Какие медицинские товары не облагаются ндс

Опубликовано: 29.04.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Медицинские услуги не облагаются НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а товары и изделия облагаются по льготной ставке (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). Но у этих положений есть много тонкостей, к тому же законодательство регулярно корректируется, и у представителей медицинского бизнеса возникают вопросы. Расскажем о ставках НДС для медицинской сферы в статье.

Медицинские услуги

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг.

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2020 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019.

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты. Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Медицинские товары

Медицинские изделия и оборудование — социально значимые товары, поэтому для них установлены льготные ставки НДС — 0% и 10%. Перечни медицинских товаров для льготных ставок утверждаются Правительством РФ. Расскажем, какую именно льготу нужно применять в каждом случае.

Не облагаются НДС

НДС на медицинские товары

Прежде всего не облагаются НДС важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Они перечислены в постановлении Правительства РФ в от 30.09.2015 № 1042, которое опирается на п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ. Это закрытый перечень, его могут изменить или дополнить только сами чиновники, что они и делают при необходимости. Например, перечень медицинских товаров в постановлении Правительства №1042 в 2020 году обновлялся четыре раза.

Вот виды товаров, которые могут закупать и продавать медицинские учреждения и которые при этом не облагаются НДС:

  • медицинское оборудование и медицинские изделия по специальным перечням, которые вводит Правительство РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оснащение для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности — перечень есть в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042;
  • продукты питания, которые произведены в столовых медучреждений и продаются в таких учреждениях, а также продукты питания, которые произведены на предприятиях общепита и продаются столовым в медучреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@).

НДС не облагаются медицинские товары, произведенные в России или других странах, реализуемые на территории России или импортируемые.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно.

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Условия применения льготных ставок

Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование. Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.

Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений. Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку. При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.

Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в медицине

О. Курбангалеева, аудитор

Бухгалтеру аптечного пункта нужно знать много нюансов. Например, как посчитать НДС, если аптека изготавливает лекарства по рецептам врачей, или как правильно организовать раздельный учет, приобретая лечебные средства, которые облагаются НДС по разным ставкам. Об этом и многом другом читайте в статье.

Начнем мы с того, что аптека – это общее название различных аптечных учреждений. Аптечные учреждения занимаются розничной торговлей лекарственными средствами, их изготовлением и отпуском. Статья 4 Закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» называет эту деятельность фармацевтической.

Необходима лицензия

Фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию (ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Поэтому, перед тем как приступить к работе, аптечное учреждение должно получить лицензию. Срок действия лицензии составляет 5 лет. А в случае утери оригинала лицензии аптечному учреждению будет выдан дубликат (п. 9, 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. № 489).

Поступление готовых лекарств

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения являются для аптечных учреждений товаром. Их учет ведется на счете 41 «Товары» в покупных или продажных ценах. Выбранный метод оценки товаров должен быть закреплен в учетной политике аптечного учреждения.

Как правило, аптечное учреждение учитывает товары по продажным ценам. Поэтому начисленная торговая наценка отражается на счете 42 «Торговая наценка». Величину наценки на медикаменты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, назначают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782). Перечень таких лекарственных средств приведен в распоряжении Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 2343-р.

Аптечные учреждения приобретают готовые лекарственные средства непосредственно у производителя или у посреднической фирмы.

Цены на самые важные отечественные и импортные лекарства регистрируются в Минздраве России и вносятся в Государственный реестр цен на лекарственные средства (ст. 19 Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ). Заявление о регистрации предельной отпускной цены подает производитель лекарственного средства или его представитель (постановление Правительства РФ № 782). Ответственность за достоверность представленной информации о зарегистрированных ценах несут поставщики лекарственных средств. Именно они должны сообщить аптечному учреждению сведения о зарегистрированных ценах на лекарства.

Вместе с накладными продавец передает аптечному учреждению протокол согласования цен. Этот документ необходим для правильного определения цены реализации лекарственного средства. В нем указываются:

  • отпускная цена производителя;
  • цена государственной регистрации.

Органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются для предприятий оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений предельные оптовые и предельные розничные надбавки.

При реализации лекарств в розничной торговле применяется два вида надбавок. Если лекарственное средство поставляет производитель, то наценка не может превышать 35 процентов от фактической отпускной цены без учета НДС. Если же лекарство поступило от оптового поставщика, то наценка аптечного учреждения не должна превышать 25 процентов от цены поставщика без НДС (п. 1.2 постановления Правительства Москвы от 23 апреля 2002 г. № 303-ПП).

НДС при продаже готовых лекарств

С 1 января 2002 года медицинские товары отечественного и зарубежного производства облагаются НДС по ставке 10 процентов (подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). К этим товарам относятся лекарственные средства и лекарственные субстанции промышленного и внутриаптечного производства, а также изделия медицинского назначения.

Кроме лекарственных средств и медицинских изделий аптечные учреждения могут продавать пищевые добавки, косметику и прочие товары, облагаемые НДС по ставке 18 процентов, а также изделия очковой оптики, вовсе не облагаемые НДС (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ). В этом случае следует отдельно учитывать операции по реализации товаров по ставке 10 процентов, по ставке 18 процентов и не облагаемые НДС.

Приобретая товары, облагаемые НДС по разным ставкам, раздельный учет можно организовать так. На счетах 41 «Товары» и 42 «Торговая наценка» аналитический учет ведется на следующих субсчетах:

  • «Товары, облагаемые НДС по ставке 10 процентов»;
  • «Товары, облагаемые НДС по ставке 18 процентов»;
  • «Товары, не облагаемые НДС».

Такие же аналитические счета открываются к субсчетам счета 90 «Продажи».

Отпуск по льготным и бесплатным рецептам

Отпустить лекарственный препарат по таким рецептам могут только те аптечные учреждения, которые имеют договор на возмещение расходов за льготное лекарственное обеспечение населения. Договор может быть заключен либо с территориальным органом управления здравоохранения о возмещении расходов за льготное лекарственное обеспечение населения, либо с ТФОМС.

На основании льготных рецептов аптека составляет сводный реестр и выписывает два экземпляра счета на оплату. Первый экземпляр и сводный реестр направляются в ведомство, с которым заключен договор (территориальный орган управления здравоохранения либо ТФОМС). Вторые экземпляры счета вместе с рецептами остаются в аптеке для отчета.

Цены на лекарства, отпускаемые по льготным и бесплатным рецептам, формируются в особом порядке. При льготном и бесплатном отпуске лекарств применяется суммарная торговая надбавка, которая не может превышать 15 процентов. Суммарная надбавка состоит из оптовой и розничной надбавки. Ее нельзя превышать независимо от числа участников товаропроводящей сети. Рассчитывать суммарную надбавку надо от зарегистрированной цены производителя.

Изготовление лекарств

По характеру своей деятельности аптеки и аптечные пункты могут быть двух видов:

  • производственная аптека или аптечный пункт с правом изготовления лекарственных средств;
  • аптека готовых лекарств или аптечный пункт без права изготовления лекарственных средств.

Аптечные учреждения второй группы продают готовые лекарственные средства населению и лечебно-профилактическим учреждениям. А вот аптечные учреждения первой группы кроме продажи готовых лекарственных средств занимаются еще и изготовлением лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям лечебных учреждений.

Цена лекарства внутриаптечного изготовления состоит из:

  • стоимости лекарственных ингредиентов, в том числе стоимости дистиллированной воды, если она включена в пропись рецепта;
  • стоимости аптечной посуды;
  • стоимости вспомогательных материалов (пробок, колпачков, этикеток и т. п.);
  • тарифа за изготовление лекарства.

Учитывать количество и стоимость изготовленных лекарств можно по-разному. Например, на основании рецепта заполнять квитанцию в одном экземпляре. По окончании месяца по квитанциям подсчитывают, какое количество лекарственных средств было изготовлено и на какую сумму.

Если в аптеке небольшой объем работы по изготовлению лекарственных средств, можно использовать бесквитанционный метод. Для этого на основании рецепта делается запись в Рецептурном журнале. Отметим, что унифицированной формы такого журнала нет.

В графе 2 «Номер рецепта» проставляется номер рецепта по порядку с начала рабочего дня, и в конце рабочего дня (смены) подсчитываются итоги по графам, то есть количество индивидуально изготовленных лекарственных форм и их стоимость.

Нужно помнить, что стоимость дистиллированной воды, которая включается в рецепт, отражается отдельной строкой либо в Рецептурном журнале, либо в квитанции.

Если лекарство было изготовлено для лечебно-профилактических учреждений, то в конце месяца количество изготовленных лекарственных средств, а также их стоимость подсчитывают на основании расходных накладных.

Считаем НДС

Лекарственные средства, изготовленные в аптечных учреждениях по рецептам врачей, облагаются НДС по ставке 10 процентов (подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). В то время как операции по реализации тары, в которую помещают изготовленное лекарство, то есть всевозможных пузырьков, колпачков, пробок, этикеток и т. п., облагаются по обычной ставке. Возникает вопрос: нужно ли учитывать стоимость тары отдельно от стоимости самого лекарства и облагать по ставке 18 процентов?

На этот вопрос ответили столичные инспекторы (письмо УМНС по г. Москве от 10 июня 2002 г. № 24-05/26400). По их мнению, если при формировании цены на лекарство учитывается стоимость его тары, то в данном случае нужно начислить НДС по ставке 10 процентов.

Суммы НДС, уплаченные аптеками при приобретении тары, использованной в дальнейшем для лекарственных средств внутриаптечного изготовления, можно предъявить к налоговому вычету в полном объеме. Об этом сказано в упомянутом письме № 24-05/26400. Нужно лишь учесть положения статьи 172 Налогового кодекса. В ней сказано, что для получения вычета материальные ценности должны быть оприходованы, а покупателю необходимо иметь счет-фактуру.

Если аптека изготавливает лекарственные средства из сырья заказчика, то данная операция не облагается НДС на основании подпункта 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. При этом должны соблюдаться два условия. Аптека должна иметь соответствующую лицензию на эти операции (п. 6 ст. 149 НК РФ) и вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Возмещение входного НДС

Когда аптечное учреждение продает товары или выполняет работы, реализация которых как облагается НДС, так и не облагается, то при учете входного НДС надо иметь в виду, что:

  • к вычету принимается сумма налога по ценностям, которые предназначены для производства продукции или выполнения работ, реализация которых облагается НДС;
  • сумму налога по ценностям, предназначенным для осуществления операций, не облагаемых НДС, включают в себестоимость этих ценностей, работ или услуг.

Однако бывает, что стоимость товаров, работ или услуг нельзя напрямую отнести к конкретному виду операций. В этом случае сумму входного налога нужно распределить. Для этого рассчитывают пропорцию, которая определяется исходя из стоимости облагаемых товаров (услуг), в общей стоимости товаров (услуг) за налоговый период (п. 4 ст. 170 НК РФ). Результат умножаем на сумму распределяемого НДС.

Обратите внимание: чтобы применить такой порядок, аптека должна вести раздельный учет. Кодекс допускает один случай, когда распределять НДС по пропорции между облагаемыми и необлагаемыми НДС операциями не надо, а весь входной налог можно зачесть. Для этого доля совокупных расходов на производство товаров, реализация которых не облагается НДС, не должна превышать 5 процентов от общих расходов на производство (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Отметим, что даже если у вас очень незначительная доля операций, не облагаемых НДС, то вести раздельный учет вы все равно обязаны, так как этого требует пункт 4 статьи 149 НК РФ.

Определяем налог на прибыль

Прибыль от реализации готовых лекарств и других товаров, а также от изготовления лекарственных средств облагается по ставке 24 процента. Учитывать отдельно прибыль от разных видов деятельности не нужно (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Переход на «вмененку»

Если в регионе введен ЕНВД, то аптеки могут быть переведены на этот спецрежим. Как мы уже говорили, аптечные учреждения занимаются розничной продажей лекарственных средств (Закон № 86-ФЗ). А в перечне видов деятельности, которые подлежат переводу на «вмененку», поименована розничная торговля (п. 6, 7 ст. 346.26 НК РФ).

Под розничной торговлей понимается деятельность, связанная с торговлей товарами на основании договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). Таким образом, основным критерием, отличающим розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. Клиент должен приобретать товары не для предпринимательской деятельности.

Если аптека продает лекарства по договорам розничной купли-продажи, она может быть переведена на уплату ЕНВД. При этом должно соблюдаться условие: продажа осуществляется через магазины или павильоны (стационарная торговля) с площадью торгового зала не более 150 кв. м либо через палатки, лотки и другие объекты нестационарной торговли.

В первом случае физическим показателем базовой доходности является площадь торгового зала. Размер базовой доходности – 1800 рублей. Во втором – физическим показателем является торговое место, а размер базовой доходности составляет 9000 рублей.

При продаже лекарственных средств по льготным рецептам часть стоимости приобретаемого препарата оплачивается покупателем через кассу, а оставшаяся часть перечисляется в централизованном порядке органами здравоохранения. То есть имеет место смешанная форма расчетов. До 2006 года деятельность аптеки с использованием смешанных форм расчетов не попадала под ЕНВД (письмо МНС России от 29 июля 2004 г. № 22-1-15/1336).

Однако после внесения изменений в статью 346.27 Налогового кодекса Законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ отпуск лекарственных средств по льготным и бесплатным рецептам может облагаться ЕНВД.

Что касается изготовления аптеками лекарственных средств, то этот вид деятельности относится к группировке «Розничная торговля…» (код 52.31 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001). Следовательно, продажа аптеками препаратов собственного производства попадает под действие ЕНВД (п. 4 письма МНС России от 11 июня 2003 г. № СА-6-22/657, письмо УМНС по Московской области от 16 июля 2003 г. № 04-20/ 10696/П552).

Предположим, что аптека поставляет медикаменты, изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства в детские сады, школы, больницы, поликлиники, интернаты, парикмахерские и т. д. Если при этом она оформляет счета-фактуры, то деятельность аптеки не переводится на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 10 марта 2006 г. № 03-11-04/3/123).

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 23.08.2016 года

Медицинское учреждение оказывает платные медицинские услуги, которые в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС. В перечне оказания данных услуг целый раздел выделен как "услуги терапевтической косметологии". На все услуги, оказываемые в учреждении, получен один код ОКВЭД 85.11.1. При этом оказываются такие услуги, как пилинг, введение ботулотоксина внутримышечно, проведение восковой депиляции, прокол мочек ушей, механическая чистка лица и т.д. Согласно номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, это простые медицинские услуги. Медицинское учреждение имеет лицензию на ведение медицинской деятельности, в которой в том числе указаны данные виды деятельности. В соответствии с лицензией оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях.

Должны ли данные услуги облагаться НДС? Должна ли организация получить отдельный код ОКВЭД на данные услуги?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Операции по реализации косметологических услуг населению в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях освобождаются от налогообложения НДС при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Таким образом, операции по реализации услуг населению признаются объектом налогообложения НДС.

Из норм п. 1 ст. 39, абзаца второго пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ следует, что в целях главы 21 НК РФ реализацией услуг организацией признаются возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В статье 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории РФ операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения по НДС, но выводятся из-под налогообложения. При этом в соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения НДС) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства РФ.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В целях главы 21 НК РФ к медицинским услугам относятся, в частности, услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абзац третий пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а также услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию (абзац второй пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых, независимо от формы и источника их оплаты, не подлежит обложению НДС (далее - Перечень N 132), утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001.

В перечне не раскрываются названия конкретных услуг, которые являются услугами по диагностике, профилактике и лечению: последние перечислены по местам их оказания.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждена Номенклатура медицинских услуг (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н). В данной Номенклатуре выделена специальность "Дерматовенерология и косметология" (008) в подразделе класса "В". При этом упомянутая в вопросе номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утверждённая Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 28.07.2016 N 12-3/3060709-65, носит рекомендательный характер и может применяться только в части, не противоречащей Номенклатуре медицинских услуг.

Классификации видов экономической деятельности и информации о них представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенном в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД)*(1), однако понятие "медицинские услуги" в нем не используется.

В ОКВЭД в Разделе N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" указаны виды деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (класс 85). К ним относятся, в частности, деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных (подгруппа 85.11.1), врачебная практика (группа 85.12), стоматологическая практика (группа 85.13), прочая деятельность по охране здоровья (группа 85.14) и прочие.

По мнению Минфина России, освобождение от налогообложения НДС в отношении косметологических услуг (терапевтических) не применяется (смотрите письма Минфина России от 25.11.2011 N 03-07-07/77, от 11.02.2009 N 03-07-07/07). Минфин России мотивирует это тем, что косметологические услуги не подразделяются на лечебные и косметические и относятся к коду 85.14 "Прочая деятельность по охране здоровья" в соответствии с ОКВЭД*(2).

В письме Минфина России от 17.04.2013 N 03-07-07/12996 по вопросу отнесения конкретных видов услуг по косметологии к услугам, освобождаемым от налогообложения НДС согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, финансовое ведомство порекомендовало руководствоваться письмом Минздрава России от 25.12.2012 N 14-2/2150277.

В пределах своей компетенции Минздрав сообщил, что работы (услуги) по косметологии, за исключением отдельных позиций (А16.01.031 "Устранение рубцовой деформации", А22.01.003 "Лазерная деструкция ткани кожи", А24.01.004 "Криодеструкция"), не могут быть освобождены от налогообложения на добавочную стоимость согласно части второй пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию). Касательно вопроса отнесения согласно части третьей пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ работ (услуг) по косметологии к услугам, оказываемым населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ, сообщено, что он не входит в компетенцию Департамента медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России.

Вывод о том, что услуги косметологических подразделений медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, при наличии соответствующей лицензии НДС не облагаются, был поддержан и судьями в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 N 09АП-17283/2009. В постановлении указывается, что услуги косметологические относятся к медицинским услугам (врачебным процедурам), выполняются врачом-косметологом в соответствующих косметологических кабинетах только на основании выданной лицензии.

В письме ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@ было рассмотрено обращение по вопросу налогообложения НДС косметологических услуг, оказываемых в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Позиция, выраженная в данном письме, согласована с Минфином России (письмо от 29.12.2014 N 03-07-15/68344).

ФНС России в письме заостряет внимание на Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности указывается, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

То есть перечисленные в Перечне работы и услуги, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной медицинской помощи, составляют медицинскую деятельность.

Поскольку косметология поименована в Перечне, то этот вид медицинских работ и услуг может быть организован и выполнен при оказании первичной, специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

Пунктом 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования), также установлено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги) в том числе по косметологии (пп. 4 п. 2 Требований).

Учитывая изложенное, ФНС России приходит к выводу, что реализация населению косметологических услуг в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях освобождается от налогообложения НДС при наличии соответствующей лицензии. При этом ФНС России считает необходимым отметить, что косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим и указанные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Отметим, что и Минфин России указывает на то, что медицинские услуги, предусмотренные в приказе Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, не подлежат налогообложению НДС на основании нормы, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, при наличии соответствующей лицензии (письмо Минфина России от 22.10.2015 N 03-07-14/60747).

С учетом мнения, изложенного в письме ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@, а также в письме Минфина России от 22.10.2015 N 03-07-14/60747, полагаем, что операции по реализации косметологических услуг населению в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях могут быть освобождены от налогообложения НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ при наличии у организации, оказывающей данные услуги, соответствующей лицензии.

Отсутствие единого подхода к рассматриваемому вопросу в разъяснениях Минфина России и ФНС России (согласованных с Минфином России) может являться свидетельством наличия в налоговом законодательстве неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, которые в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должны трактоваться в пользу налогоплательщика (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2008 N А06-2176/2008).

В заключение всё же напомним, что во избежание налоговых рисков организация может воспользоваться правом, предоставленным пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за разъяснениями по рассматриваемому вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России. При этом выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему Минфином России, ФНС России в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111, пп. 1 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-211).

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), п. 6 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584, юридическое лицо обязано представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ. Непредставление такого уведомления является административным правонарушением, за совершение которого организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

Согласно п. 39 ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ осуществление деятельности в сфере обращения медицинских изделий (за исключением проведения клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта) подпадает под перечень указанных выше видов деятельности.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой действующего в настоящее время классификатора ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) с 1 января 2017 г.

Коды ОКВЭД в отношении юридического лица также включаются в Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр). Органы статистики вносят коды ОКВЭД в Статрегистр в отношении конкретного юридического лица:

- первоначально - на основании сведений, предоставленных регистрирующим органом о самостоятельно определенных хозяйствующим субъектом кодах ОКВЭД при государственной регистрации;

в последующем - указывается код фактически сложившегося в обследуемом периоде основного вида деятельности, определенного по данным статистического наблюдения (п. 7 Положения о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистре Росстата), утвержденного приказом Росстата от 05.08.2005 N 122).

Таким образом, осуществление организацией деятельности не поставлено законом в зависимость от того, внесены ли сведения об этом в ЕГРЮЛ путем указания на соответствующий код ОКВЭД.

Однако несоблюдение обязанности по сообщению в регистрирующий орган информации об изменении сведений о кодах ОКВЭД, соответствующих фактически осуществляемым видам деятельности, может явиться основанием для привлечения организации к административной ответственности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

*(1) Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой действующего в настоящее время классификатора ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) с 1 января 2017 г.

В ОКВЭД 2 к деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (класс 85) отнесены виды деятельности, перечисленные в разделе Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг". Как указано в преамбуле к данному разделу, этот раздел включает предоставление деятельности в области здравоохранения и социальных услуг, которая включает широкий диапазон мероприятий - от медицинской помощи, которую обеспечивает обученный медицинский персонал в больницах и других организациях, а также мероприятий по уходу по месту жительства, которые включают некоторые мероприятия по охране здоровья человека, до социальных услуг без привлечения специалистов в области здравоохранения. При этом раздел Q также не содержит такого понятия, как медицинские услуги.

*(2) В письме Минэкономразвития России от 24.09.2009 N Д05-4535 также сказано, что подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", код 85.14 "Прочая деятельность по охране здоровья", включает косметологические услуги без деления на терапевтические и хирургические, а также без деления их на лечебные и косметические.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Разбираемся что такое НДС, откуда он взялся, почему важен и на примерах смотрим кто его платит и когда


НДС — три буквы, которые определённо слышал каждый из нас. Даже если вы никак не связаны с бизнесом. Аббревиатуру можно встретить в любом чеке при походе в магазин. Но что это такое, и почему оно есть везде, куда не посмотри, знают далеко не все. И даже если задаться таким вопросом, то простая расшифровка сокращения — «налог на добавленную стоимость» вообще может ни о чём не сказать, кроме разве того, что это опять какой-то налог. А меж тем, знать это нужно. Ведь касается НДС абсолютно каждого, даже если вы простой менеджер по продажам или труженик предприятия.

Самое простое, что нужно знать изначально — налог этот накладывается на любой товар и на любую услугу, которая продаётся фирмой по цене хоть чуть-чуть выше её себестоимости. В таком варианте, НДС будет вычисляться исходя из разницы между себестоимостью продукта и его ценой при продаже.

Откуда взялся НДС

Целых сто лет назад (двадцатые годы двадцатого века) налог на добавленную стоимость пришёл на смену бытующему тогда налогу с продаж. До этого налог брался со всей выручки. И предпринимателям было сложно, ведь приходилось совершать постоянные одинаковые платежи, которые совсем не учитывали возможный доход. Они базировались только на голой выручке, а не прибыли. Но на территории Российской Федерации НДС был введён только лишь в 1992 году.

До недавнего времени ставка НДС была равна 18%. К этой цифре многие успели привыкнуть. Так что, когда стало известно, что НДС планируют повышать, общественность начала сильно возмущаться. Многие политологи и экономисты выступали с критикой новых законов. Ведь повышение на 2%, которое могло показаться некритичным, на самом деле привело бы к повышению цен абсолютно на всё.

Тем не менее, с 1 января 2019 года, НДС в России стал официально равняться 20%.

Такая ставка распространяется за некоторым исключением на большинство товаров и услуг. Но существуют и другие её варианты. Так, ставкой в 10 процентов, например, облагаются медицинские препараты, детские товары и некоторые продукты сферы питания. А вот продукт на экспорт (вывоз) вообще этим налогом не облагается. Там ставка НДС равна нулю.

Кто платит НДС

В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.

  • Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
  • Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
  • Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
  • Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.

Вот такая простая схема, которая показывает, что цена товара в магазине уже включает в себя налог на добавленную стоимость. И если бы его не учитывалось, товар бы стоил меньше.

Расчёт НДС

Для понимания всего процесса, снова обратимся к примеру.

Открыли мы точку, где будут продаваться джинсы. Чтобы что-то продать, нужно сначала это произвести или купить. В нашем случае, мы находим фирму, которая продаёт джинсы оптом. И тратим 100 тысяч рублей на покупку партии товара, где одна пара джинсов обходится в 10 тысяч рублей (дорогие джинсы получаются, но для примера сойдёт). То есть мы приобрели 10 единиц товара.

В эти 100 тысяч рублей, которые были потрачены на товар, уже вошёл НДС 20 процентов. Так как джинсы нам продал их поставщик, который уже включил в стоимость этот налог, ведь он его должен будет оплатить государству за то, что продаёт товар выше себестоимости. То есть именно мы оплатили 20 процентов налога. Если бы его не было, партия стоила бы не 100 тысяч рублей, а 80 тысяч рублей.

Эту сумму мы рассчитываем как входящий взнос или вычет. И нам нужно будет иметь доказательства, что оплачивали мы джинсы с уже включённым НДС. Поэтому важно иметь один из подтверждающих документов — это либо счёт-фактура, либо чек, либо накладная, где отдельно сумма налога указывается. Вот почему на всех подобных документах мы можем встретить строчку с НДС.

Далее, когда мы сами формируем цену, по которой будем сбывать в розницу уже наши джинсы, эту сумму НДС мы убираем из цены за товар. И следующий НДС, которым будет облагаться уже наша продажа, будет рассчитываться из полученной суммы. То есть мы складываем наши затраты на товар (туда будет входить не только себестоимость, но и другие наши расходы, которые мы несём во время организации продажи) без НДС и уже к этой сумме прибавляем 20 процентов.

Формулы расчёта НДС

Предварительно отметим, что формулы для расчёта налогов не так просты, особенно для человека, не привыкшего иметь дело с математическими уравнениями. Поэтому существует не один калькулятор, который сам вам высчитает НДС или сумму без НДС. Найти их можно на просторах сети интернет, на специализированных сайтах. Учиться пользоваться им не нужно, там всё предельно просто — есть пара полей для ввода суммы и всё. Для тех же, кто хочет разобраться в алгоритме просчёта процента налога, разберём формулы подробнее.

Формула расчёта НДС

Возьмём известную нам сумму и обозначим её буквой «Х». Чтобы понять, сколько будет составлять налог НДС, воспользуемся простой формулой:

НДС=Х*20/100

То есть, если наша сумма товара равна 100 тысячам рублей, то НДС, на неё станет равен, исходя из формулы, 20 000 рублям. Столько мы заплатили, покупая товар у поставщика, чтобы обеспечить ему оплату его налога на добавленную стоимость.

Ещё раз, если мы хотим купить джинсы на сумму 100 000 рублей, то либо заплатим 120 000 рублей, потому что нужно будет включать туда ещё и НДС (это делает поставщик), либо заплатим 100 000 рублей с уже включённым НДС, и по факту купим меньшее количество товара.

Потому что на самом деле цена будет составлять 83 333 руб. 33 коп., а ещё 16 666 руб. 67 коп. — это цена НДС на эту сумму, которая уже включена в счёт для нас поставщиком. Можете открыть любой калькулятор НДС в интернете и проверить расчёт, а мы пока перейдём как раз к формуле, которая покажет нам почему получается 120 тысяч.

Формула расчёта суммы с НДС

Сумма — Х.
Сумма с налогом — Хн.
Хн = Х+Х*20/100
Либо
Хн=Х*(1+20/100)=Х*1,20

То есть от нашей суммы 100 000 рублей сумма с НДС будет равна 120 000 рублей. Это мы уже описали выше, то есть если хотим купить 10 пар джинсов, то придётся заплатить на самом деле 120 тысяч, а не 100, ведь поставщик включит в счёт НДС.

Формула расчёта суммы без НДС

Сумма с НДС = Хн. Требуется понять, чему будет равна сумма Х — сумма без НДС. Для понимания формулы, вспомним вторую формулу, которая рассчитывала сумму с налогом. И вводим обозначение самого налога — это будет Y. Y, если НДС равен 20 процентам = 20/100. Тогда формулы будут выглядеть так:

Хн = Х+Y*Х
Либо
Хн = Х*(1+Y)
Отсюда получаем, что Х = Хн/ (1+Y) = Хн / (1+0,20) = Хн / 1,20

Мы хотим купить товара на сумму 100 000 рублей, но так, чтобы в эту цифру уже входил НДС, и при этом понять, сколько составит истинная сумма, которую мы платим за товар, а не за налог. Пользуемся расчётом:

Сумма без НДС (Х в данном случае) = 100 000 рублей (Хн) / 1,20 = 83 333 рублей с копейками.

То есть, если действительно нам одна пара джинсов обходится без НДС в 10 тысяч рублей, то заплатив всего 100 000 рублей мы сможем приобрести у поставщика не более чем 8 пар (денег чуть-чуть останется). Либо же, если мы всё-таки потратили 100 000 рублей и купили именно 10 пар, а НДС был уже учтён в этой сумме, то значит, пара джинсов стоит 10 000 рублей с уже включённым в неё НДС. И мы его всё равно заплатили за поставщика (который в свою очередь также платил НДС за поставщика материалов, из которых эти джинсы сделаны).

Налоговый кредит и налоговое обязательство

Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.

Купили мы всё-таки джинсов на 120 000 рублей. Из которых 20 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС — 100 000 рублей, сумма НДС — 20 000 рублей, а общая стоимость — 120 000 рублей.

Далее, цифру НДС при расчётах мы отложили и запомнили как налоговый кредит.

Налоговый кредит — эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства — то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будем оплатить в бюджет и есть — налоговое обязательство.

Смотрим дальше на джинсы.

В реальности мы будем из суммы в 120 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей.

Допустим, включив все остальные факторы себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство — то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.

От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 33 333 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 20 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 20 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 33 тысяч можем вычесть 20 уже выплаченных. Итого получим 13 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).

В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 13 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 13 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.

Виды НДС

  • 0%
  • 10%
  • 20% (пришла на замену ставке в 18%)

Как уже было сказано выше, существует ряд товаров и услуг, на которые не накладывается данный налог. Поэтому можно говорить о существовании нулевой ставки. Это экспорт товара, продукты космической ниши, ниши перевозки газа и нефти и некоторые другие виды товаров. Регулирует список таких позиций 164-ая статья налогового кодекса РФ.

Также существует список товарных наименований, которые подлежат обложению налогом в десять процентов. Это в основном продукты сферы питания — мясо, овощи, молочные продукты. Также туда относят детскую одежду, детскую мебель и другое. Опять же, список немаленький, лучше с ним ознакомиться лично в налоговом кодексе, если этот вопрос вас заинтересовал.

Ну и ставка 20 процентов — самая популярная. Её вы можете повстречать почти везде.

Примечание: так как изменения в законодательстве произошли сравнительно недавно (01.01.2019), в интернете ещё можно встретить устаревшие данные, где описана ставка в 18%.

Операции подлежащие обложению НДС

  • Импорт любого товара
  • Любые работы по строительству зданий без заключения договора подряда
  • Передача услуг и товаров для личного применения, затраты на что не учитываются при расчёте налога.

С каких процессов не взимается НДС

  • Работа органов госвласти, которая относится к прямым её обязанностям.
  • Процесс покупки и приватизации муниципальных и госпредприятий.
  • Инвестирование.
  • Реализация земельных участков.
  • Передача денег предприятиям, работающим на некоммерческой основе.

Способы начисления НДС

  1. Вычитание. В этом варианте налог накладывается на полную сумму выручки, а уже из этой суммы высчитывается НДС, подлежащий уплате за покупку материалов для товара или услуги.
  2. Сложение. В этом случае НДС накладывается по фиксированной ставке по базе налогообложения. Её складывают из добавленной стоимости каждого вида продаваемого товара.

Так, как второй вариант сложен для реализации, потому что зачастую таких отдельных наименований чрезвычайно много, первый вариант применяется гораздо чаще.

Отчётность по НДС

Вроде бы стало немного понятнее, что же собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.

Первое, что нужно знать — отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам — до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.

Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи — это дата, которая будет стоять в штампе на письме.

Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ — нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.

Налоговые вычеты

В случае налога на добавленную стоимость, вычетами считается та сумма налога, которая предъявляется к оплате поставщиком товара. На эту цифру и будет уменьшен налог, который пойдёт в бюджет от вас.

Но есть свои нюансы, которые нужно знать и понимать. Это касается условия принятия налоговой этих вычетов. Нужно, чтобы было соблюдено три правила:

  1. Сам товар, который был вами приобретен с целью последующей продажи, облагается НДС.
  2. У фирмы имеются все подтверждающие документы, в том числе и правильно оформленная счёт-фактура.
  3. Товар, который был приобретён, прошёл через процедуру бухучёта.

И только после выполнения этих условий, фирма сможет в конце налогового периода принять в качестве вычета целиком сумму платежей. Естественно, если все процедуры были налогооблагаемыми.

Счёт-фактура

В этом документе будет отражены несколько сумм. Во-первых, — стоимость товара без НДС. Во-вторых, конечная сумма с учётом НДС.

Счёт-фактура предоставляется на проданный товар клиенту. Сделать это нужно в течение 5 дней. Вся документация подшивается и отмечается в книге продаж.

Бывает так, что проверка выносит решение, вычеркнуть все высчитанные вычеты и начислить неуплаченный НДС. Такое может произойти, если в счёт-фактуре допущены ошибки. А допустить их не так и сложно, ведь счёт-фактуру оформляет контрагент, а не налогоплательщик.

НДС - для чайников. Что это такое простыми словами

Знать, что такое НДС — важно для любого. Уметь его рассчитывать — важно для тех, кто непосредственно занимается заполнением документов и сдачей отчётности в налоговое ведомство. С непривычки делать это по формулам сложно и муторно. Поэтому для проверки себя и своих контрагентов существует множество электронных ресурсов, где можно найти калькулятор НДС, который вычислит вам его за два клика. Главное, помните, что внимательность — важная составляющая в деле об НДС, а опаздывать со сдачей отчётности в налоговую никак нельзя.

Читайте также: