Что такое налоговый рулинг

Опубликовано: 14.05.2024

Госдума приняла в пятницу в третьем чтении закон, вносящий поправки к нормам Налогового кодекса, регулирующие взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов. В частности, новации вводят в российскую практику налоговые рулинги — возможность компаниям заранее согласовывать с налоговиками планируемые сделки и в дальнейшем не опасаться претензий по ним. Также среди изменений — расширение перечня оснований для приостановки операций по счетам и приостановление решений налоговых органов при предоставлении банковской гарантии в ходе досудебного урегулирования споров.

Закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ" в первом чтении был принят еще в мае 2015 года, второе чтение состоялось 20 апреля текущего года, третье — в минувшую пятницу. Самая значимая для налогоплательщиков новация — появление возможности согласовывать планируемые сделки и операции с налоговыми органами. Реализуется она через развитие механизма получения так называемого мотивированного мнения налогового органа. "Теперь этот механизм стал аналогичен так называемым рулингам, используемым во многих странах",— пояснил "Ъ" партнер налогового отдела компании EY Иван Родионов. Он отметил, что новую возможность получают только налогоплательщики, работающие с налоговиками в особом режиме взаимодействия — налогового мониторинга. Напомним, этот режим открывает налоговикам доступ к бухгалтерскому и налоговому учету, а также к первичным документам организаций. Пока такие соглашения с ФНС заключили шесть крупных компаний.

По словам главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, использование рулингов снимает риски налогоплательщиков. "Главное, что после таких разъяснений, если налогоплательщик действует в соответствии с ними, ответственности ни при каких условиях для него наступить не может",— говорит депутат. По мнению Ивана Родионова, появление нормы о рулингах будет стимулировать компании вступать на путь раскрытия перед ФНС и инвестировать в развитие систем внутреннего контроля и IT.

Другая важная норма — введение института обеспечительных мер (приостановление решений налоговых органов при предоставлении банковской гарантии) в процедуру административного обжалования результатов налоговых проверок. "Эти нормы направлены на расширение прав налогоплательщиков при использовании досудебных механизмов урегулирования споров и повышение привлекательности административного обжалования. Насколько часто налогоплательщики будут пользоваться правом предоставления банковской гарантии, покажет практика",— говорит партнер налогового отдела компании EY Алексей Нестеренко.

Налоговый консультант АКГ "МЭФ-Аудит" Александр Овеснов отмечает проблемный характер новой нормы о десятидневном сроке, который устанавливается для представления возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. По его мнению, срок в десять рабочих дней (куда входит два дня на ознакомление с результатами) представляется в общем случае недостаточным. "На практике бывает так, что основные результаты выявляются налоговым органом не в ходе самой проверки, а на стадии дополнительных мероприятий",— отмечает эксперт. Указывает он и на новое основание для блокировки счетов налогоплательщика в случае необеспечения получения от налогового органа документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. "Установленный для этого срок в десять рабочих дней соблюсти в реальной жизни будет затруднительно. К счастью, действующих налогоплательщиков, уже применяющих системы электронного документооборота, эта мера коснуться не должна",— говорит Александр Овеснов.

Позитивной новацией эксперт называет появление возможности рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом с участием представителей налогоплательщика в случае выявления противоречий между документами последнего и материалами от нижестоящих налоговых органов. "В моей практике были подобные ситуации, когда инспекция, проводившая проверку, представляла в вышестоящий налоговый орган другие приложения к акту проверки, чем были представлены налогоплательщику, и этот факт выяснялся уже только при рассмотрении дела в суде",— отмечает Александр Овеснов.

Министерство финансов не предполагает крупных налоговых новаций на ближайшие годы и планирует придерживаться моратория на рост налоговой нагрузки. Ведомство предлагает сосредоточиться на реализации и совершенствовании тех налоговых решений, которые были приняты в последние годы.

Об этом рассказал министр финансов Антон Силуанов в своем докладе к парламентским слушаниям по Основным направлениям налоговой политики на 2016-2018 годы. По его словам, за счет повышения качества налогового администрирования будет обеспечена справедливая конкуренция и равные налоговые условия для ведения бизнеса.

Стенограмма выступления А. Силуанова опубликована на сайте Министерства финансов. Он рассказал о том, тяжела ли в России налоговая нагрузка и как ее размер соотносится с показателями других стран, о мерах по поддержке экономического роста и малого бизнеса, о шагах по повышению справедливости налоговой системы. «Бюджет» приводит ключевые тезисы доклада главы финансового ведомства.

В последние годы в стране был проведен целый ряд масштабных налоговых реформ (от «налогового маневра» в нефтяной отрасли и деофшоризации экономики до кардинальной реформы имущественного налогообложения). Вопросы правоприменения при реализации этих реформ на практике будут отдельной задачей Минфина и ФНС на ближайшие годы. В целом российская налоговая система сформирована и в серьезном пересмотре в среднесрочной перспективе не нуждается.

При этом необходимо сфокусироваться на следующих двух стратегических задачах:

1) Создание налоговых стимулов для экономического роста и обеспечение структурных изменений в российской экономике;

2) Повышение справедливости российской налоговой системы, создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков. Последнее приведет к повышению конкурентоспособности экономической среды в целом.

О размере налогов в России и повышении пенсионного возраста

По словам А. Силуанова, налоговая нагрузка в России выше, чем странах БРИКС и некоторых странах Таможенного союза. Уровень налоговой нагрузки в России по итогам 2014 года (по данным МВФ) превысил 36% ВВП. Это выше, чем в странах БРИКС и странах Евразийского союза, но ниже, чем в Европейском союзе.

«Свидетельствует ли это о меньшей конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с этими странами? Возможно. Однако дальнейшее снижение налогового бремени неосуществимо без принятия решений по расходам», - сказал глава Минфина РФ.

По его словам, страны БРИКС, включая Китай, тратят на оборону около 2% ВВП, Казахстан - 1% ВВП, а Россия - более 4% ВВП. Социальные расходы, включая здравоохранение, в России превышают 16% ВВП, в то время как в Казахстане и странах БРИКС, за исключением переживающей очередную рецессию Бразилии, они не превышают 10% ВВП.

Глава Минфина добавил, что если страна хочет иметь более низкие налоги, то и по уровню обязательств нужно выйти на более низкие уровни. А это, например, означает, что пенсионный возраст должен быть как минимум не ниже, чем в Казахстане (на три года превышает российский уровень). Он отметил, что в Китае вообще практически отсутствует пенсионное обеспечение в сельской местности.

Стимулы для экономического роста

Среди них А. Силуанов назвал следующие меры: налоговые льготы для «гринфилдов», льготы для региональных инвестиционных проектов (РИПы) и территорий опережающего развития (ТОРы), поддержка экспорта, предоставление преференций по налогу на прибыль.

В частности, для новых инвестиционных проектов («гринфилдов») предлагается дать возможность инвесторам уменьшить уплачиваемый налог на прибыль на суммы капитальных вложений. Это должны решить субъекты Федерации.

Налоговые льготы для РИПов и ТОРов работают на Дальнем Востоке. Эти меры вводились в течение последних двух лет. Минфин предлагает дальше улучшать эти режимы.

Так, готовятся предложения по либерализации налогового режима для РИПов. Они облегчат доступ инвесторов к налоговым льготам, уменьшат бюрократические и административные барьеры для инвесторов. Налоговые льготы также предусмотрены для вновь создаваемого свободного порта Владивосток.

Для поддержки экспорта предлагается упростить процедуру возмещения НДС. Что касается льгот по налогу на прибыль, то Госдумой были приняты поправки, существенно увеличивающие минимальную стоимость амортизируемого имущества, а также размер выручки, позволяющий перейти с ежемесячной на ежеквартальную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль. Эти меры должны привести к весомой экономии средств налогоплательщиков.

Поддержка малого бизнеса

Для малого бизнеса предполагаются специальные налоговые режимы. Это расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения (в том числе программное обеспечение, выпечка хлеба, кондитерские изделия, производство молочных продуктов).

Также речь идет о двухлетних налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей в сфере бытовых услуг. Для отдельных категорий предпринимателей и некоторых видов деятельности регионам разрешат снижать налоговых ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1% от доходов, а муниципалитетам - снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5%.

Подобные льготы не будут учитываться при распределении трансфертов в регионы, то есть не повлияют на величину получаемой финансовой помощи.

Также в числе мер предусмотрено введение специального патента для самозанятых, то есть лиц, не имеющих работодателей и наемных работников. Для таких налогоплательщиков будет введена специальная упрощенная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. При такой регистрации будут ограничены виды разрешенной деятельности, она будет выдаваться только на срок, за который уплачен патентный платеж.

Отдельно надо будет решить вопросы уплаты страховых взносов для таких самозанятых лиц, обратил внимание Министр финансов. Он напомнил, что аналогичная система в настоящее время применяется в отношении уплаты налогов мигрантами. Им разрешение на работу выдается при условии уплаты фиксированного авансового платежа, зачитываемого в счет уплаты НДФЛ.

Совершенствование налогового контроля

А. Силуанов напомнил, что уже принят и совершенствуется закон о деофшоризации экономики, будет проведена кампания по добровольному декларированию имущества и зарубежных счетов, сейчас начинают работать новые нормы контроля за трансфертным ценообразованием.

Существующая система налогового администрирования, по его словам, не уступает, а с точки зрения технических возможностей во многом превосходит системы администрирования многих развитых стран. Тем не менее, продолжается работа по повышению ее эффективности.

В том числе, продолжается внедрение системы электронного администрирования НДС (АСК НДС), решение вопросов контрольно-кассовой техники. Благодаря ей налоговые органы могут оперативно видеть и сопоставлять все налогооблагаемые операции по всей стране, выходить на проверки, отслеживать цепочки формирования добавленной стоимости, выявлять разрывы этих цепочек и назначать контрольные мероприятия.

«Нам представляется, что уже сам факт осознания налогоплательщиками того, что система становится более прозрачной, оказал положительное воздействие на поведение налогоплательщиков – доходы бюджета от НДС за январь – май 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли на 13%», - констатировал глава Минфина РФ.

Кроме того, внедряется новый инструмент налогового контроля - горизонтальный мониторинг. Это система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком. По сути, это добровольное согласие налогоплательщика (отнесенных к крупнейшим) на онлайн-доступ налогового инспектора в любой момент в его регистры налогового учета в обмен на отказ от традиционных налоговых проверок.

Также предлагается ввести в законодательство правовой механизм противодействия налоговым злоупотреблениям. Дать налоговикам инструменты борьбы с налогоплательщиками, которые, используя формально правомерные действия, преследуют основную цель в виде неуплаты или неполной уплаты налогов. Соответствующий законопроект был поддержан Правительством и уже внесен в Государственную Думу.

Еще один инструмент - институт предварительного налогового контроля (налоговые рулинги). Во многих ситуациях налогоплательщику важно получить квалифицированную информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить.

При этом такая информация (разъяснения) должна иметь правовые последствия, то есть если налогоплательщик воспользовался этим разъяснением, не скрыв ничего от налоговых органов при его получении, то правильность уплаты налога по такой сделке уже нельзя оспорить. С этой целью предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения, который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Также Минфин намерен сосредоточиться на борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения международными компаниями. Речь идет об устранении двойного «неналогообложения» доходов транснациональных компаний, ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации о налоговых платежах международных холдингов, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

Часть этих решений уже была реализована (пакет поправок по деофшоризации и налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний), часть – планируется реализовать в ближайшие годы. Также в ближайшие два года ведомство планирует создать законодательные основы для полноценного автоматического обмена налоговой информацией с большинством стран.

О консолидированных группах налогоплательщиков

Уплата налога на прибыль консолидированными группами привела во многих случаях к перераспределению налоговых доходов между бюджетами субъектов Федерации. Некоторые регионы потеряли доходы, некоторые приобрели их.

От функционирования КГН в 2014 году выиграли 53 региона, а снижение поступлений налога на прибыль произошло только в 32 регионах. Более половины от общей суммы снижения приходится на два региона – Москву и Ханты-Мансийский АО.

Этот механизм и вводился для того, чтобы налоги уплачивались по месту нахождения активов и работников, а распределение налога по стране стало более справедливым, напомнил глава Минфина РФ. До этого крупные компании уплачивали налог на прибыль в региональные бюджеты во многом произвольно – некоторые субъекты недополучали доходов, в то время как в другие уплачивалось необоснованно много.

Введение контроля за трансфертными ценами и КГН позволило использовать единую формулу для распределения налога между регионами, где холдинг ведет деятельность. Минфин в целом, следует из выступления А. Силуанова, выступает против отмены консолидированных групп налогоплательщиков.

В то же время ведомство предлагает сосредоточиться на исправлении некоторых недостатков КГН. А именно, предлагается разрешить доступ органов власти субъектов Федерации к некоторым показателям по КГН, которые в настоящее время составляют налоговую тайну, что необходимо для прогнозирования бюджетных доходов.

Также предлагается обеспечить стабильность структуры КГН, исключив возможность периодического изменения ее состава. Одновременно обсуждается возможность продления моратория на создание новых КГН до 2018 года (при этом разрешив изменять состав групп). Также Минфин считает необходимым смягчить правила контроля за трансфертными ценами внутри страны и полностью исключить контроль за ценами по сделкам, которые не приводят к перемещению налоговой базы между регионами, повысить порог признания сделок контролируемыми до двух-трех млрд рублей).

За последние годы в Израиле было принято несколько налоговых реформ. Появление реформ обусловлено растущей глобализацией, открытием новых рынков и необходимостью создания благоприятной налоговой атмосферы для инвесторов, в большей степени зарубежных. Очень многие страны снизили налоги и привлекли к себе огромные инвестиции, в то время как в Израиле долгое время налоги только росли.

В последние годы и в нашей стране пришли к выводу, что есть необходимость упростить налоговые решения и механизмы их принятия для бизнесменов и инвесторов. Одним из принятых в мире способов является получение предварительного решения налоговых властей.

Необходимость предварительного соглашения по налогам

Необходимость предварительного соглашения объясняется желанием сторон (инвестор и налоговое управление) как можно точнее смоделировать конечный результат сделки. Ведь сдвиг нескольких процентов в размере налога может коренным образом изменить результат сделки. С точки зрения инвестора, он может спокойно совершать сделку, не опасаясь изменения настроения налогового управления. Преимущество для государства заключается в получении информации о сделке на ранних этапах.

Куда обращаться за получением налогового решения

В главном налоговом управлении страны создан специальный отдел, который занимается предварительными налоговыми решениями. После объединения управления подоходного налога (мас ахнаса) и управления НДС (маам) этот отдел будет заниматься проблемами по этим двум направлениям. Дополнительно он занимается налоговыми проблемами сделок по недвижимости и международными налогами.

Отдел не занимается текущими проблемами, находящимися в ведении отделений налогового управления.

На каком этапе подается просьба о получении налогового решения

Обращения по вопросам подоходного налога (мас ахнаса) можно подавать до заключения сделки, во время и после ее совершения. Главное условие — просьба о налоговом решении подается до срока подачи годового отчета, установленного законом.

Вопросы по недвижимости и НДС (маам) следует подавать до момента совершения сделки.

Кто может обратиться за получением налогового решения

Может обратиться каждый бизнесмен или компания с помощью своего налогового консультанта или самостоятельно. Неграмотно составленные вопросы будут возвращены. Не может получить предварительное налоговое решение налогоплательщик, против которого ведется расследование и имевший в прошлом серьезные налоговые нарушения.

В случае, если, по мнению комиссии, вопрос должен решиться в процессе переговоров, то вопрос будет передан в налоговое отделение, в котором ведется дело компании.

В случае если ясный ответ находится в законе или основная цель сделки – увильнуть от выплаты налогов, в этом случае комиссия не будет отвечать на вопрос.

Два вида предварительных налоговых решений

Налоговое решение по соглашению – в этом случае это решение обязывает обе стороны — налоговое управление и налогоплательщика.

Налоговое решение без соглашения – в этом случае налогоплательщик не обязан обращать на него внимание и может его оспорить в суде.

Можно ли подавать анонимную просьбу

Разрешается подавать анонимные просьбы в начале рассмотрения (например, чтобы не рассекретить еще несовершенную сделку), но в дальнейшем необходимо предоставить данные сторон, участвующих в сделке.

Сколько стоит подать просьбу

С целью обеспечения эффективности работы отдела сумма установлена в размере около 10,000 шекелей минимум. Это сделано с целью избавить отдел от работы с мелкими сделками, вопросы налогообложения которых решаются в отделениях налогового управления.

Срок получения ответа

Налоговое управление обязуется предоставить ответ в течении 120 дней после предоставления всех необходимых данных и документов, фактически обещает отвечать намного быстрее. Вопросы по еще совершенным сделкам будут рассматриваться как можно быстрее.

Следует заметить, что, несмотря на то, что закон о начале работы отдела не принят, он фактически начал свою работу, и уже сейчас можно подавать просьбы о предварительном налоговом решении.

Новшества в законодательстве об освобождении владельца квартиры от налога с продажи жилья (после 06.04.2016 г.)

13.10.2019 В наших предыдущих публикациях наш офис не раз подчеркивал, что Закон о налогообложении сделок с недвижимостью предусматривает несколько оснований для освобождения владельца квартиры от налога с продажи недвижимости

Новый бизнес — регистрация и отчетность

24.10.2015 В преддверии нового года, когда многие готовятся открыть свое дело, мы решили упорядочить информацию об открытии и учете в новом бизнесе.

Перевод денег из-за границы и Израильские налоги

21.02.2015 Налоги при переводе денег из-за границы

Задайте свой вопрос на консультации он-лайн по теме «Налоговое право»

Почтовая рассылка

Свежая информация о новых законах, статьях по праву и юридических ответах, по электронной почте, два раза в неделю.
Рассылку получает 21053 подписчиков.

Израильское право и законодательство

Любое использование информации сайта допускается только с письменного согласия Издательства.

Цыганова Т.Д. 1 , Лялина Ж.И. 2

1 ORCID: 0000-0001-8200-0677, Студентка, 2 Кандидат экономических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет

ИНСТИТУТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены возможности и перспективы реализации в российской налоговой системе концепции партнёрских отношений налоговых органов и налогоплательщиков в форме предварительного налогового контроля. Проанализированы преимущества и недостатки введения налогового мониторинга и налогового рулинга, зарубежная практика их применения.

Ключевые слова: предварительный налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговый рулинг.

Tsyganova T.D. 1 , Lyalina Zh.I. 2

1 ORCID: 0000-0001-8200-0677, Student, 2 PhD in Economics, Associate professor, Far Eastern Federal University

INSTITUTE OF PRELIMINARY TAX CONTROL IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Abstract

The article considers the possibilities and prospects of implementation in the tax system of Russia the concept of partnership of tax service and taxpayers in the form of preliminary tax control. The article analyses the advantages and disadvantages of the introduction of tax monitoring and tax ruling, foreign practice of their application.

Keywords: preliminary tax control, tax monitoring, tax ruling.

Согласно Бюджетному Посланию Президента РФ о бюджетной политике в 2014-16 гг. налоговая система России ставит одной из целей качественное улучшение налогового администрирования. Актуальность данной проблемы обусловлена увеличением масштаба уклонения от уплаты налогов особенно в период нестабильной экономической обстановки, когда перед налоговыми органами стоит задача найти такие способы взаимодействия с налогоплательщиками, которые максимально снизят риск недополучения налоговых платежей в бюджет. Одним из таких способов решения проблемы является предварительный налоговый контроль.

Государство способно в полной мере реализовывать свою налоговую политику только когда налогоплательщики понимают всю важность уплаты налогов для общества и заинтересованы их платить [6]. Долгое время для налоговой системы России был характерен налоговый контроль, основанный на тотальной проверке документов в сочетании с комплексом тяжёлых карательных мер в виде санкций за нарушение налогового законодательства [4]. Фискальный характер налоговой системы также повлиял на формирование негативного отношения налогоплательщиков к уплате налогов. Доминирование принципа власти и подчинённости в налоговом администрировании приводило к низкой экономической отдаче, а налоговый контроль в целом являлся неэффективным.

В связи с этим государство было вынуждено искать новые пути взаимодействия с налогоплательщиками. Возникла насущная необходимость внедрения новых эффективных форм налогового контроля, которые могли бы позволить:

– бесперебойно финансировать доходную часть государственного бюджета, не нанося ущерб платёжеспособности налогоплательщика непомерными налоговыми санкциями;

– сокращать расходы государства на проведение налоговых проверок;

– изменить негативное отношение налогоплательщиков к налоговым администрациям.

На сегодняшний день наиболее перспективной видится принципиально новая форма взаимодействия Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков как партнёров. В этом случае государство выступает поставщиком определённого сервиса, который включает развитую инфраструктуру, благоприятные условия ведения бизнеса и др., а налогоплательщик, расставаясь со своими деньгами в форме налогов, получает возможность быть пользователем всех этих благ [1]. По мнению российских экспертов, партнёрские отношения – наиболее удобная и взаимовыгодная форма сотрудничества государства и налогоплательщика, обеспечение которой, также как и развитие экономики, возможно лишь при соблюдении базовых принципов налогообложения: определённости, стабильности и эффективности [2]. В налоговом контроле, основанном на партнёрских отношениях, основной упор сделан на превентивные или предупредительные меры в отношении возможных нарушений налогового законодательства.

Эта идея не является новой. За рубежом данная концепция активно реализуется на практике в форме институтов предварительного налогового контроля. Россия, напротив, всё ещё находится в переходном к данной системе взаимоотношений периоде.

Наибольшую известность на сегодняшний день получил институт налогового мониторинга. Содержание данной формы налогового контроля заключается в предоставлении налоговому органу доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и контроль налоговым органом в режиме реального времени за исполнением налогоплательщиком налоговых обязанностей [5]. Впервые налоговый мониторинг стал применяться в Нидерландах в 2005 г. Позднее стали появляться аналоги данного инструмента налогового контроля в других странах мира (таб. 1).

Таблица 1 – Институты налогового мониторинга за рубежом

09-12-2015 17-22-03

Несмотря на то, что формы налогового мониторинга в разных странах мира неодинаковы, общей чертой для всех видов является то, что налогоплательщики получают от налоговых органов заключение о квалификации для целей налогообложения как уже реализованных, так и только планируемых сделок в целях предотвращения налоговых споров.

Одним из наиболее значимых мероприятий по реализации концепции партнёрских отношений в России является введение 1 января 2015 г. института налогового мониторинга. Появлению предшествовал пилотный проект по внедрению расширенного информационного взаимодействия государства и налогоплательщика, проводимый в 2012-2013 гг. с участием четырёх крупнейших компаний: ОАО «Русгидро», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» [3]. На основании полученных по его окончании положительных результатов было принято решение закрепить институт налогового мониторинга законодательно в разделе V.2 Налогового кодекса РФ. Первым участником процедуры налогового мониторинга в России стало ПАО «Мобильные ТелеСистемы».

Система налогового мониторинга в России имеет как свои преимущества так и недостатки (таб. 2).

Таблица 2 – Особенности налогового мониторинга в России

09-12-2015 17-22-17

Вторым шагом в развитии налогового контроля, основанного на партнёрских отношениях, является попытка создания института налогового рулинга. Данная форма налогового контроля впервые упоминалась в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 г. и плановый период 2017, 2018 гг.» и ещё не закреплена законодательно. В отличие от налогового мониторинга, налоговый рулинг создаётся с целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях конкретной сделки, которую он только планирует совершить. Налоговый рулинг не подразумевает полной передачи ФНС информации бухгалтерского и налогового учёта. Налоговый орган проводит оценку возможных последствий будущей сделки и выдаёт соответствующее заключение, в соответствии с которым действует налогоплательщик. Налоговый рулинг, как и налоговый мониторинг, имеет большой опыт применения за рубежом. К примеру, во Франции применяется rescript fiscal, в США действует private ruling, в Израиле – tax ruling, а в Швеции – Forhandsbesked [3].

Система партнёрских отношений базируется на предупредительных мероприятиях налогового контроля и направлена на создание доверительных отношений между налогоплательщиком и государством в лице Федеральной налоговой службы. Институты предварительного налогового контроля, основанные на данной форме взаимоотношений с налогоплательщиками, позволят налоговым органам предотвращать незаконные схемы уклонения от налогообложения и минимизации налогов, снижать количество выездных проверок и в целом повышать уровень налогового контроля, по которому, как известно, оценивают качество работы всей налоговой службы. Сотрудничество, основанное на партнёрских доверительных отношениях, способствует в определённой мере изменению сознания налогоплательщика, и, следовательно, подходов к концепции налогообложения в целом.

Литература

  1. Вахитов Р.Р. Налогоплательщик и государство: обречённые на сотрудничество // Налоговед. – 2010. – №11. – С.12-14.
  2. Куклина Т.В. Метод горизонтального мониторинга в системе налогового администрирования в России // Актуальные проблемы управления и экономики: российский и зарубежный опыт. – 2013. – С.205-211.
  3. Надточий Е.В. Горизонтальный мониторинг – новая форма взаимодействия в налоговой сфере // Налоги и налогообложение. – 2013. – №1. – С.33-40.
  4. Панов Е.Г. Философия налогов // Вестник ФА. – 2009. – №5. – С.61-65.
  5. Тибирьков А.А. Налоговый мониторинг – новая форма налогового контроля // Налоги и налоговое планирование. – 2015. – №2. – С.8-13.
  6. Трошин А.Г. Формирование налоговой культуры налогоплательщиков в ходе налогового администрирования // Политика и право. Изд-во Амурского гос.университета. – 2010. – №10. – С.174-176.
  7. Шамсиева М.В. Налоговый мониторинг как инструмент совершенствования налогового администрирования и минимизации рисков российских компаний // Государственная политика и управление в России. Вестник ПАГС. – 2015. – С.109-115.

Посещение Федеральной налоговой службы. Осмотр модели помещения инспекции ФНС

Посещение Федеральной налоговой службы. Осмотр модели помещения инспекции ФНС

Перед совещанием Дмитрий Медведев осмотрел новую модель помещения инспекции Федеральной налоговой службы.

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Из стенограммы:

Принятые решения

Д.Медведев: Мы встречаемся в налоговой службе, для того чтобы обсудить достаточно интересный институт, так называемый налоговый мониторинг, который начал работать с 1 января 2015 года, функционирует уже несколько лет. Он позволяет налоговикам получать доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта компаний, которые заключили с Федеральной налоговой службой соответствующее соглашение, с высокой точностью оценить налоговые обязательства компании. Как я понимаю, это удобно для всех. То есть выигрывают все – и представители налоговых властей, и, что не менее важно, бизнес.

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Участники совещания

Список участников совещания о развитии системы налогового мониторинга, 13 февраля 2019 года

Во-первых, снижаются трудозатраты на администрирование налогов, это достаточно серьёзная, масштабная работа, в крупных компаниях в особенности. Все данные можно получить, никуда не выезжая. С другой стороны, растут доходы государства, поскольку выявлять ошибки и доплачивать налоги можно в оперативном режиме. Бизнес – а это, я считаю, исключительно важно – в большинстве случаев освобождается от камеральных и выездных налоговых проверок, это всегда большая головная боль для компании. От неожиданных визитов, которые далеко не всегда полезны для хозяйственной деятельности, когда почти вся структура, вся компания начинает работать на эту проверку, нормальный ритм сбивается. Дело даже не в каких-то нарушениях, а в том, что это само по себе достаточно серьёзное испытание.

По сути, мониторинг позволяет минимизировать персональное взаимодействие контролёра и проверяемого за счёт расширения инструментов дистанционного контроля. И самое главное, что присоединение к этому мониторингу формирует правильные поведенческие условия, поскольку на него соглашаются те компании, которые хотят быть открытыми (или готовы быть открытыми) для общества и государства, кто хочет продемонстрировать прозрачность своей работы клиентам, партнёрам по бизнесу. То есть согласие на налоговый мониторинг среди прочих факторов позволяет бизнесу формировать позитивный имидж самой компании, репутацию открытой и современной компании.

За последние годы количество участников налогового мониторинга выросло с 7 до 44 компаний. Эти компании обеспечивают более 12% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Я позвал руководителей компаний, это все очень крупные российские компании, лидеры экономики. И здесь присутствует несколько дочерних обществ крупных международных корпораций.

Опыт налоговой службы может быть полезен и в работе других контрольных служб. Нужно переходить в целом от жёстких действий, которые осуществляются уже постфактум, в режиме реагирования, – к превентивным мерам, профилактике. Перестраивать работу таким образом, чтобы смещать акцент с ответственности на предотвращение тех проблем, которые потенциально могут возникнуть.

И информационные технологии – в этом смысле наша налоговая служба является наиболее передовой организацией – позволяют всё это делать, работать в прозрачном режиме. Надеюсь, что опыт Федеральной налоговой службы в этой части будет полезен и для других органов управления. Особенно с учётом того, что сейчас мы готовим довольно серьёзную реформу контрольно-надзорной деятельности.

Я просил бы коллег высказаться. Сначала послушаем руководителя ФНС.

Пожалуйста, Михаил Владимирович (обращаясь к М.Мишустину).

Доклад Михаила Мишустина на совещании о развитии системы налогового мониторинга

Доклад Михаила Мишустина на совещании о развитии системы налогового мониторинга

В первую очередь мы хотим сегодня показать систему налогового мониторинга, доложить Вам о результатах работы, связанных с введением в России систем налогового мониторинга. Вы сказали, что к ней подключилось уже 44 компании. Если говорить об основе такого расширенного взаимодействия с налогоплательщиками, то в первую очередь это открытие информационных систем крупных компаний, что практически ведёт к отсутствию у них камеральных выездных налоговых проверок. Сделано это на основе принципа добровольного совместного соблюдения требований налогового законодательства, который известен во всём мире.

Развитие налогового мониторинга у нас в России началось с 2012 года. Я хочу поблагодарить коллег, которые начинали с нами этот проект – это компания «Роснефть», компания «Эрнст энд Янг», ряд других компаний, с кем мы отработали до 2015 года все основные элементы, связанные с системами налогового мониторинга и уже имплементировали с 1 января 2016 года это в нашу жизнь. Нефтяная и газовая отрасли, банки, металлургия, энергетика, машиностроение – это основные отрасли, компании которых участвуют в налоговом мониторинге.

Мы как раз проверили, 12,25% федерального бюджета эти компании обеспечивают.

Критерии, которым должна соответствовать компания, чтобы стать участником налогового мониторинга, – это оборот более 3 млрд рублей, активы компании тоже более 3 млрд рублей, совокупные уплаченные налоги в течение года во все уровни бюджета должны быть больше 300 млн рублей. Таких компаний чуть больше 1,8 тыс., соответственно, они так или иначе думают, размышляют, многие пока делают свои аналитические прогнозы, вкладываться ли им в изменение своих систем для того, чтобы сделать такой мониторинг возможным.

Д.Медведев: Это затратная история?

М.Мишустин: Да. Первые, кто прошли (я надеюсь, может быть, сегодня коллеги скажут, сколько они потратили) – это «САБ», ряд других компаний, в том числе 1С, которые предоставляют такие услуги.

Сначала об истории развития системы налогового мониторинга. Это стало идеей в 2005 году, которую реализовали в Голландии, Ирландии и Соединённых Штатах Америки. Называлось это горизонтальной системой мониторинга с соответствующими расширенными отношениями налогоплательщиков и налоговых органов. Позже 24 страны присоединились к этим системам. Мы постарались сделать так, чтобы все последние инновации, в первую очередь возможность работы онлайн с этими системами, были реализованы в нормативной базе и требованиях к системе внутреннего контроля в Российской Федерации. Нормативная база, которая у нас создана, соответствует всем международным стандартам. В первую очередь это риск-менеджмент – стандарт ИСО 31000. Это стандарты ОЭСР, стандарты аудиторов. На сегодняшний день, в том числе по оценкам наших зарубежных коллег, ОЭСР, мы полностью соответствуем требованиям, которые международные организации предъявляют к налоговому мониторингу.

Что важно? В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления налогов по всем видам соответствующих налогов и сборов. В частности, мы взяли интегрированные показатели, по налогу на прибыль компании видят в разы больше рисков, чем налоговая служба. Если компании важно понимать ситуацию, она запрашивает мотивированное мнение, или рулинги, налоговой службы. Таких рулингов выпущено 30, более чем на 116 млрд рублей по совокупной налоговой базе.

Д.Медведев: Каково правовое назначение так называемого рулинга? На него могут ссылаться потом другие компании как на прецедент или нет?

М.Мишустин: Вы имеете в виду прецедентное право, чтоб потом в судах…

Д.Медведев: У нас нет прецедентного права в стране, мы не англосаксонская страна. Я про другое: ссылаться на то, что уже аналогичным образом соответствующий казус был разрешён?

М.Мишустин: Нет. Мотивированное мнение в этом смысле выпущено только в сторону компаний. Мы хотели сегодня показать дерево уровня зрелости систем внутреннего контроля, которое компании сами оценили. Это совместная оценка налоговиков и тех, кто участвует в налоговом мониторинге.

Нас радует, что если говорить о ста баллах полного соответствия зрелой системе внутреннего контроля, то средняя оценка уровня зрелости сегодня составила 48 баллов, то есть примерно половина. Но точно абсолютно, что практически все компании, в том числе присутствующие, – добросовестные, хотят полной прозрачности своей финансовой отчётности.

Больше вопросов к матрице рисков, описанию контроля, оценке эффективности контроля. То, над чем мы сейчас работаем, те KPI, которые компании ставят на будущее, чтобы быть более прозрачными.

И наконец, преимущества. Вы говорили в своём вступительном слове, что, без сомнения, сокращаются трудозатраты компаний на сопровождение мероприятий налогового контроля – более 30%. Колоссально сокращается количество истребованных документов. На сегодняшний день мы фиксируем на 77% сокращение таких требований. Почти наполовину снижается резерв по неопределённым налоговым позициям. И соответственно, закрытие годового периода проходит в три раза быстрее – за квартал всё закрывают. Особенно это касается крупных, больших корпораций с большими соответствующими операциями.

В заключение своей презентации я бы хотел сказать несколько слов о развитии налогового мониторинга. Дмитрий Анатольевич, мы бы хотели обратиться к Вам для того, чтобы было соответствующее поручение компаниям с государственным участием – рассмотреть возможность налогового мониторинга такого режима. Соответственно, при такой возможности идти на этот режим, потому что он снижает издержки компании, создаёт прозрачность и, конечно, повышает для нас достоверность налоговой отчётности.

Далее – вопрос о создании единой с налоговой службой системы выявления и оценки рисков и внедрении инструмента согласованной налоговой базы, который повысит соответствующий уровень прогнозирования поступления налогов и сборов.

И наконец, роботизация налогового контроля на основе стандартного файла налогового аудита, что практически позволит нам без каких-то ручных операций проверять все соответствующие соотношения, которые необходимы для исполнения налоговых обязательств компании.

Мы хотели также продемонстрировать на примере уважаемого нашего налогоплательщика, компании «Аэрофлот», как видит и налоговый инспектор, и сотрудник системы внутреннего контроля или финансовый директор «Аэрофлота» её налоговую бухгалтерскую отчётность.

Д.Медведев: Пожалуйста, Виталий Геннадьевич.

Читайте также: