Прочитайте два утверждения крестьянская община помогала усиливавшемуся государству в сборе налогов

Опубликовано: 13.05.2024

«На миру». Картина Сергея Коровина

«На миру». Картина Сергея Коровина (1893 год)

Община как форма самоуправления крестьян, живущих в одном селе, существовала в России с древних времён. Сами крестьяне называли такие объединения «обществом» или «миром», в Малороссии — «громадой». Эти неформальные объединения занимались управлением общими (мировыми) землями, распределением и перераспределением наделов между отдельными хозяйствами.

В рамках общины существовали две основные формы землевладения — общинное и подворное. Наиболее распространённым было общинное владение, при котором вся земля находилась в собственности самой общины. В 1905 году в европейской части России такое владение распространялось на 109,5 млн гектаров, с которых кормилось 9,2 млн крестьянских дворов. При подворном землевладении каждое крестьянское хозяйство получало выделенный участок раз и навсегда. Таких хозяйств было 2,8 млн, в их владении находилось 26 млн гектаров.

При общинном землевладении крестьяне на сходе периодически проводили передел (перераспределение) общей земли между хозяйствами, принимая в расчёт размер семей, их способность обрабатывать эту землю и уплачивать подати. Для каждого участка устанавливался размер тягла, то есть той доли денежных сборов, которую надлежало вносить в общую кассу общины. Учитывалось появление новых семей и исчезновение старых. Иногда сход мог ограничиться накидками и скидками — увеличить надел одного хозяйства за счёт уменьшения другого, не касаясь прочих земель. Как правило, земля отрезалась у вдов и стариков, уже не способных её обрабатывать, и передавалась крепким, увеличившимся семьям.

Для государства важной функцией общины был сбор налогов, основанный на принципе круговой поруки: члены общины как бы ручались друг за друга и несли коллективную ответственность за полное и своевременное поступление всех податей. Казна требовала уплаты налогов в целом с общины, а её члены сами решали, сколько должно выплатить то или иное хозяйство. Если какая-то семья оказывалась не состоянии заплатить сполна, недостачу должны были покрыть другие члены общины.

«Сбор недоимок». Картина Алексея Корзухина

Первые упоминания принципа круговой поруки в России встречаются в «Русской Правде». Он применялся при выплате штрафа жителями определённой местности, если там совершалось уголовное преступление — например, убийство. Со временем сферу применения круговой поруки ограничили сбором налогов. Так, в Московском государстве ответственность перед властями за недоимку несли сборщики податей или, например, воеводы, в ведении которых находились земли, где проживали неплательщики. Под страхом этой ответственности они могли при взыскании недоимок применять принципы круговой поруки к сёлам, где жили должники, хотя это ещё и не было подкреплено законом.

С конца XVIII века началось законодательное оформление ответственности крестьянской общины за долги своих членов. В 1797 году было принято правило, согласно которому недоимка, накопленная по долгам отдельного хозяйства, взыскивалась со всего общества в наказание за то, что «видя сотоварища своего в леность и нерадение впавшего, к трудам и исправлению своего долга не старалось его обратить».

К середине XIX века участие общины в сборе налогов оформилось окончательно. Специальные казённые палаты исчисляли общую сумму сборов (окладной лист) со всей общины с указанием разновидностей платежей (казённых, земских, мирских и т. д.). Они не занимались учётом изменений в численном составе общины и экономическом положении её членов, а также распределением платежей между крестьянскими хозяйствами. Это было функцией самой общины.

Раскладочный приговор (распределение сборов по крестьянским дворам) утверждался в начале года на сельском сходе при принятии решения о переделе земли, скидках и накидках. Развёрстка податей между домохозяйствами проводилась с учётом тягловой повинности, которая зависела от размера и качества земли на обрабатываемом наделе. Платежи уменьшали для погорельцев, семей, потерявших кормильца, дворов, переживших падёж скота. Таким образом, снижая размер повинностей или снимая их вовсе, община спасала ослабевшие хозяйства от разорения, давая им возможность восстановиться. Недоплаченные такими дворами суммы перераспределялись между остальными. В этих случаях доля платежа, приходившаяся на зажиточных домохозяев, превышала иногда 100 рублей.

Принцип круговой поруки в общине был выгоден государству и повышал собираемость налогов. С неисправного плательщика всё равно почти нечего было взять. Земельный надел принадлежал общине в целом и не мог быть изъят по долгам отдельного крестьянина. По закону, нельзя было забрать у крестьянской семьи её дом и имущество сельскохозяйственного назначения: единственную корову, производственный инвентарь, семена. Остальное же имущество обычно стоило не много.

Иногда община следила за хозяйственной деятельностью своих ненадёжных членов, не допуская их до разорительных поступков и даже распоряжаясь их денежными средствами. Сход мог избирать особых лиц, чтобы оказывать нравственное влияние на крестьян, понуждения их к своевременной уплате податей. Крестьянин села Млечи Трубчевского уезда Орловской губернии Николай Иванович Сеченов жаловался в Сенат на решение мира, который отобрал его надел. Проверка показала, что Сеченов имел за 17 лет недоимку в размере 51 рубля, которую погасила община. Поэтому 20 января 1885 года сход постановил забрать наделы у Сеченова и передать их Тимофею Соловьёву, исправному и благонадёжному плательщику. По результатам дознания волостной старшина сообщал: «Николай Сеченов ничего не платил, хозяйства никакого не имеет, вообще, человек неблагонадёжный, сидел в тюрьме за воровство, был наказан волостным судом за неуплату податей розгами, а землю домогается, чтобы продать её другим».

После 1903 года даже такие случаи стали редкостью, поскольку круговая порука была отменена в 46 губерниях европейской части России, а в 1905 году — повсеместно. Обложение крестьян налогами стало индивидуальным и производилось уже без участия общин.

Выводы (исторический и финансовый)

Традиционная задача общины — управление общими землями. В глазах государства основной функцией общины были сбор и уплата налогов в казну

Крестьянское хозяйство, которое было способно уплачивать налоги, но уклонялось от этой обязанности, сурово наказывалось. Хозяйство, которое своевременно уплачивало налоги, поощрялось

Круговая порука иногда спасала крестьянское хозяйство от разорения, а иногда приводила к изгнанию крестьян из общины

московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

Не случайно первые ростки ереси появились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные, т. е. лишенные сана духовные лица) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство и говорили, что такие люди не могут учить людей вере. Они отрицали, существование души и загробную жизнь и одновре-) менно выступали против церковного землевладения, угнетения одних людей другими.

Церковные власти, опираясь на поддержку великих князей, сурово карали еретиков. В Новгороде, например, руководителей еретиков утопили в Волхове.

Однако жестокие меры, напоминавшие подобные расправы инквизиторов на Западе, не искоренили ересь. Прошло несколько десятилетий, и новая волна ереси пришла из Новгорода. Ее называли ересью жи- д&ветвующих, потому что первыми ее распространителями были приехавшие из Киева евреи. Однако многие русские люди и своим умом дошли до необходимости по-новому оценить религиозные каноны и Саму Церковь. Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон,/ монашество, поклонение святым.

Взгляды еретиков нашли поддержку не только сре ди простого народа, но и среди некоторой части духовенства, бояр, дьяков и даже людей, близких к Ивану III. Церковь к этому времени действительно потеряла многое из своего ореола нравственной и патриотической силы, погрязла в стяжательстве, погоне за увеличением земельных владений да к тому же начала противопоставлять себя центральной власти.

Поначалу Иван III не вмешивался в религиозные споры и даже сочувственно относился к еретикам, поскольку те, обличая Церковь, поддерживали великокняжескую власть и требовали отмены особого положения Церкви в государстве.

Так же сочувственно Иван III воспринял рассуждения так называемых иеетяжа телей заволжских старцев, обитавших в скитах (отдельных лесных избушках). Нестяжатели проповедовали уход от мираГ отказ Церкви от стяжания, т. е. приобретения церковниками богатств и земельных владений. Жить нужно, считали они, на подаяния прихожан, личным трудом, только таким путем можно очиститься душой

и достигнуть на том свете спасения.

В борьбе с церковным землевладением, всевластием усиливавшейся Церкви Иван III использовал эту критику со стороны нестяжателей.

Их яростным противником выступил игумен подмосковного Волоколамского монастыря Иосиф. Его сторонников по имени лидера стали называть иосифлянами. Иосифляне доказывали, что монастыри нуждаются в землях и в крепком хозяйстве. Только опираясь на хозяйственную мощь, они могут в религиозном отношении влиять на общество.

На первых порах казалось, что при сочувствии великого князя еретики и нестяжатели возьмут верх над официальной Церковью. Но Ивана III мало заботили религиозные и нравственные вопросы. Главным для него было усиление центральной власти, собственного единодержавия. Он решил использовать Церковь в интересах развивающегося государства. Нача-

N лось преследование еретиков в Новгороде и Москве. Сторонников нестяжателей отправили в ссылку и на плаху. Деревянные клетки с еретиками запылали на льду Москвы-реки и Волхова.

Так закончился первый этап борьбы с теми, кто попытался поставить под сомнение правомерность канонов Русской Православной Церкви, покуситься на ее несметные богатства.

Несмотря на некоторые противоречия с великокняжеской властью, Церковь немало способствовала возвышению Русского централизованного государства. Она с лихвой отплатила великим князьям за поддержку. Тем самым, впрочем, Церковь возвышала и себя как идеологическую основу государства. Именно в церковной среде в начале XVI в. сложилась теория

«Москва — Третий Рим». Ее создатели утверждали, что Москва, Русское государство, великокняжеская власть являются наследниками двух предшествующих Римов — итальянского Рима и византийского Константинополя. Они считали, что первый Рим был погублен католичеством, второй Рим, Константинополь, погряз в грехах и по Божьему соизволению пал под напором турок.

Теперь православная Москва — мировой центр истинного христианства. Миссия Русского централизованного государства, провозглашали сторонники теории «Москва — Третий Рим», состоит в спасении человечества от разного рода ересей.

Одновременно создатели новых сказаний и летописных сводов, которые писались в основном церковными деятелями, насаждали в обществе идею о том, что род Рюриковичей проистекает от римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Самим Богом дана и власть московских монархов.

! ^На долю сына Ивана III Василия III Ивановича (1505—1533) досталась нелегкая задача завершить начатое отцом дело единения страны и централизации ее правления. И ВасилидДН-бЯб^хяще осуще».

вил эту задачу. ИмевдаиЕ?й«нам_были присоединены

к Москве Пс«вв*.Едданское княжество^ПродолЖйл он сокращать и права удёЛЬНЫХ"князей — своих бра-

тьев. Он всячески ограничивал права братьев, даже мешал им жениться, а значит, создать семью, иметь детей, чтобы не продолжать на Руси удельные порядки. Большинство его братьев так и остались холостыми. А после смерти некоторых из них их уделы перешли к великому князю. Другие же завещали Василию III свои уделы. Лишь младший брат Андрей, имевший уделом город Старицу, сумел создать семью. Не случайно именно старицкий князь, а потом его сын и вся родня в течение всего XVI в. создавали препятствия единодержавной власти и Василия III, и его сына — Ивана IV Васильевича Грозного.

И представители элиты, и дворяне, и простой люд считали себя холопами великого государя. В русском

обществе сложилось мнение, что воля государева — это воля Божья. Про дело неизвестное или сомнительное говорили: Знает то Бог да великий государь.

Самодержавная власть складывалась в это время во Франции, в Англии, некоторых других странах Европы. Но нигде всевластие монарха, принижение подданных перед его властью не имели такого характера, как в России. Одной из причин является то, что ни в одной стране не было необходимости в таком сплочении народа вокруг государя из-за смертельной для него опасности со стороны совершенно чуждых инонациональных и религиозных сил (Орда, крестоносцы и др.). В этой борьбе народ создал себе кумира.

Кроме того, на Западе экономически мощные города давно отвоевали себе свободу от феодалов и королей. Там сам дух города делал человека свободным. На Руси из-за слабого экономического развития города и их население, кроме Новгорода, были очень зависимы от монарха, князей и бояр.

На складывание государственной власти в России огромное влияние оказали порядки, существовавшие в Орде. Долгие десятилетия Орда была для Москвы не только господином, но и моделью управления. Власть великих московских князей, в первую очередь Ивана III и Василия III, сформировалась под влиянием не столько далеких западных королевств с их представительными органами власти (Генеральные штаты во Франции, сеймы в Польше и Литве), сколько под влиянием восточных деспотий.

Система власти в обществе накладывает сильный отпечаток на все общество. Так было и в России. Все, кто владел хоть какой-то долей власти (князья, бояре, дворяне, дьяки, подьячие), считали, что получили ее от монарха. С годами это состояние полной зависимости от монарха целиком пронизало русское общество. Этому способствовали и личные качества первых руководителей Русского централизованного государства — властных, не терпящих возражений Ивана III и Василия III.

Но не надо думать, что власть великого князя была неограниченной. Существовала Боярская дума, которая являлась совещательным органом. Довольно значительной была власть кормленщиков (наместников). При Василии III сложилась и система местничества, с которой было тяжко бороться даже великому князю. Местничество означало право каждого крупного феодала, князя, боярина, думного дьяка занимать то место в системе управления, которое ему принадлежало по праву знатности родства.

Наиболее родовитые князья, бояре во время военных походов командовали главными полками, хотя могло случиться, что у них не было никаких военных талантов. Они занимали видные места в системе управления, хотя не обладали ни малейшими административными способностями. В Думе они располагались поблизости от государя. Даже во время приема иностранных посольств и на торжественных обедах знатные люди занимали места по своей породе (родовитости). И никакими силами, никакими опалами и наказаниями невозможно было сдвинуть систему местничества. Знать готова была скорее умереть, чем уступить менее родовитому сопернику, считая это бесчестием для всего рода.

При Василии III возникла система приказов. Если при Иване III они появлялись от случая к случаю, как поручения великого князя, то теперь приказы стали прочной системой управления страной.

Зародилась бюрократия, т. е. круг людей, которые состояли на службе великого князя и решали по его поручению вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т. д. Вместе с бюрократией появилась система взяточничества, потому что приказные люди, рассматривая просьбы других людей, использовали свое служебное положение для наживы. Бюрократия и взятки сразу же стали неотъемлемой частью российской системы управления.

1. Почему внутренняя колонизация Восточной Европы в отличие от Западной растянулась на долгие годы? Кто был основным участником этого процесса?

Прочитайте два утверждения: а) крестьянская община помогала усиливавшемуся го.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прочитайте два утверждения: а) крестьянская община помогала усиливавшемуся государству в сборе налогов; б) крестьянская община защищала крестьянина от произвола частных землевладельцев и злоупотреблений власти. Укажите: правильны оба утверждения; неправильны оба утверждения; правильно одно и неправильно другое. Как природно-климатические условия влияли на темпы развития русских земель? Почему российские города не стали самоуправляющимися вольными сообществами, как в Европе, а играли подчиненную роль при царском наместнике? На какие стороны развития России существенно повлиял этот фактор?

Укажите неверный ответ. В XV — первой половине XVI в. Церковь на Руси была: а) мощной религиозной и нравственной силой; б) богатым землевладельцем; в) средоточием культурных ценностей; г) придатком царской власти. Объясните значение терминов: нестяжатели, иосифляне, стригольники. В суждениях - духовенства отчетливо просматривались две тенденции: одни отстаивали самобытность России, другие желали видеть ее в качестве составляющей европейского развития. Докажите это на примере противостояния нестяжателей и иосифлян.

Какие процессы во взаимоотношениях Церкви и государства отразила теория «Москва — Третий Рим»? На какие стороны жизни влияло утвердившееся при Василии III мнение, что воля царя — это воля Божья? Известно, что самодержавная власть в XV в. складывалась в Англии и во Франции. Между тем положение подданных там и в России имело существенную разницу. В чем она заключалась и чем объяснялась? Почему монархию Ивана III и Василия III нельзя считать абсолютной?

Культура и быт в XIV - XV вв. 10 класс *

Летописи. Литература. Зодчество. Живопись. Фольклор. Быт. План урока.

Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи. Летописи. Летописание, после спада второй половины XIII века, набирает силы в XIV веке, а особенно в XV веке. Своды, в начале которых обычно помещают “Повесть временных лет” и тем самым подчеркивают идею преемственности в развитии Руси, ее культуры с киевских времен, составляются в разных центрах. А те старались укрепить свою независимость (Новгород Великий, Рязань), утвердить себя в роли политического лидера - объединителя земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Постепенно на первое место в области летописания, да и культуры в целом, выдвигается Москва.

Первые летописные своды возникают здесь в ХIV веке. А в начале следующего столетия составляется большой свод при митрополите Киприане. За ним следует вереница сводов XV—XVI веков — от свода митрополита Фотия до больших сводов времени Ивана III, Василия III и Ивана IV (Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский и многие другие). Эту работу, колоссальную по объему и значению, венчает Лицевой свод - та же Никоновская летопись, дополненная 16 тысячью миниатюр. Они сопровождают текст с древнейших времен до Ивана Грозного; рисунки, продолжая традиции более ранних лицевых сводов и будучи основанными на них, — своего рода “окно в прошлое” Руси, России. Враждебные по отношению к Москве позиции отразили некоторые летописи Твери, Новгорода Великого и других. Обзор всемирной истории давали Хронографы XV—XVI веков. Летописи.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвет житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с монголо-татарами. Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников (например, “Пчела” — свод афоризмов знаменитых авторов) образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля, Менандра и других мудрецов, писателей. Литература.

Основными материалами русского зодчества были дерево и камень. Каменное зодчество возрождается только через несколько десятилетия после монгольского нашествия, в начале XIV века. Зодчество.

Основные памятники каменного зодчества XIV века сохранились в Новгородской земле (и Пскове), так как именно здесь раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетия. Эта устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции. Зодчество.

Присоединение Новгорода к Москве способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению традиций и принципов архитектуре северо-восточных и северо-западных русских земель. Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде — Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил русским монастырям успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 году. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 году кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI веков ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м). В 1475-1479 годах был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой "трус" (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор является крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 годах псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница московских великих князей — Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От "граней", украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения. Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, как бы воплотил в себе и успехи в объединении русских земель и освобождение от золотоордынского ига, и прогресс русской культуры. Он был своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII веках. Живопись. Феофан Грек «Успение Богоматери» Феофан Грек «Спас Вседержитель».

В XIV веке в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильиьине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими "пробелами" создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы. Живопись.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера: мы даже не знаем точно, когда и где он родился и похоронен. О художественных принципах Андрея Рублева исследователи судят на основании дошедших до нас его икон и росписей. Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV веков. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок художника создает впечатление цельности и законченности его образов.

Знаменитая “Троица” (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы “Троицы” символизируют мысль о единстве мира и человечества. Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Прочитайте два утверждения: а) крестьянская община помогала усиливавшемуся го.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прочитайте два утверждения: а) крестьянская община помогала усиливавшемуся государству в сборе налогов; б) крестьянская община защищала крестьянина от произвола частных землевладельцев и злоупотреблений власти. Укажите: правильны оба утверждения; неправильны оба утверждения; правильно одно и неправильно другое. Как природно-климатические условия влияли на темпы развития русских земель? Почему российские города не стали самоуправляющимися вольными сообществами, как в Европе, а играли подчиненную роль при царском наместнике? На какие стороны развития России существенно повлиял этот фактор?

Укажите неверный ответ. В XV — первой половине XVI в. Церковь на Руси была: а) мощной религиозной и нравственной силой; б) богатым землевладельцем; в) средоточием культурных ценностей; г) придатком царской власти. Объясните значение терминов: нестяжатели, иосифляне, стригольники. В суждениях - духовенства отчетливо просматривались две тенденции: одни отстаивали самобытность России, другие желали видеть ее в качестве составляющей европейского развития. Докажите это на примере противостояния нестяжателей и иосифлян.

Какие процессы во взаимоотношениях Церкви и государства отразила теория «Москва — Третий Рим»? На какие стороны жизни влияло утвердившееся при Василии III мнение, что воля царя — это воля Божья? Известно, что самодержавная власть в XV в. складывалась в Англии и во Франции. Между тем положение подданных там и в России имело существенную разницу. В чем она заключалась и чем объяснялась? Почему монархию Ивана III и Василия III нельзя считать абсолютной?

Культура и быт в XIV - XV вв. 10 класс *

Летописи. Литература. Зодчество. Живопись. Фольклор. Быт. План урока.

Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи. Летописи. Летописание, после спада второй половины XIII века, набирает силы в XIV веке, а особенно в XV веке. Своды, в начале которых обычно помещают “Повесть временных лет” и тем самым подчеркивают идею преемственности в развитии Руси, ее культуры с киевских времен, составляются в разных центрах. А те старались укрепить свою независимость (Новгород Великий, Рязань), утвердить себя в роли политического лидера - объединителя земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Постепенно на первое место в области летописания, да и культуры в целом, выдвигается Москва.

Первые летописные своды возникают здесь в ХIV веке. А в начале следующего столетия составляется большой свод при митрополите Киприане. За ним следует вереница сводов XV—XVI веков — от свода митрополита Фотия до больших сводов времени Ивана III, Василия III и Ивана IV (Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский и многие другие). Эту работу, колоссальную по объему и значению, венчает Лицевой свод - та же Никоновская летопись, дополненная 16 тысячью миниатюр. Они сопровождают текст с древнейших времен до Ивана Грозного; рисунки, продолжая традиции более ранних лицевых сводов и будучи основанными на них, — своего рода “окно в прошлое” Руси, России. Враждебные по отношению к Москве позиции отразили некоторые летописи Твери, Новгорода Великого и других. Обзор всемирной истории давали Хронографы XV—XVI веков. Летописи.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвет житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с монголо-татарами. Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников (например, “Пчела” — свод афоризмов знаменитых авторов) образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля, Менандра и других мудрецов, писателей. Литература.

Основными материалами русского зодчества были дерево и камень. Каменное зодчество возрождается только через несколько десятилетия после монгольского нашествия, в начале XIV века. Зодчество.

Основные памятники каменного зодчества XIV века сохранились в Новгородской земле (и Пскове), так как именно здесь раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетия. Эта устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции. Зодчество.

Присоединение Новгорода к Москве способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению традиций и принципов архитектуре северо-восточных и северо-западных русских земель. Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде — Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил русским монастырям успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 году. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 году кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI веков ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м). В 1475-1479 годах был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой "трус" (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор является крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 годах псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница московских великих князей — Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От "граней", украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения. Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, как бы воплотил в себе и успехи в объединении русских земель и освобождение от золотоордынского ига, и прогресс русской культуры. Он был своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII веках. Живопись. Феофан Грек «Успение Богоматери» Феофан Грек «Спас Вседержитель».

В XIV веке в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильиьине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими "пробелами" создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы. Живопись.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера: мы даже не знаем точно, когда и где он родился и похоронен. О художественных принципах Андрея Рублева исследователи судят на основании дошедших до нас его икон и росписей. Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV веков. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок художника создает впечатление цельности и законченности его образов.

Знаменитая “Троица” (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы “Троицы” символизируют мысль о единстве мира и человечества. Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

а) крестьянская община помогала усиливающему государству в сборе налогов:
б) крестьянская община защищала крестьянина от произвола частных землевладельцев и злоупотреблений власти.
Укажите:
- правильны оба утверждения
-неправильны оба утверждения
- правильно одно утверждение


Правильные оба потоимааинеаыуаиру

Другие вопросы из категории

а)__________________б)__________________в)__________
2. Прочитайте пункт «Экономическая политика Петра I» и выполните задания Продолжите предложения:
а) Поводом к реформам в экономике, начатым Петром I, стали события _______
б) Пётр I стал поощрять развитие честного предпринимательства с целью __________
в) Политика Петра I, направленная на поддержание отечественной промышленности, называется
г) Политика Петра I, способствующая накоплению денежных запасов в стране путём создания выгодных условий для российских торговцев, называется __________
д) С целью пополнения денег в казне Пётр I предпринимал следующие меры: __________

"Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был де тогда у ____ перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на _____". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своём, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. "
1) Как звали братьев Кия?
2) Кем был Кий по утверждению летописца?
3) Чем летописец доказывает свою точку зрения?

А1. После смерти Бориса Годунова на престол России взошёл:
Федор Годунов
Лжедмитрий I
Василий Шуйский
Иван Романов
А2. Верны ли следующие утверждения?:
А. В период смуты в России фактически было два патриарха и два правительства.
В. Под именем Лжедмитрия II скрывался беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба утверждения
Оба утверждения неверны.
А3. Одной из главных причин поражения восстания под предводительством И. Болотникова было:
Различие целей участников движения
Популярность в народе правительства В.Шуйского
Немногочисленность состава участников
Нежелание народа участвовать в выступлении.
А4. Прочитайте фрагмент сочинения современного российского учёного А.Оболонского:»За год своего правления он успел поднять с колен униженный русский народ и сформулировать гибкую внешнюю политику, в рамках которой Россия, получая разностороннюю помощь Запада, не только не попадала в зависимость от него, а вошла бы в семью европейских народов в почетной роли лидера борьбы с азиатской угрозой». О ком идёт речь?
Федор Годунов
Лжедмитрий I
Василий Шуйский
Иван Романов
А5. Второе ополчение возникло в земле:
Рязанской
Московской
Владимирской
Нижегородской
А6. Земским собором был избран на царство царь, окотором историк В.О.Ключевский сказал «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего». О ком идёт речь?
Василий Шуйский
Владислав
Михаил Романов
Федор Годунов
А7. К какому году приходится начало правления династии Романовых:
1611 год
1612 год
1613 год
4) 1614 год
ВАРИАНТ 2.
А1. После смерти Бориса Годунова на престол России взошёл:
Федор Годунов
Лжедмитрий I
Василий Шуйский
Иван Романов
А2. Верны ли следующие утверждения?:
А. В период смуты в России фактически было два патриарха и два правительства.
В. Под именем Лжедмитрия II скрывался беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба утверждения
Оба утверждения неверны.
А3. Одной из главных причин поражения восстания под предводительством И. Болотникова было:
Различие целей участников движения
Популярность в народе правительства В.Шуйского
Немногочисленность состава участников
Нежелание народа участвовать в выступлении.
А4. Прочитайте фрагмент сочинения современного российского учёного А.Оболонского:»За год своего правления он успел поднять с колен униженный русский народ и сформулировать гибкую внешнюю политику, в рамках которой Россия, получая разностороннюю помощь Запада, не только не попадала в зависимость от него, а вошла бы в семью европейских народов в почетной роли лидера борьбы с азиатской угрозой». О ком идёт речь?
Федор Годунов
Лжедмитрий I
Василий Шуйский
Иван Романов
А5. Второе ополчение возникло в земле:
Рязанской
Московской
Владимирской
Нижегородской
А6. Земским собором был избран на царство царь, окотором историк В.О.Ключевский сказал «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего». О ком идёт речь?
Василий Шуйский
Владислав
Михаил Романов
Федор Годунов
А7. К какому году приходится начало правления династии Романовых:
1611 год
1612 год
1613 год
4) 1614 год
ВАРИАНТ 3.
А1. После смерти Бориса Годунова на престол России взошёл:
Федор Годунов
Лжедмитрий I
Василий Шуйский
Иван Романов
А2. Установите соответствия между событиями Смутного времени и их датами.
Воцарение Лжедмитрия I А) 1608 год

Образование лагеря «Тушинского вора» Б) 1610 год
Свержение Василия Шуйского В) 1605 год
Образование первого ополчения Г) 1611 год
Д) 1612 год
А3. Самозванец Лжедмитрий I обещал польскому королю Сигизмунду III за его помощь в организации похода на Москву:
Повсеместное распространение католической веры
Черниговско-Северские земли и сокровища царской казны
Объединение Московии с Речью Посполитой
Отмену крепостных указов.
А4. В 1611 году шведские интервенты захватили город
Новгород
Боровск
Псков
Смоленск
А5. Первое ополчение возникло в земле:
Рязанской
Московской
Владимирской
Нижегородской
А6. Руководителем Второго ополчения и Совета всея Земли был купеческий старшина Нижнего Новгорода?
Иван Заруцкий
Прокопий Ляпунов
Кузьма Минин
Федор Салтыков
А7. К какому году приходится начало правления династии Романовых:
1611 год
1612 год
1613 год
4) 1614 год

1) На юге Европы
2) В Черном море
3) На западе Европы
4) В Южной Азии
А 2. Обилие глины в Древней Греции способствовало развитию:
1) Земледелия
2) Ювелирного дела
3) Строительства
4) Гончарного ремесла
А 3. К истории Троянской войны относится выражение:
1) Каждой твари по паре
2) Нить Ариадны
3) Ахиллесова пята
4) Гордеев узел
А 4. Прочитайте отрывок из документа и укажите имя богини, о которой идет речь.
Славную петь начинаю богиню…
С хитро искусным умом, светлоокую, с сердцем немягким,
Деву достойную, градов защитницу, полную мощи…
При виде ее изумленье всех охватило бессмертных.
Пред Зевсом прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьем потрясая.
1) Деметра
2) Иштар
3) Афина
4) Афродита
А 5. Какое событие связано с именем Перикла?
1) Строительство Парфенона
2) Отмена долгового рабства
3) Победа в Греко-персидских войнах
4) Открытие первых Олимпийских игр
А6. Причиной реформ Солона стало недовольство демоса:
1) Отменой законов Драконта
2) Существованием долгового рабства
3) Плохим качеством строящихся триар
4) Основанием колоний на берегах Черного моря
А 7. Что было причиной греческой колонизации?
1) Малоземелье
2) Начало Олимпийских игр
3) Захват Греции Македонией
4) Землетрясение на острове Фера
А 8. «Демократией меньшинства» называли порядок управления в Афинском государстве, потому что:
1) Афинские стратеги были маленького роста
2) Территория Афинского полиса была небольшой
3) Народное собрание собиралось на маленькой площади
4) Гражданских прав было лишено большинство населения полиса
А 9. Какова причина победы македонского войска над персами?
1) Смерть Дарии III
2) Высокие боевые качества македонского войска
3) Полководческий талант Мильтиада и Фемистокла
4) Македонское войско превосходило по численности войско персов
А 10. В ведении Афинского Народного собрания находилось:
1) Пополнение казны
2) Утверждение законов
3) Строительство храмов
4) Руководство войском и флотом
А 11. Древняя Греция является родиной:
1) Библии
2) Пурпура
3) Пергамента
4) Гимназий
А 12. «Отцом истории» считается:
1) Фидий
2) Аристофан
3) Аристотель
4) Геродот
В 1. Какие слова и словосочетания относятся к истории Спартанского государства? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) Демократия
2) Исполнение труда илотов
3) Главное занятие – воинское дело
4) Получение должности судьи по жребию
5) Почитание главы государства как бога
В 2. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) Троянская война
Б) Саламинское сражение
В) реформы Солона в Афинах
Г) образование державы Александра Македонского
В 3. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие Определение А) фаланга 1) рыночная площадь в Афинах 2) площадка для игры актеров
Б) демос 3) свободное население, обладавшее гражданскими правами В) агора 4) построение греческого войска тесными , сомкнутыми рядами

Христианизация руси и родство правящего рода с византийским дворцом ввели русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.

Согласны ли вы с этим утверждением? Почему именно принятие христианства повысило международное значение Руси?

Читайте также: