Отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику

Опубликовано: 20.04.2024

Если гражданина или предпринимателя любой страны мира спросить, доволен ли он действующей в его стране налоговой системой, вряд ли он ответит утвердительно. А ответ россиянина мы просто не решаемся привести.

В разных главах учебника не раз отмечались противоречия во взыскании отдельных видов налогов, а сейчас мы постараемся обобщить присущие нашей налоговой системе недостатки и противоречия и изложить основные направления их устранения.

Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы, которые проходили в целях повышения квалификации стажировки в Дании, Голландии, ФРГ, как правило, плохо владели профессиональным языком. Принятые в 1991 г. налоговые законы, были подготовлены в течение ограниченного времени и не отличались глубиной проработки. Неопределенность преобразований в экономике, изменяющееся правовое пространство, отсутствие знаний о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию в условиях рыночной экономики, как уже отмечалось в п. 4.2 гл. 4, определили врожденные ее недостатки.

* Недаром международный эксперт М. Хадсон писал «Советы, которые получает Россия (по реформированию налоговой системы) от Международного валютного фонда, Всемирного банка и американских консультантов – не лучшего свойства. Российская налоговая система сейчас стимулирует биржевые спекуляции, а не производство. » (Налоги и налогообложение.: Уч. пособие. М.: Финансы, ЮНИИТИ, 1998, С. 451.)

По-настоящему новым элементом налоговой системы стал лишь налог на добавленную стоимость, введенный вместо применявшегося ранее налога с оборота. Однако и этому налогу были присущи искажения.

По мере углубления рыночных преобразований присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными, а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям все более явным. Налоговая система стала тормозом экономического развития государства, следствием чего стали массовое недовольство налоговой системой, справедливые нарекания со стороны отечественных предприятий, предпринимателей и иностранных инвесторов.

Бессистемность внесения поправок в 1992-1999 гг., их количество и частота, с которой они вносились, привели к тому, что до последнего времени налоговая система характеризовалась не иначе как нестабильная и непредсказуемая. Такая практика делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу и приводила к тому, что риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались отечественными и иностранными инвесторами как черезвычайно высокие, что крайне негативно сказывается на приток инвестиций.

Отметим наиболее важные недостатки, носящие макроэкономический характер налоговой системы РФ. Копируя в основном западную модель налоговых систем, российская налоговая система тем не менее существенно отходит от западных стандартов в следующих основных моментах:

• поддержания максимально благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

• фактически не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство и реинвестируемую прибыль;

• применяет недопустимо низкие вычеты из налогов на физических лиц, стимулируя уход от налогов даже при небольших заработках и, соответственно, уход от социальных платежей;

• отсутствие среднего класса приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;

• неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными наиболее крупными плательщиками (средний процент налогового бремени к ВВП мало о чем говорит, т. к. он увеличивается расчетно на фактор теневой экономики, которая налогов не платит, но завышает знаменатель расчета – пример недавно открытые уголовные дела по неуплате налогов «Автовазом», «лукойлом» и др.);

• высокое подоходное обложение дивидендов (без зачета уплаченного налога на прибыль) подавляет интерес предпринимателей к максимизации прибыли.

На микроуровне можно отметить следующие недостатки:

• усиливающиеся расхождения между стандартами бухгалтерского учета, которые быстро переориентируются на международные образцы, и налоговым учетом, что приводит к бессистемным и трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли для исчисления налогооблагаемой;

• ежедекадные и ежемесячные авансовые платежи большинства налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий (это касается и вмененного налога);

• противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и МНС (часто друг другу противоречащих, что крайне усложняет работу бухгалтеров и финансистов), арбитражной практики.

Следует отметить, что давно обещанная правительством налоговая реформа явно запаздывает. К концу июля 2000 г. большинство законов из первоначального плана правительства не были приняты, вследствие чего налогоплательщики не имеют возможности заниматься налоговым планированием и не один субъект Федерации не может рассчитать налоговые (на 1 августа) доходы своего бюджета.

С одной стороны, постоянно идут разговоры о повышении инвестиционной привлекательности для физических лиц, с другой - государство регулярно придумывает новые издержки, чтобы «жизнь медом не казалась», а казна пополнялась. О том, какое налогообложение инвестиционной деятельности для российских вкладчиков предусмотрено в 2021 году буду разбираться для вас далее в этом материале.

Изменения вступают в силу, как правило, в начале года. Согласно последним инновациям, если прибыль превышает 5 млн. в год, то ставка НДФЛ увеличивается до 15%. Итоговый показатель формирует и доход от акций, и с депозитов, и даже прибыль, полученная при продаже недвижимости. В целом - все источники денег, поэтому как никогда важно разобраться в нюансах и подводных камнях.

Оглавление:

Нужно ли платить налог от инвестиций

Да, однозначно да. По законодательным правилам нашей страны, налогообложение инвестиций - обязательный атрибут деятельности физических лиц, независимо от того, какое время вы в сегменте инвестиций и сколько заработали. Фактически многое - это налог на прибыль, например, после торговли на бирже за вас платит брокер, но с денег клиента, с депозита - банк, с аренды - вы сами. Традиционно, налогообложение происходит по формуле простого процента, а вот инвестирование (начисление прибыли по депозитам в банках, онлайн-проектах) по формуле сложного процента, а как она работает можно узнать из материала на www.gq-blog.com.

Налоговая ставка для частных инвесторов в России

Рассматривая общие нормы, стоит обозначить: в России резиденты должны платить 13% как налог на доход физических лиц, а нерезиденты - 30%. Налог - как бы не хотелось его не платить, является обязательным условием деятельности не только крупных компаний, но и обычного инвестора с небольшим капиталом для вложений. Предлагаю разобраться в определенных нюансах по типичным инвестиционным инструментам, чтобы понимать, сколько же получим в итоге, отминусовав все, что нужно. Это позволит оценивать возможные риски, и просчитывать потенциальную доходность.

Депозиты

Сегодня с прибыли изымается 13%, и банк в этом случае является налоговым агентом, автоматически оплачивая издержки из вашей прибыли и отдавая «чистые» деньги на руки. Согласно новому Закону, начиная с 2022 года, налогом будет облагаться не весь доход по депозитам, а лишь прибыль за вычетом необлагаемого процентного дохода. Он зависит от ключевой ставки на начало года, например, на 1 января 2021 она составляла 4,25%. При этом доход не должен быть выше за год, чем 1 млн. рублей. Значит оплатить издержки нужно будет с максимальной суммы до 42500 рублей. Если выше - применяется другая налоговая норма.

Недвижимость

Актуальные виды налогообложения предусматривают оплату издержек собственников различного вида недвижимости, согласно Налоговому Кодексу. Поскольку любая недвижимость является потенциальной инвестиций (вы можете продать ее дороже, чем купили или сдать в аренду), то такой инструмент также в списке «обязательных» для инвесторов во время составления декларации.

Налоговые ставки для собственников недвижимости

Размер налоговой ставки, % Объекты и их особенности
0,1 от кадастровой стоимости С гаражных построек, помещений, приспособленных для жилья, недвижимых комплексов, машино-мест, зданий, с площадью не больше 50 кв.м, предназначенных под ИЖС, личных подсобных хозяйств, содержание садов, огородных участков, дач, постройки, что в стадии строительства, если они в будущем будут применены под жилье.
2% Недвижимое имущество, что оценено свыше 300 млн. руб.
0,5 Все остальные объекты.

Для физических лиц расчет производят работники налоговой службы, а вот юридические должны это делать самостоятельно.

Фондовый рынок

Система налогообложения подразумевает, что прибыль, полученную на торговле акциями или облигациями, нужно уменьшить на 13% (или 30%, если физическое лицо не резидент России). Но вот есть определенные нюансы, если зарабатываете на акциях и облигациях иностранных компаний или государств. Ключевая разница сосредоточена в таких аспектах:

  1. В случае приобретения иностранных акций, разница между покупкой и продажей формируется в рублях. Например, купили 10 ценных бумаг за 30 долларов, когда курс был 65 рублей за 1$. Продали за те же 30$, но доллар оценивался в 75 рублей. С каждых 10 рублей нужно оплатить налог.
  2. В случае торговли корпоративными облигациями, необходимо добавить купонный доход. Представим: купили облигацию по 95% с купоном 10%, и при этом выплачивали его вам последний раз квартал назад. К цене облигации добавляется 2,5%, а общая сумма в день покупки - 97,5%. Еще через квартал вы продали облигацию по 99%, но купонный налог уже оставляет 5%. Таким образом, налог государству на доход оплатите на сумму разницы между 104% и 97,5%.

Валютные операции

Представим ситуацию: вы разобрались, что такое валютные пары, и решили на них заработать. Разумеется, без услуг брокера вам не обойтись. Налог изымается с учетом разницы между тем, что продали и тем, что купили - фактически это вся прибыль. Плюс, нужно оплатить услуги брокера и депозитария. Если разница между покупкой и продажей отрицательная (продали дешевле, чем купили), сумма облагаемого налога уменьшается.

Рассмотрим на простом примере. Вы купили ценных бумаг на 200 тысяч рублей, продали на 250 тысяч, получив 50 тыс. чистой прибыли. Затем вы купили на 200 тысяч, а продали на 190 тысяч, получив убыток 10 тыс. рублей. В итоге, за операции вы получили чистый доход 40 тыс. рублей, из которых нужно оплатить государству 13%.

Льготы по налогообложению инвестиций

Актуальное налогообложение инвестиционной деятельности физических лиц предусматривает определённые льготы, но их, к слову, не так много. На самых популярных остановлюсь далее.

  1. Если вы владеете недвижимостью меньше 3-х лет, затем ее продаете, то платите 13% подоходного налога. Но если больше 5, то издержки не взымаются. Валюта также приравнивается к имуществу.
  2. Налоговый вычет, но не более чем 52 тысяч рублей на средства, что лежат на брокерском счету не менее 3-х лет.

За что платит инвестор

Меня всегда интересовал вопрос - почему я должна платить государству, когда сама заработала на стартовый капитал для инвестирования, и почему принципы налогообложения учитывают только финансовую поддержку самой страны, а не отдельных вкладчиков? В нашей стране, как и в других государствах, используется правило пропорционального налогообложения - чем выше прибыль, тем больше размер налоговых издержек, но в случае фиксированного процента. Суммируя все, что сказано выше, можно подвести черту - за что же платит налоги инвестор:

  • за недвижимость в случае владения, продажи ее или на прибыль, полученную от аренды;
  • за прибыль по депозитам;
  • за разницу между затраченными и полученными деньгами в случае покупки акций, облигаций;
  • на доход от дивидендов как иностранных, так и российских компаний, и по сути, вложения в бизнес с целью получения дохода, являются аналогичным инструментом.

Рекомендую наперед узнавать не только, какой потенциальный доход можно получить, но и во сколько обойдутся услуги брокера, депозитария, как именно происходит налогообложение инвестиций, например, открывая счет в «Тинькофф», есть инструкция и калькулятор с указанием всех вычетов. Часто государство путает понятия «спекулянт» и «инвестор», хотя в первом случае нет ничего плохого - это способ получения денег на основе своих знаний, оценки рынка и быстрого решения о покупке или продаже активов.

Обратите внимание: потери по работе с ценными бумагами сальдировать нельзя. Таким образом, не получится учитывать убыток от потери в цене акции, что куплена в долларах, и прибыль от продажи фьючерса на курс евро/доллар. А вот юридическое лицо это сделать может, поскольку налоги начисляются на сальдированную прибыль. Принципиально наперед узнать не только о том, что такое фьючерсы, но и то, как начисляется налог. Важно обозначить термин «бумажный доход». Например, в 2018 году купили акцию, и она растет в цене, но вы ее не продаете, хотя учитываете, что, продав в 2021 или 2022 придется заплатить издержки. На срочном рынке налог взымается в конце каждого торгового дня.

Ежегодно меняются условия, как в сегменте налогообложения строительных организаций, так и для инвесторов, чем суммарный депозит в банках превышает 1 млн. рублей. Необходимо помнить, что налоговый период начинается с 1 января и длится 1 календарный год. По его истечению необходимо подавать налоговую декларацию. Остается пожелать каждому разобраться в нюансах оплаты издержек, эффективности каждого инвестиционного инструмента, чтобы вложить свои средства безопасно и регулярно получать солидный доход.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)


Создание Таможенного союза привело к усилению конкуренции за инвестиции с Белоруссией и Казахстаном. Причем на фоне нашего последнего позиции РФ выглядят слабо. По такому ключевому фактору инвестиционного климата, как уровень налоговой нагрузки, Россия явно проигрывает Казахстану. Кроме того, финансирование, рабочая сила, инфраструктура более доступны для потенциальных инвесторов в Казахстане, здесь же сформирована более благоприятная административная среда.

Последствия такой разницы в условиях ведения бизнеса предвидеть нетрудно. Финансовые ресурсы и проекты создания новых, в первую очередь не связанных с добычей сырья производств, направятся в юрисдикции с наилучшими инвестиционными условиями.

Заметим, при определении понятия «экономический климат» мы разделяем мнение Кормишкиной Л.А., которая трактует эту категорию как совокупность благоприятных и неблагоприятных условий для вложения капитала в предпринимательскую сферу, обусловленных, в значительной степени, соблюдением (или отклонением) пороговых индикаторов финансовой безопасности [2, c. 53].

Экономический климат любой страны формируется при активном участии государства. Оно определяет внешнюю и внутреннюю политику; вводит налоги; устанавливает процентные ставки, меняя их в зависимости от экономической ситуации и сдерживая их рост специальными экономическими методами; воздействует на уровень собираемости налогов; активно занимается отработкой законодательных актов, формируя тем самым экономические, политические, правовые условия, определяющие функционирование предприятий.

В этой связи формирование благоприятного экономического климата в России с позиции индикаторов финансовой безопасности предполагает: оптимальный уровень налогообложения предприятий; эффективную кредитную политику; протекционистскую внешнеэкономическую политику.

Для перехода к новой модели развития и активизации инвестиционного спроса Россия, прежде всего, должна иметь налоговую систему, в большей степени отвечающую рыночным отношениям, чем существующая ныне. Качественной характеристикой налоговой системы, как известно, является тяжесть налогообложения.

Необходимо подчеркнуть, что формирование налоговой базы, способность предприятий к уплате налогов неразрывно связаны с финансовым состоянием последних. К сожалению, приходится констатировать, что в современной российской экономике все еще присутствуют проявления многостороннего финансового кризиса. Его основные формы: убыточность; разрушение основного капитала, неплатежеспособность; криминализация финансового менеджмента; сознательное сокрытие финансовых потоков от учета, контроля, налогообложения; хищения финансовых ресурсов и др.

Общий знаменатель, к которому можно привести тяжесть бремени всех налогов, – это прибыль предприятия. Согласно одной из используемых в экономической науке методик, о тяжести налогообложения можно судить на основе следующей формулы 1:


где (1)

Нб – тяжесть налогового бремени,

В – выручка от реализации, включая все налоги,

Ср – затраты на производство товаров и реализацию услуг (без учета налогов),

Пr – фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении организации за вычетом всех налогов, уплачиваемых за счет нее.

Расчеты, проведенные по этой формуле, подтверждают факт непомерной тяжести налогового бремени, возложенного на российские предприятия. Заметим, что в ряде случаев налоговый пресс выполняет несвойственную налогам функцию конфискации фондов возмещения предприятий. [2, c. 54-56].

В сложившейся ситуации конкретная задача эффективной налоговой политики состоит в том, чтобы формирование налоговой ставки на прибыль осуществлялось в максимально стимулирующей форме с учетом эффекта Лаффера. Кроме того, необходимо обеспечить также соответствие уровней номинального и фактического налогового бремени предприятий. Пока не ясно, на каком уровне от ВВП или добавленной стоимости такое соответствие может быть достигнуто. Вместе с тем можно назвать диапазон возможных значений номинального налогового бремени (по действующим налогам), который, исходя из опыта зарубежных стран, колеблется в пределах 30–40 % от ВВП. Причем, если при уровне налогообложения в 30 % от ВВП (согласно опыту США) может быть обеспечено более быстрое развитие экономики и рост налоговых поступлений в будущем, то при 40 % от ВВП можно иметь большие текущие поступления в бюджет при меньших темпах развития экономики.

От развития ситуации в финансовых сегментах экономики, переплетенных между собой многочисленными связями, прежде всего, и зависит развитие реального сектора экономики, учитывая, что в настоящее время финансово-кредитные отношения пока не только не вносят позитивного вклада в развитие инвестиционного спроса, но и оказывают сдерживающее воздействие, часто приводят к критическим ситуациям в экономике. Необходимо подойти системно к решению проблемы инвестиционного климата в нашей стране. Международный опыт и российская практика формирования благоприятного инвестиционного климата показывают, что значительная часть его условий создается на региональном уровне. Эффективность усилий региональных властей и местных руководителей зачастую имеют решающее значение при выборе инвесторами места приложения своих средств.

Для решения, пожалуй, самой больной проблемы – создания благоприятной административной среды – в субъектах Федерации предлагается создавать постоянно действующие советы по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. Их должны возглавлять губернаторы, а состав – формироваться из руководителей профильных органов исполнительной власти, инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества [5].

Еще лучше, если региональные власти идут на создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Его основными функциями являются повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Федерации, регулярный поиск и привлечение инвесторов, разработка перспективных направлений инвестиций, создание проектных команд по поддержке конкретных проектов. Работа подобной государственной структуры эффективна, если ее наблюдательный совет возглавляет губернатор.

Очень важно принять инвестиционную декларацию и регламент по работе с инвесторами, обеспечивающий реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта.

Возможно, что такие агентства сами будут выполнять разрешительные и согласительные процедуры с минимально необходимым участием инвестора во взаимодействии с органами региональной власти, территориальными структурами федерального центра, органами государственного и муниципального контроля. [1 c. 4-5].

Повышение экономического потенциала республики, увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест, рост благосостояния населения – основные задачи инвестиционной деятельности Республики Мордовия. Продуманная социально-экономическая политика и эффективная работа с инвесторами позволили создать в республике благоприятный инвестиционный климат [3].

В республике сформирована благоприятная нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности.

Инвесторам предоставляется государственная поддержка в формах:

1) присвоения статуса приоритетного инвестиционного проекта Республики Мордовия – предоставляются налоговые льготы:

2) государственных гарантий Республики Мордовия;

3) субсидирования части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам и лизинговым платежам по проектам, включенным в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013–2018 годы;

4) поручительств и займов юридическим лицам с целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013–2018 годы;

5) освобождения от земельного налога (в ведении муниципальных властей);

6) залогового обеспечения под привлекаемые кредиты имуществом казны Республики Мордовия (сформирован специальный залоговый фонд);

7) поручительства Гарантийного фонда Республики Мордовия;

8) подбора необходимых в строительстве земельных площадок и оказания помощи в части создания необходимых объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры;

9) закрепления за каждым крупным проектом куратора на уровне Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия.

За последние годы в республике реализован ряд важных инвестиционных проектов. Кроме того, проведена модернизация действующих производств. В январе-сентябре 2013 года объем инвестиций в основной капитал составил 25046,8 млн рублей (91,4 % к соответствующему периоду 2012 года) [3].

В структуре инвестиций по источникам финансирования собственные средства предприятий и организаций занимали 37,0 %, привлеченные средства – 63,0 %, доля банковской сферы в финансировании реального сектора экономики составила 7,0 % против 11,8 % в прошлом году, заемные средства других организаций и средства внебюджетных фондов – 7 процентов. При этом средства бюджетов всех уровней в общем объеме инвестиций в основной капитал снизились с 36,4 % до 26,3 %. Основным фактором, сдерживающим кредитование экономики, явились высокие ставки банковских кредитов.

Более 23,0 % всех инвестиций направлено на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 22,2 % в обрабатывающие производства, 21,7 % – транспорт и связь и 11,1 % – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

В общем объеме инвестиций, направляемых на развитие обрабатывающих производств, наибольшую долю занимают инвестиции на развитие следующих видов деятельности: «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (8,7 %), «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (5,4 %), «производство пищевых продуктов, включая напитки» (5,2 %), «химическое производство» (0,8 %) [3].

Наиболее приоритетными направлениями инвестиционной деятельности являются производство кабельно-проводниковой продукции, полупроводниковых приборов и силовой преобразовательной техники, развитие вагоностроения, светотехники, цементного производства, пищевых перерабатывающих производств, освоение выпуска новых видов строительных изделий и материалов.

В настоящее время в республике формируется уникальная кластерная структура инновационного развития, которая включает Технопарк, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Центр нанотехнологий, два венчурных и другие фонды поддержки инновационного бизнеса, Бизнес-инкубатор, Республиканский центр одаренных детей.

Особое внимание в рамках формирующегося инновационного кластера уделяется развитию сети предприятий малого и среднего инновационного бизнеса.

Необходимо понимание того факта, что инновациями не могут считаться результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, технологические и организационные идеи, не доведенные до стадии реального внедрения (научные открытия, патенты на изобретения и т. п.), равно как и проекты, для реализации которых отсутствуют необходимые рыночные условия. Основным показателем такой готовности может служить желание бизнеса инвестировать свои средства в такие проекты. Такая готовность в настоящих условиях инерционно-сырьевого развития экономики России в огромной степени определяется государственной политикой инвестиционной поддержки инноваций, предусматривающей стимулирование собственно инновационной деятельности.

Несмотря на то, что сейчас ударными темпами формируются институциональные условия, направленные на стимулирование инновационной деятельности – вводятся налоговые льготы, создаются особые зоны, технопарки, специальные финансовые фонды и т. д., – инновационного энтузиазма не наблюдается. Другими словами, уровень привлекательности инновационной составляющей в работе бизнес-организаций остается практически неизменным. И дело не в инерционности мышления или в привычной ограниченности горизонта планирования. Такое отставание объясняется тем, что инновации еще не стали фактором производственного развития (роста) как результат активной инвестиционной политики. По целому ряду причин издержки производства как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности все еще не стали предметом первоочередной заботы нашего менеджмента. Многие просто предельно увеличили свои тарифы, тем самым опять усилив непроизводственную нагрузку, затрудняющую постановку и реализацию любых инновационных проектов. На фоне полной неопределенности внешней по отношению к бизнесу среды борьба за снижение собственных издержек никак не может вестись на поле инноваций.

Государственная политика прямой инвестиционной поддержки инноваций, инвестиционный климат инновационной среды должны стать ведущим фактором, призванным компенсировать, а в конечном итоге обеспечить реальное движение в инновационном развитии и активизацию инвестиционного спроса инновационного типа. При определении приоритетов государственной поддержки инноваций ключевое внимание уделялось поиску «стратегически важных направлений» технологического развития, на которых планировалось сконцентрировать бюджетные ресурсы. При таком подходе государство фактически подменяло рыночные механизмы как в отборе инновационных проектов для поддержки, так и в определении источников их финансирования. На фоне попыток государства напрямую участвовать в финансировании инновационных проектов недостаточное внимание уделялось проблемам, решение которых создало бы у частного бизнеса стимулы самостоятельно наращивать масштабы инвестиций в инновации. В условиях сохраняющейся неопределенности экономической среды, отсутствия механизмов широкомасштабного венчурного финансирования инновационного сектора шансы на развертывание устойчивых самоподдерживающихся инновационных процессов, стимулы для которых зарождались бы в самом бизнес-секторе, оказываются минимальными.

Отсутствие диалога между органами государственной власти, с одной стороны, и отечественным бизнесом – с другой, приводили к многочисленным разночтениям в трактовке базовых вопросов государственной поддержки инноваций. В результате попытки правового оформления принципов такой поддержки сталкивались с проблемой нечеткости юридических формулировок, носили во многом декларативный характер. К одному из значительных результатов работы в данном направлении можно отнести очевидный прогресс как с точки зрения роста внимания государства к инновационной сфере, так и в плане его усилий по «наведению мостов» между наукой и бизнесом, обеспечения трансформации интеллектуальных достижений отечественных ученых и конструкторов в создание конкурентоспособного по мировым стандартам продукта. Это закладывает фундамент для плодотворного сотрудничества государства и бизнеса в области определения перспективных направлений политики поддержки инноваций.

Рецензенты:

Гуськова Н.Д., д.э.н., профессор, зав. каф. менеджмента ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.

Кормишкин Е.Д., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.

Правительство России запускает в этом году новый единый механизм поддержки инвестиций в регионах. Об этом сообщил Первый заместитель Председателя Правительства России Андрей Белоусов на совещании президента РФ Владимира Путина по реализации Посланий президента Федеральному Собранию.

Механизм нацелен прежде всего на поддержку средних по размерам проектов. Работа ведется совместно с Государственным советом РФ в рамках Комиссии по направлению «Инвестиции» под руководством губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко.

В частности, в каждом регионе будут внедрены четкие, унифицированные и публичные правила работы всех участников инвестиционного процесса –инвесторов, госорганов и ресурсоснабжающих организаций. Эти правила нельзя будет изменить в одностороннем порядке.

Андрей Белоусов перечислил пять ключевых элементов нового механизма:

  • «инвестиционная декларация», которая станет стандартом представления регионом своих инвестиционных целей и приоритетов не менее чем на пятилетний период;
  • «свод инвестиционных правил» с описанием конкретных пошаговых алгоритмов для решения типовых задач инвестора – таких, как получение необходимых разрешений, подключение к инфраструктуре, получение льгот и финансовой поддержки, наем персонала и других;
  • интерактивная «инвестиционная карта» региона со всей необходимой информацией для инвестора, включая планируемое размещение объектов по решениям федеральных, региональных и муниципальных органов;
  • создание важнейшего для бизнеса консультационного механизма - коммуникации инвесторов со структурами власти в регионах. Речь идет о так называемых «инвестиционных комитетах»;
  • запуск операционных центров сопровождения инвестиционных проектов в регионах в режиме «одного окна» – «агентств развития», отвечающих за продвижение каждого конкретного проекта в данном субъекте РФ.

В 2021 году планируется внедрить данные стандарты в пяти пилотных регионах: Воронежской, Сахалинской, Московской, Нижегородской и Тульской областях.

В 2022 году предполагается использовать стандарт сопровождения инвестиционных проектов не менее чем в 15-и регионах.

В связи с этим Андрей Белоусов предложил увязать предоставление компенсации инвестиционного налогового вычета в регионах с внедрением инвестиционного стандарта и публичного реестра инвестиционных проектов с их ключевыми параметрами.

Первый зампред Правительства также рассказал о реализации механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). На данный момент подписаны 36 соглашений на сумму 1,3 трлн рублей, которые позволят создать почти 32 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, получены заявки компаний для реализации еще 73 новых проектов на сумму 1,6 трлн рублей. Всего в 2021 году планируется заключить 100 федеральных соглашений почти на 2 трлн рублей. К концу 2024 года ожидается заключение порядка 600 федеральных СЗПК общей суммой 12,6 трлн рублей инвестиций, что обеспечит создание 63 тыс. новых рабочих мест. Из этих средств не менее 3 трлн рублей должно быть вложено в экономику до конца 2024 года.

В настоящее время ведется работа по уточнению правил так называемой «стабилилизационной оговорки» и расширению перечня компенсируемых затрат инвестора. Прорабатывается включение в него уплаты процентов за кредит на инвестиционной фазе, затрат на трудоустройство высвобождаемого персонала, затраты на внедренные результаты НИОКР и ряд других.

Также планируется автоматизировать процедуру заключения соглашений, упростить ее и выстроить на единой цифровой платформе. Планируется, что возможность заключения соглашений в электронном виде будет реализована уже в текущем году. Правительство в ближайшее время определится с оператором создаваемой информационной системы, после чего она будет введена в эксплуатацию.

Третьим элементом системы стимулирования инвестиций Андрей Белоусов назвал кардинальное сокращение сроков и стоимости промышленного строительства путем исключения избыточного регулирования и требований к объектам – но с жестким соблюдением всех требований по безопасности.

Кроме того, планируется создание новой линейки финансовых инструментов для стимулирования инвестиционной активности. Совместно с Банком России сформирована «дорожная карта», состоящая из 33 конкретных мероприятий. К 2024 году Правительство планирует добиться роста объема финансовых ресурсов для инвестиций в размере 9-10 трлн рублей в год, что в полтора раза больше показателя 2020 года.

Читайте также: