Налоговые ставки увеличиваются в зависимости от уровня облагаемого дохода налогоплательщика

Опубликовано: 22.09.2024

22.4. Налоги и налоговая система. Принципы налогообложения. Виды налогов. Кривая Лаффера

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства. Исторически они возникли с появлением государства в виде «взносов граждан» для содержания публичной власти.
В современных развитых странах налоги обеспечивают до 90 % поступлений в государственный и примерно 70 % в местный бюджеты.
Налоговая политика является одним из важнейших методов государственного регулирующего воздействия на экономику страны.
Налоговая система строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу относятся:
Субъекты налоговой системы или налогоплательщики, т. е. физические и юридические лица, которые в соответствии с существующим законодательством обязаны платить налоги.
Объекты налоговой системы - доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.).
Источник налога - чистый доход общества.
Налоговая ставка - это процент или доля, подлежащая уплате с дохода или имущества; налоговая ставка - это размер налога в расчете на единицу налогообложения (с одного рубля дохода, с рубля стоимости имущества и т. д.).
Твердые налоговые ставки - это метод, в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу облагаемой продукции (тонна нефти, кубометр газа, сотка земли и т. д.).
В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, дегрессивные.
Прогрессивное налогообложение предполагает, что ставка налогообложения возрастает вместе с ростом размера облагаемого дохода (налоговая ставка по мере роста дохода увеличивается).
Пропорциональное налогообложение означает, что норма налогообложения не зависит от размера подлежащего налогообложению базового дохода (независимо от размера дохода действует единая налоговая ставка).
Регрессивное налогообложение - по мере увеличения дохода норма налогообложения понижается.
Дегрессивное налогообложение предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста базового дохода. При этом прирост нормы налогообложения по мере роста базового дохода снижается, т. е. каждый последующий прирост нормы налогообложения меньше предыдущего.
Функции налогов. При выборе системы налогообложения необходимо учитывать функции, выполняемые налогами.
Сущность фискальной функции сводится к тому, чтобы с помощью налогов создать централизованные денежные средства и обеспечить за счет этого материальные условия для функционирования государства.
Экономическая функция предполагает выполнение налогами активных действий при осуществлении экономических процессов. Налоги, участвуя в перераспределении финансовых средств, оказывают стимулирующее воздействие на темпы экономического роста; усиливают или ослабляют накопление капитала; расширяют или сужают платежеспособный спрос населения.
Принципы налогообложения. Система налогообложения должна основываться на определенных принципах. В этом отношении не потеряли своего актуального значения знаменитые четыре основополагающих принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом.
Принцип справедливости. Все граждане государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под покровительством и защитой государства.
Принцип определенности. Налог, вносимый каждым отдельным гражданином страны, должен быть точно определен по сумме, сроку и способу уплаты.
Принцип удобности. При взимании налога необходимо устанавливать время и способ внесения налога с точки зрения удобства плательщика.
Принцип экономии заключается в снижении издержек, связанных с взиманием налога. Система налогообложения должна быть построена таким образом, чтобы из кармана народа изымалось как можно меньше средств сверх того, что поступает в казну государства. Если, например, сбор налога требует большой армии чиновников, то их заработная плата может поглотить значительную сумму от налоговых поступлений.
Кроме этого, система налогообложения должна быть понятной для налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от нередко наблюдаемого в настоящее время двойного, тройного обложения.
Принципы рациональной системы налогообложения сформулированы известным немецким экономистом Х. Халлером.
Принцип дешевизны налогообложения. Налогообложение должно быть построено таким образом, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно.
Принцип дешевизны уплаты налогов. Система налогообложения должна быть такой, чтобы затраты налогоплательщика и процедура выплаты налогов были настолько низки, насколько это возможно.
Принцип ограничения бремени налогов. Налогообложение должно быть как можно менее ощутимым для налогоплательщика, с тем чтобы оказывать минимальное негативное воздействие на его экономическую активность.
К настоящему времени сложились две основные концепции налогообложения.
Первая концепция основана на установлении размера налогов пропорционально тем выгодам, которые получают от государства физические и юридические лица. Речь идет о финансировании тех благ, которыми пользуются хозяйствующие субъекты и получают от них выгоду. Например те, кто пользуются мостами, дорогами и т. д., должны оплачивать расходы, связанные с их содержанием и ремонтом. Осуществление этой концепции связано с трудностями определения личных выгод, получения каждым налогоплательщиком доходов за счет расходов государства на оборону, здравоохранение, просвещение и т. д.
Вторая концепция основана на системе установления размера налогов, которая строится в прямой зависимости от получаемого дохода физическими и юридическими лицами. Данная концепция является более справедливой, рациональной и относительно простой.
Кривая А. Лаффера. При налогообложении весьма важным моментом является установление оптимальных ставок налогов. Общеизвестно, что высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, что ведет к сокращению объемов производства и доходов. Низкие налоги усиливают стимулирование производителей и тем самым способствуют расширению производства и увеличению доходов.
Существуют разные подходы к использованию налоговых ставок с целью воздействия на экономические процессы. Одни решают возникшие в экономике проблемы с позиций спроса («экономика спроса»), другие - с позиций предложения («экономика предложения»).
Представители экономики спроса, к числу которых относятся кейнсианцы, например, предлагают при повышении темпов инфляции вводить более высокие налоги. Совокупные доходы и покупательная способность общества уменьшаются, что ведет к ограничению спроса. В результате цены снижаются и инфляция затухает.
Сторонники экономики предложения, наоборот, советуют снижать налоги, что стимулирует производство, ведет к увеличению предложения и снижению темпов инфляции. Они полагают, что высокие налоги увеличивают издержки предприятий, которые перекладываются на потребителя в форме более высоких цен, вызывая тем самым усиление инфляции.
В результате возникает дилемма: представители экономики спроса считают, что спрос создает свое собственное предложение, а сторонники экономики предложения полагают, что предложение создает себе свой спрос. Решение этой дилеммы не имеет однозначного ответа.
В то же время американский экономист Артур Лаффер в начале 1980-х гг. установил, что при повышении ставки налогов доходы государства сначала увеличиваются. Но, если налоговая ставка превысит некую границу, доходы от налоговых поступлений начнут уменьшаться, так как слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой» легальной экономике. Чем выше ставка налога, тем ниже объемы производства и меньше доходы государства. Отображенная графически взаимосвязь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название кривой Лаффера (рис. 22.1).

Рис. 22.1. Кривая Лаффера

Рис. 22.1. Кривая Лаффера

Графическое изображение кривой свидетельствует о том, что при нулевой ставке налога поступления в бюджет отсутствуют, при 100 %-ной ставке поступления в бюджет также отсутствуют. В легальной экономике при отсутствии дохода никто работать не желает, население и предприниматели уходят в теневую экономику. В остальных случаях производители будут работать и платить налоги, которые поступают в бюджет.
Максимальная величина налоговых поступлений в бюджет достигается в точке А при налоговой ставке rд = 50 %. Если экономика, находящаяся справа от точки А, сместится в точку В, то уменьшение уровня налоговой ставки до rB в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению (повышение стимулов к труду приведет к расширению предпринимательской деятельности в легальной экономике).
Следует иметь в виду, что на практике идеи А. Лаффера использовать достаточно трудно, так как кривая Лаффера не дает ответа на вопрос о том, какая ставка налога является максимальной. В разных странах используются различные налоговые ставки, величины которых обусловлены налоговой политикой государства; величиной и структурой государственного сектора; состоянием экономического положения страны и т. д. Считается, что высшая ставка подоходного налогообложения колеблется в пределах 50-70 %.

Основным обязательством налогоплательщиков является своевременная и самостоятельная уплата налогов и сборов в полном объеме.

Общеобязательные элементы налогообложения

Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

Понятие и основные аспекты налоговой базы

Согласно предписаниям НК РФ, налоговой базой является как стоимостная, так и физическая характеристика объекта, облагаемого налогом.

Другими словами, под данным понятием подразумевается любой объект, который подвергается обложению налогом.

Условия, принципы и порядок установления налоговой базы регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ.

К примеру, налоговой базой для НДС является общая стоимость реализованной продукции, для НДФЛ – доходы, полученные физическим лицом, для налога на наследство – стоимость наследственного имущества, для налога на дарение – стоимость дара.

Итак, налоговая база (НБ) – это:

  • один из основных элементов налога, на основании которого исчисляется его размер;
  • конкретный объект, с которого производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • определенная сумма, на основании которой производится расчет размера налога в соответствии с установленной ставкой;
  • доходы лица, с которых необходимо уплатить налоги и сборы.

Определение налоговой базы требуется для количественного выражения объекта налогообложения.

К каждому конкретному налогу применяется определенная налоговая база. К примеру, по НДС исчисление НБ происходит в соответствии с особенностями реализации продукции или приобретенного товара.

Порядок определения налоговой базы

Основными принципами исчисления налоговой базы (НБ), согласно которым осуществляется ее определение, являются:

  • определение налоговой базы осуществляется в соответствии с налоговыми нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ;
  • исчисление (определение) налоговой базы плательщиками налога, являющимися юридическими лицами, производится по завершении очередного налогового периода. Реализация процедуры проводится на основании сведений из регистров бухучета или других документов, подтверждающих данные об объектах налогообложения;
  • в случае выявления ошибок и неточностей в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлом налоговом периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится только за тот временной промежуток, в котором имело место нарушение. Если же определить период совершения искажения невозможно, процедура перерасчета осуществляется за тот период, когда нарушения были выявлены;
  • ИП, частные нотариусы, адвокаты-учредители адвокатских кабинетов определяют НБ по завершении очередного налогового периода и в соответствии с учетными данными доходов и расходов, при условиях и в порядке, установленном Минфином РФ;
  • налоговые агенты также обязаны придерживаться принципов и порядка исчисления налоговой базы, установленного НК РФ и другими специальными актами правотворчества.

Понятие, правовая характеристика и способы выражения налоговой ставки

Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

  • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
  • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
  • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

Типы и виды налоговых ставок

Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

По методу установления налоговые ставки могут быть:

Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

По юрисдикции утверждения налоговые ставки подразделяются на следующие:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Основные виды налогов, порядок определения их размеров

1. Основные виды федеральных налогов:

  • НДФЛ. Согласно НК РФ налоговая ставка по НДФЛ исчисляется в процентном отношении к объекту налогообложения и составляет 13 % (для российских подданных). Что касается лиц, не имеющих статус гражданина РФ, то для них установлена тридцатипроцентная налоговая ставка по НДФЛ. Оплата НДФЛ предусмотрена со всех видов доходов, которые получает физическое лицо (заработная плата, продажа недвижимости, выполнение работ, предоставление услуг);
  • НДС. Ставка налога по НДС, в соответствии с НК РФ, также как и НДФЛ исчисляется в процентном соотношении, на территории РФ она равна 18 %. Исключение составляют организации, работающие по УСН, для них НС в отношении НДС устанавливается нулевая;
  • налоговый сбор на прибыль предприятия. Налог на прибыль исчисляется в процентном соотношении, применяется преимущественно в отношении представителей крупного бизнеса.
  • налог на выручку по упрощенной системе налогообложения. Как правило, УСН пользуются начинающие предприниматели (представители малого и среднего бизнеса), годовой оборот которых не превышает 60 миллионов рублей. Для таких лиц предусмотрена нулевая НС по НДС.

2. Основные виды местных налогов:

  • земельный налог. Согласно законодательству, налоговая ставка по земельному налогу регламентируется муниципальными нормативно-правовыми актами, составляет от 0,3 до 1, 5%. Размер установленной НС зависит от категории облагаемых налогом земель. Категории земель устанавливаются земельным законодательством;
  • налог на недвижимое имущество физических лиц. Устанавливается представителями муниципальной власти, исчисляется в процентном соотношении к стоимости имущества, как правило, это не более 0,3%.

3.Основные виды региональных налогов:

  • имущественный налог для предприятий. Это региональный налог, уплачивать который обязаны организации, на балансе которых числится имущество, причем как движимое, так и недвижимое;
  • транспортный налог. Данный вид налога является региональным, исчисление налоговой ставки по нему осуществляется на основании таких данных, как год выпуска ТС, его вместимость, мощность двигателя и прочее.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Кривая Лаффера: оптимальные налоговые ставки

Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.

  1. К чему приводит повышение налоговых ставок?
  2. Кривая Лаффера
  3. Каковы оптимальные налоговые ставки?

К чему приводит повышение налоговых ставок?

Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:

Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.

Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.

Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.

Кривая Лаффера

Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.

Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.

Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.

Из этой закономерности можно вывести важные следствия:

  1. Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
  2. Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
  3. Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
  4. Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
  5. Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.

Каковы оптимальные налоговые ставки?

Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.

Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.

В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.

Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.

Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.

Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.

Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.

Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.

Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Читайте также: