Современная налоговая политика рф эссе

Опубликовано: 14.05.2024

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Телефон: (383) 2-110-500
E-mail: priemc@nsuem.ru
--> Раскрытие информации

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Российское образование (Федеральный портал)
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Справочно-информационный портал «Русский язык»
  • Энциклопедии, словари, справочники
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • Русская виртуальная библиотека
  • Наука и образование против террора
  • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
  • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
  • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • Профилактика вирусных инфекций
  • Выборы ректора НГУЭУ



  • Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:44, курсовая работа

    Описание работы

    Бюджет играет важную роль в политике страны в целом, обеспечивая финансовое исполнение государством своих функций, поддерживая стабильность в стране и целостность федеративного государства.
    Макроэкономические показатели, используемые в работе, отображают состояние бюджета Российской Федерации в современных условиях.

    Содержание

    Введение 4
    1. Бюджет как основной элемент финансовой системы
    Налоговая политика государства и методы её осуществления 6
    1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6
    1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и
    расходная части 10
    1.3. Профицит и дефицит бюджета 17
    1.4. Налоги, их виды и функции 21
    1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного
    бюджета 23
    2. Основные направления бюджетно-налоговой политики РФ
    на современном этапе развития 30
    2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
    бюджетов 30
    2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип
    сбалансированности бюджета 33
    2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
    бюджетов 37
    2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 43
    Заключение 50
    Список использованной литературы 52

    Работа содержит 1 файл

    Курсовая! Экономическая теория.doc

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра «Экономическая теория»

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Экономическая теория» на тему:

    «Бюджет и налоговая политика России в современных условиях»

    студент гр. ДФФ-23

    The budget plays the important role in the politician of the country as a whole, providing financial execution of functions by the state. The budget represents the centralised monetary fund accumulated mainly by means of taxes and spent by the state for the decision of the problems.

    The fiscal policy of the state assumes use of possibilities of the government to raise taxes and to spend means of the state budget for regulation of a level of business, the decision of various social problems.

    Through a tax policy and budgetary financing possibility to influence the various parties of managing is given, promoting acceleration of updating of production assets, the fastest introduction in manufacture of scientific and technical progress.
    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Бюджет как основной элемент финансовой системы

    Налоговая политика государства и методы её осуществления 6

    1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6

    1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и

    расходная части 10

    1.3. Профицит и дефицит бюджета 17

    1.4. Налоги, их виды и функции 21

    1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного

    2. Основные направления бюджетно-налоговой политики РФ

    на современном этапе развития 30

    2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность

    2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип

    сбалансированности бюджета 33

    2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность

    2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 43

    Список использованной литературы 52

    Бюджет играет важную роль в политике страны в целом, обеспечивая финансовое исполнение государством своих функций, поддерживая стабильность в стране и целостность федеративного государства.

    Макроэкономические показатели, используемые в работе, отображают состояние бюджета Российской Федерации в современных условиях.

    Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

    Переход России к рыночной экономике образовал проблему взаимоотношений государства и экономики. Социально-экономические проблемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства в российской экономике. Одним из основных элементов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика.

    Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

    Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

    Цель работы: раскрыть сущность бюджета РФ и определить основные направления фискальной политики РФ в современных условиях.

      • определить понятие бюджета и фискальной политики страны;
      • обозначить их важность и необходимость;
      • проанализировать их действие и работу в современных условиях.

    1. БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕТОДЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

    1.1. Сущность бюджета, его структура и функции.

    В современной экономической и правовой науке термин «бюджет» имеет несколько значений.

    Так, экономическая наука рассматривает бюджет как обособленный фонд денежных средств.

    Как правовая категория бюджет представляет собой нормативный акт, в котором содержится основной финансовый план государства, отражающий роспись его доходов и расходов.

    Бюджет, как и казна, является важнейшим инструментом осуществления экономической политики государства.

    В БК РФ (ст. 97 п.2) под казной понимается имущество, принадлежащее административно- территориальной единице.

    Согласно ст.6 БК бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [1, ст.6, гл.1] С помощью бюджета государственная власть перераспределяет Национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования.

    Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов разнообразны и сложны. Они возникают в процессе составления, утверждения и использования бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении.

    Согласно ст.31 БК законодательные и исполнительные органы власти и органы местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ вправе самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Это предполагает право на составление и исполнение собственного бюджета без вмешательства вышестоящих органов государственного управления.

    Организационной формой функционирования бюджета любой страны является бюджетная система. Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы её построения, т.е. бюджетное устройство. [1, ст.31, гл.1]

    В РФ Бюджетный кодекс был принят 31.07.98. Он создает общие правила игры для всех элементов бюджетной системы, блокируя ситуацию, когда одному региону достается 90% положенных федеральных дотаций, а другому меньше 10%. [12, c.12]

    Согласно той же ст.6 БК бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность всех видов бюджетов и внебюджетных фондов. [1, cт.6, гл.1]

    Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
    - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    - местные бюджеты, в том числе:
    - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    - бюджеты городских и сельских поселений. [1, ст.10, гл.3]

    Главным звеном бюджетной системы страны является федеральный бюджет. Согласно ст. 13 БК отдельным звеном бюджетной системы РФ являются государственные внебюджетные фонды.

    Под государственными внебюджетными фондами понимается фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. [1, cт.6, гл.1]

    На уровне субъектов РФ создаются территориальные внебюджетные фонды, а также могут создаваться иные внебюджетные фонды. Задачей внебюджетных фондов является финансирование конкретных целевых мероприятий.

    С понятием «бюджетная система» тесно связана весьма специфическая, но важная конструкция «консолидированный бюджет». Ранее данное понятие было отражено в ст. 16 БК, однако с 1.01.2008 г. она утратила силу. Поэтому приведем характеристику консолидированного бюджета так, как она дана в 6 ст. БК.

    Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

    В отличие от бюджетов как фондов денежных средств, показатели консолидированного бюджета не утверждаются в виде закона, а применяются для определения объемов денежных средств, передаваемых из одного уровня бюджетной системы другому. [6, c17-21]

    Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.

    Согласно 1-ой функции делятся на:

    1. Распределительная ( перераспределительная) функция, при которой государство, концентирруя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественного производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика;

    Налоговая политика государства на современном этапе.

    Налоговая политика - это система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, юридических и организационных принципов.

    Задача налоговой политики заключается в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства и в создании благоприятных условий для повышения эффективности экономики и повышения уровня жизни населения.

    Налоговая политика определяет роль налогов в обществе и подразделяется на налоговую стратегию и тактику.

    Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач связанных с разработкой направлений развития налоговой системы страны.

    Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

    Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства.

    Можно выделить следующие стратегические направления налоговой политики:

    1) Построение стабильной налоговой системы

    2) Облегчение налогового бремени для товаропроизводителей

    3) Сокращение налоговых льгот

    Существуют три типа налоговой политики:

    1) Политика максимальных налогов - государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследует только фискальную цель

    2) Политика разумных налогов - государство учитывает не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринемательской деятельности.

    3) Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий - означает установление высоких налогов и создание значительного числа государственных программ.

    Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство.

    В настоящее время широкое распространение получили следующие методы:

    1) Изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика.

    2) Установление или отмена налоговых льгот.

    3) Введение дифференцированных налоговых ставок

    4) И другие методы.

    Классификация налогов с юридических лиц.

    Налоги могут классифицыроваться по следующим признакам:

    1) По способу взимания:

    а) Прямые налоги - взимаются непосредственно с имущества, прибыли или доходов налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество организации)

    б) Косвенные налоги (НДС, акцизы) - включаются в цену товаров и услуг и первоначально уплачиваются покупателями.

    2) По уровню бюджета в который зачисляется налог:

    а) Закрепленные налоги - непосредственно и целиком поступают в один бюджет (НДС целиком поступает в федеральный бюджет).

    б) Регулирующиеся налоги - поступают одновременно в различные бюджеты в определенной пропорции (налог на прибыль организации одновременно распределяется в федеральный и региональный бюджеты)

    3) В зависимости от уровня управления, который вводится в действие и имеет право изменять налоги:

    а) Федеральные налоги (общегосударственные), элементы этих налогов определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории.

    Эти налоги устанавливает Государственная Дума.

    К федеральным налогам относяься:

    - налог на прибыль организации;

    - налог на добычу полезных ископаемых.

    б) Региональный налоги - элементы этих налогов устанавливаются в соответствии с законом страны, законодательными органами ее субъектов, т. е. органы законодательной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые ставки (в пределах установленных налоговым кодексом), порядок и сроки уплаты налогов , а также могут устанавливать налоговые льготы.

    К региональным налогам относятся:

    - налог на имущество организаций;

    - налог на игорный бызнес;

    в) Местные налоги вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

    Эти налоги целиком поступают в местные буджеты.

    К местным налогам относятся:

    4) По назначению использования:

    а) абстрактные ( общие) - вводятся государством для финансирования бюджета в целом.

    б) целевые налоги ( специальные) - вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства ( страховые взносы)

    5) По степени переодичности уплаты:

    а) разовые налого;

    б) периодично-календарные налоги:

    - ежемесячные (налог на игорный бизнес)

    Тема 1.1 Налог на прибыль организации

    Экономическая сущность налога. Налогоплательщики. Объект налогообложения и налоговая база.

    Экономическая суть налога.

    Налог на прибыль организации является основным прямым налогом в налоговой системе РФ.

    Величина этого налога находится в прямой зависимости от полученной прибыли и непосредственно влияет на инвестиционные процессы и процесс роста капитала.

    Этот налог занимает второе место среди налоговых доходов бюджета после косвенных налогов.

    Порядок взимания этого налога регулируется главой 25 НК РФ.

    Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

    - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

    Им признается прибыль, которая опред как разница между полученными доходами и произведенными расходами.

    Налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

    Расходы на оплату труда.

    В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

    К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:

    1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

    2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

    3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);

    5) расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников.

    6) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

    7) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем - для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

    8) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

    9) начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика;

    10) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    11) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;

    12) надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

    13) расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно;

    14) расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    15) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

    В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

    - страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

    - негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований.

    - добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

    - добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.

    Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

    В случае внесения изменений в условия договора страхования жизни, а также договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), если в результате таких изменений условия договора перестают соответствовать требованиям настоящего пункта, или в случае расторжения указанных договоров в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников) взносы работодателя по таким договорам в отношении соответствующих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с даты внесения таких изменений в условия указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров либо их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).

    Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

    Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 рублей в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.

    При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с настоящим подпунктом, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов)

    16) суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за календарные дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

    17) суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы у налогоплательщика согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями;

    18) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам налогоплательщика во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;

    19) расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

    20) расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

    21) предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

    22) доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

    23) расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

    24) другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

    Налоговая политика государства на современном этапе.

    Налоговая политика - это система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, юридических и организационных принципов.

    Задача налоговой политики заключается в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства и в создании благоприятных условий для повышения эффективности экономики и повышения уровня жизни населения.

    Налоговая политика определяет роль налогов в обществе и подразделяется на налоговую стратегию и тактику.

    Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач связанных с разработкой направлений развития налоговой системы страны.

    Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

    Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства.

    Можно выделить следующие стратегические направления налоговой политики:

    1) Построение стабильной налоговой системы

    2) Облегчение налогового бремени для товаропроизводителей

    3) Сокращение налоговых льгот

    Существуют три типа налоговой политики:

    1) Политика максимальных налогов - государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследует только фискальную цель

    2) Политика разумных налогов - государство учитывает не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринемательской деятельности.

    3) Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий - означает установление высоких налогов и создание значительного числа государственных программ.

    Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство.

    В настоящее время широкое распространение получили следующие методы:

    1) Изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика.

    2) Установление или отмена налоговых льгот.

    3) Введение дифференцированных налоговых ставок

    • Содержание
    • Часть работы
    • Список литературы
    • Вопросы/Ответы

    1. Налоговый кодекс РФ (с изменениями от 28.12.2013) / СПС «Гарант».
    2. Евдокимова Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55).
    3. Евдокимова Ю.В. Проблемы устойчивого развития субъектов РФ и возможные пути их решения // Экономика и социум. 2013. № 3 (8).
    4. Иванова М.В. Налоги как инструмент регионального инновационного развития // Российское предпринимательство. - 2012. - № 8 (206). - c. 172-178. - http://www.creativeconomy.ru/articles/23482/.
    5. Кулешова Л.В., Лапина Е.Н., Собченко Н.В. Эффективность влияния региональной налоговой политики на формирование бюджетов субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53-2). С. 431-436.
    6. Нураева Р.Х., Сафаралиева Х.Х., Собченко Н.В. Проблемы налогообложения малого бизнеса // Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 711-715.
    7. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. — 3-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2016. — 496с. — (Бакалавриат).
    8. Шестаков Р.Б. К вопросу об управлении социально- экономическими системами: теоретические основы и эволюция понятия // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 2 (29). С. 58-64.
    9. Шестаков Р.Б. Социально-экономическая модернизация институциональной матрицы // Образование и общество. 2014. Т. 5. № 88. С. 91-92.
    10. Изменения в налоговом законодательстве с 2016 года. Официальный сайт «Финансовый базис» [Электронный ресурс]. URL: http://finbazis.ru/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-2016-goda/
    11. Статистически отчеты на сайте ФНС РФ, https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
    12. Официальный сайт Росстата РФ, http://www.gks.ru/

    Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе,

    1. Понятие и сущность налоговой политики

    2. Методы налоговой политики

    3. Налоговой политики РОССИЙСКОЙ федерации на 2016-2018 годы

    Налогам отводится важное место среди экономических рычагов при помощи которых государство выступает в рыночной экономике. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи интересов общие государственные коммерческие интересы предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, вида собственности и организационно-правовой формы предприятия.

    Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

    В условиях финансово-экономического кризиса перед правительством РОССИИ, является очень трудным в решении задачи - как скорректировать механизмы налоговой политики страны в 2016 и последующие годы? С одной стороны, требуется повышение доходов бюджетной системы РОССИЙСКОЙ федерации (или, по крайней мере, чтобы компенсировать падение нефти и поступлений), а с другой стороны, любое небольшое увеличение налогового давления может вызвать отрицательную реакцию бизнес, привести к свертыванию и выводу капитала за рубеж.

    основным направлением налоговой политики страны остается обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, в первую очередь, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

    Актуальность темы работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики российской Федерации сегодня уделяется довольно много внимания, потому что, независимо от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всей национальной экономики.

    Цель работы-изучить теоретические аспекты налоговой политики, а также определить основные направления и механизмы реализации налоговой политики в российской Федерации.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:17, курсовая работа

    Краткое описание

    Цель работы: выявление основ функционирования налоговой системы, проблемы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.
    Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
    Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране
    Проанализировать действующую налоговую систему в РФ и ее элементы
    Выявить проблемы современной налоговой системы РФ
    Выявить перспективы развития Российской налоговой системы
    Изучить основные изменения налогового законодательства РФ, с 2012 года

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    САм курсач.docx

    Актуальность темы объясняется тем, что в рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

    Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

    Объектом исследования: служит налоговая система РФ

    Предмет исследования: проблемы и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

    Цель работы: выявление основ функционирования налоговой системы, проблемы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.

    Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

    • Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране
    • Проанализировать действующую налоговую систему в РФ и ее элементы
    • Выявить проблемы современной налоговой системы РФ
    • Выявить перспективы развития Российской налоговой системы
    • Изучить основные изменения налогового законодательства РФ, с 2012 года

    Поставленные задачи определили логику и структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе «Теоретические аспекты функционирования налоговой системы» дается определение налоговой системы, ее виды и роль в экономике. Рассматриваются основные элементы налоговой системы.

    Во второй главе «Налоговая система Российской Федерации» рассматриваются этапы становления налоговой системы в России, проблемы и перспективы ее развития, основные изменения налогового законодательства, которые вступят в силу в 2012 году.

    При данном исследовании использовался метод дедукции (от общего к частному)

    При написании курсовой работы использовалась учебная литература, посвященная теме о налогах и налогообложении, монографии.

    Нормативной базой работы являются:

    • "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2011) - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
    • "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 19.05.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.06.2012) - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
    • Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

    Информационную базу работы составили базу данные МИНФНС по Уральскому округу

    Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы системного и структурного анализа. В работе использовались статистические и табличные инструменты исследования.

    Практическая значимость – расширение кругозора, знаний в области налогового права.

    1. Теоретические аспекты функционирования налоговой системы

    1.1Налоговая система: понятие, виды и роль в экономике

    Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

    Налоговый механизм – понятие более объемное, чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

    Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов обложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

    Виды налоговой системы

    Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

    В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

    В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

    Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налоговой системы в экономике

    Экономическая природа, содержание и взаимосвязь фискальной, регулирующей и контрольной функций налоговой системы составляют потенциальные возможности этой финансовой категории, объективно заложенные в ней. Однако на практике налоговый потенциал может быть использован с разным коэффициентом полезного действия. Фактический результат, степень практического использования налогового потенциала, выраженного в функциональном предназначении налоговой системы, и определяет их роль в сложившейся экономической и финансовой системе.

    С одной стороны, роль налоговой системы зависит от эффективности проводимой правительством налоговой политики. С другой стороны, чем эффективнее действующие налоги и налоговая система (результативнее их роль), тем меньше государству нужно делать усилий по реформированию или рационализации системы налогов и налогообложения. Такая тесная двусторонняя зависимость результативности роли налогов и эффективности налоговой политики обязывает подробно остановиться на оценке фискальной, регулирующей и контрольно-регулятивной роли налогов и налоговой системы. Напомним, что цель налоговой политики - достижение экономически или социально значимого фискального, регулирующего и контрольно-регулятивного результата (эффекта).

    Роль налогов и налоговой системы в целом можно считать результативной, если на практике максимально использованы все потенциальные возможности налогов, то есть обеспечено необходимое равновесие всех их функций. Важнейшим условием налогового равновесия является установление оптимального уровня налоговых изъятий в целом (налогового бремени) и ставок основных налоговых платежей. Только на этой основе возможно надлежащее исполнение бюджетов всех уровней, соблюдение интересов налогоплательщиков в развитии бизнеса, обеспечение экономической и социальной защищенности граждан.

    Оценка роли налогов может быть негативной, когда действующая система налогообложения не учитывает приоритетные потребности экономики и нацелена преимущественно на решение фискальных задач без учета объективных экономических и налоговых законов и закономерностей. В результате не срабатывают должным образом не только фискальная, но и регулирующая и контрольная функции налогов, возникают серьезные финансовые затруднения и у налогоплательщиков, и у государства. Именно такая ситуация характерна для российских налогов и их системы.

    На оценку роли налогов огромное влияние оказывает субъективный фактор. Она определяется не только экономикой, но и налоговой политикой правительств, поэтому роль налогов по-разному может быть оценена органами государственной власти и налогоплательщиками, предпринимателями и работниками, различными социальными группами населения. Отсюда и оценка роли налогов разными субъектами налогообложения также будет разная. Усиление налогового бремени до предельного уровня для пополнения доходов бюджета, например в связи с ростом социальных расходов, может быть выгодно государству и отдельным группам населения, а значит, и оценено ими положительно. Но эта же мера повлечет за собой уменьшение доходов налогоплательщиков, что может вызвать отрицательную их реакцию. Поэтому, однозначно заявлять о позитивной или негативной роли налогов на конкретном этапе развития экономики крайне сложно в виду многовариантности решений.

    Наиболее объективно роль налогов можно определить только с точки зрения наиболее рационального сочетания интересов совокупного налогоплательщика, общества и государства в целом, то есть с двух взаимодействующих сторон: во-первых, по отношению к государственным доходам (оценка фискальной роли);

    во-вторых, с позиций влияния налогообложения на экономический рост и рост доходов плательщиков, на предпринимательскую, инвестиционную, трудовую активность и другие стороны экономического поведения субъектов налогообложения (оценка регулирующей и контрольно-регулятивной роли).

    Читайте также: