Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места нахождения или места жительства

Опубликовано: 25.04.2024

Приказом ФНС введена форма заявления для указания адреса физического лица, по которому должны направляться документы налоговых органов. Этим заявлением могут воспользоваться и ИП. Также форма позволяет заявить налогоплательщику об отказе от использования
предоставленного адреса.

ФНС России ввела форму заявления № 1А для указания адреса физического лица, по которому должны направляться документы налоговых органов.

Этим заявлением могут воспользоваться налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Этот перечень лиц исчерпывающий, заявление не предназначено для применения юрлицами. Форма № 1А предусматривает указание места жительства (места пребывания) в Российской Федерации, адреса для направления документов, а также периода времени, в течение которого документы налоговых органов могут направляться по заявленному адресу.

Также форма позволяет заявить налогоплательщику об отказе от использования предоставленного адреса. В этом случае, согласно примечаниям к порядку заполнения формы, не надо указывать в заявлении адреса для направления документов. При этом следует отметить дату окончания направления документов по нежеланному адресу.

Таким образом, можно сделать вывод, что если плательщику необходимо изменить адрес для получения корреспонденции от налогового органа, то ему нужно будет предоставить два заявления по форме № 1А:

  • об отказе от использования предоставленного адреса;
  • о предоставлении адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий.

Если заявление подается представителем налогоплательщика, то к форме № 1А необходимо приложить копию документа, подтверждающего его полномочия (доверенность).

С 30 июля 2013 года пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса РФ установлено, по каким адресам посредством почты необходимо направлять документы, используемые инспекцией при реализации своих функций (п. 3 ст. 10, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ).

До утверждения формы № 1А плательщики могли составлять в произвольной форме заявление для указания адреса физического лица, по которому должны направляться документы налоговых органов.

Е.В. Егорова, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Свежие документы для бухгалтерии

Каждый день, на вашем компьютере, самые последние документы, которые влияют на вашу работу. Законы, постановления, письма и приказы – все нормативные акты по бухучету и правилам налогообложения. Узнайте больше >>


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

3. Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны сообщать о зарегистрированных фактах рождения и смерти, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства временно пребывающих за границей физических лиц, имеющих регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в течение трех месяцев после регистрации указанных фактов.

4. Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы , осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе , о транспортных средствах , зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Абзацы второй - третий утратили силу. - Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

4.1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.

5. Органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

7. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

8. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения :

о фактах первичной выдачи или замены документа , удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

9. Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Орган, уполномоченный вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о соответствующем внесении в указанный реестр (об изменениях, вносимых в реестр) в течение 10 дней со дня внесения сведений (изменений) в указанный реестр.

9.1. Утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ.

9.2. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ.

9.3. Органы, осуществляющие в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе полномочия в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета, в срок до 1 марта 2015 года обязаны сообщить в налоговые органы Республики Крым и города федерального значения Севастополя имеющиеся у них сведения об объектах недвижимого имущества (в том числе земельных участках) и их правообладателях по состоянию на 1 января 2015 года и исполнять обязанности, установленные пунктом 4 настоящей статьи.

9.4. Органы управления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц, а также об изменениях указанных сведений в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (соответствующего снятия с регистрационного учета или изменения сведений).

10. Формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

11. Органы, указанные в пунктах 3 , 4 , 8 , 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

12. Сведения, указанные в настоящей статье, представляются в налоговые органы бесплатно.

13. Сведения, предусмотренные настоящей статьей, представляются также указанными в настоящей статье органами, учреждениями, организациями либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса.

Справочная / ООО

Смена юридического адреса ООО: пошаговая инструкция

Когда бизнес развивается, компания перерастает своё помещение. Сотрудникам тесно — и пора переезжать в новое место. Вот вы посмотрели несколько вариантов и выбрали самый подходящий. Перед переездом подумайте, обо всём ли вы позаботились.

Бывает, что после переезда компанию ждут неожиданные проблемы. Новые сделки идут плохо, старые контрагенты перестают отвечать на письма. В финале банк блокирует расчётные счета. Всё потому, что директор забыл предупредить налоговиков. Компания получила отметку о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Похожей «чёрной меткой» клеймят однодневки, а их презирают все: контрагенты, контролёры и банки.

Что будет, если переехать и не предупредить налоговую

Компания обязана работать по юридическому адресу. Если она фактически находится в другом месте, то нарушает закон. Заодно она перестаёт получать официальные письма. Отсюда возникают четыре проблемы:

  1. Пропустите суд. Если пропустить претензию и иск от контрагента — суд примет решение без вас. Письмо отправлено по юридическому адресу, поэтому считается, что вы уведомлены.
  2. Испортите репутацию. Налоговая может написать вам письмо. Отсутствие ответа означает, что компания переехала незаконно. «Чёрную метку» в ЕГРЮЛ будут видеть все, кто запрашивает выписку о вашей компании.
  3. Получите штраф. За недостоверность сведения директоров штрафуют по п. 4 14.25 КоАП на 5000 — 10 000 ₽. При повторном нарушении — дисквалифицируют на срок от одного до трёх лет.
  4. Потеряете компанию. Когда отметка о недостоверности держится в ЕГРЮЛ больше полугода, налоговая имеет право ликвидировать компанию. Важно зарегистрироваться по фактическому адресу раньше этого срока.

На бухгалтерских форумах предлагают хитрое решение: попросить кого-нибудь передавать вам письма с юридического адреса. Мы советуем так не делать. Вот какие будут риски: вам не передадут письмо, обиженный сотрудник, клиент или сосед по офису пожалуются в налоговую, инспектор заглянет в помещение и обнаружит, что вас там нет. В результате будет только хуже.

Гораздо спокойнее — оформить переезд по закону. Да и предупредить налоговую — не так уж сложно.

Как переехать в пределах города

Переезд в пределах города — «смена места регистрации» на языке законодателей. Заявление о переезде подают в регистрирующую налоговую.

Бывает два варианта процедуры:

  1. Место регистрации не прописано в уставе. Подайте в налоговую заявление по форме Р13014, на первой странице укажите причину представления сведений «‎‎2» — изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц .
  2. Место регистрации прописано в уставе. Подайте в налоговую заявление по форме Р13014, укажите причину представления «‎‎1» — внесение изменений в учредительный документ юридического лица и (при необходимости) изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц . Лучше всего — не заменить в документе адрес, а вообще отказаться от него. Оставьте только место нахождения — город, где компания работает. В следующий раз переезд будет проще.

Как изменить устав:

  1. Примите решение о внесении изменений. Если собственников несколько, соберите собрание учредителей. Подписать протокол собрания должно не менее ⅔ участников.
  2. Подготовьте копию устава для налоговой. Раньше требовалось две, с 2018 года достаточно одной.
  3. Подготовьте документы, которые подтверждают право на новое помещение: договор аренды и гарантийное письмо от арендодателя.
  4. В листе Б формы Р13014 заполняйте только пункт 2 — новый адрес. Он должен соответствовать данным ФИАС (Федеральная информационная адресная система) по муниципальному делению. На листе Н напишите данные заявителя.
  5. Заплатите госпошлину 800 рублей. Важно: если подаёте документы через МФЦ или нотариуса, оплачивать пошлину не нужно. Позвоните в центр заранее и уточните, точно ли вам помогут с подачей документов и будете ли вы освобождены от госпошлины.
  6. Отнесите документы в налоговую. Или подайте их через МФЦ или нотариуса.

Налоговая зарегистрирует новую редакцию устава в течение пяти дней. На вашу электронную почту придёт письмо с подтверждением. Ура, переезд завершён!

⚡ Для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и Байконура не указываются такие элементы адреса, как муниципальный район, городское поселение, населённый пункт.

Как переехать в другой город

Переезд в другой город — смена нахождения на языке законодателей. Проще всего уведомить налоговиков, если компания переезжает на место прописки директора или участника ООО с долей 50% и больше. В этом случае действуйте по инструкции из раздела «как переехать в пределах города». Если у вас другая ситуация, процедура будет сложнее — она происходит в два этапа:

  1. Подайте в старую инспекцию заявление по форме Р13014: н а первой странице заявления укажите причину представления с кодом « 2 » . На второй странице в пункте 6 поставьте код «1». На листе Б в пункте 1 напишите название населённого пункта, куда переезжает компания. Заполните лист Н с данными о заявителе.
  2. В течение 5 рабочих дней инспекторы внесут запись в ЕГРЮЛ: «юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения».
  3. Через 20 рабочих дней подайте в новую инспекцию заявление по форме Р13014 , устав в новой редакции, решение о переезде, квитанцию об уплате госпошлины (если подаёте документы через МФЦ или нотариуса, оплачивать пошлину не нужно), договор аренды и гарантийное письмо от арендодателя. На первой странице заявления укажите причину представления: «2» — если место регистрации не прописано в уставе и «1» — если прописано. В листе Б заполняйте оба пункта: адрес места нахождения и адрес юридического лица. Заполните сведения о заявителе на странице Н.

Налоговая подозрительно относится к переезду в другой город. Вдруг вы переезжаете с фиктивного адреса на фактический или наоборот. Ваши документы внимательно изучат. Если будут признаки нарушений, придётся дать пояснения в инспекции. В крайнем случае вам откажут и придётся подавать документы заново.

Как уведомить сотрудников при переезде в другой город

  1. Предупредите сотрудников за 2 месяца до переезда. В уведомлении напишите, куда переезжаете и когда начнётся работа на новом месте. Укажите срок, в течение которого сотрудник может согласиться или отказаться. Сообщите, что за отказом или отсутствием согласия последует увольнение. Предупреждать сотрудников требует ст. 74 ТК РФ.
  2. Возместите сотрудникам расходы на переезд, провоз имущества и обустройство на новом месте жительства. Этого требует ст. 169 ТК РФ.

С сотрудниками, которые переезжают вместе с компанией, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору. Издайте приказ о переводе работников в новое место по форме № Т-5а. Внесите записи о переводе в трудовые книжки сотрудников.

Издайте приказ по форме № Т-8а для увольнения сотрудников, которые отказались от переезда. Ознакомьте с приказом под подпись. В день увольнения рассчитайтесь с сотрудниками: выплатите зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие в размере двухнедельного заработка — по 178 ТК РФ. Выдайте сотрудникам трудовые книжки с записями об увольнении. Заполните личные карточки по форме № Т-2 и попросите расписаться в них.

Сдавайте отчётность без бухгалтерских знаний

Эльба подготовит все необходимые отчёты для ООО: 29 в год. Формы заполнятся автоматически, платёжки на зарплату и налоги сформируются тоже.

Как платить налоги при переезде в другой город

Платите налоги и сдавайте отчётность в старую инспекцию, пока в ЕГРЮЛ не обновится адрес. Затем взаимодействуйте только с новой инспекцией.

Отразите переезд в отчётности УСН. Формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ сдайте дважды: со старым и новым ОКТМО. Этого требует письмо ФНС № БС-4-11/25114@.

Кого ещё уведомить о переезде

Предупредите банк и контрагентов. Внебюджетные фонды уведомлять не надо: они узнают о вашем переезде от налоговой.

Наша организация (ООО) зарегистрирована и осуществляет свою деятельность на территории Ленинского района Махачкалы. В настоящий момент возникла необходимость изменения фактического места нахождения офиса организации. Офис, в котором мы планируем в дальнейшем находиться согласно договору аренды с собственником нежилого помещения, расположен в Кировском районе Махачкалы. Должна ли наша организация переходить в тот налоговый орган, на территории которого мы планируем в дальнейшем находиться?

Дмитрий Духовский

Юридическим адресом называют тот адрес, по которому зарегистрировано юридическое лицо, соответственно, такой адрес значится в ЕГРЮЛ. Однако фактически компания может находиться и по иному адресу.

В связи с этим сформировались два определения, которые официально нигде не закреплены, но широко используются.

1. «Юридический адрес» - адрес, который указан во всех учредительных документах компании. Исходя из положений п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии - место нахождения другого органа или лица, которые уполномочены выступать от имени юридического лица в силу закона, другого правового акта или учредительного документа. Именно юридический адрес указывается в реквизитах компании в процессе ее деятельности (при заключении сделок и договоров).

2. «Фактический адрес» - адрес реального нахождения юридического лица, где непосредственно компания осуществляет деятельность, а также хранит всю документацию фирмы. При наличии юридического адреса фактический не фигурирует ни в одном из учредительных документов компании.

Если при этом компания не позаботилась о том, чтобы по юридическому адресу с ней могли связаться госорганы и контрагенты, то такое несовпадение чревато малоприятными последствиями: от неполучения важных писем до различных штрафов, а также принудительной ликвидации фирмы.

Смена местонахождения юридического лица при переезде в другой населенный пункт занимает больше месяца и происходит в два этапа:

1) уведомление налоговой о смене юридического адреса;

2) регистрация смены юридического адреса.

Процедура смены адреса при смене населенного пункта происходит в соответствии с Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ, который существенно изменил положения ст. 17 Закона о госрегистрации.

На первом этапе в течение трех рабочих дней после принятия решения о смене юридического адреса необходимо сообщить об этом в налоговую инспекцию. Для этого в регистрирующую ИФНС по прежнему адресу надо подать:

- заверенную нотариусом форму Р14001;

- протокол или решение единственного участника о смене адреса.

На основании этих документов налоговая инспекция через пять рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о принятии обществом решения об изменении места нахождения. Не ранее, чем через 20 календарных дней после внесения записи в госреестр директор снова обращается в регистрирующую ИФНС, но уже по новому адресу.

На втором этапе подаются практически те же документы, что при смене адреса с изменением устава:

- нотариально заверенная форма Р13001;

- подтверждение уплаты госпошлины (на реквизиты регистрирующей ИФНС по новому адресу);

- документы, подтверждающие новый адрес;

- протокол собрания или решение единственного участника о смене адреса и внесении изменений в устав;

- устав с внесенными изменениями или приложение к нему (2 экз.).

Если в процессе смены адреса не было выявлено сведений о его недостоверности, то через пять рабочих дней ИФНС выдает лист записи ЕГРЮЛ с новым адресом.

Если новым юридическим адресом общества будет домашний адрес директора или участника с долей более 50%, то такой двухэтапный порядок смены места нахождения не применяется.

После регистрации нового юридического адреса необходимо иметь в виду следующее: если в процессе смены адреса происходит смена ИФНС или территориальных подразделений Пенсионного фонда и ФСС, то самостоятельно сниматься с учета и становиться на него в другом районе или населенном пункте нет необходимости. Снятие и постановку на учет ИФНС и фонды производят без участия компании через систему межведомственного взаимодействия. (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092 обязывает налоговые инспекции в течение пять рабочих дней передать необходимые сведения в Пенсионный фонд, ФСС и Росстат.)

Пенсионный фонд должен снять общество с учета в течение пяти дней со дня получения сведений от налоговой об изменении юридического адреса. Далее дело компании пересылается в новое территориальное подразделение Пенсионного фонда, а организации присваивается новый регистрационный номер страхователя.

Смена ФСС при смене юридического адреса осуществляется аналогично смене Пенсионного фонда, но регистрационный номер общества не меняется.

Также в Росстат сообщать о смене адреса нет необходимости, но при переезде могут измениться коды статистики. В связи с этим можно лично обратиться в Росстат по новому адресу для получения документа о присвоении кодов с печатью, но практически везде принимают уведомление, распечатанное с сайта Росстата.

А вот сообщать банку о смене юридического адреса налоговая инспекция не обязана. Если компания решила продолжать обслуживание в том же банке, то необходимо заменить банковскую карточку и указать в ней новый юридический адрес организации.

Хотя по закону госорганы должны оформлять постановку на учет по новому адресу самостоятельно и в сжатые сроки, нельзя не учитывать человеческий фактор. Если есть заинтересованность в том, чтобы перерегистрация из-за смены юридического адреса общества произошла без проблем, необходимо процесс держать под контролем. Рекомендуем самостоятельно узнавать о том, пришли ли документы вовремя и в полном объеме, из-за сбоев во межведомственном взаимодействии порой приходится становиться на учет самостоятельно.

Подытоживая, можно сказать следующее – если организация фактически переезжает из одного офиса в другой, старый договор аренды прекращает свое действие и появляется новый договор аренды, то необходимо вносить изменения в уставные и учредительные документы общества и менять юридический адрес, тем более если при смене адреса меняется город. Если же происходит формальный переезд, а договор аренды старого офиса продолжает действовать, то менять адрес нужно по усмотрению руководителя, проанализировав риски.

Казалось бы, простая ситуация: организация решила поменять место нахождения – из Московской области переехать в Москву.

Для этого в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (с приложением документов, подтверждающих внесение изменений в учредительные документы и нахождение организации по новому адресу).

Однако на практике все больше организаций жалуются на то, что налоговая инспекция (как регистрирующий орган) чинит препятствия и под надуманными предлогами отказывает в регистрации нового места нахождения организации.

С такой проблемой столкнулась компания, которая обратилась за помощью в нашу адвокатскую фирму.

Суть возникшего спора.

Как следует из содержания отказного решения регистрирующего органа (Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве), в качестве основания для отказа в государственной регистрации было указано следующее: представленные в регистрирующий орган документы содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Кроме того, в решении об отказе было указано, что недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) подтверждаются информацией, представленной районной налоговой инспекцией г. Москвы.

Устно представитель компании сообщил, что, прежде чем был получен отказ в государственной регистрации, проверяющие из районной налоговой инспекции два раза приходили с проверкой в новое арендуемое организацией помещение в г. Москве.

Генерального директора компании проверяющие не застали на месте. Сотрудников организации, находящихся в помещении, проверяющие попросили показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени организации, а также трудовые договоры и трудовые книжки. Сотрудники эту просьбу выполнить не смогли, так как при них этих документов не было и не должно было быть. Проверяющие обратили внимание на то, что, по их мнению, в помещении находится не достаточное количество документов организации.

Акт проверки проверяющие из районной инспекции представителям организации не вручили и не направили организации по почте. Через некоторое время МИФНС России № 46 по г. Москве вынесла решение об отказе в государственной регистрации изменений в Устав.

Мы посоветовали организации обжаловать отказ регистрирующего органа в вышестоящий налоговый орган (в рассматриваемом случае – УФНС России по г. Москве) и подготовили жалобу на отказное решение.

Ниже приводим доводы жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Следует отметить, что на практике ситуация у каждой организации по-своему уникальна. Однако в указанной жалобе мы приводим полезные для организаций стандартные доводы по обжалованию.

Доводы жалобы.

Решение об отказе в государственной регистрации незаконно по следующим основаниям.

Информация, представленная районной инспекцией в адрес МИФНС России № 46 по г. Москве о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Общества, не соответствует действительности, фактическим обстоятельствам.

1. Проверяющие не учли факт наличия, реальности помещения под офис генерального директора Общества.

Офисное помещение Общества (где работает генеральный директор Общества – постоянно действующий исполнительный орган) расположено по адресу: г. Москва, …, офис № 4 (указать конкретный адрес).

Указанное нежилое помещение – комната площадью 66 кв. метра – принадлежит Обществу на праве аренды.

Доказательства указанного факта:

- Договор аренды нежилого помещения, заключенный между арендодателем и арендатором (Обществом).

- Акт приема-передачи нежилого помещения.

- Гарантийное письмо арендодателя в адрес налогового органа с указанием на то, что Общество является арендатором помещения.

- Свидетельство о собственности на помещение арендодателя.

- Наличие таблички с названием Общества при входе в помещение.

- На момент проверки в арендуемом Обществом помещении находились: рабочий стол генерального директора и несколько других столов, другая офисная мебель (арендуемая Обществом у арендодателя), а также папки с документами Общества.

- Фото помещения, фото таблички с названием Общества при входе в помещение.

Ошибочность выводов сотрудников районной инспекции при проверке адреса (места нахождения) юридического лица заключается в следующем:

Проверяющие неправомерно, в нарушение ст. 54 ГК РФ, понятие места нахождения (адреса) юридического лица, т.е. факт наличия помещения (офиса, комнаты) по определенному адресу, отождествляют с фактом физического присутствия генерального директора юридического лица в этом помещении в тот момент, когда проверяющие из районной инспекции (без извещения) осуществляют проверку.

Проверяющие из налогового органа обязаны осуществить проверку наличия помещения, а не устанавливать факт физического присутствия или отсутствия генерального директора Общества в помещении.

Генеральный директор Общества, занимаясь вопросами хозяйственной деятельности Общества, не обязан и не может постоянно находиться в помещении офиса (он уезжает на переговоры и др.).

2. Проверяющие не учли факт наличия при проверке в помещении (офисе) рабочего места генерального директора Общества и наличия сотрудников Общества.

Проверяющие не учли, что Ф.И.О. (указать) – реально действующий генеральный директор Общества.

При проверке работники Общества дали устные показания проверяющим из районной инспекции о том, что генеральным директором Общества является Ф.И.О.

Сотрудники Общества показали проверяющим из районной инспекции рабочее место генерального директора, мебель и имеющиеся на тот момент в офисе документы.

Кроме того, проверяющими районной инспекции проигнорирован тот факт, что генеральный директор Общества лично два раза являлся в районную инспекцию по вызову повестками.

Генеральный директор был допрошен в налоговом органе, как свидетель, и дал показания об адресе (месте нахождения) Общества, о том, что именно он является генеральным директором.

Так как переезд генерального директора Общества в новое помещение Общества еще не был завершен, то некоторые из документов еще не были перевезены из старого офиса в новый офис. Общество само решает, где и как хранить документы.

При этом проверяющие не учли, что, учитывая специфику работы Общества, генеральному директору для работы достаточно минимум технических средств (ноутбук и мобильный телефон, которые он носит с собой), а также минимум мебели (стол со стулом) в помещении.

Проверяющие проигнорировали показания присутствовавших при проверке сотрудников Общества, которые подтвердили, что в офисе находится рабочее место генерального директора Общества.

3. Проверяющие попросили присутствующих в офисе (помещении) работников Общества показать документы, подтверждающие полномочия выступать от имени Общества, а также запрашивали другие документы.

Сотрудники Общества таких документов не имели и не обязаны были иметь при себе.

Проверяющие не учли, что исключительно генеральный директор, как единоличный исполнительный орган Общества, является лицом, обладающим полномочиями выступать от имени Общества.

Таким образом, проверяющие вместо проверки наличия помещения (офиса) для исполнительного органа Общества (генерального директора) необоснованно занялись проверкой полномочий сотрудников Общества, исследованием вопроса о том, какие документы Общества где хранятся, имеются ли у сотрудников Общества при себе трудовой договор, трудовая книжка и т.п.

4. Нарушения в содержании обжалуемого решения МИФНС России № 46 по г. Москве.

Решение регистрирующего органа об отказе должно содержать факты (фактические обстоятельства) нарушений, выявленные в ходе проверки и положенные в основу принятого решения. То есть решение должно быть мотивировано.

В обжалуемом решении нет ссылки и не указаны реквизиты акта проверки места нахождения (адреса) Общества районной инспекцией.

В решении не указаны должности и Ф.И.О. лиц, проводивших проверку сведений.

Акт проверки районной инспекции не приложен к решению и не вручен Обществу (не направлен по юридическому адресу Общества, не вручен лично генеральному директору).

В обжалуемом решении не указано содержание акта проверки районной инспекции, положенного в основу отказного решения. Указанное лишает Общество права на защиту, в том числе права знать об основаниях, конкретных причинах отказа в государственной регистрации.

Таким образом, в решении не указаны фактические основания для отказа в регистрации: на каком основании лицо, вынесшее решение, посчитало, что документы Общества содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) исполнительного органа Общества.

Не мотивированное решение, которое не основано на фактических обстоятельствах отказа (подтвержденных фактах нарушения), незаконно.

5. Незаконные действия проверяющих из районной инспекции (искажение проверяющими сведений о результатах проверки адреса (места нахождения) юридического лица, введение проверяющими в заблуждение МИФНС России № 46 по г. Москве о фактах) и, как следствие, незаконное решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации нового устава Общества, причиняют убытки Обществу.

Из-за отказа МИФНС России № 46 по г. Москве в государственной регистрации изменений в Устав контрагенты Общества отказываются перечислять Обществу вознаграждение за работу, ссылаясь на то, что в ЕГРЮЛ указано, что у Общества недостоверный юридический адрес согласно данным с официального сервиса ФНС России на сайте www.nalog.ru «Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента».

В результате Общество несет убытки. Вследствие отказа в государственной регистрации изменений в Устав Общество неправомерно лишено дохода (прибыли), за счет которого Общество обязано исполнять свои обязательства по гражданско-правовым договорам перед контрагентами, трудовым договорам перед работниками. Это ведет к банкротству Общества.

В соответствии со статьей 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных решений, а равно неправомерных действий должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

В связи с незаконными действиями должностных лиц и других работников налоговых органов Общество, если его жалоба не будет удовлетворена, будет вынуждено обратиться в Прокуратуру РФ с жалобой и в суд с иском о взыскании понесенных убытков.

Проверяющие исказили увиденное при проведенных проверках, сообщили недостоверные сведения в регистрирующий орган.

МИФНС России № 46 по г. Москве не проверила информацию, полученную из районной инспекции.

Обжалуемое решение не содержит подтвержденных фактов и оснований для отказа, не мотивировано, противоречит фактическим обстоятельствам.

Исходя из изложенного, прошу:

1) Отменить полностью решение об отказе в государственной регистрации (указать номер и дату), вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве.

2) Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 46 по г. Москве принять новое решение о государственной регистрации.

3) Решение УФНС России по г. Москве по настоящей жалобе на бумажном носителе вручить (выдать на руки) генеральному директору Общества (Ф.И.О.), сообщив о дате, месте и времени выдачи по мобильному телефону (указать номер).

Приложения к жалобе: документы, подтверждающие доводы Общества.

Результат обжалования.

В рассматриваемом случае через две недели жалоба была рассмотрена и удовлетворена вышестоящим налоговым органом, а Межрайонная инспекция ФНС России № 46 по г. Москве исправилась – вынесла решение о государственной регистрации изменений (зарегистрировала новое место нахождения организации).

Данный случай из практики подтверждает, что организации могут успешно отстаивать свои права в досудебном порядке, обращаясь с жалобами в УФНС России по г. Москве.

Работа УФНС России по г. Москве по жалобам организована и ведется на должном уровне, что не может не радовать. Обжалование в вышестоящем налоговом органе по категории споров об отказе в государственной регистрации – быстрый, бесплатный и, самое главное, эффективный способ восстановления нарушенных прав.

Читайте также: