Запрос в налоговую из полиции

Опубликовано: 26.04.2024

Многие компании и предприниматели сталкиваются с запросами из полиции о предоставлении документации и информации. Как вести себя в такой ситуации? Нужно ли предоставлять истребуемую документацию? Законны ли требования сотрудников полиции? Давайте вместе разберемся в этом.

В соответствии с частью 4 статьи 13 закона «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (далее – Закон «О полиции»), «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,…обязательны для исполнения…организациями, должностными лицами и иными лицами…».

Прежде всего, необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь те, которые являются законными. Законными являются требования, основанные на норме закона.

Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о предоставлении информации и документации обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.

Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции».

Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным Законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • 1. п.п. 4, 17 ч.1, ч.4 ст. 13 Закона «О полиции»;
  • 2. ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • 3. ст. 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ;
  • 4. ст. 7 ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • 5. ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Рассмотрим их подробнее и выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований:

1. Закон «О полиции»

Сотрудники полиции, в своих запросах «о предоставлении информации», обосновывают свои требования п.п. 4, 17 ст. 13 Закона «О полиции».

Пункт 4 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса. Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу. Ведь теоретически можно истребовать финансовую документацию компании и по материалу проверки по факту ДТП или, например, побоев.

Пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

Согласно данному пункту, сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз. В связи с некорректностью формулировки – «другие информационные материалы», сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы. Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

Следовательно, если в запросе идет ссылка на вышеуказанную норму права - в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером, либо деле об административном правонарушении, в противном случае, Вы вправе на запрос не реагировать, ввиду его необоснованности. Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу, ссылки на указанную норму неправомерны, что является основанием отказа в предоставлении информации.

II. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года

При применении ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах «о предоставлении информации», сотрудники полиции чаще всего ссылаются на ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • Опрос.
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка.
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 2 указанной статьи – «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Вышеуказанное оперативно-розыскное мероприятие в данном случае может проводиться в виде гласного и подразумевает под собой получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 5 указанной статьи – «исследование предметов и документов», относится только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть, добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Наиболее часто применяемое основание – это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Указанные основания должны быть сообщены Вам в случае проведения в отношении Вас оперативно-розыскных мероприятий и на основании этих данных Вы решаете соглашаться с проведением оперативно-розыскных мероприятий или нет.

III. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Часто в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ - за непредставление сведений (информации). Данной нормой установлена ответственность - для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».

В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции», сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).

При этом, согласно статьи 23 Закона «О милиции», законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»), не порождало аналогичную обязанность у организаций. А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

В связи с чем, ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п.п. 4 и 17 ст. 13 закона «О полиции» влекут за собой ответственность по статье 19.7. КоАП РФ. Согласно части 4 статьи 13 Закона «О полиции» «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4…17…ч.1 ст.13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения…организациями…и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, статьей 19.7. КоАП РФ, за неисполнение указанных требований, установлен следующий размер штрафа: для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех до пяти тысяч рублей.

IV. ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года

На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.

Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.

Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.

Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.

Как было указано выше, обязанности предоставлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями, данной статьей не предусмотрено.

V. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)

Иногда в запросах «о предоставлении информации», встречается ссылка на ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Статья 145 УПК РФ регламентирует порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции право изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по предоставлению информации.

Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны предоставить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения. В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции, на лицо может быть наложена ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.

Адвокаты Китсинг В.А. и Матюшенко А.С.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 22 апреля 2015 г. N ПА-4-6/6929@

О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МВД РОССИИ

В связи с неоднократными обращениями территориальных налоговых органов в центральный аппарат, о порядке межведомственного информационного взаимодействия Федеральной налоговой службы с Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - Стороны), сообщаем следующее.

13.10.2010 заключено "Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой" N 1/8656/ММВ-27-4/11 (далее - Соглашение).

Целью Соглашения является создание системы информационного обмена между МВД России и ФНС России.

Предметом настоящего Соглашения является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в установленных сферах деятельности (ст. 1 Соглашения).

Порядок и методы взаимодействия Сторон утверждаются отдельными приказами и (или) протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (ст. 4 Соглашения).

Согласно Протоколу от 13.10.2010 N ММВ-27-4/12/1/8657 "Об обмене информацией" (далее - Протокол N 8657), межведомственное информационное взаимодействие осуществляется Уполномоченными подразделениями Сторон, по организации информационного взаимодействия между ФНС России и МВД России, в электронном виде. С одной стороны, Управление кадров ФНС России, с другой Главный информационно-аналитический центр МВД России, Департамент тыла МВД России (в части связи и защиты информации) (п. 2 ст. I Протокола N 8657).

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется на федеральном и региональном уровнях в том числе с использованием санкционированного удаленного доступа к банкам данных (пункты 4, 5 ст. III Протокола N 8657).

Для обмена информацией в электронном виде, с целью реализации Протокола N 8657, к Соглашению, разработан Протокол от 23.06.2011 N 4-6-01/0026/449, где определен перечень информационных ресурсов, предоставляемых обеими Сторонами в удаленном доступе.

Доступ к информационным ресурсам ФНС России организован и осуществляется Главным Управлением экономической безопасности и профилактики коррупции МВД России (УЭБиПК МВД РФ).

В соответствии с Протоколом от 30.01.2015 N 019796/В/32/6-6817 согласованы Уполномоченные подразделения по Соглашению от ФНС России - Управление информационных технологий, от МВД России - Управление оперативно-разыскной информации (УОРИ) и ГУЭБиПК.

В настоящее время, совместно с Департаментом информационных технологий, связи и защиты информации, проводятся работы по пересмотру порядка доступа к информационным ресурсам ФНС России в рамках Соглашения.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 13 главы 3 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в ред. от 03.12.2012), к компетенции полиции отнесено запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом (пункт 1 статьи 6 главы 2 Федерального закона N 3-ФЗ).

Соответственно, сведения и материалы, отнесенные законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, предоставляются налоговыми органами согласно "Порядку доступа к конфиденциальной информации налоговых органов", утвержденного приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 (далее - Порядок 96) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.03.2003 N 4335, "Российская газета", 2003, N 63. Обязателен для исполнения всеми).

Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации (п. 9 Порядка 96).

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат (п. 11 Порядка 96).

Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 13 Порядка 96).

Согласно требованиям федеральных законов "Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством".

Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов ранее определялась статьей 12 главы 3 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". При том, что данный документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", указанные требования к защите информации аналогично изложены в N 149-ФЗ, что подтверждает легитимность требований к порядку предоставления конфиденциальной информации. (Указанный вопрос рассмотрен в письмах ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/58@, от 11.06.2009 N МН-22-6/469@).

Определяющим аргументом, право применения Порядка 96, служит неоднократное рассмотрение данного вопроса судами различной инстанции и вынесением решения о правомерности Порядка 96.

Так, например, как следует из материалов дела N 485/10 Волгоградского областного суда, на имя начальника ИФНС России заместителем начальника Управления по налоговым преступлениям ГУВД . МВД России был направлен запрос о предоставлении информации в отношении ООО "Волжское транспортное - экспедиционное предприятие."

Предметом спора был акцент ИФНС России на Порядок 96 в аргументации ответа.

Постановлением Волгоградского областного суда по делу N 485/10 определено:

- "несмотря на то, что Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" отменен Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Порядок доступа к конфиденциальной информации в налоговых органах не изменился".

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 6 Федерального закона N 149-ФЗ обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, при осуществлении своих прав обязан:

- принимать меры по защите информации;

- ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами (Предоставление налоговой тайны сторонним организациям регламентировано пунктами 2, 3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ), где сказано:

- Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

- Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа);

Обладатель информации вправе:

- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.

Одновременно сообщаем, что ФНС России предоставляет необходимую информацию, в том числе содержащую налоговую тайну, сотрудникам МВД России в соответствии с Соглашением и приказом МВД России от 11.01.2012 N 17 "Об утверждении перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну" (ред. от 03.04.2014).

Company

  • Об адвокате
  • Сведения о квалификации
  • Блог адвоката
  • Контакты

Законность запроса о предоставлении информации

Сотрудники полиции в ходе расследования уголовных дел и рассмотрения сообщений о преступлениях направляют в организации запросы о предоставлении информации с целью получения доказательств совершения преступления. Среди субъектов предпринимательской деятельности систематически поднимается вопрос о законности и обоснованности запросов полиции о предоставлении информации. Ответ на данный вопрос дает Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» полиция по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе необходимые сведения, справки и документы, а также их копии.

При этом запрос полиции может быть направлен только в рамках следующих мероприятий:

1) расследование уголовного дела или дела об административном правонарушении;

2) проведение проверки зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

3) проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Полиция также вправе требовать от организации предоставления образцов и каталогов своей продукции, технической и технологической документации и других информационных материалов, необходимых для производства экспертиз (п.17 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

При этом запрос полиции должен быть оформлен надлежащим образом (в письменной форме, на официальном бланке, с указанием наименования подразделения полиции, исходящего номера и даты документа, фамилии и должности лица, направившего запрос, а также с указанием цели и правового основания затребования информации).

Срок ответа на запрос и ответственность за непредставление информации

Согласно ч.4 ст.13 ФЗ «О полиции» запросы уполномоченных должностных лиц полиции обязательны для исполнения в сроки, указанные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса.

За непредставление или несвоевременное представление информации по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции предусмотрена административная ответственность (ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Охраняемая законом тайна

При получении запроса полиции сотрудники организации могут столкнуться с тем, что данный запрос содержит требование предоставить информацию, которая является охраняемой законом тайной. В связи с этим возникает вопрос о правомерности запроса вышеуказанных сведений и порядке их предоставления.

В данной статье мы рассмотрим порядок предоставления сведений, составляющих банковскую, коммерческую, врачебную тайны, а также тайну переписки и телефонных переговоров, так как на практике именно данные сведения чаще всего запрашиваются сотрудниками правоохранительных органов.

Сотрудникам кредитных организаций необходимо обратить пристальное внимание на запросы полиции о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну. К таким сведениям относятся: 1) информация о банковском счете и банковском вкладе; 2) информация об операциях по счету; 3) информация о клиенте.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, регулируют нормы ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с ч.2 ст.857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Согласно ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» органы предварительного следствия имеют право запрашивать и получать у кредитных организаций следующие документы: 1) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) справки по счетам и вкладам физических лиц.

При этом запрашивать вышеуказанную информацию органы предварительного следствия могут только при соблюдении двух условий: 1) запрос должен быть направлен в рамках возбужденного уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного следствия; 2) наличие согласия руководителя следственного органа.

Таким образом, должностные лица органов предварительного следствия в рамках возбужденного уголовного дела и при наличии согласия руководителя следственного органа на основании мотивированного запроса вправе запросить и получить у кредитной организации вышеуказанные справки.

Однако выемка документов, содержащих банковскую тайну, возможна только на основании решения суда, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.

При этом согласно Определению Конституционного суда РФ от 19.01.2005 № 10-О выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима при следующих условиях: 1) изымаемые документы, должны содержать информацию, которая имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; 2) выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка; 3) изъятие данных документов должно быть вызвано необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования конкретного уголовного дела.

Что касается предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, то в соответствии со ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются вышеуказанным должностным лицам только на основании судебного решения. При этом данное решение принимается судом по ходатайству соответствующих должностных лиц, направленному в суд в порядке, предусмотренном ст.9 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

На основании вышеизложенного следует, что сотрудники кредитных организаций должны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены ФЗ «О банках и банковской деятельности». В противном случае кредитная организация, а также ее должностные лица и работники за разглашение банковской тайны могут понести установленную законом ответственность. Так, согласно ч.3 ст.857 Гражданского кодека Российской Федерации в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Кроме того, за незаконное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена также и уголовная ответственность (ст.183 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Коммерческой тайной являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Необходимо обратить внимание на то, что определенные сведения приобретают статус коммерческой тайны только после того, как обладателем данных сведений установлен в отношении них режим коммерческой тайны. Порядок введения данного режима регулируется ст.10 ФЗ «О коммерческой тайне». Однако в отношении некоторых сведений, перечень которых содержится в ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне», введение режима коммерческой тайны не допускается.

Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сотрудникам правоохранительных органов регулируется ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне». Так, согласно части 3 данной статьи обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Таким образом, при получении мотивированного запроса должностных лиц органов предварительного следствия и дознания по делам, находящимся в их производстве, организация обязана предоставить запрашиваемые сведения даже в том случае, если они составляют коммерческую тайну.

Однако выемка документов, содержащих коммерческую тайну, возможна только на основании судебного решения, так как в соответствии с п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Врачебная тайна

Врачебной тайной являются сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Порядок предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, регулируется ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно пункту 3 части 4 данной статьи предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 2) по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; 3) по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в силу требований п.7 ч.2 ст.29 Уголовно-процессуального кодекса РФ выемка документов, содержащих врачебную тайну, возможна только на основании судебного решения.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

В соответствии с ч.2 ст.23 Конституция РФ каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение данного права допускается только на основании судебного решения.

Одним из самых распространенных запросов, которые направляют сотрудники полиции в организации, предоставляющие услуги связи, является запрос о детализации телефонных переговоров между абонентами. Данная информация является тайной телефонных переговоров, а порядок её получения должностными лицам органов, уполномоченных осуществлять предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия, регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

В соответствии с положениями ст.ст.13, 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть получена только на основании судебного решения. При этом порядок предоставления данных сведений в ходе предварительного следствия регламентируется ст.186.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в ходе оперативно-розыскных мероприятий ст.9 ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности».

В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю.

Что делать, если правоохранители требуют документы, а давать их не хочется

06 февраля 2018

Редкий бухгалтер или руководитель компании не видел бумагу с просьбой представить документы от различных подразделений МВД, Следственного комитета и ФСБ. Как правило, цель таких запросов – проверить, не связана ли компания с обналичкой или нелегальной банковской деятельностью.

В большинстве случаев компания вправе не делиться документами, так как запросы правоохранителей редко соответствуют закону как по форме, так и по содержанию. А любое незаконное требование вы вправе игнорировать. Чтобы понять, обязательно ли отвечать на запрос,
внимательно прочитайте его текст вплоть до контроля каждой запятой.

Какие запросы можно оставить без ответа

Оперативники вправе запрашивать у компаний документы или их копии лишь в одной ситуации – когда проверяют зарегистрированные сообщения о преступлениях (ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»). И только тогда, когда эти правонарушения находятся в компетенции полиции.

В иных ситуациях правоохранители вправе наводить справки (п. 2 ст. 6 гл. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Отвечать на «наведение справок» руководство компании вправе в свободной форме. Предоставлять документы в этом случае не надо. Однако оперативники часто подстраховываются и подкрепляют запросы ссылками на статьи 6–8 Закона № 144-ФЗ. Это не должно вводить налогоплательщика в заблуждение. В этих нормах нет указания, что оперативники имеют право запрашивать документы.

Запрос законен, только если в нем обозначено, что он составлен и направлен «в рамках проверки материала из Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП)» (ст. 13 Закона «О полиции»). При этом в запросе должны быть указаны регистрационный номер и дата принятия заявления (приказ МВД от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»). Таким образом, законным является исключительно запрос, в котором указано, что он составлен и направлен «в рамках материала проверки КУСП №___ от «__»___20__г.»

Сотрудник полиции вправе запрашивать документы по возможным преступлениям, которые находятся в компетенции полиции (ст. 13 Закона «О полиции»). Налоговыми преступлениями занимаются следственные органы (ст. 151 УПК, ст.198-199.4 УК). Если оперативник мотивирует свой запрос фразой «в целях предупреждения, выявления и пресечения налоговых преступлений», он превышает полномочия. Компания вправе не реагировать на такой документ.

Оперативник не курьер, принесенные им письма незаконны

Правоохранители обязаны грамотно оформить запрос. В противном случае требование можно считать незаконным. Порядок оформления любой исходящей корреспонденции регламентирует приказ МВД от 20.06.2012 № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству
в органах внутренних дел» (далее – Инструкция).

В Инструкции нет такого вида документа как запрос. Перечень наименований документов исчерпывающий. Интересующий нас запрос о представлении документов подпадает только под определение «письмо». Если дословно, то в Инструкции письмо обозначается как «обобщенное название различных по содержанию документов с особым способом передачи текста (пересылается почтой)». Инструкция предусматривает возможность доставки письма курьером либо в электронном виде.

На запросы, которые оперативники приносят лично или отправляют с личной электронной почты, компания вправе не отвечать. В пункте 62 Инструкции четко указано, что доставку и отправку документов осуществляют с помощью почты, фельдъегерской службы, электросвязи, с использованием ведомственной магистральной сети передачи данных. В исключительных случаях письмо доставляет курьер.

Сканы запросов тоже попадают в категорию необязательных к исполнению. В пунктах 110–112 Инструкции предусмотрено, что подлинность таких документов подтверждают электронной подписью.

Читаем запрос и ищем ошибки

Проверьте реквизиты и правила оформления запроса. Если хотя бы один пункт нарушен, запрос считается незаконным (п. 10 Инструкции). В большинстве запросов оперативников есть нарушения,
главное – их увидеть.

Межстрочные интервалы и кегль. При оформлении документов оперативникам рекомендовано применять Microsoft Word версии 2003 и выше. В отдельных случаях запрос составляют в другом текстовом редакторе, совместимом с Word. Шрифт должен быть единым – либо Times New Roman, либо Times New Roman Cyr, кегль – 13–15, межстрочный интервал – 1,5. Поля каждого листа также регламентированы: 30 мм – левое, 10 мм – правое, 20 мм – верхнее, 20 мм – нижнее.

Дата документа. Обратите внимание на дату документа. Ее оформляют арабскими цифрами в последовательности: день, месяц, год. Например «01.02.2003». Проставлять ноль в обозначении дня месяца, если он содержит одну цифру, обязательно. Если вы увидели неточность в оформлении такого «пустяка» – документ уже незаконный.


Почтовый адрес. Строки реквизита «Адресат» выравниваются по центру или по левому краю. В документе, адресованном должностному лицу, инициалы ставят перед фамилией, частному – после.

Почтовый адрес начинают с наименования адресата (для граждан – фамилия, имя, отчество), далее идет название улицы, номер дома, корпуса, квартиры. Только после этих данных пишут название населенного пункта, района, республики, края, области, автономной области,
автономного округа и почтовый индекс.

Вступительная фраза и основной текст. Во вступительной фразе оперативники объясняют мотив для запроса и используют фразеологические формулы подтверждения, обоснования действия, предложения, благодарности и другие, например:

Основной текст отделяют от обращения одним дополнительным межстрочным интервалом. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25–1,5 см от левой границы текстового поля. Текст состоит из двух частей. В первой части указывают причины, основания и цели составления документа. Во второй – решения, выводы, просьбы и рекомендации.

В организационно-распорядительных документах текст излагают от первого лица единственного числа («предлагаю», «прошу», «требую»). Если документ оформлен не на бланке органа внутренних дел, в подпись включают полную должность ответственного лица. Инициалы и фамилия в реквизите «Подпись» печатают с пробелом на уровне последней строки реквизита.

Если вы увидели в подписи предлог «за», надпись от руки «зам.» или косую черту перед наименованием должности, считайте весь документ недействительным. Это правило касается и случаев, если печать полностью закрывает личную подпись либо не захватывает часть должности подписанта.

В Инструкции указано, что запрос должен быть кратким и исключающим неоднозначное толкование. Впрочем, этот критерий субъетивный. Оспорить до кумент с помощью него сложно.

Нашли ошибку? Жалуйтесь в прокуратуру

Если сотрудник полиции нарушил права организации, жалуйтесь в вышестоящий орган или начальству оперативника. Незаконное истребование документов – нарушение прав (ст. 53 Закона № 3-ФЗ). В отдельных случаях стоит обратиться в суд или прокуратуру.

Подключить прокуратуру – самый действенный вариант. В жалобе прокурору укажите все пункты нарушений и попросите провести проверку. Все время, пока жалобу рассматривают, компания вправе не исполнять требования незаконного запроса.

Важно хранить копию жалобы с отметкой о вручении либо опись вложения, если вы отправили ее почтой. Эти документы позволят вам законно не отдавать документы, даже если оперативник потребует их повторно.

Если же запрос до последней запятой соответствует требованиям законодательства и Инструкции, его придется исполнить в указанный срок.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 22 апреля 2015 года N ПА-4-6/6929

О порядке взаимодействия с МВД России

В связи с неоднократными обращениями территориальных налоговых органов в центральный аппарат, о порядке межведомственного информационного взаимодействия Федеральной налоговой службы с Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - Стороны), сообщаем следующее.

Целью Соглашения является создание системы информационного обмена между МВД России и ФНС России.

Предметом настоящего Соглашения является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в установленных сферах деятельности (ст.1 Соглашения).

Порядок и методы взаимодействия Сторон утверждаются отдельными приказами и (или) протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (ст.4 Соглашения).

Согласно Протоколу от 13.10.2010 N ММВ-27-4/12/1/8657 "Об обмене информацией", (далее - Протокол N 8657) межведомственное информационное взаимодействие осуществляется Уполномоченными подразделениями Сторон, по организации информационного взаимодействия между ФНС России и МВД России, в электронном виде. С одной стороны, Управление кадров ФНС России, с другой Главный информационно-аналитический центр МВД России, Департамент тыла МВД России (в части связи и защиты информации) (п.2 ст.I Протокола N 8657).

Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется на федеральном и региональном уровнях в том числе с использованием санкционированного удаленного доступа к банкам данных (пункты 4, 5 ст.III Протокола N 8657).

Для обмена информацией в электронном виде, с целью реализации Протокола N 8657, к Соглашению, разработан Протокол от 23.06.2011 N 4-6-01/0026/449, где определен перечень информационных ресурсов, предоставляемых обеими Сторонами в удаленном доступе.

Доступ к информационным ресурсам ФНС России организован и осуществляется Главным Управлением экономической безопасности и профилактики коррупции МВД России (УЭБиПК МВД РФ).

В соответствии с Протоколом от 30.01.2015 N 019796/В/32/6-6817 согласованы Уполномоченные подразделения по Соглашению от ФНС России - Управление информационных технологий, от МВД России - Управление оперативно - разыскной информации (УОРИ) и ГУЭБиПК.

В настоящее время, совместно с Департаментом информационных технологий, связи и защиты информации, проводятся работы по пересмотру порядка доступа к информационным ресурсам ФНС России в рамках Соглашения.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 13 главы 3 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в ред. от 03.12.2012), к компетенции полиции отнесено, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. (пункт 1 статьи 6 главы 2 Федерального закона N 3 - ФЗ).

Соответственно, сведения и материалы, отнесенные законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, предоставляются налоговыми органами согласно "Порядку доступа к конфиденциальной информации налоговых органов", утвержденного приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 (далее - Порядок 96) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.03.2003 N 4335, "Российская газета", 2003, N 63. Обязателен для исполнения всеми).

Конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации (п.9 Порядка 96).

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат (п.11 Порядка 96).

Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.13 Порядка 96).

Согласно требованиям федеральных законов "Порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством".

Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов ранее определялась статьей 12 главы 3 Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". При том, что данный документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", указанные требования к защите информации аналогично изложены в N 149-ФЗ, что подтверждает легитимность требований к порядку предоставления конфиденциальной информации. (Указанный вопрос рассмотрен в письмах ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/58@, от 11.06.2009 N МН-22-6/469@).

Определяющим аргументом, право применения Порядка 96, служит неоднократное рассмотрение данного вопроса судами различной инстанции и вынесением решения о правомерности Порядка 96.

Так, например, как следует из материалов дела N 485/10 Волгоградского областного суда, на имя начальника ИФНС России заместителем начальника Управления по налоговым преступлениям ГУВД … МВД России, был направлен запрос о предоставлении информации в отношении ООО "Волжское транспортное - экспедиционное предприятие."

Предметом спора был акцент ИФНС России на Порядок 96 в аргументации ответа.

Постановлением Волгоградского областного суда по делу N 485/10 определено:

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 6 Федерального закона N 149-ФЗ обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, при осуществлении своих прав обязан:

- принимать меры по защите информации;

- ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами (Предоставление налоговой тайны сторонним организациям регламентировано пунктами 2, 3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ), где сказано:

- Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

- Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа);

Обладатель информации вправе:

- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.

Одновременно сообщаем, что ФНС России предоставляет необходимую информацию, в том числе содержащую налоговую тайну, сотрудникам МВД России в соответствии с Соглашением и приказом МВД России от 11.01.2012 N 17 "Об утверждении перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну" (ред. от 03.04.2014).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.С.Петрушин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Читайте также: