Автоматические встроенные стабилизаторы налоговой системы

Опубликовано: 20.09.2024

date image
2014-01-31 views image
12297

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Вопрос 41.

Фискальная политика представляет собой меры, которые применяют правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, -поддерживание:

-стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

-полной занятости ресурсов;

-стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:

Вспомним формулу совокупного спроса: АД = C+I+G+Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяют величину совокупного выпуска и дохода.

Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.

Все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора (Кейнс).

Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

- увеличение государственных закупок;

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмами (субсидий ) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен, поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме, направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

-сокращение государственных закупок;

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабилизаторы – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя финансовую активность при спаде и сдерживая её при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относится:

-подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);




-косвенные налоги (в первую очередь, НДС);

-пособия по бедности.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.

Налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов, и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при «перегреве» максимальны.

Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС является косвенным налогом, частью цены товара. Поэтому в период регрессии, когда общий объем продаж падает, налоговое поступление от косвенных налогов – изъятия из экономики – сокращаются. При «перегреве», наоборот.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматическими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде – по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, - и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Преимущество встроенных стабилизаторов в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной политики и только на 1/3 – за счет воздействия встроенных стабилизаторов.

Основным недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения частных инвестиций (растет ставка процента по кредитам).

Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стимулирующей монетарной политикой.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Система встроенных стабилизаторов включает:

1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.

2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.

3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика (Discretionary fiscal policy) – это система манипуляций налогами и государственными расходами, основными орудиями которой являются изменение ставок налога, общественные работы, изменение расходов на социальные нужды (трансфертных платежей).

Хорошим средством удержать доходы от сокращения и предотвратить превращение спада в лавинообразный кризис может быть временное снижение ставок подоходного налога. Но это может произойти после того, как парламент решит, что экономика нуждается в стимулировании посредством снижения налогов. В период спада общественные работы (государственные инвестиции, направленные на преодоление безработицы) могут значительно уменьшить глубину падения экономики.

Такие программы, как пособия по безработице и пенсии по старости, действуют в качестве автоматических встроенных стабилизаторов. Но помимо этого правительство может проводить по своему усмотрению различные программы материальной помощи, которые являются дополнительными средствами стабилизации.

Однако проведение этих мер связано с фактами политического порядка - программы материальной помощи для кратковременных целей нелегко сократить, когда положение снова улучшается. Политические трудности связаны; с дебатами в парламенте по поводу принятия соответствующих законов. Кроме того, имеет место функциональное запаздывание, то есть лаг между моментом, когда принято решение о каких-либо фискальных мерах, и периодом, когда данные меры станут влиять на занятость, производство или уровень цен.

Наиболее активно используются такие дискреционные методы, как изменение налоговых ставок и государственных расходов. Поскольку дискреционная фискальная политика имеет свои недостатки, перечисленные выше, то отдавать ей предпочтение нельзя. Поэтому встроенные стабилизаторы должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение наиболее полной занятости ресурсов.

Деньги и их функции

Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Возникновение денежного обращения

Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения, когда возникли излишки товаров. Вначале объем произведенных товаров был сравнительно мал и обмен товарами между племенами носил случайный характер (все произведенные товары уходили на потребление) и осуществлялся в натуральной форме. Постепенно объем производства возрастал и начали появляться излишки товаров. Обмен стал носить постоянный, массовый характер. Возникла необходимость в специальном средстве обращения, с помощью которого можно было быстро и с минимальными издержками обменять один товар на другой. Таких средством обращения стали деньги (Первая функция денег — деньги как средство обращения).

Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.

Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.

Денежная система не может существовать без денег. Она охватывает все денежные отношения, которые складываются в том или ином обществе.

В системе денежных отношений выделяют три подсистемы:

· в форме денежных потоков.

Функциональная подсистема

Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

· обменивается на любой другой товар;

· измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

· Средства сбережения и накопления

Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами

(т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:

Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.

Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.

В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.

Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.

Средства платежа - время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа

Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

Мировые деньги используются в международных расчетах.

В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.

Экономическая подсистема

· распределение денег в стране;

· формирование бюджета в стране.

· регулирует внутренний и внешний долг;

· формирует ссудный капитал;

· связана с обращением ценных бумаг;

· связана с международными кредитно-валютными отношениями.

В настоящее время не используется выпуск денег для покрытия дефицита федерального бюджета. Но при наличии дефицита федерального бюджета правительство должно найти источники его покрытия. До 1995 г. в РФ применялся источник покрытия, не свойственный для рыночной экономики, — кредиты правительства у ЦБ. Это приводит к дополнительной инфляции, так как в экономику дополнительно выпускаются деньги, не обеспеченные товаром.

Использование рыночных механизмов обеспечивает источники покрытия дефицита и предусматривает:

· государство выпускает долговые облигации, т. е. полученный от субъектов экономики государственный кредит —
уменьшается;

· деньги от продажи ценных бумаг государство направляет на финансирование дефицита бюджета, деньги вновь поступают в экономику.

В результате выпуска государственных ценных бумаг произошло перераспределение денег между субъектами экономики:

· лица, имевшие свободные денежные средства, отдали их в кредит государству, получив облигацию;

· бюджетные организации получили финансирование своих расходов за счет этих денег.

Дефицит бюджета, покрывая
, не изменяется, инфляция не усиливается, но растет государственный долг.

Средства на погашение государственного долга предусмотрены в федеральном бюджете в статье «Расходы».

Форма денежных потоков

Долгое время деньгами служили достаточно редкие и дорогие товары: скот, раковины, чай, табак, рис, соль, рыба, пушнина.

В результате интернационализации связей человечество пришло к благородным металлам — золоту и серебру.

Драгоценные металлы были выбраны потому что:

· они могли долго сохранять свою ценность

· были однородными по качеству

· обладали делимостью и высокой стоимостью (из-за трудоспособности их добычи и обработки)

Золото и серебро выполняло функцию денег в течение тысячелетий. Окончательное вытеснение драгоценных металлов из статуса денег произошло в середине 70-х годов 20 века, когда произошла демонетизация золота — замена золота и других драгоценных металлов бумажными и кредитными деньгами.

Деньги в своем развитии прошли несколько форм материальных носителей:

1. Товарные, металлические деньги - действительные или полноценные деньги.

Действительные деньги — это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены (медные, серебряные, золотые).

Монета имела установленные отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание).

2. Заменители действительных денег (неполноценные) — это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. выше стоимости труда, затраченного на их производство. К ним относятся:

· металлические знаки стоимости — стершаяся золотая монета, мелкая монета, изготовленная из дешевого металла (медь, алюминий);

· бумажные знаки стоимости — сделанные из бумаги. Это бумажные деньги и кредитные деньги.

Право выпуска бумажных денег имеет государство.

Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны. Сущность бумажных денег заключается в том, что они выпускаются для покрытия бюджетного дефицита и наделены государством принудительным курсом. Бумажные деньги не разменны на металл.

Экономическая природа бумажных денег:

· они всегда неустойчивы (они не могут постоянно фиксировать свой курс);

· их выпуск никогда не регулируется потребностью товарооборота в деньгах;

· отсутствует объективный механизм изъятия из оборота лишних денег.

Обесценивание бумажных денег связано с избыточным выпуском, упадком доверия к правительству, неблагоприятным платежным балансом страны.

Кредитные деньги — это обязательства, суммарный объем заключенных договоров, размещенных заказов или полученных услуг, которые приходятся на определенный период времени независимо от того, когда были выделены необходимые фонды и когда фактически платежи будут осуществлены.

Суть кредита — отдаваемая сумма назад вернется с процентами.

Кредитные деньги появились на базе функции денег как средства платежа.

Итак, финансовая наука к началу XX в. сформулировала определение налоговой системы, ее функции, главная из которых -финансовая, определила характер налоговой системы как нейтральный, что отвечало принципам неоклассической школы о невмешательстве государства в хозяйственные процессы. Эта модель налоговой системы использовалась в финансовой практике вплоть до кейнсианства, в котором налоговой системе была отведена роль автоматического стабилизатора экономического цикла, как мы уже говорили. В целях обеспечения экономического роста налоговая модель 80-х гг. вернула налоговой системе нейтральный характер. [c.193]


Финансовой науке конца XIX - начала XX в. надо поставить в заслугу постановку вопроса о регулирующей роли налогов в экономике, который получил новый уровень решения в 30-е гг. в кейнсианской теории совокупного спроса. Как известно, в практике послевоенного экономического регулирования налогам была вменена роль автоматических стабилизаторов экономического цикла. В 80-е гг. в модели неоконсерваторов (теория предложения) налоговая политика была встроена в политику экономического роста, что повлекло за собой снижение уровня жесткости налогов, но не изменило их принудительной роли в современной экономической жизни. [c.230]

Объясните принцип действия встроенных (или автоматических) стабилизаторов. Чем различаются пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы с точки зрения достигнутой автоматически стабильности экономики [c.269]

Второй вид фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты. [c.344]

Каким образом автоматические стабилизаторы предотвращают неблагоприятное положение на фазах подъема и кризиса [c.215]

Важная особенность классической макроэкономической модели — принцип нейтральности денег. Он предполагает отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальное производство. Деньги в модели классиков нужны рыночным агентам лишь для обслуживания сделок, т. е. для выполнения чисто технической функции в процессе купли-продажи. На этом основании классиками была сформулирована концепция классической дихотомии — системы функционирования двух параллельных рынков реального и денежного, равновесие между которыми поддерживается через автоматические стабилизаторы. Отсюда делался вывод о нецелесообразности вмешательства государства в экономическую жизнь. [c.284]

В моделях экономической политики рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы. [c.180]


Наконец, следует отметить, что некоторые инструменты фискальной политики устроены таким образом, что автоматически смягчают шоки (см. Шок экономический), в силу чего их принято называть автоматическими стабилизаторами. Например, во многих странах широко применяются пособия по безработице. В условиях спада производства безработица, естественно, растёт, а потому растёт и потребность в пособиях. В результате происходит рост государственных расходов на эти цели, а следовательно, и некоторое увеличение совокупного спроса, смягчающее глубину спада. К числу автоматических стабилизаторов относится также ряд налогов — подоходный налог, налог на добавленную стоимость. Это объясняется тем, что само их существование снижает величину мультипликатора национального дохода, а потому и ослабляет реакцию экономики как на снижение, так и на увеличение совокупного спроса. В их отсутствие колебания в выпуске продукции были бы заметно сильнее. [c.217]

Автоматический стабилизатор. Большинство предметов длительного пользования, в частности, предметы роскоши, облагаются по верхней шкале налога. Таким образом, чем больше расходы на потребление, тем больше поступает налога в казну. Это предо- [c.297]

В 1957-1958 гг. США погрузились в новую рецессию, однако администрация Эйзенхауэра отказывалась от вмешательства. Наоборот, она оставалась твердым приверженцем классической доктрины, по которой чередование стадий роста и спада суть - явления неизбежные, и наличия в налоговой системе автоматических стабилизаторов вполне достаточно, чтобы элиминировать чрезмерные колебания. Главной задачей республиканцев оставалось сохранение равновесия бюджета. Последнее полагалось основным условием, необходимым для стабилизации цен. Поэтому вмешательство администрации Эйзенхауэра касалось именно этой сферы. Тяжесть рецессии требовала принятия строгих мер для достижения такого бюджетного равновесия. В результате в 1960 г. образовался бюджетный "излишек". Такой впечатляющий поворот финансового положения привел к сокращению внутреннего спроса на 15 млрд долл. На этой стадии политика дешевых денег и кредитная экспансия могли бы сыграть роль компенсирующего фактора. Частные инвестиции увеличились бы, нейтрализуя таким образом обвал общественного спроса. Однако произошло нечто прямо противоположное. Экономическая политика высоких процентных ставок, применяемая тогда, была направлена на поддержку обменного курса доллара на мировых рынках, где обнаружилось давление на американскую валюту. [c.44]

АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТАБИЛИЗАТОР - см. ВСТРОЕННЫЙ СТАБИЛИЗАТОР [c.9]

АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ — встроенные, заранее предусмотренные органами управления государством экономические механизмы, автоматически ослабляющие воздействие колебаний спроса, экономической активности на макроэкономические параметры. Типичными встроенными стабилизаторами являются прогрессивные налоговые ставки, государственные льготы. [c.11]

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ -см. АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ. [c.66]

Эти устройства иногда имеют структуру такую же, что и разрядные лампы, но так как они не пригодны для целей освещения, ограничители напряжения не могут рассматриваться как лампы. Эта позиция, однако, не охватывает автоматических стабилизаторов напряжения (позиция 9032). [c.349]

Резистивные диски и пластины для автоматических стабилизаторов напряжения. [c.380]

В случае несистемного кризиса центральный банк изначально не вмешивается в ситуацию, отдавая разрешение кризиса в руки существующих автоматических стабилизаторов — фондов страхования банковских вкладов. Во вторую очередь он предоставляет финансирование проблемным банкам на обычных рыночных условиях. Однако при наступлении кризиса, который грозит внушительными потерями незастрахованным вкладчикам или другим кредиторам, бездействие денежных властей только усиливает кризис. Для предотвращения кризиса ликвидности центральный банк должен обеспечить чрезвычайную фи- [c.173]

Следовательно, спад еще больше усилится. И наоборот, если во время подъема, когда наблюдается бюджетный профицит, для его ликвидации нужно повышать расходы, сокращать налоги. А это только перегреет экономику и спровоцирует инфляцию. Другими словами, ежегодно балансируемый бюджет блокирует действие встроенных (автоматических) стабилизаторов. [c.528]

Автоматические стабилизаторы Государственный долг [c.540]

Основное достоинство системы гибких валютных курсов заключается в том, что они выступают автоматическими стабилизаторами , способствующими урегулированию платежных балансов без видимых потерь официальных валютных резервов, и не требуют вмешательства Центрального банка в рыночный механизм. В этом случае, кредитно-денежная политика, свободная от решения задач урегулирования платежного баланса, может использоваться для решения внутренних экономических проблем (достижения полной занятости, ускорения экономического роста и др.). В то же время значительные колебания валютных курсов отрицательно сказываются на международной торговле и финансах, порождая риск и неопределенность в международных экономических отношениях. [c.737]

Автоматические стабилизаторы (22) Автономные и производные [c.798]

Активная фискальная политика и автоматические стабилизаторы [c.526]

Пропорциональный подоходный налог является автоматическим стабилизатором. [c.527]

О Автоматические стабилизаторы — это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса. [c.527]

Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог. Если вдруг происходит нечто, приводящее к росту безработицы, то безработные, получая пособия, не будут резко снижать свои расходы, как они были бы вынуждены сделать в противном случае. Таким образом, уменьшаются мультипликативные последствия от первоначального шока. [c.527]

Автоматические стабилизаторы обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции. Во-вторых, они действуют автоматически. Так, способность стабилизировать выпуск продукции проистекает из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора. Это означает, например, что любое падение инвестиций ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину. Автоматизм их действия обусловлен тем фактом, что налоговая ставка одним только фактом своего существования уже способствует стабилизации выпуска продукции. [c.527]

Автоматические стабилизаторы имеют важное [c.527]

Из-за действия автоматических стабилизаторов картина развития экономическою цикла в послевоенный период стала иной. Экономические спады теперь более короткие и легкие. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были очень низкие, а пособия по безработице были либо тоже низкими, либо не существовали вообще. Следовательно, одна из причин, по которой экономисты считают маловероятным повторение еще одной Великой депрессии с 25%-й безработицей, состоит в том, что именно действие в экономике автоматических стабилизаторов сможет предотвратить значительное мультипликативное воздействие падения совокупного спроса на уровень ВНП. [c.528]

Как мы видели, автоматические стабилизаторы уменьшают отрицательное воздействие шока совокупною спроса на уровень выпуска продукции и, таким образом, помогают избежать экономических спадов однако с таким же успехом они могут действовать и в противоположном направлении. Во время подъема каждый дополнительный доллар доходов частично изымается в налоги, а не идет на увеличение располагаемого дохода. В результате рост потребительских расходов будет чуть меньше, чем это могло бы быть, и отсюда процесс восстановления после экономического спада будет иметь тенденцию к замедлению. Следовательно, автоматические стабилизаторы уменьшают колебания объема ВНП в обоих направлениях. [c.528]

Распределительные эффекты действия фискальной политики чрезвычайно важны для развития экономики в долгосрочной перспективе и должны быть. приняты во внимание при любом серьезном обсуждении идеальной (т. е. наносящей наименьший ущерб механизму распределения ресурсов) для экономики страны комбинации различного вида налогов. Часто между микроэкономическими и макроэкономическими целями, которые должны быть приняты во внимание, существует возможность выбора. Например, повышение ставок подоходного налога обеспечивает усиление действия автоматических стабилизаторов, но одновременно снижает стимулы к труду. Более высокие налоговые ставки помогают сбалансировать бюджет, но вместе с тем имеют ряд негативных последствий на микроэкономическом уровне Таким образом, политическим деятелям, когда они обсуждают возможное изменение налогов в целях стабилизации экономики, следует иметь в виду как макроэкономические, так и микроэкономические аспекты последствий этих изменений налоговой политики. [c.530]

Автоматические стабилизаторы смягчают колебания ВНП посредством уменьшения величины мультипликатора. Подоходный налог и пособия по безработице действуют в качестве наиболее важных автоматических стабилизаторов. [c.532]

Государственные расходы — (G) 1. Федеральный уровень а. Фискальная политика б. Нестабилизационные и неэкономические факторы 2. Уровень штатов и местный уровень , fl Величина Дефицит — J2 мет0д или избыток 1 финансирования 1. Дискреционные %т размещения меры 2. Автоматические стабилизаторы [c.335]

Автоматические стабилизаторы действуют таким образом. На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособцй по безработице и ицые социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост. На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад-экономики. [c.267]

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ [built-in stabilizers] — своего рода "фильтры" в механизме обратных связей экономической системы (то же, что автоматические стабилизаторы). См. также Инструментальные перелкнные, Стабилизаторы, Управляющие параметры. [c.54]

Тем не менее, основной фактор, лежавший в основе постоянного давления на послевоенный спрос, имел институциональный характер. Различные меры, принятые правительствами западных стран, привели к созданию сети экономических и социальных институтов, призванных гарантировать большую стабильность экономики. Эта система следила за тем, чтобы "соскальзывание" в одной из категорий общих расходов не распространялось на другие, и, как следствие, общий спрос удерживался бы на высоком уровне. В международном измерении особое внимание концентрировалось на кооперации в целях развития мировой торговли. Вот почему после войны оборот последней на Западе испытывал небывалый (можно сказать, непрерывный) подъем. В измерении внутреннем главным изменением институционального порядка стало расширение системы социальной защиты. Главное значение придавалось встроенным в эту систему автоматическим стабилизаторам, а также прогрессивному налогообложению. Они способствовали стабилизации доходов и, соответственно, поддерживанию относительно высокого уровня потребления вне зависимости от периодических рецессии. Другим существенным элементом стало значительное увеличение доли государственных расходов в общей совокупности внутренних расходов. Таким образом, большая доля потребительских расходов не зависела от изменений на рынке. Помимо этого, поскольку рост государственных расходов в форме субсидий и инвестиций в инфраструктуры был направлен на обеспечение развития общества потребления, он также способствовал регулярности экономического роста. Блестящей иллюстрацией этого служит постоянная забота правительств о достижении полной занятости36. В результате в 50-х годах темпы безработицы в Западной Европе достигали лишь 2,9% активного населения, а в 60-х— 1,5%п. Эти данные разительно контрастируют с цифрами предшествующего периода (за 1940 г.) и подчеркивают большой вклад послевоенной политики правительств по обеспечению занятости в обеспечение стабилизации конъюнктуры 50-х и 60-х годов (табл. 6). [c.47]

Автоматическая фискальная политика. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят [c.133]

Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), испоользует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты). Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице) возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса. [c.308]

Теоретическим обоснованием недискреционной фискальной политики является автоматическая зависимость государственных расходов и налогов от уровня и динамики ВВП. Если уровень дохода падает, то автоматически снижается величина взимаемых налогов при одновременном возрастании суммы трансфертных платежей, что стимулирует рост совокупного спроса и уменьшает темпы падения ВВП. При чрезмерном росте дохода автоматически увеличиваются суммы взимаемых налогов и уменьшаются трансфертные выплаты, что приводит к сокращению совокупного спроса и замедлению темпов роста ВВП. Таким образом, недискреционный фискальный механизм действует подобно "встроенному" (автоматическому) стабилизатору, тормозя рост ВВП в период экономического бума и смягчая его падение во время депрессии. [c.603]

Смотреть страницы где упоминается термин Автоматические стабилизаторы

Смотреть главы в:

Курс экономической теории Изд5 (2006) -- [ c.22 ]

Вы будете перенаправлены на Автор24

Встроенный стабилизатор в экономике – это любая мера, которая призвана стимулировать производство и спрос во время спада и сдерживать экономический рост при «перегреве» без стороннего вмешательства, т.е. такие стабилизаторы поддерживают экономику в стабильном состоянии путем ее саморегуляции.

Виды фискальной политики

Фискальная политика – это меры, применяемые правительством с целью воздействия на экономику при помощи изменения уровня доходов или расходов госбюджета.

К целям фискальной политики, которая направлена на сглаживание циклических колебаний и достижение равновесия в экономике в краткосрочном периоде, относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Встроенные экономические стабилизаторы 450 руб.
  • Реферат Встроенные экономические стабилизаторы 280 руб.
  • Контрольная работа Встроенные экономические стабилизаторы 190 руб.
  • Поддержание стабильного уровня ВВП;
  • Поддержание полной занятости в стране;
  • Поддержание стабильного уровня цен.

Фискальная политика проводится правительством. Ее инструменты оказывают влияние и на совокупный спрос (совокупные расходы), и на совокупное предложение (издержки компаний и деловую активность).

К инструментам фискальной политики относятся доходы и расходы государственного бюджета, а именно:

  1. Налоги;
  2. Трансферты;
  3. Государственные закупки.

Государственные закупки – это один из компонентов совокупного спроса, именно поэтому их изменение прямо и непосредственно влияет на уровень совокупных расходов, а это изменяет совокупный выпуск и доход.

При изменении налогов и трансфертов совокупный доход всего лишь перераспределяется, их влияние на совокупный спрос является косвенным.

Каждый инструмент фискальной политики воздействует на экономику с эффектом мультипликатора.

Действие мультипликатора основано на том, что расходы одних экономических агентов становятся дополнительными доходами других и служат предпосылкой для повышения их расходов, это создает дополнительный доход третьим экономическим агентам, а их расходование увеличивает доходы других и т.д. Таким образом, совокупный доход будет гораздо больше первоначального изменения расходов.

Фискальная политика может быть стимулирующей и сдерживающей, что зависит от фазы экономического цикла.

Применение стимулирующей фискальной политики связано со спадом в экономике, ее целью в такой ситуации является повышение деловой активности и борьба с безработицей.

При стимулирующей фискальной политике осуществляют следующие меры:

  • Увеличивают государственные закупки;
  • Снижают налоги;
  • Увеличивают трансферты.

Использование сдерживающей фискальной политики наблюдается при буме, поскольку необходимо снизить деловую активность для борьбы с инфляцией.

К мерам фискальной политики сдерживающего типа относятся:

  • Уменьшение объемов государственных закупок;
  • Повышение налогов;
  • Уменьшение трансфертов.

Фискальная политика также может быть дискреционной и автоматической, что зависит от способа влияния ее инструментов на экономику.

Дискреционная фискальная политика – это официальное законодательное изменение правительством числа государственных закупок, трансфертов и уровня налогов.

При автоматической фискальной политике действуют встроенные стабилизаторы, которые уравновешивают экономику.

Встроенные стабилизаторы в экономике

Под встроенными стабилизаторами понимаются такие экономические механизмы, действие которых снижает реакцию экономики на изменение совокупного спроса, что способствует сглаживанию колебаний.

На сегодняшний день существуют следующие встроенные экономические стабилизаторы:

  1. Ставка налогообложения. При снижении автономных планируемых расходов будет сильнее сокращаться ВВП. Ставка налогообложения позволяет смягчить эффект мультипликатора, уменьшив мультипликатор расходов, а это снижает темпы падения ВВП;
  2. Пособие по безработице. Поскольку при циклическом спаде растет число безработных, то будет увеличиваться сумма выплачиваемых пособий, а это затормозит уменьшение совокупного спроса, а значит, уровня доходов.

Перечисленные стабилизаторы позволяют:

  • Увеличить дефицит госбюджета при экономическом спаде;
  • Уменьшить дефицит при инфляции спроса.

Встроенные стабилизаторы в экономике действуют автоматически, т.е. без каких-либо решений правительства, в следующих случаях:

  • Во время циклического спада уменьшаются доходы, значит, при определенной ставке подоходных налогов автоматически сократятся расходы госбюджета; увеличение числа безработных автоматически приведет к повышению государственных расходов на пособия по безработице;
  • Во время инфляции спроса увеличиваются доходы, а значит, автоматически при данной ставке подоходных налогов увеличиваются доходы госбюджета, снижается число безработных, следовательно, автоматически сокращаются госрасходы на пособия по безработице.

Автоматический стабилизатор описывает механизм налогово-бюджетной политики для стабилизации экономики , который изменяет объем государственных доходов и расходов в направлении, противоположном ходу экономики, и, таким образом, стабилизирует экономику в целом в краткосрочной перспективе. С помощью этого инструмента можно избежать временных задержек, характерных для конкретной ситуации экономической политики , которые возникают в результате анализа и процессов принятия решений правительством и администрацией, и сократить время до того, как среднесрочные и долгосрочные эффекты вступят в силу на основе политических решений.

Содержание

  • 1 эффект
    • 1.1 Требования
    • 1.2 Стационарная экономика
    • 1.3 Растущая экономика
  • 2 модели микросимуляции
  • 3 примера
    • 3.1 Прогрессивный подоходный налог
    • 3.2 Страхование от безработицы
    • 3.3 Страхование по безработице (Швейцария)
  • 4 Финансовый кризис 2007 г.
  • 5 литературы
  • 6 веб-ссылок
  • 7 источников

эффект

требования

Аппарат стабилизации основан на трех требованиях:

  1. В ходе экономического цикла государственные доходы или расходы колеблются (= автоматическая гибкость или встроенная гибкость).
  2. Экономическое развитие сдерживается различными налоговыми поступлениями и государственными расходами , благодаря чему экономическое развитие стабилизируется (= встроенный стабилизатор).
  3. Нет никаких политических указаний, которые сводят на нет этот механизм и тем самым превращают его в дестабилизатор.

Эффект от этого экономического инструмента может исходить от налоговых поступлений или социальных взносов, которые меняются в рамках экономического цикла , а также от циклически меняющихся государственных расходов, особенно социальных выплат .

Стационарная экономика

Примером может служить система страхования от безработицы , которая может ослабить экономику как с точки зрения доходов, так и со стороны расходов:

Во время бума безработица падает, а размер пособий безработным уменьшается. Взносы в Федеральное агентство занятости увеличиваются, следовательно, доход с учетом покупательной способности снижается. В целом, наблюдается сдерживающий эффект на быстро развивающуюся экономику. Во время стагнации или спада взносы по страхованию от безработицы уменьшаются, а выплаты безработным увеличиваются, но фактический спрос снижается меньше, чем в случае отсутствия такой системы страхования.

Существенным фактором, определяющим степень автоматической гибкости налоговых поступлений и связанный с этим эффект стабилизации, является эластичность налоговой системы по доходам (эластичность (экономия) ). Чем он больше, тем более значительны колебания налоговых поступлений в экономике. Кроме того, эластичность налоговой системы по доходам зависит от эластичности отдельных налогов (прямых и косвенных налогов ) и их веса в системе. Высокое значение эластичности доходов выгодно для стабилизирующего эффекта: чем выше эластичность доходов, тем выше дополнительные налоговые поступления во время бума или тем ниже налоговые поступления во время спада. Непропорционально высокие налоговые поступления во время бума сокращают доход и, таким образом, сдерживают подъем, непропорционально низкие налоговые поступления во время рецессии оказывают смягчающее воздействие на граждан и приводят к более высокому богатому доходу. Для автоматического смягчения бизнес-цикла необходимо следующее:

1. В условиях стагнации или спада сокращение налоговых поступлений не компенсируется сокращением государственных расходов, и государственные деньги больше не расходуются во время бума, хотя увеличение налоговых поступлений могло бы сделать это возможным. Уравновешивание государственного бюджета приведет к автоматическому дестабилизатору.

2. Налоговые поступления идут почти синхронно с ходом экономики. Отсроченное проявление громкости уменьшило бы эффект автоматической стабилизации или даже превратило бы его в дестабилизатор.

Растущая экономика

При рассмотрении в контексте растущей экономики необходимо учитывать некоторые особенности:

1. Высокая эластичность доходов требует быстро растущих налоговых поступлений, что увеличивает коэффициент налоговой нагрузки («фискальный дивиденд» прогрессивной налоговой системы). Если эластичность доходов отдельных налогов особенно высока, их доля в общих налоговых поступлениях увеличивается, а доля других, косвенных налогов уменьшается.

2. Эффект от высокой эластичности доходов во многом зависит от динамики государственных расходов.

Если непропорционально высокие налоговые поступления не компенсируются соответствующими расходами, т.е. ЧАС. Если темпы роста государственных расходов соответствуют темпам роста национального дохода, будет расти профицит бюджета и, как следствие, усилиться эффект изъятия («бюджетное сопротивление»). Таким образом, прогрессивная налоговая система тормозит денежно-кредитную политику и препятствует достижению полной занятости.

Снижение налогов или увеличение государственных расходов могут противодействовать этому механизму. Если государственные расходы увеличиваются в ходе колебания налоговых поступлений, экономику можно стабилизировать, автоматически создавая профицит бюджета во время бума и дефицит бюджета во время спада. Увеличение государственных расходов, непропорционально увеличению налоговых поступлений, приведет к бюджетному дефициту в ходе экономики. Если экономика финансирует этот дефицит за счет кредитов, начинается инфляция, и частный сектор оттесняется. Если частные сбережения используются для компенсации бюджетного дефицита, процентные ставки повышаются, а частный спрос на инвестиционные возможности снижается.

После объединения Германии в 1990 году государственные расходы выросли непропорционально налоговым поступлениям. ЧАС. сформировался высокий бюджетный дефицит.

В целом, экономика лишь временно ослабляется и, таким образом, стабилизируется автоматическими механизмами. В долгосрочном плане эти инструменты действуют скорее как дестабилизаторы и не могут устранить циклические колебания. Для этого необходимы более сложные меры денежно-кредитной политики.

Модели микросимуляции

В соответствии с законодательством о налогах и переводах от 1 января 2008 г., модели микросимуляции EUROMOD (19 европейских стран) и TAXSIM (США) используются для расчета налогов и трансфертов для репрезентативных наборов микроданных домашних хозяйств, чтобы иметь возможность оценить влияние автоматических стабилизаторов. С помощью этих моделей можно проанализировать влияние на доход домохозяйства. Индивидуальные факторы варьируются или остаются постоянными в смысле контролируемого эксперимента.

Примеры

Прогрессивный подоходный налог

В случае прогрессивного налога на прибыль налоговые ставки повышаются по мере роста дохода. В период подъема экономики поступления от этого налога растут быстрее, чем национальный доход. Уменьшается дефицит государственного бюджета или возникает профицит бюджета.

Во время рецессии налоговые поступления падают быстрее, чем национальный доход. Возникает или увеличивается дефицит бюджета. Если государство не пытается предотвратить возникший в результате бюджетный дефицит за счет увеличения налогов или сокращения расходов, возникает автоматическая стабилизация фискальной политики в экономике .

страхование по безработице

В период экономического спада растет безработица. В результате уменьшатся доходы от страховых взносов и увеличатся расходы на страхование от безработицы. Здесь также избыточные расходы создают дефицит, который оказывает стабилизирующее влияние на фискальный канал.

Страхование от безработицы (Швейцария)

В Швейцарии автоматическая стабилизация экономики через страхование по безработице играет очень важную роль. Во время нормальных спадов эффект автоматических стабилизаторов составляет около одного процента валового внутреннего продукта, а в трудные времена даже больше. В Швейцарии в среднем 10 000 безработных генерируют расходы на страхование по безработице в размере от 300 до 400 миллионов франков в год, при этом, по оценкам, 170 000 безработных в 2009 году получают более 4 миллиардов франков, которые выплачиваются в качестве поддержки безработным и, таким образом, перетекают в потребление. тем самым ослабляя рецессию и стабилизируя экономику.

Финансовый кризис 2007 г.

Во время финансового кризиса, начавшегося с 2007 года, автоматические стабилизаторы были дополнены государственными программами экономического стимулирования , тем более чем слабее были национальные автоматические стабилизаторы.

Читайте также: