Налог для таксистов в днр

Опубликовано: 01.05.2024

С 1 июля 2020 года еще больше водителей такси по всей стране получили возможность стать самозанятыми. Если раньше налог на профессиональный доход был доступен в тестовом режиме только для жителей некоторых регионов страны, то с начала июля его разрешили вводить и в других частях России.

Сейчас зарегистрироваться в качестве самозанятого водитель такси может сразу в 76 регионах страны. Разберем, какие условия для этого должны выполняться, какие налоги придется платить самозанятому таксисту и где это сделать.

Чтобы получить право использовать налоговый режим для самозанятых, таксисту нужно подходить под эти критерии:

  • не быть официально трудоустроен в другом месте;
  • не иметь наемных сотрудников;
  • зарабатывать менее 2,4 миллиона рублей в год или менее 200 тысяч рублей в месяц;
  • быть гражданином РФ, Беларуси, Армении, Казахстана или Киргизии.

Подтверждение:ст. 4, Федерального закона N 422-ФЗ.

Чтобы начать работать с агрегатором в качестве самозанятого, водителю такси нужно открыть ИП, а потом перейти на самозанятость. Дело в том, что получить разрешение на работу в такси могут только ИП или юрлица, а без него таксист работать не может.

В качестве самозанятого водитель такси платит два вида налога:

  • 4%, когда выполняет заказ от физического лица;
  • 6%, когда выполняет заказ от юридического лица, например, корпоративного клиента агрегатора.
Подтверждение:ст. 10, Федерального закона N 422-ФЗ.

Налог платится со всех доходов, которые таксист получает, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров. Так как все эти виды переводов водитель получает от агрегатора, который представляет собой юрлицо, то с них таксист отдает 6% налогов.

Водители такси, которые решат стать самозанятыми в этом году, получат дополнительный налоговый бонус — 12 130 рублей.

Он суммируется с уже существующим налоговым вычетом в 10 000 рублей, поэтому в начале работы в качестве самозанятого таксист получает в поддержку от государства 22 130 рублей налогового капитала.

Подтверждение: сайт ФНС.

Таксист может не волноваться о налогах, пока эта сумма не закончится. После этого он начнет выплачивать их сам. Начисляться налоги будут по все тем же ставкам в 4% и 6%.

Таксист может быть одновременно самозанятым и ИП, если он не совмещает самозанятость с другими налоговыми режимами, доступными ИП, например, ЕНВД.

Если водитель такси по всем критериям подходит под самозанятого, то он может быть ИП, но при этом получить все бонусы налогового режима для самозанятых, например, не платить страховые взносы.

Подтверждение: ст. 15, Федерального закона N 422-ФЗ.

На водителей-ИП, которые работают по другой системе налогообложения, это не распространяется: в 2020 году они платят 32 448 рублей на пенсионное страхование и 8 426 рублей на медицинское страхование.

Самозанятые таксисты должны формировать чеки через приложение «Мой налог».

Где найти: «Мой налог» для iOS, «Мой налог» для Android.

Если водитель работает с Яндекс.Такси, то ему достаточно добавить агрегатор в приложении «Мой налог» в список разрешенных: раздел «Партнеры» — «Подключенные».

Яндекс.Такси будет автоматически передавать информацию о поездках водителя в приложение, и таксист сможет увидеть в нем чеки по совершенным поездкам.

Водителю не нужно анализировать каждую свою поездку: налоги рассчитываются автоматически.

Напоминаем, что ставка или процент налога зависят от того, кого водитель обслуживает: если физическое лицо, то 4%, если юрлицо (корпоративный клиент) 6%. Кроме этого, налог в 6% удерживается с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров.

Начисленный налог можно увидеть в приложении «Мой налог».

Водителю не нужно ждать конца месяца, чтобы понимать, сколько он должен будет заплатить: сумма всегда будет перед его глазами и он сможет планировать свои расходы. Там же, в приложении, он сможет увидеть размер задолженности, если не заплатит налоги вовремя.

Министерство доходов и сборов ДНР напоминает, что всем автовладельцам необходимо оплатить транспортный налог в срок до 20 декабря.

Кто должен оплачивать транспортный налог в ДНР?

Согласно принятому Советом Министров ДНР Постановлению от 26 сентября 2016 г. №11-5 «Об утверждении Порядка уплаты транспортного налога», транспортный налог уплачивается физическими лицами, являющимися собственниками транспортных средств, или лицами, их эксплуатирующими на законных основаниях.

Статья 99 Закона «О налоговой системе» №99-IНС (с изменениями и дополнениями) определяет, что уплата налога производится по месту регистрации транспортных средств в порядке, который установлен Совмином ДНР.

Оплачивать транспортный налог должны владельцы, либо лица, осуществляющие на законных основаниях эксплуатацию транспортных средств (ТС), а именно:

— легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, мотороллеров;

— седельных тягачей, пневматических и гусеничных машин, колесных тракторов;

— автомобилей специального назначения;

— яхт и парусных судов, теплоходов, катеров, снегоходов, моторных лодок, гидроциклов, несамоходных судов;

— других водных или воздушных ТС, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно Закону от уплаты транспортного налога освобождаются владельцы (лица, эксплуатирующие транспортное средство):

— весельных лодок, а также моторных лодок с двигателем мощностью не более 100 куб. сантиметров;

— легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, и/или автомобилей легковых с мощностью двигателя до 1500 куб. сантиметров, приобретенных за счет республиканского или местных бюджетов, и/или полученных (приобретенных) через органы соцзащиты населения в установленном законом порядке;

— промысловых морских и речных судов;

— пассажирских и грузовых морских, речных и воздушных судов, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) субъектов хозяйствования, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и/или грузовых перевозок;

— тракторов, комбайнов и прочего спецтранспорта, принадлежащего сельхозпроизводителям и используемого для производства сельскохозяйственной продукции;

— транспортных средств, находящихся в розыске;

— транспортных средств домов-интернатов для граждан преклонных лет и инвалидов, детских домов-интернатов, пансионатов для ветеранов войны и труда, гериатрических пансионатов, реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, которые финансируются из государственного и местного бюджетов;

— транспортных средств для специального назначения, оборудованных для использования больницами, станциями скорой помощи, ветеринарной медицины для выполнения их непосредственных функций по оказанию медицинской помощи населению и животным;

— транспортных средств – инвалиды (не более одного транспортного средства на одно лицо). Если у лица, получившего статус инвалида во владении находится более одного транспортного средства, такие транспортные средства свыше одного облагаются налогом на общих основаниях. При этом от налогообложения освобождается транспортное средство, ставка налога на которое меньше.

Сроки оплаты транспортного налога в ДНР

Уплата ТН осуществляется:

– физлицом (собственником ТС либо лицом, его эксплуатирующим на законных основаниях) перед проведением регистрации (техосмотра) транспортных средств, не позднее 20 декабря отчетного года;

– в случае проведения техосмотра – не позднее 20 декабря года, в котором он проводится;

– в местный бюджет ДНР по мету проведения такой регистрации (технического осмотра).

Нужно ли платить транспортный налог на транспортные средства, завезенные на территорию ДНР в режиме временного ввоза?

В законодательстве ДНР ничего конкретного об этом не сказано. В ст.94 Закона «О налоговой системе» о транспортных средствах, облагаемых налогом, сказано, что они должны быть «зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством». Для транспортных средств с украинскими номерами регистрация подразумевает прохождение техосмотра, для иностранных авто – прохождение растаможки. Большинство юристов считают, что оплату ТН с временно ввезенных автомобилей у Вас требовать не имеют право, так как они не сняты с учета в другом государстве и регистрации в ДНР не подлежат.

Как рассчитать сумму транспортного налога в ДНР?

Размер налога высчитывается с помощью калькулятора на сайте Министерства налогов и сборов ДНР — http://mdsdnr.ru/index.php/kalkulyator-transportnogo-naloga

В соответствии со ст.97 Закона сумма транспортного налога, к примеру, легкового автомобиля рассчитывается следующим образом:

С объемом цилиндров двигателя

— до 1000 куб. см – 6,00 руб. за 100 куб. см;

— от 1001 куб. см до 1500 куб. см – 10,00 руб. за 100 куб. см;

— от 1501 куб. см до 1800 куб. см – 14,00 руб. за 100 куб. см;

— от 1801 куб. см до 2500 куб. см – 20,00 руб. за 100 куб. см;

— от 2501 куб. см до 3500 куб. см – 50,00 руб. за 100 куб. см;

— от 3501 куб. и больше – 80,00 руб. за 100 куб. см.

Кроме того, ставки налога определяются с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, а именно:

до 5 лет – ставка налога составляет 100 процентов от вышеуказанной ставки;

от 5 до 10 лет – ставка налога составляет 80 процентов от ставки;

от 10 до 15 лет – ставка налога составляет 70 процентов от ставки;

от 15 до 20 лет – ставка налога составляет 60 процентов от ставки;

свыше 20 лет – ставка налога составляет 50 процентов от ставки.

Как оплатить транспортный налог в ДНР?

Оплатить транспортный налог теперь можно онлайн (подробная инструкция здесь).

Пошаговая инструкция для оплаты транспортного налога в ДНР физическими лицами:

1. Явиться в налоговую инспекцию по месту проживания, где предоставить инспектору, который занимается администрированием транспортного налога, копию техпаспорта на транспортное средство для внесения данных в базу.

2. После этого получить от инспектора расчет транспортного налога (ставки налога определены ст.97 Закона «О налоговой системе» ДНР), сделанный на основании техпаспорта, и реквизиты для оплаты налога.

3. Оплатить налог в любом отделении ЦРБ ДНР, получив квитанцию об оплате.

4. С квитанцией снова явиться в налоговую, где проверят, прошел ли платеж и правильная ли сумма оплачена.

5. Если все верно, то инспектор ставит на квитанции отметку и печать.

6. Квитанция с печатью налоговой предъявляется инспектору в МРЭО при проведении техосмотра и инспектору ГАИ по требованию.

По введенным данным формируется запрос напрямую в налоговую, поэтому мы гарантируем актуальность выводимых данных, а сумма расчета соответствует официальным данным.

Быстрые ссылки
  1. Ставка транспортного налога в Донецке
  2. Льготы на транспортный налог для пенсионеров в Донецке
  3. Другие льготы

Ставка транспортного налога в Донецке

Ставку транспортного налога определяют органы регионального управления по своему усмотрению, и могут изменять ставку в любой момент. Ставка зависит от количества лошадиных сил в автомобиле. Существуют 5 ставок. Первая для автомобилей до 75 лошадиных сил, она равна 0 (приятный момент),вторая для авто от 75 до 100 лошадиных сил, третяя от 100 до 150, четвертая для ТС от 150 до 200, пятая от 200 до 250 лошадей и последняя для автомобилей свыше 250 лошадиных сил. Данные по базовым ставкам в городе Донецке (Ростовская область) представлены в таблице ниже.

Диапазон мощности авто Ставка транспортного налога в рублях за 2021 год Ставка транспортного налога в рублях за 2022 год
до 75 л.с. 0 0
от 75 до 100 л.с. 8 8
от 100 до 150 л.с. 15 15
от 150 до 200 л.с. 45 45
от 200 до 250 л.с. 75 75
свыше 250 л.с. 150 150

Льготы на транспортный налог для пенсионеров в Донецке

В соответствии с законодательством РФ, некоторые категории граждан имеют право 100% льготы на уплату транспортного налога на один автомобиль, однако в данный момент про пенсионеров в законодательстве ничего не сказано, поэтому льгот для них не предусмотрено. Однако, очень часто пенсионеры попадают под категорию граждан, на которых распространяются льготы. Такие, как Инвалиды 1 и 2 групп, участники ВОВ, родители многодетных семей, жертвы чернобыльской катастрофы и т.п. Все эти лица имеют право на полную скидку на сумму транспортного налога. Однако, для ее получения необходимо предоставить соответствующие документы в налоговые органы.

Другие льготы

1. Льготы для ветеранов ВОВ

Льгота составляет 100% транспортного налога и распространяется на легковые автомобили мощностью до 200 лошадиных сил.

2. Бывшие несовершеннолетние узники мест принудительного содержания

Льгота составляет 100% транспортного налога и распространяется на легковые автомобили мощностью до 200 лошадиных сил.

3. Ветераны и инвалиды боевых действий

Льгота составляет 100% транспортного налога и распространяется на легковые автомобили мощностью до 200 лошадиных сил.

4. Герои России или Советского Союза, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней

Льгота составляет 100% транспортного налога и распространяется на легковые автомобили мощностью до 200 лошадиных сил.

5. Инвалиды первой и второй групп

Льгота составляет 100% транспортного налога и распространяется на легковые автомобили мощностью до 200 лошадиных сил.

6. Лица, мощность автомобиля которых менее 70 лошадиных сил

Льгота составляет 100% транспортного налога и распространяется на легковые автомобили мощностью до 70 лошадиных сил.

7. Один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным

Льгота составляет 100% транспортного налога и распространяется на легковые автомобили мощностью до 200 лошадиных сил.

8. Жертвы катастрофы на Чернобыльской АЭС

Льгота составляет 100% транспортного налога и распространяется на легковые автомобили мощностью до 200 лошадиных сил.

9. Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику

Льгота составляет 100% транспортного налога и распространяется на легковые автомобили мощностью до 200 лошадиных сил.

Постановление от 10 марта 2017 г. №9 3-46

О внесении изменений в Порядок уплаты транспортного налога, утвержденный Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26 сентября 2016 г. .№11-5

С целью реализации налоговой политики, руководствуясь пунктом 99.1 статьи 99 Закона Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 г. № 99-IНС «О налоговой системе», частью 4 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики от 07 августа 2015 г. №72—IНС «О нормативных правовых актах», Совет Министров Донецкой Народной Республики

постановляет:

  1. Внести изменения в Порядок уплаты транспортного налога, утвержденный Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26 сентября 2016 г. №11-5, изложив его в новой редакции (прилагается).
  2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель Совета Министров А.В. Захарченко

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 99.1 статьи 99 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» от 25 декабря .2015 г. №99—IНС (с изменениями) (далее — Закон) и регламентирует вопросы, связанные с уплатой транспортного налога в Донецкой Народной Республике.

1.2. Настоящий Порядок распространяет своё Действие на всех физических и юридических лиц, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 94 Закона.

II. Налогоплательщики и объекты налогообложения

2.1. Транспортный налог уплачивается:

2.1.1 юридическими лицами, которые зарегистрировали в соответствии с законодательством транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно статье 94 Закона.

2.1.2 физическими лицами, являющимися собственниками транспортных средств, или лицами, их эксплуатирующими на законных основаниях.

При этом лицо, осуществляющее эксплуатацию транспортных средств, выступает в качестве налогового агента налогоплательщика.

2.2. Транспортный налог уплачивается лицами, указанными в пункте 2.1настоящего Порядка, с объектов налогообложения, определённых в статье 94 Закона, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством.

III. Сроки и порядок уплаты транспортного налога

3.1. Уплата транспортного налога осуществляется физическими и юридическими лицами в соответствии с настоящим Порядком, в местный бюджет Донецкой Народной Республики.

Уплата транспортного налога осуществляется физическими лицами – по месту проведения регистрации места жительства (пребывания) или по месту проведения временной регистрации места жительства (пребывания), юридическими лицами — по месту регистрации (основного налогового учета).

3.2. Физические лица при проведении государственной регистрации, обязательной регистрации (далее — регистрация) транспортных средств уплачивают транспортный налог в полном размере за текущий год, в котором проводится регистрация транспортного средства.

3.3. Юридические лица при регистрации транспортных средств уплачивают квартальную сумму транспортного налога, расчет которого проведен на основании поданной налоговой декларации в соответствии с действующим законодательством. Остаток суммы транспортного налога юридическими лицами оплачивается в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Порядка.

3.4. Физические лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, а также физические лица — налогоплательщики, указанные в статье 93.2 Закона, эксплуатирующие транспортные средства, зарегистрированные на территории Украины или других государств, осуществляют оплату транспортного налога ежегодно, не позднее 20 декабря отчетного года, а в случае проведения техническогоосмотра транспортных средств — ежегодно или один раз за отчётные периоды с момента проведения предыдущего технического осмотра, но не позднее 20 декабря отчетного года (при ежегодной оплате), или 20 декабря года, в котором проводится очередной технический осмотр.

3.5. Юридические лица — плательщики транспортного налога, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, осуществляют оплату транспортного налога за отчётный год равными частями ежеквартально, в срок до 30 числа последнего месяца отчетного квартала.

В случае если транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, зарегистрировано в соответствующем подразделении Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики в отчётном году, и при этом, в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Порядка был уплачен транспортный налог, транспортный налог за оставшиеся периоды до конца года оплачивается в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, при этом юридические лица в течение 30 дней со дня регистрации такого транспортного средства подают соответствующему территориальному органу Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики по месту регистрации транспортного средства налоговую декларацию на текущий год по установленной форме.

3.6. Физические и юридические лица — плательщики транспортного налога при проведении регистрации (обязательного технического осмотра) транспортного средства обязаны предъявить органу, осуществляющему регистрацию (обязательный технический осмотр) транспортных средств, платежный документ банковского учреждения Донецкой Народной Республики (квитанцию, платежное поручение) об уплате транспортного налога с отметкой территориального органа Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики о полноте уплаты налога.

3.7. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате, определяется в соответствии со статьёй 98 Закона.

Физические лица — плательщики транспортного налога самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате в соответствии с настоящим Порядком.

3.8. Плательщик налога несет ответственность за правильность, полноту, и своевременность уплаты транспортного налога в соответствующий местный бюджет Донецкой Народной Республики согласно настоящему Порядку.

IV. Порядок осуществления контроля за уплатой налога

4.1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, после поступления к ним соответствующего запроса, но не чаще одного раза в квартал, сообщают в органы доходов и сборов по месту регистрации сведения о транспортных средствах, зарегистрированных, перерегистрированных или снятых о регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

4.2. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают в органы доходов и сборов по месту регистрации транспортных средств, сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

4.3. Сведения, указанные в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего Порядка, предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики, Министерством внутренних дел Донецкой Народной Республики, и Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.

4.4. Территориальные органы Министерства Доходов и сборов Донецкой Народной Республики по месту регистрации транспортных средств, на основании данных, полученных от органов государственной регистрации транспортных средств, ведут учет плательщиков транспортного налога в порядке, установленном Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики.

V. Ответственность за несвоевременную уплату налога

5.1. В случае если юридическое лицо, не уплачивает сумму самостоятельно определенного денежного обязательства в течение сроков, определенных настоящим Порядком, такое юридическое лицо привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней (включительно), следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налоговой задолженности;
  • при задержке свыше 30 и до 90 календарных дней (включительно), следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, в размере 20 процентов погашенной суммы налоговой задолженности;
  • при задержке более 90 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 50 процентов погашенной суммы налоговой задолженности.

5.2. В случае если физическое лицо, на которого в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, не уплачивает сумму транспортного налога в течение срока, определенного настоящим Порядком, такое физическое лицо привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней (включительно), следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налоговой задолженности;
  • при задержке свыше 30 и до 90 календарных дней (включительно), следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, в размере 20 процентов погашенной суммы налоговой задолженности;
  • при задержке более 90 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 50 процентов погашенной суммы налоговой задолженности.

VI. Заключительные положения

6.1. Юридические лица в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Порядка обязаны предоставить в территориальные органы Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики налоговую декларацию по транспортному налогу, в целом на текущий год, по форме, утвержденной приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 г. №40 “Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения”, и уплатить транспортный налог по наступившим срокам оплаты.

6.2. До приведения в соответствие нормативных правовых актов Совета Министров Донецкой Народной Республики, регламентирующих порядок проведения обязательной регистрации (технического осмотра) транспортных средств, субъекты хозяйствования — юридические лица, физические лица по транспортным средствам, эксплуатируемым на территории Донецкой Народной Республики, уплачивают транспортный налог в соответствии с настоящим Порядком.

6.3. Срок уплаты физическими лицами транспортного налога за 2016 год, определенный в пункте 3.4 настоящего Порядка, продлить до 01 апреля 2017 года.

Свой бизнес в ДНР: как открыть службу такси в Донецке

Что нужно для запуска бизнеса на такси и как сегодня на этом можно зарабатывать? Ситуация на рынке, наиболее выгодные марки автомобилей для такси и расчеты по организации небольшого таксопарка.

Рынок такси стремительно развивается последние годы. И, несмотря на то, что конкуренция в это сегменте бизнеса увеличивается, этот бизнес представляет собой финансово выгодный проект. Использование лизинговых схем позволяет снизить инвестиции, а привлечение агрегаторов – без проблем обеспечить таксопарк клиентами. В такой бизнес можно входить без опыта и постепенно увеличивать количество автомобилей, постоянно наращивая свою прибыль.

Современная ситуация на рынке такси

Объем рынка такси РФ составляет более 500 миллиардов рублей. Лидером по выручке таксомоторного бизнеса является Москва с выручкой более 2 миллиардов рублей ежегодно. Это почти половина всего рынка России. С точки зрения федеральных округов, то явным лидером является Центральный округ, который генерирует выручку около 180 миллиардов рублей в год. Москве уступает в выручке Санкт-Петербург, но по показателю количества зарегистрированных машин эти города почти равны – в них приходится около 7,5 такси на 1000 жителей. В этой отрасли заняты почти 600 тысяч человек по всей стране. В связи с кризисными явлениями в экономике РФ, прогнозируется увеличение численности сотрудников этой отрасли более чем на 100 тысяч человек.

Доля нелегального такси на рынке составляет около 15%, и этот показатель постоянно снижается, что связано с улучшением качества перевозки крупными таксопарками и снижением стоимости поездки для клиентов. Крупные игроки на рынке такси борются за своего клиента, например, за последние несколько лет средняя скорость подачи такси снизилась с 10 минут до 4-5 минут. Средняя стоимость поездки в такси за последние несколько лет, по данным аналитиков рынка, снизилась примерно на 35%. И это при резком подорожании всех основных затрат на осуществление перевозок, таких как стоимость автомобилей, стоимость бензина и запасных частей. За счет чего стала возможна такая экономия? Прежде всего, это ужесточение конкуренции среди крупных игроков рынка. Несколько снизилась себестоимость привлечения клиента. Но основная экономия достигается снижением затрат на заработную плату водителей, которым приходится работать больше за меньшую плату.

Весь рынок такси делится на два больших сегмента – сами таксопарки и агрегаторы, не имеющие собственных автомобилей, а осуществляющие только поиск и передачу клиентов таксопаркам.

Среди агрегаторов в России лидируют Яндекс.Такси», Gett и Uber. Среди таксопарков - «Рутакси», «Сатурн» и «Максим», которые являются крупными федеральными сетями.

По результатам анализа рынка мы делаем вывод, что несмотря на рост в количестве машин и выручке, создавать отдельный таксопарк со своей диспетчерской службой нет никакого экономического смысла. Это связано с практически полным освоением рынка крупными игроками, которые могут поддерживать огромные рекламные бюджеты и низкую стоимость поездок. Рынок занят настолько плотно, что инвестиции в небольшой таксопарк с собственной диспетчерской службой, возможны только в совсем крошечных населенных пунктах, где не присутствуют крупные игроки. И, если такие места еще остались, то это ненадолго. На наш взгляд, такие инвестиции не оправданы.

Как можно зарабатывать на такси небольшому таксопарку

В связи с тем, что создание собственной диспетчерской службы небольшой компанией в настоящее время не рентабельно, можно, имея парк автомобилей, подключиться к любому агрегатору, и выполнять заказы от его имени.

Схема выглядит следующим образом. Вы приобретаете несколько автомобилей, нанимаете водителей и заключаете договор с одним или несколькими агрегаторами такси. Они будут давать рекламу, обеспечивать работу диспетчерской службы и предоставлять вам клиентов по утвержденным ими тарифам. Вы же будете платить агрегатору за каждого клиента или за определенный период сотрудничества с ним.

Агрегаторы работают только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Водителю же, как правило, не выгодно открывать ИП для осуществления услуги перевозки на такси на одной машине.

Существуют две основные схемы работы с водителями.

Первая схема основана на том, что Вы находите водителя, и договариваетесь с ним на определённый план, который он будет сдавать ежесуточно. По сути, вы сдаете автомобиль в аренду. Как правило, чтобы не было простоя автомобиля, на одном автомобиле работают двое водителей посуточно. Стоимость аренды автомобиля, который вы предоставляете водителю, зависит от класса автомобиля, его пробега и от того, на каком топливе он работает. Естественно, аренда автомобиля на газе стоит несколько дороже, так как это связано с довольно затратным переоборудованием автомобиля, но водитель окупает затраты на снижении стоимости топлива. Как правило, стоимость такой аренды для водителя в день в день составляет для регионов порядка 1300 – 2000 рублей в сутки.

Вторая схема основана на том, что Вы предоставляете автомобиль и платите зарплату водителю за количество отработанных часов. Вы также в этом случае подключаете водителя на свой аккаунт агрегатора, осуществляете заправку автомобиля, его мойку и обслуживание. На зарплатной схеме в регионах водитель зарабатывает в день от 1500 до 2500 рублей.

Есть еще одна схема работы с водителем, когда таксопарк привлекает водителя с автомобилем и берет определенный процент от его выручки. Обычно это 4-6%. Но такая схема, вероятно, в связи принятием закона о самозанятых, станет невыгодна водителям. Так как закон уже принят в первом чтении, то ждать осталось недолго и этот вариант работы мы рассматривать не будем. Многие компании, которые работали по этому принципу, меняют свою бизнес-модель.

Определить, какая схема, первая или вторая выгоднее для таксопарка нельзя. Как и в любом бизнесе, финансовые результаты зависят, в основном, не от модели его организации, а от качества организации бизнеса. Естественно, зарплатная модель требует больше внимания к бизнесу, более четкому контролю за работой водителя, но, зачастую, продлевает срок службы автомобиля.

Естественно, обслуживание автомобиля и ремонт в обоих описанных схемах осуществляются за ваш счет и под вашим контролем. Агрегаторы осуществляют полный и жесткий контроль качества осуществления заказов. За любые нарушения водителя он будет немедленно оштрафован или заблокирован. Часто агрегаторы проводят и обучение водителей.

Какие автомобили целесообразно приобретать для таксопарка

Конечно, чем дешевле мы приобретем автомобиль, тем быстрее он окупится и начнет приносить деньги. Однако, дешевые автомобили, как правило, имеют меньший ресурс, что очень важно для такси, в связи с тем, что стоимость запасных частей постоянно растет. Агрегаторы также выдают лучшие заказы, учитывая класс автомобиля и его пробег или возраст.

Поэтому, необходимо найти золотую середину, которая позволит сэкономить на первоначальных затратах и обеспечить достаточный денежный доход от этого автомобиля. Рассмотрим, какие основные марки автомобилей выгодно использовать в такси.

Обратимся к практике существующих таксопарков, которые уже не только просчитали эффективность приобретения той или иной марки, но и годами на практике проверили правильность своих расчётов.

В 2017 году компаниями для использования в качестве такси было приобретено более 29 тысяч автомобилей.

На первом месте по количеству приобретенных для такси автомобилей находятся Volkswagen Polo и Hyundai Solaris, их доля составляет примерно по 13% от всех приобретенных автомобилей для использования в такси.

Третье и четвертое место занимают Skoda Rapid и KIA Rio с 11% и 10,7% соответственно. В десятку самых популярных автомобилей, приобретенных юридическими лицами для использования в качестве такси, также вошли: Skoda Octavia (6,4%), Ford Focus (6,1%), Renault Logan (5,6%), Volkswagen Jetta (2,8%), Renault Kaptur (2,5%) и Nissan Almera (2,3%).

Основными критериями выбора автомобиля для использования в такси являются его первоначальная стоимость, расход топлива, стоимость обслуживания, удобство для водителя и клиента. Можно рассмотреть вариант приобретения и подержанного автомобиля, но стоимость его обслуживания, как правило, гораздо выше, особенно учитывая значительные пробеги при работе в такси.

Юридические аспекты работы таксопарка

Для начала, определимся какую организационно-правовую форму лучше использовать для таксопарка – ИП или ООО. Мы говорим не об одном автомобиле, который эксплуатируется самим водителем, а о таксопарке, к котором есть 10-15 автомобилей.

Принципиальной разницы между ИП и ООО для таксопарка нет. Оформление ИП немного проще, но незначительно. Отчетность ИП несколько проще, но учтите, ИП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а случаи на дороге бывают разные и не все они могут укладываться в сумму страховки. Поэтому, если у Вас нет каких-либо специальных оснований для выбора ИП, рекомендуем открыть ООО.

Важнее сразу определиться с выбором режима налогообложения. Для такси доступно несколько налоговых режимов: ЕНВД (единый налог на вменённый доход), патентная система налогообложения или упрощенная система налогообложения. Обратите внимание, что ЕНВД может применяться для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, которые обладают не более чем 20 транспортными средствами для осуществления перевозок.

Следует учесть, что величина налогов для каждого из режимов будет разная в зависимости от региона регистрации фирмы такси. Сделать это самостоятельно можно на сайте Федеральной налоговой службы России.

Рассчитаем стоимость патента на 10 автомобилей на 2018 год для города, например, Ростов-на-Дону. Использовать патент могут индивидуальные предприниматели, средняя численность наемных работников которых, не превышает за налоговый период, по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, 15 человек, что укладывается в наши условия.

Применение патентной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налог на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, используемого для предпринимательства.

Введя все необходимые данные, получим, что сумма налога, при применении патентной системы налогообложения для данного вида предпринимательской деятельности на 12 мес. составит 192 000 рублей, налог оплачивается двумя платежами - 1 платеж равен 64 000 рублей в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента, 2 платеж равен 128 000 рублей в срок не позднее срока окончания действия патента.

Рассчитаем сумму ЕНВД для тех же условий, с помощью специального калькулятора. Сумма ЕНВД составит порядка 50 тысяч рублей в квартал. Сумма налога ЕНВД может быть уменьшена до 50 % размер уплаченных страховых взносов за работников ИП. Далее, все зависит от того, какие взносы Вы будете уплачивать за работников.

На наш взгляд, большой разницы в сумме уплаты налога по факту, при использовании ЕНВД или патента, не будет.

Таким образом, в качестве системы налогообложения лучше выбрать ЕНВД или патент, что лучше, легко рассчитать самостоятельно для вашего региона, по схеме, которую мы показали. Если вы не попадаете из-за ограничений под действие указанных режимов, то выбираете УСН.

Оформление лицензии на деятельность таксопарка

Рассмотрим, что нужно, чтобы оформить лицензию на деятельность таксопарка. Получение лицензии не представляет особых проблем. Выдача лицензий осуществляется Минтрансом. С перечнем документов для получения лицензии лучше всего ознакомится в администрации региона, где вы будете получать лицензию, так как этот перечень может незначительно меняться в зависимости от региона регистрации. Стоимость получения лицензии различна в зависимости от региона и составляет около 5 тыс. рублей.

Обратите внимание, для получения лицензии Вам необходимо оборудовать автомобиль с соблюдением следующих требований:

Постоянное наличие в салоне автомобиля оригинала разрешения на данный вид деятельности.

Салон транспортного средства необходимо укомплектовать прибором «таксометр» или мобильным приложением, заменяющем его.

Крыша машины должна быть оборудована характерным знаком «такси» со встроенным световым элементом.

Также имеются следующие основные требования к водителю:

Стаж вождения не менее 5 лет.

Транспортное средство обязательно должно быть в личной собственности водителя или предоставлено ему в соответствии с актуальным договором лизинга.

Как вы видите, процедура получения лицензии, как правило, не вызывает проблем.

И, еще один важный юридический аспект. Для водителей такси обязателен предрейсовый медицинский осмотр. Такой осмотр, по закону, должен проводиться сертифицированным специалистом и о результатах каждого осмотра должна быть сделана соответствующая запись. Для проведения подобных осмотров, или фиксации факта их проведения, можно заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на подобную деятельность.

Финансовые показатели таксопарка

Финансовые показатели таксопарка будут различными, в зависимости от модели работы самого таксопарка. Предположим, мы хотим создать небольшой таксопарк из 10 автомобилей в городе с населением около одного миллиона человек. В качестве диспетчерской службы выберем агрегатора, например, Яндекс.Такси. Наемные водители будут работать посменно и сдавать план 1700 рублей в сутки.

Очень большое значение для финансового успеха таксопарка имеет профессионализм водителей. Если водители часто попадают в аварии или небрежно относятся эксплуатации автомобили, то ни о каких положительных финансовых результатах речи быть не может. Правильный подбор водителей – основа успешного бизнеса такси.

Рассмотрим, какие финансовые показатели в данном примере могут быть достигнуты нами.

Инвестиционные (первоначальные) затраты на открытие таксопарка будут включать следующие основные элементы: затраты на открытие фирмы или ИП, затраты на получение лицензии, аренда площадки для стоянки автомобилей, расходы на небольшой офис и затраты на приобретение автомобилей. Сумма затрат на приобретение автомобилей составляет основную часть всех затрат.

При средней стоимости автомобиля в 600 тысяч рублей, затраты на 10 автомобилей составят около 6 миллионов рублей. Это значительные вложения, на их фоне всеми суммой всех остальных первоначальных затрат можно пренебречь. Снизить величину первоначальных затрат можно за счет приобретения автомобиля в лизинг. Для юридических лиц существует множество выгодных лизинговых предложений.

Заключая договор лизинга, необходимо внести первоначальный взнос в размере около 10%-20%. Договор лизинга заключается, как правило, на срок от одного до пяти лет. Чем больше срок лизинга, тем ниже ежемесячный платеж, но больше сумма переплаты за весь срок. Дополнительно, лизингополучатель может получить значительную экономию при уплате расчета на прибыль. Также лизингополучатель экономит на налоге на имущество и НДС, в том случае, если он является его плательщиком.

Конкретные суммы экономии на налогах зависят от выбранной Вами системы налогообложения и могут быть рассчитаны в любой лизинговой компании, в которую Вы обратитесь. В любом случае, вариант приобретения автомобилей в лизинг стоит рассмотреть, так как можно снизить сумму первоначальных затрат практически в 10 раз.

Каждый автомобиль будет приносить Вам порядка 51 тысячи рублей в месяц. Но это сумма в идеальном случае, реально сумма будет на 10% - 15% процентов меньше, и это при условии хорошей организации работы. Примем чистую выручку с одного автомобиля в размере 45 тысяч рублей в месяц.

Основными расходами будут следующие: расходы на приобретение страхового полиса, техническое обслуживание автомобиля, которое с учетом большого пробега машин в режиме такси может быть ежемесячным, налоги, содержание офиса, если он необходим, и оплата услуг агрегатора.

Итоговая сумма затрат составит порядка 14 тысяч в месяц на автомобиль. Таким образом, предполагаемая прибыль с одного автомобиля составит около 31 тысячи рублей, а суммарная на 10 автомобилей – около 310 тысяч рублей в месяц. В данном расчете мы не учитываем некоторую переплату по лизингу и считаем, что мы делаем все вложения сразу. Срок окупаемости автомобиля будет около 2-х лет. В действительности, срок службы автомобиля в такси при условии качественного обслуживания гораздо выше и составляет не менее четырех лет, после чего выгоднее автомобиль реализовать по остаточной стоимости.

В итоге, учитывая остаточную стоимость автомобиля, каждый автомобиль принесет Вам около 700 тысяч рублей прибыли за четыре года, то есть около 14 тысяч рублей в месяц.

Подводя итоги, делаем вывод, что открытие собственного небольшого таксопарка является хорошим бизнесом, обеспечивающим достойную рентабельность и приемлемые сроки окупаемости. При грамотной организации дела суммарный доход вполне достаточен, чтобы обеспечить эффективность всего проекта.

Читайте также: