К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на уплату налогов

Опубликовано: 13.05.2024

СТ 69 БК РФ

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

социальное обеспечение населения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

предоставление межбюджетных трансфертов;

предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Комментарий к Ст. 69 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень форм, в которых могут осуществляться расходы бюджетов.

1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений представляют собой бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью бюджетному учреждению для финансового обеспечения реализации его функций.

Расходование бюджетными учреждениями бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии со ст. ст. 70 и 71 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним).

В порядке, предусмотренном для финансирования бюджетных учреждений, осуществляется также финансовое обеспечение органов государственной власти, не являющихся юридическими лицами.

2. Оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам, предполагает переход права собственности на денежные средства, уплачиваемые специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также иными организациями физическим и юридическим лицам в обмен за переданные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов определяется ст. ст. 72 и 73 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним).

При исполнении государством или муниципальным образованием государственного или муниципального контракта расчеты осуществляются в безналичной форме путем списания денежных средств со счетов уполномоченных органов и организаций, открытых в федеральном казначействе, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно, и зачисления таких средств на банковские счета физических и юридических лиц, передавших товар, выполнивших работы или оказавших услуги государству или муниципальному образованию.

3. Под трансфертами населению понимается перераспределение денежных платежей, осуществляемых в пользу граждан Российской Федерации, между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Трансферты населению устанавливаются в следующих случаях:

- при осуществлении органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- при передаче отдельных государственных функций нижестоящим уровням власти;

- при компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

Трансферты населению осуществляются в форме бюджетных ассигнований.

Порядок и условия осуществления трансфертов населению определяются ст. 75 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

4. Комментируемая статья содержит широкое понимание бюджетных кредитов юридическим лицам, включающее предоставление денежных средств организациям на основе возмездности и возвратности по любым основаниям, в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов, а также иные денежные обязательства перед бюджетом.

Анализ комментируемой статьи и Бюджетного кодекса в целом позволяет определить бюджетный кредит как одну из форм движения заемного капитала, при которой в роли заимодавца (кредитора) выступает государство или муниципальные образования. Бюджетный кредит является одной из наиболее поздних (по времени возникновения) форм кредита. По своему характеру бюджетный кредит наиболее близок банковскому кредиту. Однако они имеют принципиально отличные цели. Так, если банки, осуществляя кредитные операции, преследуют в качестве основной цели получение прибыли, то государство и муниципальные образования, выступая в роли заимодавца (кредитора), преследуют цель оказать финансовую поддержку лицам, которым предоставляются заемные средства.

Порядок и условия предоставления бюджетных кредитов определяются ст. ст. 76 и 77 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним).

5. Субвенции представляют собой бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах юридическим лицам на осуществление определенных целевых расходов.

Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые как юридическим, так и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные средства, предоставленные в качестве субсидий и субвенций, не могут использоваться на иные цели, нежели те, для достижения которых они были выделены. В противном случае субсидии и субвенции подлежат возврату в тот бюджет, из которого они были выделены.

Порядок и условия предоставления субвенций и субсидий определяются ст. 78 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

6. Инвестиции бюджетных средств в уставные капиталы (фонды) действующих или вновь создаваемых юридических лиц предполагают их долгосрочные вложения в различных отраслях экономики с одновременным приобретением прав на участие в управлении делами таких юридических лиц.

Инвестирование бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц осуществляется в соответствии с инвестиционными проектами, которые находят свое отражение в бюджете на соответствующий финансовый год. Основанием для предоставления бюджетных инвестиций является договор, заключаемый Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с юридическими лицами, в уставный капитал которых осуществляется такое инвестирование.

Порядок и условия размещения бюджетных средств в качестве инвестиций в уставных капиталах (фондах) юридических лиц установлены ст. ст. 79 и 80 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ним).

7. Одной из задач вышестоящих бюджетов является оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам. Такая помощь может оказываться в следующих формах:

- дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

- субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

- бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Порядок предоставления вышестоящими бюджетами финансовой помощи нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам в форме субсидий и субвенций определяется ст. 78 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней), кроме того, регулированию межбюджетных отношений посвящена глава 16 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

8. Бюджетные средства могут предоставляться в качестве заемных нижестоящим бюджетам, государственным внебюджетным фондам, физическим и юридическим лицам в целях оказания им финансовой помощи. Отличие бюджетных кредитов от иных форм финансовой помощи состоит в том, что они предполагают предоставление бюджетных средств на основе возвратности и возмездности. Возвратность бюджетных средств предполагает, что их получатель в установленный срок обязуется вернуть государству или муниципальному образованию ту же денежную сумму, которая им была получена из бюджета соответствующего уровня. Возмездность же бюджетных кредитов состоит в том, что их получатели обязуются уплатить проценты за пользование ими.

Одним из источников кредитов и займов, размещаемых внутри страны, могут быть государственные внешние заимствования. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит только Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти (см. ст. 103 Бюджетного кодекса РФ и комментарий к ней).

9. Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:

- суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

- предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года, за исключением государств - участников Содружества Независимых Государств;

- предельный размер долга государств - участников Содружества Независимых Государств;

- предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам - участникам Содружества Независимых Государств;

- предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией государствам - участникам Содружества Независимых Государств;

- программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Порядок и условия предоставления Российской Федерацией кредитов (займов) иностранным государствам, иностранным юридическим лицам и международным организациям установлены главой 15 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

10. Под обслуживанием долговых обязательств понимается деятельность по их размещению, выплате доходов по ним, а также их погашению. Затраты на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета, долговых обязательств субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Федерации, долговых обязательств муниципальных образований - за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия обслуживания государственного и муниципального долга определяются ст. 119 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

социальное обеспечение населения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

предоставление межбюджетных трансфертов;

предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Статья 6 БК РФ, раскрывая понятие бюджетных ассигнований как предельных объемов денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, не приводит конкретный перечень целей, на которые предоставляются такие средства. Данный вопрос урегулирован комментируемой статьей.

Необходимо учитывать, что перечень целей, на которые могут предусматриваться бюджетные ассигнования, является закрытым и полностью регламентирован комментируемой статьей.

Например, как указывает Минэкономразвития России в письме от 19.08.2009 N Д05-4157, в соответствии с положениями статей 69 - 70 БК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе направлять бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд и на выполнение функций бюджетных учреждений.

На практике это означает, что учреждения не вправе производить за счет бюджетных ассигнований отчисления денежных средств на такие цели, которые не предусмотрены бюджетным законодательством.

Из содержания комментируемой статьи следует, что такая форма расходования средств муниципального бюджета, как выделение органами местного самоуправления ассигнований на приобретение у коммерческой организации права (требования) к должнику по цессии, бюджетным законодательством не предусмотрена.

Данное обстоятельство означает, что если была заключена сделка уступки права требования, нарушающая приведенное правило, такая сделка является недействительной по правилам статьи 168 ГК РФ.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 03.09.2007 N А29-6952/2006-1э указал, что, в связи с тем что договор уступки прав требования не предусмотрен бюджетным законодательством в качестве формы расходования средств местного бюджета, суды правомерно признали его ничтожным.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 25.07.2007 N Ф08-3707/2007 указал, что, в случае если правовым основанием возникновения долгового обязательства муниципального образования послужила сделка, не предусмотренная бюджетным законодательством в качестве формы расходования средств местного бюджета, указанная сделка является ничтожной.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ю.М. Лермонтов, 2015

Более того, довело до сведения цедента, что в бюджет Саратовского муниципального района на 2013 год необходимые денежные средства заложены. Кроме того, анализ положений статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволил суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что перечень бюджетных ассигнований установленный положениями статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации не является исчерпывающим.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся к бюджетным ассигнованиям.

Понятие ассигнования предполагает определенные деньги, которые страна или госструктуры обеспечивают для поддержки функционирования предприятий и лиц, решения некоторых задач и целей.

Каждая развитая страна обладает бюджетными обязательствами перед собственными гражданами. Данные бюджетные ассигнования это специальные финансовые средства, предназначенные для распорядителей или получателей подобных денег на основе росписи бюджета. Использование финансов возможно для решения всевозможных задач, к примеру, оплаты пенсий, пособий и так далее.

То есть, понятие предполагает определенные деньги, которые страна или госструктуры обеспечивают для поддержки функционирования предприятий и лиц, решения некоторых задач и целей.

В наши дни неоднократно можно услышать, как страна обеспечивает финансирование различных нужд, включая ремонт дорог и прокладку новых трасс, поддержку социально незащищенного населения и многое другое. Именно эти средства называются ассигнованием. Данное определение используется в рамках федеральных и политических нормативов, а самым распространенным вариантом выступает бюджетная процедура.

Особенности бюджетного ассигнования

Ассигнование из бюджета поддерживается нормами государственного бюджетного кодекса и используется в качестве ограниченного объема финансовых средств, предполагаемых для выполнения федеральных бюджетных требований для текущего экономического периода. Таким образом, бюджет страны имеет описанные суммы и нормы их применения за дальнейшие 12 месяцев.

Ключевой характеристикой данных сумм выступает подпитка бюджетных предприятий деньгами – на ассигнование претендуют медицинские, образовательные организации, суды и прочие. Также различные формы бюджетных ассигнований предполагают финансирование по закону для граждан, возможность реализации всевозможных федеральных программ.

В качестве объекта получения денежных средств по данным нормативам выступают бюджетные организации. Если речь идет о соцпрограммах и поддержке бизнеса, в качестве объектов могут выступать коммерческие предприятия и ИП, но порой ассигнования касаются и простых граждан.

Какими бывают бюджетные ассигнования

Виды бюджетных ассигнований предполагают различное предназначение, основываясь на действующем законодательстве государства. Можно выделить следующие варианты выплат:

  • Муниципальные (федеральные). Их применяют для оплаты продукции и услуг, в которых нуждается государство и другие субъекты страны. В качестве объектов выступают казенные организации, автономные и бюджетные предприятия, а также различные некоммерческие структуры. К ним относятся ассигнования на приобретение требуемой продукции, выплаты за труд или услуги в пользу различных лиц, выполнение федеральных заказов, компенсации расходов на безопасность и так далее.
  • Социальные. К этой категории можно отнести любые государственные оплаты в пользу физлиц – субсидирование, пенсии, возмещения и прочая поддержка граждан.
  • Инвестиционные. Данные выплаты для организаций предоставляются при необходимости создания передовых технологий и мощностей.
  • Субсидирование ИП, физических и юридических лиц. Осуществляются в пользу изготовителей продуктов и услуг, чтобы компенсировать их затраты на производство. Здесь не учитываются подакцизные продукты, которые были созданы за пределами конкретного государства.
  • Межбюджетные транзакции. Различное субсидирование и дотации в пользу бюджетов государственных субъектов.
  • Долговые. Требуются для обслуживания задолженностей страны.
  • Судебные. Этот вид ассигнований применяется для выполнения решений суда и требований к государству, субъектам, муниципальным структурам, которые обязаны компенсировать ущерб, возникший при неправомерных мерах, предпринятых властями на каждом из уровней.

Как осуществляется планирование ассигнований по бюджету

Планирование ассигнования федерального бюджета это комплекс мер, который отдельно выполняет каждый специальный орган страны. Для начала, подобное планирование производится в рамках осуществления действующих федеральных обязательств, а также дальнейших или принятых требований.

Для первого типа действующих обязательств характерны требования страны, прописанные законодательством или прочими стандартами, вместе с соглашениями, корректировки которых не будут произведены на протяжении дальнейших 12 месяцев. Что касается будущих требований, здесь имеются в виду обязанности, появляющиеся в дальнейшем отрезке времени и основанные на законодательстве, соглашениях и прочей документации, которая должна быть принята.

Комплекс мер по планированию бюджетных выплат производится по определенной схеме:

  • Федеральное министерство финансов изготавливает сводные сведения по бюджетным ассигнованиям для последующих 12 месяцев, передавая его для рассмотрения в управление делами Президента государства. Также документ предоставляется госдуме, федеративному совету, высшей судебной инстанции России, конституционному суду и счетной палате.
  • Если при подтверждении документа появились определенные разногласия, осуществляется создание специальной комиссии по планированию выплат. Вынесенное ею решение имеет сугубо рекомендательный характер.
  • При наличии все еще неразрешенных вопросов, все результаты мероприятий предоставляются федеральной комиссии по проектам бюджета, которая осуществляет вынесение финального вердикта.

Каким может быть лимитирование обязательств и ассигнований бюджетного образца

Вместе с бюджетными ассигнованиями, которыми предполагается максимальное значение финансовых средств, федеральный бюджетный кодекс также имеет другой термин – лимитирование требований бюджета. Данные понятия сперва могут показаться похожими, но их точечный разбор демонстрирует значительные различия.

Так, ассигнования бюджетного типа определяются специальным комплексом документов – росписью, что предполагает информацию от ключевого распорядителя бюджетных средств, предоставленную для решения задачи по выполнению затратной доли бюджета. Основным распорядителем финансов бюджета выступает госорган, структура местного самоуправления или основной образовательный, медицинский или другой орган, имеющий полномочия для распределения ассигнований бюджетного типа в рамках подведомственных администраторов.

Основной администратор предоставляет финансы распорядителю по каждому из упомянутых выше уровней, а далее конкретный орган или учреждение принимает личное решение по использованию ассигнований. Зачастую они направляются конечным потребителям бюджетных денег, включая лимиты требований по бюджету, что предполагает прописанные законодательством затратные объемы финансов.

Государственный бюджетный кодекс предполагает, что лимитирование требований по бюджету относится к размеру финансовых средств, предназначенных для использования казенными организациями в рамках следующих 12 месяцев.

Можно сделать вывод, что ассигнования бюджетного типа предполагают выделение средств на некоторые нужды, а лимитирование закрепляет определенные пределы, применяя денежное выражение, к примеру, затратную смету. Утверждение лимитирования и их распределение осуществляется отдельно для каждого последующего квартала.

Как выполняется социальное обеспечение физических лиц

Если рассматривать ассигнования для простых граждан страны, это предполагает различные оплаты соцпособий, пенсий, возмещений и другие, имеющие социальный характер выплаты. Регламентированием данных дотаций занимается государственный бюджетный кодекс, а также определенные документы нормативно-законодательного характера. Подобные денежные требования исполняются государством на основе программ соцподдержки граждан страны.

При этом предполагаются не только финансовые выплаты в пользу физических лиц, но также и приобретение государством продукции и услуг для нужд населения. Следует отметить, что определенные трансферты и суммы ассигнований бюджетного типа для граждан непременно имеют заверение на основе законодательства. К примеру, статья 178-ФЗ имеет упоминание об обеспечении ряда категорий нуждающегося населения правом бесплатного передвижения на железнодорожном транспорте пригородного типа.

Государственный бюджет предполагает дополнительную статью – Резервный фонд, чья основа не должна превышать 1 процент относительно всех бюджетных затрат. Финансовые средства по этой статье применяются для обеспечения непредвиденных и чрезвычайных затрат. Применять резервный фонд для обеспечения ассигнований бюджетного типа можно, но для этого требуется особое распоряжение главы государства.

Ассигнования из резервного фонда не могут применяться для обеспечения процедуры выборов или проведения референдумов. Использовать подобные выплаты возможно в рамках исключения чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий, если такое решение о перенаправлении финансов приняло федеральное правительство.

Выводы

Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что без бюджетных ассигнований невозможно грамотно поддерживать высокий уровень общественной соцсферы. Незащищенные слои граждан должны рассчитывать на соответствующую господдержку, также она необходима добросовестным бизнесменам, совершающим налоговые выплаты в пользу бюджета.

Если государство правильно обеспечивает федеральный бюджет, это позволит формировать требуемые ассигнования и производить содействие для каждой области общественной жизни.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
социальное обеспечение населения;
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
предоставление межбюджетных трансфертов;
предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
обслуживание государственного (муниципального) долга;
исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Комментарий к статье 69 БК РФ

В рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса комментируемая статья в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции, определяющей закрытый перечень форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете.

В ранее действовавшей редакции ст. 69 Кодекса определялся перечень форм расходов бюджетов, т.е. форм предоставления бюджетных средств. Согласно уточненному в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ определению (см. комментарий к ст. 6 Кодекса) бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, т.е. расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (России, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Основными из форм бюджетных ассигнований, установленных комментируемой статьей, являются бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения (включающие в том числе бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств). Формы бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг определены в ст. 69.1 Кодекса, а формы бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения - в ст. 74.1 Кодекса.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 80 Кодекса.

Статьей 78 регулируется предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов определены соответственно в ст. ст. 129, 135 и 142 Кодекса.

В отдельную форму бюджетных ассигнований выделено предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права.

Обслуживанию государственного (муниципального) долга посвящена ст. 119 Кодекса.

Предоставление бюджетных ассигнований для исполнения судебных актов по искам к России, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) ОГВ (государственных органов), ОМСУ либо должностных лиц этих органов, осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 24.1 Кодекса.

Другой комментарий к статье 69 Бюджетного Кодекса РФ

Для того чтобы охарактеризовать сущность осуществления государством бюджетных расходов, необходимо их классифицировать по определенным признакам. До 1 января 2008 г. БК РФ содержал легальное разделение всех бюджетных расходов, исходя из их экономической сущности, на текущие и капитальные. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливалась Экономической классификацией расходов бюджетов РФ, установленной в приложении 6 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". Предполагалось, что капитальные расходы из состава экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует, что к капитальным расходам относятся группы 300 "Поступление нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов" и 600 "Выбытие финансовых активов". Часть средств, направляемых на инновационные и инвестиционные цели, в том числе на цели, связанные с государственными гарантиями частным инвесторам, могли быть выделены в расходной части бюджета в специальный раздел - бюджет развития, средства которого использовались исключительно на конкурсной основе.

В отличие от капитальных, текущие расходы - это расходы, осуществляемые по следующим основным направлениям: финансовое обеспечение текущего функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления; финансирование бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки нижестоящим бюджетам; оказание государственной поддержки отдельным отраслям экономики на текущее функционирование.

Также все бюджетные расходы можно классифицировать по территориальному признаку на федеральные, расходы субъектов Федерации, муниципальные расходы.

Бюджетные расходы классифицируются в зависимости от формы их осуществления. С 1 января 2008 г. расходование средств бюджета осуществляется посредством бюджетных ассигнований. Под ассигнованиями понимаются четко определенные суммы денежных средств, выделяемые из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на определенные цели. Бюджетное ассигнование представляет собой установленную бюджетной росписью на данный финансовый год предельную сумму денежных средств, направляемую из бюджета различным получателям бюджетных средств (бюджетным учреждениям и прочим), которые могут использовать данные финансовые ресурсы на определенные цели. Примечательно, что в ст. 69 БК РФ содержится закрытый перечень видов бюджетных ассигнований. Данная норма означает, что расходование средств бюджета как основного финансового фонда может осуществляться только в формах, прямо установленных БК РФ. Выделяются следующие виды бюджетных ассигнований, направленных на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг, включая целевые ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Например, общая группировка расходов по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ предусмотрена в приложении N 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год". В приложении N 10 к указанному Федеральному закону предусмотрены суммы ассигнований в рамках ведомственной классификации расходов. Например, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации направляются ассигнования в размере 16 500 тыс. рублей, в том числе на здравоохранение и спорт, внепрограммные инвестиции в основные фонды и строительство объектов общегражданского назначения.

Комментарии и консультации юристов по ст 69 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 69 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

13 сентября 2016




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Описание простыми словами

В основном, термин «ассигнование» применяется в государственных и политических стандартах. Наиболее распространенным видом ассигнования является бюджетное.

Бюджетное ассигнование

Основным параметром бюджетных ассигнований является поддержка и финансирование бюджетных организаций – это учреждения образования, медицина, ресурсодобывающие компании, судебные структуры и другие. Помимо этого ассигнования из бюджета идут на выплаты, установленные законодательством населению, а также на реализацию различных государственных программ.

Получателем бюджетных ассигнований являются бюджетные учреждения, кроме того, при участии в социальных программах и программах поддержки предпринимательства получателями могут являться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица.

Виды бюджетных ассигнований

Под видами бюджетных ассигнований понимается их целевое назначение в соответствии с бюджетом на основании Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся:

  1. Государственные (муниципальные) ассигнования – направляются для оплаты товаров, работ или услуг, требуемых для государственных или муниципальных нужд. Получателями ассигнований являются казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, некоммерческие организации. Основными целями ассигнований является закупка необходимых товаров, оплата работ или услуг физическим и юридическим лицам, исполнение государственного заказа, возмещение затрат на оборону и безопасность и др.
  2. Социальные ассигнования – к ним относятся все категории выплат от государства физическим лицам – пенсии, субсидии, компенсации и другие меры поддержки населения.
  3. Инвестиционные ассигнования юридическим лицам — выделяются при разработке инновационных и современных производств и разработок.
  4. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – выделяются производителям товаров или услуг для возмещения расходов, связанных с производством, за исключением подакцизных товаров, произведенных не на территории РФ.
  5. Межбюджетные переводы – это дотации и субсидии бюджетам субъектам РФ.
  6. Долговые ассигнации – необходимы для обслуживания государственного долга.
  7. Судебные ассигнации – необходимы для исполнения судебных решений и приказов по отношению к Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований о возмещении вреда в результате неправомерных действий органов государственной власти на всех уровнях.

Методы планирования бюджетных ассигнований

Планирование бюджетных ассигнований производится каждым специализированным государственным органом раздельно по отдельному виду ассигнования.

В первую очередь планирование осуществляется на выполнение текущих государственных обязательств и будущих или принимаемых обязательств. К первой категории текущих обязательств относятся обязанности РФ, установленные законами и иными нормативными актами, а также договорами, изменение которых не планируется в установленном году. К будущим обязательствам относятся такие обязанности, которые возникнут в следующем периоде на основе законов, договоров и иных документов, планируемых к принятию.

Схема планирования бюджетных ассигнований происходит следующим образом:

  1. Министерство финансов формирует сводный информационный материал о бюджетных ассигнованиях в следующем году и направляет его на рассмотрение в Управление делами Президента РФ, а также в Государственную думу, Совет федерации, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Счетную палату РФ.
  2. При возникновении разногласий формируется подкомиссия по планированию бюджетных ассигнований, решение которой носит рекомендательный характер.
  3. Если остались несогласованные вопросы, то результаты работы выносятся на Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам, где и принимается окончательное решение.

Лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования

Наряду с понятием бюджетных ассигнований, подразумевающего предельные денежные суммы, Бюджетным кодексом предусмотрен термин – лимиты бюджетных обязательств. На первый взгляд, понятия схожи, однако при более детальном рассмотрении разница существенна.

Бюджетные ассигнования предусмотрены бюджетной росписью.

Главным распорядителем или администратором бюджетных средств является орган государственной власти, орган местного самоуправления или главный орган системы образования, здравоохранения, культуры и т.д., которое вправе распределять бюджетные ассигнования между подведомсенными распорядителями.

Главный распорядитель доводит денежные средства до распорядителя денежных средств на каждом уровне (орган местного самоуправления, казенное учреждение и др.), и уже тот, в свою очередь, распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств, в том числе и лимиты бюджетных обязательств, то есть установленные бюджетом суммы расходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ лимитами бюджетных обязательств признается размер денежных средств, которые казенные учреждение вправе использовать в установленном финансовом году.

Использование бюджетных ассигнований из резервного фонда

Бюджетом страны предусмотрена еще одна статья – «Резервный фонд», которая планируется в размере не более 1 % всех расходов бюджета. Денежные средства указанной статьи используются на финансирование чрезвычайных и непредвиденных расходов.

В заключении хотелось бы отметить, что бюджетные ассигнования – это необходимый инструмент поддержания социальной сферы общества на высоком уровне. Незащищенные слои населения вправе получать от государства достойную поддержку, равно как и добросовестные предприниматели, уплачивающие налоговые обязательства в бюджет.

Таким образом, только грамотное планирование бюджета страны поможет сформировать необходимый объем ассигнований и осуществлять содействие во всех сферах жизни общества.

Читайте также: