В течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки

Опубликовано: 14.05.2024

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий

Комментируемым законом внесены значительные изменения в правила проведения налоговых проверок. Обновленные правила начнут применяться с 3 сентября 2018 года. Рассмотрим их подробнее.

Уточнены правила проведения повторной выездной проверки

Напомним, что повторная выездная проверка проводится налоговым органом, если плательщик представил уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога. Эти правила закреплены в п. 10 ст. 89 НК РФ. Если раньше в этой статье говорилось, что проверяется период, за который представлена уточненная декларация, то сейчас это положение убрали и оставили указание на то, что предметом проверки является только правильность уменьшения налога (увеличение убытка) с учетом изменений (п. 5 ст. 1 Закона № 302-ФЗ). Полагаем, что теперь будут проверять только те измененные показатели, которые привели к уменьшению налога или увеличению убытка. При этом сведения, которые не изменялись, налоговый орган проверять не вправе. Такой подход транслировала судебная практика и ранее (см. постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09).

Свидетелям будут вручать протоколы их допроса

Допрос свидетеля оформляется протоколом (ст. 90 НК РФ). Его форма утверждена в приложении 11 приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Действующие положения НК РФ не обязывают предоставлять копию протокола допроса самому свидетелю.

Новый п. 6 ст. 90 НК РФ обязывает налоговые органы вручать копии протокола под расписку свидетелю. Если он отказывается от его получения, этот факт отражается в протоколе (п. 6 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Уточнили, как избежать повторного представления документов налоговому органу

Согласно положениям ст. 93 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять документы (информацию), которые уже были поданы в налоговые органы. Теперь законодатель уточнил, что в таком случае необходимо уведомить налоговые органы, что истребуемые документы были представлены ранее. В уведомлении следует указать реквизиты документов, которым (приложением к которому) они были представлены, а также наименование налогового органа, куда они были поданы.

На направление такого уведомления отводится 10 рабочих дней со дня получения требования (20 рабочих дней – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 рабочих дней – при проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет по п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Такие правила вводятся п. 7 ст. 1 Закона № 302-ФЗ.

Увеличен срок представления документов по конкретной сделке

Вне рамок налоговой проверки налоговый орган может истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих нужной информацией. Срок представления таких документов увеличен с 5 пяти до 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 8 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Дополнительные мероприятия налогового контроля будут оформляться актом

В указанном акте будут зафиксированы следующие факты: начало и окончание допмероприятий, сведения об их проведении, полученные доказательства, выводы о нарушениях со ссылками на нормы НК РФ и предложения проверяющих по их устранению. В настоящее время такой документ не предусмотрен НК РФ, на это указали и суды (см. определение ВС РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041, постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2012 № 7564/12).

Дополнение к акту проверки будет составляться в течение 15 рабочих дней со дня окончания допмероприятий. В течение 5 рабочих дней после этого дополнение к акту с приложением полученных материалов вручается проверяемому. Если проверяемый уклоняется от получения дополнения к акту проверки, этот факт отражается в нем. В этом случае дополнение к акту направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства гражданина и считается полученным на шестой день после отправки письма (п. 9 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Проверяемый может в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить письменные возражения.

Новые правила будут применяться при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года.

Теперь ознакомиться с материалами налоговой проверки можно до их рассмотрения налоговым органом

Такое положение закреплено в ст. 101 НК РФ. На ознакомление с материалами проверки дается тот же срок, что и для представления письменных возражений – месяц со дня получения акта или 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки.

В ходе рассмотрения материалов проверки будут исследоваться представленные до этого доказательства, с которыми проверяемому предложили ознакомиться (п. 9 ст 1 Закона № 302-ФЗ). Эта норма исключает возможность ознакомления с материалами налоговой проверки в ходе их рассмотрения налоговым органом. Ранее налоговые органы нередко предлагали проверяемым ознакомиться с материалами проверки именно в ходе их рассмотрения, что приводило к судебным спорам (см. определения ВС РФ от 09.03.2016 № 308-КГ16-735, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 № А19-12548/2011, ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/9677-10 и др.).

Новые правила будут применяться при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Что такое дополнение к акту налоговой проверки? По какой форме составляется документ и когда он может быть вручен компании? Александра Тюрина, старший юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», изучила последние письма Службы и нашла там ответы на поставленные вопросы.

ФНС России выпустила два письма, разъясняющие нововведения в НК РФ. Документы касаются дополнения к акту налоговой проверки, которое будет оформляться по итогам проведения мероприятий дополнительного контроля (письма ФНС России от 19 октября 2018 г. № ЕД-4-2/20515@ и от 7 ноября 2018 г. № ЕД-4-15/21688@).

Для начала предлагаю разобраться с самим определением того, что же такое дополнительные мероприятия налогового контроля. Проводятся они на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя при необходимости получения дополнительных доказательств при проведении проверки. Срок таких ревизий не может превышать одного месяца. В рамках таких проверок инспекторами могут осуществляться проведение экспертизы, допрос свидетелей, а также истребование документов (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Дополнительная проверка

Как указывается в письме ФНС от 19 октября 2018 года № ЕД-4-2/20515@, дополнительные мероприятия могут проводиться только после завершения основного этапа ревизии, а именно окончания налоговой проверки, составления и вручения соответствующего акта, рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем инспекции или его заместителем.

Если после осуществления всех указанных выше процедур контролеры придут к выводу, что собранных доказательств для подтверждения факта нарушений или их отсутствия недостаточно, они будут вправе провести дополнительные мероприятия контроля.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 101 НК РФ установлена специальная форма для оформления результатов таких проверочных мероприятий – дополнение к акту налоговой проверки. Напомню, ранее НК РФ не содержал каких-либо положений по оформлению результатов дополнительной проверки. В Налоговом кодексе также не была указана обязанность ознакомить с такими документами налогоплательщика. Однако на практике ревизоры выдавали компаниям бумаги, контролеры буквально не могли этого не делать, поскольку отсутствие документов могло привести к отмене решения инспекторов.

Порядок передачи

Что же регламентировала в своих письмах Служба? В течение 15 дней со дня окончания дополнительных мероприятий контроля результаты ревизии оформляются в виде дополнения к акту налоговой проверки, в котором отражаются: начало и окончание дополнительных мероприятий, сведения о проведенных действиях со стороны ревизоров, описание полученных доказательств, а также выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений.

Дополнение к акту проверки вместе с полученными в результате уточняющей проверки материалами в течение пяти дней должно быть вручено налогоплательщику под подпись, а при невозможности вручения – должно быть направлено по почте заказным письмом.

Дополнительные мероприятия контроля могут быть направлены только на сбор новых доказательств, касающихся выявленных в ходе налоговой ревизии правонарушений, или уточнения самих доказательств, но не на поиск новых правонарушений.

В течение 15 дней с того момента, как организация получит дополнения к акту, она вправе представить письменные возражения по нему (п. 6.2. ст. 101 НК РФ). Обязанность по составлению дополнения к акту налоговой проверки действует при вынесении решений по результатам налоговых ревизий, завершенных после 3 сентября 2018 года (п. 1 письма ФНС № ЕД-4-2/20515@).

Официальный бланк формы такого документа на данный момент не утвержден, однако письмом ФНС от 7 ноября 2018 года № ЕД-4-15/21688@ утверждена рекомендованная форма дополнения к акту налоговой проверки (форма по КНД 1165215) (приложение № 3), которая может уже использоваться контролерами.

Только уточнения

Согласно правовой позиции, указанной в Постановлении Конституционного суда РФ от 14 июля 2005 года № 9-П и Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе налоговой ревизии правонарушений или уточнения самих доказательств, но не на поиск новых правонарушений.

В соответствии с этой же позицией высших судов в письме ФНС уточняется, что ревизоры не вправе указать в дополнении новые нарушения законодательства о налогах и сборах, которые ранее не были отражены в акте основной налоговой проверки.

Обратите внимание: после вынесения решения по результатам ревизии инспекторы не вправе вносить в него изменения, ухудшающие положение компании, за исключением исправления описок, в том числе арифметических ошибок и опечаток (п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Таким образом, по итогам проведения дополнительных мероприятий сумма доначислений по налогам не должна увеличиваться. Однако в письме ФНС есть пример, когда доначисление было произведено на основании того, что компания с возражениями к акту проверки предоставила документы, которые должностные лица не имели возможности изучить в ходе выездных мероприятий контроля, при этом бумаги имели отношение только к нарушениям, которые уже были отражены в акте проверки (т. е. выявлены в ходе ее проведения).

В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2015 года № Ф09-1929/15 суд признал такое доначисление со стороны налогового органа правомерным, указав, что в противном случае это повлечет освобождение компании от уплаты налога при фактическом выявлении сокрытого объекта налогообложения.

Таким образом, по общему правилу, доначисления сумм налогов по итогам дополнительных мероприятий быть не должно. Однако в исключительных случаях оно может производиться ревизорами, если связано с ранее выявленными и зафиксированными в акте проверки нарушениями.

Вывод: с одной стороны, это норма новая и, безусловно, она принята в пользу налогоплательщика, т. к. защищает его права. С другой стороны, на деле ничего существенно не изменилось, т. к. то, что закреплено теперь законодательно уже давно применяется на практике. Таким образом, создается видимость расширения прав налогоплательщика, но не в ущерб интересам налоговиков, по аналогии с сокращением сроков проведения камеральной проверки: вместо трех месяцев налогоплательщика теперь должны проверять за два месяцев. Меньше срок – меньше, лучше налогоплательщику – лучше, а по сути ничего не изменилось.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

В нашей юридической практике довольно часто встречаются ситуации, когда налоговые органы не соблюдают сроки на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения по ней. Рассмотрим, есть ли у налогоплательщика в этом случае шансы оспорить решение по результатам проверки в суде и когда затягивание «проверочного процесса» может быть в дальнейшем использовано налогоплательщиком в его пользу.

Регламент проведения налоговой проверки

Для начала напомним, в какие сроки налоговый орган обязан провести все необходимые действия в рамках налоговой проверки, на этапе рассмотрения материалов указанной проверки и принятия решения по ней, а также на этапе вступления в силу такого решения Нормы части первой НК РФ предусматривают, в частности, следующие процедурные сроки:

3 месяца на проведение камеральной налоговой проверки (пункт 2 статьи 88 НК РФ),

2 месяца на проведение выездной налоговой проверки, с правом налогового органа продлить указанный срок до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев (пункт 6 статьи 89 НК РФ),

2 месяца на составление акта выездной налоговой проверки, 10 рабочих дней на составление акта камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ),

5 рабочих дней на вручение акта налоговой проверки (пункт 5 статьи 100 НК РФ),

10 рабочих дней на вынесение решения по итогам налоговой проверки или решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, 1 месяц на продление рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 1 статьи 101 НК РФ),

1 месяц на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ),

3 месяца на направление требования об уплате налога со дня выявления налоговым органом недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ),

20 рабочих дней на направление требования об уплате налога по результатам налоговой проверки (пункт 2 статьи 70 НК РФ), и др.

При этом на основании нормы пункта 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки.

Налоговое законодательство к подобным существенным нарушениям по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ относит следующие ситуации:

когда налогоплательщику не была обеспечена возможность участия в рассмотрении материалов налоговой проверки,

когда налогоплательщику не обеспечена возможность для представления объяснений, то есть для представления своих письменных (устных) возражений на изложенные в акте проверки налоговые претензии,

иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только подобные нарушения привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения по итогам налоговой проверки.

А что на практике?

Следует отметить, что в настоящее время повсеместно распространены ситуации, когда налоговые органы допускают нарушения тех или иных приведенных выше процедурных сроков.

Однако арбитражные суды полагают, что такие нарушения не влекут для налогового органа негативных правовых последствия, способных повлиять на законность итогового решения по результатам налоговой проверки в смысле применения пункта 14 статьи 101 НК РФ.

В частности, иллюстрацией данного суждения может служить одно из дел, рассмотренных не так давно в московском округе.

Постановление АС Московского округа от 23.05.2019 по делу №А40-222695/2018

Фабула дела

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным бездействие налогового органа, которое выразилось в нарушении срока вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки, а также обязать налоговый орган вынести такое решение.

При рассмотрении данного дела Обществом были заявлены доводы о нарушении налоговым органом процессуальных сроков проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, о нарушении сроков вынесения самого решения по итогам проведенной выездной налоговой проверки.

Однако арбитражные суды трех инстанций посчитали позицию Общества неправомерной и встали на сторону налогового органа, обратив внимание на следующее:

срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ее итогам не является пресекательным, а истечение такого срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию;

ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 20.04.2017 № 790-О, арбитражные суды отметили, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ (нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки);

в рассматриваемом деле налоговым органом были соблюдены нормы пункта 14 статьи 101 НК РФ, поскольку налогоплательщику было предоставлено как право ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, так и право на представление своих возражений до вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки.

Также суды трех инстанций в рассматриваемом деле отметили, что несоблюдение налоговым органом сроков вынесения итогового решения было связано с проведением мероприятий налогового контроля с целью объективного и правильного установления всех обстоятельств касательно вопроса наличия нарушений либо отсутствие таковых в деятельности налогоплательщика за проверяемый период.

Комментарий

Следует отметить, что в настоящее время имеется негативная для налогоплательщиков судебно-арбитражная практика относительно того, что нарушение налоговым органом различных процедурных сроков, связанных с проведением мероприятий налогового контроля, оформлением их результатов, рассмотрением дел о налоговых правонарушениях, не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа по пункту 14 статьи 101 НК РФ и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

В этой связи необходимо признать, что обжалование налогоплательщиком разного рода бездействия налоговых органов, связанных с нарушением процедурных сроков на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения по ней, а также оспаривание итогов самой налоговой проверки по подобным основаниям в настоящее время не имеет какого-либо практического смысла.

Нарушение сроков может быть выгодно налогоплательщику?

Между тем необходимо отметить, что нарушение налоговым органом рассматриваемых процессуальных сроков может быть даже на руку налогоплательщику, поскольку при определенных обстоятельствах это может привести к утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания налоговой задолженности.

Примером этого может служить налоговый спор, рассмотренный АС Северо-Западного округа (постановление от 27.06.2019 по делу №А13-14512/2018)

Фабула дела

24.07.2017 налоговым органом был составлен акт выездной налоговой проверки;

05.09.2017 состоялось рассмотрение материалов указанной проверки, на котором присутствовал представитель Общества по доверенности, выданной от 01.09.2017, которая была подписана прежним генеральным директором, освобожденным от занимаемой должности 31.08.2017, в связи с чем налоговым органом были повторно вручен Обществу акт проверки и назначена новая дата рассмотрения материалов налоговой проверки на 14.11.2017;

20.11.2017 налоговым органом было вынесено решение по итогам указанной выездной налоговой проверки;

06.04.2018 налоговым органом было выставлено Обществу требование об уплате налога и пени;

26.04.2018 налоговым органом указанное требование было заменено уточненным требованием по причине частичного исполнения Обществом итогового решения по выездной налоговой проверке;

26.06.2018 налоговым органом было принято решение о взыскании налога, пеней в порядке статьи 46 НК РФ.

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным решение налогового органа о взыскании, вынесенное в порядке статьи 46 НК РФ, поскольку такое решение было вынесено налоговым органом за пределами установленных налоговым законодательством сроков для осуществления принудительного взыскания налоговой задолженности.

Арбитражными судами первой, апелляционной, кассационной инстанций были удовлетворены требования Общества и признано недействительным решение о взыскании.

При этом арбитражные суды, принимая судебные акты, исходили из следующих обстоятельств:

если налоговым органом пропущены различные процедурные сроки на совершение тех или иных действий (например, сроки на проведение налоговой проверки, на рассмотрение акта проверки, на вынесение решения по результатам налоговой проверки, на направление требования об уплате налога), то данное обстоятельство не приводит к продлению срока на принудительное взыскание налога, пени;

для целей исчисления сроков на принятие мер по бесспорному взысканию налога, пени необходимо исчислять процессуальные сроки в рассматриваемой ситуации следующим образом:

материалы выездной налоговой проверки должны были быть рассмотрены не позднее 11.09.2017 (с учетом возможности продления такого срока — не позднее 11.10.2017),

решение по итогам выездной налоговой проверки должно было быть принято не позднее 11.10.2017, (причем такое решение должно было вступить в законную силу не позднее 29.01.2018),

требование об уплате налога и пеней подлежало направлению Обществу не позднее 27.02.2018,

двухмесячный срок на принятие решения о взыскании (ст. 46 НК РФ) с учетом установленного статьей 70 НК РФ срока на получение и исполнение требования об уплате налога и пени подлежал истечению не позднее 21.05.2018;

факт направления Обществу уточненного требования в порядке статьи 70 НК РФ не влечет продления установленных сроков для принудительного взыскания задолженности по налогам, пени;

арбитражные суды сослались на пункт 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также на правовую позицию Конституционного Суда РФ в Определении от 20.04.2017 № 790-О, в соответствии с которыми «. несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70 НК РФ, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».

Выводы

В настоящее время сформировалась устойчивая судебно-арбитражная практика не в пользу налогоплательщиков по вопросу нарушений налоговым органом различных процедурных сроков в ходе проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, как не влекущих безусловную отмену решений по итогам налоговым проверкам на основании пункта 14 статьи 101 НК РФ.

Несмотря на это правовым последствием нарушения налоговым органом каждого отдельно взятого процессуального срока при налоговой проверке является необходимость соразмерного уменьшения предусмотренных НК РФ сроков в отношении процедур принудительного взыскания налоговой задолженности.

При этом такое уменьшение сроков в результате может привести к существенным затруднениям или к невозможности налоговому органу в бесспорном порядке принудительно взыскать такую задолженность с налогоплательщика.

Более того, в Письме от 10.01.2019 №ЕД-4-2/55 «О соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации» Федеральная налоговая служба России отметила, что затягивание и нарушение процессуальных сроков, которые не обусловлены обеспечением прав и законных интересов налогоплательщика, приводит к неэффективному использованию ресурсов налоговых органов, длительности проводимых налоговых поверок, увеличению количества поступающих в налоговые органы обращений, а также несет репутационные риски ФНС России и ее территориальным органам.

Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» оказывают юридические услуги по сопровождению налоговых проверок и оспариванию результатов налоговых проверок в досудебном и судебном порядках.

Срок представления письменных возражений по акту камеральной налоговой проверки может быть перенесен.

Согласно общему правилу возражения на акт налоговой проверки направляются в налоговый орган в течение одного месяца со дня получения акта (в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки).

В связи с завершением 8 мая 2020 года нерабочих дней, установленных указами Президента РФ, в целях обеспечения реализации прав налогоплательщиков, на которых распространяется режим нерабочих дней, ФНС России сообщает следующее.

Если налогоплательщиком акт камеральной налоговой проверки получен в период с 28.02.2020 по 27.03.2020 включительно или дополнение к акту камеральной налоговой проверки получено в период с 06.03.2020 по 27.03.2020 включительно и, как следствие, срок представления возражений приходится на период нерабочих дней, то такой срок может быть перенесен при подаче налогоплательщиком ходатайства с указанием причин, не позволивших составить соответствующие возражения.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 мая 2020 г. N ЕА-4-15/8086

О ПЕРЕНОСЕ СРОКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ВОЗРАЖЕНИЙ

Федеральная налоговая служба в связи с завершением 8 мая текущего года нерабочих дней, установленных указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указы), сообщает следующее.

В соответствии с абзацем первым пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Согласно пункту 6.2 статьи 101 Кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

При этом пунктом 7 статьи 6.1 Кодекса предусмотрено, что если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В целях обеспечения реализации прав налогоплательщиков, на которых распространяется режим нерабочих дней, ФНС России сообщает, что если налогоплательщиком акт камеральной налоговой проверки получен в период с 28.02.2020 по 27.03.2020 включительно или дополнение к акту камеральной налоговой проверки получено в период с 06.03.2020 по 27.03.2020 включительно и, как следствие, срок представления возражений по акту камеральной налоговой проверки или дополнению к акту камеральной налоговой проверки приходится в период нерабочих дней, установленных Указами, срок, установленный пунктом 6 статьи 100 и пунктом 6.2 статьи 101 Кодекса при подаче налогоплательщиком в соответствующий налоговый орган ходатайства о переносе срока представления письменных возражений по акту камеральной налоговой проверки или дополнению к акту камеральной налоговой проверки с указанием причин, не позволивших составить соответствующие возражения, может быть перенесен.

Положения настоящего письма применяются с учетом нормативных правовых актов, принятых высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями указаПрезидента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

Руководителям УФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.

РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Каков порядок вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности организации-налогоплательщика по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки? В какой срок выносится решение? Когда оно вступает в силу? Каков порядок апелляционного обжалования налогоплательщиком данного решения?

Акт налоговой проверки

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной ВНП уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Если нарушения налогового законодательства выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (КНП), акт составляется в течение 10 дней после ее окончания.

Примечание. В силу п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ этот срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Обратите внимание! Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля, в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств в целях подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. При этом указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений. Данный вывод следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 9-П. В нем отмечено, что целью дополнительных мероприятий налогового контроля является уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными налоговыми правонарушениями.

Примечание. Срок проведения мероприятий дополнительного контроля не может превышать один месяц (два месяца - при проверке КГН, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Согласно п. 6.1 ст. 101 НК РФ по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту, которое подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими эти мероприятия, не позднее 15 дней со дня их окончания. Затем в течение пяти дней дополнение к акту с приложением материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий, должно быть вручено налогоплательщику под расписку или передано иным способом, подтверждающим дату его получения.

Согласно п. 6.2 ст. 101 НК РФ в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки налогоплательщик может представить письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.

Ознакомление проверяемого лица с материалами

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, должно быть извещено о времени и месте рассмотрения ее материалов. Несоблюдение данного предписания нарушает право налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов и представление соответствующих пояснений по фактам, выявленным в ходе проверки, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является бесспорным основанием для отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом по процедурным основаниям.

Кроме того, налоговый орган обязан обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Ознакомление с материалами (визуальный осмотр, изготовление выписок, снятие копий) осуществляется на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Процесс ознакомления оформляется протоколом, составляемым в соответствии со ст. 99 НК РФ.

К сведению. Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Рассмотрение материалов налоговой проверки

В соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

- объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае их неявки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения;

- проверить полномочия представителя проверяемого лица, если такой представитель участвует в процессе рассмотрения материалов проверки;

- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости - иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства (документы, ранее истребованные у проверяемого лица, документы, представленные в налоговые органы при проведении КНП или ВНП, иные документы, имеющиеся у налогового органа). В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении (в случае необходимости) к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. Процесс рассмотрения материалов проверки оформляется протоколом.

В силу п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает:

- совершало ли проверяемое лицо нарушения налогового законодательства;

- образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

- имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Решение по результатам рассмотрения материалов

Согласно п. 7, 9 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения всех материалов проверки руководитель налогового органа (его заместитель) принимает:

- либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Примечание. Решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены в ходе проведенной проверки, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с отражением статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обозначаются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

По общему правилу, установленному п. 9 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Обжалование решения налоговой инспекции

В силу п. 1 ст. 138 НК РФ налогоплательщик может обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с п. 2 ст. 139.1 НК РФ, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ:

- в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия решения по апелляционной жалобе (п. 1);

- в случае отмены решения нижестоящего налогового органа и принятия вышестоящим налоговым органом нового решения такое решение вступает в силу со дня его принятия (п. 2);

- в случае оставления апелляционной жалобы без рассмотрения решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3).

Читайте также: