Регистры налогового учета рб

Опубликовано: 03.05.2024

Михаил Кобрин

НДС — самый сложный налог в плане исчисления. Все положения, касающиеся этого налога, регулирует глава 21 НК РФ: начиная от налогового периода и заканчивая случаями, когда операции освобождаются от НДС. В статье разберемся, как вести налоговый учет.

Что такое налоговый учет

Налоговый учет по НДС

Про бухгалтерский учет знает каждый бухгалтер. Его ведут в соответствии с федеральным законом, ПБУ и федеральными стандартами. Можно сказать, что у бухгалтера есть готовые инструкции. Он может выбирать способы учета, но только из того перечня, которые даны ему в ПБУ или стандартах.

С налоговым учетом все сложнее. Нет отдельного закона, положений или рекомендаций, регулирующих налоговый учет. Единственное, на что может опереться бухгалтер, — это Налоговый кодекс РФ.

Налоговый учет НДС — система хранения информации для расчета налоговой базы по НДС. Компании и ИП организуют её самостоятельно, исходя из норм и правил налогового учета, и после применяют ежегодно. Порядок ведения учета обязательно фиксируется в учетной политике.

Данные налогового учета должны быть подтверждены следующими источниками:

  • первичные документы, которые фиксируются в бухгалтерском учете;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Кто является плательщиком НДС

НДС платит большая часть компаний и предпринимателей. Но есть категории лиц, которые освобождаются от уплаты этого налога:

  • Организации и ИП, у которых выручка от продажи товаров и услуг за последние 3 месяца не превысила 2 млн рублей. Они могут подать в ФНС заявление об освобождении от НДС.
  • Организации и ИП, применяющие специальные налоговые режимы, например, УСН, ПСН, ЕСХН или налог на профессиональный доход.
  • Организации и ИП, удовлетворяющие требованиям ст. 145 НК РФ;
  • Организации и ИП, участвующие в инновационном центре «Сколково».

При этом плательщиков делят на «внутренних» — тех, кто платит НДС при реализации товаров, работ и услуг, и «внешних» — тех, кто платит НДС при ввозе товаров и услуг из-за границы.

Важно! Уплатить НДС придется даже освобожденным компаниями, если они выставляли счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Что является объектом налогообложения

НДС рассчитывают по рыночной стоимости проданных товаров и услуг. Налогом облагаются следующие операции:

  • реализация товаров и услуг на территории РФ, в том числе безвозмездная передача и импорт товаров;
  • проведение строительно-монтажных работ для нужд самой организации;
  • передача товаров и услуг для нужд самой компании, расходы по которым не принимаются к вычету при подсчете налога на прибыль.

Как рассчитать НДС к уплате

При продаже товаров или услуг компания всегда указывает цену с НДС. Это НДС исчисленный с реализации, то есть «исходящий» налог. Но для производства товаров или оказания услуг компания могла закупить сырье или оплатить работы, которые также были выставлены ей с НДС. Это «входящий» или «входной» НДС, который заплатила организация или ИП.

НДС — это налог с добавленной стоимости. Поэтому в бюджет мы платим не полную сумму «исходящего» налога, а уменьшаем ее на сумму «входящего». Вот наглядная формула:

Важно! НДС с реализации может быть меньше «входного» налога. Например, при экспорте товаров. Как вернуть переплаченный налог из бюджета, мы рассказывали в статье «Возврат НДС для юрлиц».

Иногда НДС нужно восстановить. Это значит, что ранее принятый к вычету «входящий» НДС вы возвращаете в бюджет. Причины разные, например, пропало право на вычет.

Подробнее про «входящий» и «исходящий» НДС мы рассказывали в нашей статье.

Исходя из формулы, налоговый учет в компании должен быть построен так, чтобы фиксировать суммы «входящего», «исходящего» и «восстановленного» НДС.

Как сформировать учетную политику по НДС

Плательщики НДС должны разработать бухгалтерскую и налоговую учетную политику.Как это сделать, читайте в нашей статье «Учетная политика по НДС».

Учетная политика — это документ, регламентирующий способы ведения учета внутри организации. В плане НДС обязательно зафиксируйте:

  • порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых и необлагаемых НДС — без этого вы не имеете право заявлять НДС к вычету;
  • перечень товаров и услуг, «входящий» НДС по которым распределяется расчетным способом;
  • критерии отнесения расходов к облагаемой и необлагаемой налогом деятельности;
  • используется или нет правило 5 %, про которое мы подробно рассказали в статье «Правило 5 % по НДС в 2021 году»;
  • применение льгот по НДС;
  • порядок оформления счетов-фактур;
  • описание синтетических и аналитических счетов учета НДС;
  • формы-справок расчетов по НДС;
  • порядок хранения налоговых документов и так далее.

Какие регистры используют в налоговом учете НДС

Регистры — это источники информации, в которых фиксируются и накапливаются сведения из первички, бухгалтерских справок и так далее. Их используют для систематизации данных за отчетный период.

Разрабатывая аналитические регистры, налогоплательщик должен следить, чтобы они содержали следующие реквизиты:

  • наименование;
  • период составления;
  • измерители в натуральном и денежном выражении;
  • наименование и содержание операции;
  • подпись лица, ответственного за ведение регистра.

Для целей налогового учета по НДС применяют три основных регистра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137:

  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • журнал регистрации счетов-фактур.

В книгах покупок и продаж налогоплательщик фиксирует полученные и выданные счета-фактуры с указанием суммы и НДС с разбивкой по ставкам.

Журнал учета счетов-фактур сейчас используют только в посреднической деятельности. Например, при работе по агентским договорам или договорам комиссии. Подробнее про НДС у посредников мы рассказывали в статье «НДС при посреднических операциях».

Информация из этих регистров попадает в Декларацию по НДС, утвержденную Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Книга покупок — формирует сумму «исходящего» за отчетным период НДС, а книга продаж — сумму «входящего» НДС.

Как вести налоговый учет продаж с НДС

При продаже товаров или услуг вы можете использовать различные ставки НДС: 0%, 10% или 20%. Налоговый учет должен быть построен так, чтобы суммы по различным ставкам учитывались на разных аналитических счетах.

При продаже нужно оформить счет-фактуру с выделенной ставкой и суммой НДС. Затем зарегистрировать его в книге продаж. Если компания освобождена от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, то счет-фактуру выставить без НДС, но в книге продаж фиксировать. А вот если вы выставляете счет-фактуру по операции, освобожденной от НДС на основании ст. 149 НК РФ, регистрировать его в книге продаж не нужно.

Для ведения достоверного налогового учета важно соблюсти три правила:

  • цены в документах должны соответствовать рыночным;
  • место реализации товаров и услуг — Россия;
  • НДС начисляется в момент отгрузки или в момент получения аванса, зависит от того, что наступит раньше.

Как вести налоговый учет покупок с НДС

При покупке товаров с НДС поставщик будет выставлять вам счета-фактуры. Их нужно сразу регистрировать в книге покупок. При это необходимо вести раздельный учет «входящего» НДС по операциям облагаемым и необлагаемым налогом. НДС с операций, участвующих в налогооблагаемой деятельности, фиксируется на счете 19.

Кроме того, чтобы принять НДС к вычету, необходимо проконтролировать соблюдение следующих условий:

  • у вас есть правильно оформленный счет-фактура от поставщика;
  • поступление участвует в операциях облагаемых НДС;
  • НДС перечислен поставщику;
  • полученные ТМЦ оприходованы в бухучете.

Как вести учет НДС с авансов

Аванс — это деньги, которые вы перечислили поставщику в качестве оплаты за будущую поставку или которые вы получили от покупателя за предстоящую поставку. На любую из этих операций в течение 5 дней нужно выставить счет-фактуру.

Сформированную счет-фактуру фиксируем в книге покупок или продаж. В таком случае образуется «входящий» или «исходящий» НДС: принятый к вычету налог после факта отгрузки нужно будет восстановить. Подробнее читайте в нашей статье «Как восстановить НДС с выданных авансов».

НДС с авансов учитывайте на отдельных субсчетах бухгалтерского учета. Для авансов от покупателей откройте субсчет к счету 62, а для авансов поставщикам — к счету 60.

Вот пример проводок, которые нужно составить при получении аванса от покупателя.

Дебет Кредит Описание
51 62.2 Получена предоплата от покупателя
76.АВ 68.2 Начислен НДС с аванса к уплате
62.1 90.1 Товары реализованы у покупателя
90.3 68.1 Начислен НДС с суммы отгрузки
62.2 62.1 Зачтен ранее полученный аванс от покупателя в счет оплаты отгрузки
68.2 76.АВ Восстановлен НДС с аванса

Какие бухгалтерские проводки используют для учета НДС

В таблице мы собрали основные проводки, с которыми сталкивается бухгалтер, работающий с НДС.

Дебет Кредит Описание
90 68 Начислен НДС с суммы реализации
91 68 Начислен НДС с суммы реализации (если использовали счет 91)
19 60 Начислен «входящий» НДС с приобретенных ТМЦ
68 19 НДС предъявлен к вычету
20/23/25/26/29/44 19 Списан НДС по ТМЦ и услугам, которые используются в не облагаемой налогом деятельности
20/23/29 68 Восстановлен НДС, предъявленный ранее к возмещению, по ТМЦ и услугам, которые используются в не облагаемой налогом деятельности
76 68 Начислен НДС с полученного от покупателя аванса
68 76 Произведен зачет НДС с полученного аванса при отгрузке
08 68 НДС учтен в стоимости строительно-монтажных работ
91 68 Начислен НДС при безвозмездной передаче ТМЦ
68 51 Оплата НДС с расчетного счета

Для целей налогового учета НДС рекомендуем сервис Контур.Бухгалтерия. В программе можно вести раздельный учет операций, заполнять книги покупок и продаж, формировать и проверять налоговую декларацию по НДС. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Регистры налогового учета в организациях госсектора

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Все без исключения формы налоговой отчетности формируются на основании данных налогового учета. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам также заполняются исходя из учетных данных.

В целях подтверждения данных налогового учета (учета операций по начислению и уплате страховых взносов) организация госсектора должна в полном объеме использовать возможности систематизации данных в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета - в эти регистры могут включаться дополнительные реквизиты (строки) (см. Методические рекомендации - Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н; п. 19 Инструкции N 157н).

В случае, если использование регистров бухгалтерского (бюджетного) учета в целях организации налогового учета (в том числе по страховым взносам) невозможно или нецелесообразно, учреждение самостоятельно разрабатывает формы регистров, которые будут использоваться исключительно в целях систематизации данных налогового учета (учета по страховым взносам).

Уполномоченные органы могут рекомендовать налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам страховых взносов) использовать в целях ведения налогового учета (учета по страховым взносам) ту или иную форму (см., например, письма Минфина России от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6, от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155, письмо ПФР и ФСС РФ от 09.12.2014 NN АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380).

Однако окончательное решение остается за налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) - формы регистров налогового учета (учета по страховым взносам) утверждаются учреждением самостоятельно при разработке локального стандарта учета ( учетной политики для целей налогообложения ).

Внимание

Регистры налогового учета (учета по страховым взносам) формируются в целях:

- обоснования законности определения суммы налогов (взносов), подлежащей уплате в бюджет или возврату из бюджета;

- оптимизации трудозатрат сотрудников бухгалтерской службы по формированию налоговой отчетности, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Соответственно, включение в регистр тех или иных реквизитов должно быть обусловлено необходимостью систематизации (накопления) данных, необходимых для заполнения определенной строки (графы) налогового отчета (расчета по страховым взносам).

Далее подробнее остановимся на вопросах применения учетных регистров в целях организации налогового учета по некоторым налогам.

Налог на прибыль

Одной из главных составляющих налогового учета в целях исчисления налога на прибыль являются налоговые регистры.

Налоговые и иные органы не вправе определять обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны отражать:

Данные налогового учета подтверждаются содержанием:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов (если они создаются);

5) сумму задолженности по налогу

1) первичных учетных документов, включая Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) ;

2) аналитических регистров налогового учета;

3) расчетов налоговой базы

Регистры налогового учета являются связующим элементом между первичными документами и расчетом налога на прибыль. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах и представляют собой специально разработанные таблицы, справки бухгалтера, иные документы, группирующие информацию об объектах налогообложения (ст. 314 НК РФ).

Налоговым законодательством не предусмотрены какие-либо конкретные формы регистров налогового учета. В ст. 313 НК РФ перечислены только обязательные реквизиты, которые они должны содержать:

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

При разработке аналитических регистров налогового учета учреждение может воспользоваться рекомендациями по их составлению "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", изданными еще в 2001 г. Многие из них, конечно, уже устарели, но за основу для формирования своей системы налогового учета их взять можно. К тому же у учреждения регистров налогового учета будет не так много.

Перечень и тип налоговых регистров определяются в первую очередь тем, какую информацию бухгалтер собирается в них фиксировать - всю, имеющую отношение к налоговому учету, или только ту, которая касается различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Аналитические налоговые регистры могут формироваться по операциям, для которых установлен специфический порядок налогообложения (к таким операциям относится, например, распределение расходов между необлагаемой и облагаемой приносящей доход деятельностью). При этом информация об операциях, в отношении которых налоговая специфика отсутствует, может быть взята из данных бухгалтерского учета.

Внимание

В отличие от регистров бухгалтерского учета налоговые формы предназначены для систематизации данных без распределения (отражения) по счетам учета. Однако чтобы упростить сверку доходов (расходов) с данными бухгалтерского учета, в регистрах можно предусмотреть указание на соответствующие счета (коды) бухгалтерского учета доходов (расходов).

Итак, конкретные формы регистров налогового учета и порядок их применения учреждению необходимо разработать самостоятельно. При выборе (разработке) форм регистров, которые будут использоваться в целях подтверждения данных налогового учета, желательно действовать следующим образом.

Определяем, какая информация необходима для подтверждения обоснованности определения налоговой базы и (или) формирования определенного показателя налоговой отчетности.

Пример

При налогообложении прибыли организации в составе расходов могут учитываться суммы амортизации , начисленные различными методами по амортизируемому имуществу. Данные суммы подлежат отражению по строкам 131 - 134 Приложения N 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.

Отвечаем на вопрос: Достаточно ли для решения соответствующей задачи информации, содержащейся в применяемых регистрах бухгалтерского учета?

Положительный ответ на вопрос означает, что определенный регистр бухгалтерского учета одновременно является и регистром налогового учета.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для расчета налоговой базы, необходимо определить, целесообразно ли включать в эти регистры дополнительные реквизиты для решения задач налогового учета.

Дополняя соответствующими реквизитами регистры бухгалтерского учета, учреждение формирует регистры налогового учета.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации, но дополнять их какими-либо реквизитами нецелесообразно, следует разработать самостоятельные регистры налогового учета.

Пример

Не все амортизационные отчисления, учтенные в бухгалтерском учете по коду вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность", признаются в налоговом учете.

Так, например, для целей исчисления налога на прибыль не начисляется амортизация по имуществу, полученному в качестве целевых поступлений или приобретенному за счет средств целевых поступлений, например в виде пожертвований или грантов (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Кроме того, первоначальная стоимость амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться, так как при расчете налога на прибыль учреждение вправе применить так называемую "амортизационную премию" (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Учитывая приведенные выше обстоятельства, в бюджетном (автономном) учреждении принято решение о ежемесячном формировании отдельного регистра налогового учета в целях обобщения и систематизации данных по начислению амортизации, учитываемой в расходах. Согласно учетной политике для целей налогового учета в учреждении применяется регистр налогового учета по следующей форме:

Регистр-расчет амортизации за месяц 20__ г.

Амортизационная группа, шифр

Первоначальная (восстановительная) стоимость

Сумма накопленной амортизации

Срок полезного использования

Амортизация за месяц

В соответствии со ст. 230 НК РФ организации госсектора обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Форму такого документа учреждение также разрабатывает самостоятельно, но в этом налоговом регистре обязательно должна содержаться следующая информация:

- сведения, по которым можно будет идентифицировать человека (фамилия, имя, отчество, ИНН и т.д.);

- вид выплаченных доходов и вид предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с утвержденными кодами (приказ ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@);

- дата выплаты дохода;

- статус налогоплательщика (резидент или нерезидент);

- даты удержания и перечисления налога в бюджет;

- реквизиты платежного документа, по которому налог был уплачен.

Глава 21 НК РФ не содержит упоминания о налоговых регистрах, однако положения этой главы содержат требования о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). В качестве налоговых регистров по НДС могут быть использованы счета-фактуры, книги покупок и продаж, а также специальные расчеты и аналитические ведомости.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Госсектор: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Услуги
  • Интересные статьи
  • Отчетность в программах 1С: Предприятие
  • Регистры налогового учета и декларация по налогу на прибыль.

Регистры налогового учета и декларация по налогу на прибыль.


Все организации, работающие на общей системе налогообложения, должны вести налоговый учет по налогу на прибыль в аналитических регистрах налогового учета, формы которых разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и должны быть включены в приложения к учетной политике по налоговому учету.

Разработчики программы 1С:Бухгалтерия уже включили их в конфигурацию и сегодня я расскажу вам где их найти и как с их помощью расшифровать данные в декларации по налогу на прибыль.
Итак, заполняем в программе декларацию по налогу на прибыль и переходим к листу 02 – расчет налога.

Декларация по налогу на прибыль лист 2

В нашей статье Декларация по налогу на прибыль – как заполнить в программе 1С:Бухгалтерия предприятия 8, мы рассматривали вопрос сравнения показателей декларации с данными в оборотно-сальдовой ведомости, теперь же расшифруем эти же показатели с помощью налоговых регистров. Найти их можно в разделе Отчеты:

Регистры НУ

Все регистры разбиты на четыре блока. Для нас основным будет первый – Регистры формирования отчетных данных.

4 блока регистров Налогового учета

Для расшифровки строки 010 декларации листа 02 или строк 01., 011, 012 приложения 1:

Расшифровка строки 10

надо воспользоваться регистром 1.01 Доходы от реализации товаров, услуг:

Доходы от реализации товаров, услуг

При этом данные будут сгруппированы по виду ценностей: покупные товары и товары собственного производства, что позволит проанализировать данные строк 011 и 012 декларации. При этом можно раскрыть любой документ реализации прямо из регистра, кликнув два раза левой кнопкой мыши по нужному документу.

Расшифровка регистра НУ

В этом же приложении строка 100 – Внереализационные доходы может быть расшифрована с помощью одноименного регистра 1.03:

Регистр налогового учета

Аналогично можно расшифровать и данные приложения 02 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, в котором отражаются различные расходы нашей организации.

Декларация по налогу на прибыль

Для их анализа прямых расходов надо воспользоваться регистром 1.04

Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам

Для расшифровки косвенных расходов воспользуемся регистром 1.06. Выделив одновременно две ячейки с видом расходов Налоги и сборы и Страховые взносы мы получим сумму, которая отражается в 041 строке приложения 3 листа 02 декларации:

Косвенные расходы на производство и регистрацию

Рассматривать все регистры, думаю не стоит. Главное вы поняли, где их найти и как ими пользоваться. Хочу еще добавить, что регистров, распечатанных из программы 1С:Бухгалтерия 8 бывает достаточно, для ответа контролирующим органам на их требование о расшифровке показателей декларации по налогу на прибыль.
Спасибо что вы с нами. Легких вам отчетных компаний. Будьте с нами-будьте в курсе наших новостей.

vv1
Руководитель службы заботы

Буданова Виктория

Итак, налоговики не вправе утверждать унифицированные формы регистров для ведения налогового учета. А это значит, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно разработать учетный бланк и регистрировать в нем всю необходимую информацию.

Как разработать форму

Какую именно форму регистра будет использовать конкретная компания, не имеет никакого значения. Жестких требований по структуре документации нет. Поэтому каждый экономический субъект вправе:

  1. Разработать бланк с нуля. Например, придумать специальную таблицу, которая подходит для регистрации сведений налогового учета.
  2. Доработать журналы, ордера бухучета. Например, преобразовать расчетную ведомость в регистр по НДФЛ, добавив в форму определенные данные.

Причем формат ведения такой документации не имеет никакого значения. То есть данные фискального учета могут регистрироваться в документации от руки. Например, на бумажном носителе, и специалист систематически вносит сведения в него.

Либо нал. учет ведется в электронных таблицах Эксель. Такой подход более удобен, позволяет автоматизировать подсчеты. Еще один вариант — это использование специализированных бухгалтерских программ. Например, журнал бухучета преобразован в РНУ. Программа автоматически формирует запрашиваемые сведения за нужный период. Этот формат ведения НУ признан наиболее оптимальным и эффективным.

Обязательные реквизиты

Отсутствие унифицированных форматов не дает абсолютной свободы налогоплательщикам в части создания регистров. Так, чиновники предусмотрели ряд обязательных реквизитов, при отсутствии которых документ нельзя считать РНУ. К таковым относят:

  1. Наименование учетной документации. К примеру, компания решила использовать расчетную ведомость в качестве РНУ по НДФЛ. Следовательно, наименование документа «расчетная ведомость» оставить нельзя. Форму нужно скорректировать, изменив наименование, иначе документ нельзя считать регистром НУ.
  2. Дата составления и период. Данные реквизиты должны определяться без затруднений. Документ, который формируется за неопределенный период времени, нельзя считать учетной документацией. Дата создания (формирования, составления) также должна иметь конкретное значение.
  3. Денежное или натуральное выражение операций. То есть РНУ должен в обязательном порядке содержать информацию о том, в каком выражении была произведена конкретная операция. Например, доход работника начислен в рублях либо получен в натуральной форме.
  4. Наименование хозяйственной операции. Любой факт хозяйственной деятельности субъекта должен найти отражение в учете, а следовательно, операция должна иметь определенное наименование. Например, начислен доход, предоставлен вычет, удержан налог, перечислен страховой взнос и так далее.
  5. Сведения об ответственном исполнителе, его Ф.И.О., должность и подпись. Формы аналитических регистров налогового учета должны быть оформлены соответствующим образом, а также заверены подписью (с расшифровкой) ответственного лица.

Следовательно, аналитические РНУ — это сводные (обобщенные) формы фискального учета, данные которого систематизированы и сгруппированы соответствующим образом ( гл. 25 НК РФ ) за определенный период времени (отчетный период), без разделения по счетам бухучета.

Особые требования

Помимо обязательных реквизитов, чиновники предусмотрели и перечень специальных требований к ведению и заполнению РНУ ( ст. 313 НК РФ ):

  • сведения вносятся с соблюдением хронологического порядка, непрерывно;
  • аналитический учет раскрывает порядок формирования налоговой базы;
  • порядок хранения документации исключает несанкционированный доступ;
  • внесение необоснованных коррективов, исправлений и дополнительных записей недопустимо;
  • исправления необходимо вносить согласно действующим рекомендациям;
  • исправительные записи должны быть заверены ответственным лицом.

Помимо этого, следует помнить, что РНУ являются предметом налоговой тайны. Лица, имеющие доступ к РНУ, несут персональную ответственность за разглашение этих сведений.

Актуальные образцы

Итак, какие использовать аналитические регистры налогового учета, образец, самостоятельно решает налогоплательщик. Причем необходимо предусмотреть специальные формы по всем налоговым обязательствам, которые исчисляет и уплачивает организация. Так, по одному налогу компания может применять несколько бланков. Например, виды аналитических регистров налогового учета:

  1. Доходы от реализации.
  2. Расходы, которые уменьшают реализационные доходы.
  3. Внереализационные доходы.
  4. Внереализационные затраты.

Такие документы допустимо формировать на основании данных бухучета по соответствующим счетам (20, 26, 43, 44, 90, 91). Важно помнить, что не все расходные и доходные операции, отраженные в бухучете, подлежат отражению в НУ. Некоторые виды затрат и поступлений не нужно включать в РНУ.

Для регистрации сведений по НДФЛ можно преобразовать унифицированный бланк 1-НДФЛ.

Правильное ведение регистров принципиально для целей грамотного налогового учета. Регистры обычно внимательно изучаются в ходе проверок. Нарушения в них довольно просто обнаружить. И за подобные нарушения назначаются высокие штрафы. Как избежать ответственности? Нужно вести регистры правильно. Рассмотрим базовые правила, актуальные для этой формы учета.

Что собой представляет налоговый регистр

Регистры – это элементы налогового учета. Они ведутся компаниями, выплачивающими налог на прибыль. Регистры обязаны формировать и агенты по НДФЛ.

В регистры заносятся все сведения, необходимые для установления размера налога на прибыль (статья 314 НК РФ). Затем эти сведения систематизируются. На их основании определяется налоговая база.

Регистры – это сводные формы для систематизации информации, которые сгруппированы на основании главы 25 НК РФ. При этом они не помещены на счета бухучета. Соответствующее определение приводится в статье 314 НК РФ.

Данные регистра должны отвечать, в том числе, на эти вопросы:

  • На базе каких документов определена база для обложения налогами?
  • Каков метод формирования этой базы?

Статья 314 НК РФ указывает на то, что регистры формируются на базе первички. При их заполнении нужно исключить эти недочеты:

  • Ошибки и опечатки.
  • Беспорядочное внесение сведений.
  • Наличие пропусков.

Заполняются НР исключительно в хронологическом порядке.

ВАЖНО! Информация из регистров составляет налоговую тайну: сведения нельзя разглашать. В обратном случае накладывается ответственность.

Как должен выглядеть регистр

В НК РФ практически нет сведений, касающихся именно вида регистра. В Кодексе есть только общая информация. То есть задача по оформлению документов возлагается на организации.

Но в статье 313 НК РФ указаны обязательные сведения, которые нужно включить в регистр. В частности, это следующие пункты:

  • Название.
  • Период.
  • Название проделанной операции.
  • Итоги операции в рублях.

Документ заверяется подписью ответственного сотрудника. Подпись сопровождается расшифровкой.

Если это регистр НДФЛ, в него включаются эти сведения:

  • Вид дохода.
  • Льготы по НДФЛ, сокращающие налогооблагаемую базу.
  • Размеры выплат.
  • Даты выплат.
  • Размер исчисленного налога.
  • Дата удержания налога.
  • Информация о платежках, которые подтверждают выплату налога.

Правила, относящиеся к налоговым регистрам, практически идентичны правилам, относящимся к бухгалтерской первичке. А потому у некоторых специалистов возникает вопрос о возможности заменить регистры бухгалтерской документацией. В НК РФ нет запретов касательно этого. Более того, в статье 313 НК РФ есть тому косвенное разрешение. Но в этой же статье прописано, что, если бухгалтерских данных недостаточно, их требуется дополнить. По результатам дополнений и формируется регистр.

ВНИМАНИЕ! Регистры ведутся и в бумажной, и в электронной форме. Электронная документация просто распечатывается, если для этого есть необходимость (к примеру, требование налоговой).

Как сформировать регистры

Как уже упоминалось, закон не устанавливает форму для регистров. Она определяется организацией самостоятельно. Разработанная форма закрепляется в учетной политике. Для этого требуется издать приказ.

Регистры могут разительно различаться по внешнему виду в зависимости от компании. В законе нет ограничений, касающихся формы. Но налогоплательщик должен соблюдать общее правило – в регистрах указываются все сведения, требующиеся для налогового учета. Из предоставленных данных должно быть ясно, как формировалась база под налогообложение.

Данные можно по-разному группировать. Допускается использование таблиц, списков. Однако применяемый инструмент группировки должен быть внесен в учетную политику.

Несмотря на определенную свободу, налогоплательщик должен помнить о ряде ограничений. В частности, в регистре должны присутствовать обязательные реквизиты. Если этих реквизитов нет, регистр будет считаться недействительным.

Регистры по налогу на прибыль

Регистры заполняются на базе первички и счетов бухучета. Требуются они для установления размера налога на прибыль. Бланки регистров разрабатываются с учетом специфики работы компании.

Как уже упоминалось, налоговые регистры могут заменяться бухгалтерскими документами. Но иногда нужно создавать регистры отдельно. Это актуально для операций, итоги по которым имеют разное отражение в налоговом и бухгалтерском учетах. Если организация имеет дело с подобными операциями, стоит разрабатывать регистры.

Требуется учитывать, что иногда нормы бухучета и налогового учета отличаются.

Соответственно, разными должны быть и документы для учета. И в этом случае пригодятся налоговые регистры.

Если организация имеет дело только с операциями, которые одинаково документируются с точки зрения и налогового, и бухгалтерского учета, отдельных регистров не требуется. Они просто заменяются на бухгалтерские регистры. Единая форма экономит время и облегчает расчеты.

Для формирования декларации по налогу на прибыль потребуется минимум два налоговых регистра: по доходам и тратам. Сведения о доходах и тратах нужны для установления размера прибыли. Именно она является налогооблагаемой базой, на основании которой и определяется размер налога.

Два регистра – это самый минимум, который пригодится при расчетах. Иногда вводятся вспомогательные регистры. Актуальны они тогда, когда организация занимается сразу несколькими направлениями деятельности. Регистры стоит завести, когда компания сталкивается с особыми операциями, предполагающими особый порядок образования налогооблагаемой базы.

Можно ли не разрабатывать формы регистров?

Что делать, если представители организации не хотят заниматься разработкой форм регистров? В этом случае возникает риск наложения ответственности на основании статьи 120 НК РФ. Чтобы избежать наказания, компания может просто взять уже существующие формы. Перечень их содержится в рекомендациях МНС «система для установления прибыли» от 19 декабря 2001 года.

Примеры

Есть две основных формы регистра. Это регистры, отражающие доходы и расходы. Но к ним при необходимости могут быть добавлены дополнительные формы. К примеру, в одной организации могут быть следующие регистры:

  • Доходы от продажи.
  • Траты, сокращающие доходы от продажи.
  • Внереализационные доходы.
  • Внереализационные траты.

Регистров может быть и больше. Все зависит от нужд конкретной фирмы. К примеру, можно ввести эти НР:

  • Выручка от продажи товаров собственного производства.
  • Выручка от продажи товаров, которые ранее были закуплены оптом.
  • Выручка от продажи прочих изделий.

При оформлении каждого регистра нужно придерживаться положений НК РФ. К примеру, при заполнении регистра «Доходы от продажи» нужно помнить, что выручка должна фиксироваться без учета НДС и акцизов. Соответствующее правило приведено в пункте 1 статьи 248 НК РФ.

Для заполнения такого регистра нужно пользоваться сведениями из бухучета. В частности, счетами 90 и 91. Данные бухучета и сведения в регистрах не должны противоречить друг другу.

Читайте также: