Возврат излишне уплаченных косвенных налогов

Опубликовано: 22.09.2024

Все бизнесмены, которые ввозят на территорию России товары из-за рубежа, должны уплачивать с их стоимости НДС. Его можно принять к вычету, если собрать подтверждающие документы, заплатить налоги и правильно оформить поступление. Расскажем о порядке возмещения НДС при импорте.

В каких случаях можно получить вычет

НДС с импортных товаров уплачивают все, в том числе предприниматели и организации на спецрежимах и те, кто освобожден от уплаты налога по другим причинам. Освобожденные от уплаты внутреннего налога не имеют права принять к вычету импортный НДС — его необходимо включить в расчет стоимости купленных товаров и услуг.

Если товар не облагается налогом, вычет с него получить тоже нельзя. Перечень таких случаев дан в ст. 150 и 151 НК РФ.

Чтобы получить вычет, нужно соблюсти четыре условия:

  • купить товары для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • надлежащим образом отразить сделку в учете и в первичных документах;
  • отразить операцию в книге покупок;
  • сохранить документы, которые подтвердят уплату НДС.

На заявление вычета есть три года с того дня, как импортный товар приняли на учет и уплатили налог.

Порядок возмещения НДС при импорте

Получателем НДС при импорте товаров общем случае выступает таможня. НДС нужно заплатить не по итогам квартала, а одновременно с другими таможенными платежами. Налоговая база по ввозному НДС складывается из таможенной стоимости приобретенных товаров, таможенной пошлины и суммы акциза (если он есть).

Если в результате заявления вычета за отчетный период сформируется сумма налога «к возмещению», то, чтобы получить возмещение НДС при импорте, нужно подать в налоговую декларацию по НДС и подготовить документы из списка:

  • договор о поставке товара в Россию (в нем должны быть указаны данные сторон, условия, сроки и сумма поставки);
  • таможенную декларацию с отметками о разрешении выпуска;
  • документы об уплате налога на таможне, подтверждающие поступление НДС в бюджет (квитанции, чеки, платежные поручения);
  • накладные и другие сопроводительные документы;
  • первичные документы, подтверждающие принятие к учету.

Сдать декларацию нужно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. На предъявление НДС к возмещению дано 3 года, потом вернуть налог будет невозможно.

Что входит в процедуру проверки налоговой для возмещения НДС при импорте

После получения декларации налоговая начинает камеральную проверку и в процессе решает, нужно ли делать возврат. Проверка длится два месяца, но при наличии признаков возможных нарушений этот срок может быть продлен до трех месяцев. В процессе налоговая выполняет следующие действия:

  1. Проводит анализ документов, которые представил импортер. Устанавливает импортера и отправителя, проверяет соответствие данных, оформление документов, факт заключения договора и т.п.
  2. Изучает данные отправителя. Для установления его существования налоговая может делать запросы в иностранные контрольные органы.
  3. Изучает движение товара и устанавливает фактического приобретателя товара: проверяет сопроводительные документы, договоры о доставке, маршрут движения транспортного средства и прохождение контрольных точек.

В ходе проверки налоговая определяет законность заявленных налогоплательщиком требований о возврате НДС при импорте в Россию. По итогам проверки в течение семи дней налоговая выносит решение о полном либо частичном возмещении налога или об отказе.
Деньги могут вернуть тремя способами: перевести на счет компании, зачесть в счет будущих платежей или погасить ими долги по налогу.

Возмещение НДС при импорте из стран ЕАЭС

К ЕАЭС относятся Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Эти страны заключили международный договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления. Это формирует главное отличие — российские импортеры уплачивают НДС в налоговый орган, а не на таможню.

Налоговая база по НДС определяется как стоимость приобретенных товаров, увеличенная на сумму акцизов (если товары подакцизные). База по НДС определяется на дату принятия ввезенных товаров к учету.

Заплатить НДС при импорте из стран ЕАЭС нужно не позднее срока подачи налоговой декларации по косвенным налогам, то есть не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товара в Россию. Например, за товар, ввезенный в июле, нужно отчитаться и заплатить НДС до 20 августа. Вместе с декларацией в налоговую инспекцию по месту нахождения подают документы, подтверждающие импорт и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Помните, что для получения вычета по НДС нужно выполнить три условия:

  • принять товары к учету;
  • уплатить НДС в бюджет и отразить налог в декларации по косвенным налогам;
  • получить отметку налоговой на заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Налоговая проверяет декларацию, документы и заявление в течение 10 рабочих дней с даты подачи декларации, затем принимает решение о проставлении отметки об уплате налога.

Пример. Импортер оприходовал товары в июне. В этом же месяце он уплатил НДС и отразил эту сумму в декларации по косвенным налогам. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов он направил в ИФНС 30 июня, а отметку получил уже 1 июля. В таком случае НДС можно принять к вычету и отразить в декларации по НДС по итогам III квартала.

Выступление на международной конференции «Таможенное регулирование и администрирование в свете принятия нового Таможенного кодекса ЕАЭС 2017», организованной АСЭРГРУПП.

В ходе доклада были рассмотрены следующие вопросы:

  • Квалификация таможенных платежей как излишне взысканных или излишне уплаченных. Различные правовые последствия в части начисления процентов.
  • Что обжалуется в суде при возврате таможенных платежей?
  • Можно ли отдельно обжаловать начисление пени?
  • Порядок возврата таможенных платежей по судебному решению.
  • Документы, подтверждающие факт излишней уплаты (взыскания) таможенных пошлин, налогов при возврате по заявлению.
  • Использование заявления на возврат при пропуске сроков на обжалование.

Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

С какой даты начисляются проценты?
Согласно п. 6 ст. 147 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» общий срок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных составляет 1 месяц со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются % за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных таможенных пошлин, налогов % начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.


Возврат таможенных платежей в судебном порядке
Согласно ч. 1. ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):

  1. не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и
  2. нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.


Возврат таможенных платежей по заявлению
Согласно ч. 2 ст. 147 ФЗ-311 к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

  1. платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  2. документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  3. документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
  4. документы о правовом статусе заявителя;
  5. иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Документы, подтверждающие факт излишней уплаты
В случае, когда исчисление таможенных пошлин, налогов осуществлялось в ДТ, документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, представление которого предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 147 Федерального закона, может являться КДТ (Письмо ФТС России от 29.04.2011 № 01-11/19942 «О возврате таможенных платежей»).

Процедура внесения изменений в таможенную декларацию утверждена решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289.

Пункт 29 Пленума № 18
Квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Принимая во внимание, что законодательством РФ о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего 1 месяц с момента подачи заявления.

Использование заявления на возврат при пропуске сроков на обжалование
П. 31 Пленума № 18
При несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 311-ФЗ срока возврата таможенных платежей, в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривался ли в отдельном судебном порядке отказ (бездействие) таможенного органа в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм.

Возврат излишне уплаченных косвенных налогов:
комментарий арбитражной практики

Косвенные налоги весьма удобны для государства тем, что заложены в цену товара (работ, услуг), и поэтому их уплата не видна фактическому плательщику - потребителю товара (работ, услуг). Увеличение на 5% подоходного налога вызвало бы всеобщее негодование, а введение налога с продаж по ставке 5% такового не вызывает, поскольку населению не заметно.

В настоящее время в Российской Федерации накоплена негативная судебная практика возврата налогоплательщику излишне уплаченных в бюджет косвенных налогов. Формирование такой практики началось с того момента, когда Высший Арбитражный Суд Российской Федерации высказал свою позицию по вопросу о возврате налогоплательщикам незаконно установленных региональных косвенных налогов. В середине 90-х годов XX в. региональные власти нередко вводили в своих регионах налоги и сборы, не установленные федеральным законодательством. Как правило, суды общей юрисдикции признавали нормативные акты о введении таких налогов недействительными как противоречащие федеральному законодательству. Соответственно налогоплательщики обращались в налоговые органы и суды с требованием о возврате излишне уплаченных налогов. Обычно арбитражные суды возвращали из региональных бюджетов суммы незаконных налогов и сборов.

Однако, когда такие дела дошли до ВАС РФ, он выработал интересное мнение о перелагаемости косвенных налогов; ВАС РФ отказывал налогоплательщикам в удовлетворении требований о возврате налогов из региональных бюджетов, мотивируя это тем, что данные налоги по своей природе косвенные и налогоплательщик в составе цены бремя их уплаты переложил на покупателей, значит, финансовых затрат по уплате таких налогов не понес. Например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 сентября 1998 г. N 2832/98 указано, что сумма незаконного регионального налога не влияла на финансовые результаты деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену винно-водочных изделий, следовательно, уплаченные суммы налоговых платежей возмещались покупателями при оплате приобретенного товара.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отказывая по этому делу в возврате из регионального бюджета незаконного косвенного налога, отметил, что материалы дела не содержат сведений о каких-либо дополнительных затратах, понесенных предприятием при уплате незаконного косвенного регионального налога.

Печально то, что в дальнейшем эта позиция нашла широкое распространение. Так в Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 сентября 1998 г. N 2345/98 данная позиция была применена к излишне уплаченной сумме НДС, что произошло в силу ошибочного использования повышенной ставки НДС (20% вместо 10%). Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отметил, что предприятие за период с ноября 1995 по апрель 1997 г. продавало мороженое по цене, включающей в себя налог на добавленную стоимость, исчисленный по ставке 20%. Покупателям мороженого 10% уплаченных сумм налога на добавленную стоимость не возвращались. Таким образом, как указал Суд, фактически плательщиками НДС являлись покупатели мороженого, а предприятие, уплачивая в бюджет налог, исчисленный по ставке 20%, не понесло убытков, поэтому требуемые предприятием денежные средства ему не принадлежат.

Казалось бы, если судебная практика ВАС РФ ориентирует на то, что косвенный налог возвращается покупателям, то налогоплательщик вправе вернуть из бюджета излишне уплаченный косвенный налог. Однако у отдельных федеральных арбитражных судов такая позиция понимания не находит. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа рассмотрел следующее дело. Оптовый покупатель алкогольной продукции, переплатив акциз и НДС заводу-производителю, обратился в суд с иском к налоговой инспекции и заводу о возврате излишне уплаченных налогов. Суд первой инстанции удовлетворил иск к налоговой инспекции и вернул налог из бюджета. Кассационная инстанция отменила это решение и направила дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суд первой инстанции отказал в иске к налоговой инспекции и удовлетворил иск к заводу, посчитав излишне уплаченные косвенные налоги неосновательным обогащением в отношениях между заводом и оптовым покупателем. В итоге суд кассационной инстанции отменил и это решение и в иске и к налоговой инспекции, и к заводу отказал полностью (Постановление ФАС СКО от 21 февраля 2001 г. по делу N Ф08-378/2001-113А).

Таким образом, круг замкнулся, и это судебное дело характеризует невозможность возврата из бюджета излишне уплаченного косвенного налога ни фактическому плательщику - покупателю, ни юридическому плательщику (по практике ВАС РФ).

Что в такой ситуации можно посоветовать налогоплательщику по поводу защиты его прав на возврат излишне уплаченного косвенного налога? Думается назрела необходимость обращения в Конституционный суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность ст.78 НК РФ в значении, придаваемом ей правоприменительной практикой. Посредством правовой позиции КС РФ можно добиться изменения негативной судебной практики, касающейся отказа налогоплательщику в возврате излишне уплаченного косвенного налога*(1).

Настоящая статья подготовлена с использованием материалов обзора арбитражной практики по федеральным арбитражным судом России за июнь 2001 г. Аудиторская фирма "ФБК" предлагает ежемесячные обзоры судебной практики по налоговым делам по всем 10 федеральным арбитражным судом России. В эти обзоры входит краткая аннотация наиболее интересных и значимых судебных дел (100-150 дел в месяц), что позволяет подписчику, затрачивая минимум времени, быть в курсе тенденций судебной практики по налоговым спорам. В ежемесячные обзоры входят тексты постановлений судов (не более 10).

Аудиторско-консультационная фирма "ФБК"

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 24, декабрь 2001 г.

*(1) По мнению автора, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, приведенная в Постановлении от 30 января 2001 г. N 2-П, о невозможности возврата налога с продаж как косвенного налога, переложенного на покупателей, не может служить препятствием для такого обращения, поскольку КС РФ высказался относительно неконституционного налога именно как доходного источника бюджета в целом с учетом требования стабильности доходных источников бюджета.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "ФБК-Пресс"

Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.

Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"

Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1

Порядок зачета, а также действующие правила и сроки, устанавливает налоговое законодательство.

Понятие зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога и причины возникновения переплаты

Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.

Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.

Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.

Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.

Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.

Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Условия зачета сумм излишне уплаченного налога

Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.

Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:

  • зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
  • зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
  • при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
  • установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.

Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.

Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.

В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.

Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей

Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.

Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении: налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.

Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.

Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.

Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.

Правила возврата суммы излишне уплаченного налога

Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.

Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление – налогоплательщику.

При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.

Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.

Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.

В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.

Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.

Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.

Датой отсчета необходимо считать день подачи письменного заявления о возврате в соответствующий орган.

Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.

Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.

У любого налогоплательщика может образоваться переплата по налогам. Налоговый кодекс в этом случае предусматривает возможность зачета или возврата суммы переплаты.

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет. Это установлено подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

«Лишние» деньги в бюджете могут оказаться по двум причинам: первая — их переплатил сам налогоплательщик, вторая — налоговая инспекция взыскала большую сумму денег, чем было необходимо.

Налоговый кодекс устанавливает особенности процедуры зачета и возврата для каждого из этих случаев.

Рассмотрим распространенную на практике ситуацию — зачет и возврат тех сумм, которые налогоплательщик перечислил в бюджет.

Общий порядок зачета и возврата излишне уплаченного налога

Переплата возникает у налогоплательщика по разным причинам.

В частности, он может допустить неточности в исчислении налогов при определении налоговой базы и ставок, а также обычные технические ошибки при таких расчетах. Переплата может образоваться и в результате ошибок, которые сделаны при перечислении налоговых платежей. Например, при заполнении платежного поручения.

Обнаружить переплату может и налогоплательщик, и налоговые органы.

Допустим, налоговая инспекция предполагает, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу. В этом случае налогоплательщику могут предложить провести совместную сверку. Отметим, что Кодекс устанавливает в данном случае право, а не обязанность налогового органа проводить выверку уплаченных налогов. Но, как правило, о переплате заявляет сам налогоплательщик, направляя заявление в налоговую инспекцию.

Зачет излишне уплаченного налога

В первоочередном порядке переплата направляется на погашение недоимки и пеней. В этом случае налоговые органы могут самостоятельно, без заявления, погасить недоимку в счет переплаты. Об этом они должны сообщить в течение пяти рабочих дней с даты вынесения решения ( п. 9 ст. 78 НК РФ ).

Если у налогоплательщика нет недоимок или пеней, он вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей. Однако подобный зачет возможен только по заявлению налогоплательщика. Самостоятельно зачесть переплату в счет предстоящих платежей налоговая инспекция не вправе.

Заявление о зачете составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), ИНН и КПП (для организации), адрес места нахождения или места жительства предпринимателя. Также желательно указать номер телефона контактного лица, адрес электронной почты, чтобы налоговая могла оперативно связаться.

В основной части заявления нужно указать по каким налогам произошла переплата, прописать суммы переплаты и периоды, за которые она образовались. Указать причины и реквизиты платежного поручения и дату уплаты излишних сумм в бюджет. И попросить зачесть суммы переплаты либо в счет погашения задолженности по налогам (авансовым платежам), пеням, штрафам, либо в счет предстоящих платежей по налогам (включая авансовые платежи) ( абз. 3 п. 5, п. 14 ст. 78 НК РФ ).

При наличии ошибки в платежке к заявлению желательно приложить данное поручение и выписку из банка. Если же налогоплательщик сделал ошибку в расчете налога и это явилось причиной переплаты, то вместе с заявлением о зачете или возврате надо подать уточненную декларацию.

Срок подачи в налоговую заявления о зачете - три года со дня возникновения переплаты ( п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ ).

Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налоговая должна принять в течение 10 рабочих дней.

Возврат излишне уплаченного налога

Для возврата излишне уплаченных сумм налогоплательщик также должен подать заявление в налоговую инспекцию.

Заявление о возврате составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), ИНН и КПП (для организации), адрес места нахождения или места жительства предпринимателя. Также желательно указать номер телефона контактного лица, адрес электронной почты, чтобы налоговая могла оперативно связаться.

В основной части заявления нужно указать по каким налогам произошла переплата и её суммы, КБК и ОКТМО (ОКАТО), период, за которые она образовались и причину возникновения. Далее прописать реквизиты платежного поручения и дату уплаты излишних сумм в бюджет. В конце указать суммы переплаты к возврату и банковские реквизиты для перечисления денежных средств на ваш расчетный счет.

Cроки направления заявления на возврат излишне уплаченного налога

Сумма излишне уплаченного налога должна быть возвращена в течение одного месяца со дня подачи заявления. Такой срок определен пунктом 6 статьи 78 НК РФ.

А если налоговая инспекция нарушила установленный срок?

В этом случае за каждый день нарушения начиная со следующего дня после истечения месячного срока возврата переплаты начисляются проценты. Они рассчитываются исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала на дни нарушения срока возврата.

Зачет и возврат переплаты по косвенным налогам

Зачет и возврат косвенных налогов имеет свои особенности. В зависимости от причины возникновения переплаты по НДС и акцизам могут применяться либо общие, либо особые правила зачета (возврата).

Так, переплата по НДС и акцизам может возникнуть из-за того, что налогоплательщик допустил ошибку при заполнении деклараций, расчете или перечислении платежей. Также сумма налога может быть ошибочно взыскана налоговым органом. Например, при выставлении инкассового поручения. В этом случае вернуть или зачесть данную переплату можно в соответствии с общими правилами.

Если же переплата по косвенным налогам образовалась из-за того, что сумма налоговых вычетов превысила размер начисленного налога, применяются особые правила. Порядок такого зачета и возврата установлен двумя статьями Кодекса: статьей 176 — для НДС и статьей 203 — для акцизов. Нормы 78-й статьи в этом случае не применяются.

В течение трех месяцев после того, как возникла разница между вычетами и начисленным налогом, инспекция самостоятельно направляет данную сумму на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, подлежащих зачислению в тот же бюджет. При наличии недоимки, пеней или присужденных налоговых санкций в один и тот же бюджет инспекция производит зачет.

Зачет и возврат налога по УСН

УСН предусматривает уплату авансовых платежей по единому налогу по итогам отчетных периодов, а также единого или минимального налога по завершении года. Минимальный налог уплачивают только налогоплательщики, с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Например, минимальный налог уплачивается, если сумма рассчитанного налога меньше 1% от полученных за год налогооблагаемых доходов налоговой базы. Вся сумма минимального налога направляется на один КБК, а авансовые платежи, которые организация платила в течение года, переводились на другие КБК. При этом авансовые платежи засчитываются при расчете налога за тот же период.

Согласно п. п. 1 , 14 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченных авансовых платежей подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.Таким образом, авансовые платежи по налогу могут быть зачтены и в счет минимального налога. На это указывает и судебная практика.

Однако на практике, налоговая может отказать в зачете авансов в счет минимального налога. Они ссылаются на то, что "упрощенный" и минимальный налоги имеют разные коды бюджетной классификации и зачет невозможен по организационным причинам.

В этом случае минимальный налог надо заплатить, а по авансовым платежам можно подать заявление на возврат переплаты, либо зачесть авансы в счет авансовых платежей будущих периодов по единому налогу ( ст. 78 НК РФ ).

Зачет и возврат переплаты по обособленным подразделениям

Согласно статье 83 НК РФ организация должна состоять на учете в налоговой инспекции по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Ряд налогов уплачивается по месту нахождения как самой организации, так и ее подразделений.

Зачет и возврат налогов производится по месту учета налогоплательщика ( п. 2 ст. 78 НК РФ ). А значит, заявление о зачете или возврате необходимо направлять по месту учета организации (головного офиса).

Организация может выявить, что излишне начислила или уплатила налог по месту учета обособленного подразделения после ликвидации последнего. Уточненные налоговые декларации и заявление на зачет или возврат в этом случае следует также представлять в налоговую инспекцию по месту нахождения организации.

Читайте также: