Ставки пошлин включают в себя как стоимостные так и количественные показатели перемещаемых товаров

Опубликовано: 15.05.2024

Главная > Задача >Финансы

Классификация таможенных пошлин……………………………………………. 2

Понятие, природа и виды таможенных пошлин……………………………3

Порядок уплаты таможенных пошлин………………………………………8

Льготы по уплате таможенных пошлин……………………………………13

Выгоды, издержки и возможные последствия вступления России

Список использованной литературы……………………………………………. 22

Классификация таможенных пошлин

В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

Понятие, природа и виды таможенной пошлины

Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение. В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др.

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец и др.

Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

В правовой и экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функций[1].

Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется ТК РФ. С позиций общей экономической теории представляется возможным объяснить экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования.

Таможенная пошлина (customs duty) ― обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта[2].

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1. Фискальная, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета.

2. Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции.

3 . Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует следующая классификация таможенных пошлин.

1. По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Комбинированная ставка включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин.

2. По объекту обложения:

а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и и меют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

в) транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны[3].

а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;


Доступные файлы (1):
n1.doc386kb.23.11.2010 15:19скачать

n1.doc

Осн. функции таможенного тарифа

Таможенный тариф – это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.

Таможенный тариф выполняет следующие функции :

1) фискальная (пополнение доходов бюджета);

2) защитная (защита отечественных производителей от онкуренции);

3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров);

-Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентноспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

- Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров.

-Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

-Регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

- Торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Ставки таможенного тарифа, их виды и порядок установления

Совокупность или свод ставок таможенных пошлин называется таможенным тарифом (фр. тариф - tarif - система ставок).

Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, облагаемых (и не облагаемых) таможенной пошлиной и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара.

Виды и размеры ставок, равно как и категории облагаемых пошлиной товаров, в настоящее время определяются Правительством РФ в Таможенном тарифе Российской Федерации.

Общая структура таможенного тарифа РФ представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид:
Код товара Наименование Наименование Дополнительные Ставка

по ТН ВЭД позиции позиции единицы Таможенной

России измерения пошлины
Классификация товаров в Таможенном тарифе различается по странам. По структуре ставок Т. т. делится на простой (одноколонный) и сложный (двух- и многоколонный). Первый предусматривает применение единой ставки к товарам, ввозимым любой страной Сложный (многоколонный ) таможенный тариф по каждому товару уста­навливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Таможенные пошлины подразделяются на импортные (взимаемые при ввозе товара) и экспортные (взимаемые при вывозе товара)

Различают 3 различных вида ставок:

1) Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

2) Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро.

3) Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин.

Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви - 15 % там. стоим. плюс 0,7 евро за 1 пару, также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

Уровень таможенного обложения ( номинальный и средний). Тарифная эскалация

Номинальные ставки содержатся в таможенном тарифе и дают самое общее представление об уровне таможенного обложения, существующего в данной стране.

Средний уровень тарифа обычно рассчитывается только для товаров, импорт которых подлежит обложению пошлиной, как средняя ставка импортной пошлины , взвешенная по стоимостному объему импорта товаров, на которые она накладывается.

На основе номинального уровня пошлин рассчитываются средневзвешенные и среднеарифметические уровни пошлин.

1)Средневзвешенный уровень таможенный вычисляется путём деление суммы таможенных пошлин и сборов на общую стоимость облагаемого импорта. Именно он показывает фактическую степень защищенности внутреннего рынка от иностранных товаров.

2)Среднеарифметические уровни пошлин рассчитывается путем вычисления среднеарифметической величины (сложение ставок пошлин и деление суммарной величины на число ставок).

В регулировании внешне - торговых отношений есть запретительный и оптимальный уровень ставок.

Запретительный уровень – невыгоден ввоз и вывоз продукции.

Оптимальная ставка тарифа – уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа.

Она всегда относительно невелика, ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом.

Ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта. Чем ниже эластичность импорта по цене (объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа. Чем выше эластичность импорта по цене (при росте цен объемы сокращаются пропорционально), тем ниже ставка оптимального тарифа.

Тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только сырьевой продукцией, таможенной обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существующей тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка влияния мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на инвестиционное развитие РФ.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ.
2. Рассмотреть основные направления, формы и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
3. Оценить тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах.
4. Охарактеризовать особенности таможенно-тарифного регулирования в России.
5. Изучить проблемы законодательства РФ о тарифно-таможенном регулировании.
6. Внести предложения по совершенствованию методов тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ

Содержание работы

Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как фактор инвестиционного развития государства
1.1. Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования в инвестиционном развитии РФ
1.2. Виды, меры и инструменты таможенно-тарифного регулирования
Глава 2. Анализ тарифно-таможенного регулирования в России и за рубежом
2.1. Тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования в России
Глава 3. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
3.1. Совершенствование законодательства в области таможенно-тарифного регулирования.
3.2. Предложения по совершенствованию мер тарифно-таможенного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом коля.docx

1.2. Виды, меры и инструменты таможенно- тарифного регулирования.

Видами таможенно-тарифного реулирования в России являются действия, направленные на приведение к оптимальным в конкретных экономических условиях ставкам тарифов, установление необходимого объема спроса и предложения. Ими являются прямое и косвенное регулирование. Как было сказано выше в таможенное регулирование входит тарифное регулирование (установление тарифов, ставок таможенных пошлин) и нетарифное регулирование (лицензирование, квотирование).

Прямое таможенно-тарифное регулирование — административное вмешательство государства в действующие тарифы, участие государства в формировании уровней, структуры и движения тарифов, установление определенных правил ценообразования. Его оказывают государственные субсидии, снижающие издержки индивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий- снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги,достигаемые путем специальных доплат производителю или потребителю.

При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на тарифы путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих тариф, вмешательство государства путем субсидирования, снижая издержки индивидуальных производителей

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

Прямое регулирование тарифов осуществляется методом установления:

· уровней рентабельности по отдельным видам услуг –соотношение затрат к прибыли(товаров, работ);

· размеров надбавок и наценок;

· порядка декларирования тарифов и их изменения;

· порядка предварительного уведомления о предстоящем изменении тарифов.

Косвенное таможенно-тарифное регулирование — это регулирование не самих тарифов, а факторов, влияющих на них.

Косвенное вмешательство в образование тарифов обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на ввозимую, так и вывозимую продукцию.
Т.е. вводятся или отменяются количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, изменение ставок, размеров эмиссии денег и т.д. Косвенное регулирование, как правило, направлено на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. Эти методы проявляются в воздействии на факторы установления тарифов, которые носят макроэкономический характер.

Косвенное влияние на тарифы осуществляется применением следующих мер:

· выделения субсидий, дотаций из соответствующих бюджетов;

· реализации инвестиционных программ.

Т. о. установление тарифов включает в себя сочетание форм прямого и косвенного воздействия на их стоимость.

Государство путем установления и регулирования тарифов должно целенаправленно создавать условия равновесия во внешнеэкономической деятельности. Следовательно, наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов таможенно- тарифного регулирования.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятель­ности. Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воз­действия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Таможенно-тарифными мерами регулирования ВЭД в ТС являются:

  • Единый Таможенный тариф с Единой товарной номенклатурой ВЭД ТС (далее - ЕТН ВЭД);
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС;
  • Сезонные пошлины.

ЕТТ ТС - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД. Ввозная таможенная пошлина определена как, обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов ТС (ст. 2 Соглашения «О Едином Таможенно-Тарифном Регулировании»).

В Едином таможенном тарифе применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин (ст. 3 Соглашения «О ЕТТР»):

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;
б) специфическая ставка таможенной пошлины;
в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро. Например, пиво безалкогольное - 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) - 5 евро за 1000 шт.

Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной - 20 % там. стоим., но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20 % там. стоим.) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки.

Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви - 15 % там. стоим. плюс 0,7 евро за 1 пару, также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением «О ЕТТР».

При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

  • ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством;
  • ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
  • ввозимых в рамках международного сотрудничества государств участниц таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией таможенного союза (ст. 5 Соглашения «О ЕТТР»).

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин (ст. 3 Соглашения «О ЕТТР»). Примером ввода сезонных пошлин может послужить ввоз сахара-сырца в таможенный союз в размере $50 за тонну которые вступили в силу с 1 марта и действовали два месяца - до 30 апреля. С октября прошлого года пошлина составляла $140 за тонну. Эти пошлины были введены в условиях снижения производства свекловичного сахара в РФ из-за засухи, для снижения цен на внутреннем рынке.

В Постановлении Правительства РФ № 795 установлены ставки вывозных пошлин, на отдельные виды промысловых морепродуктов, сельскохозяйственной продукции и животноводства, полезных ископаемых, руды, удобрений, лесоматериалов и прочего.

Согласно ст. 74 ТК ТС к льготам по уплате таможенных платежей относятся:

  • тарифные преференции. К примеру если товар находится в Перечне товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран (ст. 8 п. 1.4 «в» Соглашения «о ЕТТР»), при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, и страна находится в Перечне наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (ст. 8 п. 1.4 «б» Соглашения «о ЕТТР»), то ставка составляет 75 % от ставки установленной в ЕТТ в соответствии со ст. 7 Соглашения «о ЕТТР».
  • тарифные льготы - освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).
  • Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в ст. 6 Соглашении «О ЕТТР». Например, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран таможенного союза;
  • льготы по уплате налогов (ст. 150 Налогового кодекса РФ при ввозе, ст. 151 п. 2 Налогового кодекса РФ при вывозе товаров);
  • льготы по уплате таможенных сборов предусматривают полное либо частичное освобождение, как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию таможенного союза, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт.

Кроме того, ТК ТС в ст. 202 устанавливает иные льготные таможенные процедуры ("свободная таможенная зона" и "свободный склад"), порядок применения которых предусмотрен Соглашением «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и используемая для целей:

обложения товара пошлиной;

внешнеэкономической и таможенной статистики (глава 6 ТК ТС);

применения иных мер государственного регулирования торгово- экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 500 устанавливается порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.

Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза, с Соглашениями между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке декларирования товаров» и «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза.

Расчет и уплата таможенных платежей — один из самых важных вопросов, связанных с ведением ВЭД.

В большинстве стран таможенные платежи являются важной составляющей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов. Это характерно и для России. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются налоговыми доходами федерального бюджета.

Таможенные платежи — таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС и акциз), сборы (за таможенное сопровождение, за таможенное оформление), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела.

Кроме таможенных платежей, таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных ТК РФ к таможенным платежам.

Такими платежами являются:

— специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Внутренние налоги, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК РФ для взимания таможенных платежей.

Все виды платежей, взимаемых таможенными органами, включая средства, получаемые в счет возмещения затрат на хранение товаров на складах временного хранения и таможенных складах таможенных органов, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

К сожалению, четкого определения таможенных платежей на законодательном уровне пока нет. Так, например, в Налоговом кодексе РФ указывается лишь на основные их разновидности. Таможенный кодекс РФ более подробно перечисляет виды таможенных платежей (согласно ст. 318 ТК, к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы), но также не приводит общего понятия. Поэтому в качестве критериев таможенных платежей часто выделяют их единую правовую природу (отношение либо к налогам, либо к сборам), а также характерные черты, присущие всем таможенным платежам, позволяющие дифференцировать их на платежи, связанные с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и платежи, непосредственно не связанные с таким перемещением.

Для участников ВЭД уплата таможенных платежей является неотъемлемым условием ввоза и вывоза товаров с таможенной территории, а также для совершения иных операций по таможенному декларированию товаров.

В рамках изучаемой дисциплины целесообразно уделить внимание тем таможенным платежам, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу РФ и являются обязательным условием такого перемещения. Иные таможенные платежи имеют фиксированные параметры, поэтому большой сложности для изучения не представляют.

Ввозная и вывозная таможенные пошлины

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:

Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами. Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.

Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ «О таможенном тарифе». Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ.

Адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. Например, пиво безалкогольное — 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) — 5 евро за 1000 шт.

Комбинированная ставка таможенной пошлины включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения, либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной — 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% таможенной стоимости) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви (15% таможенной стоимости плюс 0,7 евро за пару) также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

Налог на добавленную стоимость, акцизы. Порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется Таможенным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ТК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом являются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.

Налоговой базой для целей исчисления налога на добавленную стоимость и акциза является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Вместе с тем, согласно абз. 3 п. 1 ст. 3 ТК РФ, при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

В настоящее время вопросы объекта обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом, а также определения налоговой базы при взимании данных видов таможенных платежей урегулированы частью второй Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому применению подлежат положения НК РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также, как и таможенная пошлина, имеет свои ставки. Однако виды этих ставок отличны от ставок таможенных пошлин. Во-первых, о разновидностях ставок НДС можно говорить только с количественной стороны: 10% и 18%. И, во-вторых, эти ставки применяются к широкому перечню товаров (в отличие от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров соответствует своя ставка).

Для отдельных категорий продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, молоко и молоко-продукты, сахар, мука, макаронные изделия и ряд других товаров), а также товаров для детей (трикотажные изделия для новорожденных, подгузники, обувь, игрушки, школьные тетради для рисования и некоторые другие товары) в соответствии с НК РФ установлена ставка НДС в размере 10%. В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, применяется ставка НДС в размере 18%.

Налоговая база НДС определяется как сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акциза. Соответственно, если товар не облагается акцизом и (или) ввозной таможенной пошлиной, то данные виды таможенных платежей не включаются в налоговую базу.

Существующие льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм и могут быть разделены по критериям их предоставления в зависимости от:

а) видов ввозимых товаров (необработанные природные алмазы, иностранная и российская валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), акции, облигации, сертификаты, векселя и др.;

б) целей ввоза товаров (товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, гуманитарная и техническая помощь и др.);

в) таможенного режима (реэкспорт, беспошлинная торговля, таможенный склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона и др.).

С 1 июля 2001 г. в отношении всех государств-участников СНГ (за исключением товаров белорусского происхождения) НДС взимается в общем порядке.

Порядок уплаты и возврата НДС соответствует общему порядку уплаты и возврата таможенных платежей.

Особенностью акциза является то, что им облагаются только отдельные категории товаров, установленные НК РФ.

К таким товарам, в частности, относятся:

— спирт этиловый из всех видов сырья (кроме спирта коньячного);

— спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др. виды продукции с объемной долей этилового спирта более 9%);

— алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вина);

— мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. е.);

— моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Предусмотрены следующие ставки акцизов:

адвалорные (устанавливаемые в процентах к на-лотовой безе, которая представляет собой сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины);

специфические, устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла);

комбинированные, т.е. учитывающие и объем, и стоимость товара и рассчитываемые по формуле: (объем товара х специфическая ставка акциза) + (таможенная стоимость + ввозная таможенная пошлина) • адвалорная ставка акциза.

Существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. Так, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под режим выпуска для свободного обращения, подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом). При этом оплата марок является авансовым платежом по акцизам.

Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации и не могут превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%. Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ, установлена в размере 0,75 рубля — на алкогольную продукцию; 0,075 рубля — на табак и табачные изделия.

Сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок.

Для акцизов предусмотрен также небольшой перечень льгот, предоставляемых в виде освобождения от их уплаты. Критериями такого освобождения могут выступать:

1) цель ввоза товара (товары, ввозимые физическими лицами для собственного использования в пределах установленных количественных ограничений);

2) таможенный режим (реэкспорт, транзит, уничтожение, таможенный склад, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля и др.).

С 1 июля 2001 г. акцизы взимаются в отношении товаров, происходящих и ввозимых с территории всех государств-участников СНГ, за исключением Республики Беларусь.

При ввозе с территории Республики Беларусь подакцизных товаров, происходящих с ее территории, акциз взимается только в отношении товаров, подлежащих маркировке и (или) лицензированию.

Подлежащая уплате сумма акциза может быть уменьшена на сумму акцизов, уплаченных в бюджет Республики Беларусь (произведен зачет акциза) при соблюдении определенных условий.

Порядок уплаты и возврата акциза соответствует общему порядку уплаты и возврата таможенных платежей.

В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» (от 11.11.2004 г.) устанавливаются основные элементы уплаты таких видов таможенных платежей, как таможенные сборы. Согласно данному закону под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

К таможенным сборам относятся:

1) сборы за таможенное оформление;

2) сборы за таможенное сопровождение;

3) сборы за хранение.

За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях грузом, а также транспортных средств взимаются, если иное не установлено законодательством РФ, таможенные сборы в валюте Российской Федерации. С 1 января 2005 г. таможенные органы перешли на новую форму взимания таможенных сборов.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест, вне времени работы таможенных органов Российской Федерации таможенные сборы взимаются в двойном размере.

Сборы за таможенное оформление взимаются, например, при заявлении таможенных режимов:

— выпуск для внутреннего потребления;

— международный таможенный транзит.

Уплата таможенных сборов за таможенное оформление может производиться как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле по выбору плательщика.

Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются при декларировании товаров. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение представляют собой взнос, взимаемый за сопровождение таможенными органами транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении товаров:

— относящихся в соответствии с законодательством РФ к безвозмездной помощи;

— перемещаемых через таможенную границу РФ дипломатическими и иными официальными представительствами и товаров, предназначенных для личного пользования некоторых категорий иностранных лиц, пользующихся привилегиями на территории РФ;

— предназначенных для выставок и т.д. по решению Правительства РФ;

— помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита при совпадении таможенного органа отправления и таможенного органа назначения;

— перемещаемых физическими лицами для личного пользования и т.д.

Таможенные сборы за хранение не взимаются:

— при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа;

— в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

При этом Правительство РФ вправе определять случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение (ст. 357 ТК РФ).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы, а при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или Таможенным кодексом:

— товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

— в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 руб.;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Расчет и уплата таможенных платежей — один из самых важных вопросов, связанных с ведением ВЭД.

В большинстве стран таможенные платежи являются важной составляющей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов.

Таможенные платежи — таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС и акциз), сборы (за таможенное сопровождение, за таможенное оформление), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела.

Кроме таможенных платежей, таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных ТК РФ к таможенным платежам.

Такими платежами являются: —

специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Внутренние налоги, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК РФ для взимания таможенных платежей. Все виды платежей, взимаемых таможенными органами, включая средства, получаемые в счет возмещения затрат на хранение товаров на складах временного хранения и таможенных складах таможенных органов, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

К сожалению, четкого определения таможенных платежей на законодательном уровне пока нет. Так, например, в Налоговом кодексе РФ указывается лишь на основные их разновидности. Таможенный кодекс РФ более подробно перечисляет виды таможенных платежей (согласно ст. 318 ТК, к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы), но также не приводит общего понятия.

Для участников ВЭД уплата таможенных платежей является неотъемлемым условием ввоза и вывоза товаров с таможенной территории, а также для совершения иных операций по таможенному декларированию товаров.

В рамках изучаемой дисциплины целесообразно уделить внимание тем таможенным платежам, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу РФ и являются обязательным условием такого перемещения. Иные таможенные платежи имеют фиксированные параметры, поэтому большой сложности для изучения не представляют.

Ввозная и вывозная таможенные пошлины

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин: —

Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами. Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.

Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ «О таможенном тарифе». Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ.

Адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров.

Комбинированная ставка таможенной пошлины включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения, либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной — 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% таможенной стоимости) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви (15% таможенной стоимости плюс 0,

7 евро за пару) также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

Налог на добавленную стоимость, акцизы

Порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется Таможенным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ТК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом являются товарй, ввозимые на таможенную территорию РФ.

Налоговой базой для целей исчисления налога на добавленную стоимость и акциза является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Вместе с тем, согласно абз. З п. 1 ст. 3 ТК РФ, при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

В настоящее время вопросы объекта обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом, а также определения налоговой базы при взимании данных видов таможенных платежей урегулированы частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Для отдельных категорий продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, молоко и молоко- продукты, сахар, мука, макаронные изделия и ряд других товаров), а также товаров для детей (трикотажные изделия для новорожденных, подгузники, обувь, игрушки, школьные тетради для рисования и некоторые другие товары) в соответствии с НК РФ установлена ставка НДС в размере 10%. В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, применяется ставка НДС в размере 18%.

Налоговая база НДС определяется как сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акциза. Соответственно, если товар не облагается акцизом и (или) ввозной таможенной пошлиной, то данные виды таможенных платежей не включаются в налоговую базу.

Существующие льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм и могут быть разделены по критериям их предоставления в зависимости от:

а) видов ввозимых товаров (необработанные природные алмазы, иностранная и российская валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), акции, облигации, сертификаты, векселя и др.;

б) целей ввоза товаров (товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представи тельствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, гуманитарная и техническая помощь и др.);

в) таможенного режима (реэкспорт, беспошлинная торговля, таможенный склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона и др.).

С 1 июля 2001 г.

Порядок уплаты и возврата НДС соответствует общему порядку уплаты и возврата таможенных платежей.

Особенностью акциза является то, что им облагаются только отдельные категории товаров, установленные НК РФ.

К таким товарам, в частности, относятся: —

спирт этиловый из всех видов сырья (кроме спирта коньячного); —

спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др. виды продукции с объемной долей этилового спирта более 9%); —

алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вина); —

мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5

моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Предусмотрены следующие ставки акцизов: —

адвалорные (устанавливаемые в процентах к на- лотовой безе, которая представляет собой сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины); —

специфические, устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла); —

комбинированные, т.е. учитывающие и объем, и стоимость товара и рассчитываемые по формуле: (объем товара х специфическая ставка акциза) + (таможенная стоимость + ввозная таможенная пошлина) • адвалорная ставка акциза.

Существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. Так, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под режим выпуска для свободного обращения, подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом). При этом оплата марок является авансовым платежом по акцизам.

Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации и не могут превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%.

75 рубля — на алкогольную продукцию; 0,075 рубля — на табак и табачные изделия.

Сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок.

Для акцизов предусмотрен также небольшой перечень льгот, предоставляемых в виде освобождения от их уплаты. Критериями такого освобождения могут выступать: 1) цель ввоза товара (товары, ввозимые физическими лицами для собственного использования в пределах установленных количественных ограничений); 2)

таможенный режим (реэкспорт, транзит, уничтожение, таможенный склад, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля и др.).

С 1 июля 2001 г. акцизы взимаются в отношении товаров, происходящих и ввозимых с территории всех государств-участников СНГ, за исключением Республики Беларусь.

При ввозе с территории Республики Беларусь подакцизных товаров, происходящих с ее территории, акциз взимается только в отношении товаров, подлежащих маркировке и (или) лицензированию.

Подлежащая уплате сумма акциза может быть уменьшена на сумму акцизов, уплаченных в бюджет Республики Беларусь (произведен зачет акциза) при соблюдении определенных условий.

Порядок уплаты и возврата акциза соответствует общему порядку уплаты и возврата таможенных платежей.

В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» (от 11.11.2004 г.) устанавливаются основные элементы уплаты таких видов таможенных платежей, как таможенные сборы. Согласно данному закону под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

К таможенным сборам относятся: 1)

сборы за таможенное оформление; 2)

сборы за таможенное сопровождение; 3)

сборы за хранение.

За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях грузом, а также транспортных средств взимаются, если иное не установлено законодательством РФ, таможенные сборы в валюте Российской Федерации. С 1 января 2005 г. таможенные органы перешли на новую форму взимания таможенных сборов.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест, вне времени работы таможенных органов Российской Федерации таможенные сборы взимаются в двойном размере.

Сборы за таможенное оформление взимаются, например, при заявлении таможенных режимов: —

выпуск для внутреннего потребления; —

международный таможенный транзит.

Уплата таможенных сборов за таможенное оформление может производиться как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле по выбору плательщика.

Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются при декларировании товаров. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. Предельный размер таможенных сборов за таможенное оформление ограничивается приблизительной стоимостью оказанных таможенными органами услуг и не может быть более 100 ООО руб.

С 1 января 2005 г. таможенные сборы за таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную гра ницу Российской Федерации в качестве товаров, уплачиваются по следующим ставкам:

500 руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. руб. включительно; 1

тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает '450 тыс. руб. включительно; 2

тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 1 200 тыс. руб. включительно; 5.5

тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 1 200 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 2 500 тыс. руб. включительно; 7.5

тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 2 500 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 5 000 тыс. руб. включительно;

20 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 5

000 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 10 000 тыс. руб. включительно;

50 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 30 000 тыс. руб. включительно;

100 тыс. руб. — за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 30 000 тыс. руб. 1 коп. и более.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение представляют собой взнос, взимаемый за сопровождение таможенными органами транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах: 1)

за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние: —

до 50 км — 2000 руб.; —

от 50 до 100 км — 3000 руб.; —

от 100 до 200 км — 4000 руб.; —

свыше 200 км — 1000 рублей за каждые 100 км пути, но не менее 6000 руб.; 2)

за осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна — 20 000 руб., независимо от расстояния перемещения.

Тамоэкенные сборы за хранение взимаются в случаях хранения товаров на складах таможенных органов (на складе временного хранения таможенного органа и таможенном складе). Таможенные сборы за хранение уплачиваются в размере — 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально оборудованных помещениях — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день — к полному.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ (с учетом изменений от 29.10.2004 г.) таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении товаров: —

относящихся в соответствии с законодательством РФ к безвозмездной помощи; —

перемещаемых через таможенную границу РФ дипломатическими и иными официальными представительствами и товаров, предназначенных для личного пользования некоторых категорий иностранных лиц, пользующихся привилегиями на территории РФ; —

предназначенных для выставок и т.д. по решению Правительства РФ; — помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита при совпадении таможенного органа отправления и таможенного органа назначения; —

перемещаемых физическими лицами для личного пользования и т.д.

Таможенные сборы за хранение не взимаются: —

при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа; —

в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

При этом Правительство РФ вправе определять случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение (ст. 357 ТК РФ).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы, а при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если: 1)

в соответствии с законодательством Российской Федерации или Таможенным кодексом: —

товары не облагаются тамоя^енными пошлинами, налогами; —

в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов; 2)

общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 ООО руб.; 3)

до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации); 4)

товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.

Читайте также: