Билеты в театр сотрудникам налогообложение

Опубликовано: 02.05.2024

Новые правила покупки и возврата билетов на зрелищные мероприятия затронули всех участников. Несостоявшийся зритель может как возвратить уплаченную сумму полностью, так и потерять ее. Учреждение культуры должно учесть особенности налогообложения части денег, которую оно удерживает в свою пользу. А вот перекупщикам придется несладко.

Возврат билетов на зрелищные мероприятия

С 1 сентября 2019 года согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 18 июля 2019 г. № 193-ФЗ в Закон о культуре (далее – Закон № 193-ФЗ), установлен новый порядок возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые учреждениями культуры зрелищные мероприятия.

Установлено, что в случае отказа от посещения мероприятия посетитель сможет при возврате билета, абонемента или экскурсионной путевки получить обратно:

  • 100% цены при отказе не позднее, чем за 10 дней до дня проведения мероприятия;
  • не менее 50% цены при отказе менее, чем за 10 дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения мероприятия;
  • не менее 30% цены при отказе менее, чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия.

Таким образом, сдать билеты с возвратом денег за три дня до мероприятия не получится, за исключением отказа из-за болезни посетителя или смерти члена его семьи или близкого родственника. Но эти обстоятельства нужно подтвердить документально.

Новые условия возврата билетов одинаковы для всех учреждений культуры – и театров, и музеев.

Налоги на возврат

Сумма, которую учреждение удерживает в свою пользу при возврате билетов, подлежит включению в состав внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. На это указано в письме Минфина от 28 октября 2019 г. № 03-07-11/82685.

Также финансисты напомнили, что сама реализация билетов освобождена от НДС на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Сумма неустойки, то есть часть стоимости, которую учреждение удерживает в свою пользу при возврате билетов, также не является объектом налогообложения НДС, так как при отказе от посещения зрелищного мероприятия услуга не оказывается.

На сумму возврата формируют один кассовый чек на «возврат прихода» (п. 2.1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

«Новшества» для перекупщиков

Скажем прямо, что Закон № 193-ФЗ на себе в полной мере прочувствуют перекупщики билетов (он действует с 1 сентября).

В законе указано, что человек, который намерен посетить культурное мероприятие, например, пойти в театр, купить билеты сможет только в самих организациях культуры (театрах, музеях и т.д.) или у их агентов. На информационных сайтах в обязательном порядке должна публиковаться информация обо всех лицах, уполномоченных на реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок на зрелищные мероприятия.

При этом общая стоимость сопутствующих услуг агентов должна быть менее 10%. То есть наценка более 10% от официальной стоимости билета отныне незаконна.

Физическим лицам разрешено перепродать свой билет только один раз и по той же цене, по которой он был приобретен

Как вы поняли, Закон № 193-ФЗ был принят в том числе в целях борьбы с перекупщиками билетов.


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 апреля 2006 г. N 03-04-11/72 О применении налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче членам профсоюза, а также гражданам в рамках благотворительной деятельности призов, подарков, билетов в театры и музеи, экскурсионных и туристических путевок, оплаченных за счет целевых поступлений

Вопрос: Профсоюзные организации в соответствии с федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим имуществом, в том числе и денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задачам. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

В соответствии с уставами источниками образования доходов профсоюзов являются целевые поступления в виде членских взносов, пожертвований, благотворительных взносов, целевых поступлений по коллективному договору, бюджетных средств. Эти целевые средства используются на уставную, не связанную с предпринимательской деятельность, в том числе на организацию социально-культурным и спортивно-оздоровительных мероприятий. В процессе проведения таких мероприятий членам профсоюза и членам их семьи могут вручаться призы, подарки, сувениры, цветы и другие вещи. Также для членов профсоюза и членов их семьи организуются экскурсионные, туристические поездки, посещения театров, музеев, цирковых представлений и т.п. В соответствии с уставами профсоюзы охватывают своей деятельностью не только членов профсоюза, но и членов их семей.

В рамках благотворительной деятельности, которой профсоюзные организации могут заниматься в соответствии с законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", а также законом "Об общественных объединениях", профсоюзы Москвы оказывают значительную помощь социально-незащищенным категориям граждан: инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и других боевых действий, пенсионерам, детям-сиротам и детям из многодетных и неблагополучных семей, делая им различные подарки и организовывая для них бесплатно культурные, спортивные и другие мероприятия.

Исходя из пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, не признаются объектом налогообложения операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса, в частности передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской.

Просим дать нам разъяснения по следующему вопросу.

Облагаются ли налогом на добавленную стоимость безвозмездная передача призов, подарков и другого имущества, а также билетов в театры, музеи, экскурсионных и туристических путевок, оплаченных за счет целевых поступлений

- членам профсоюза, членам их семьи в рамках уставной деятельности;

- социально-незащищенным категориям граждан в рамках благотворительной деятельности.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче членам профсоюза, а также гражданам в рамках благотворительной деятельности призов, подарков, билетов в театры и музеи, экскурсионных и туристических путевок, оплаченных за счет целевых поступлений, и сообщает следующее.

Перечень операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотрен пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается объектом налогообложения.

Таким образом, безвозмездная передача призов, подарков и другого имущества, а также туристических путевок, оплаченных за счет целевых поступлений, членам профсоюза (членам их семей) является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и облагается этим налогом в общеустановленном порядке.

Следует отметить, что на основании статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам указанных товаров, подлежат вычету.

При передаче билетов в театры и музеи, а также экскурсионных путевок, передаваемых членам профсоюза (членам их семей) на безвозмездной основе, следует руководствоваться нормами подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса, согласно которому реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (в том числе проводимых в театрах, музеях) и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника оплаты. Поэтому услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства в рамках проведения указанных мероприятий, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Учитывая изложенное, при передаче членам профсоюза на безвозмездной основе вышеуказанных билетов в театры, музеи и экскурсионных путевок, оплаченных за счет целевых поступлений, налог на добавленную стоимость не уплачивается.

Что касается передачи товаров гражданам в рамках благотворительной деятельности, то согласно подпункту 12 пункта 3 указанной статьи 149 Кодекса передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров, освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим при безвозмездной передаче призов, подарков и другого имущества, а также билетов в театры, музеи, экскурсионных и туристических путевок социально-незащищенным категориям граждан в рамках благотворительной деятельности налог на добавленную стоимость уплачивать не следует.

Заместитель директора
Департамента
Н.А. Комова

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 апреля 2006 г. N 03-04-11/72

Организация в качестве премирования сотрудника за трудовые достижения предоставляет ему билет на посещение спортивного мероприятия. Стоимость билета превышает 4000 рублей. Каков порядок налогообложения такого поощрения (налог на прибыль, НДС, НДФЛ, страховые взносы)?

НДФЛ

При определении налоговой базы по НДФЛ учитывают все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210НК РФ).

К доходам, полученным в натуральной форме, относят в том числе оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ). Поэтому бесплатное посещение спортивного мероприятия, на наш взгляд, можно трактовать как получение физическими лицами дохода в натуральной форме.

В то же время доходы в виде подарков, стоимость которых не превышает 4000 рублей за налоговый период, полученные налогоплательщиками от организаций, не подлежат обложению НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ).

При этом из разъяснений сотрудников финансового ведомства (письма Минфина России от 08.05.2013 № 03-04-06/16327, от 09.02.2007 № 03-04-06-01/31) следует, что если стоимость подарка составляет менее 4000 рублей, то компания не признается налоговым агентом. В этом случае на нее не возлагают обязанность исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ.

Вместе с тем если стоимость билета окажется больше 4000 рублей, то с разницы между этой стоимостью и суммой в 4000 рублей следует исчислить НДФЛ.

Однако непонятно, какую дату считать датой получения физическим лицом дохода: дату получения билета или дату посещения спортивного мероприятия?

Дату фактического получения дохода при получении доходов в натуральной форме определяют как день передачи доходов в натуральной форме (подп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ). Поэтому можно прийти к выводу, что дата передачи билетов и будет датой получения физическим лицом дохода. Вместе с тем сама передача билета, по нашему мнению, еще не означает оказания услуги, на получение которой он (билет) дает право. В этой связи мы придерживаемся позиции, что доход (экономическая выгода) у физического лица возникнет в момент посещения спортивного мероприятия, поскольку именно в этот момент услуга сотруднику будет оказана.

К сожалению, нам не удалось обнаружить разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к данной ситуации. Косвенным подтверждением нашей позиции может служить одно судебное дело (пост. ФАС СЗО от 02.11.2012 № Ф07-6019/12 по делу № А56-50360/2011). Предметом судебного разбирательства являлась, в частности, передача физическим лицам подарочных сертификатов. Суд, заняв сторону фирмы, отметил, что дата фактического получения дохода у физических лиц — держателей сертификатов — это дата, когда держатели сертификатов предъявили их в качестве средства платежа и получили в обмен на его предъявление конкретный товар или услугу. Поскольку именно в этот момент может быть достоверно подтвержден факт оплаты за физическое лицо стоимости товаров (работ, услуг). Организация, передавшая сертификаты, определяя дату включения дохода в совокупный доход сотрудников, исходила из даты получения информации исполнителя услуг о принятии последним подарочных сертификатов в качестве оплаты за оказанные услуги, поскольку только после предъявления подарочного сертификата в качестве средства платежа может быть подтвержден как сам факт получения дохода в натуральной форме, так и его размер. Тогда если следовать логике судей, то получается, что если физическое лицо, получившее билет бесплатно, не посетило спортивное мероприятие, то и дохода в натуральной форме у него не возникло. Факт посещения (непосещения) спортивного мероприятия получателем билета может подтверждаться отрывной частью билета «Контроль». Однако с большой долей вероятности такую точку зрения организации придется обосновывать в суде. Поэтому безрисковой будет позиция об удержании НДФЛ на дату передачи билета (со стоимости, превышающей 4000 руб.).

Оформить передачу билета в качестве подарка, на наш взгляд, можно и в том случае, если выдача такого поощрения за трудовые достижения предусмотрена системой оплаты труда организации.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)).

Базу для начисления страховых взносов определяют как сумму выплат и иных вознаграждений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)), начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению (ст. 9, ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, даже в том случае, если какая-либо выплата не предусмотрена трудовым и (или) коллективным договорами, но не поименована в списке освобожденных сумм от обложения, она все равно подлежит обложению страховыми взносами (письмаМинздравсоцразвития России от 23.03.2010 № 647-19, от 17.05.2010 № 1212-19, от 10.03.2010 № 10-4/308103-19, от 10.03.2010 № 10-4/306657-19).

В перечне освобожденных от обложения сумм выплаты в виде каких-либо поощрений, передаваемых в том числе в натуральной форме, не поименованы. Поэтому оснований для того, чтобы не облагать такие поощрения, даже если они не учитываются при расчете налога на прибыль, страховыми взносами, у организации нет. При этом не имеет значения, за счет каких средств они переданы (письмаМинздравсоцразвития России от 05.03.2010 № 473-19, от 27.02.2010 № 406-19, от 12.08.2010 № 2622-19).

Аналогичная ситуация складывается и со взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Налог на прибыль

В целях формирования налогооблагаемой прибыли компания вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением неучитываемых расходов (ст. 270 НК РФ)), под которыми понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признают любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Нормы Налогового кодекса (абз. 2, 3 п. 1 ст. 252 НК РФ) не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов возлагается на налоговые органы (определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, № 366-О-П).

Следует отметить, что в общем случае при формировании налогооблагаемой прибыли не учитывают расходы на оплату посещений физкультурных (спортивных) мероприятий (п. 29 ст. 270 НК РФ; письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61234).

Вместе с тем если в рассматриваемой ситуации предоставление сотруднику поощрения в виде билета на посещение спортивного мероприятия является частью оплаты труда (ст. 129 ТК РФ), то, по нашему мнению, создаются предпосылки для возможности учета данных затрат при формировании налогооблагаемой прибыли.

В расходы на оплату труда включают любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы или условиями труда, премии, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства, трудовыми или коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).

К расходам на оплату труда относят начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ).

Стимулирующие выплаты (например, премии) являются частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ), их выплата возможна не только в денежной форме (ст. 131 ТК РФ). Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной зарплаты.

Таким образом, необходимым условием признания в расходах при определении базы по налогу на прибыль, в частности, стимулирующих начислений является то, что данные выплаты должны быть предусмотрены трудовым договором (письмо УФНС России по г. Москве от 19.12.2008 № 19-12/118853).

Кроме этого, Минфин России указывает, что расходы, в частности, по выплате премий работникам могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании Положения о премировании работников при условии, что в трудовых договорах дается отсылка на это положение и эти выплаты обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (письма Минфина России от 22.09.2010 № 03-03-06/1/606, от 26.02.2010 № 03-03-06/1/92, от 05.02.2008 № 03-03-06/1/81, от 27.11.2007 № 03-03-06/1/827, от 19.10.2007 № 03-03-06/1/726).

Расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Расходы на оплату труда признают в качестве расхода ежемесячно исходя из начисленных сумм (п. 4 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, расходы отражают в налоговом учете в момент их начисления при условии их документальной подтвержденности, экономической обоснованности и направленности на получение дохода (письма Минфина России от 14.11.2012 № 03-03-06/1/587, от 10.12.2010 № 03-03-06/4/122, от 06.05.2009 № 03-03-06/1/300, от 13.07.2007 № 03-03-06/2/126, от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/165).

Также полагаем, что для соответствия данных расходов принципам экономической обоснованности и направленности на получение дохода Положение о премировании должно содержать такие критерии, как основания для передачи поощрения, конкретные измеримые производственные показатели для премирования, источники выплаты поощрения (фонд оплаты труда), его размеры и форму передачи (денежная, неденежная) (пост. ФАС МО от 06.02.2014 № Ф05-17554/13 по делу № А40-33091/2013).

Минфин России также разъяснил, что Положением о премировании может быть предусмотрено, что премии выдают на основании и в размерах, предусмотренных приказом руководства компании (письмо Минфина России от 22.09.2010 № 03-03-06/1/606). При этом также было указано, что расходы на выплату таких премий должны быть связаны с производственными результатами работников.

Полагаем, что при оформлении премии сотруднику отмеченные выше критерии (такие как основания для выплаты поощрения, конкретные измеримые производственные показатели для поощрения; источники выплаты такого поощрения, размеры поощрений) должны найти отражение в приказе руководителя (например, в качестве приложения, если данные критерии не указаны в Положении о премировании) (пост. ФАС СЗО от 24.09.2013 № Ф07-6138/13, ФАС УО от 04.07.2013 № Ф09-6322/13 по делу № А60-41080/2012).

Иными словами, из данных документов (Положения о премировании, приказа руководителя на выплату премии) должна прослеживаться причинно-следственная связь между выплатой поощрения и итогами деятельности конкретного работника. Отсутствие четкого критерия, на наш взгляд, может вызвать претензии со стороны контролеров в плане направленности указанных расходов на извлечение прибыли.

Обратите внимание, что сотрудники финансового ведомства (письмо Минфина России от 28.12.2012 № 03-03-06/1/730) указали: поскольку в Положении об оплате труда установлено, что источником средств на выплату премий является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, то при несоблюдении установленных условий ее выплаты (получен убыток) такие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

Итак, в случае поощрения работника в целях налогообложения необходимо располагать документами, подтверждающими выполнение поощряемым работником условий назначения такого поощрения (например, представлением, ходатайством или служебной запиской непосредственного руководителя, содержащими фактические показатели работы сотрудника).

Для включения выплат в виде премий в расходы необходимо, чтобы (письмо ФНС России от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165):

  • премии имели производственный характер, то есть они должны удовлетворять общим критериям признания расходов (письмаМинфина России от 10.07.2009 № 03-03-06/1/457, от 16.11.2007 № 03-04-06-02/208);
  • премии, связанные с производственными результатами, должны начисляться в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда, закрепленными в нормативных правовых актах, коллективном и трудовых договорах (письмо Минфина России от 22.02.2011 № 03-03-06/4/12).

Повторим, если же передача поощрения не предусмотрена системой оплаты труда организации, то в расходах стоимость билета не учитывают (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Налоговый кодекс не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признают расходами (письма Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/163, от 18.03.2010 № 03-03-06/1/144, от 18.03.2010 № 03-03-06/1/146, от 15.03.2010 № 03-03-06/1/136, № 03-03-06/1/137, № 03-03-06/2/43, № 03-03-06/4/18).

Таким образом, суммы страховых взносов, начисленные с сумм поощрений, могут быть учтены в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), даже если сами выплаты, с которых уплачены эти взносы, не отнесены к расходам по налогу на прибыль (письмаМинфина России от 15.07.2013 № 03-03-06/1/27562, от 20.03.2013 № 03-04-06/8592, от 18.05.2012 № 03-03-06/4/40, от 13.07.2011 № 03-03-06/1/422, от 08.12.2010 № 03-03-06/1/764).

Аналогично учитывают при налогообложении и расходы в виде страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе начисленные на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль (подп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ; письмо Минфина России от 03.09.2012 № 03-03-06/1/457).

НДС

Налоговый кодекс указывает, что реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом в целях исчисления НДС передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией.

Реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Не подлежат обложению НДС операции по реализации входных билетов, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий (подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Для правомерного применения льготы по реализации входных билетов налогоплательщиком должны быть соблюдены следующие условия (письмо Минфина России от 14.05.2012 № 03-07-07/50; Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ; Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. пост. Госстандарта России от 28.06.1993 № 163).

  1. Билеты реализованы организациями физической культуры и спорта. Критерием для отнесения компании к физкультурно-спортивным организациям являются ее учредительные документы, в которых должны быть указаны предмет и цели деятельности. Подтвердить такую принадлежность возможно и через присвоение соответствующего кода ОКВЭД (пост. Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст).
  2. Мероприятия, на которые продают билеты, относятся к спортивно-зрелищным. Определить принадлежность мероприятий к определенной сфере можно с помощью Общероссийского классификатора услуг населению. Спортивно-зрелищным мероприятиям присвоены коды 071200—071214.
  3. Форма билетов утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

В рассматриваемой ситуации организация не является физкультурно-спортивной организацией (письма Минфина России от 20.03.2014 № 03-07-07/12151, от 24.09.2015 № 03-07-07/54746), поэтому данное освобождение при передаче билетов не может быть применено (пост. Второго ААС от 06.09.2013 № 02АП-5080/13).

Также можно сказать, что, получая от работодателя билет на посещение спортивного мероприятия, сотрудник получает имущественные права на еще не оказанные, но уже оплаченные услуги, иными словами, речь идет о передаче имущественных прав. Возникает вопрос, считать ли передачу сотрудникам билетов передачей имущественных прав на безвозмездной основе для целей исчисления НДС?

В Налоговом кодексе прямо не говорится о том, что объектом обложения НДС признается только возмездная передача имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, под передачей имущественных прав может пониматься как возмездная, так и безвозмездная их передача. По нашему мнению, передача имущественных прав как на возмездной, так и на безвозмездной основе облагается НДС.

Полагаем, что НДС со стоимости билетов можно не начислять лишь при условии, что в локальных документах компании указано, что выдача билетов на спортивные мероприятия является элементом системы оплаты труда и применяется в качестве поощрения или стимулирующей меры. То есть если вручение билета, как было рассмотрено выше, в качестве поощрения за трудовые достижения рассматривать как элемент установленной в организации системы оплаты труда. Передача имущества в рамках системы оплаты труда не признается ни реализацией (безвозмездной передачей), ни передачей товаров для собственных нужд фирмы, так как речь идет не о налоговых, а о трудовых отношениях. Следовательно, объекта обложения НДС не возникает (пост. Девятого ААС от 01.04.2013 № 09АП-8232/13, от 28.06.2012 № 09АП-17255/12, Восемнадцатого ААС от 21.01.2011 № 18АП-11394/2010, ФАС УО от 29.12.2009 № Ф09-9886/09-С2, ФАС ЦО от 02.06.2009 № А62-5424/2008).

Однако при следовании такой позиции не исключено, что свою точку зрения придется отстаивать в суде.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, N 31

В настоящее время некоторые компании помимо предоставления социального пакета сотрудникам, выплат премий, вручения подарков поощряют их, оплачивая посещение различных культурных мероприятий (выставок, театров и т.п.).

Как оформить расходы по данным мероприятиям в целях обложения НДФЛ? Чем будет являться оплата сотруднику билета на посещение спектакля в театр или выставки - доходом или подарком?

Пример. ООО "Успех" приобрело для своих работников 5 билетов в театр. Кроме того, ООО "Успех" приобрело 2 билета для ООО "Вымпел".

На основании первичных учетных документов ООО "Успех" включило в расходы суммы по приобретенным театральным билетам. В представленных документах, в частности, в счете-фактуре и товарной накладной, отсутствуют данные о физических лицах, которым предназначены билеты. Договор дарения ООО "Успех" на данные билеты ни с кем не заключало. В первичных учетных документах подписи лиц, получивших театральные билеты, отсутствуют.

Согласно налоговому законодательству Российской Федерации, если билеты приобретены для сотрудников, следует удержать налог с доходов, выплаченных в натуральной форме.

В соответствии с п. 2 ст. 211 НК РФ доходами в натуральной форме признаются доходы в виде товаров, работ, услуг, иного имущества. В частности, к таким доходам относится оплата (полностью или частично) за налогоплательщика коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата труда в натуральной форме и др.

Причем ст. 211 НК РФ содержит закрытый перечень лиц, в результате отношений с которыми у физического лица может возникнуть доход в натуральной форме. Этот перечень включает только организации и индивидуальных предпринимателей. Поэтому при получении дохода в натуральной форме от физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, объекта обложения НДФЛ у налогоплательщика не возникает (Письмо Минфина России от 30.06.2006 N 03-05-01-05/123).

Налоговая база при получении доходов в натуральной форме определяется как стоимость товаров, работ, услуг, иного имущества, исчисленная исходя из рыночных цен.

Следует обратить внимание, что для целей налогообложения принимается та цена товаров, работ или услуг, которая указана сторонами договора. Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен согласно ст. 40 НК РФ. В данной статье также четко определено, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в нескольких случаях, одним из которых является отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Необходимо также учитывать, что выплаты в натуральной форме, полученные физическим лицом, являются его доходом только, если произведены в его пользу и в его интересах. Причем выплаты, произведенные в интересах членов семьи физического лица, находящихся на его иждивении (несовершеннолетних детей), считаются произведенными в интересах самого физического лица. Данное мнение отражено, в частности, в Письме ФНС России от 24.01.2007 N ГИ-8-04/41@.

При приобретении ООО "Успех" билетов для сотрудников ООО "Вымпел" начисление и удержание НДФЛ будет иным. На основании п. п. 1, 2, 4 ст. 226 НК РФ обязанность удержать НДФЛ по общему правилу лежит на налоговом агенте - организации, от которой физическое лицо получило доход.

Налоговые агенты должны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

В случаях, когда денежные выплаты одаряемому лицу не производились, возможность удержать НДФЛ у организации-дарителя отсутствует.

В соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Также в данной ситуации следует обратить внимание на правильность оформления операции по выдаче театральных билетов сотрудникам.

Если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара (движимого имущества) превышает 5 минимальных размеров оплаты труда, договор дарения должен быть совершен в письменной форме (ст. 574 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ для сделок гражданско-правового характера размер МРОТ установлен в размере 100 руб.

При заключении указанного договора в устной форме он будет являться ничтожным, не влекущим за собой юридических последствий (ст. 167, п. 2 ст. 574 ГК РФ).

В то же время в соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Если ООО "Успех" дарит театральные билеты только своим сотрудникам, то следует оформить приказ (распоряжение) руководителя о выдаче билетов (подарка). Сотрудникам в данном случае необходимо подписать данный приказ (распоряжение), и таким образом письменная форма сделки будет соблюдена. Непосредственная передача подарков оформляется актом либо ведомостью с указанием тех, кому они были вручены, или расходным кассовым ордером на выдачу денежной суммы в подарок.

Однако, если ООО "Успех" приобретает и передает театральные билеты как подарок сотрудникам ООО "Вымпел", выдачу подарка рекомендуется зафиксировать в отдельном договоре дарения.

Таким образом, операции, отвечающие требованиям ст. 574 ГК РФ и оформленные договором, возможно классифицировать в качестве подарков.

Следует отметить, что безвозмездная передача товаров организацией облагается НДС.

Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Таким образом, в случае приобретения ООО "Успех" билетов для своих сотрудников следует удержать налог с доходов, выплаченных в натуральной форме. Если билеты приобретены ООО "Успех" для работников ООО "Вымпел", то их передачу трудно классифицировать как подарок, поскольку факт заключения договора дарения не подтвержден и нет подписей лиц, получивших билеты. К тому же в первичных учетных документах отсутствуют данные физических лиц, которые фактически получили билеты.

Автор: Семина Л., эксперт журнала

С 1 сентября 2019 года ужесточаются требования к оформлению и реализации билетов организациями исполнительских искусств и музеями. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18.07.2019 № 193-ФЗ (далее – Закон № 193-ФЗ) в Основы законодательства о культуре[1]. Подробнее об изменениях читайте в статье.

Оформление, реализация и возврат билетов.

В основы законодательства о культуре вводится новая ст. 52.1, устанавливающая требования к оформлению, реализации и возврату билетов, абонементов, экскурсионных путевок (далее – билетов) на зрелищные мероприятия, проводимые организациями исполнительских искусства и музеями.

К организациям исполнительских искусств относятся театры, филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры исполнительских искусств, театральные, концертные, цирковые гастрольные или фестивальные центры и другие организации культуры, основная деятельность которых ориентирована на организацию, подготовку и (или) непосредственное осуществление (публичный показ) представлений и концертов. Кроме того, в целях применения новой статьи к организациям исполнительских искусств также относятся индивидуальные предприниматели, которые осуществляют создание, исполнение, показ (за исключением кинопоказа) и интерпретацию произведений литературы и искусства.

Требования к форме билетов.

Форма билета (в том числе электронного) утверждается Минкультуры как бланк строгой отчетности, содержащий реквизиты билета. Вместе с тем организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов.

На сегодняшний день формы билета, абонемента и экскурсионной путевки как бланков строгой отчетности утверждены Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 № 257.

Признаются недействительными и не принимаются к возврату билеты:

форма и реквизиты которых не соответствуют утвержденным формам и реквизитам;

элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями;

Требования к лицам, реализующим билеты.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать билеты учреждения культуры самостоятельно либо через уполномоченных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на основании заключенных договоров). Кроме того, они могут разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов при условии, что такое лицо будет нести ответственность за действия другого лица.

Иные лица к реализации билетов не допускаются (за исключением однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билета по цене, не превышающей указанной в билете).

Ограничение цены реализации билета и стоимости сопутствующих услуг.

Реализация билетов на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей указанную в билете, не допускается.

Уполномоченные и иные лица, реализующие билеты учреждения культуры по договору, заключенному с организациями исполнительских искусств и музеями, вправе взимать плату за оказание покупателю билета сопутствующих услуг (по бронированию, составлению в электронной форме и (или) печати на бумажном носителе билетов, информированию покупателей о проводимых зрелищных мероприятиях, об отмене, замене и (или) переносе зрелищных мероприятий и иных информационно-консультативных услуг). Общая стоимость таких услуг не должна превышать 10 % цены билета. Порядок формирования и расчета данной стоимости утверждается Минкультуры.

Реализация именных билетов.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать именные билеты с учетом требований законодательства РФ о персональных данных. Именные билеты дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, данным, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях посетитель на зрелищное мероприятие не допускается.

Возврат стоимости билетов.

Гражданин, купивший билет на зрелищное мероприятие, проводимое организацией исполнительских искусств или музеем, вправе вернуть его в случае:

1) отмены, замены либо переноса мероприятия. При этом посетителю возмещается полная стоимость билета;

2) отказа от посещения мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью его родственников. Правила и условия возврата билета при таких обстоятельствах устанавливаются Правительством РФ;

3) отказа от посещения мероприятия по иным причинам. В таком случае возмещаемая стоимость билета будет зависеть от даты его возврата. Если билет возвращен:

не позднее чем за десять дней до дня проведения мероприятия, покупатель вправе получить обратно 100 % его цены;

менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения мероприятия – не менее 50 % цены билета;

менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия – не менее 30 % цены билета.

Для абонементов днем проведения зрелищного мероприятия является день проведения первого предусмотренного абонементом зрелищного мероприятия.

Организация исполнительских искусств или музей вправе отказать покупателю в возврате стоимости билета в следующих случаях:

если покупатель вернул билет менее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия;

если билет (за исключением именного) был продан в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов.

Организация исполнительских искусств или музей при возврате билета, помимо возмещения его стоимости, вправе предложить покупателю посетить это же зрелищное мероприятие в другое время или другое мероприятие.

Правила и условия возврата билетов и переоформления на других лиц именных билетов на проводимые зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от их посещения утверждаются Правительством РФ. В соответствии с данными правилами организации исполнительских искусств и музеи утверждают на местах порядок возврата билетов и переоформления их на других лиц (с указанием должностных лиц, которые переоформляют билеты) именных билетов.

Информационная открытость организаций культуры.

Закон № 193-ФЗ уточнил положения ст. 36.2 Основ законодательства о культуре, устанавливающей требования к информационной открытости учреждений культуры.

Согласно ее действующей редакции организации культуры обязаны размещать на своих официальных сайтах следующую информацию:

дата создания организации, сведения о ее учредителе, место нахождения организации и ее филиалов (при наличии), режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;

структура и органы управления организации;

виды предоставляемых организацией услуг;

материально-техническое обеспечение предоставления услуг;

копия устава организации культуры;

копия плана финансово-хозяйственной деятельности организации или бюджетной сметы (информация об объеме предоставляемых услуг);

копия документа о порядке предоставления услуг за плату;

информация, опубликованная по решению организации культуры, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ;

иная информация, определяемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимая для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организацией.

С 1 сентября 2019 года список публикуемой информации расширится. Так, организации исполнительских искусств и музеи дополнительно будут обязаны размещать на своих официальных сайтах информацию:

об установленных ценах на билеты на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе на публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;

о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, и других лицах, которым уполномоченными лицами переданы права и обязанности по реализации билетов, включая сведения о сайтах, через которые данные лица реализуют такие билеты, а также о максимальной стоимости технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с реализацией билетов сопутствующих услуг;

о формах, реквизитах и элементах оформления билетов на проводимые зрелищные мероприятия;

о лицах, на которые возложена обязанность по возмещению посетителю полной (частичной) стоимости билета;

о зрелищных мероприятиях, которые посещаются при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете в случае реализации именных билетов;

о предусматривающих особые условия приобретения билетов (в том числе льготы, скидки) специальных программах и акциях, включая информацию о праве организаций не принимать к возврату приобретенные в рамках данных программ и акций билеты;

о порядке возврата билетов, в том числе именных, на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия.

В последнее время в России обострилась проблема, связанная с приобретением билетов на культурно-зрелищные мероприятия недобросовестными покупателями с единственной целью – их перепродажи. Такие покупатели перепродают билет дороже его номинальной стоимости, а в случае его невостребованности – возвращают организатору. Тот принимает билет и возвращает покупателю его полную стоимость. Но при этом он несет убытки, поскольку вероятность продать возвращенный в день проведения культурно-зрелищного мероприятия билет невысока.

Кроме того, нелегальная продажа билетов на культурно-зрелищные мероприятия существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры России.

Согласно внесенным поправкам на законодательном уровне закрепляются меры, направленные на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры. В частности, с 1 сентября 2019 года:

продавать билеты могут только организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи либо уполномоченные ими лица на основании договора;

запрещается продавать билет дороже его номинальной стоимости;

к реализации допускаются билеты, заполненные по установленной форме. При этом организации культуры вправе вводить дополнительные элементы оформления билетов на проводимые мероприятия;

определен порядок возврата билетов на культурные мероприятия с учетом утвержденных Минкультуры требований, в том числе в случаях отказа от посещения мероприятий по инициативе посетителя, а также порядок возврата билетов, которые предусматривают идентификацию личности посетителя по документам, удостоверяющим его личность. В Законе № 193-ФЗ приводятся максимальные размеры возмещения стоимости билетов в зависимости от причин их возврата.

Установленные данным нормативным актом требования к оформлению, реализации и возврату билетов распространяются также на абонементы и экскурсионные путевки.

С учетом новых требований для организаций исполнительских искусств и музеев расширен перечень информации, размещаемой в обязательном порядке на их официальных сайтах.

[1] Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

Читайте также: