Как начислить налог на прибыль в бюджетном учреждении проводки в 2019 году

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация является федеральным бюджетным учреждением, осуществляющим внебюджетную деятельность. В январе 2019 года (дата проводки 31.12.2018) бухгалтер произвел начисление налога на имущество и налога на прибыль организаций за 2018 год в сумме, предполагаемой к уплате, поскольку фактическая сумма налогов к тому моменту еще рассчитана не была.
Как произвести корректировку начисления налогов в бухгалтерском учете в 2019 году с учетом фактически рассчитанных сумм налогов?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Корректировка ранее начисленных налоговых платежей может осуществляться стандартными корреспонденциями, предусмотренными для целей начисления налогов. При этом в случае увеличения суммы начисленного налога следует отразить доначисление по кредиту счета 303 00, а в случае уменьшения - аналогичную запись, но только методом "Красное сторно".

Обоснование вывода:
Налоговым периодом по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций признается календарный год (п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 379 НК РФ). Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285, п. 2 ст. 379 НК РФ). Суммы указанных налогов определяются налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 ст. 286, п. 3 ст. 376 НК РФ).
Таким образом, по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму указанных налогов по истечении налогового (отчетного) периода.
При ведении бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н. Согласно п. 259 Инструкции N 157н, п. 130 Инструкции N 174н налоговые и иные обязательные платежи, начисленные в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, отражаются на счете 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты". Операции по начислению сумм налогов отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (п. 131 Инструкции N 174н). В то же время в Инструкциях NN 157н, 174н нет указаний на конкретную дату, которой следует отражать в бухгалтерском учете начисление того или иного налога.
Таким образом, дата (момент) признания обязательств за налоговый период в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в настоящее время нормативно не урегулирована.
Одним из вариантов отражения начислений налоговых платежей может быть способ, при котором первоначальное признание обязательства по уплате налога на прибыль и налога на имущество осуществляется на основании справки-расчета. При этом форма такого первичного документа, а также порядок предварительного расчета налоговых платежей должны быть закреплены в рамках формирования учетной политики учреждения (смотрите, например, п. 4 Методических рекомендаций по применению СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480).
В бухгалтерском учете начисление налоговых платежей на основании справки-расчета осуществляется обычными записями:
Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 - начисление налога на прибыль;
Дебет 0 401 20 291 Кредит 0 303 12 731 - начисление налога на имущество.
Очевидно, что при таком варианте отражения обязательств по налоговым платежам может возникнуть ситуация, при которой сумма налога, исчисленная на основании декларации, будет отличаться от суммы предварительного расчета. Вместе с тем какого-либо отдельного порядка для целей отражения в бухгалтерском учете подобных корректировок Инструкция N 174н не содержит. В связи с чем, на наш взгляд, корректировка ранее начисленных налоговых платежей может осуществляться стандартными корреспонденциями, предусмотренными для целей начисления налогов. При этом в случае увеличения суммы начисленного налога следует отразить доначисление по кредиту счета 303 00, а в случае уменьшения - аналогичную запись, но только методом "Красное сторно".
Такой подход обоснован тем, что при подобном варианте учета первоначально отражаются суммы на основании предварительного расчета, предусмотренного учетной политикой учреждения. Соответственно, речи об ошибки идти не может. В то же время конкретный порядок отражения налоговых платежей в бухгалтерском учете следует закрепить в рамках формирования учетной политики.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Ответ прошел контроль качества

4 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учет налога на прибыль и УСН бюджетными учреждениями с 2019 года


  • Бюджетная классификация по операциям с налогом на прибыль и УСН с 2019 года
  • Операции по уплате налога на прибыль и УСН в Отчете (ф. 0503737)
  • Плановые показатели по налогу на прибыль и УСН в Плане финансово-хозяйственной деятельности

С 2019 года вступили в силу новые порядки по применению кодов бюджетной классификации. Изменения коснулись в том числе и расчетов по налогу на прибыль и УСН. В данной статье рассмотрим операции по учету налога на прибыль и УСН бюджетными учреждениями с 2019 года.

Бюджетная классификация по операциям с налогом на прибыль и УСН с 2019 года

С 2019 г. операции налогоплательщиков - государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, и по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, относятся на статью 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 "Иные доходы" КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н)).

Исходя из прямого толкования данных норм, указанные нормативно-правовые акты регламентируют только начисление этих налогов.

Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится Приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается и начисление, и уплата налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, и налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 263 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, расчеты по налогу на прибыль отражаются на счете 303 03 "Расчеты по налогу на прибыль организаций".

Для отражения расчетов по УСН специального счета инструкциями не предусмотрено, поэтому расчеты по этому налогу могут отражаться на счете 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

Таким образом, операции по налогу на прибыль и УСН с 2019 г. могут отражаться следующим образом:

  • Дебет ХХХХ0000000000180 2 401 10 189 Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 03 731 (2 303 05 731) — начислен налог на прибыль (УСН) (п. 131 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), п. 159 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее - Инструкция № 183н));
  • Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 03 831 (2 303 05 831) Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен налог на прибыль (УСН) в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).

Операции по уплате налога на прибыль и УСН в Отчете (ф. 0503737)

Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата налога на прибыль и УСН отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737).

Отметим, что в действующих нормативно-правовых актах нет запрета на формирование отрицательных показателей в разделе "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737). Поэтому операции по перечислению налога на прибыль и УСН могут отражаться в разделе "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) с "минусом".

Плановые показатели по налогу на прибыль и УСН в Плане финансово хозяйственной деятельности

Общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее - Требования № 81н). Положения Требований № 81н не разъясняют, в каких строках Плана ФХД необходимо отражать плановые показатели по уплате налога на прибыль и УСН в бюджет.

Вместе с тем, общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2020 год утверждены Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее — Требования № 186н). Согласно положениям Требований № 186н плановые показатели по уплате налога на прибыль и УСН в бюджет могут отражаться по коду строки 3000 "Выплаты, уменьшающие доход" со знаком "минус".

Таким образом, по аналогии, считаем, что в 2019 году планирование сумм налога на прибыль и УСН, подлежащих уплате в бюджет, может быть отражено по коду 180 "Прочие доходы" (строка 160 таблицы 2 Плана ФХД) со знаком "минус".

Отметим, что порядок заполнения плановых поступлений также может быть предусмотрен учредителем (п. 2 Требований № 81н).

В данной статье мы рассмотрели порядок отражения операций по налогу на прибыль и УСН с 2019 года. Если ранее у бюджетных и автономных учреждений была возможность выбирать, по каким кодам будут отражены операции по этим налогам (131 или 189 КОСГУ), то с 2019 года и начисление, и уплата налога на прибыль и УСН однозначно должны отражаться по статье 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 "Иные доходы" КОСГУ.

Статья подготовлена

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Казенное учреждение – это государственная структура, которая занимается оказанием государственных услуг. Это некоммерческие объекты, формируемые для осуществления культурных и прочих целей. Учредителем считается госорган, у которого есть соответствующие полномочия. Учет в таких субъектах ведется особым образом. Нюансы связаны с тем, что у субъекта нет прав на используемое имущество. Кроме того, подобные учреждения не могут пользоваться упрощенными системами обложения налогами.

Вопрос: Как отражаются в учете организации-арендатора расходы на аренду складских помещений, предоставленных во временное пользование казенным учреждением? Помещения находятся в федеральной собственности.
Договором аренды установлено, что арендная плата в сумме 150 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным; стоимость арендуемых помещений равна 10 000 000 руб. Складские помещения используются для хранения сырья и производственной техники. Доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль организация определяет методом начисления.
Посмотреть ответ

Нюансы учета в казенном субъекте

Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности?
Согласно договору аренды:
— арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
— стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб.
Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года.
Посмотреть ответ

Также существенными являются следующие особенности:

  • Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
  • Учреждение использует только ОСНО.

Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.

ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.

Учетная политика

ВАЖНО! Образец учетной политики казенного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Учетная политика – это бумага, устанавливающая порядок бухучета и налогового учета. Для ее утверждения субъекту нужно издать приказ.

Она может меняться вследствие изменений, вносимых в законодательство или локальные нормативные акты. Документ создается на основании особенностей деятельности учреждения, его структуры. Учетная политика включает в себя эти пункты:

  • Рабочие счета, которые применяются при учете.
  • Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
  • Порядок осуществления инвентаризации.
  • Особенности внутреннего контроля.
  • Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.

Учетная политика позволяет установить порядок действий, когда соответствующие пункты не оговорены нормативными актами. Однако документ не должен противоречить действующим законам.

Первичная документация

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

  • Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
  • Использование обязательных реквизитов.
  • Незаполненные строки зачеркиваются.
  • Недопустимы помарки.

Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

Учет операций с ОС и имуществом

ОС и имущество поступают в казенную структуру от учредителя. Именно на последнего возложена ответственность по содержанию, так как он является собственником. Рассмотрим основания, по которым учитываются операции:

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

Бюджетная структура может купить имущество. Покупка осуществляется за счет денег, взятых из бюджета.

Пример учета покупки имущества

Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

Реализация и списание ОС

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

Пример списания ОС

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Каждая проводка подтверждается первичкой.

Учет операций по начислению зарплат

Рассмотрим пример. Казенное учреждение начислило зарплату сотрудникам. При начислении средств произошло удержание НДФЛ. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
  • Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.

Расчеты с сотрудниками учреждения имеют ряд особенностей. В частности, средства для расчетов аккумулируются из разных источников.

Учет материалов

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Налогообложение

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.

Мы расскажем о самых важных изменениях по налогу на прибыль, вступающих в силу с 1 января 2019г.

Ставки налога на прибыль

Продлено до 2024 года включительно распределение ставок по налогу на прибыль (п.1 ст.284 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 301-ФЗ):

  • 3% в федеральный бюджет;
  • 17% в бюджет субъекта РФ.

Причем субъект РФ вправе уменьшить региональную ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков только в тех случаях, которые прямо установлены гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» (п.1 ст.284 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ (далее – Закон 302-ФЗ)).

Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные законами субъектов РФ до дня вступления в силу Закона 302-ФЗ (до 03.09.2018 г), подлежат применению до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ).

При этом пониженные ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на периоды 2019–2022 гг.

Новые расходы на оплату труда

С 1 января 2019 года будет расширен перечень расходов на оплату труда, учитываемых в целях налога на прибыль (новый п.24.2 ст.255 НК РФ введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 113-ФЗ и п.29 ст.270 НК РФ). Работодатели смогут включить в расходы затраты на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России для работников и членов их семей (родителей, супругов и детей до 18 лет или детей до 24 лет, обучающихся по очной форме). К таким расходам будет относиться стоимость услуг, оказанных по договору, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

  • услуги по перевозке туристов по территории РФ воздушным, водным, автомобильным и/или железнодорожным транспортом до места отдыха и обратно;
  • услуги проживания туристов в гостинице, объектах санаторно-курортного лечения и отдыха, включая услуги питания (при условии, что они предоставляются в комплексе с услугами проживания);
  • услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
  • экскурсионные услуги.

Если работодатель заключит договор непосредственно с санаторием (пансионатом) или самостоятельно организует путешествие работников, оплатив гостиницу, проезд, экскурсовода и т.п. такие расходы не будут относиться к расходам, учитываемым в целях налогообложения. Минфин РФ разъяснил, что расходы на оплату услуг по договорам, заключенным непосредственно с исполнителями услуг не могут учитываться в составе расходов на оплату труда по основаниям пункта 24.2 статьи 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 02.07.2018 N 03-03-20/45524).

Обращаем внимание, что новая норма НК РФ будет применяться только в отношении договоров с турагентами или туроператорами, заключенными с 1 января 2019 г. (п.2 ст. 2 Федерального закона N 113-ФЗ). Поэтому встретив Новый 2019 год в пансионате, оплаченном компанией в 2018 году, уменьшить налогооблагаемую прибыль не удастся, поскольку договор с туроператором или турагентом был заключен в 2018 году.

Расходы на оплату стоимости путевок нормируются: они не могут превышать 50 тыс. рублей за год на каждого гражданина, отправленного на отдых, при этом суммы таких расходов вместе с расходами на медицинское страхование (медицинское обслуживание) работников, учитываемые в расходах, не должны превышать 6% от ФОТ.

При ликвидации организации доходы приравниваются к дивидендам

С 1 января 2019 г. доход, полученный участником (акционером) организации при выходе (выбытии) из организации либо при ее ликвидации в целях налога на прибыль является дивидендами (п.1 ст.250 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ). Порядок определения доходов, полученных при ликвидации организации ее участником (акционером, пайщиком) и при выходе акционера (участника) из организации будет установлен в п.2 ст.277 НК РФ.

Доход, являющийся дивидендами, определяется по формуле:

Доход (дивиденды) = Рыночная стоимость полученного имущества (имущественных прав) на момент получения - фактически оплаченная (вне зависимости от формы оплаты) стоимость акций (долей, паев).

К такому доходу применяются соответствующие «дивидендные» налоговые ставки, установленной п.3 ст.284 НК РФ (п.2 ст.275 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ).

Так, в отношении дохода, полученного российской организацией в виде дивидендов при выходе из организации/ликвидации может применяться нулевая ставка.

Для этого необходимо (пп.1 п.3 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ), чтобы получающая сторона владела не менее 50-процентным вкладом (долей) в уставном капитале не менее 365 дней на дату принятия решения о выходе из организации/ликвидации.

Если при ликвидации организации или выходе из организации участник (пайщик) рассчитав доход по вышеприведенной формуле и получил отрицательный результат (убыток), то такой убыток включается в состав внереализационных расходов на дату ликвидации организации (выхода (выбытия) из организации) (пп. 8 п.2 ст.265 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ).

Имущество (имущественные права), полученное акционером (участником) при ликвидации организации или выхода из организации в целях налогообложения прибыли принимается к учету по рыночной стоимости на дату его получения (п.2 ст.277 в ред. Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ).

Вышеизложенный порядок расчета дохода и стоимости получаемого имущества (имущественных прав) также применяется налогоплательщиками, владеющими облигациями, при ликвидации организации - эмитента соответствующих облигаций (п.2 ст.277 в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ).

В отношении доходов иностранной организации от источников в РФ, получаемые в результате распределения в ее пользу прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации, также уточнено, что такие доходы облагаются налогом на прибыль у источника выплаты с учетом абз.2 п.1 ч.2 ст.250 НК РФ.

Т.е. при распределении имущества при ликвидации организации у иностранного акционера (участника) облагается разница в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации (пп.2 п.1 ст.309 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ).

Перечень необлагаемых доходов расширили (ст.251 НК РФ)

«Возврат» вклада в имущество доходом не является

Если организация – акционер (участник) делала вклад в имущество хозяйственного общества или товарищества деньгами, и теперь получает от них безвозмездно денежные средства, то в пределах суммы денежного вклада дохода у акционера (участника) не возникает (пп. 11.1 п.1 ст.251 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ).

Причем, такие доходы не облагаются у источника выплаты, если перечисления осуществляются в пользу иностранной организации (п. 2.3 ст. 309 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ).

«Недоходные» субсидии

Доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ) не учитываются в целях налогообложения (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ). Т.е. если организация получила субсидии на компенсацию расходов, которые не могут учитываться в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, то и доходов, облагаемых этим налогом, у нее не возникает.

Исключение составляют субсидии на компенсацию расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Безвозмездные работы по переустройству ОС

С 1 января 2019 г. не включаются в налогооблагаемые доходы налогоплательщика доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, выполненные сторонними организациями в связи с созданием иного объекта (объектов) капитального строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности и финансируемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пп. 11.2 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ). Но такое имущество амортизации не подлежит (п.2 ст.256 НК РФ).

Повышающие коэффициенты амортизации

С 1 января 2019 года налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, включенных в Перечень (пп. 5 п.1 ст. 259.3. НК РФ введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ).

Такой Перечень уже утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р «Об утверждении перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий».

Плата системе «Платон» учитывается в расходах в полном объеме

С 1 января 2019 г. перестает действовать льгота по уплате транспортного налога для владельцев большегрузов (ст. 362, 363 НК РФ). Налог нельзя будет уменьшить на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Поэтому всю сумму платы системе «Платон» можно будет учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (пп.49 п.1 ст.264 НК РФ, Письма Минфина РФ от 06.10.2015 N 03-11-11/57133, от 27.11.2015 N 19-02-05/7/69769). С 1 января 2019 года перестают применяться ограничения, установленные п.48.21 ст.270 НК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ).

Расширен перечень задолженностей, не относящихся к контролируемым

Как известно, в некоторых случаях в целях налога на прибыль проценты по долговым обязательствам перед иностранными лицами учитываются налогоплательщиками в расходах в особом порядке, предусмотренном п.4-5 ст.269 НК РФ, если такая задолженность является контролируемой (п.2 ст.269 НК РФ) и превышает более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика на последнее число отчетного (налогового) периода (п.3 ст.269 НК РФ).

В ст. 269 НК РФ приведен перечень условий, при которых долговое обязательство не признается контролируемой задолженностью. С 1 января 2019 г. их будет больше.

С 1 января 2019 г. ст.269 НК РФ будет дополнена п.7.1 (Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 199-ФЗ), в соответствии с которым непогашенная задолженность не признается контролируемой при одновременном выполнении следующих условий:

  • средства направлены на финансирование инвестиционного проекта на территории РФ (комплекса для производства товаров и оказания услуг, который будет введен в эксплуатацию в 2019 году или позднее);
  • начало погашения суммы долга в соответствии с условиями договора - не ранее чем через 5 лет после его возникновения;
  • совокупная доля прямого и косвенного участия взаимозависимого иностранного лица в российской организации не превышает 35%;
  • местом регистрации лица, перед которым возникло долговое обязательство, является государство, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения.

В случае невыполнения одного из вышеперечисленных условий, к непогашенной задолженности применяются положения ст.269 НК РФ с даты возникновения соответствующего долгового обязательства, т.е. проценты по такой задолженности учитываются в пределах расчетного норматива с даты возникновения такого долга.

Читайте также: