Письмо фнс взаимозависимые лица

Опубликовано: 15.05.2024

Кристина Шперлик

Объясняем, кто такие взаимозависимые лица, по каким признакам они определяются, почему взаимозависимость важно учитывать при выборе контрагентов, зачем налоговая отслеживает такие отношения между налогоплательщиками и что за это грозит.

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Критерии контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в 2020 году

Глава 14.4 раздела V.I НК РФ определяет критерии контролируемых сделок. В вопросах трансфертного ценообразования, кроме того, необходимо знать и про международное регулирование, основанное на документах ОЭСР.

Основная цель внутреннего и международного регулирования контролируемых сделок — добиться прозрачности совершения операций, не дать вывести средства из-под налогообложения как в результате перемещения за пределы страны, так и вследствие спланированного занижения налогов через операции с аффилированными лицами. Базовый критерий для признания сделки контролируемой — взаимозависимость сторон операции, возможность влиять на результаты и принятие решений.

Взаимозависимость участников не связана с их гражданско-правовым статусом: она возможна и в отношениях юридических лиц, и физлиц, и ИП. Подробно критерии взаимозависимости описаны в статье 105.1 Налогового кодекса. Обобщенно можно выделить основные векторы взаимоотношений, указывающие на потенциальное наличие аффилированности:

  • владение юрлицом или «физиком» долей в организации, размер которой дает ему право голоса и влияния на процесс принятия решений;
  • наделение физлица должностными полномочиями, дающими ему возможность определять ход деятельности организации;
  • физические лица выступают родственниками по отношению друг к другу.

Взаимозависимость — это базовый необходимый критерий для контролируемых сделок, но некоторые сделки признаются контролируемыми и в отсутствии взаимозависимости. Такие операции приравнены к сделкам с взаимозависимыми лицами, далее о них расскажем подробно.

По субъектам контролируемые сделки можно разделить на:

  • сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами;
  • сделки между взаимозависимыми резидентами РФ;
  • сделки с взаимозависимыми лицами, не являющимися нерезидентами РФ.

Рассмотрим каждую категорию подробнее.

Сделки взаимозависимых резидентов

Для этой группы сделок в 2020 году действует следующий суммовой критерий дохода за год: превышение размера дохода в 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Иными словами, только если сделки между взаимозависимыми резидентами, соответствующие установленным критериям, принесут доход за год более 1 млрд руб., они могут быть признаны контролируемыми. До этого порога даже при наличии всех остальных критериев сделка контролируемой не является. Ниже мы подробно рассмотрим, как считать годовой доход по сделкам.

Но для признания операции между российскими сторонами контролируемой, в первую очередь, должно иметь место одно из обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Например, резиденты должны применять разные ставки по налогу на прибыль или освобождение от этого налога, быть плательщиками ЕСХН или ЕНВД, т.е. использовать «облегченные» способы уплаты налогов.

Подробный список условий для сделок резидентов смотрите далее в отдельной таблице.

Запомните! Если вышеперечисленные в п.2 ст.105.14 НК РФ условия не соблюдаются, к примеру, операции совершаются двумя российскими взаимозависимыми компаниями, работающими по общеустановленной системе налогообложения, не использующими специальные режимы и льготы по налогу на прибыль, сделки не считаются контролируемыми, даже при сумме в 100 млрд р.

Подытожим: для признания сделок между резидентами РФ контролируемыми необходимы три обстоятельства:

  • Взаимозависимость участников;
  • «Льготное налогообложение» одного/нескольких участников (пункт 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ);
  • Доход по операциям по всем этим сделкам с взаимозависимым контрагентом составил более 1 млрд р. за год.

Также предусмотрен ряд случаев, при которых сделки, подходящие под приведенные критерии, не причисляются к контролируемым (пункт 4 статьи 105.14 НК РФ).

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

В НК РФ выделены операции, которые считаются приравненными к взаимозависимым. Для них действует суммовой критерий — доход должен превысить 60 млн р. за год. Перечень таких сделок указан в пункте 1 статьи 105.14 Налогового кодекса:

  • Внешнеторговые операции, предметом которых выступают товары мировой биржевой торговли. К товарам здесь относятся нефть и продукты переработки, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгметаллы и камни (подпункт 2 п. 1, пп. 5, 6 ст. 105.14 НК РФ). Список кодов товаров установлен приказом Министерства промышленности и торговли РФ (далее — Перечень кодов). Министерство финансов отмечает (письмо от 23.04.2020 No03-12-11/1/33445), что черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни не относятся к мировой биржевой торговле, их коды отсутствуют в Перечне, поэтому в 2020 году во внешнеэкономических операциях ценовое регулирование по ним не осуществлялось. Однако сделки с ними могут признать контролируемыми по другим причинам;
  • операции с взаимозависимыми лицами, когда между ними используется «прокладка» в виде формального невзаимозависимого посредника (подпункт 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ);
  • операции, совершенные с резидентами офшоров или лицами, зарегистрированными на их территории (список установлен Приказом Министерства финансов от 13 ноября 2007 No108н). По этим операциям не важно, выявлены или нет признаки взаимозависимости. Чтобы отнести сделки в ряд контролируемых достаточно наличия регистрации, места жительства или резидентства в оффшоре одного из участников.

Таким образом, для квалификации сделок в качестве контролируемых при «условно взаимозависимых сделках» должно выполняться одновременно три условия:

  • сделки относятся к сделкам, приравненным к взаимозависимым;
  • годовой доход по сделкам с каждым таким лицом превышает 60 млн руб.;
  • сделка не относится к «неконтролируемым», указанным в п.4 ст.105.14 НК РФ.

Напоминаем, что независимо от вышеприведенных критериев сделка может быть отнесена судом к контролируемым. Основанием будет являться установление судом обстоятельств, свидетельствующих о факте того, что операция относится к группе однородных сделок, где цель — формально исключить признаки контролируемой сделки у рассматриваемой операции (п.10 ст.105.14 НК РФ). Эта норма нужна для предотвращения ситуаций, где действительное содержание операции позволяет отнести ее к контролируемым, однако имеют место попытки создать видимость того, что она контролируемой не является.

Сделки с взаимозависимыми нерезидентами РФ

Таблица «Критерии контролируемых сделок в 2020 году


«Неконтролируемые» сделки

Отдельно в п. 4 ст. 105.14 НК РФ законодатель закрепил перечень операций, не относящихся к контролируемым:

  • Операции внутри консолидированной группы налогоплательщиков. Здесь исключаются сделки с полезными ископаемыми, облагаемые по ставке в процентах и сделки, где доходы (расходы) учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • Операции, стороны по которым зарегистрированы в одном субъекте России и не имеют обособленных подразделений в других субъектах или за границей. При этом стороны не уплачивают налог на прибыль в бюджет иных субъектов и не имеют убытки по итогам года. Осуществляемые операции не должны содержать критерии, определенные пп. 2 — 7 ст. 105.14 НК РФ (специальные режимы, освобождение от налога на прибыль, лицензия на добычу углеводородов на недавно открытом месторождении в море);

Согласно позиции Министерства финансов (см. письма от 11.05.2018 No03-12-11/1/32942, от 24.11.2015 No03-01-18/68227) сделка не может быть признана контролируемой из-за убытков, обнаруженных по итогу отчетного периода, а также по сделкам с особой (не общей) ставкой налога на прибыль.

  • межбанковские кредиты или депозиты, выданные на срок, не превышающий недели;
  • сделки с выдачей гарантий или поручительств российскими компаниями, не имеющими статус банка;
  • беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими резидентами. При этом резидентом должен быть и действительный бенефициар займа;
  • цессия (уступка требования) банком в ходе мероприятий, направленных на предупреждение банкротства согласно плану Центробанка или ч. 1 ст. 5 ФЗ от 29.07.2018 No263-ФЗ;
  • операции в рамках военного и технического сотрудничества России с другими странами;
  • операции, связанные с добычей углеводородного сырья на новом месторождении в море, в отношении одного месторождения.

Порядок расчета доходов

Для выяснения, достигнуты ли суммовые критерии контролируемой сделки, анализируется информация за календарный год. Если признаки взаимозависимости появились не с начала года, необходимо считать доход только за период взаимозависимости, — указывает Министерство финансов в письме от 21.03.2017 No03-12-11/1/16105.

Отметим, что данные суммируются по всем сделкам с каждым лицом отдельно. Иными словами, достичь порога в 1 млрд или 60 млн руб. необходимо по каждому основанию и каждому взаимозависимому контрагенту, а не суммарно с разными.

Если доход не учитывается в целях налога на прибыль (например, ст. 251 НК РФ), он не участвует в расчете. Например, сумма выданного или полученного займа, не учитывается при расчете суммового критерия, т.к. такие доходы указаны в ст.251 НК РФ и не включаются в налоговую базу налогу на прибыль. В составе «контролируемых доходов» в данном примере, могут включаться только проценты по займу.

Кроме того, Министерство финансов неоднократно подчеркивало: в расчет не надо включать поступления, не являющиеся результатом контролируемых сделок. Примеры:

  • нереализованные курсовые разницы, возникшие в результате переоценки валютных ценностей и требований (обязательств) в иностранной валюте в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю;
  • дивиденды, от владения долей в организациях, иные поступления от такого долевого участия;
  • санкции за нарушение договора. Их закрепление в договоре не должно преследовать цель формирования условий для отнесения сделок к неконтролируемым (письма Министерства финансов от 17.07.2013 No03-01-18/28094, от 16.08.2013 No03-01-18/33535).

Федеральная налоговая служба России может проверять «рыночность» доходов, используемых для расчета указанных суммовых порогов — 1 млрд р. и 60 млн р. (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

Уведомление подают все участники контролируемой сделки. Исключение: комиссионер, действующий от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала); тогда уведомить обязан принципал. Уведомление о контролируемой сделке подается каждым участником в территориальную инспекцию по месту своего нахождения. Если участник относится к категории крупнейших налогоплательщиков, уведомление направляется по месту постановки на учет в этом качестве.

Территориальный налоговый орган в десятидневный срок отправит полученное уведомление ФНС России для его проверки (п. 5 ст. 105.16 НК РФ).

Срок для представления уведомления по сделкам за 2020 год — не позже 20 мая 2021 года.

Если участник не успел подать уведомление вовремя, то его могут оштрафовать согласно ст. 129.4 НК РФ. Штраф составляет 5 000 р.

Штраф фиксированный, на него не влияет количество контролируемых сделок (п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017- далее Обзор). Статья 129.4 НК РФ также устанавливает штрафные санкции, если представленное уведомление недостоверно. Сумма штрафа составляет 5 000 р. Президиум ВС РФ отметил: недостоверные данные могут стать причиной для ответственности, если из-за них нельзя корректно идентифицировать операцию (п. 10 Обзора).

Если налогоплательщик представит уточненное уведомление до того, как налоговая обнаружит нарушение, то ответственность для него не наступит.

Проверка цен

Цена выступает одним из основных способов манипуляции, используемых взаимозависимыми лицами для снижения налоговой нагрузки. Проверку осуществляет только ФНС, неоднократно отмечавшая: рыночность цен в контролируемых сделках не подлежит камеральной или выездной проверке.

5 методов проверки по контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Все методы применяются последовательно: тот, который ниже по списку применяется, если не получается использовать указанный выше. Фактически метод зависит от содержания операций.

Метод сопоставимых рыночных цен в приоритете для определения соответствия, кроме случаев приобретения товара для его последующей перепродажи без переработки не взаимозависимым лицам. В этом случае применяют метод цены последующей реализации (п. 3 ст. 105.7, п. 2 ст. 105.10 НК РФ).

При методе сопоставимых цен цена по контролируемой сделке сравнивается со сделками с независимыми участниками. В частности, метод идеально подойдет, если сам налогоплательщик совершает аналогичные сделки как с взаимозависимыми, так и не с независимыми контрагентами или если в отношении предмета сделки в открытом доступе есть информация о ценах, или если предметом сделки являются биржевые товары.

При методе цены последующей реализации у перепродавца не должно быть нематериальных активов, существенно влияющих на валовую рентабельность (п. 2 ст. 105.10 НК РФ). Сравнивается валовая рентабельность при перепродаже приобретённого в ходе контролируемой сделки товара с рыночными значениями этого показателя (п. 1 ст. 105.10 НК РФ).

Если применение ни одного из перечисленных методов невозможно, то применяются последовательно затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли.

Затратный метод, указывает законодатель, может применяться в отношении:

  • выполнения работ (услуг) лицами, являющимися взаимозависимыми с продавцом (при отсутствии нематериальных активов, влияющих на рентабельность затрат продавца);
  • реализации сырья / полуфабрикатов взаимозависимым с продавцом покупателям;
  • долгосрочных договоров по товарам (работам, услугам), заключенных между взаимозависимыми лицами;
  • услуг по управлению денежными средствам, выполнению обязанностей единоличного исполнительного органа организации (п. 2 ст. 105.11 НК РФ).

Исследуются данные о затратах по контролируемой сделке в сравнении с рынком (п. 1 ст. 105.11 НК РФ).

Метод сопоставимой рентабельности основан на сравнении данных о рентабельности участника контролируемой сделки с рентабельностью независимых участников рынка (п. 1 ст. 105.12 НК РФ).

Метод распределения прибыли будет использован, если данных для других мало или под контролем участников контролируемой сделки есть нематериальные активы, значительно влияющие на рентабельность (ст. 105.13 НК РФ).

Если налоговая установит нерыночность цен, то «заниженные» налоги доначислят. Также будут начислены пени (п. 4 ст. 105.3 НК РФ). Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности (ст. 129.3 НК РФ). Штраф варьируется от 30 000 р. (минимум) до 40 % от суммы доначисленных налогов.

Налоголательщик, обнаружив несоответствие цены контролируемой сделки рыночной, может применить «рыночную» цену самостоятельно (п. 3 ст. 105.3 НК РФ), чтобы уберечь себя от налоговых санкций и пеней.

К сведению! Самостоятельное доначисление налогов с «рыночной базы» производится по итогам года одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ) или в этот же срок, если организация не платит налог на прибыль. Возникшая недоимка должна быть уплачена до 28 марта, а по НДФЛ — не позднее 15 июля. До истечения установленного срока пени не начисляются. При необходимости корректировок НДС и НДПИ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) нужно представить «уточненки» за периоды, в которых были применены «нерыночные» цены. К уточненным декларациям нужно приложить пояснения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой доначисляются налоги (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

На налогоплательщике лежит бремя доказывания обоснованности выбранного метода определения цены. В противном случае налоговая может применить другой метод и получить иной результат (см., п. 1 Обзора судебных споров в отношении налогового контроля в области трансфертного ценообразования, направленного Письмом ФНС России от 02.09.2019 № СА-4-7/17555@).

Кроме того, законодатель также предоставил налогоплательщику возможность уменьшить негативные последствия посредством проведения так называемых симметричных корректировок (ст. 105.18 НК РФ), когда:

  • контрагенту был доначислен налог (уменьшен убыток) по итогам проверки цен ФНС России, соответствующее решение исполнено контрагентом. Симметричные корректировки осуществляются на основе уведомления, полученного от ФНС России, о возможности проведения таких корректировок;
  • контрагент самостоятельно провел корректировку своих налоговых обязательств с учетом рыночных цен. Основанием для корректировок будет подтверждение подачи контрагентом уточненной налоговой декларации и погашения недоимки (пп. 1, 2 ст. 105.18 НК РФ).

В ходе симметричных корректировок налогоплательщик при исчислении обязательств использует скорректированные цены. Если основанием для корректировок является получение уведомления от ФНС России, то налогоплательщик их отражает в налоговой отчетности за период получения уведомления. Если обязательства корректируются в связи с самостоятельно проведённым контрагентом пересчетом, то налогоплательщик их также симметрично отражает в декларациях (то есть также подает уточненные декларации за соответствующие корректируемым обязательствам периоды). Результаты корректировки отражаются только в декларациях, данные регистров налогового учета и первичных документов не исправляются (п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


У нас оказалось в распоряжении внутреннее руководство налоговиков. В недрах ФНС России родилось письмо, которое уже доведено до сведения нижестоящих региональных управлений и далее до ИФНС на местах. В письме - о том, как проводить предпроверочный анализ деятельности группы налогоплательщиков, чтобы собрать эффективную доказательную базу.

Как определить взаимозависимых?

Что в своем письме предлагает ФНС России? Пристальное внимание будут обращать на физических лиц. По мнению ведомства, они являются связующим звеном всей группы взаимозависимых лиц. В этой связи в рамках проведения предпроверочного анализа рекомендовано обращать внимание на то, какими еще организациями управляют те или иные должностные лица компании. При этом важны как факт руководства компаниями, так и участие в них (причем, вне зависимости от доли участия), прямое или опосредованное.

Непосредственно перед проверкой рекомендуется в графическом виде построить схему группы (специалисты ФНС отмечают особенно этот момент, поскольку наглядный материал облегчает работу и сбор доказательной базы, а также распределение задач между специалистами аналитической группы). Упрощенно схема выглядит так.

455

Схема начинается с налогоплательщика, запланированного к проверке. От него строятся взаимосвязи к его учредителям (юридическим и физическим лицам) и руководителям. От учредителей – юридических лиц цепочка потянется к их учредителям, также с указанием информации о владельцах и руководителях. И так до тех пор, пока не будут выявлены все бенефициары.

Отмечу, что сведения об учредителях, исполнительном органе, совете директоров приводятся за весь период жизни компании от даты ее регистрации. Таким образом, понятно, что в «группу лиц» может попасть большое количество не имеющих никакого отношения к проверяемой компании организаций и людей.

Что мне показалось наиболее интересным в данном письме по описанному направлению, так это то, что в отношении выявленных участников группы поднимается вся информация. ИНН, размер уставного капитала (для юридических лиц), размер участия, сумма вкладов в уставный капитал, статус лица (ИП, юридическое лицо в стадии ликвидации, банкротства). Учитываются все детали вплоть до номера телефона, адреса электронной почты и сайта в интернете.

По физическим лицам информация приводится в максимально полном объеме. Среди прочего указываются источники получения дохода, имущество, устанавливается состав семей и приводятся сведения о доходах и расходах членов семьи.

Анализ денежных потоков

Далее проводится анализ полученной от обслуживающих группу компаний коммерческих банков, а также анализ материалов, полученных из налоговых инспекций по месту регистрации всех участников группы. Кроме того, налоговикам рекомендовано запрашивать и анализировать на этом этапе информацию, полученную вне рамок проведения налоговых проверок, из внешних источников. Такая схема позволяет отследить внешние и внутренние финансовые потоки всей группы.

На что должны обратить внимание налоговики на этом этапе? По мысли чиновников из ФНС России, это:

  • операции с заемными средствами,
  • финансирование убыточных или не осуществляющих деятельности заемщиков,
  • льготные условия займов и передача их третьим лицам под более низкие проценты,
  • случаи невозврата займов,
  • получение займов от иностранных лиц, особенно, резидентов низконалоговых зон.
По результатам анализа формируются рекомендации для проверки фактического использования займов и оценки их экономической оправданности.

Для тех, кто дает такие займы, подозрения налоговиков могут обернуться отказом в признании расходов в виде безнадежных долгов в сумме непогашенной задолженности. Соответственно, у заемщика будут сняты расходы в виде процентов по займу (если заем был все-таки под процент), особенно, если налоговикам повезет, и они выявят и докажут цепочку заимствований внутри группы компаний.

А еще анализ финансовых показателей

Схема бизнеса включает в себя и схему технологических процессов, построение которой преследует две цели:

  • первая - выявление технологических особенностей бизнеса. На этом этапе налоговики могут определить, насколько вы говорите правду, когда приходите на комиссию по легализации налоговой базы, или пишете им пояснения на требования, оправдывая, например, полученные убытки. К примеру, снижение выручки может объясняться ростом затрат (по вашей версии). А налоговики сопоставляют объемы выпущенной продукции с объемами произведенных затрат, с объемом НЗП и нереализованной продукции и это позволяет им оценить фактическое влияние роста затрат на производство на снижение выручки в конкретном периоде. И уличить вас во лжи. На основании чего делаются выводы либо о завышении расходов, либо о занижении объемов производства с целью сокрытия выручки от реализации;
  • вторая - уточнение структуры бизнеса. Она позволяет выявить схемы аутсорсинга – передачи функциональных частей бизнеса отдельным лицам группы. Установлению факта дробления бизнеса способствует также анализ группы в целом и ее отдельных звеньев по показателям рентабельности, выручки, налоговой нагрузки.
Для этих целей проводится анализ бухгалтерской и налоговой отчетности компаний.Рекомендовано проводить такой анализ не за один налоговый период, а в сравнении с аналогичными показателями предыдущих периодов за три года. При этом данные рассматриваются как по годам в целом, так и в разрезе отчетных периодов (кварталов) в удельных весах.

Таким образом, в группе выявляются звенья с минимальными и максимальными показателями. Производится их сопоставление со средними показателями по видам экономической деятельности как в целом по России, так и по субъекту.

Анализ в совокупности позволяет выделить финансовые центры группы компаний – производства, затрат, прибыли. Понятно, что между лицами группы должны существовать какие-то отношения по поводу использования активов и перераспределения денежных средств. Их изучение может выявить возможное перераспределение прибыли внутри группы. В этом случае определяется следующая задача: распознать применение различных схем ухода от налогообложения или минимизацию налоговых обязательств.

Так, налоговая экономия может быть достигнута за счет применения различных систем налогообложения внутри группы. К примеру, при использовании аутсорсинга или посреднических договоров, заключенных с организацией, применяющей УСН. Избежать уплаты налогов с розничного оборота позволяет продавец-вмененщик.

Рассматриваемый внутренний документ налоговых органов называет и иные способы минимизации налогов, на которые следует обращать внимание в ходе предпроверочного анализа: «прослойки из однодневок», которые позволяют изъять значительные суммы оборотов из налоговой базы по доходным налогам и НДС, и создание убыточных фирм с целью их присоединения.

image_pdf
image_print

Взаимозависимость субъектов бизнеса является предметом пристального внимания налоговых органов. При выявлении в ходе проверок подозрительных сделок инспекторы в первую очередь будут проверять, не совершались ли они со «своими» организациями или ИП. Если это так, риск получить обвинение в необоснованной налоговой выгоде существенно возрастает. Но значит ли это, что сделок с подконтрольными и зависимыми организациями (ИП) следует избегать?

Что такое взаимозависимость

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Допустимы ли операции между зависимыми лицами

Закон не может запретить двум компаниям провести сделку только потому, что их руководители являются, например, родственниками. Более того, принцип проявления должной осмотрительности заставляет тщательно проверять контрагентов и не работать «с кем попало». В связи с этим выбор поставщика, возглавляемого хорошо знакомым и проверенным человеком, кажется вполне логичным. Однако это верно лишь в том случае, если исполняется требование пункта 1 статьи 105.3 НК РФ: в такой сделке нельзя устанавливать особые условия. Другими словами, заключать договор с зависимой организацией нужно на тех же условиях, на которых он был бы заключен с совершенно «незнакомой» компанией.

Под условиями сделки в данном случае понимается не только цена, но и все прочие. Например, преференция своему покупателю в виде бесплатной доставки и/или страховки может быть сочтена особым условием сделки. Конечно, в том случае, если прочих своих клиентов компания таким вниманием не балует. То же самое можно сказать о предоставлении зависимой организации отсрочки платежа. В общем, любые условия работы с организациями или ИП, которые так или иначе являются зависимым или подконтрольными, должны быть абсолютно рыночными.

Если придерживаться указанного выше принципа, то совершать операции с зависимыми лицами можно. Конечно при условии, что обе стороны сделки являются добросовестными налогоплательщиками и исправно исполняют свои обязанности. Тогда у налоговой инспекции не будет никаких поводов придраться к операции.

Контролируемые сделки

В законодательстве есть понятие «контролируемые сделки» — их перечень проведен в статье 105.14 НК РФ. А в статье 105.16 Кодекса указано, что о совершении таких сделок необходимо уведомлять налоговую службу. Однако любая ли сделка между взаимозависимыми лицами будет считаться контролируемой? Вовсе нет. Контролируемыми могут признаваться сделки, которые влияют на налогооблагаемую базу по налогам на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ граждан, имеющих статус ИП, а также НДС. Причем в отношении последнего налога указано такое условие: одна из сторон сделки не является его плательщиком или применяет освобождение от его уплаты. Таковы требования пункта 11 статьи 105.14 и пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В целом, если говорить о взаимоотношениях с российскими зависимыми лицами, то большинство сделок с ними к контролируемым как раз относиться не будет. Но это вовсе не значит, что они выпадут из поля зрения ИФНС.

Последствия

Итак, между взаимозависимыми лицами могут быть заключены сделки контролируемые и «обычные», то есть те, которые не являются таковыми. И проверяться они будут по-разному.

Сделка относится к контролируемым

Если налоговая инспекция выяснит, что компания провела контролируемую сделку без соответствующего уведомления, об этом факте будет сообщено в центральный аппарат ФНС. Дело в том, что сама территориальная ИФНС не имеет полномочий осуществлять проверку правильности исчисления налогов при проведении контролируемых сделок — это зона ответственности Федеральной службы.

Получив информацию из территориального органа, ФНС осуществит проверку сделки в отношении правильности исчисления упомянутых выше налогов. В результате может быть принято решение о корректировке цены операции, что приведет к увеличению налогооблагаемой базы и доначислению налогов одной из сторон сделки.

Но есть одно обстоятельство, которое вряд ли позволит поставить «на поток» такие доначисления. Дело в том, что в соответствии со статьей 105.18 НК РФ, вторая сторона также может применить «новую» цену ФНС для целей налогообложения. В результате этой корректировки ее налогооблагаемая база, вероятнее всего, уменьшится: раз выше цена, значит, выше и расходы. Получается, что эта сторона уплатила «лишний» налог, который должен пойти к возмещению либо вычету. Так что смысл в доначислениях по контролируемым сделкам есть далеко не всегда.

Прочие сделки

Сделки между взаимозависимыми лицами, не относящиеся к разряду контролируемых, входят в зону проверки ИФНС. При малейшем отклонении от рыночных условий инспекторы будут искать мотив. Точнее, будут считать, что мотив есть — это получение необоснованной налоговой выгоды, и заниматься поиском доказательств этого.

Необоснованной налоговой выгодой считается занижение налоговой базы, неправомерное применение льгот, вычетов или возмещения. В общем, все, что так или иначе привело к уменьшению налоговых обязанностей компании или ИП. При оценке операций инспекторы принимают во внимание наличие цели и разумного обоснования сделки, ее соответствие обычаям делового оборота. Особое внимание уделяется установлению факта реальности операции. Ведь если она была осуществлена лишь на бумаге — это «железная» причина признать налоговую выгоду необоснованной.

Занижение налоговой базы можно увидеть даже в таком распространенном механизме кредитования бизнеса, когда учредитель дает компании беспроцентный заем. Ведь если бы организация обратилась за кредитом в банк, то ей бы пришлось уплачивать проценты. Поэтому налицо особые условия сделки между зависимыми лицами — компанией и ее учредителем. И теоретически последнему может быть доначислен НДФЛ в размере недополученных им процентов по займу. В особенности если его организация применяет специальный режим налогообложения, который не учитывает фактическую выручку, например, УСН с объектом «доходы». При этом размер не полученного учредителем дохода будет рассчитываться, исходя их процентов, под которые выдаются сопоставимые займы.

Сегодня доначисления и штрафы из-за необоснованной выгоды по налогам, в том числе в результате сделок с зависимыми компаниями, являются обычной практикой. Так что в этом отношении сделки, не попадающие под определение контролируемых, можно назвать даже более «перспективными». Таким образом, в чем бы ни заключалась суть сделки с зависимым лицом, если ее условия не соответствуют рыночным, она может привлечь внимание ИФНС.

Главная страница » Блог » Сделки между взаимозависимыми лицами: быть или не быть?

Какие лица считаются взаимозависимыми? Каковы риски сделок с взаимозависимыми лицами? Как проходит налоговый контроль сделок? К каким последствиям приводят такие сделки? В этих вопросах помогут разобраться специалисты нашей компании.

Кто является взаимозависимыми лицами?

Самые распространенные условия признания лиц взаимозависимыми перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Сюда относятся случаи, когда:

Физическое лицо и организация

Организация и лицо

Организации и/или физические лица

Если одна организация участвует в другой организации и доля ее участия больше 25%

Если физическое лицо участвует в такой организации и его доля участия больше 25 %

Если лицо* имеет полномочия:

― По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации

― По назначению или избранию не менее 50% состава совета директоров или наблюдательного совета организации

Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%

Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

Если одно и то же лицо участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из них больше 25%

Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа

Взаимозависимые лица физического лица *

Если в организациях по решению физического лица* назначены: единоличные исполнительные органы, или не менее 50 % состава совета директоров или наблюдательного совета.

Если в организациях одни и те же физические лица* составляют больше 50% состава совета директоров или наблюдательного совета.

Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо

Совместно с его взаимозависимыми лицами:

Кроме того, нужно принимать в расчет определение взаимозависимости в п. 1 ст. 105.1 НК РФ. Для целей налогообложения ими признаются любые лица в том случае, когда их взаимоотношения могут оказывать влияние на условия или результаты совершаемой сделки.

Взаимозависимыми могут быть признаны лица, не указанные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, о чем говорится в п. 7 ст. 105.1 НК РФ.

Таким образом, взаимозависимыми могут признать никак не связанные организации в том случае, если руководители состоят в дружеских отношениях, а условия сделки между организациями отличаются от рыночных.

Сделки между взаимозависимыми лицами не считаются незаконными, если не нарушают так называемый «принцип вытянутой руки». Согласно п. 1 ст. 105.3 НК РФ сделка должна проходить на тех же условиях, на которых она проводилась бы с любой другой организацией, которую можно найти на рынке просто «вытянув руку».

К условиям сделки относится:

  • цена сделки;
  • правила передачи товара;
  • отсрочка или рассрочка платежа;
  • правила страхования

Если нерыночные условия приводят одну из сторон к лишним расходам или недополучению доходов, сделка привлечет внимание налоговой.

Как получить одобрение сделки?

Один генеральный директор может управлять любым количеством юридических лиц. Эти юрлица могут совершать сколько угодно сделок, но налоговые риски возникнут только в том случае, когда сделки совершаются по нерыночным ценам, или на нерыночных условиях.

Когда генеральный директор управляет организацией не единолично, он должен предоставить остальным участникам общества информацию о юрлицах, в которых он занимает руководящую должность. Такая сделка должна получить одобрение общего собрания участников.

Если цена сделки составляет менее 2% от стоимости имущества компании, ее может одобрить совет директоров, согласно п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Что такое контролируемая сделка?

ФСН осуществляет контроль сделок между взаимозависимыми лицами с целью выявления необоснованного изменения налогооблагаемой базы в сторону ее уменьшения или увеличения.

Какие сделки вызывают пристальное внимание ФСН?

Если сделки отвечают хотя бы одному из следующих условий, по ним будет проводиться проверка:

  • сумма доходов по сделкам за календарный год выше 1 миллиарда рублей;
  • одна из сторон сделки ― налогоплательщик налога на добычу полезных ископаемых, и предметом сделки ― добытое полезное ископаемое;
  • одна из сторон сделки ― налогоплательщик, применяющий один из специальных налоговых режимов: ЕСН, ЕНВД, а другие участники сделки не применяют такой налоговый режим;
  • если одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу 0 % налоговую ставку в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ, а другая сторона не применяет 0% налоговую ставку;
  • если одна из сторон сделки ― резидент или участник особой экономической зоны, налоговый режим которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (пп. 5 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ), а другая сторона не является резидентом или участником особой экономической зоны;
  • если сделка одновременно отвечает ряду условий:

― одна из сторон ― налогоплательщик, указанный в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, который учитывает доходы (расходы) по этой сделке по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК;

― любая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, или является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК, но не учитывает доходы (расходы) по этой сделке по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК;

  • если одна из сторон сделки ― участник регионального инвестиционного проекта, применяющего 0% ставку по налогу на прибыль, или пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль на условиях, предусмотренных статьей 284.3 НК РФ;
  • если одна из сторон сделки ― исследовательский корпоративный центр «Сколково» освобожденный от уплаты НДС в соответствии со статьей 145.1 части НК;
  • если одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ.

Какие сделки приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами?

Кроме вышеперечисленных, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие:

  1. Сделки с участием не взаимозависимых лиц, при условии, что:

― они не выполняют в этой сделке дополнительных функций, кроме организации реализации товаров одним лицом другому лицу, признаваемому с ним взаимозависимым;

― не принимают на себя рисков и не используют активов для реализации товаров одним лицом другому, признаваемому с ним взаимозависимым;

  1. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  2. Сделки с участием лица, зарегистрированного, или проживающего на территории включенной в перечень государств и территорий, утвержденный Министерством финансов РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК.

Что делает ФНС по результатам проверки сделки?

Если в результате проверки ФНС выявит необоснованное изменение налогооблагаемой базы, проще говоря, уличит взаимозависимых лиц в совершении сделки с завышением или занижением суммы, участнику сделки будет выписан штраф. Кроме того, ему доначислят налог, если ФНС посчитает что налоговая база была умышленно уменьшена.

Какие сделки не признаются контролируемыми?

Сделки не признаются контролируемыми в следующих случаях:

  1. если стороны сделки ― участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, сюда не входят сделки с плательщиком НДПИ;
  2. если стороны сделки ― лица, удовлетворяющие ряду требований: зарегистрированы в одном субъекте РФ; не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ; не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ; не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций; отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;
  3. если сделка подпадает под пункт 1 статьи 275.2 НК РФ, и касается добычи углеводородного сырья на морском месторождении
  4. если в сделке задействованы межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  5. если сделка касается области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;
  6. если это сделки по предоставлению поручительств в том случае, когда все стороны этой сделки российские организации, но не банки;
  7. если в сделке по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, участвуют только проживающие или зарегистрированные на территории РФ участники

Сделка между взаимозависимыми лицами, совершаемая с занижением налоговой базы по результатам проверки ФНС может привести к штрафам и доначислению налогов. Чтобы исключить возможные риски, стоит обратиться к специалистам в сфере бухгалтерских услуг и провести аудит сделки.

Компания «ПРОГРАММЫ92»» более 9 лет успешно работают в этой сфере. Наши специалисты знают все тонкости законодательства и следят за его изменениями.

Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, и мы проведем аудит вашей сделки, а вы сэкономите время и избежите штрафов!

Читайте также: