Возврат зачет обеспечения уплаты таможенных пошлин налогов осуществляется при условии если

Опубликовано: 18.05.2024

Возврат таможенных платежей

Возврат таможенных платежей возможен в двух основных случаях. По заявлению компания может вернуть средства, хранящиеся на принадлежащем ей едином лицевом счете в системе ФТС, если она не планирует использовать их для расчетов с таможней. Второй случай — это возврат излишне уплаченных пошлин, налогов, сборов. Он проводится, если в результате корректировки или после разрешения спорной ситуации их сумма уменьшилась, из-за чего образовалась переплата. Вернуть переплату можно в досудебном и в судебном порядке.

Досудебный порядок возврата таможенных платежей

Процедура возврата в досудебном порядке определена ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Ст. 122. Описывает порядок возврата авансовых платежей. Средства могут быть возвращены в течение трех лет по заявлению, к которому прикладывают платежный документ, подтверждающий их зачисление, копии документов юридического лица.

Ст. 147. Описывает порядок возврата излишне уплаченных платежей. В досудебном порядке он выполняется по заявлению после предоставления документов, которые подтверждают факт оплаты, начисление сборов, пошлин, налогов, факт их излишнего взыскания, а также копии документов юридического лица.

Ст. 148. Устанавливает порядок возвращения уплаченных налогов и пошлин в случаях, когда таможня отказывает в выпуске товаров, происходит отзыв декларации, изменяется таможенная процедура, в ряде иных случаев.

Ст. 149. Определяет порядок возвращения неиспользованного денежного залога (неиспользованного остатка средств на едином лицевом счету компании). Выполняется в течение трех лет по письменному заявлению при условии, что заявитель может представить платежные документы, подтверждающие пополнение счета.

Случаи возврата таможенных платежей в досудебном порядке можно разделить на две большие группы.

Излишне уплаченные таможенные платежи. Их возврат выполняется в несколько этапов. Даже после обнаружения переплаты и уведомления импортера о ней таможня не возвращает средства, так как платеж продолжает считаться таможенным, и средства не принадлежат плательщику. Действовать нужно следующим образом:

  • устанавливают факт переплаты, получая уведомление об этом от таможни или собирая документы, подтверждающие начисление «лишних» сумм;
  • заполняют заявление установленной формы;
  • готовят документы, подтверждающие выполнение платежей в адрес таможни и сам факт переплаты, передают их сотрудникам таможни или направляют заказным письмом с уведомлением;
  • в течение месяца таможня должна представить решение о возврате (возможен или нет);
  • в случае неправомерного отказа средства возвращают в судебном порядке.

Авансовые платежи. Это — средства, перечисленные в счет будущих платежей. Они остаются в собственности плательщика, формально не являются таможенными платежами и возвращаются по упрощенной процедуре. В течение трех лет с даты зачисления средств на единый лицевой счет компании подают заявление на возврат. Таможня обязана в течение 1 месяца рассмотреть его и вернуть средства, перечислив их по указанным заявителем реквизитам. К заявлению прикладывают платежные документы, которые подтверждают зачисление авансовых средств.

В досудебном порядке таможня не возвращает средства, если:

  • сумма составляет меньше 150 рублей;
  • платеж являлся авансовым, и с момента зачисления прошло больше трех лет;
  • заявитель имеет задолженность по другим платежам. В этом случае «излишки» будут направлены на ее оплату.

Если сумма таможенных платежей при растаможке выросла из-за того, что инспектор изменил таможенную стоимость или код ТН ВЭД, у импортера есть три месяца, чтобы оспорить корректировку (в том числе через суд). По истечении этого срока вернуть средства можно только с помощью более долгой и сложной стандартной процедуры возврата (в срок до трех лет). Сотрудники таможенного представителя «СТТ Логистика» рекомендуют начинать оформление возврата сразу после обнаружения переплаты. Наша компания также предлагает услуги по перевозке, доставке сборных грузов, складской логистике и аутсорсингу внешнеэкономической деятельности.

Товары на складе

Возврат таможенных платежей через суд

Возврат в судебном порядке осуществляется, если:

  • отказ таможни возвращать излишне уплаченные таможенные платежи является неправомерным, его можно оспорить;
  • нужно вернуть авансовые платежи, с момента зачисления которых прошло больше трех лет.

В первом случае к исковому заявлению прикладывают документы:

  • подтверждающие начисление и уплату таможенных платежей истцом;
  • устанавливающие основания для выполненного начисления;
  • подтверждающие факт переплаты;
  • платежные документы;
  • решение таможни об отказе в возврате излишне уплаченных средств.

Во втором случае исковое заявление сопровождают документами, подтверждающими выполнение авансового платежа, а также документами, обосновывающими обращение после истечения установленного законом трехлетнего срока давности.

Статья 85. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях:

1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) при выпуске товаров в соответствии со статьей 198 настоящего Кодекса;

5) иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, международными договорами и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

2. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется:

1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется – на день принятия решения о непредоставлении обеспечения;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

3. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита – также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи, части второй пункта 1 статьи 87 и главе 3 настоящего Кодекса.

5. При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, не определен законодательством государства – члена Таможенного союза.

Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия, определяются международным договором государств – членов Таможенного союза.

6. Возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.

Статья 86. Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

денежными средствами (деньгами);

Законодательством государств – членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом.

4. Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяются законодательством государства – члена Таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.

Статья 87. Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Если одним и тем же лицом на территории одного из государств – членов Таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства – члена Таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).

Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств – членов Таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением.

2. Порядок применения генерального обеспечения определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 88. Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве – члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 настоящего Кодекса.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве – члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах – членах Таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств – членов Таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Законодательством государств – членов Таможенного союза может предусматриваться включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, процентов.

2. Если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

3. При выпуске товаров в соответствии со статьями 198 и 199 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

4. В отношении отдельных видов товаров могут быть установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, если это предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза.

5. При выпуске товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки с учетом положений пункта 2 настоящей статьи.

Статья 85. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях:

1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств-членов таможенного союза;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) при выпуске товаров в соответствии со статьей 198 настоящего Кодекса;

5) иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, международными договорами и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется:

1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

3. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита - также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи, части второй пункта 1 статьи 87 и главе 3 настоящего Кодекса.

5. При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение не определен законодательством государства-члена таможенного союза.

Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия, определяются международным договором государств-членов таможенного союза.

6. Возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.

Статья 86. Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

денежными средствами (деньгами);

Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом.

4. Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяются законодательством государства-члена таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.

Статья 87. Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Если одним и тем же лицом на территории одного из государств-членов таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства-члена таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).

Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения на территории одного из государств-членов таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением.

2. Порядок применения генерального обеспечения определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Статья 88. Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 настоящего Кодекса.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве-члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, но не менее сумм таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах-членах таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств-членов таможенного союза под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом для определения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов применяется курс иностранной валюты, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Законодательством государств-членов таможенного союза может предусматриваться включение в сумму обеспечения сумм таможенных сборов, процентов.

2. Если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

3. При выпуске товаров в соответствии со статьями 198 и 199 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

4. В отношении отдельных видов товаров могут быть установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, если это предусмотрено законодательством государств-членов таможенного союза.

5. При выпуске товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки с учетом положений пункта 2 настоящей статьи.

14 мая 2020 Верховный Суд принял определение № 307-ЭС19-18595 по делу А56-122276/2018.

Компания-импортёр в феврале-марте 2016 года ввезла на территорию РФ товары, уплатила таможенные платежи. У таможни появились сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости. Был проведен контроль стоимости, по итогам которого компании были доначислены таможенные платежи в размере 3 473 942,05 руб.

Компания не была согласна с решениями таможни. Как следует из судебных актов по делу, Общество пыталось решить судьбу излишне уплаченных платежей, обращалось в таможенные органы с различными жалобами, заявлениями и обращениями. Однако успехов это не принесло.

Поняв, что таможня не собирается возвращать деньги, компания обратилась в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просила суд обязать таможню вернуть таможенные платежи.

Все три инстанции отказали компании в удовлетворении требований.

Суды посчитали, что до обращения в суд Общество не исполнило обязательный порядок подачи в таможню заявления о возврате таможенных платежей, а, следовательно, его требования должны быть отклонены.

В целом, на мой взгляд, суды следовали позиции самого Верховного Суда, которая была изложена им в пункте 29 Постановления Пленума от 12.05.2016 года № 18.

Однако Верховный Суд все судебные акты по делу отменил, а дело направил на новое рассмотрение.

Позиция Верховного Суда

Суд пришёл к выводу, что Обществу и не требовалось соблюдать обязательный досудебный порядок обращения в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей, поскольку:

Общество основывало свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения им таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости.

А, следовательно, суды должны были проверить законность решений таможни и решить вопрос о наличии оснований для возврата таможенных платежей.

Комментарий к Определению

На мой взгляд, определение Верховного Суда очень важно для практики разрешения таможенных споров.

Для понимания позиции ВС я кратко освещу ранее сложившуюся практику.

12 мая 2016 года Пленум Верховного Суда принял постановление о применении норм таможенного законодательства.

Среди прочего, в пункте в пункте 29 Постановления суд указал, что возврат таможенных платежей осуществляется на основании заявления, которое подается в таможенный орган. При этом, одновременно или ранее декларант обязан инициировать внесение соответствующих изменений в декларацию на товары (далее - ДТ). В противном случае заявление о возврате платежей не подлежит рассмотрению.

В целом такой подход соответствовал практике арбитражных судов. Суды и до этого исходили из того, что возврат таможенных платежей в судебном порядке возможен только после обращения в таможню с заявлением о возврате. Верховный Суд к этому добавил ещё и необходимость внесения изменений в ДТ.

Что это означало на практике?

Во-первых, в таможню необходимо было подать одновременно два заявления — и о возврате платежей, и о внесении изменений в ДТ.

Во-вторых, суды стали рассматривать необходимость подачи этих заявлений как обязательный досудебный порядок. Так, при его нарушении суды либо не принимали заявления к производству (редко), либо отказывали в удовлетворении требований декларантов о возврате платежей (часто).

Однако ещё в 2018 и 2019 годах Верховный Суд принял несколько судебных актов1, в которых разъяснил, что «регулирование вопроса о возврате излишне взысканного налога в административном порядке в этом случае является правом, а не обязанностью плательщика». А необходимость соблюдения досудебного обращения в таможенный орган возникает тогда, когда декларант представляет в таможню новые доказательства достоверности заявленных в ДТ сведений.

В 2019 года Верховный Суд принял новое Постановление о применении таможенного законодательства (постановление от 26.11.2019 года № 49).

В разделе, посвященном возврату таможенных платежей (пункт 32), Верховный Суд, по сути, повторил ранее сформированный подход, согласно которому возврат платежей осуществляется при условии внесения изменений в ДТ.

Однако в пункте 34 Верховный Суд разъяснил, что заинтересованное лицо вправе требовать возврата таможенных платежей непосредственно в судебном порядке. При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

На мой взгляд, Верховный Суд в пункте 34 сформулировал сразу две нормы:

Декларант вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возврате платежей, а соблюдать досудебный порядок (подача в таможню заявления о возврате денег) не требуется;

Требование о возврате платежей должно быть рассмотрено по существу даже в том случае, если решения таможни, которые повлекли доначисление платежей, не отменены и не оспаривались в судебном порядке.

Однако, судя по практике нижестоящих судов, вопрос о необходимости соблюдения досудебной процедуры возврата, так до конца ясен не стал.

Я попробовал поискать по правовой базе. Из того, что я нашёл большая часть судов всё же считала необходимым соблюдение досудебного порядка обращения в таможню.

Однако в Дальневосточном округе суды восприняли позицию Верховного Суда (Определение от 22.03.2018 года № 303-КГ17-20407 по делу А51-13978/2016). Что не удивительно! Ведь ВС пересмотрел дело именно этого округа.

В Определении Верховный Суд более подробно разъяснил свою позицию, посвященную возврату таможенных платежей:

Возврат платежей возможен непосредственно в судебном порядке путем предъявления имущественного требования к таможне.

Досудебный порядок возврата платежей не является обязательным, если требования основаны на тех доказательствах, которые уже были раскрыты сторонами на стадии таможенного контроля.

Если требования основаны на новых доказательствах, то необходимо соблюдение досудебных процедур (a) возврата платежей и (b) внесения изменений в ДТ, поскольку таможенный орган имеет право провести таможенный контроль достоверности документов и сведений и убедиться в правомерности действий декларанта.

Более того, на мой взгляд, Верховный Суд подтвердил свою приверженность подходу, сформированному ещё ВАС РФ.

Суть его в том, что защита нарушенного права собственности (в том числе в публичных правоотношениях, например, при переплате налогов/платежей) возможна не только в порядке административного судопроизводства с его усеченными сроками обращения в суд, но и фактически в рамках искового производства в пределах 3 лет с даты излишней уплаты.

1Определение от 22.03.2018 года № 303-КГ17-20407 по делу А51-13978/2016
Определение от 16.05.2019 года № 305-ЭС19-344 по делу А40-15424/2018
Пункт 45 Обзора судебной практики № 3 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 14.11.2018 года


13 мая Верховный Суд вынес Определение № 307-ЭС19-18595 по делу об оспаривании организацией факта излишней уплаты таможенных платежей при ввозе импортного товара из-за увеличения контролирующим органом его таможенной стоимости.

АО «Кемира ХИМ» после заключения в декабре 2010 г. внешнеторгового контракта с финской компанией ввезло в Россию химический препарат для использования в бумажной промышленности, задекларировав его на Парголовском таможенном посту. При декларировании товара его таможенная стоимость была определена обществом на основе стоимости сделки.

Далее таможенный пост, заподозрив недостоверное определение таможенной стоимости товара, в целях выпуска товара запросил у АО дополнительные документы и обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Поскольку организация исполнила вышеуказанное требование, уплатив нужную сумму, таможенный пост принял решение о выпуске товаров.

Впоследствии таможенный пост увеличил таможенную стоимость ввезенного товара, определив ее по иному методу. В дальнейшем Санкт-Петербургская таможня отменила это решение по одной таможенной декларации, а по оставшимся пяти направила обращение АО «Кемира ХИМ» в Северо-Западное таможенное управление, которое сообщило, что пересмотр решений нижестоящего органа в порядке ведомственного контроля является его правом, а не обязанностью.

В феврале и марте 2018 г. общество дважды обращалось в СЗТУ с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм. Таможенный орган дважды отказывал в рассмотрении заявления под предлогом непредставления платежных документов, подтверждающих факт переплаты. Обжалование решений о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по пяти декларациям, в порядке ст. 358 ТК РФ также не увенчалось успехом.

В этой связи общество «Кемира ХИМ» предприняло попытку обязать в судебном порядке Санкт-Петербургскую таможню возвратить 3,4 млн руб. Свои требования заявитель обосновал доводами о том, что таможенные платежи при ввозе товаров были уплачены им в большем размере, чем предусмотрено таможенным законодательством.

Арбитражные суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований общества под предлогом их необоснованности, поскольку оно не обращалось в таможенный орган по вопросу изменения сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров, указанных в декларациях. Таким образом, суды указали на отсутствие оснований для того, чтобы считать внесенные декларантом платежи излишне уплаченными, и для возложения на таможенный орган обязанности по их возврату.

В итоге общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам которого после изучения материалов дела № А56-122276/2018 признала ее обоснованной.

Со ссылкой на практику Конституционного Суда РФ высшая судебная инстанция напомнила, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

Кроме того, Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, участником которой является РФ, установлено, что возврат пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин и налогов. Когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке (стандарт 4.22).

Верховный Суд пояснил, что при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом соответствующих незаконных решений заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возврате таможней излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата: заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

В рассматриваемом случае, как пояснил Суд, общество обратилось в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи, указав в качестве его основания несоответствие таможенному законодательству решений о корректировке таможенной стоимости, принятых по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров. Таким образом, нижестоящим судам следовало разрешить спор по существу, дав оценку законности решений о корректировке таможенной стоимости, и решить вопрос о наличии оснований для возврата излишне уплаченных платежей с учетом соблюдения срока обращения в суд и текущего состояния расчетов по таможенным платежам, чего они не сделали.

«Вопреки выводам судов, необходимость обращения в таможенный орган в административном порядке для изменения сведений о таможенной стоимости, указанных в декларации, возникает в тех случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости. В этих случаях перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, которая должна быть исправлена им, а таможенному органу – предоставлена возможность осуществить таможенный контроль в целях проверки факта наличия ошибки и возникновения переплаты», – отмечено в определении Суда.

При этом ВС подчеркнул, что в рамках рассматриваемого дела общество основывало свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения им таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости. Следовательно, правовая позиция, выраженная в п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 12 мая 2016 г. № 18, к данному спору не применяется.

Поскольку судами не проверялась правильность определения суммы таможенных платежей, соблюдение заявителем трехлетнего срока давности для обращения в суд с требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи и не выяснялось состояние расчетов с бюджетом по таможенным платежам, ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и вернул дело в суд первой инстанции

По словам эксперта, рассматриваемый судебный акт является логичным продолжением череды решений ВС РФ за последние годы, которые, по ее мнению, связаны с формированием нового подхода к возврату излишне взысканных таможенных платежей (взамен отмененного Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 18 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 79 о некоторых вопросах применения таможенного законодательства). «Выводы Верховного Суда упрощают порядок обращения в суд за защитой, а также позволяют плательщикам, которые уже пострадали от незаконного взыскания таможенных платежей, самостоятельно решать, каким образом им возвращать излишне взысканное – в административном или в судебном порядке», – резюмировала Виктория Соловьёва.

Партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов полагает, что рассматриваемое определение Суда, как и многие другие по спорам с «бюджетом», в очередной раз свидетельствует о неизменности принципа, с которым органы власти относятся к налогоплательщику – «брать деньги быстро, возвращать медленно».

По словам эксперта, такой подход не случаен и вызван бюрократическими требованиями, страхом и привычками. «Во-первых, возврат таможенных платежей влияет на показатель собираемости и является одним из индикатором “качества” работы таможенного органа. Если много возвратов – значит, изначально принимаются неправильные решения, а неудобные вопросы по кадровой работе никому не нужны. В-вторых, возврат – все же операция с бюджетом. И здесь любое должностное лицо в итоге рискует своей судьбой, если окажется в уголовном деле, возбужденном по фактам необоснованного возврата. Понимая это, таможенникам “надежнее” вернуть деньги, когда спор будет “просужен”, и тогда никто не обвинит их в том, что деньги возвращены незаконно», – пояснил Ярослав Самородов.

В-третьих, как пояснил адвокат, большинство сотрудников таможни привыкает работать по одной схеме (например, возврат после корректировки декларации). «Таможенное законодательство – специфическая категория дел, требующая больше времени для погружения в тему, чем реально есть у судей из-за нагрузки. Отсутствие специализации на определенной отрасли усиливает эту проблему. В итоге суд руководствуется доводами органа власти, которому “больше доверия” по той лишь причине, что и суд, и таможня находятся “в одной команде”. Следовательно, положения законодательства, которые следовало бы применить, выпадают из поля зрения, и в итоге плательщик проходит все инстанции, чтобы доводы были услышаны и закон был применен. С учетом этого комментируемое определение ВС РФ глобально не меняет отношение таможенных органов к плательщику, но в “просуженном” вопросе имеет значение для практики, так как последние будут обосновывать свои решения и им в том числе, но только тогда, когда ситуация будет прямо идентична рассматриваемой», – предположил Ярослав Самородов.

Читайте также: