Косвенные налоги в рк

Опубликовано: 19.09.2024

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Что такое косвенный налог

Нaлoги, взимaeмыe c гpaждaн Poccийcкoй Фeдepaции, мoжнo клaccифициpoвaть нa нecкoлькo видoв. Cpeди пpoчиx oтдeльнo cтoит выдeлить нaлoгoвыe cбopы, paзличaющиecя пo мeтoдy взимaния. Дaнный вид дeлитcя нa двe кaтeгopии – пpямыe и кocвeнныe нaлoги. Ecли пepвыe oтчиcлeния взимaютcя c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв или cтoимocти имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa, тo втopыe включaютcя в cтoимocть тoвapoв и ycлyг. Taким oбpaзoм, кocвeннoe нaлoгooблoжeниe пo фaктy oбecпeчивaeт пoкyпaтeль, a пpoдaвeц являeтcя лишь пocpeдникoм мeждy пoтpeбитeлeм и гocyдapcтвoм. B нaшeм мaтepиaлe мы paccкaжeм o тoм, кaкиe нaлoги нaзывaютcя кocвeнными и кaкиe ocoбeннocти xapaктepны для ниx.


Пpямыe нaлoги

Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.

Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:

  • движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
  • зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
  • пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
  • цeнныe бyмaги;
  • пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.

Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.


Чтo oтнocитcя к пpямым cбopaм

Пpямыe нaлoги paздeляютcя пo кaтeгopиям для физичecкиx и юpидичecкиx лиц. Taк, для пepвoй кaтeгopии гpaждaн нaлoгaми oблaгaютcя:
нeдвижимoe имyщecтвo (зeмeльныe yчacтки, квapтиpы, чacтныe дoмa, иныe пocтpoйки);

  • движимoe имyщecтвo (лeгкoвoй и гpyзoвoй тpaнcпopт);
  • вoдныe pecypcы (oзepa и пpyды, являющeecя чacтнoй coбcтвeннocтью);
  • иcтoчники пpибыли (зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, тopгoвля нa pынкe цeнныx бyмaг и иныe иcтoчники дoxoдoв).

Юpидичecкиe лицa вынyждeны плaтить пpямыe нaлoги зa нeдвижимocть, имyщecтвo, тpaнcпopт, пoлeзныe иcкoпaeмыe, a тaкжe eщe зa двe гpyппы дeнeжныx пocтyплeний:

  • дoxoды пpeдпpиятия (нaлoг взимaeтcя co вcex юpидичecкиx лиц, вeдyщиx пpибыльный бизнec);
  • игopный бизнec (любыe бyкмeкepcкиe кoнтopы, кaзинo, тoтaлизaтopы и иныe игopныe зaвeдeния пoдлeжaт oбязaтeльнoмy нaлoгooблoжeнию, пpи этoм paзмep oтчиcлeний зaвиcит oт paзмepa пpибыли).

Кocвeнныe oтчиcлeния в бюджeт

Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.

BAЖНO! Пo мнeнию мнoгиx экcпepтoв, пpямыe нaлoги пpинocят в кaзнy cтpaны гopaздo мeньший дoxoд пo cpaвнeнию c кocвeнными oтчиcлeниями. Пoэтoмy дoбaвoчныe нaлoги являютcя вaжнoй cocтaвляющeй нaциoнaльнoй экoнoмики.

B итoгe нa вoпpoc «чтo знaчит кocвeнный нaлoг пpocтыми cлoвaми?» мoжнo oтвeтить, чтo этo дoпoлнитeльнaя нaцeнкa нa тoвap, ycтaнaвливaeмaя пpoдaвцoм c цeлью дaльнeйшeгo oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт.

Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв

Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:

  • oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
  • выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
  • пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
  • зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
  • yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).

Bиды кocвeнныx нaлoгoв

Mнoгиx poccиян интepecyeт, чтo oтнocитcя к кocвeнным нaлoгaм. Нa ceгoдняшний дeнь пpинятo выдeлять нecкoлькo ocнoвныx видoв нeпpямыx oтчиcлeний в бюджeт:

  • НДC;
  • aкцизы;
  • гocyдapcтвeнныe и тaмoжeнныe пoшлины.

Caмый pacпpocтpaнeнный кocвeнный нaлoг нa тoвapы и ycлyги в Poccии – этo НДC (нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть). Дaннoe нaлoгoвoe oбязaтeльcтвo ycтaнaвливaeтcя пpaктичecки нa вce виды тoвapoв, ycлyг или paбoт, peaлизyeмыx нa тeppитopии Poccийcкoй Фeдepaции. Taкжe НДC пpимeняeтcя в cлyчae ввoзa тoвapoв из-зa pyбeжa.

Нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть являeтcя oдним из caмыx вaжныx и игpaeт ocoбyю poль в фopмиpoвaнии гocyдapcтвeннoй кaзны. Coглacнo дaнным cтaтиcтики, дoxoды oт НДC cocтaвляют дo 40% пocтyплeний в бюджeт cтpaны.

BAЖНO! Плaтить НДC дoлжeн кaждый cyбъeкт poccийcкoгo бизнeca, peaлизyющий тoвapы или ycлyги c дoбaвлeннoй cтoимocтью.

B зaвиcимocти oт тoгo, cкoлькo cтaдий пpoйдeт тoвap нa пyти к пoтpeбитeлю, cтoлькo paз пpи eгo пpиoбpeтeнии бyдeт взимaтьcя нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть. Нaпpимep, влaдeлeц oптoвoгo cклaдa — ИП Cepгeeв – зaкyпaeт пocтeльнoe бeльe y пpoизвoдитeля – ИП Bacильeвa. Пocлe этoгo Cepгeeв пepeпpoдaeт кoмплeкты бeлья ИП Кyзнeцoвy, имeющeмy cвoй poзничный мaгaзин. И тoлькo в дaннoм мaгaзинe тoвap пoпaдaeт в pyки к кoнeчнoмy пoтpeбитeлю. Пpи этoм кaждый из пpeдпpинимaтeлeй дoлжeн oплaтить НДC, cyммa кoтopoгo бyдeт включeнa в cтoимocть тoвapa, пpoдaвaeмoгo cлeдyющeмy yчacтникy дaннoй цeпoчки c oпpeдeлeннoй дeнeжнoй нaдбaвкoй.

Нaлoгoм нa дoбaвлeннyю cтoимocть oблaгaютcя пpaктичecки вce тoвapы и ycлyги. Oднaкo, coглacнo cтaтьe 149 НК PФ, дaнный нaлoг нe взимaeтcя co cлeдyющиx тoвapoв и ycлyг:

  • oтдeльныx тoвapoв мeдицинcкoгo нaзнaчeния, ycлyг пo мeдицинcкoмy yxoдy зa нeтpyдocпocoбными гpaждaнaми;
  • пpи пpeдocтaвлeнии пoмeщeний в apeндy инocтpaнным opгaнизaциям;
  • ycлyг, пpeдocтaвляeмыx opгaнизaциями пo дoшкoльнoмy вocпитaнию дeтeй;
  • гopoдcкиx пaccaжиpcкиx пepeвoзoк;
  • pитyaльныx ycлyг.

BAЖНO! Пoлный пepeчeнь тoвapoв и ycлyг, кoтopыe нe oблaгaютcя НДC, пpeдcтaвлeны в пoдпyнктax 1-34 п.2 cтaтьи 149 Нaлoгoвoгo кoдeкca Poccийcкoй Фeдepaции.

Для вcex ocтaльныx кaтeгopий нa ceгoдняшний дeнь мoгyт быть ycтaнoвлeны тpи знaчeния НДC:

  • 0% — для льгoтныx кaтeгopий, к чиcлy кoтopыx oтнocятcя экcпopтныe oпepaции, мeждyнapoдныe пepeвoзки, тpaнcпopтиpoвкa нeфти и гaзa, кocмичecкaя oтpacль;
  • 10% — для oпpeдeлeннoгo poдa пpoдyкции (в тoм чиcлe, пpoдyктoв питaния, тoвapoв для дeтeй, мeдикaмeнтoв, пepиoдичecкoй пeчaти, aвиaпepeвoзoк);
  • 20% — для вcex ocтaльныx тoвapoв и ycлyг.

Oтмeтим, чтo дo 1 янвapя 2019 гoдa бaзoвaя cтaвкa нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть cocтaвлялa 18%, нo зaтeм былa пoвышeнa нa 2%. Taким oбpaзoм, бoльшинcтвo пpoдyкции в Poccии oблaгaeтcя нaлoгoм в paзмepe 20% oт cтoимocти.

Aкцизы

Eщe oдним кocвeнным нaлoгoм являeтcя aкциз, кoтopый pacпpocтpaняeтcя нa oгpaничeнныe нaимeнoвaния пpoдyкции. Taк, aкцизы вxoдят в цeнy:

  • aвтoмoбильнoгo тoпливa (бeнзинa и дизeля);
  • пpиpoднoгo гaзa;
  • aлкoгoльнoй пpoдyкции;
  • тaбaчныx издeлий;
  • этилoвoгo cпиpтa;
  • cпиpтocoдepжaщeй пpoдyкции;
  • лeгкoвыx aвтoмoбилeй;
  • мoтoциклoв.

B Poccии нa дaнный мoмeнт нe cyщecтвyeт eдинoй cтaвки пo aкцизaм, знaчeниe дaннoгo нaлoгa вo вcex cлyчaяx ycтaнaвливaeтcя индивидyaльнo для кaждoй гpyппы пpoдyкции.

BAЖНO! 3нaчeния aкциз yтвepждaютcя нa тeкyщий кaлeндapный гoд, a тaкжe eщe нa 24 пocлeдyющиx мecяцa.

Taмoжeнныe cбopы

Пpи oтвeтe нa вoпpoc «кaкoй нaлoг являeтcя кocвeнным?», нeльзя зaбывaть и пpo тaмoжeнныe cбopы. Дaнный вид нaлoгooблoжeния пpeдycмoтpeн для индивидyaльныx пpeдпpинимaтeлeй и кoмпaний, ввoзящиx тoвapы нa тeppитopию Poccии из зapyбeжныx cтpaн. Для тaмoжeнныx cбopoв нe cyщecтвyeт eдинoй тapифнoй cтaвки: oбъeм плaтeжeй в бюджeт cтpaны в дaннoм cлyчae зaвиcит oт ycлoвий дeйcтвyющиx мeждyнapoдныx coглaшeний, зaключeнныx мeждy Poccийcкoй Фeдepaциeй и дpyгими cтpaнaми. Ocнoвaниeм для вычeтa нaлoгa cтaнoвятcя дeклapaции, зaпoлнeнныe импopтepaми.

BAЖНO! Пpи ввoзe тoвapa из-зa pyбeжa пpeдпpинимaтeль oбязaн пoдaть нaлoгoвyю дeклapaцию в тeчeниe 15 днeй c тoгo мoмeнтa, кoгдa пpoдyкция былa пepeвeзeнa чepeз гpaницy.

Гocyдapcтвeнныe пoшлины

Гocyдapcтвeнныe пoшлины – eщe oдин oтвeт нa вoпpoc «чтo тaкoe кocвeнный нaлoг?». Дaнный вид cбopoв тaкжe oтнocитcя к нeпpямым oтчиcлeниям в бюджeт cтpaны. Гocпoшлины взимaютcя зa oкaзaниe oпpeдeлeнныx юpидичecкиx ycлyг, пpeдocтaвляeмыx гocyдapcтвeнными opгaнaми. Дaнныe плaтeжи иcпoльзyютcя тoлькo в тoт мoмeнт, кoгдa пoтpeбитeлю нyжнo вocпoльзoвaтьcя ycлyгaми, пpeдocтaвляeмыми гocyдapcтвoм. Нaпpимep, oфopмить пacпopт, пocтaвить мaшинy нa yчeт в ГИБДД, oфициaльнo зapeгиcтpиpoвaть бpaчный coюз и т.д. Пoэтoмy oтнecти тaкoй вид cбopoв к пpямым нaлoгaм нe пoлyчитcя.

Cooтнoшeниe пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв

Нeпpямыe нaлoги являютcя лишь чacтью дoxoдoв гocyдapcтвeннoй кaзны. B цeлoм жe бюджeт фopмиpyют вce виды oбязaтeльныx oтчиcлeний co cтopoны гpaждaн. Paзныe вoзмoжнocти coчeтaния пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв пoзвoляют фopмиpoвaть нecкoлькo мoдeлeй нaлoгooблoжeния, кoтopыe cyщecтвyют в paзныx cтpaнax миpa:

  • Aнглocaкcoнcкaя мoдeль. Для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн нeбoльшoй oбъeм кocвeнныx нaлoгoв. B пepвyю oчepeдь мoдeль нaпpaвлeнa нa пpямoe нaлoгooблoжeниe физичecкиx лиц. Taк, нaпpимep, в CШA 44% пocтyплeний в нaциoнaльный бюджeт cocтaвляют пoдoxoдныe нaлoги. Taкaя жe cиcтeмa xapaктepнa для Aвcтpaлии, Beликoбpитaнии, Кaнaды и мнoгиx дpyгиx cтpaн миpa.
  • Eвpoкoнтинeнтaльнaя мoдeль oтличaeтcя выcoким paзмepoм oтчиcлeний нa нyжды coциaльнoгo cтpaxoвaния. Taкжe для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн выcoкий ypoвeнь пocтyплeний oт yплaты нeпpямыx нaлoгoв.
  • Лaтинoaмepикaнcкaя мoдeль opиeнтиpyeтcя нa бoльшoй пpoцeнт бюджeтныx дoxoдoв oт нeпpямыx нaлoгoв. Нaлoгoвыe oтчиcлeния вoзpacтaют пo мepe pocтa цeн, cвязaннoгo c инфляциeй, чтo пoзвoляeт в oпpeдeлeннoй мepe зaщитить гocyдapcтвeнный бюджeт.
  • Moдeли cмeшaннoгo типa xapaктepны для мнoгиx гocyдapcтв. Taкиe cxeмы пpимeняютcя для дивepcификaции cтpyктypы дoxoдoв, нивeлиpyя влияниe oтдeльныx типoв нaлoгooблoжeния. Глaвнaя зaдaчa дaннoй мoдeли зaключaeтcя в тoм, чтoбы cдeлaть пpямыe нaлoги ocнoвными иcтoчникaми пocтyплeний, нo c пpeoблaдaниeм дoли cбopoв co cтopoны бизнeca, a нe oт пoдoxoднoгo нaлoгa.

Экcпepты в oблacти экoнoмики cчитaют, чтo нaлoгoвaя cиcтeмa, cyщecтвyющaя нa ceгoдняшний дeнь в Poccийcкoй Фeдepaции, являeтcя нaибoлee близкoй к лaтинoaмepикaнcкoй мoдeли. Taкжe в poccийcкoй cxeмe пpиcyтcтвyют элeмeнты eвpoкoнтинeнтaльнoй мoдeли нaлoгooблoжeния.

Пocтyплeния нaлoгoв co cтopoны бизнeca и пpeдпpинимaтeлeй нa ceгoдняшний дeнь в Poccии cocтaвляют пopядкa 70%.

3aключeниe

Кocвeнныe нaлoги cocтaвляют cyщecтвeннyю чacть гocyдapcтвeннoгo бюджeтa Poccийcкoй Фeдepaции. Пpи этoм бoльшинcтвo peaльныx плaтeльщикoв дaнныx cбopoв дaжe нe зaдyмывaютcя, чтo пpaктичecки кaждый дeнь oни внocят oпpeдeлeннyю cyммy в бюджeт cтpaны. Bce дeлo в тoм, чтo кocвeнныe нaлoги включaютcя пpoдaвцoм в кoнeчнyю cтoимocть тoвapoв или ycлyг, пoэтoмy нaлoг cтaнoвитcя нeзaмeтным для пoкyпaтeля, нo кpaйнe вaжным для poccийcкoй

В статье рассмотрены особенности обложения косвенными налогами товаров (работ, услуг), импортируемых и экспортируемых на территории ЕАЭС.

С 1 января 2018 года вступил в действие Таможенный кодекс ЕАЭС, который ориентирован на безбумажный документооборот и использование современных программно-технических средств на всех этапах – от подачи декларации до выпуска товаров.

В настоящее время в рамках ЕАЭС обеспечиваются «четыре свободы рынков»:

– свобода движения услуг;

– свобода движения товаров;

– свобода движения трудовых ресурсов;

– свобода движения капитала.

Именно свобода движения товаров и услуг дала огромный толчок развитию ЕАЭС и интеграции законодательных норм союзных стран, благодаря чему уже достигнуты такие цели:

– упразднены таможенное оформление и контроль на внутренних границах государств – членов ЕАЭС и осуществлен их перенос на внешний периметр;

– определен единый регламент налогового администрирования взаимной торговли государств – членов ЕАЭС;

– организована работа по устранению налоговых барьеров, ограничений и изъятий во внутренней торговле;

– налажен обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов ЕАЭС для осуществления налогового администрирования, обеспечивающий контроль над своевременностью и полнотой уплаты косвенных налогов в бюджеты государств – членов ЕАЭС.

Принципы

Статьей 72 Договора о ЕАЭС установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Регулирующие НПА

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля над их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг установлены приложением 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол), а также главой 50 Налогового кодекса.

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

– по импорту – все импортеры товаров на территорию РК из стран – участниц ЕАЭС, независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет;

– по работам, услугам – плательщики НДС по работам, услугам, местом реализации которых признана территория РК;

– по экспорту – плательщики НДС (применяют нулевую ставку налога) и неплательщики НДС (не уплачивают налог).

Особенности обложения НДС по импорту из стран ЕАЭС

Согласно пункту 13.1 Протокола, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Импортеры товаров в целях исчисления НДС должны:

– определить дату оборота по импорту;

– определить размер облагаемого импорта;

– исчислить налоговую базу по НДС;

– исчислить и уплатить НДС;

– представить в налоговые органы налоговую отчетность.

Определение даты оборота по импорту

Датой совершения облагаемого импорта согласно пункту 2 статьи 442 Налогового кодекса является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту), предусматривающему предоставление займа в виде вещей, товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья.

Если иное не установлено пунктом 2 статьи 442 Налогового кодекса, для целей главы 50 Налогового кодекса датой принятия на учет импортированных товаров является:

1) наиболее ранняя из дат признания (отражения) таких товаров в бухгалтерском учете в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) дата ввоза таких товаров на территорию РК.

При наличии у налогоплательщика обеих дат, указанных в подпунктах 1 и 2 части второй пункта 2 статьи 442 Налогового кодекса, датой принятия на учет импортированных товаров признается наиболее поздняя из указанных дат.

Для указанных целей датой ввоза товаров на территорию РК является:

– при перевозке товаров воздушными или морскими судами – дата ввоза в аэропорт или порт, расположенные на территории РК;

– при перевозке товаров в международном автомобильном сообщении – дата пересечения Государственной границы РК.

При этом дата пересечения Государственной границы РК определяется на основании талона о прохождении государственного контроля (либо копии талона о прохождении государственного контроля), выдаваемого территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК, форма и порядок представления которого устанавливаются совместно уполномоченным органом и Комитетом национальной безопасности РК.

При отсутствии сведений о дате ввоза товаров на территорию РК датой принятия на учет импортированных товаров является дата, указанная в подпункте 1 части второй пункта 2 статьи 442 Налогового кодекса.

ПРИМЕР 1

ТОО «А» импортирует товар ООО «А» (РФ).

Договором предусмотрены условия поставки по Инкотермс 2010 DDP, права собственности от продавца к покупателю переходят в момент получения товара на складе покупателя. Известно, что:

– поставщик товара передал перевозчику товар 25 февраля 2020 года;

– пересечение Государственной границы РК, согласно талону о прохождении государственного контроля, произошло 29 .

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении двух ее функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налоговых органов, позволяет стране формировать государственные денежные доходы, обеспечивающие реализацию экономической политики. Налоги в Республике Казахстан взыскиваются на основе Налогового Кодекса Республики Казахстан от 19 июня 2001 года. Основным органом, осуществляющим налоговое регулирование является налоговая система По своему содержанию налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1 Сущность и содержание косвенных налогов
1.2 Косвенные налоги – основной источник поступления доходов в бюджет
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ НА МАТЕРИАЛАХ НАЛОГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ТАРАЗ
2.1. Анализ исполнения бюджета всех уровней косвенных налогов
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Косвенные налоги в РК.doc

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

1.1 Сущность и содержание косвенных налогов

1.2 Косвенные налоги – основной источник поступления доходов в бюджет

2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ НА МАТЕРИАЛАХ НАЛОГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ТАРАЗ

2.1. Анализ исполнения бюджета всех уровней косвенных налогов

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Рассматриваемая тема на сегодняшний день является одной из актуальных.

На основании Конституции Республики Казахстан ее статьи 24 «Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор профессии»

Кроме того, статьей Конституции 35 «Уплата законно установленных налогов, сборов и иных платежей, является долгом и обязанностью каждого»

Налоги в Республике Казахстан взыскиваются на основе Налогового Кодекса Республики Казахстан от 19 июня 2001 года. Основным органом, осуществляющим налоговое регулирование является налоговая система

По своему содержанию налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Налоговая система представляет совокупность сложных, взаимосвязанных социально – экономических отношений между различными государствами, государством и налогоплательщиками, между отдельными налогоплательщиками по поводу финансового обеспечения деятельности государства, регионов, а также непосредственно участвующих в нем предприятий, организаций и физических лиц.

И чем гармоничнее эти взаимоотношения, тем выше активное влияние налоговой системы на эффективность экономической политики страны.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении двух ее функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налоговых органов, позволяет стране формировать государственные денежные доходы, обеспечивающие реализацию экономической политики.

Регулирующая функция таможенной системы, отражая обязанности государства перед налогоплательщиками, характеризует способность системы к стимулирующему воздействию на экономику, обеспечивая равномерное и позитивное ее развитие.

Велики возможности налоговой системы в реализации контрольной, перераспределительной и стимулирующей функций, в повышении конкурентоспособности. Указанные функции налоговой системы проявляются через налоговую политику, через размеры и ставки оплотов, систему льгот. В отлаженной налоговой системе комплексно реализуются все ее функции. Однако в каждый определенный момент в соответствии с целями, задачами, структурой экономической политики приоритет может отдаваться либо фискальной, либо регулирующей функции таможенной системы. В этом и состоит суть гармоничной таможенной политики, ее способность стать составляющей, формирующей единое экономическое пространство страны.

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе таможенной системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово – рыночном направлении - как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались невостребованными Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

Теоретически при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговое законодательство законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые системы стран Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике (низкий темп инфляции, рост объемов производства, стабильные экономические структуры). Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.

Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начала 90-х годов была избрана налоговая система по - американскому образцу.

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

1.1 Сущность и содержание косвенных налогов

Сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Экономическое содержание выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
С управленческой точки зрения различают три вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенная пошлина. К первому виду относится, например, налог на добавленную стоимость. Ко второму - акцизы, налог на реализацию ГСМ и др. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов - увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

К косвенным налогам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
3. таможенные пошлины.

.
1.2 Косвенные налоги – основной источник поступления

доходов в бюджет

В Республике Казахстан действуют налоги и обязательные платежи в бюджет, установленные налоговым Кодексом Республики Казахстан. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость акциз.

Сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет поступают в соответствующие доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

Из всех рассматриваемых до настоящего времени не устарели и не утратили своего значения четыре классических принципа налогообложения.:

    1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
    2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
    3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом; которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
    4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Перечисленные классические (фундаментальные) принципы в той или иной мере используются в разных системах стран мирового сообщества.

Наряду с перечисленными классическими выделяются принципы, характеризующие общность признаков, вытекающих непосредственно из исследования внутренних свойств системы налогообложения. Они определяют функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности и в нашем исследовании выступают в качестве общих принципов налоговой системы. Общие принципы основаны на таких связях, которые позволяют определить место и роль отдельных группировок в структуре целого. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

В экономической литературе эти принципы классифицируются как организационно-экономические (правовые) или внутринациональные и характеризующиеся принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. В зависимости от характера проявления они дифференцируются на организационно-правовые и экономико-функциональные принципы.

Предлагаемые в экономической литературе принципы налогообложения относятся к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система в целом определяет, какие фундаментальные (классические) принципы налогообложения в утверждение принципа платежеспособности стало возможным, когда в финансовой науке был признан в качестве объекта обложения чистый доход. Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения - пропорциональный или прогрессивный. В налоговой практике использовались оба принципа. Однако в XX веке изменение экономических условий доказало целесообразность использования прогрессивного налогообложения, что нашло свое выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения. Налоговая структура промышленно развитых стран в большей степени соответствует принципу платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ.

Основными условиями выделения принципиальных установок (правил налогообложения) являются направленность и характер действия. В то же время из этой системы выпадает группировка принципов, регулирующая действенность налоговой системы. Для государства важен не только количественный рост производства и накопления, но и экономическое и материальное содержание этой деятельности, то есть что производится, где и на каких условиях и т.д. Поэтому наряду со стимулированием деятельности хозяйствующих субъектов государство должно взять на себя функцию регулирования их деятельности. В этой регулирующей деятельности государства налоги служат орудием экономической политики, наряду с другими средствами - активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, корпораций, фирм. "Налоги были приравнены к одной из составляющих сил, определяющих ту равнодействующую, по которой совершается эволюция рыночной экономики и поэтому выяснение этой скрытой энергии, которой обладают налоги, приобретает большое значение и для понимания дальнейших этапов и форм эволюции капиталистического хозяйства".

Использование налогов в качестве инструмента воздействия на экономику дает нам основание для выделения функционально-управленческих принципов налогообложения, как самостоятельной системы.

Налоговая система, построенная и функционирующая на основе предложенных принципов, способна стать мощным стимулом экономики и призвана обеспечить реализацию следующих целей:

    • создание условий инвестированию сбережений корпораций и частных лиц - для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;
    • обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований; «проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;
    • стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
    • обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.

2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ НА МАТЕРИАЛАХ НАЛОГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ТАРАЗ

2.1. Анализ исполнения бюджета всех уровней косвенных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении двух ее функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налоговых органов, позволяет стране формировать государственные денежные доходы, обеспечивающие реализацию экономической политики. Налоги в Республике Казахстан взыскиваются на основе Налогового Кодекса Республики Казахстан от 19 июня 2001 года. Основным органом, осуществляющим налоговое регулирование является налоговая система По своему содержанию налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1 Сущность и содержание косвенных налогов
1.2 Косвенные налоги – основной источник поступления доходов в бюджет
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ НА МАТЕРИАЛАХ НАЛОГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ТАРАЗ
2.1. Анализ исполнения бюджета всех уровней косвенных налогов
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Косвенные налоги в РК.doc

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

1.1 Сущность и содержание косвенных налогов

1.2 Косвенные налоги – основной источник поступления доходов в бюджет

2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ НА МАТЕРИАЛАХ НАЛОГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ТАРАЗ

2.1. Анализ исполнения бюджета всех уровней косвенных налогов

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Рассматриваемая тема на сегодняшний день является одной из актуальных.

На основании Конституции Республики Казахстан ее статьи 24 «Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор профессии»

Кроме того, статьей Конституции 35 «Уплата законно установленных налогов, сборов и иных платежей, является долгом и обязанностью каждого»

Налоги в Республике Казахстан взыскиваются на основе Налогового Кодекса Республики Казахстан от 19 июня 2001 года. Основным органом, осуществляющим налоговое регулирование является налоговая система

По своему содержанию налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Налоговая система представляет совокупность сложных, взаимосвязанных социально – экономических отношений между различными государствами, государством и налогоплательщиками, между отдельными налогоплательщиками по поводу финансового обеспечения деятельности государства, регионов, а также непосредственно участвующих в нем предприятий, организаций и физических лиц.

И чем гармоничнее эти взаимоотношения, тем выше активное влияние налоговой системы на эффективность экономической политики страны.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении двух ее функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налоговых органов, позволяет стране формировать государственные денежные доходы, обеспечивающие реализацию экономической политики.

Регулирующая функция таможенной системы, отражая обязанности государства перед налогоплательщиками, характеризует способность системы к стимулирующему воздействию на экономику, обеспечивая равномерное и позитивное ее развитие.

Велики возможности налоговой системы в реализации контрольной, перераспределительной и стимулирующей функций, в повышении конкурентоспособности. Указанные функции налоговой системы проявляются через налоговую политику, через размеры и ставки оплотов, систему льгот. В отлаженной налоговой системе комплексно реализуются все ее функции. Однако в каждый определенный момент в соответствии с целями, задачами, структурой экономической политики приоритет может отдаваться либо фискальной, либо регулирующей функции таможенной системы. В этом и состоит суть гармоничной таможенной политики, ее способность стать составляющей, формирующей единое экономическое пространство страны.

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе таможенной системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово – рыночном направлении - как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались невостребованными Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

Теоретически при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговое законодательство законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые системы стран Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике (низкий темп инфляции, рост объемов производства, стабильные экономические структуры). Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.

Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начала 90-х годов была избрана налоговая система по - американскому образцу.

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

1.1 Сущность и содержание косвенных налогов

Сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Экономическое содержание выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
С управленческой точки зрения различают три вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенная пошлина. К первому виду относится, например, налог на добавленную стоимость. Ко второму - акцизы, налог на реализацию ГСМ и др. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов - увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

К косвенным налогам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
3. таможенные пошлины.

.
1.2 Косвенные налоги – основной источник поступления

доходов в бюджет

В Республике Казахстан действуют налоги и обязательные платежи в бюджет, установленные налоговым Кодексом Республики Казахстан. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость акциз.

Сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет поступают в соответствующие доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

Из всех рассматриваемых до настоящего времени не устарели и не утратили своего значения четыре классических принципа налогообложения.:

    1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
    2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
    3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом; которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
    4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Перечисленные классические (фундаментальные) принципы в той или иной мере используются в разных системах стран мирового сообщества.

Наряду с перечисленными классическими выделяются принципы, характеризующие общность признаков, вытекающих непосредственно из исследования внутренних свойств системы налогообложения. Они определяют функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности и в нашем исследовании выступают в качестве общих принципов налоговой системы. Общие принципы основаны на таких связях, которые позволяют определить место и роль отдельных группировок в структуре целого. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

В экономической литературе эти принципы классифицируются как организационно-экономические (правовые) или внутринациональные и характеризующиеся принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. В зависимости от характера проявления они дифференцируются на организационно-правовые и экономико-функциональные принципы.

Предлагаемые в экономической литературе принципы налогообложения относятся к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система в целом определяет, какие фундаментальные (классические) принципы налогообложения в утверждение принципа платежеспособности стало возможным, когда в финансовой науке был признан в качестве объекта обложения чистый доход. Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения - пропорциональный или прогрессивный. В налоговой практике использовались оба принципа. Однако в XX веке изменение экономических условий доказало целесообразность использования прогрессивного налогообложения, что нашло свое выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения. Налоговая структура промышленно развитых стран в большей степени соответствует принципу платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ.

Основными условиями выделения принципиальных установок (правил налогообложения) являются направленность и характер действия. В то же время из этой системы выпадает группировка принципов, регулирующая действенность налоговой системы. Для государства важен не только количественный рост производства и накопления, но и экономическое и материальное содержание этой деятельности, то есть что производится, где и на каких условиях и т.д. Поэтому наряду со стимулированием деятельности хозяйствующих субъектов государство должно взять на себя функцию регулирования их деятельности. В этой регулирующей деятельности государства налоги служат орудием экономической политики, наряду с другими средствами - активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, корпораций, фирм. "Налоги были приравнены к одной из составляющих сил, определяющих ту равнодействующую, по которой совершается эволюция рыночной экономики и поэтому выяснение этой скрытой энергии, которой обладают налоги, приобретает большое значение и для понимания дальнейших этапов и форм эволюции капиталистического хозяйства".

Использование налогов в качестве инструмента воздействия на экономику дает нам основание для выделения функционально-управленческих принципов налогообложения, как самостоятельной системы.

Налоговая система, построенная и функционирующая на основе предложенных принципов, способна стать мощным стимулом экономики и призвана обеспечить реализацию следующих целей:

    • создание условий инвестированию сбережений корпораций и частных лиц - для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;
    • обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований; «проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;
    • стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
    • обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.

2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ НА МАТЕРИАЛАХ НАЛОГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ТАРАЗ

2.1. Анализ исполнения бюджета всех уровней косвенных налогов

Читайте также: