Причины и условия налоговой преступности

Опубликовано: 16.05.2024

Принято и действует немало законов, направленных на профилактику правонарушений, пресечение преступлений, наказание за их совершение. Но или законы не до конца продуманы, или они применяются не эффективно. Преступность сохраняется.

Итак, почему совершаются преступления?

Преступность, как и всякое социальное явление, имеет свои причины и закономерности. Их изучением занимается специальная юридическая наука. Наука, изучающая причины и условия и занимающаяся профилактикой преступлений, называется криминологией (от латинского слова criminus - преступление и греческого слова logos - слово, учение).

Раньше на вопрос о причинах преступности давали один ответ: преступления совершаются из-за остающихся в сознании людей пережитков прошлого, влияния капиталистического Запада. Теперь подобное упрощенное объяснение выглядит по меньшей мере неубедительно. Проблема гораздо сложнее.

Причины и условия преступности в обществе складываются из целого комплекса всевозможных обстоятельств. Причины правонарушения заложены в недостатках общественной жизни и в несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать прежде всего экономические, политические, социальные, нравственные причины. Они являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, коррупции, взяточничества, посягательств на жизнь и здоровье людей.

Существуют объективные причины преступлений. Преступность - верный признак неблагополучия общества. Если порочно общество, в нем оказывается и много несчастных, страдающих, не видящих смысла в собственном существовании людей. Преступное поведение несовершеннолетнего можно объяснить влиянием в первую очередь внешней социальной среды, а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обусловливают его реагирование на различные жизненные неудачи.

Экономические причины преступности

Прежде всего, причинами преступности является экономическое состояние общества в целом, а также материальное положение каждого конкретного преступника. На преступления людей толкают, например, такие социальные явления, как безработица, низкая заработная плата, нищета, голод, бездомность, рост цен и т.д. Все это общественные проблемы, решать которые призвано государство.

Политические причины преступности

Одной из причин совершения преступлений является также ложное понимание демократических преобразований как вседозволенности; культ наживы, алчность, пренебрежение нормами общественной морали и нравственности, правовой нигилизм.

В немалой степени совершению преступлений способствует и прозрачность границ между Россией и странами СНГ, откуда проникают так называемые «гастролеры», провозят оружие, боеприпасы, наркотики, а назад вывозят национальное достояние в виде произведений искусства, дефицитного сырья, материалов и товаров народного потребления.

Социальные причины преступности

В подавляющем большинстве случаев в число правонарушителей попадают те учащиеся, которые не нашли себя в школьном коллективе в связи с отрицательными отношениями с этим коллективом. Не пользуясь симпатиями одноклассников, находясь в изоляции, подросток ищет себе компанию вне класса и школы, включается в деятельность уличных стихийных групп. Уличная группа для подростка является способом и формой удовлетворения его потребности в общении и в стремлении действовать совместно. Такие группы подростков и юношей складываются на почве нездоровых интересов и общественно опасных целей, часто противостоят нормальному коллективу и представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка и в значительной степени определяющую его поведение.

Особенно раздражающе действуют на незрелые души молодых людей массовые примеры алчности, безумной погони за деньгами, вещами, роскошной жизнью. Ученые подсчитали, что если общество, государство допускает разницу в доходах богатых и бедных в пропорции 20:1 (в цивилизованных странах эта пропорция 6:1), мгновенно появляются современные «робин гуды», путем краж, ограблений и разбоя слегка уменьшающие эту разницу.

К сожалению, далеко не всегда правоохранительные органы, призванные в первую очередь бороться с разного рода правонарушениями и причинами, их порождающими, справляются со своими задачами. Система учреждений, где осужденные отбывают наказание, также не всегда выполняет свое предназначение - оттуда зачастую выходят подростки с еще более устоявшимися негативными привычками.

Писатель Л. Габышев написал повесть «Одлян, или Воздух свободы». Это повествование о детской колонии потрясает своим до документальности правдивым изложением. Автор пишет об уничтожении личности в условиях исправительного учреждения для несовершеннолетних. Люди теряют в колонии самое важное и ценное - они перестают быть людьми. Одлян развратил и нравственно искалечил героя повести. Подросток кончен для общества, кончен (это самое страшное) для себя. Он легко дышит в атмосфере Одляна и . находит этот воздух свободным. На наших глазах загублен и духовно уничтожен подросток. Повесть учит и предостерегает. Определенную негативную роль играют и некоторые средства массовой информации, в последние годы все более воспевающие культ насилия и секса, пьянство, наркоманию и проституцию.

Нравственные причины преступности

Но главное заключается в следующем: преступление возможно, если человек нечестен, жаден, озлоблен, мстителен, завистлив, духовно несамостоятелен. Это - субъективные причины преступлений. Мы своими настроениями, притязаниями, своим отношением друг к другу, к семье, детям, общественным обязанностям, законам, своему будущему во многом определяем характер общества, нравственный климат в нем. Если существует много людей с нечистыми помыслами, грязными намерениями и целями, общество криминализируется, т. е. приобретает преступный оттенок.

Безусловно, определенную роль здесь играет образовательный уровень личности, его общая и правовая культура, а также условия воспитания в семье и в окружающей микросреде. Специфические условия индивидуальной жизни и воспитания иногда оказывают отрицательное воздействие на процесс формирования взглядов и привычек. В тех случаях, когда в этих условиях начинают складываться антиобщественные взгляды и привычки, отдельные лица в определенных ситуациях начинают действовать вопреки запретам, установленным законом.

Причиной совершения преступления несовершеннолетним является взаимное влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов, У большинства таких подростков в структуре личности доминируют такие отрицательные качества, как лень, своеволие, безответственность, стремление к слепому подражанию, нечуткость, агрессивность и т. п.

Исследования лиц, совершивших преступления, позволили выявить следующие закономерности:

  • 1. Правосознание подростка, совершившего преступление, как правило, по ряду запретов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам.
  • 2. Такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул.
  • 3. В иных случаях несовершеннолетний признает правильной и справедливой правовую норму, за нарушение которой он был осужден, однако считает приговор, вынесенный ему, несправедливым (обычно - излишне суровым).

Многочисленные и многолетние наблюдения говорят совершенно определенно, что если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолюбие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемые родителями, формируют у подростка ложное представление нашей действительности, приводят к возникновению антиобщественных навыков и привычек.

Человека действительно формирует среда. Но все действия и преступления в том числе, совершает сам человек. Никакие особенности среды оправдать преступление не могут. В конце концов в преступлении, которое совершает человек, виноват он сам. Поэтому закон наказывает именно его, а не общество, семью, в которой он вырос, школу, в которой учился, друзей. Скорее совершит преступление тот, кто плохо знает право, причем не только его «букву», но и «дух», кто не уважает закон, не привык соизмерять свои поступки с нормами морали и права.

Иные юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, стремятся всю вину за свое «грехопадение» возложить на окружающих: «Меня плохо воспитывали, вот я и стал таким». И ни слова о собственной вине, об осознании собственной ответственности за свои поступки. Отрицательные влияния на подростков извне, со стороны, могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения вести себя так или иначе.

Есть еще одна причина, очень парадоксальная на первый взгляд - это поведение потерпевших. Поведение потерпевших иногда бывает безответственным. Жертва как бы сама провоцирует преступника на совершение преступления. Например, девушка откликнулась на сомнительное приглашение малознакомых людей, согласилась с ними поехать за город и т.д. Это, конечно же, не оправдывает совершение противозаконных действий, сколь бы безответственным не было поведение потерпевшего, преступник все равно должен отвечать по закону.

Мудрый старец из остросюжетного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» сказал о нравственности и праве: «По моему глубокому убеждению, в нашей стране окончательная победа над преступностью будет одержана не карательными органами, а естественным ходом нашей жизни, ее экономическим развитием. А главное - моралью нашего общества, милосердием и гуманностью наших людей. Милосердие - та форма взаимоотношений, к которой мы всегда стремимся. »

Да, милосердие всегда, во все времена насущно, жизненно необходимо. А коли так, может наступить время (правда, не очень скоро), когда о преступности люди будут читать лишь в учебниках истории, как мы сейчас читаем в них о варварских казнях средневековья.

В искоренении преступности большую роль играет то, что окружающие виновного лица люди не равнодушны, способны остановить его. Вспомните героя романа В. Гюго «Отверженные» Жана Вальжана.

Бывший каторжник Жан Вальжан был зол на весь белый свет. Из-за пустяковой провинности его надолго упекли на каторгу. Он никому не верил и готов был совершать преступления из мести тому обществу, которое так плохо с ним обошлось. По путы с каторги его пустил переночевать священник Мириель. Рано утром Вальжан тайком покинул гостеприимный дом, "прихватив» столовое серебро. Его поймали. Привели к священнику, чтобы убедиться в краже. И что же Мириель?

- Я подарил вам эти приборы, - сказал он каторжнику в присутствии полицейских. - Вы забыли еще подсвечники. И он протянул дорогие вещи преступнику. Для Жана Вальжана все это было каким-то сном, чудесным, целительным. Он ушел, потрясенный до глубины души. И душа его исцелилась от этого акта милосердия и мудрости. Исчез преступник, заново родился честный, добрый, сильный и самоотверженный человек.

Нельзя поступать противозаконно только потому, что многие окружающие легко идут на нарушение закона. Правильно отмечал Лев Толстой: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по уголовным делам в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором (п. 2 ст. 8 НК РФ) понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ). При этом ответственность по статье 198 УК РФ или по статье 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ).

Непосредственный объект – экономические и финансовые интересы государства, отношения, возникающие между налогоплательщиками и государством.

Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Состав преступления формальный, оно считается оконченным с момента фактического непредставления декларации о доходах либо внесения в нее заведомо ложных сведений о доходах и расходах. Следует помнить, что ошибки в декларации, ее непредставление без цели уклонения, а по другим причинам не дают права вести речь об уголовной ответственности.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом – желанием не платить налоги и сборы.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное платить налоги.

В ч. 2 ст. 198 УК РФ предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, если оно совершено в особо крупном размере.

Крупным размером в статье 198 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). В основном все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, совпадают с признаками деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК РФ.

Спецификой отличается предмет преступления – налоги и (или) сборы с организаций.

Объект преступления – установленный порядок уплаты организациями налогов и (или) сборов.

Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (ст. 11 НК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии) – уклонении от уплаты налогов и (или) сборов следующими способами: 1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным; 2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. В объективную сторону законодателем включены также последствия в виде крупного размера уклонения и причинная связь между действием и бездействием и общественно опасным последствием.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов в крупном (особо крупном) размере способами, указанными в диспозиции статьи, и желает этого.

Субъект преступления специальный – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, в обязанности которого в соответствии с законодательством о налогах и сборах входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, и обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.

В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены:

  1. Руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов; иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий; лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика (абз. 1 п. 7);
  2. Иные служащие организации-налогоплательщика (организации плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению (абз. 2 п. 7);
  3. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ (абз. 3 п. 7).

В тех случаях, когда лицо осуществляет юридическое или фактическое руководство несколькими организациями и при этом в каждой из них уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности нескольких преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 199 УК РФ.

Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то и по соответствующим статьям УК РФ (ст. ст. 285, 292).

Квалифицирующий признак – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является установленный законом порядок уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Предметом преступления являются налоги, подлежащие исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ.

Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия, которое состоит в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяния, т.е. состав преступления формальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом – нежеланием выполнять свои обязанности в личных интересах, которые могут быть разнообразными.

Субъект преступления специальный – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, выполняющее обязанности налогового агента. Это может быть: физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации), иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

Квалифицирующий признак – совершение преступления в особо крупном размере.

За невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов, не образующих крупный размер, установлена налоговая ответственность (ст. 123 НК РФ).

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Непосредственный объект – экономические и финансовые интересы государства.

Предметом выступают денежные средства либо имущество организации или предпринимателя в крупном размере, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Под недоимкой (задолженностью) понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок.

Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии) – сокрытии в крупном размере денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Отдельные вопросы квалификации рассматриваемого преступления нашли свое отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»:

  1. Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере (абз. 3 п. 20);
  2. Исходя из примечания к ст. 169 УК РФ под крупным размером следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. Состав преступления, предусмотренный ст. 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки. При этом следует иметь в виду, что уголовная ответственность по ст. 199.2 УК РФ может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (ст. 69 НК РФ) (абз. 6 п. 20);
  3. При решении вопроса о том, совершено ли сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в крупном размере, судам следует иметь в виду, что взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы в сумму недоимок не включаются (абз. 1 п. 21);
  4. Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит дополнительной квалификации по ст. 199.2 УК РФ (абз. 2 п. 21);
  5. В тех случаях, когда лицо совершает в крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, и предметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов в виде приостановления операций по счетам (ст. 76 НК РФ) и (или) ареста имущества (ст. 77 НК РФ), содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренным ст. 199.2 УК РФ. При этом умышленные действия служащего кредитной организации, осуществившего банковские операции с находящимися на счетах денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, при наличии к тому оснований подлежат квалификации по ч. 1 ст. 312 УК РФ (абз. 3 п. 21).

Состав преступления материальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что воспрепятствует принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имущества.

Налоговые преступления: Видео


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 02.06.2020 2020-06-02

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Ю. А. Криминологическая характеристика налоговой преступности / Ю. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71029/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье рассматривается криминологическая обстановка в сфере налогообложения, тенденцию уклонения от уплаты налогов, уровень латентности налоговых преступлений.

Ключевые слова: уплата налогов, налоговые преступления, система налоговых преступлений, профилактика совершения налоговых преступлений.

Криминологическая ситуация в области налогообложения за прошедшие годы характеризовалась ростом преступности, ее масштабным характером и высокой латентностью. Несмотря на меры, принятые на законодательном уровне для минимизации налогообложения, уклонение от уплаты налогов продолжает оставаться сложной экономической и правовой проблемой.

Последние изменения в структуре и динамике налоговых преступлений свидетельствуют о том, что проникновение преступников в налоговую сферу становится все более организованным и профессиональным. Уровень и качество интеллектуальной поддержки данного вида незаконной деятельности постоянно растет, ведется интенсивный поиск и внедрение новых способов совершения налоговых преступлений.

В настоящее время в России продолжается реформа экономики и финансового сектора. В связи с этим происходит изменение налоговой политики государства. Неотъемлемой частью этого процесса является построение новой системы налогообложения, что, в свою очередь, невозможно без эффективного механизма взыскания налоговой задолженности. Необходимость в этом во многом обусловлена присутствием большого количества недобросовестных налогоплательщиков, которые, игнорируя свое конституционное обязательство своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, скрывая денежные средства и имущество, препятствуют налоговым органам в процессе взыскания задолженности с хозяйствующих субъектов.

Изучая налоговые преступления, прежде всего, необходимо определить их криминологические характеристики. Среди основных криминологических характеристик налоговой преступности большинство авторов выделяет динамику, уровень и структуру. Как уже отмечалось, развитие современной российской налоговой системы сопровождается значительным увеличением количества налоговых преступлений и правонарушений. По мнению экспертов, в результате невыполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно теряет от 35 до 45 % бюджетных средств [2, с. 174].

Уклонение от уплаты налогов широко распространено и является основной причиной неполучения налогов в государственной казне. Среди основных причин высокой латентности, выделяемой специалистами в отношении экономических преступлений, можно назвать отсутствие потерпевших и других лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении.

В результате совершения налоговых преступлений в первую очередь затрагиваются интересы государства. Основная часть населения относится к нарушителям налогов толерантно или даже сочувственно и не только не помогает государственным регулирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но также способствует совершению преступлений. Часто работники предприятий знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей компаний, но, тем не менее, они редко предпринимают какие-либо действия, чтобы предотвратить это.

Практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенных денежных средств и без надлежащей регистрации в бухгалтерских документах стала широко распространенной. Другие причины высокой латентности налоговых преступлений включают в себя:

– изобретательность налоговых преступников;

– тщательная маскировка их налоговых преступлений;

– отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений;

– наличие большого промежутка времени (от года и более) между моментом совершения и моментом обнаружения налогового преступления [3, с. 366].

Некоторые авторы указывают на недостатки в деятельности органов, в обязанности которых входит раскрытие налоговых преступлений. Преступность характеризуется не только количественными, но и качественными показателями. К последнему относится структура преступности.

Обращаясь к показателям, можно увидеть высокий удельный вес налоговых преступлений в сокрытии доходов (прибыли) или других объектов налогообложения. Более половины преступлений такого типа совершаются в особо крупных размерах, что дополнительно указывает на значительное увеличение числа крупных собственников, которые не хотят платить налоги в государственный бюджет по разным причинам и используют для этих целей различные уловки и маскировки, надеясь избежать разоблачения и наказания.

Анализ статистических данных показывает, что уголовные преступления, направленные на уклонение от уплаты налогов, составляют 45,7 % от общего числа налоговых преступлений. Из этого следует, что налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, которые предусматривают самые большие отчисления в бюджет [1, с. 102].

Преобладание преступлений, связанных с неуплатой подоходного налога, объясняется уязвимостью механизма к его затратам на процесс уплаты налогов, предусматривающим ряд исключений, а также наличием льгот для его уплаты, что применяются плательщиками, чаще всего, незаконно. В этом случае повышенный уровень мотивации среди преступников также влияет на них, так как их главной целью является сохранении прибыли и их собственности.

Естественно, что появление и рост числа уклоняющихся от налогов является одним из важнейших признаков неэффективности действующей системы налогообложения и налогового администрирования. Противодействие девиантному поведению в сфере налогообложения является одной из актуальных проблем в России.

Таким образом, только устраняя все причины, заставляющие налогоплательщика скрывать свои доходы от государства и избегать уплаты налогов и сборов, можно будет решить проблему. В то же время не следует забывать, что развитая налоговая система является неотъемлемым элементом современной экономики, условием успешного развития государства и общества. Поддержка государственной налоговой системы является одной из важнейших задач деятельности общества в целом и каждого человека.

  1. Бакунин А. В. Некоторые проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования // Вестн. ИЭАУ. — 2019. — № 10. — С. 94–103.
  2. Соловьев И. Н. Налоговые преступления: практика работы органов налоговой полиции и судов. — М.: Юрист. — 2018. — 365 с.
  3. Федоров А. В. Основные проблемы налоговой системы Российской Федерации в современных условиях и пути их решения // Экономика и социум. — 2019. — № 7. — С. 366–369.

Краткое содержание:


Начнем сначала

Налоговая преступность считается такой же важной, как все другие виды противоправных действий, и занимает одно из ведущих мест в системе уголовного права.

Налоговые преступления подразделяются на виды:

 уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом,

 уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом,

 неисполнение обязанностей налогового агента,

 сокрытие имущества от взыскания в счёт пополнения бюджета.

Ответственность за эти преступления детально регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 198–199.2)

Налоговые преступления настолько стремительно растут, что иногда превышают иные виды преступности в экономической сфере.

Безусловно, что материальное положение, а точнее, низкий уровень жизни, играют весомую роль в развитие преступности. Если обратиться к данным статистики, то можно увидеть, что средняя заработная плата граждан в регионах варьируется от 30 000 рублей, а подоходный налог составляет 13%. Следовательно, оставшегося дохода не хватает на жизнь. А если есть большая семья, кредиты, они сейчас у всех, да и вообще затраты на жизнь не малые, то как быть?

Юридические лица, в свою очередь, пытаются наживаться за счёт государства. Они платят своим сотрудниками заработные платы «в конвертах», не трудоустраивают официально. И всё это для того, чтобы не делиться своей прибылью. Ещё хуже, когда организации работают нелегально и даже официально не регистрируются.

Чем это грозит?

Спадом экономической ситуации в стране, которая неблагоприятно влияет на развитие общества и государства, ведь налоговая система является ведущим звеном. Если исходить из положения статьи первой Конституции РФ, согласно которому Российская Федерации – это правовое государство, то напрашивается вывод о том, что рост преступности, в том числе и налоговой, однозначно не позволяет считать нашего государство правовым, когда происходят такие антиобщественные действия.

С марта 2020 года и по сей день Россия переживает трудный период. Во стране, как и во всём мире, распространился коронавирус, который изменил нашу жизнь и нанёс ущерб многим отраслям, особенно экономической.

Не смотря на то что Президент дал указания по временному приостановлению налоговых выплат для отдельных категорий граждан и юридических лиц, остальное население продолжает являться налогоплательщиками. К чему это приводит? К социальному расслоению и имущественному неравенству. Почему одним можно не платить, а мне нет? Отсюда и возникают налоговые преступления. Для того, чтобы прожить в период пандемии, люди стараются сократить свои расходы и уплата налогов для них имеет маловажное значение.

Считаю, что в большинстве случаев власти сами виноваты в том, что в казну государства ежегодно не доходит нужное число налогов. Необходимо поддерживать на должном уровне и постоянно увеличивать уровень прожиточного минимума так, чтобы хватало не только на продуктовую корзину, но и на удовлетворение иных потребностей.

Не отрицаю, что физические и юридические лица также виноваты, многие вообще становятся закоренелыми преступниками и планируют свои антизаконные действия заранее, выжидают нужного момента. По этим причинам и обществу и государству необходимо держаться вместе, действовать во взаимосвязи, чтобы избегать развития преступности.

Основными способами совершения налоговых преступлений являются:

 Полное и частичное скрытие своей деятельности в бухгалтерских документах.

 Неправильное указание экономических показателей, которые таким образом позволяют уменьшить размер налоговой базы.

 Искажение объекта налогообложения. Это может быть занижение реальной цены на реализуемую продукцию, подмена объектов налогообложения.

 Нарушение учёта экономических показателей.

 Несанкционированная деятельность, то есть не постановка на учёт в налоговых органах, открытие счетов в банках без уведомления налоговой.

Соответственно все эти способы и нужно ликвидировать законными путями.

Помимо этого стоит отдельное внимание уделить антикоррупционной деятельности. Ни для кого не секрет, как проводятся многие налоговые проверки. Сотрудники закрывают глаза на нарушения и оставляют произвол безнаказанным.

Многие, будучи юридически не подкованными, просто не знают, что грозит за неуплату налогов и сборов. По этой причине следует повышать правовой уровень культуры населения.

Ни исключаются рецидивы налоговой преступности. В последнее время рецидивисты вообще активизировались и потеряли чувство страха. Следует досконально пересмотреть положения, касающиеся налоговой и уголовной ответственности, усилить санкции и сроки наказания. Так сложилось, что русский народ только под угрозой запрета и карательных мер понимает, что так делать нельзя.

Сотрудники правоохранительных органов также играют ведущую роль по борьбе с налоговой преступностью. Нужно систематически повышать их профессиональный уровень, проводить аттестации в целях улучшения деятельности и выполнения возложенных на них функций.

В действующем законодательстве прослеживаются неточности и неясности, правовые пробелы и коллизии, которые мешают осуществлять детальное правовое регулирование налоговой системы. Для устранения таких проблем следует постоянно принимать нормативно-правовые акты, которые направлены на поддержание достойного уровня жизни, сосредоточение мер в отношении искоренения антиобщественной деятельности и развития налоговой преступности.

Для прогнозирования и выявления дальнейших проблем следует проводить ежедневный мониторинг и анализ условий, причин, показателей динамики налоговых правонарушений.

Искоренение таких факторов как срытая деятельность, разница между доходами и расходами, неполная и неточная отчётность за полученную прибыль поможет России выйти на путь к формированию поистине правого государства и достойному развитию всех сфер жизни.

Читайте также: