Формы налогового контроля в германии

Опубликовано: 29.04.2024

3.2. Правила организации налоговых проверок в Германии.

В соответствии с Положением о проведе­нии финансовой проверки, утвержденным Минфином Германии по согласованию с Бундес­ратом Германии, налоговая проверка проводится с целью установления и оценки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения, а не для изыскания допол­нительных налогов. При назначении и прове­дении проверки учитываются принципы соразмерности средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам и наи­меньшего вмешательства в дела предприятия.

Налоговый орган принимает по собствен­ному усмотрению решение о назначении про­верки, ее сроках и объёме.

Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на осно­вании планов контрольных проверок, ежегодно и ежеквартально утверждаемых руководи­телем налогового органа. Вышестоящие нало­говые инстанции практически не участвуют в составлении указанных планов. Однако им пре­доставлено право самостоятельно проводить проверки отдельных налогоплательщиков, ко­торое обычно используется при проверке наи­более крупных налогоплательщиков, имеющие разветвленную производственную структуру.

Заслуживает внимания действующая в Германии система балльной оценки работы нало­говых инспекторов, осуществляющих конт­рольные проверки. Балльный нормативный показатель является средством для осуществ­ления служебного или специального надзо­ра, главным образом со стороны руководи­телей отделов налоговых проверок.

Сущность балльной оценки состоит в сле­дующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия (исходя из клас­сификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежнос­ти), налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (от 1 до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум, 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод об его служебном соответствии. По ис­течении финансового года руководитель от­дела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значитель­ном отклонении результатов работы конкрет­ного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятель­ность данного налогового работника и при­нять соответствующие организационные меры. Кроме того, балльный норматив служит ос­новой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наи­более оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и от­четные периоды, охватываемые проверкой. К документу о назначении проверки прилага­ются указания на основные права и обязан­ности налогоплательщика при проведении проверки. Если в процессе проверки работ­ники налогового органа приходят к выводу о необходимости контроля каких-либо допол­нительных вопросов, то издается дополни­тельный документ о расширении круга про­веряемых вопросов, с которым должен быть ознакомлен налогоплательщик [20].

Как правило, уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получают за 4 недели до её на­чала, средние — 3 недели, малые и мелкие предприятия — 1 неделю. По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных при­чин.

Средняя продолжительность контрольных проверок составляет:

ü на крупном предприятии — 25-30 дней;

ü на среднем предприятии — 15 дней;

ü на малом и мелком предприятиях — 6-8 дней.

Налогоплательщик должен оказывать содействие проверяющим при установлении обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения. В частности, он обязан давать справки, предъявлять бух­галтерскую отчетность, журналы, деловую документацию и иные документы, давать пояснения.

Анализ опыта Германии и других государств убедительно свидетельствует о том, что на­личие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение дан­ной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов на­логовых органов максимальную результатив­ность проверок как с точки зрения произве­денных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщи­ков.

В гостях у немецкой налоговой службы

Германия

Знакомьтесь — господин Мюллер

«У меня к вам огромная просьба, — сказал он, удобно усаживаясь на парту и ставя ноги в ботинках на соседний стул, я очень прошу вас, будущих налоговых консультантов, не пишите нам писем! Сэкономьте нам время на чашечку кофе и сигарету. Звоните!» Так начал наше первое занятие преподаватель по налоговому праву, сотрудник немецкой налоговой службы (назовем его, скажем, господин Мюллер). И именно с этой минуты стали рушиться все мои стереотипы о немецких государственных структурах и немецких государственных служащих.

Чуть за 50, потертые джинсы, взъерошенные по последней моде волосы, сережка в ухе — встретив господина Мюллера на улице, я бы никогда не заподозрила в нем чиновника. Он беспрестанно улыбается и шутит. Он вежливый, корректный, спокойный и очень доброжелательный. Как впоследствии оказалось, все эти качества в той или иной мере присущи практически всем сотрудникам немецких налоговых инспекций.

В тот день вопросы сыпались градом: когда и какие проблемы можно решить по телефону, а когда необходимы письменные возражения, запросы и сообщения? И вообще, где гарантии? Гарантии того, что все будет сделано так, как договорились по телефону? «Гарантии? Мы с вами не на турецком базаре! Мы — государственная служба! Какие вам еще нужны гарантии?! — удивлению господина Мюллера не было предела. — И вообще, давайте раз и навсегда расставим все точки над i».

Точки над i

Немецкая налоговая служба в Германии существует не против, а для людей. И это не пустые высокопарные слова, а действительность. Вас встретят как долгожданного гостя, выслушают и проконсультируют — в каждой немецкой налоговой инспекции есть информационная стойка, где можно записаться на прием, сдать документы, получить ответы на «технические» вопросы, бумажные формы налоговых деклараций или бесплатную компьютерную программу для их составления. Впрочем, версию этой программы можно бесплатно скачать в Интернете.

Здесь исключено хамство, а вежливость возведена в абсолют. Здесь нет очередей, грязных коридоров и типичной для России неразберихи. Здесь вкусно пахнет свежесваренным кофе и нет хмурых чиновников, чье слово — закон и окончательный приговор, здесь все на равных и все подчиняются единым правилам игры, установленным в законе. И если вам по телефону что-то пообещали, будьте уверены, здесь можно верить на слово.

Причина status quo

Я не раз задавалась вопросом, в чем причина столь явного различия в поведении и отношении к клиентам российских и немецких чиновников. Общий уровень жизни, воспитание, образование, зарплата? Наверное, все эти факторы, вместе взятые, и что-то еще, пока недоступное моему пониманию. В любом случае быть государственным служащим в Германии престижно — работа стабильная и «непыльная», зарплата выше средней по стране, а пенсия размером с зарплату. Неудивительно, что проблемы взяток в немецких налоговых инспекциях фактически не существует, равно как и проблемы грубого обращения или некомпетентности.

Для того чтобы стать самым обычным налоговым служащим, надо окончить специальную школу с экономическим уклоном и пройти собеседование в одной из налоговых инспекций. Желающих, как правило, очень много, а мест несравнимо меньше, поэтому ваши итоговые школьные оценки должны быть выше средних. Если вы и ваши оценки понравятся, вас возьмут на обучение — восемь месяцев специальной школы и 16 — практики. Если вы планируете карьерный рост, придется получить специальное высшее образование (на это уйдет еще 21 месяц) и потратить 15 месяцев на практику во всех существующих в инспекции отделах. И в первом, и во втором случае в течение всего времени обучения вы будете получать зарплату — около 700 евро на руки.

Теория, практика и очень сложные итоговые экзамены — с первого же дня обучения будущего инспектора будут натаскивать, как породистую охотничью собаку, с тем чтобы в будущем он дал фору лучшему налоговому консультанту в округе.

Налоговые проверки

Личный контакт граждан и налоговых инспекторов в Германии сведен к минимуму. Налоговые консультанты и образованные ими консультационные фирмы — это то связующее звено, которое стоит между налоговой инспекцией и предприятием, предпринимателем или частным лицом. И именно налоговые консультанты оказываются центральными действующими фигурами во время любых налоговых проверок.

Камеральные налоговые проверки, как правило, проходят для фирмы незаметно — налоговая служба затребует у налогового консультанта все входящие счета проверяемой компании за последний месяц, чтобы подтвердить правомерность зачета «входного» НДС. С выездными проверками дело обстоит несколько сложнее. У крупных предприятий они проходят в среднем каждые 4,3 года, у средних — каждые 13 лет, у мелких предприятий и предпринимателей — каждые 65 лет или еще реже. Правда, существуют предприятия и фирмы, которые проверяют ежегодно. О выездных проверках немецкая налоговая служба сообщает за четыре недели и исключительно в письменной форме, указывая виды проверяемых налогов, период и объем необходимых для проверки документов, а также дату начала проверки.

Если сроки проверки фирме или налоговому консультанту по каким-то причинам неудобны, их можно изменить одним телефонным звонком — в таких мелочах немецкая налоговая служба всегда пойдет вам навстречу. Персонально, как правило, оговаривается и место проверки — она редко проходит непосредственно у проверяемого лица: гораздо чаще у его налогового консультанта или же непосредственно в самой налоговой службе. Что интересно, документы, которые вы принесете в инспекцию, а потом, после проверки, получите назад, не будут зарегистрированвы: у «джентльменов» принято верить на слово.

Если проверка проходит на территории фирмы или в офисе налогового консультанта, инспектор придет ровно в оговоренный день и час, ни минутой позже или раньше, и не принесет никаких сюрпризов и неожиданностей. Он официально представится, попросит необходимые ему бумаги, допуск в вашу бухгалтерскую программу и, возможно, чашечку кофе. И больше никаких хлопот вплоть до конца проверки — немецких налоговых инспекторов не принято ни кормить, ни развлекать, ни тем более как-либо одаривать.

Рабочий процесс

Все выездные налоговые проверки делятся на три вида — проверка НДС, проверка подоходного налога и комплексная выездная проверка. Проверка НДС — это совершенно особый вид выездной проверки, во время которой проверяющих интересуют вопросы исключительно с точки зрения НДС, все остальное, даже заведомо ошибочное, просто-напросто игнорируется. Цель таких проверок — выявить завышенный «входной» налог или заниженные обороты, для чего запрашиваются все входящие счета, также могут предприниматься встречные проверки или производиться оценка соотношения «закупка — продажа — остатки».

Комплексные проверки проводят сразу за несколько лет и по всем возможным налогам — НДС, подоходному, налогу на корпорации, налогу на предприятие. Для проверки необходимы все первичные документы — счета, чеки, договоры, банковские выписки. Если налоговая служба сочтет это важным, она вправе запросить и выписки с частных банковских счетов.

Проверяемый обязан всячески своей проверке помогать — представлять необходимые документы и пояснять все возникающие вопросы. Если этого не происходит, проверяющие вправе наложить специальные штрафы и посчитать налоги оценочным путем, что впоследствии очень сложно оспорить. Неудивительно, что все «команды» налоговой выполняются практически молниеносно.

Когда проверка заканчивается, проходит ее окончательное обсуждение с участием налогового консультанта. Во время этого разговора инспектор «открывает свои карты» и рассказывает обо всех выявленных нарушениях и их последствиях. Налоговый консультант выполняет в этом обсуждении роль адвоката — он старается «выторговать» компромисс. Как правило, по результатам переговоров стороны приходят к взаимовыгодному соглашению и все обходится без судебных разбирательств. В любом случае результаты проверки будут описаны в специальном акте, который можно оспорить в отведенный на это месячный срок.

Рулетка

Выездные налоговые проверки в Германии, как и в России, аттракцион, мягко говоря, не из любимых. Кто же становится его участниками? Прежде всего это крупные предприятия. Затем в игру вступает случайный выбор, который тем не менее учитывает множество всевозможных критериев и данных. Кроме обычных выездных проверок проводятся проверки встречные, в ходе которых сверяются данные двух или более проверяемых фирм.

Для проверок немецкие налоговики прежде всего выбирают фирмы:

  • с постоянно и сильно колеблющимся оборотом;
  • сильно колеблющимися прибылью или убытками;
  • большими и постоянными убытками;
  • значительными частными вкладами, происхождение которых не объяснено;
  • явным несоответствием между объемами закупаемой и реализуемой продукции и ее остатками на складе.

Где ищут ошибки

Прежде всего ошибки ищут в кассе. Любая немецкая касса, словно жена Цезаря, должна быть безупречна — вестись ежедневно, чисто и без ошибок, без минусов и посторонних исправлений. Если же касса не отвечает требованиям налоговой службы, инспектор, уже как Станиславский, просто говорит: «Я не верю» и пересчитывает ее на основе среднестатистических данных по аналогичной отрасли. И никому даже в голову не придет спорить с ним.

На втором месте по популярности — автомобили, оформленные на фирму, так как все частные поездки, совершенные на них, облагаются НДС. Для его расчета существует несколько специальных методик, которые часто нарушаются.

На третьем — договоры с близкими родственниками — супругами, детьми, родителями, а также подарки деловым партнерам и расходы на деловые встречи, проводимые в ресторанах. Не остаются без внимания и данные инвентаризаций и распределение прибыли между участниками предприятий.

Несмотря на кажущуюся четкость и ясность, немецкая налоговая система не проще российской, она тоже постоянно в движении — меняется из стороны в сторону и разъясняется огромным числом официальных писем, инструкций и комментариев. Тем не менее здесь не принято ругаться и чуть что обращаться в суд. Наоборот, переговоры и компромисс с налоговой службой — обычный рабочий процесс. И в конце любого телефонного разговора налоговый инспектор, непременно, пожелает вам хорошего дня, а все письма закончит удивительно по-дружески — подписью «ваша налоговая инспекция».

Ю. С. САВИЦКАЯ, бывший российский налоговый инспектор, сейчас немецкий налоговый консультант

В Соединенных Штатах Америки налоговый контроль осуществляет Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS), которая является государственным органом Федерального правительства Соединенных Штатов Америки. Служба занимается сбором налогов и контролирует соблюдение законодательства о налогообложении. Служба является одной из наиболее эффективных в мире организаций по управлению в области налогообложения. Служба помогает налогоплательщикам понять и выполнить свои обязанности по уплате налогов, а также применять налоговое законодательство честно и справедливо для всех.
Служба была создана Министерством финансов в соответствии с Законом США о налогообложении. На уровне субъектов Федерации взимание налогов возложено на налоговые службы штата. Налоговый аппарат штата Западная Вирджиния состоит из налогового управления штата, подчиненного Департаменту налогов и доходов, а также шести региональных управлений.
Служба внутренних доходов проводит различные проверки. Так, при проведении заочной проверки документы направляются по почте. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Службы налоговыми аудиторами в отношении налоговых деклараций и не затрагивает текущие вопросы осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика и предназначена для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов.
Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами. При проведении налоговых проверок сотрудники Службы анализируют документы, вызывают лицо для получения необходимых свидетельских показаний. Инструкциями Службы регулируются место, время проведения собеседования с налогоплательщиком, проверка документов. Налоговое законодательство США предусматривает проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года налогоплательщик может быть проверен только один раз, повторная проверка может быть назначена по письменной просьбе налогоплательщика). Законодательство обязывает Службу предоставлять налогоплательщику точную информацию о порядке взыскания налогов, процедуре обжалования, правах налогоплательщика.

В Канаде сбор налогов и сборов осуществляет Агентство дохода Канады (CRA). Оно является федеральным агентством и отвечает за реализацию налогового законодательства Канады, а также большинства провинций и территорий. Агентство дохода Канады было образовано в 2003 г. на базе Канадского таможенного и налогового агентства (CCRA), когда обязанности по реализации таможенного законодательства были переданы Канадскому агентству пограничных служб.
В задачи Агентства дохода Канады входит также контроль за соблюдением налогового законодательства. Федеральные налоги повсеместно взимаются Агентством через отделения, расположенные на территории страны. Агентство собирает только федеральные налоги: подоходный налог, акцизный налог, налог на заработную плату и т. д.
В целях борьбы с уклонением от уплаты налогов на уровне провинций создаются специальные подразделения. Так, в провинции Квебек создан отдел по борьбе с неуплатой налогов, который является специальным подразделением Министерства по доходам (Ministere du Revenu). Непосредственное расследование фактов уклонения от уплаты налогов осуществляется в провинции Квебек специальным подразделением — Главной дирекцией расследований (DPE), которое призвано обеспечивать противодействие финансовым правонарушениям. В задачи Главной дирекции расследований наряду с расследованием входит обеспечение возмещения ущерба, причиняемого налоговыми преступлениями.

В Германии действует Налоговый департамент Министерства финансов. Контроль над соблюдением налогового законодательства осуществляют финансовые органы земель, которые подчинены федеральному Министерству по финансам. При финансовых ведомствах действуют специальные контрольные подразделения, занимающиеся крупными компаниями, мелкими и средними фирмами, сельскохозяйственными предприятиями и проч.
Налоговый орган по собственному усмотрению принимает решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.
Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных проверок, ежегодно и ежеквартально утверждаемых руководителем налогового органа. В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой.
Уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получают за четыре недели до ее начала, средние — за три недели, малые и мелкие предприятия — за неделю. По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин. Средняя продолжительность контрольных проверок составляет: 25—30 дней (на крупном предприятии), 15 дней (на среднем предприятии), 6—8 дней (на малом и мелком предприятиях).
Налогоплательщик должен оказывать содействие проверяющим при установлении обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения. По итогам налоговой проверки составляется акт, в котором отражаются выявленные в процессе проверки факты, имеющие существенное значение для налогообложения физических и юридических лиц, а также внесенные изменения в размер причитающихся к уплате налогов.

Италия является унитарным государством, для которого характерны два уровня бюджета: федеральный и местный. Функции по организации деятельности налоговой службы Италии возложены на Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов, который входит в состав правительства Италии (толкование законов, разработка законопроектов).
В состав Министерства входит Агентство налоговых поступлений. Его основными задачами являются сбор налогов, информирование налогоплательщиков, осуществление контрольных мероприятии, разработка мероприятий по выявлению уклонения от налогообложения, принятие решений в урегулировании спорных вопросов с налогоплательщиками, внедрение новых организационных моделей и моделей планирования. Непосредственную работу с налогоплательщиками — выдачу свидетельств о постановке на учет, сбор налогов, предъявление официальной налоговой претензии, решение спорных вопросов (рассмотрение жалоб налогоплательщиков) — осуществляют местные (провинциальные, муниципальные) инспекции Агентства. Они же проводят мероприятия налогового контроля. К проведению контрольных мероприятий в отношении субъектов, занимающихся мошенничеством, привлекается финансовая гвардия (финансовая полиция), которая подчиняется Министерству экономики и финансов. Финансовая гвардия является единственным военным органом Италии, уполномоченным в финансовых вопросах.
Финансовая гвардия существует более 200 лет, с 1881 г. ей было поручено контролировать всю систему налогообложения страны. Современная структура, функции финансовой гвардии установлены Законом 1959 г. Финансовая гвардия входит в состав Министерства финансов и имеет собственные академию, училище унтер-офицеров, легион курсантов. Министерство финансов Италии, в которое входят налоговые и таможенные органы, занимается только доходами. Возникающие разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами Италии (в случае, если спорная ситуация не урегулирована в Агентстве) разрешают налоговые комиссии. Они представляют собой трехуровневую систему судов, специализирующихся исключительно на налоговых спорах: первый уровень — провинциальная налоговая комиссия, второй — региональная налоговая комиссия, третий — Коллегия налоговых споров Верховного суда.

Во Франции в структуре Главной налоговой инспекции Министерства экономики, финансов и промышленности существуют три крупные организации, осуществляющие контроль на общенациональном уровне:
1) Национальная дирекция налоговых расследований (DNEF). В ее компетенцию входят исследование сведений, необходимых для исчисления налоговой базы, для контроля и для взимания налогов; выявление и констатация нарушений законодательства, налоговых и экономических регламентации и наказания за их нарушение; контроль за любыми налогами, сборами и пошлинами, уплачиваемыми физическими или юридическими лицами, какой бы ни была их юридическая форма, какими бы ни были место регистрации или юридический адрес; выполнение расследований и частных поручений по просьбе Главного налогового управления; участие в расследованиях, проводимых центральной службой по вопросам о борьбе против подлога, уклонения от уплаты налогов и др.;
2) Дирекция национальных и интернациональных проверок (DVNI). Она осуществляет функции контроля одновременное другими компетентными службами на всей национальной территории, и вне территории для организаций, подлежащих налогообложению прибыли в соответствии с международным договором, или в ходе координированных организованных проверок в рамках международной помощи. Главной ее целью являются сбор сведений и контроль за любыми налогами, сборами и пошлинами, уплачиваемыми физическими и юридическими лицами. В подведомственности DVNI находится большое число предприятий, поэтому некоторая часть полномочий может быть предоставлена региональным управлениям;
3) Национальная дирекция проверок налоговых ситуаций (DNVSF). Она функционирует на всей территории страны, одновременно с другими компетентными налоговыми службами осуществляя контроль за любыми налогами, сборами и пошлинами, уплачиваемыми физическими или юридическими лицами. Дирекция рассматривает принципиальные вопросы по применению налогового законодательства к физическим или юридическим лицам, проверка которых возлагается на нее, так же как принятие участия в действиях, проводимых центральной службой в вопросах борьбы против подлога и уклонения от уплаты налогов, а именно относительно методов контроля за доходами. Главной ее целью является осуществление контроля над доходом физических лиц на всей территории страны. Также существуют управления в регионах и департаментах, проверяющие средних и мелких налогоплательщиков.
Во Франции существует два вида проверок:
1) обычные налоговые проверки, основной задачей которых являются проверки правильности ведения бухгалтерского учета;
2) налоговые расследования, являющиеся основой для привлечения налогоплательщика, помимо налоговой, к административной и уголовной ответственности (такие проверки проводит Управление налоговых расследований).
Особенностью органов, выполняющих налоговый контроль во Франции, является существование наряду с общим контролем дополнительного контроля через систему налоговых комиссий. Так, налогоплательщик, не согласный с выводами налоговой проверки, помимо возможности обращения в вышестоящую налоговую администрацию и в суд, имеет возможность обратиться в специальную комиссию, членами которой являются представители судебного органа, налоговой администрации, а также коммерции. Возглавляет такую комиссию (на правах председателя) судья. Рассмотрение спорного вопроса в такой комиссии является одним из важнейших элементов досудебной процедуры, и хотя в большинстве случаев решение принимается в пользу налоговых органов, в ряде случаев комиссия приходит к выводу, что прав налогоплательщик.

Представляет интерес организация налогового контроля в Японии. Япония является унитарным государством, и для нее характерны: сравнительно невысокий совокупный уровень налогового бремени; общая ориентация налоговой системы на прямые налоги; щадящий режим налогообложения крупных корпораций. В Японии на Национальное налоговое управление, структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензинового», «дорожного» и гербового) налогов и сборов.
Обычно проверкам подвергаются крупные корпорации или лица, ведущие роскошный образ жизни, не соответствующий их официальным доходам. В случае возникновения обоснованных подозрений в уклонении от уплаты налога или в сокрытии части дохода проводится проверочное расследование обстоятельств нарушения налогового законодательства. Законодательством Японии созданы эффективные механизмы защиты законных интересов налогоплательщиков. Так, установлены две формы обжалования решений и действий налоговых органов: служебное (требование для пересмотра, первичное обращение налогоплательщика с жалобой в налоговый орган) и судебное.

Налоги

Основу бюджета Германии составляют налоги, которые платят нерезиденты, граждане ФРГ и юридические лица. Как и в других европейских государствах, здесь принята прогрессивная система налогообложения. Налоговая система Германии очень сложная и не совсем понятная русскому человеку. Например, здесь существует структура налоговых классов, которые присваиваются каждому работнику. Сегодня размер налогового обложения в республике может составлять до 70%. Далеко не всех это устраивает, и все больше немцев выступают за снижение налогов. Однако пока правительство это делать не планирует, особенно в нынешних экономических реалиях и при таком наплыве беженцев, которым приходится платить пособия из федерального бюджета.

Налоговая система Германии

Правительство сегодня проводит непростую фискальную политику, которой довольны далеко не все слои общества. Но именно это позволяет обеспечивать высокий уровень социального развития и гарантировать выплаты незащищенным категориям граждан.

Сегодня в стране существует около 45 видов налогов и сборов. Налоги в Германии поступают в бюджет на трех уровнях:

  • федеральном;
  • земельном;
  • на уровне коммун.

В каждой из земель существуют свои сборы. Конституция позволяет субъекту распоряжаться по своему усмотрению и формировать казну исходя из конкретных нужд. Налоги в Германии собирает Минфин. Оно же и распределяет средства между всеми землями. Напомним, что в Российской Федерации этими вопросами занимается специальная служба – ФНС.

Основные виды налогов

Налогообложение в Германии состоит из трех больших категорий:

  • налогов на доходы;
  • налогов на имущество;
  • налогов на потребление и сделки.

В каждую из этих групп входит несколько видов налогов. Так, к первой категории относятся подоходный с физлиц, налог на прибыль предприятий и на хоздеятельность. К основным налогам на имущество относятся сборы на землю, на наследство и на дарение. К третьей категории относят НДС и налог на приобретенное имущество.

Согласно действующему законодательству, установлены две ставки НДС в Германии: общая – 19% и пониженная – 7%. Пониженную платят на большинство продуктов, а также заведения общепита. Законом предусматриваются льготы на выплату НДС для небольших фирм. Данный сбор не взимают с экспорта, а также поставок продукции, осуществляемых в рамках Европейского Союза, с аренды земли, предоставления кредитов, доходов в мед и соцсферах.

Налог с зарплаты, размер социальных сборов

Наемный рабочий и компания заключают договор, в котором указывается сумма зарплаты. Из нее уплачиваются налоги и разные соцсборы, которые здесь, как и во многих европейских государствах, большие. В Германии существует прогрессивная шкала налогообложения, поэтому, чем выше доходы, тем больше приходится отдавать в бюджет.

Таким образом, с официальной заработной платы и гражданин, и иностранец выплачивают подоходный и социальные взносы. Подоходный налог в Германии является основным источником пополнению госбюджета. В отличие от Российской Федерации, здесь он рассчитывается по прогрессивной шкале. Если каждый россиянин платит 13 процентов, то гражданин Германии – от 19 до 53%. Размер вычета зависит не только от дохода, но и от семейного положения. Сумма, не облагаемая сбором, для одиноких граждан составляет 5616 евро в год, а для пар, которые имеют официальный семейный статус, – 11232 евро. Если доход ниже установленного минимального, то взносы с него не платят. Физические лица и наниматель в обязательном порядке платят социальные сборы. 20% удерживается с заработка, и столько же платит организация.

Взносы с зарплаты по страховкам

Каждый гражданин платит налог в Германии с зарплаты в четыре социальных фонда. Взносы отчисляются по следующим направлениям:

  • Фонд пенсионного обеспечения;
  • медицинская страховка;
  • страховка от безработицы;
  • страховка от беспомощности.

На будущую пенсию отчисляется не более 18,7% от дохода. Если взносы делает иностранный гражданин, который потом уезжает на родину, он имеет право получать немецкую пенсию. На медстраховку выплачивают 14,6%. По ней гражданин имеет право пройти рентген, получить лекарственные препараты и стоматологическую помощь, посетить врача и пребывать в больнице. На страховку от безработицы отчисляется 3%, а от беспомощности – 2,55%. Таким образом, работающий гражданин оплачивает свое возможное пребывание в доме престарелых.

Каждый верующий человек здесь платит церковный налог – 8-9%. Транспортный налог в Германии, как и везде, зависит от объема двигателя автомобиля. Расчет ставки транспортного производится по прогрессивной шкале: чем больше автомобиль загрязняет воздух, тем больше его владельцу приходится платить. Марка автомобиля не учитывается. Важно другое: возраст машины, тип и объем двигателя.

Ставки налога на доходы физических лиц

В Германии все физические разделены на шесть налоговых категорий. Распределение производится в соответствии с семейным положением гражданина. Чем выше класс, тем больший процент с дохода нужно платить. Рассмотрим подробнее каждый класс:

  • I – к нему относятся лица, не состоящие в браке и без детей;
  • II – те же, кто и в 1 классе, а также родители-одиночки, являющиеся резидентами страны;
  • III – лица, состоящие в официальном браке и имеющие большую разницу в доходах;
  • IV – те же, кто и в 3 классе, но с почти одинаковыми доходами;
  • V – его получают супруги представителей 3 класса;
  • VI – люди, имеющие несколько официальных работ.

Основным налогом для физических лиц (НДФЛ) в Германии является подоходный. Его платят с официального заработка, доходов с аренды квартир и нежилой недвижимости, доходов от частного предпринимательства. Сбор на прибыль в Германии рассчитывается по прогрессивной шкале. Здесь еще платят налог на солидарность, цель которого – поддержать более слабые регионы страны. Туристы платят городской сбор, размер которого устанавливается комитетом муниципального образования. Налог платят не в аэропорту по прибытии, а на месте.

Покупка недвижимого имущества также сопровождается уплатой налогов. При приобретении любого помещения платят единовременный налог на недвижимость в Германии. Он составляет 3,5-5% от цены. Конкретная ставка определяется местным органом власти. Далее налоговый кодекс ежегодно обязывает владельца ежегодно платить процент от суммы сделки. Частные лица уплачивают 1%, а юрлица – 6%.

Налоги и сборы в Германии и в России

По сравнению с нашей страной в Германии действует достаточно жесткая система налогообложения. Но именно такой подход к получению прибыли от физических лиц, предприятий, индивидуальных предпринимателей позволяет обеспечить высокий уровень развития экономики государства и социальной защиты населения. Немецкая налоговая система включает в себя три уровня: федеральный, земельный и местный. Основная часть с каждого налога поступает в государственный бюджет. Чаще всего, в государственный и региональный бюджет отчисляется по 42,5%, а оставшаяся сумма поступает в местный. В России большинство налоговых сборов распределяется между государственным и региональным бюджетами.

Налоги и сборы в Германии

Простой сравнительный анализ может показать, что российские граждане несут меньшее налоговое бремя, чем немцы. Главное отличие – в нашей стране нет прогрессивного налогообложения. Но многие политики и эксперты выступают за внесение данного изменения в российскую законодательную систему: бедные и состоятельные граждане должны платить разный процент от своих доходов.

В России ставка НДФЛ в 3,5 раза ниже, чем в ФРГ. Немецкие граждане также платят церковный налог, муниципальный, на доход коммерческий и от капитала. В России таких сборов нет. В 2006 году в Российской Федерации был отменен налог на имущество, получаемое по наследству или дарению. В Германии он существует и составляет 50%.

Иногда предприниматели сомневаются, зарегистрировать бизнес в Германии или найти государство не с такой жесткой налоговой базой. Ведь если платить все взносы, у предпринимателя останется не более 55% прибыли.

В Германии, в отличие от РФ, предприятия платят корпоративный налог – 15%, промысловый – 14-18%, налог на прирост капитала – 25%, НДС. Налог на промысел и остальные устанавливаются местными общинами или федеральными землями. Некоторые предприниматели осуществляют юридический перевод своих предприятий в те земли, где размер промыслового налога ниже. Некоторые экспортные товары облагаются пониженным НДС, к импорту это не относится.

В отличие от нашей страны, в Германии граждан, которые потеряли резидентский статус, могут обязать продолжить выплату подоходного налога или социальных взносов. Чтобы получить резидентский статус, нужно знать язык, прожить на территории страны определенное количество лет или купить недвижимость. Немецкие пенсионеры, которые уезжают проживать в другое государство, продолжают получать пенсию.

Сумму налоговых выплат приходится рассчитывать индивидуально. Она зависит от семейного положения человека и уровня его доходов. Еще в некоторых районах страны платят налог на дождь и сбор за каждый телевизор или радиоприемник.

Выплаты, которые не облагаются налогами

Кроме зарплаты, компания выплачивает свои сотрудникам разные премии и единовременные пособия, некоторые из них не облагаются налоговым бременем. К таким выплатам относятся:

  • оплата абонемента в фитнес-центр или лечебных курсов;
  • оплата поездок на общественном транспорте на работу и домой;
  • пособие на уход за маленьким ребенком.

Не облагают налогами и продажу сотрудникам компании продукции собственного производства по сниженной стоимости.

Возврат налогов и сборов: случаи, порядок

Граждане страны имеют право на возврат части налогов и компенсацию расходов. Можно возвращать траты на обучение, которые не превышают 4000 евро в год. Налоговая служба даже может покрыть расходы на посещение выставок, куда заявитель ходил для переподготовки или поисков работодателя.

Можно списать часть налогов тем, кто делаете благотворительные пожертвования, получает пособие на ребенка, ухаживает за членом семьи, который является инвалидом, пожилым или немощным человеком. Вернуть можно часть суммы за уплату домашнего телефона и интернета, если иногда приходится работать дома. Немцы возвращают часть расходов на оплату работы няни, дворника, садовника. Также возможно возмещение трат, связанных с поиском работы. Например, если вы ездили на собеседование, тратили деньги на распечатку файлов для резюме или оплату звонков потенциальным работодателям. Всю эту информацию можно отразить в налоговой декларации и вернуть часть расходов.

Примеры определения размера заработной платы после вычета налогов и социальных сборов

Немецкая налоговая система кажется запутанной и слишком сложной. Предлагаем разобраться с ней на примере и рассчитать, сколько работник реально получит на руки, если в его договоре будет установлена заработная плата в одну, две или три тысячи евро. Сумма налоговых и социальных выплат представлена в таблице ниже:

Сумма в евро Сумма в евро Сумма в евро
Зарплата до выплат 1 000 2 000 3 000
Страховка от безработицы 15 30 45
Отчисления в Фонд пенсионного страхования 93,5 187 280,5
Страхование от беспомощности 11,75 23,5 35,25
Медстрахование 82 164 246
Церковный 0 0 6,71
Подоходный 37,1 177,1 317,1
Зарплата на руки 760,65 1418,4 2069,44
Общая сумма взносов и налогов 239,35 581,6 930,56

Статистика утверждает, что Германия входит в число лидеров по экономическим, социальным и другим показателям. Высокий уровень жизни объясняется жесткой налоговой системой, которая работает четко. Ее принцип прост: чем больше твой доход, тем больше ты должен заплатить в казну. Прогрессивная система налогообложения многим российским предпринимателям кажется дикой и несправедливой. Но Германия – яркий пример того, что такой подход к взиманию налогов и социальных сборов является разумным. Нужно отметить, что далеко не все граждане Германии согласны с высокими налогами и их количеством. Но пока правительство не слышит их недовольства и снижать ставки не планирует. Оно им только предоставляет возможность возвращать часть расходов, которой немецкие граждане охотно пользуются.

date image
2014-02-12 views image
2897

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Порядок организации налогового контроля в Канаде

Налоговая служба Канады носит название - Агентство по делам таможни и доходов (АТДК).

В арсенал налоговых инспекторов Канады входят методы контроля, аналогичные методам, применяемым в США. Это метод «отличительно­го параметра».

В Канаде, так же как и в США, существует три вида налоговых про­верок:

- заочная (проводится путем направления документов по почте);

- камеральная (проводится по месту нахождения СВД);

- выездная (проводится по месту нахождения налогоплательщика). Проверка крупных компаний и корпораций, их филиалов, зависимых компаний проводится одновременно на всей территории Канады и коор­динируется из центра.

При АТДК создано и работает следственное управление, которое занимается расследованием налоговых правонарушений, сбором доказа­тельств, свидетелей, формированием дела для представления в суд.

При АТДК также создана криминалистическая лаборатория, которая исследует и готовит заключения и выступает в суде в качестве экспер­тов по незаконному производству продукции в Канаде, которое вышло из под налогообложения; по легальному производству и экспорту в США без уплаты акциза в Канаде; по незаконному ввозу продукции из США, Таиланда и других стран.

Создана специальная судебная система и орган по вопросам налоговых правонарушений и социальных гарантий гражданам - Налоговый суд.

Широко развита сеть предоставления консультационных услуг налогоп­лательщикам, созданы благоприятные условия в приемных пунктах нало­гоплательщиков, существует единая телефонная сеть консультационных услуг в целом по стране с единым телефонным номером. На работу со СМИ выделяется достаточно средств из бюджета, так как положительный эффект оправдывает затраты. Проводятся регулярные социологические исследования и изучается качество услуг, которые оказывают государс­твенные структуры, по доступности, понятности, доброжелательности.

В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки, утвержденным Минфином Германии по согласованию с Бундесратом Германии, налоговая проверка проводится с целью установления и оцен­ки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогооб­ложения, а не для изыскания дополнительных налогов. При назначении и проведении проверки учитываются принципы соразмерности средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам и наименьшего вмешательства в дела предприятия.

Налоговый орган принимает по собственному усмотрению решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.

Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных проверок, ежегодно и ежеквартально утверждаемых руководителем налогового органа. Вышес­тоящие налоговые инстанции практически не участвуют в составлении указанных планов. Однако им предоставлено право самостоятельно проводить проверки отдельных налогоплательщиков, которое обычно используется при проверке наиболее крупных налогоплательщиков, име­ющих разветвленную производственную структуру.

Заслуживает внимания действующая в Германии система балльной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Балльный нормативный показатель является средством для осуществления служебного или специального надзора, главным образом, со стороны руководителей отделов налоговых проверок.

Сущность балльной оценки состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлеж­ности) налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (от 1 до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум, 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод об его служебном соответствии. По истечении финансо­вого года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значительном отклонении результатов работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятельность данного налогового работника и принять соответствующие организационные меры. Кроме того, балльный норматив служит основой для составления планов проверок на предсто­ящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.




В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды, охватываемые проверкой. К документу о назначении проверки прилага­ются указания на основные права и обязанности налогоплательщика при проведении проверки. Если в процессе проверки работники налогового органа приходят к выводу о необходимости контроля каких-либо допол­нительных вопросов, то издается дополнительный документ о расшире­нии круга проверяемых вопросов, с которым должен быть ознакомлен налогоплательщик. Как правило, уведомление о предстоящей проверке крупные предпри­ятия получают за 4 недели до ее начала, средние - за 3 недели, малые и мелкие предприятия - за 1 неделю. По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при нали­чии уважительных причин.

Средняя продолжительность контрольных проверок составляет:

на крупном предприятии - 25-30 дней;

на среднем предприятии - 15 дней;

на малом и мелком предприятиях - 6-8 дней.

Налогоплательщик должен оказывать содействие проверяющим при установлении обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения. В частности, он обязан давать справки, предъявлять бухгалтерскую отчетность, журналы, деловую документацию и иные документы, давать пояснения.

Проводимые в Германии документальные проверки охватывают относительно небольшое количество предприятий. Так, например, из 160 тысяч предприятий, расположенных на территории города Берлина, еже­годно проверяются 30 тысяч (для справки: в Берлине насчитывается около 9 тысяч налоговых инспекторов, из которых 900 специализируются на про­ведении документальных проверок). Под документальную проверку еже­годно подпадают 19% крупных, 7% средних и 2% малых предприятий.

Основным документом, определяющим порядок осуществления про­цедуры отбора налогоплательщиков для проведения контрольных прове­рок, является Приказ Министерства финансов Германии от 08.03.81 года «О рационализации отбора налогоплательщиков для проведения конт­рольных проверок».

Исходя из положений документа, в Германии используются два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок:

- случайный отбор - предполагает выбор объектов для проведения контрольных проверок на основе применения методов статистической выборки. При этом преследуются следующие цели: обеспечение макси­мально возможного охвата предприятий контрольными проверками; про­филактика налоговых нарушений внезапностью и непредвиденностью контрольных проверок; оценка общего состояния налоговой дисциплины на контролируемой налоговым органом территории за счет репрезента­тивного отбора всех категорий налогоплательщиков для проверок;

- специальный отбор - обеспечивает целенаправленную выборку налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой по результатам анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике. Отбор предприятий указанным способом осуществляется отделами кон­трольных проверок налоговых инспекций на основании анализа данных картотеки предприятий, содержащей всю необходимую информацию о налогоплательщиках, а также с учетом предложений отдела, занимающе­гося начислением налогов.

При целенаправленном отборе налогоплательщиков для проверки выбираются такие предприятия, налоговая проверка которых представ­ляется приоритетной. При отборе предприятий для проведения проверок первоочередное внимание уделяется анализу следующих факторов:

а) наличие крупных изменений в структуре налогового баланса пред-
приятия по сравнению с налоговым балансом на момент последней про-
верки;

б) полнота учета доходов предприятий (при этом широко используются
возможности сопоставления с показателями доходности других анало-
гичных предприятий);

в) соотношение вложений частных средств в развитие предприятия и
объемов изъятия материальных и финансовых средств для личного пот-
ребления (превышение вкладов над изъятиями в течение длительного
времени является основанием для назначения проверки);

г) информация о нарушениях налогового законодательства, поступив-
шая от других контролирующих организаций. В соответствии с законо-
дательством Германии все государственные службы обязаны сообщать
налоговым органам об известных им фактах уклонения от уплаты нало-
гов. Вместе с тем, следует отметить, что налоговые органы имеют право
получать информацию о налогоплательщике, являющуюся по законода-
тельству его коммерческой тайной, в том числе об операциях по счетам
в банках, коммерческих операциях, если только имеются существенные
основания предполагать, что данным налогоплательщиком совершено
налоговое правонарушение;

д) продажа (приобретение) земельных участков, изменения в правах
пользования земельными участками ввиду появления в результате проведе-
ния этих операций значительных сумм доходов (расходов) предприятий;

е) реализация другого имущества предприятий в крупных размерах
(например, если при продаже автомобиля предприятие в соответствую-
щей строке налоговой декларации не показало прибыль от этой опера-
ции, возникает сомнение в правильности отражения доходов в налоговой
декларации);

ж) участие в других предприятиях, наличие финансовых вкладов, цен-
ных бумаг;

и) приобретение, отчуждение, реорганизация, прекращение деятель­ности предприятия;

к) получение финансовых дотаций от государства, вызывающее необ­ходимость осуществления контроля за соблюдением условий государс­твенного субсидирования;

л) информация от Минфина Германии о совершении предприятием крупных экспортных (импортных) операций (по законодательству Герма­нии таможенные органы входят в систему Минфина).

Анализ опыта Германии и других государств убедительно свидетельству­ет о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только примене­ние данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагруз­ки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначисле­ний в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.

Читайте также: