Закон сша о налогообложении иностранных счетов фатка

Опубликовано: 16.05.2024

FATCA бояться – в банк не ходить

На сегодняшний день мы являемся свидетелями создания мировой системы межгосударственной кооперации в вопросах налогообложения – все больше государств принимают внутренние законы и заключают межправительственные соглашения, направленные на получение налогов с иностранных счетов и вкладов своих налогоплательщиков. Первопроходцем на этом пути были США, сейчас такие процессы происходят по всему миру.

Ажиотаж в банковской среде по всему миру возник в связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года положений о налогообложении иностранных счетов (англ. Foreing Account Tax Compliance Act, далее – FATCA). Этот подраздел входит в закон США о стимулах по восстановлению занятости от 18 марта 2010 г. (англ. The Hiring Incentives to Restore Employment Act), однако со временем FATCA приобрел собственное исключительное значение.

Данный подраздел был принят с целью возврата в бюджет США всех недополученных налогов с доходов американских налогоплательщиков в иностранных государствах, хранящихся на их банковских счетах за пределами США.

Учитывая соглашения об избежании двойного налогообложения, к лицам, обязанным раскрывать информацию о наличии иностранных активов, FATCA относит не только граждан США, вне зависимости от наличия второго гражданства, но и физических лиц, родившихся на территории США и не имеющих американского гражданства, и даже лиц, не имеющих американского гражданства, если хотя бы один из родителей такого лица проживал в США более пяти лет после достижения этим родителем возраста 14 лет. Обязаны раскрывать информацию о зарубежных счетах также постоянные резиденты США, а именно лица, имеющие вид на жительство (green card) или пребывающие в США более 31 дня в текущем году и более 183 дней в совокупности за три последних года. Исключение составляют официальные лица, учителя и тренеры, студенты, спортсмены, прибывшие в США для участия в благотворительных соревнованиях, а также лица, сумевшие доказать сохранение тесной финансовой связи с другим государством. Наличие такой тесной связи может подтверждать уплата налогов в другой стране, наличие в другом государстве постоянного места жительства, семьи, основных активов или бизнеса в целом. Требовать уплаты налогов с иностранных активов будут и с юридических лиц. К этой категории принадлежат американские организации за небольшим исключением (кроме банков, организаций США, освобожденных от налогов, включая благотворительные организации и некоторые пенсионные фонды и т.п.), и иностранные юридические лица, если 10% и более их уставного капитала, акций или доходов принадлежат прямо или косвенно гражданину США, постоянному резиденту или американскому юридическому лицу.

FATCA требует от российских финансовых организаций идентифицировать вышеперечисленных лиц и передать полученную информацию в Налоговую службу США (англ. Internal Revenue Service, далее – IRS). Существует несколько вариантов поведения банков при исполнении требования о передаче информации. По первому варианту, иностранный банк, помимо передачи информации о наличии счетов американского налогоплательщика, берет на себя часть функций фискального органа и самостоятельно удерживает налог в размере 30% от доходов американского налогоплательщика и перенаправляет эти средства в IRS. Второй вариант предусматривает передачу этой функции американскому налоговому агенту, специально наделенного IRS такими полномочиями.

Для передачи информации в Налоговую службу США российские финансовые организации (в частности банки) до 5 мая 2014 года должны были заключить соглашение с IRS и пройти процедуру регистрации на ее сайте. Если финансовая организация до этого момента не зарегистрировалась в IRS или в принципе отказывается передавать информацию об американском налогоплательщике, то с 1 июля 2014 года США имеют право применять санкции, удерживая 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Требование такой информации у иностранных банков, никоим образом не обязанных напрямую отчитываться перед Налоговой службой США, порождает массу юридических проблем и вопросов. Как минимум предоставление любой информации IRS нарушает принцип банковской тайны, закрепленный в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I "О банках и банковской деятельности". Российское законодательство предусматривает предоставление информации о счетах и вкладах клиентов только российским налоговым органам, которые могут действовать по запросу иностранной налоговой службы и только при наличии международного договора России с иностранным государством (п. 2 ст. 86 НК РФ). И такие ограничения закреплены в законодательстве практически всех стран мира. Поэтому США в рамках FATCA предусмотрели заключение межправительственных соглашений, которые позволят преодолеть определенные юридические препятствия и выполнить требования IRS не нарушая внутреннего законодательства государства. Межправительственные соглашения могут предусматривать две модели взаимодействия финансовых организаций с IRS.

Первая модель предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией и предполагает непосредственное взаимодействие налоговых органов США и иного государства. Следует отметить, что в рамках этой модели информация передается на взаимной основе – как о счетах американских налогоплательщиков в банках страны соглашения, так и о счетах граждан страны соглашения в банках США.

Модель межправительственного обмена информацией о счетах налогоплательщиков была принята и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит как США, так и страны-члены Европейского Союза. 6 мая 2014 года страны ОЭСР и 13 других присоединившихся государств подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. В рамках этого соглашения налоговые органы этих стран смогут обмениваться информацией о счетах налогоплательщиков ежегодно на автоматической основе в рамках единой информационной базы – то есть без направления официальных запросов.

Вторая модель предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговую службу США финансовыми организациями, не привязывая таких действий к национальным налоговым органам. В этом случае информация предоставляется в IRS в одностороннем порядке.

Межправительственное соглашение между Россией и США подписано не было и российские финансовые организации оказались между двух огней – с одной стороны, угроза США удерживать 30% от финансовых операций с участием американских контрагентов при неисполнении требований FATCA. С другой — уголовная ответственность за распространение банковской тайны и лишение свободы как один из вариантов наказания, наравне со штрафом и принудительными работами (ст. 183 УК РФ).

Данный закон определил круг российских субъектов, относящихся к тем финансовым организациям, на которые FATCA возлагает обязанность по передаче информации. К ним, помимо банков и кредитных организаций, также относятся страховщики, осуществляющие добровольное страхование жизни, брокеры, доверительные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и другие организации, которые оказывают финансовые услуги лицам, на которых распространяется иностранное налоговое законодательство (ст. 1 Закона).

Банк или иная финансовая организация в обязательном порядке должна уведомить Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем (далее — уполномоченные органы) о своей регистрации в Налоговой службе США не позднее трех дней с момента регистрации (ч. 1 ст. 3 Закона).

В законе определены лица, информация о которых не подлежит сбору и передаче (ч. 2 ст. 2 Закона). К ним относятся физические лица – граждане РФ, не имеющие второго гражданства, кроме как в странах-членах Таможенного союза, и не имеющие вида на жительство в иностранном государстве. Стоит отметить, что даже если гражданин РФ был рожден на территории США, но не имеет ни американского гражданства, ни вида на жительство, закон прямо устанавливает запрет на сбор и передачу информации о таком лице, хотя по правилам FATCA информация о нем должна передаваться в IRS. Не подлежит сбору и передаче информация о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством РФ, 90% которых прямо или косвенно контролируются государством или гражданами РФ, отвечающими требованиям первого пункта. Таким образом, информация о счетах и вкладах любых организаций, имеющих "американскую" долю в уставном капитале свыше 10% должны быть переданы в Налоговую службу США.

Критерии отнесения и конкретные меры по выявлению клиентов-иностранных налогоплательщиков (далее клиентов) банки должны разработать самостоятельно и опубликовать на своем официальном сайте в Интернете (ч. 3 ст. 2 Закона). Закон не устанавливает срок, в течение которого должны быть разработаны эти внутренние документы, но предусматривает обязанность банка опубликовать их не позднее 15 календарных дней со дня их утверждения.

НАША СПРАВКА

В законе установлено существенное ограничение – банки имеют право передавать информацию о клиенте только с его согласия (ч. 4 ст. 2 Закона). Согласие должно быть запрошено банком в письменном виде. Согласие клиента на передачу информации иностранному налоговому органу также автоматически считается согласием на передачу той же информации в уполномоченные органы – Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем.

На ответ клиенту предоставляется срок не менее 15 рабочих дней. Если клиент не дал своего согласия на передачу информации или не подтвердил и не опровергнул свою принадлежность к иностранным налогоплательщикам в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса банком, последний имеет право в одностороннем порядке остановить финансовые операции такого клиента и даже расторгнуть с ним договор оказания финансовых услуг (ч. 7 ст. 2 Закона). В случае принятия решения об отказе совершения финансовых операций клиента, такой отказ не распространяется на осуществление списания средств в порядке очередности, установленной абз. 2-5 п. 2 ст. 855 ГК РФ, а именно – по исполнительным листам на взыскание зарплаты или выходного пособия, поручениям российских налоговых органов, по уплате страховых взносов в государственные фонды, по исполнительным листам других денежных требований, по остальным денежным требованиям в порядке календарной очередности. Также блокировка финансовых операций клиента не распространяется на переводы денежных средств на банковский счет клиента, открытый в другом банке, или выдачу наличных денежных средств клиенту.

Также закон возлагает на банк обязанность "дублировать" всю собираемую и обрабатываемую информацию о клиенте в российские уполномоченные органы. Так, банк должен сообщать о самом факте выявления такого клиента (ч. 2 ст. 3 Закона) в сроки, устанавливаемые Правительством РФ; о получении запроса из иностранного налогового органа в течение двух дней со дня его получения (ч. 3 ст. 3 Закона). Не позднее 10 рабочих дней до отправления информации о клиенте в иностранный налоговый орган, банк обязан предоставить собранную информацию в уполномоченные органы. По результату рассмотрения этой информации федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов может наложить запрет на отправление информации в иностранный налоговый орган.

Еще одной новацией стал порядок открытия клиентами счетов и вкладов в банках. При наличии у банка обоснованного, документально подтвержденного предположения, что клиент относится к категории иностранных налогоплательщиков, банк должен запросить у него данные, необходимые для точной идентификации его в качестве такого клиента (например, копию паспорта, свидетельство о регистрации юридического лица, перечень учредителей и т.п.) и одновременно согласие на передачу информации иностранным налоговым органам. Если в течение 15 рабочих дней такие данные и согласие от клиента не получены, банк имеет право отказать в заключении договора банковского счета или вклада.

Закон также предусматривает ответную обязанность иностранных финансовых организаций сообщать о реквизитах открытых у них счетов или вкладов граждан РФ и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами РФ, ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в котором указанные счета были открыты.

Контролирующим предлагалось признать лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) могло определять действия или влиять на решения юридического лица (Проект федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Предполагалось установить в ст. 53.3 ГК РФ "презумпцию контролирующего лица" в одном из следующих случаев, если лицо:

  • имело преобладающую долю в уставном капитале юридического лица;
  • было признано контролирующим на основании договора;
  • имело право давать обязательные для юридического лица указания;
  • имело возможность влиять на избрание или назначение единоличного исполнительного органа или более половины состава коллегиального органа управления.

Лица, через которых или совместно с которыми осуществляется такой контроль, также предлагалось признать контролирующими лицами. Однако одной возможности наложить "вето" на решение органа управления юридического лица было недостаточно для признания контроля над этим юридическим лицом.

Указанные изменения не были приняты и в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует легальное определение контроля и контролирующего лица.

Этим же законом внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность как должностных лиц финансовых организаций, так и самих финансовых организаций за не предоставление или предоставление с нарушением срока или иных условий информации о клиенте. Штраф варьируется от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. для финансовой организации по всему спектру нарушений (ст. 15.27.2 КоАП РФ).

Как ни странно, санкции в отношении иностранных финансовых организаций за не предоставление иными государствами информации о российских налогоплательщиках, по аналогии с FATCA, законом не установлены.

Предпринимаемые шаги призваны увеличить наполняемость национальных бюджетов и повысить прозрачность банковских операций для отслеживания финансирования террористических и иных преступных организаций. Что из этого выйдет, покажет только время.

Кратко о FATCA

  1. Общая информация

FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act (Закон США “О налогообложении иностранных счетов”).

Согласно FATCA иностранные финансовые институты ( FFI – foreign financial institutions ) должны идентифицировать американских налогоплательщиков, владеющих прямо или косвенно финансовыми счетами и представлять в IRS (Налоговый орган США) при следующих условиях:

  1. Баланс счета 50 тыс. $ для ФЛ, 250 тыс. $ для ЮЛ (др. финансовые инструменты такой стоимости);
  2. Есть межгосударственное соглашение ИЛИ прямое соглашение финансового института с IRS .

При невыполнении требования FATCA о представлении отчетности о счетах резидентов США IRS может быть удержан 30% штрафной налог. Так, если FFI 1 – участник FATCA , где у FFI 2 открыт корреспонденский счет и FFI 2 не представляет информацию в IRS о счетах резидентов США, то FFI 1 может удержать 30% с корреспонденского счета FFI 2.

Передача информации осуществляется ежегодно по специальным формам W -8,9, на предоставление информации всегда требуется согласие клиента. При отказе клиента предоставить информацию, клиенту может быть отказано в обслуживании (открытие счета, совершение операции, поддержание счета).

Требования FATCA :

  1. Идентификация (выявление клиентов резидентов США: новых и существующих);
  2. Отчетность (отчетность по налогам, удержанным от источника дохода в США, по клиентам, отказавшимся предоставить информацию);
  3. Сертификация (сертификация соответствияFFIтребованиямFATCA).

Признаки налогового резидента США: 1) заявление клиента о принадлежности к налоговым резидентам; 2) гражданство/пмж в США; 3) место рождения в США; 4) текущий адрес в США; 5) в качестве контактного телефона указан телефон в США; 5) заявление на перевод денежных средств в США; 6) доверенность выданная лицу с адресом в США; 6) право подписи, выданное лицу с адресом в США.

  1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 173-ФЗ

Права и обязанности организаций финансового рынка

1. Принимать обоснованные и доступные меры по выявлению лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов

При этом по общему правилу нельзя осуществлять сбор и передачу информации в отношении:

  • ФЛ, являющихся гражданами РФ и не имеющими вид на жительство в иностранном государстве;
  • ЮЛ, созданных в РФ, более 90% акций/долей в которых контролируются РФ/гражданами РФ.

2. Передача информации иностранному налоговому органу может осуществляться только с согласия клиента

  • Согласие – одновременно является согласием на передачу информации в ЦБ РФ и Росфинмониторинг;

3. Право на отказ от совершения операций, право на одностороннее расторжение договора с клиентом, отказ от заключения договора при следующих условиях:

  • Есть документальное подтвержденное предположение, что клиент является иностранным налогоплательщиком; И
  • Клиент не предоставил информацию в срок не менее 15 дней.

При этом нельзя отказать в осуществлении платежей по исполнительным документам о возмещении вреда жизни/здоровью, о выплате алиментов, о выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда/выходного пособия, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, расчеты с бюджетом.

4. Организация финансового рынка должна уведомить ЦБ РФ и Росфинмониторинг в течение 3 рабочих дней с даты регистрации в иностранном налоговом органе;

5. В случае получения запроса от иностранного налогового органа, организация финансового рынка в срок 2 рабочих дня направляет информацию о его получении в ЦБ РФ и Росфинмониторинг;

6. Организация финансового рынка в срок не позднее 10 рабочих дней до даты направления информации в иностранный налоговый орган направляет информацию о клиенте в ЦБ РФ и Росфинмониторинг

  • В течение 10 дней с момента дня получения информации Росфинмониторинг может вынести решение о запрете на направление информации в иностранный налоговый орган

Что такое FATCA?

Закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) принят в США 18 марта 2010 года и является частью пакета экономических мер, направленных на поддержание занятости населения США Hiring Incentives to Restore Employment (HIRE) Act of 2010.

Закон США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA) нацелен на предотвращение уклонения от уплаты налогов гражданами и резидентами США с привлечением международных инвестиционных механизмов.

FATCA устанавливает требования к финансовым институтам по всему миру, согласно которым они должны выявлять счета налогоплательщиков США и предоставлять информацию по ним в Налоговую службу США - Internal Revenue Service (IRS).

Статус Банка

«Азиатско – Тихоокеанский Банк» (АО) (далее Банк) прошел процедуру регистрации в IRS ( www.irs.gov) в статусе «Участвующий иностранный финансовый институт (Participating FFI)» и получил идентификационный номер Global Intermediary Identification Number (GIIN) WPHJEI.00000.LE.643

Влияние FATCA на деятельность Банка

В соответствии с пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Банке были утверждены следующие документы:

Получение от Клиента — иностранного налогоплательщика необходимой информации осуществляется путем заполнения Анкеты клиента в целях FATCA, а в случае подтверждения принадлежности к категории Клиента – иностранного налогоплательщика – Согласия на предоставление информации в иностранный налоговый орган и уполномоченные органы РФ:

Заполненную Анкету и дополнительные документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания.

Лицам, указавшим на то, что они являются налоговыми резидентами США, будет предложено заполнить Форму самосертификации в целях FATCA, в которой налоговые резиденты США должны указать Taxpayer Identification Number (TIN). Формы самосертификации размещены на сайте Налоговой службы США https://www.irs.gov
Ответственные рекомендации по заполнению налоговых форм Вам может дать только Ваш налоговый консультант.

Банк имеет право запросить у клиентов дополнительные документы, которые необходимо представить в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса.

Что такое CRS?

12 мая 2016 года ФНС России от имени Российской Федерации подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. Российская Федерация приступает к международному обмену финансовой информацией в 2018 году.

27 ноября 2017 года был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний», направленный на выполнение Российской Федерацией требований Единого стандарта по обмену финансовой информацией Common Reporting Standard (далее – Стандарт CRS).

Процедуры идентификации, а также порядок и форматы представления данных организациями финансового рынка устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации, от 16.06.2018 № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)».

Признаки принадлежности к иностранному государству для целей определения налогового резидентства Клиента, его выгодоприобретателя или лица, прямо или косвенно его контролирующего:

В целях подтверждения Вашего налогового резидентства сотрудник «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) может попросить Вас заполнить Форму самосертификации физического лица (форму самосертификации в целях CRS):

Или Форму самосертификации юридического лица (форма самосертификации в целях CRS) в «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО)

Налоговые резиденты иностранных государств обязательно должны указать Taxpayer Identification Number (TIN) в Форме самосертификации самосертификации.

Банк имеет право запросить у клиентов дополнительные документы, которые необходимо представить в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса.

Обращаем Ваше внимание на то, что Клиент должен уведомить «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) о любом изменении информации, ранее предоставленной в Форме самосертификации в целях CRS и в дополнительных документах, посредством повторного заполнения Формы самосертификации в целях CRS.

В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2017 №340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» лица, заключающие с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, обязаны представлять в банк информацию, позволяющую установить их налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

В случае непредставления лицом, заключающим с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, банк вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

В случае непредставления клиентом, имеющим действующие договоры, предусматривающие оказание финансовых услуг, запрашиваемой банком информации, позволяющую установить их налоговое резидентство, банк вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента, либо расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг.

Формы самосертификации для определения налогового резиденства

Налогообложение иностранных счетов в соответствии с требованием законодательства FATCA

Банк является участвующим финансовым институтом (Participating FFI) в рамках Закона о налогообложении иностранных счетов США (FATCA). Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер участника (GIIN — Global Intermediary Identification Number) — ZDFUFB.00000.LE.643.

В соответствии с пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в банке были утверждены следующие документы:

В соответствии с требованиями FATCA, банк обязуется выполнять требования по идентификации клиентов, сбору и передаче предусмотренной Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Федеральный закон №173-ФЗ) информации о клиентах уполномоченным государственным органам Российской Федерации, а также иностранному налоговому органу, включая Internal Revenue Service of the United States (Федеральную налоговую службу США) и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов.

В связи с этим, в соответствии со ст. 2 Федерального Закона №173-ФЗ ПАО «АК БАРС» БАНК рекомендует клиентам:

  • физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим гражданство иностранного государства (не имеющим гражданство РФ) или не имеющим гражданства, или имеющим одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государства — члена Таможенного союза) и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве;
  • юридическим лицам, зарегистрированным не в соответствии с законодательством Российской Федерации или зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 10% акций (долей) уставного капитала, которых прямо или косвенно контролируются иностранными гражданами (лицами с гражданством иностранного государства (без гражданства РФ) или без гражданства, или с двойным гражданством и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве (за исключением лиц имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства — члена Таможенного союза);
  • и не прошедшим процедуру идентификации на предмет отнесения их к категории иностранных налогоплательщиков, заполнить и представить в банк одну из нижеследующих анкет:
    • для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: Анкета клиента — физического лица
    • для юридических лиц: Анкета клиента — юридического лица

Если клиентом — физическим лицом или индивидуальным предпринимателем дан хотя бы один положительный ответ на вопросы в Анкете, а клиентом — юридическим лицом дан любой ответ на вопросы в Анкете, ему необходимо документально подтвердить или опровергнуть предположение об отнесении его к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, посредством предоставления в банк одной из форм в соответствии с требованиями FATCA (W-8BEN, W-8BEN-E, W-9, W-8IMY и W-8ECI), а также предоставить в банк подписанное Согласие банку на обработку персональных данных (открыть Согласие банку на обработку персональных данных).

Указанные формы находятся в открытом доступе на сайте www.irs.gov .

Выбор формы для заполнения зависит от статуса налогоплательщика, к которому относится клиент.


После введения американского закона о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) у граждан России возникли справедливые вопросы: кто, какую информацию должен предоставлять федеральным чиновникам США (и вообще должна ли Россия участвовать в этой деятельности). Давайте разбираться.

FATCA: основные положения закона

В соответствии с законом о налогообложении иностранных счетов — FATCA, граждане США должны предоставлять достоверную информацию о своих счетах за рубежом. Кроме этого, все финансовые учреждения (банки, страховые компании, депозитарии) других стран тоже обязаны отправлять сведения о счетах, открытых американцами.

Получается, что США «включили» систему тотального контроля за деятельностью граждан за рубежом, а также за доходами, получаемыми вне пределов США. В отличие от России, где налоговыми резидентами признаются лишь те граждане, что проживают на территории страны не менее 183 дня за минувшие 12 месяцев, в Америке налоги платят все, вне зависимости от места фактического проживания.

Санкции: как «наказывают» за невыполнение требований закона

Межправительственные договоры по FATCA подписали многие европейские государства. Банки, не выполняющие обязательства по передаче информации о счетах американских граждан, попадают под санкции. Причем они касаются не только самого финансового учреждения, но и всех его клиентов. Аналогично и с государствами: санкции коснутся всех клиентов всех банков «провинившегося» государства.

При нарушении требований ФАТКА налоговые органы США снимают 30 % при совершении следующих операций:

  • получение выплат от физических лиц, компаний на территории США (в том числе по процентам, дивидендам, премиям);
  • зачисление прибыли от реализации движимого или недвижимого имущества, сдачи его в аренду;
  • перевод сквозных платежей некоторых видов.

Россия официально не ратифицировала соглашение ФАТКА из-за особенностей мировой политики. Но отечественные банки, чтобы не попасть под удар и не навредить своим клиентам, согласились добровольно участвовать в глобальном обмене информацией. Сегодня более 90 % российских компаний банковского сектора зарегистрировались в федеральной налоговой службе США и получили промежуточный идентификационный номер (GIIN).

Кого коснутся нормы FATCA?

ФАТКА — закон США о налогообложении иностранных счетов — издан с целью выявления налоговых резидентов этой страны по всему миру. Американские власти ищут любые пути для сбора налогов с доходов, полученных за пределами Штатов.

Чтобы попасть в число «счастливчиков», достаточно удовлетворять хотя бы одному из следующих условий:

  • быть гражданином США (или родиться в этой стране);
  • иметь разрешение на постоянное проживание на территории этой страны (Green Card);
  • проживать на территории США свыше 183 дней за последние 3 года (не обязательно подряд);
  • отказаться от заполнения анкеты, определяющей статус налогоплательщика;
  • иметь почтовый адрес (в т. ч. абонентский) в США.

Если у вас нет иного гражданства, кроме российского, а также вида на жительства в государствах за пределами ЕАЭС, от заполнения анкеты FATCA можно отказаться без последствий со стороны США.

Обратите внимание: американские власти собирают информацию не только о физических, но и о юридических лицах. Для них подтверждениями статуса налогового резидента могут быть:

  • наличие почтового адреса, номера телефона или офиса, зарегистрированного на территории США;
  • отсутствие адреса для доставки выписок по счетам (например, на конверте просят указать «до востребования»);
  • проживание в другой стране лица, имеющего право подписи или любую доверенность от лица компании;
  • наличие договоренностей о регулярных денежных переводах на американские счета.

Поэтому, если физическое или юридическое лицо является налоговым резидентом США и не намерено скрывать доходы от властей, следует заполнить форму W-9, по которой налоговые агенты рассчитают сумму платежа в федеральный бюджет. Во всех остальных случаях сведения о себе, компании или доходах предоставлять не нужно.

Правильное заполнение форм по требованиям ФАТКА

Часто при открытии счетов в отечественных или зарубежных банках клиентов просят заполнить форму ФАТКА. Обязательной эта процедура является только для американских налогоплательщиков. Однако финансовые эксперты рекомендуют и всем остальным не отказываться от подобной формальности, чтобы не получить отказ в банковском обслуживании.

Для юридических лиц в анкету включен пункт о типе компании (финансовая или нефинансовая), помогающий определить дальнейший перечень сведений, необходимый по требованиям американского закона. В одном случае достаточно будет просто поставить пару галочек в готовой форме, а в другом — предоставить сведения о бенефициарах, чтобы подтвердить отсутствие среди них тех, кто пытается укрыться от налоговой системы США.

Определить тип компании несложно:

  • к финансовым институтам относят банки, инвестиционные и страховые компании, депозитарные организации, а также все юридические лица, состоящие с ними в одном холдинге;
  • нефинансовыми считаются все остальные организации, включая НКО.

Нефинансовые организации делятся на активные и пассивные. Для зачисления в первые необходимо соответствовать минимум одному признаку из следующего списка:

  • менее 50 % дохода приходится на пассивные способы его получения;
  • ценные бумаги компании торгуются на биржах или иных официальных торгах;
  • компания зарегистрирована в США и имеет среди акционеров граждан этой страны;
  • компания обслуживает финансовые интересы других (нефинансовых) организаций;
  • юридические лица, прекратившие финансовую деятельность в течение последних 5 лет.

Соответственно, все остальные нефинансовые институты — это пассивные компании, более половины прибыли которых формируется за счет процентов, платежей по аренде, дивидендов и т. п.

Чтобы не попасть под санкции, все юридические лица из категории финансовых, должны пройти регистрацию в налоговых органах США с целью присоединения к ФАТКА. Пассивные нефинансовые организации просто отчитываются по бенефициарам, а активные — подтверждают свой статус путем отметки в соответствующих строчках формы.

Российское законодательство о налогообложении иностранных счетов

Помимо нашумевшего американского закона, не стоит забывать и о требовании отечественных налоговых органов. ФНС опубликовала письмо под номером № БС-2-17/771, где расписаны случаи, когда средства на зарубежных счетах облагаются налогом.

Оказывается, если физическое или юридическое лицо, будучи налоговыми резидентами РФ, хранят средства на счетах иностранных банков, на них распространяются обязательства, предусмотренные п. 5 ст. 12 № 173-ФЗ.

В частности, речь идет о представлении отчетов о создании, закрытии счетов в банках других государств, а также о движении средств и проводимых операциях (для физических лиц — ежегодно до 1 июня, для ИП и юридических лиц — поквартально). Для нерезидентов необходимость регулярных отчетов отсутствует (даже если они по-прежнему являются гражданами России).

Получается, что с иностранных счетов требуется уплатить НДФЛ (сейчас — 13 %) всем, кто пробыл на территории страны минимум 183 дня в течение минувших 12 месяцев. Причем для предпринимателей сроки иные: достаточно после года отсутствия приехать хотя бы на 1 день, чтобы вновь получить статус резидента.

Читайте также: