслав с войском возвратился домой. Святополк не смог удержать победу в междоусобной борьбе в своих руках, вскоре Ярослав с варяжским войском атаковал его, нанеся сокрушительное поражение. Святополк бежал на запад и предположительно умер в 1019 году где-то в Галиции.

Борьба Ярослава с Мстиславом Тмутараканским и новое объединение Руси

После того, как Ярослав одержал победу над Святополком, у него обнаружился новый противник в лице брата Мстислава.

В 1024 г. Мстислав одержал победу над Ярославом, после чего братья решили больше не враждовать, а приняли мудрое решение - разделить Русь на две части. Левый берег Днепра с северской землей, Черниговым, Переяславлем и другими городами отошло к Мстиславу. Резиденцией Мстислава стал город Чернигов. Под управлением Ярослава остались Киев со всеми правобережными землями и Новгород.

Заключение мира и разделение княжения по Днепру между братьями Ярославом Владимировичем Киевским и Мстиславом Владимировичем Тмутараканским.

Братья жили мирно и даже предпринимали объединенные походы против внешних врагов. Так, их объединенное войско нанесло поражение польскому королю, после чего спорные Червенские города снова отошли к Руси.

В 1036 г. Мстислав умер. Поскольку он не имел наследников, то его часть Руси отошла Ярославу.

«Русская правда» и категории населения Древней Руси

«Русская правда» - это свод законов Древней Руси. Этот документ регулировал при Ярославе Мудром размер штрафа (виры) и наказания за различные нарушения, закреплял принцип кровной мести (человек, который совершил убийство, может быть так же убит родственниками жертвы), которая была ограничена кругом ближайших родственников.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.


В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье».

Категории зависимого населения Древней Руси

  • смерды ? лично свободные сельские жители, зеледельцы-общинники. Имели право принимать участие в военных походах в качестве ополченцев. Смерд владел определенным имуществом, которое мог завещать только сыновьям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.
  • закупы ? лица, взявшие в долг («купу») и вынужденные отрабатывать этот долг в хозяйстве феодала. Устав о закупах помещался в одной из редакций «Русской правды». Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, то ответственность его была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть 'выдан головой', т.е. обращен в холопство. Такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина, не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Правовое положение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком и холопом.
  • рядовичи ? лица, которые по договору («ряду») работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами.
  • изгои ? лица, находящиеся как бы вне социальных групп (например, отпущенные на волю холопы, фактически зависимые от своего бывшего хозяина).
  • холопы (челядины) ? лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабыне.
  • наймиты ? общее название разорившихся крестьян и посадских, беглых холопов и прочих, нанимавшихся на работы и находившихся в личной зависимости от нанимателя;
  • прощенники ? бывшие холопы, получившие 'прощение' (свободу) с условием — работать на церковных землях. Зависели в судебном отношении от епископа и были обязаны уплачивать ему феодальную ренту.

Преобразования Ярослава Мудрого

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике.


Ярослав Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова по черепу.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром.


Победа Ярослава Владимировича Киевского над печенегами; бегство печенегов из-под Киева.


Софийский собор в Новгороде.

Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.


Золотые ворота во Владимире.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона — русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего».

Международные связи Древней Руси

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде. Сестра князя была замужем за польским королем.


А. И. Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда.

Сын князя Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха - принцессе Анне. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир Мономах.

Ярослав умело использовал династические браки в качестве средства укрепления мира. Сыновья Ярослава Владимировича Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь женились на немецких принцессах.

Старшая дочь Елизавета была супругой Харальда Сурового, норвежского короля. Анна, вторая его дочь, вышла замуж за короля Франции Генриха I, Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. А Анастасия вступила в брак с венгерским королем Андрашем I.

Читайте также: