Экспортная пошлина на газ

Опубликовано: 21.04.2024

Нефтепродукты представляют собой вещества, получаемые из нефти и нефтяных газов. Нефть, в целом, расценивают как стратегический ресурс. Таможенное оформление нефтепродуктов имеет ряд особенностей. Часть из них является подакцизными товарами. Во избежание сложностей, рекомендуется обратиться за помощью к таможенному брокеру.



Что такое нефтепродукты

Нефтепродукты – это специфическая группа, к которой относится множество химических соединений:

топливо для систем отопления;

смазочные материалы и многое другое.

Порядок таможенного оформления



Затаможка и растаможка нефтепродуктов и масел производится в специально оборудованных пунктах пропуска. Процедура растаможки включает:

Декларирование. Предполагает подачу сведений для оформления декларации в письменной или электронной форме. Последний вариант возможен только для юридических лиц. Подать данные можно лично или через представителя.

Определение классификационного кода. Груз классифицируют по системе ТН ВЭД и присваивают ему код. По этому коду определяют ставку таможенной пошлины и НДС.

Контроль таможенной стоимости. Поскольку таможенную стоимость определяет декларант и именно от этой суммы рассчитываются налоги и пошлины, на таможне нередко обнаруживается преднамеренное ее занижение. Таможенники руководствуются проходной стоимостью. Это нижний порог, ниже которого стоимость товара быть не может. Если же товар действительно удалось приобрести по низкой цене, нужно подготовить максимум подтверждающих этот факт документов. Если декларант не сможет доказать стоимость товара, то на него будет наложен штраф, либо груз конфискуют.

Проверка факта уплаты обязательных платежей. Налоги и пошлины и сборы рекомендуется оплачивать заранее, учитывая, что на зачисление средств требуется некоторое время. Пока на счет не будут перечислены деньги, груз не выпустят. Кроме того, нужно предъявить чеки.

Досмотр и выпуск товара. Досмотр (тщательное обследование груза и транспортного средства) выполняется, если груз вызывает подозрения, отсутствуют необходимые документы или выявлены какие-либо другие нарушения. В отдельных случаях обходятся таможенным осмотром – более беглым анализом. Если все в порядке – груз выпускают с таможни.

Если говорить о Российской Федерации, то процедура затаможки нефтепродуктов выполняется ничуть не реже растаможки, поскольку нефтепродукты являются основным экспортным товаром. Процесс таможенного оформления в этом случае также сложен. Товар акцизом не облагается.

В рамках затаможки осуществляются следующие операции:

Инспекция цистерн. Суть ее состоит в проверке соответствия стандартам емкостей и цистерн. Исключаются протечки. Они могут привести к экологической катастрофе, возгоранию. Проверяется соблюдение норм безопасности, соответствие экологическим стандартам транспорта.

Инспекция нефтепродуктов. Содержимое цистерн проверяется портативными анализаторами, устанавливается его объем.

Изучаются документы: чеки, контракт, техническая документация и прочее.

После таможенного оформления и контроля нефтепродуктов принимается решение о выпуске.

Особенности растаможки

Нефть и нефтепродукты входят в товарную группу 2709, 2710, смазочные материалы – в группу 3403. Система чрезвычайно разветвленная, поэтому процедура определения товарного кода сложна для непосвященного в тонкости человека. СБ Карго рекомендует обращаться к специалистам, специализирующимся в этой сфере.



Обратите внимание! При ввозе нефтепродуктов уплачивается пошлина. Пошлина на экспорт не предусмотрена. Размер пошлины определяется объемом, классификационным кодом, преференциями.

Если торговая марка, производящая нефтепродукты, относится к объектам интеллектуальной собственности, то оформление товара при экспорте и импорте выполняется только с письменного разрешения правообладателя.

Важно! В соответствии со статьей 181 НК РФ, прямогонный, автомобильный бензин, керосиновое топливо и автомобильные масла облагаются акцизным сбором. Их растаможка осуществляется на таможенных пунктах, подведомственных Акцизной таможне. При таможенной очистке автомобильных моторных масел необходимо учитывать состав масла и наличие присадок.

Сертификация

Сертификация нефтепродуктов и масел обязательна, поскольку эта продукция относится к взрывоопасной. Проверяется соответствие продукции техническому регламенту ТР ТС 030/2012 « О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Сертификация выполняется специализированными сертификационными центрами. Кроме того оформляется сертификат соответствия стандарту ЕВРО 5.

Дополнением к обязательной сертификации является добровольная сертификация, которая действует в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных, компрессорных масел. Выдается декларация соответствия на срок от 1 года до 5 лет либо на партию.

Перевозка



Нефтепродукты относятся к токсичным, огне- и взрывоопасным. При их перевозке необходимо соблюдать меры предосторожности. В обязательном порядке контролируется температурный режим, а емкости регулярно проверяются на наличие утечек. Водитель должен быть подготовлен на случай утечки. Водители и экспедиторы должны иметь аккредитацию для перевозки подобных грузов и допуск установленного образца ДОПОГ.

Для беспроблемной перевозки и оформления нефтепродуктов необходимо разрешение на перевозку по определенному маршруту, документы на емкости; страховка, которая в случае аварийной ситуации покроет ущерб.

Транспортировка выполняется в соответствии с Европейским соглашением ADR/ДОПОГ, Постановлением Правительства РФ и нормами ГОСТов. Для перевозки нефтепродуктов используют преимущественно специализированный автомобильный транспорт, для доставки на дальние расстояния – морской, иногда железнодорожный. Последний применяется для доставки крупных партий груза. Причем в этом случае нефтепродукты перегружают на автомобильный транспорт и уже на нем доставляют на АЗС.



Обратите внимание! Подготавливая груз к экспорту в Европу, необходимо проверить соответствие транспорта европейским экологическим стандартам.

Транспортировка нефтепродуктов возможна в страны СНГ, азиатские и европейские государства и любую другую точку мира.

Услуги СБ Карго



СБ Карго знает, как правильно перевозить нефтепродукты и масла и как ускорить процесс таможенного оформления. В нашу компетенцию входит:

подбор транспортного средства;

определение кода ТН ВЭД;

получение разрешений и сертификатов;

подготовка и проверка сопроводительной документации;

расчет таможенных платежей;

информационная поддержка участников ВЭД;

представительство интересов заказчика при взаимодействии с таможенными органами.

Импорт и экспорт топлива и его таможенное оформление

Таможенное оформление топлива при импорте и экспорте - важная задача, требующая знаний таможенных правил и опыта. Если знаний и опыта нет, то чтобы избежать ошибок, приводящих к задержкам и ненужным затратам, нужно обратиться к профессионалам. Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» предлагает квалифицированные услуги по таможенному оформлению любого вида топлива: дизельного, бензинового, авиационного керосина и других, оперативно, недорого и в соответствии со всеми нормами таможенного законодательства. Вне зависимости от сложности выбранного таможенного режима – процедуры мы оперативно помогаем "растаможить топливо при импорте, ввозе в РФ" или "затаможить топливо на экспорт из России". При необходимости нами также осуществляется таможенное оформление нефти при экспорте.

Предоставляем услуги таможенного брокера (представителя):

Топливо – это вещество, из которого можно извлекать энергию для её использования в технических целях. Топлива могут быть жидкими, газообразными, твёрдыми. Наиболее распространёнными являются различные виды топлива, добываемые из земных недр: уголь (каменный, бурый), нефть, газ, торф, горючие сланцы. Нашли применение брикеты и топливные гранулы – пеллеты, получаемые из торфа, коры, опилок, щепы, помёта. Их относят к экологически чистому биотопливу, позволяющему снизить нагрузку на окружающую среду. К биотопливу также относят: дрова, опилки, брикеты, биогаз, водород, спирты (метанол, этанол, бутанол), эфиры, биодизель и биомазут.

Получаемое из нефти топливо является ценным энергетическим ресурсом, имеющим много разновидностей:

  • бензин, используемый в автомобильных двигателях с принудительным зажиганием различных марок АИ92, АИ95, АИ98, АИ100, Super, Regular, Plus, Premium и многие другие;
  • бензин, используемый в авиационных двигателях: Б-70, Б-92, Б-91/115, Б-95/130;
  • авиационный керосин, используемый в реактивных двигателях: ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2, РТ, Т-6;
  • дизельное топливо, иногда называемое соляркой, предназначенное для дизельных и газотурбинных двигателей, установленных на автомобилях, спецтехнике, ж/д локомотивах, кораблях. Основные виды топлива: ДТ-Е-К5, ДТ-З-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5, ДТ ЕВРО 5, дизтопливо: Л-0.5-40, Л-0.2-40, Л-0.2-62; summer diesel: L-0.5-40, L-0.2-40, L-0.2-62, Экто Diesel - сорт F;
  • мазут, используемый в котельных (котельное топливо или топочный мазут), ТЭЦ, судовых установках (флотский мазут): М 100, М 40;
  • газовое топливо, используемое в современных двигателях внутреннего сгорания, бывает двух видов: пропан-бутан – сжиженный нефтяной газ, побочный продукт получаемый при нефтепереработке; метан – природный ископаемый газ, который не подвергается сжижению, его хранят в стальных баллонах под высоким давлением, что создаёт неудобство, но его использование экономически более выгодно. Метан широко применяют в котельных и в бытовых газовых плитах.

Кроме топлива из нефти получают смазочные материалы, используемые для поддержания работоспособности техники: автомобильное масло, техническое масло, моторное масло, газотурбинное масло. Эти товары относятся к 27 группе ТН ВЭД и подлежат таможенному оформлению в Энергетическом ЦЭД. Для указанных видов топлива требуется подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 013/2011, а для масел и смазочных материалов требованиям ТР ТС 030/2012.

Транспортировка топлива может осуществляться: автомобильным, железнодорожным, морским видами транспорта, в очень редких случаях в труднодоступные места авиационным.

Документы и информация для таможенного оформления
топлива и автомобильных масел

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Экспорт топлива из России и его затаможка

Перед экспортом топлива из России в любую страну: в Китай, в Европу, в страны СНГ, в США, или в другие страны мира, обязательно нужна затаможка. Перед отправкой потребуется проверить как качество самого топлива, так и качество транспорта, осуществляющего его доставку. Для экспорта топлива из Росси потребуется: описание топлива, паспорт качества, акт проведения испытаний в лаборатории, номер партии товара на автоцистерну, акт налива, заключение ФСТЭК. Кроме того, нужно уплатить таможенные платежи: таможенный сбор и пошлину, которые рассчитываются согласно кодам ТН ВЭД.

Пример. Таможенные платежи при экспорте

Вид топлива

Код ТН ВЭД

Экспортная пошлина

Акциз

Бензин автомобильный с октановым числом менее 80

15,6 долларов США за тонну

Керосин для реактивных двигателей

15,6 долларов США за тонну

Дизельное топливо, летнее

15,6 долларов США за тонну

Импорт топлива в Россию и его растаможка

При импорте топлива в Россию из Норвегии, стран Европы и из любых других стран подлежит обязательной растаможке. Для этого необходимо оплатить таможенную пошлину, подав таможенную декларацию и предоставив на таможню документы: паспорт безопасности; паспорт качества; акт проведения испытаний в лаборатории; документы, подтверждающие качество продукции (соответствие требованиям ТР ТС 013/2011 или ТР ТС 030/2012, в виде "сертификата" или "декларации о соответствии"). Кроме того, для получения преференций может потребоваться сертификат происхождения товара.

Важно! Если торговая марка находится в (РОИС), то оформление данных товаров на таможне (при ввозе или вывозе) возможно только с разрешения - доверенности от правообладателя в РФ!

Кроме того, нужно уплатить таможенные платежи: таможенный сбор, пошлину, НДС, акциз, которые рассчитываются согласно кодам ТН ВЭД.

Пример. Таможенные платежи при импорте

Вид топлива

Код ТН ВЭД

Импортная пошлина

Акциз на ввоз

НДС

Бензин автомобильный с октановым числом менее 80

14720 руб. за тонну

Керосин для реактивных двигателей

2800 руб. за тонну

Дизельное топливо, летнее

8835 руб. за тонну

Сертификация нефтепродуктов, топлива, масел

При необходимости нами проводится обязательная или добровольная сертификация топлива и масел (моторных, компрессорных) и нефтепродуктов ввозимых или производимых на территории ЕАЭС! На автомобильные, моторные масла выдается сертификат - "декларация о соответствии" сроком действия от 1 года до 5 лет, либо на партию ввозимой продукции согласно требованиям технического регламента ТР ТС 030/2012. На бензины и виды топлива, выдается сертификат - "декларация о соответствии" согласно требованиям ТР ТС 013/2011, который требуется для таможенного оформления.

Сроки и стоимость таможенного оформления дизельного топлива, бензина, авиационного керосина, автомобильного масла

При этом стоимость услуг по таможенному оформлению дизельного топлива, бензина, авиационного керосина, моторного масла, как при "растаможке при импорте", так и по "затаможке на экспорт", в нашей компании минимальна по рынку и варьируется от 12000 до 20000 рублей, и во многих случаях обсуждается индивидуально с каждым клиентом!

Мы уверены, что станем для вас надежным партнером на таможне!

Фото: Сергей Красноухов / ТАСС

По итогам торгов на европейских хабах в среду, 22 апреля, газ стоил дешевле, чем в России, даже без учета 30-процентной экспортной пошлины и расходов на транспортировку (нетбэк).

Как газ в России оказался дороже, чем за рубежом

Цены на газ на наиболее ликвидных европейских хабах в Великобритании (NBP) и Нидерландах (TTF) в среду, 22 апреля, с поставкой на следующие сутки упали до $43 и $67 за 1 тыс. куб. м. Еще месяц назад, 22 марта, на этих хабах 1 тыс. куб. м газа стоила $100 и $95 соответственно.

Это произошло на фоне снижения спроса из-за коронавируса, заполненных газовых хранилищ и потепления, сказал РБК старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко.

При этом внутренние цены на газ для населения в регионах России, которые устанавливает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в пересчете на доллары (по курсу ЦБ на 22 апреля 77,04 руб. за доллар) для потребителей Южного федерального округа составляют $67 за 1 тыс. куб. м, Ленобласти — $63 за 1 тыс. куб. м, подсчитал аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. В Москве оптовые регулируемые цены на газ составляют до $65 за 1 тыс. куб. м, добавляет директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова.

По словам Беловой, оптовая цена на газ в апреле 2020 года в приграничной Смоленской области составила $60 за 1 тыс. куб. м, на хабе NCG в Германии — $86 за 1 тыс. куб. м. Нетбэк (стоимость газа за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов) для немецкого рынка с базисом в Смоленской области составляет всего $20 за 1 тыс. куб. м, подсчитала она. Экспортная пошлина составляет $25 и еще $40 на 1 тыс. куб. м — транспортировка от российской границы до Германии. Поэтому поставщику газа сегодня гораздо выгоднее продавать газ в приграничных областях России, нежели в Европе, заключила эксперт.

На какую цену газа рассчитывал «Газпром»

В бюджете «Газпрома», обладающего монополией на экспорт газа из России, на 2020 год предусмотрена цена поставок газа на экспорт на уровне $200 за 1 тыс. куб. м. В начале февраля 2020 года в ходе Дня инвестора глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова отмечала, что среднегодовая цена поставок на экспорт в 2020 году может быть скорректирована до $175–185 за 1 тыс. куб. м.

Но эксперты прогнозируют куда более сильное падение цен на газ по итогам года. Fitch ожидает, что среднегодовые цены на газ на европейских хабах в 2020 году составят около $100 за 1 тыс. куб. м. «Средняя цена на газ «Газпрома» составит $130–150 за 1 тыс. куб. м, так как часть продаж привязана к форвардный контрактам, а часть к ценам на нефть с временным лагом (шесть—девять месяцев)», — отмечает Маринченко.

Не менее 32% европейских контрактов «Газпрома» полностью или частично привязаны к цене нефти или корзине нефтепродуктов, указано в февральской презентации «Газпрома» (*.pdf). К тому же контракты «Газпрома» защищены условием take-or-pay (бери или плати, обязательства покупателей оплатить определенный уровень поставок независимо от их потребности в сырье) — это около 150 млрд куб. м в год при экспорте в 2019 году в 199 млрд куб. м, замечает Капитонов.

Белова ожидает, что уже к лету произойдет падение цен на российский газ по формульным контрактам с привязкой к нефти (они отыграют резкое падение цен на нефть на более 30%, которое случилось в начале марта из-за развала сделки о сокращении добычи ОПЕК+ и начала ценовой войны Саудовской Аравии и России), что сделает его более привлекательным для европейских покупателей, чем сжиженный природный газ (СПГ) и сырье других производителей природного газа.

«При ценах устойчиво ниже $100 за 1 тыс. куб. м объемы американского СПГ, идущие на европейский рынок, должны сильно уменьшиться. Сезонный спрос при старте отопительного сезона также повысит цены на газ», — говорит Маринченко. Но полноценное восстановление рынка, по его прогнозу, может занять два-три года.

Однако при долгосрочной цене $100 за 1 тыс. куб. м по европейским контрактам без изменения налоговой политики экспорт для «Газпрома» становится убыточным, предупреждает Маринченко. Представитель «Газпрома» отказался от комментариев.

С кем «Газпром» конкурирует в России

7 апреля ФАС предлагала индексировать оптовую цену на газ для российских потребителей на 3% с 1 июля 2020 года, но уже 9 апреля предложила заморозить индексацию в этому году из-за экономических последствий коронавируса.

По подсчетам Маринченко, «Газпром» поставляет газ не менее 50% российских потребителей по прямым контрактам или через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу. Еще четверть рынка у крупных независимых производителей — «Роснефти» и НОВАТЭКа, остальное — у более мелких компаний. Если падение экспортных цен на газ из-за коронавируса продлится больше, чем несколько месяцев, в России может усилиться конкуренция за внутренний рынок газа, считает он.

РБК направил запросы в пресс-службы «Роснефти» и НОВАТЭКа.

Весьма занимательная тема, на мой взгляд, – налоги в нефтегазовом секторе, данное исследование посвящено именно ей неслучайно, ведь на эту тему не рассуждал только ленивый. Многие говорят о том, что российские нефтегазовые компании попросту «задушены» налогами, что неудивительно, поскольку налоговые поступления от нефтегазового сектора составляют основную статью бюджета РФ. Однако когда речь заходит о льготах на разработку новых месторождений, эти же люди недоумевают, почему нефтяникам нужны подобные поблажки. Данное исследование имеет своей целью пролить свет на роль налогообложения и дальнейшие его перспективы в нефтегазовой отрасли РФ.

Только факты и ничего, кроме фактов

Для затравки представлю некоторые интересные цифры и факты. Только в 2009м кризисном году Газпром и четыре столпа отечественной нефтяной отрасли (Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и Газпром нефть) принесли в российскую казну почти 30% всех доходов лишь за счет экспортных пошлин и НДПИ. При этом Роснефть, согласно представленной статистике, стала лидером по уплате таможенных пошлин и НДПИ, обогнав даже Газпром – крупнейшую по размеру компанию в РФ и пока исключительного экспортера российского газа. Конечно, возникновение подобного парадоксального явления можно было бы списать на кризис и падение экспортных объемов реализации газа Газпромом, однако немаловажную роль, на мой взгляд, в этом сыграла разница в налогообложении нефти и газа.

Крупнейшие налогоплательщики нефтегазового сектора РФ в 2009 году

Источник: отчеты нефтегазовых компаний, расчеты Инвесткафе

И еще немного формул

Итак, экспортная пошлина на нефть. Экспортная пошлина на нефть рассчитывается ежемесячно на базе мониторинга котировок российской марки нефти Urals с 15-го числа предыдущего месяца до 14-го числа нынешнего месяца. Устанавливается Правительством РФ с 1-го числа каждого следующего месяца – из-за некоего временного лага расчета экспортной пошлины с ценами на нефть данный эффект прозвали «ножницами Кудрина».

Формула расчета экспортной пошлины на нефть

где Р – средняя цена нефти марки Urals в период мониторинга.

Экспортная пошлина на нефтепродукты. Экспортная пошлина на нефтепродукты также как и на нефть устанавливается Правительством РФ на базе нефтяных котировок на международных рынках. Ставка экспортной пошлины отличается для светлых и темных нефтепродуктов.

Формула экспортной пошлины на светлые нефтепродукты

где Р – средняя цена нефти марки Urals в период мониторинга.

Формула экспортной пошлины на темные нефтепродукты

где Р – средняя цена нефти марки Urals в период мониторинга.

Экспортная пошлина на газ. Экспортная пошлина на природный газ установлена в размере 30% таможенной стоимости природного газа, и пока ее уплачивает единственный экспортер российского газа – Газпром.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть. C 1 января 2009 года ставка НДПИ на нефть рассчитывается Правительством РФ, исходя из цены отсечения в 15 долларов за баррель (на период с 1 января 2007 года по 1 января 2009 года цена отсечения в формуле составляла 9 долларов за баррель).

Формула расчета ставки НДПИ на нефть

где Р – среднемесячная цена нефти Urals в портах Роттердама и Средиземного моря,
D – среднемесячный курс рубля к доллару США.

В случаях, когда выработанность месторождений составляет 80 и более процентов, ставка НДПИ на нефть умножается на специальный понижающий коэффициент.

Формула понижающего коэффициента к ставке НДПИ

где N – накопленный объем добычи нефти на месторождении,
V – объем запасов A+D+C1+C2 месторождения в соответствии с российской системой классификации.

Таким образом, каждый процент выработанности месторождения сверх на 80% дает 3,5% экономии на НДПИ на нефть. Для справки, к крупнейшим выработанным более чем на 80% месторождениям на текущий момент относятся Мамонтовское (Роснефть) – 85%, Ромашкинское (Татнефть) – 85%.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на газ. Установленная с 1 января 2006 года ставка НДПИ на газ составляет 147 рублей за 1000 кубометров газа, и с тех пор не индексировалась.

Перспективы налогообложения нефтегазовой отрасли

В последнее время Правительство РФ озаботилось внесением изменений в налогообложение нефтегазовой отрасли. Генеральной стратегией развития нефтяной отрасли до 2030 года предусмотрено освоение новых нефтегазоносных провинций, а поскольку их освоение требует развития инфраструктуры, а, следовательно, разработка месторождений в новых провинциях становится более затратной для нефтегазовых компаний. Таким образом, простимулировать нефтегазовиков на разработку новых месторождений можно лишь путем введения налоговых льгот.

Здесь необходимо учитывать, что большую долю доходов нефтегазовых компаний «съедают» экспортные пошлины на нефть – 40-50% в зависимости от динамики цен на нефть, экспортные пошлины на газ и различные виды нефтепродуктов «забирают» 30% доходов нефтегазовиков, НДПИ на нефть – 16%, НДПИ на газ – около 12%.

Доля налогов в цене нефти, 2007-2010

Источник: отчеты нефтегазовых компаний, расчеты Инвесткафе

Льготы по налогам нефтегазовой отрасли

Поэтому главным образом Правительство РФ пытается простимулировать разработку новых месторождений льготами по экспортным пошлинам.
Так, с 1 декабря 2009 года была обнулена экспортная пошлина на нефть, экспортируемую с 13 месторождений Восточной Сибири. В январе 2010 года база месторождений Восточной Сибири, с экспортной нефти которых не взималась пошлина, была увеличена до 22х: Ванкорское, Юрубчено-Тохомское, Талаканское (в том числе Восточный блок), Алинское, Среднеботуобинское, Дулисьминское, Верхнечонское, Куюмбинское, Северо-Талаканское, Восточно-Алинское, Верхнепеледуйское, Пилюдинское, Станахское, Ярактинское, Даниловское, Марковское, Западно-Аянское, Тагульское, Сузунское, Южно-Талаканское, Чаяндинское, Вакунайское. Однако уже в конце июня 2010 года правительство вновь ввело экспортную пошлину на нефть, экспортируемую с месторождений Восточной Сибири, но пониженную.

Формула расчета льготной пошлины для восточносибирских месторождений

где Р – средняя цена нефти марки Urals в период мониторинга.

Правда, льготный режим введен не навсегда. Поэтапно восточносибирские месторождения планируется выводить из-под льготного налогообложения по мере достижения ими приемлемого уровня рентабельности (15%). В мае 2011 года будут отменены льготы по пошлины для Ванкорского месторождения (Роснефть), в 2012 году лишатся льгот Верхнечонское месторождение (ТНК-ВР), в 2013 году – Талаканское (Сургутнефтегаз).

Кроме восточносибирских месторождений, также одобрено предоставление льгот по экспортной пошлине на нефть для разработки двух месторождений ЛУКОЙЛа на шельфе Каспия— им.Корчагина и им. Филановского, они начнут действовать с начала 2011 года и будут близки к существующим льготам по пошлинам на восточносибирскую нефть.

Льготы предоставляются не только нефтяным проектам, но и газовым. Так, правительство обещало нулевой НДПИ по проекту «Ямал СПГ» НОВАТЭКа до достижения накопленной добычи в 250 млрд куб м газа в пределах 12-летнего срока. Также с подачи Газпрома готовятся предложения по обнулению НДПИ для новых газодобывающих регионов – Ямала, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

И немного о грустном…

Впрочем, лишать бюджет таких доходов Правительство РФ не может, поэтому вынуждено одной рукой давать, а другой – забирать. Понятно, что при текущих ставках экспортных пошлин и НДПИ на нефть, их повышение стало бы вопиющей несправедливостью.

Поэтому на повестке дня сейчас повышение НДПИ на газ, который не индексировался уже 5 лет, а именно на 61% - в соответствии с темпами инфляции за все неиндексируемые годы. Таким образом, ставка НДПИ на газ уже с 2011 года может вырасти с 147 рублей за 1000 кубометров до 237 рублей за 1000 кубометров.

Кроме всего прочего, в Правительстве РФ обсуждается вопрос о повышении экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты – до 85-90% от экспортной пошлины на нефть уже с 2011 года. Впрочем, подход к этому решению должен быть чрезмерно осторожным, так как последствиями могут стать обвал экспорта нефтепродуктов из России и перераспределение инвестиций от модернизации НПЗ в пользу добычи углеводородного сырья.

Ну, и, конечно, не стоит забывать, что в отдаленной перспективе планируется введение так называемого «налога на дополнительный доход», иными словами, налога на сверхприбыль. Так что не стоит питаться иллюзиями о том, что кругом и всюду со стороны государства идут налоговые поблажки нефтегазовикам - нефтегазовая отрасль так и останется «дойной коровой» в РФ на долгие и долгие годы.

Отечественные экспортеры потеряют $50 млрд из-за нового налога

Введение ЕС трансграничного углеродного налога грозит подорвать не только российский экспорт в европейские государства, но и всю отечественную экономику. По расчетам аудиторов KPMG, в результате применения налогового новшества в Старом Свете, наша страна понесет самые значительные убытки из всех участников мирового рынка. Ведь основной категорией поставляемых из России за рубеж товаров являются углеводороды и металлы, производство которых наносит наибольший вред окружающей среде. Впрочем, как полагают эксперты, внедряя новую пошлину, европейцы главным образом заботятся не об экологии, а создают протекционистские препоны для иностранных поставщиков, производящих аналогичную, но значительно более дешевую продукцию.

Отечественные экспортеры потеряют $50 млрд из-за нового налога

Трансграничный углеродный налог представляет собой новую пошлину, которую собирается взимать ЕС с экспортеров, подсчитывая объемы их выбросов углекислого газа в окружающую среду. Наиболее болезненным для российской экономики окажется его введение уже с 2022 года. В первую очередь, новый налог нанесет удар по производителям углеводородного сырья и металлургической промышленности, продукция которых занимает основное место в российских экспортных поставках. Ежегодная фискальная нагрузка на эти отрасли увеличится на $8-9 млрд, а всего в промежуток с 2022-го по 2030 год европейцы собираются собрать с наших производителей свыше $50 млрд.

Впрочем, на сегодняшний день существуют более лояльные варианты применения климатического налога Евросоюза. Так, в случае введения пошлины с 2025 год,а общий объем сборов с российских поставщиков сократится до $33 млрд, а если налог будет решено применять с 2028 года, то фискальная нагрузка и вовсе упадет до $6 млрд. При этом механизм его взимания до сих пор не понятен — скорее всего, он будет включен в импортную пошлину для товаров, поступающих в ЕС, поэтому уклониться от него получится только за счет контрабанды.

Усиление требований к экспортерам со стороны Евросоюза уже несколько лет маячило на горизонте. Базой для углеводородного налога стало Парижское климатическое соглашение, которое должно обеспечивать и контролировать меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере планеты. Документ был принят в конце 2015 года взамен Киотского протокола.

Выступая на конференции ООН по климату в Париже, где Россия в числе остальных участников поставила свою подпись под соглашением, президент Владимир Путин заявил, что по Киотскому протоколу наша страна перевыполнила свои обязательства, снизив в целом выбросы парниковых газов на уровень, сравнимый с суммарным годовым объемом загрязнения мировой атмосферы, и тем самым существенно затормозила глобальное потепление. По его словам, за 1991-2012 годы, благодаря России, в воздух не попало около 40 млрд тонн эквивалента углекислого газа, при том, что общий годовой объем выбросов всех стран мира составлял 46 млрд тонн. Судя по всему, этого оказалось недостаточно, поэтому ЕС посчитал своим долгом ужесточить обязательства экспортеров.

«Наша страна приняла стратегию долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, — объясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, — но, по сравнению с действиями ЕС, российский план сокращения вредных выбросов более консервативен. Очевидно, что на внедрение новых технологий, позволяющих снизить выбросы, нужны дополнительные средства, а новые ограничения со стороны ЕС угрожают экономике нашей страны». По мнению эксперта, введение углеводородного налога означает, что значительно вырастут затраты на производство основных российских экспортных товаров — нефти и газа. В результате, Европа попытается переориентироваться на других поставщиков, гарантирующих экспорт более чистого в экологическом плане сырья. Не исключено, что это будет тот же природный газ, но прошедший специальную технологическую обработку и выделяющий меньше вредных веществ.

«Забота об экологии — только лицевая сторона медали, — полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Европейские чиновники не скрывают, что новый налог станет очередной протекционистской мерой, которая должна дать конкурентное преимущество местным производителям. Не зря еще в конце прошлого года США начали процесс выхода из Парижского соглашения по климату, а госсекретарь Майк Помпео заявил, что его страна продолжит исследовать, реформировать и развивать собственную экономику. По аналогичному пути следует двинуться и России».

Читайте также: