Возврат налога пфр до 2017

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Страховые взносы


Разберем возможность возврата уплаченных до 01.01.2017 взносов ИП на упрощенке (доходы-расходы) или ЕСХН и не производящие выплаты физлицам.

Почему возникли споры о возврате излишне уплаченных страховых взносов?

В адрес Пенсионного фонда РФ направлялись сведения только о доходах, без учета расходов плательщика страховых взносов (если система налогообложения предусматривает учет расходов). Пенсионный фонд РФ из полученных от налоговиков данных и рассчитывал сумму страховых взносов, подлежащих уплате.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, единый сельскохозяйственный налог, судебная практика пошла по тому пути, что изложенная КС РФ в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющими УСН, и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В свою очередь, если индивидуальный предприниматель самостоятельно выбрал упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», страховые взносы уплачиваются исходя из всей суммы полученных налогоплательщиков доходов, безотносительно произведенных им расходов.

Такие налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов.

Из определения Конституционного суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 45-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Меренкова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 3 статьи 5, а также статьями 14 — 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно выбравшие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», для которой предусмотрена более низкая ставка налога, уплачивают страховые взносы исходя из всей суммы полученных налогоплательщиком доходов безотносительно от произведенных им расходов; при этом, однако, такие налогоплательщики уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов (пункт 3.1 статьи 346.21 НК РФ).

После выхода указанного Постановления КС РФ индивидуальные предприниматели стали обращаться с соответствующими заявлениями в Пенсионный фонд РФ, однако столкнулись с отказом в возврате излишне уплаченных страховых взносов, что повлекло обращение в арбитражные суды. В следующем номере мы разберем, куда нужно обратиться индивидуальному предпринимателю (как условие для дальнейшего обращения в суд), в каком порядке и как суды разрешают споры о возврате страховых взносов.

Способы возврата

1. Оспаривание отказа Пенсионного фонда РФ в возврате излишне уплаченных страховых взносов

Согласно статье 26 Федерального закона № 212-ФЗ суммы излишне уплаченных страховых взносов подлежат возврату страхователю по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.

Вместе с тем, статьей 20 Закона № 250-ФЗ определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Из положений указанных статей 19-21 и иных положений Закона № 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате — 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.

Следовательно, налоговый орган просто исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.

Государственная пошлина составит 300 рублей (пункт 2.1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ).

2. Обращение с исковым заявлением к Пенсионному фонду РФ (территориальный орган) о взыскании излишне взысканных страховых взносов

В пункте 65 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в арбитражный суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе, необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).

Следовательно, требования предпринимателя в данном споре будут подлежать рассмотрению по существу независимо от факта оспаривания решений о взыскании страховых взносов в порядке искового производства.

При этом, с учетом того, что в данном случае требование является имущественным, то есть подлежащим оценке, то государственная пошлина будет рассчитываться с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, то есть исходя из цены иска.

А что со сроком?

При этом в силу пункта 13 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля по заявлению плательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Как ранее указывалось, с 01.01.2017 года порядок и сроки возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов регулируется положениями статей 78, 79 Налогового кодекса РФ.

Пунктами 2, 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.

Таким образом, положения Налогового кодекса РФ аналогичны Федеральному закону № 212-ФЗ.

Однако, в таких ситуациях суды не считают срок на обращение пропущенным (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 г. № 20АП-9047/18, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2019 г. № 19АП-9833/18, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2018 г. № 17АП-1878/18).

Так суды придерживаются позиции, что о факте излишней уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателям стало известно в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 30.11.2016 № 27-П по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса РФ.

При этом, основанием к рассмотрению указанного дела Конституционным Судом Российской Федерации явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации указанные законоположения.

Следовательно, до принятия КС РФ указанного постановления имелась неопределенность в вопросе о порядке исчисления базы для расчета страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя.

В связи с чем срок на обращение в суд за возвратом уплаченных сумм взносов следует исчислять с даты принятия указанного постановления Конституционным Судом Российской Федерации, устранившего неопределенность в спорном вопросе.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П вступило в силу 02.12.2016 и действует непосредственно.

Таким образом, срок на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов в судебном порядке (оспаривание действий либо подача искового заявления) не пропущен, а индивидуальный предприниматель на сегодняшний день имеет возможность вернуть излишне уплаченные страховые взносы.

Как известно, с 1 января 2017 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – «страховые взносы») устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а их администрирование стало осуществляться налоговыми органами.

В этой связи возникла необходимость в установлении порядка распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами за периоды до 1 января 2017 года.

Законодатель предпринял попытку установить такой порядок. Однако в результате на практике возникли ситуации, когда плательщики не могут каким-либо образом распорядиться указанными излишне уплаченными страховыми взносами.

В этой связи хотел бы поделиться своим личным мнением относительно указанной попытки и того, к чему это привело.

Правовое регулирование отношений переходного периода

Нормативно-правовому регулированию отношений переходного периода посвящены положения Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее – «Закон № 250-ФЗ»).

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона № 250-ФЗ с 01.01.2017 положения ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – «Закон №212-ФЗ»), ранее регулировавшие вопросы зачета и возврата страховых взносов, утратили силу. При этом в отличие, в частности, от порядков проведения контроля и представления отчетности, регулирование которых производится путем ссылки на законодательство о страховых взносах, действующее до вступления в силу указанного закона, порядок возврата страховых взносов установлен без отсылки к ранее действовавшему Закону № 212-ФЗ.

В частности, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов регулировался положениями главы 5 («Контроль за уплатой страховых взносов», ст. 33-39) Закона № 212-ФЗ, которая нормы о возврате страховых взносов (в частности, ст. 26 Закона № 212-ФЗ) не охватывала.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов предполагает мероприятия по проверке заявляемого плательщиком размера обязательств по уплате страховых взносов, и не включает в себя отношения по непосредственному распоряжению плательщиком имеющейся у него переплатой.

Данная логика подтверждается и содержанием НК РФ, где законодатель четко различает между собой налоговый контроль (глава 14 НК РФ) и возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов (глава 12 НК РФ).

В связи с этим в ст. 21 Закона №250-ФЗ был предусмотрен специальный порядок распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами. При этом важно отметить, что такой порядок оказался урегулирован только в форме возврата.

В частности, указанная статья Закона №250-ФЗ предусматривает срок принятия решения о возврате по заявлению плательщика (10 рабочих дней), основания отказа в принятии указанного решения (возврат производится при отсутствии задолженности за периоды до 01.01.2017) и порядок его исполнения (орган внебюджетного фонда принимает решение о возврате, и направляет его для исполнения в налоговый орган).

Законодатель не установил порядок совместных действий органов ПФР и налоговых органов по осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 01.01.2017.

По смыслу ст. 18.1-18.2 НК РФ под страховыми взносами для целей НК РФ понимаются страховые взносы, устанавливаемые положениями НК РФ. В этой связи положения ст. 78 НК РФ в редакции, вступившей в силу с 1 января 2017 года, рассчитаны на страховые взносы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и входящие в предмет налогового контроля. Аналогичные выводы приведены в Письмах Минфина РФ от 03.07.2017 № 03-15-05/41754, от 09.06.2017 № 03-15-05/36284, от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564 и ФНС России от 25.09.2017 № ГД-4-11/19256@, от 10.04.2017 № ГД-4-8/6690.

Таким образом, единственным возможным вариантом распоряжения излишне уплаченными за периоды до 01.01.2017 платежами по страховым взносам, оказался их возврат.

Подходы правоприменительной практики

При обращении плательщиков за возвратом излишне уплаченных страховых взносов в порядке ст. 21 Закона №250-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ стали отказывать в их возврате со ссылками на ч. 22 ст. 26 Закона №212-ФЗ.

Ранее положение ч. 22 ст. 26 Закона №212-ФЗ предусматривало, что возврат излишне уплаченных страховых взносов не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) ПФР на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Как отмечалось в судебной практике, действие ч. 22 ст. 26 Закона №212-ФЗ не распространялось на зачет (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2012 по делу № А42-5686/2011).

То есть, по мнению органов Пенсионного фонда РФ, несмотря на наличие специально установленного порядка распоряжения излишне уплаченных страховыми взносами за периоды до 01.01.2017, подлежат применению утратившие силу положения Закона №212-ФЗ, посвященные ранее действовавшему порядку возврата страховых взносов.

В этой связи органы Пенсионного фонда РФ стали приходить к выводу, что если излишне уплаченные страховые взносы изначально при подаче первоначальной отчетности были разнесены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, то такие взносы не могут быть возвращены.

В условиях отсутствия законодательно урегулированного порядка совместных действий органов Пенсионного фонда РФ и налоговых органов по осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 01.01.2017, плательщики оказались лишены возможности каким-либо иным образом распорядиться такой переплатой.

Попытки плательщиков добиться зачета указанных излишне уплаченных страховых взносов также приводят к отказам органов Пенсионного фонда РФ и налоговых органов в проведении такого зачета со ссылками на отсутствие законодательно установленного порядка его проведения с учетом того, что администрирование страховых взносов теперь осуществляют налоговые органы, и страховые взносы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, охватываются предметом налогового контроля и в этой связи не аналогичны прежним страховым взносам.

Что касается судебной практики, то арбитражные суды стали поддерживать выводы органов Пенсионного фонда РФ о невозможности возврата плательщикам излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 01.01.2017 (см., например, судебные акты по делам №А50-23392/2017, А56-73893/2017, А56-67008/2017). Также можно встретить выводы и о невозможности зачета таких взносов.

При этом арбитражные суды в обоснование указывают, что распоряжение плательщиком излишне уплаченными страховыми взносами нарушает права застрахованных лиц. То есть, иными словами, желание плательщика вернуть свои денежные средства, которые были ошибочно перечислены в бюджет в отсутствие законных оснований, неправомерно, поскольку такие денежные средства должны учитываться в пользу застрахованных лиц при формировании их пенсионного капитала.

Последствия возникших проблем

Описанные подходы органов Пенсионного фонда РФ и арбитражных судов приводят к невозможности распоряжения плательщиками излишне уплаченными страховыми взносами за периоды до 01.01.2017 в случае, когда такие взносы были изначально разнесены на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

По сути, такая невозможность распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами вызывает вопрос относительно соблюдения в отношении плательщиков гарантированного Конституцией РФ права собственности на их имущество.

В соответствии с конституционно-правовыми позициями Конституционного Суда РФ, «в случае образования у налогоплательщика переплаты суммы налога на нее распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания» (Определения КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, от 08.02.2007 года № 381-О-П).

Как отметил Конституционный Суд РФ, принудительное изъятие имущества в виде сумм фискальных платежей, осуществленное в ненадлежащей процедуре, нарушает конституционные гарантии защиты права собственности, закрепленные в ст. 8 и 35 Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П).

Таким образом, представляется, что складывающаяся практика лишения плательщиков возможности распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами должна быть скорректирована путем предоставления плательщикам возможности распоряжения их излишне уплаченными страховыми взносами за периоды до 01.01.2017.


С 2017 года администрированием страховых взносов занимается только налоговая служба (за исключением взносов «на травматизм»). Тем не менее решения о перерасчетах и возвратах излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов за периоды до 2017 года принимаются ФСС РФ и ПФР. Рассмотрим порядок возврата переплаты по «старым» взносам на социальное и пенсионное страхование. Тем более что недавно Пенсионный фонд РФ рекомендовал новые формы заявлений для возврата переплаты, возникшей до 2017 года.

Порядок возврата переплаты по взносам

Сумма излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов подлежит зачету по соответствующему бюджету, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей по взносам, задолженности по пеням и штрафам либо возврату плательщику взносов (п. 1.1 и 14 ст. 78 НК РФ). Для осуществления зачета и возврата переплаты следует обратиться в налоговую инспекцию 1 . Но эти правила касаются только взносов за периоды с 2017 г.

См. статью «Знакомимся с единым расчетом по страховым взносам»

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», далее - Закон № 250-ФЗ).

За возвратом переплаты следует обращаться (письма Минфина России от 09.06.2017 № 03-15-05/36284, от 04.04.2017 № 03-15-05/19760 и № 03-15-05/19746, от 06.03.2017 № 03-15-05/12706):

  • по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в ФСС РФ;
  • по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование - в ПФР.

Заявление о возврате переплаты может быть подано в течение трех лет с момента уплаты указанной суммы. Это следует из ст. 20 Закона № 250-ФЗ и ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

При передаче полномочий по администрированию страховых взносов от фондов налоговой инспекции техническая передача сведений из ПФР и ФСС РФ об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по ее взысканию заняла значительное время. В результате по ряду переданных материалов в настоящее время пропущены сроки по бесспорному взысканию страховых взносов. В этой связи ФНС РФ в письме от 10.04.2017 № СА-4-7/6772@ указала налоговым органам, в случае пропуска сроков по бесспорному взысканию, на необходимость обращения с заявлениями о взыскании страховых взносов в судебном порядке.

Учтите, что решение о возврате сумм излишка принимается только при отсутствии у плательщика задолженности до 2017 г. (ч. 3 ст. 21 Закона № 250-ФЗ, письмо Минфина России от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

См. статью «Страховые взносы: статус плательщика»

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). В случае представления страхователем уточненного расчета - в течение 10 рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета (ч. 2 ст. 21 Закона № 250-ФЗ, п. 5.3 письма ФНС России № БС-4-11/1304@, ПФР № НП-30-26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017).

Уточненные расчеты по страховым взносам за периоды до 2017 г. представляются в ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до указанной даты (ст. 23 Закона № 250-ФЗ, письмо ФНС России от 20.04.2017 № БС-4-11/7552@).

Фонд принимает решение о возврате без учета сумм страховых взносов, поступивших после 1 января 2017 г., поскольку данные суммы являются объектом камеральных и выездных проверок, проводимых налоговиками (письмо ПФР от 26.04.2017 № НП-30-26/5935).

Законодательством не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов (пеней и штрафов) до 2017 г. в счет погашения недоимки по взносам, начисленным в 2017 году. И наоборот: не удастся зачесть переплату по взносам (пеням и штрафам), образовавшуюся в 2017 г., в счет погашения недоимки за периоды до 2017 г. (письма ФНС России от 10.04.2017 № ГД-4-8/6690 и Минфина России от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

На следующий день после принятия решения о возврате фонд направляет его в соответствующий налоговый орган (ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). Налоговики осуществляют фактический возврат переплаты плательщику (письмо Минфина России от 24.05.2017 № 03-15-06/31934).

Обратите внимание: законодательством не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов за периоды до 2017 г. (письмо Минфина России от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

Заявление на возврат в ПФР

Возврат переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды до 2017 г. осуществляет ПФР.

Рекомендуемая форма заявления (см. образец ее заполнения в Примере 1) на возврат взносов приведена в информации ПФР «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года». Отметим, что для возврата переплаты по дополнительным взносам (пеней и штрафов) уплаченных организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и угольной промышленности, Пенсионным фондом рекомендована иная форма заявления.




Заявление на возврат в ФСС РФ

Возврат сумм излишне уплаченных и взысканных взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 2017 г. осуществляет ФСС РФ.

Заявление на возврат взносов составляют по форме 23-ФСС РФ (см. образец заполнения в Примере 2), утвержденной приказом ФСС РФ от 17.02.2015 № 49 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации» (далее - Приказ № 49).



Обратите внимание, что данная форма не применяется при осуществлении зачета или возврата взносов, пеней, штрафов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Приказа № 49). В этом случае надо воспользоваться формой 23-ФСС РФ, утвержденной приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации».

Если переплата на 1 января 2017 г. образовалась за счет превышения расходов на больничные и декретные, то такой остаток можно зачесть в счет предстоящих платежей по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 г. Основанием является полученное от территориального органа ФСС подтверждение заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий период до 2017 г. На это было указано в письме Минтруда России от 04.05.2017 № 17-0/10/В-3500 (вместе с письмом Минфина России от 28.04.2017 № 03-15-09/26588).

Возврат (зачет) сумм страховых взносов за периоды, наступившие после 1 января 2017 года, производится по правилам, установленным ст. 78 НК РФ. Так, в п. 1.1 ст. 78 говорится, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который названная сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов. Зачет (возврат) суммы излишне уплаченных страховых взносов производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ.

Основанием для зачета (возврата) суммы излишне уплаченных страховых взносов является письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика. Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ). Здесь же отметим, что налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов используются формы документов, утвержденные Приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@. Названным Приказом утверждена формазаявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, пени, штрафа). Полагаем, что при обращении в налоговый орган по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм страховых взносов за периоды, наступившие после 1 января 2017 года, следует применять форму заявления, утвержденную обозначенным Приказом. Вероятно, в скором времени в данный Приказ будут внесены изменения (или будет издан новый приказ), содержащие форму заявлений о зачете, возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов. В отношении возврата сумм страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний применяются формы, утвержденные Приказом ФСС РФ N 457.

Примечание. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Решение о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ). Указанное сообщение передается руководителю учреждения лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом письменного заявления о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов (п. 6 ст. 78 НК РФ). При нарушении налоговым органом установленного п. 6 ст. 78 срока возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов на сумму излишне уплаченного налога, которая не была возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78). В случае когда проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на ОПС не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на ОПС представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 6.1 ст. 78 НК РФ).

Примечание. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации (п. 13 ст. 78 НК РФ).

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С 01.01.2017 у Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет полномочия по принятию решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и по направлению указанных решений в соответствующие налоговые органы.

Плательщики страховых взносов имеют право подать в Пенсионный фонд Российской Федерации заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов

адрес места нахождения организации (обособленного подразделения)/адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица


- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в Пенсионный фонд Российской Федерации

(нужное отметить знаком "V")


- страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, пеней и штрафов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования


- страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, пеней и штрафов, ранее зачислявшихся в бюджеты территориальных органов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)


- по дополнительным тарифам страховых взносов, пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации


- денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)


- денежных взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ

В Пенсионный фонд Российской Федерации

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

денежные взыскания (штрафы), налагаемые ПФР и его территориальными органами в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ

на страховую пенсию

на накопительную пенсию

по дополнительным тарифам

ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ

ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ

на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков

на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)

Заполняется организацией, у которой открыт лицевой счет в органах Федерального казначейства.

Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения).

Заполняется при наличии главного бухгалтера.

Печать ставится при ее наличии."

регистрационный номер в территориальном органе ПФР

адрес места нахождения организации (обособленного подразделения)


взносов, пеней и штрафов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплат к пенсии

Нужное отметить знаком "V"


взносов, пеней и штрафов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии

Взносы на дополнительное социальное обеспечение

Заполняется организацией, у которой открыт лицевой счет.

Заполняется при наличии главного бухгалтера.

Читайте также: